На главную | База 1 | База 2 | База 3

Об утверждении Инструкции о порядке проведения инспекций
при лицензировании деятельности в области использования
атомной энергии на предприятиях топливного цикла

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить и ввести в действие с 10 мая 1999 г. Инструкцию о порядке проведения инспекций при лицензировании деятельности в области использования атомной энергии на предприятиях топливного цикла (РД-05-18-99).

2. Руководителям структурных подразделений центрального аппарата и межрегиональных территориальных округов Госатомнадзора России, НТЦ ЯРБ, МТУИЗИ довести требования РД-05-18-99 до всех должностных лиц и работников, привлекаемых к проведению инспекций при лицензировании деятельности в области использования атомной энергии на предприятиях топливного цикла.

Начальник

Госатомнадзора России                              Ю.Г. Вишневский

 

 

Федеральный надзор России
по ядерной и радиационной безопасности
(Госатомнадзор России)

 

Руководящие документы

 

 

ИНСТРУКЦИЯ
О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ИНСПЕКЦИЙ
ПРИ ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АТОМНОЙ
ЭНЕРГИИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ТОПЛИВНОГО
ЦИКЛА

УТВЕРЖДЕНА

Приказ начальника Госатомнадзора России
от 5 апреля 1999 г. № 39

ВВЕДЕНА В ДЕЙСТВИЕ

с 10 мая 1999 г.

 

РД-05-18-99

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

I. Основные понятия. 2

II. Общие положения. Назначение и область применения. 2

III. Общие вопросы организации и проведения инспекций. 4

IV. Особенности проведения инспекций на объектах эксплуатирующих организаций и эксплуатирующих организациях. 4

V. Особенности проведения инспекций на объектах предприятий, выполняющих работы и предоставляющих услуги эксплуатирующим организациям.. 6

VI. Особенности проведения инспекций при наличии у заявителя выданной ранее лицензии (разрешения) Госатомнадзора России на заявленную деятельность. 6

VII. Санкции Госатомнадзора России. 6

I. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

В настоящей Инструкции используются следующие основные понятия:

1. Заявитель - юридическое лицо, подавшее в Госатомнадзор России заявление о выдаче лицензии.

2. Требования к обеспечению безопасности при использовании атомной энергии - вся совокупность требований, устанавливаемых нормативными правовыми актами Российской Федерации, федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии, условиями действия лицензий (разрешений) Госатомнадзора России и его территориальных органов на право осуществления деятельности, постановлениями Госатомнадзора России и другими нормативными актами, государственный надзор за соблюдением требований которых осуществляют Госатомнадзор России и его территориальные органы.

3. Предписание - документ, выдаваемый в установленном порядке уполномоченными на то должностными лицами Госатомнадзора России должностным лицам организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, содержащий обязательные для выполнения требования к устранению недостатков в обеспечении безопасности и устанавливающий сроки реализации этих требований.

4. Инспекция - форма государственного надзора, включающая изучение, проверку деятельности, а также проверки, наблюдения, испытания, измерения, проводимые уполномоченными представителями Госатомнадзора России и его территориальных органов для оценки и определения соответствия работ, объектов использования атомной энергии, их сооружений, систем, оборудования, изделий, документации и квалификации работников (персонала) объектов использования атомной энергии установленным требованиям к обеспечению безопасности при использовании атомной энергии.

5. Санкции Госатомнадзора России - установленные законодательством Российской Федерации административные взыскания и иные меры воздействия, применяемые должностными лицами Госатомнадзора России и его территориальных органов к юридическим и физическим лицам за нарушение ими требований к обеспечению безопасности при использовании атомной энергии с целью предупреждения в дальнейшем этих нарушений.

II. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ. НАЗНАЧЕНИЕ И ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

6. Настоящая Инструкция разработана на основе законодательства Российской Федерации в области использования атомной энергии, действующих в этой области нормативных правовых актов Российской Федерации, Положения лицензировании деятельности в области использования атомной энергии, Положения о Федеральном надзоре России по ядерной и радиационной безопасности, Положения об организации государственного надзора за безопасностью при использовании атомной энергии (РД-03-43-98), а также других руководящих документов Госатомнадзора России.

7. Настоящая Инструкция определяет порядок проведения инспекций при лицензировании деятельности в области использования атомной энергии на объектах предприятий топливного цикла, а также объектах предприятий, выполняющих работы и предоставляющих услуги предприятиям топливного цикла в области использования атомной энергии (далее - объекты ПТЦ).

7.1. К объектам предприятий топливного цикла относятся:

а) ядерные установки, а именно:

сооружения и комплексы с промышленными ядерными реакторами;

сооружения, комплексы, установки с ядерными материалами, предназначенные для производства, переработки, хранения и транспортирования ядерного топлива, ядерных материалов и радиоактивных веществ, включая добычу урановых руд;

б) радиационные источники, а именно:

комплексы и установки, в которых содержатся радиоактивные вещества, расположенные на территории ядерной установки или радиационного источника и не предусмотренные в проекте ядерной установки или радиационного источника;

в) пункты хранения ядерных материалов, радиоактивных веществ, хранилища радиоактивных отходов (далее - пункты хранения), а именно:

стационарные объекты и сооружения, предназначенные хранения ядерных материалов, радиоактивных веществ, включая объекты и сооружения, расположенные на территории ядерной установки и не предусмотренные в проекте ядерной установки;

стационарные объекты и сооружения, предназначенные хранения или захоронения радиоактивных отходов, расположенные на территории ядерной установки и не предусмотренные в проекте ядерной установки.

