На главную | База 1 | База 2 | База 3

Федеральный надзор России
по ядерной и радиационной безопасности

(Госатомнадзор России)

Руководящие документы

 

 

РУКОВОДСТВО
по рассмотрению отчета об обосновании безопасности
промышленного реактора

УТВЕРЖДЕНО

Приказом начальника

Госатомнадзора России

от 29 декабря 1995 г. № 142

 

ВВЕДЕНА В ДЕЙСТВИЕ

с 1 марта 1996 г.

 

РД-05-09-95

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Аннотация. 1

Принятые сокращения. 1

Введение. 1

1. Общие положения. 2

1.1. Цели и задачи рассмотрения ООБ ПР. 2

1.2. Основные принципы проведения рассмотрения ООБ ПР. 2

2. Методика проведения рассмотрения ООБ ПР. 3

2.1. Оценка полноты представленных материалов. 3

2.2. Нормы и требования для выполнения оценки. 3

2.3. Определение обоснованности отступлений от НТД.. 3

2.4. Контроль качества изложения и обоснований. 4

2.5. Перечень исходных событий аварий. 4

3. Заключение по ООБ ПР. 4

АННОТАЦИЯ

Руководство содержит рекомендации по рассмотрению материалов ООБ ПР, основные принципы и критерии оценки представленных обоснований.

Требования Руководства распространяются на предприятия (организации), проводящие рассмотрение и экспертизу материалов ООБ ПР.

ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

НТД                    - нормативно-техническая документация

ООБ ПР             - отчет об обосновании безопасности промышленного реактора

ПР                       - промышленный реактор

ВВЕДЕНИЕ

ООБ ПР представляется в комплекте документации, обосновывающей заявку на получение лицензии на строительство, ввод в эксплуатацию, эксплуатацию, реконструкцию или снятие с эксплуатации ПР.

Основная задача Руководства по рассмотрению отчета об обосновании безопасности промышленного реактора (далее - Руководство) - предоставление рекомендаций по проведению проверки соответствия ООБ ПР требованиям действующих нормативных документов и по составлению заключения по представленному отчету.

Требования Руководства распространяются на предприятия (организации), проводящие рассмотрение и экспертизу материалов ООБ ПР.

В связи с особым вниманием, проявляемым в настоящее время к вопросам снятия с эксплуатации ПР, а также совершенствованием нормативно-правовой базы, требования к представляемому ООБ ПР и соответственно Руководству могут корректироваться и совершенствоваться. Поэтому его можно рассматривать как основные рекомендации при рассмотрении ООБ ПР.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Цели и задачи рассмотрения ООБ ПР

1.1.1. Цель рассмотрения ООБ ПР - подготовка заключения для принятия Госатомнадзором России решения о выдаче (или отказе в выдаче) Заявителю лицензии на осуществление заявляемых видов деятельности и подготовки условий действия лицензии.

1.1.2. Основными задачами рассмотрения ООБ ПР являются:

• оценка полноты реализации в ООБ ПР принципов обеспечения безопасности, определяющих уровень радиационного воздействия на персонал, население и окружающую среду при нормальной эксплуатации ПР, а также риск для персонала ПР и населения в случае событий и аварийных ситуаций, ожидаемых при осуществлении разрешенной деятельности;

• определение тематики и объема специальной экспертизы;

• определение вопросов взаимодействия с Заявителем, при решении которых устраняются выявленные замечания с целью доведения качества обосновывающих материалов до состояния, дающего возможность адекватно оценить безопасность ПР.

1.2. Основные принципы проведения рассмотрения ООБ ПР

1.2.1. Соблюдение требований и целей безопасности.

При анализе представленных обоснований на соответствие требованиям и целям безопасности должны быть проведены:

• оценка соответствия представленных обоснований требованиям действующего на момент рассмотрения законодательства;

• проверка соответствия принятых технических решений принципам и критериям, изложенным в нормах и правилах, приведенных в нормативных документах, используемых Госатомнадзором России при регулировании и надзоре за безопасностью при производстве и использовании ядерных материалов, атомной энергии, радиоактивных веществ и изделий на их основе;

• определение соответствия представленных обоснований основополагающим принципам безопасности, сформулированным на международном уровне и отвечающим современному уровню развития науки и техники.

1.2.2. Независимость и объективность экспертизы.

К проведению экспертизы не могут привлекаться предприятия и специалисты, являющиеся исполнителями или соисполнителями (разработчиками) обосновывающих документов.

Благодаря соблюдению принципа независимости обеспечивается объективность оценки обосновывающих материалов.

1.2.3. Системность подхода.

Принцип, основанный на системном и комплексном подходе к оценке материала, заключается в проведении оценки в соответствии с системой требований, критериев и целей безопасности и включает все вопросы оценки, обеспечивая полноту их охвата.

1.2.4. Доказательность и достоверность результатов оценок.

Под доказательностью результатов понимается аргументирование полученных выводов результатами известных исследований, конкретными требованиями и критериями или ссылками на известные источники информации, а также опытом проведения аналогичных оценок.

Достоверность результатов оценок должна прежде всего основываться на компетентности эксперта, который должен хорошо знать действующие нормы и правила безопасности, быть широко эрудированным не только в области экспертизы, но и в смежных с ней областях.

Важным моментом, подтверждающим достоверность результатов оценок, является их сравнимость с результатами, полученными другими экспертами при анализе аналогичных объектов.

1.2.5. Однозначность оценки.

При изложении оценки, содержащейся в заключении по ООБ ПР, не должно допускаться ее двусмысленное понимание. Стиль изложения должен быть ясным и понятным для специалистов в данной области. Результаты оценки следует излагать, используя общепринятые термины и определения, применяемые в действующих государственных стандартах, НТД, справочниках и словарях.

Все используемые аббревиатуры и сокращения (кроме общепринятых) должны быть раскрыты и прокомментированы.

2. Методика проведения рассмотрения ООБ ПР

2.1. Оценка полноты представленных материалов

Рассмотрение начинается с формального контроля полноты изложения. Проверяется изложение материала по всем разделам, предусмотренным Требованиями к отчету об обосновании безопасности промышленного реактора, ссылок на источники информации. Следует убедиться в том, что объем и содержание материала, представленного в обоснование безопасности, удовлетворяют поставленным задачам и позволяют составить достаточно полное и достоверное заключение по всему рассматриваемому комплексу вопросов безопасности ПР или что требуется дополнительная информация об отдельных вопросах.

Для этого следует оценить:

2.1.1. Соответствие структуры представленного отчета Требованиям к отчету об обосновании безопасности промышленного реактора.

2.1.2. Представлены ли материалы по всем подразделам, и в какой степени эти материалы позволяют судить о выполнении требований и целей безопасности, обеспечивают ли они адекватное представление о принципе действия системы в условиях нормальной эксплуатации, при отказах и в аварийных ситуациях.

2.1.3. Достаточно ли аргументированы приведенные технические решения (наличие ссылок на документы, проектные материалы, отчеты, литературные источники и т.д. или конкретных выдержек из них).

2.1.4. Достаточность и качество представленной графической информации, а также соответствие ее текстовым описаниям.

2.2. Нормы и требования для выполнения оценки

Следует определить конкретные нормы и требования безопасности, на соответствие которым проводится оценка представленных обоснований.

2.3. Определение обоснованности отступлений от НТД

Обоснованность отступлений от НТД является одним из важнейших критериев их допустимости, поэтому она должна быть рассмотрена с обязательным фиксированием в итоговом документе основных доказательств безопасной реализации соответствующих видов деятельности.

Следует контролировать и возвращать на доработку ООБ ПР по мере изменения нормативных документов, использованных для обоснования безопасности.

2.4. Контроль качества изложения и обоснований

Полнота изложения разделов и обоснованность определяют качество ООБ ПР.

При использовании расчетных оценок особое внимание должно быть обращено на их достоверность, которая доказывается путем применения расчетных программ, прошедших стандартные процедуры верификации с получением соответствующих документов.

В случае отсутствия доказательств достоверности расчетных оценок должны быть составлены согласованные с Госатомнадзором России перечни необходимых исследований и графики их выполнения.

По согласованию с Госатомнадзором России допускается доказательство достоверности расчетных оценок путем расчета имевших место ситуаций, позволяющих выполнить косвенную оценку рассматриваемых эффектов.

2.5. Перечень исходных событий аварий

Перечень исходных событий аварий, используемый для выполнения анализа аварийных ситуаций, на основе которого строится обоснование безопасности, должен пройти независимую проверку и быть одобрен Госатомнадзором России.

3. Заключение по ООБ ПР

В результате рассмотрения материалов, обосновывающих безопасность, должно быть составлено Заключение.

Оно должно отражать основные итоги анализа ООБ ПР об обосновании безопасности и включать суждение о полноте, достаточности и обоснованности основных доводов и выводов, степени безопасности реактора. Заключение должно содержать выводы о возможности эксплуатации реактора, необходимости дополнительных исследований по обследованию безопасности, необходимости проведения компенсирующих мероприятий по повышению уровня безопасности, включая корректировку основных технологических параметров.

 

Начальник Управления по надзору за

ядерной и радиационной безопасностью

предприятий топливного цикла                                            А.И. Кислов