7.2. К предприятиям, выполняющим работы предоставляющим услуги в области использования атомной энергии предприятиям топливного цикла, относятся:

а) научно-исследовательские и проектные организации, осуществляющие технологические разработки, материаловедческие и иные исследования с использованием ядерных и специальных материалов;

б) организации, осуществляющие:

проектирование, конструирование и сооружение ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения, их модернизацию и(или) реконструкцию;

конструирование и изготовление тепловыделяющих тепловыделяющих элементов;

конструирование, изготовление и испытание транспортных упаковочных комплектов для перевозки ядерных материалов, радиоактивных отходов и отработавшего ядерного топлива;

транспортирование и хранение ядерных материалов, изделий на их основе, отработавшего ядерного топлива и радиоактивных отходов с объектов предприятий топливного цикла;

экспертизу проектной, конструкторской, транспортной документации и документов, обосновывающих обеспечение ядерной и радиационной безопасности ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения, а также деятельности по обращению с ядерными материалами, радиоактивными веществами радиоактивными отходами;

предоставление услуг, связанных с транзитными перевозками по территории Российской Федерации ядерных материалов, изделий на их основе, радиоактивных отходов и отработавшего ядерного топлива;

предоставление услуг, связанных с экспортом ядерных материалов, изделий на их основе, радиоактивных отходов и отработавшего ядерного топлива;

приемку при изготовлении ядерного топлива, технологического оборудования и контрольно-измерительных средств.

8. Настоящая Инструкция обязательна для должностных лиц и специалистов структурных подразделений центрального аппарата Госатомнадзора России и его территориальных органов, осуществляющих деятельность, связанную с организацией и проведением инспекций при лицензировании деятельности в области использования атомной энергии на объектах ПТЦ.

9. При организации и проведении инспекций следует руководствоваться федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии, действующей в Госатомнадзоре России организационно-распорядительной и нормативной документацией, в том числе принципами, изложенными в РД-03-43-98.

10. Общими формами реализации деятельности Госатомнадзора России и его территориальных органов по проведению инспекций на объектах ПТЦ при лицензировании деятельности являются:

получение от ответственных лиц проверяемого объекта ПТЦ информации об обеспечении безопасности, дополняющей или раскрывающей более полно положения документов, полученных Госатомнадзором России вместе с заявлением о выдаче лицензии анализ полученной информации и уточнение плана проведения инспекции;

проведение проверок на объектах ПТЦ в соответствии с рабочей программой и планом проведения инспекции, анализ результатов проверок;

оформление результатов инспекции применение установленных законодательством Российской Федерации санкций в случае нарушения требований безопасности.

III. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ИНСПЕКЦИЙ

11. Решение о необходимости проведения инспекции при лицензировании деятельности в области использования атомной энергии принимает руководство Госатомнадзора России или его территориального органа по предложению начальника подразделения, которому поручено рассмотрение документов заявителя.

12. Виды инспекций, их цели, объем и этапы, которые должна включать каждая инспекция вне зависимости от ее вида, приведены в пп. 24, 27 - 29 РД-03-43-98.

13. Комиссия, организуемая для проведения инспекции, и ее руководитель назначаются приказом или указанием руководителя Госатомнадзора России или руководителя его территориального органа. Рабочая программа инспекции утверждается заместителем начальника Госатомнадзора России или заместителем руководителя территориального органа Госатомнадзора России.

14. Для инспектирования объектов ПТЦ подразделения Госатомнадзора России должны быть обеспечены:

а) копиями выданных Госатомнадзором России и его территориальными органами лицензий и условий их действия, а также всеми изменениями и дополнениями к этим документам (в тех случаях, когда заявитель имел такие лицензии);

б) нормативными документами по вопросам, включенным в рабочую программу инспекции;

в) отчетами по обоснованию безопасности объектов использования атомной энергии и(или) другими документами, обосновывающими безопасность осуществления заявленной деятельности в области использования атомной энергии;

г) методическими документами по проведению инспекций;

д) техническими средствами контроля и измерения, необходимыми для проведения инспекций;

е) средствами связи и вычислительной техникой (допускается пользоваться средствами связи и вычислительной техникой, предоставляемыми заявителем).

15. Подготовка к проведению инспекций осуществляется в соответствии с требованиями пп. 30 - 36 РД-03-43-98.

16. Продолжительность проведения инспекции, как правило, не должна превышать двух недель.

17. Все проверки и иные связанные с ними действия инспектирующих лиц в процессе проведения инспекций, а также оформление результатов инспекций должны осуществляться в соответствии с требованиями пп. 37 - 50 РД-03-43-98.

18. Инспекции с применением технических средств контроля и измерения проводятся в соответствии с требованиями пп. 64 - 66 РД-03-43-98.

IV. ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ИНСПЕКЦИЙ НА ОБЪЕКТАХ ЭКСПЛУАТИРУЮЩИХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ЭКСПЛУАТИРУЮЩИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

19. Для проведения инспекции на объектах эксплуатирующей организации и в эксплуатирующей организации в рабочей программе инспекции может быть предусмотрена проверка следующих вопросов:

19.1. Использование эксплуатирующей организацией предоставленных ей законодательством Российской Федерации полномочий и возможностей в части обеспечения безопасности и качества выполняемых работ.

19.2. Достоверность представляемой в Госатомнадзор России и его территориальные органы информации о состоянии обеспечения безопасности.

19.3. Соблюдение требований законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области использования атомной энергии при осуществлении заявленной деятельности.

19.4. Соблюдение требований законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в части, относящейся к области использования атомной энергии, при осуществлении заявленной деятельности.

19.5. Соблюдение требований норм и правил в области использования атомной энергии при осуществлении заявленной деятельности.

19.6. Поддержание требуемых характеристик систем и их элементов, влияющих на обеспечение безопасности объектов ПТЦ, а также систем, оборудования и средств контроля качества выполнения работ.

19.7. Организация подбора, подготовки, проверки знаний и допуска к работам работников (персонала).

19.8. Организация разработки, содержания, учета, обеспечения рабочих мест нормативной, проектной, конструкторской, технологической и эксплуатационной документацией и корректировки указанной документации.

19.9. Проведение мероприятий по предупреждению аварий и готовности предприятий к ликвидации их последствий.

19.10. Организация ведения учетной и отчетной документации при осуществлении заявленной деятельности.

19.11. Наличие документального подтверждения финансового обеспечения предела ответственности, установленного статьей 55 Федерального закона «Об использовании атомной энергии».

19.12. Выполнение требований предписаний и актов, ранее выданных органами ведомственного контроля.

19.13. Выполнение требований сертификации оборудования, изделий и технологий для ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения.

19.14. Наличие и выполнение программ обеспечения качества.

19.15. Организация учета и контроля ядерных материалов и радиоактивных веществ.

19.16. Состояние физической защиты ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения, ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов.

19.17. Наличие обязательств по договорам с предприятиями, предоставляющими услуги эксплуатирующей организации, а также наличие у этих организаций соответствующих лицензий (разрешений) Госатомнадзора России.

19.18. Распределение обязанностей по обеспечению безопасности между эксплуатирующей организацией и предприятиями, предоставляющими услуги эксплуатирующей организации.

19.19. Наличие документов о передаче в пользование ядерных материалов, находящихся в федеральной собственности.

19.20. Наличие необходимых разрешений Госатомнадзора России у руководящего и оперативного персонала, а также у персонала производственного контроля ядерной и радиационной безопасности на право ведения работ в области использования атомной энергии.

19.21. Наличие разрешительных и иных документов, требуемых в соответствии с законодательными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды.

19.22. Другие вопросы в связи с особенностями проверяемого объекта ПТЦ.

20. Перечень конкретных вопросов для включения в рабочую программу инспекции следует формировать из числа указанных в п. 19 настоящей Инструкции с учетом специфики проверяемого объекта ПТЦ.

V. ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ИНСПЕКЦИЙ НА ОБЪЕКТАХ ПРЕДПРИЯТИЙ, ВЫПОЛНЯЮЩИХ РАБОТЫ И ПРЕДОСТАВЛЯЮЩИХ УСЛУГИ ЭКСПЛУАТИРУЮЩИМ ОРГАНИЗАЦИЯМ

21. При проведении инспекций на объектах предприятий, выполняющих работы и предоставляющих услуги эксплуатирующим организациям в области использования атомной энергии, в рабочей программе инспекции может быть предусмотрена проверка следующих вопросов:

21.1. Вопросы, приведенные в пп. 19.2 - 19.16, 19.18 - 19.21 настоящей Инструкции.

21.2. Наличие обязательств по договорам с эксплуатирующей организацией.

21.3. Наличие возможностей для контроля соблюдения заявителем требований безопасности и требований к обеспечению качества со стороны эксплуатирующей организации.

21.4. Наличие обязательств по договорам с другими организациями, участвующими в проведении или в обеспечении проведения заявленной деятельности.

21.5. Наличие у организаций, приведенных в п. 21.4 настоящей Инструкции, соответствующих лицензий (разрешений) Госатомнадзора России.

21.6. Распределение ответственности между заявителем и организациями, приведенными в п. 21.4 настоящей Инструкции.

21.7. Другие вопросы в связи с особенностями проверяемого объекта ПТЦ.

22. Перечень конкретных вопросов для включения в рабочую программу инспекции следует формировать из числа приведенных в пп. 19 и 21 настоящей Инструкции с учетом специфики проверяемого объекта ПТЦ.

23. По решению руководства Госатомнадзора России акты-предписания и предписания по результатам комплексных и целевых инспекций направляются в соответствующие эксплуатирующие организации для принятия мер по обеспечению выполнения предписаний и информирования Госатомнадзора России об их выполнении.

VI. ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ИНСПЕКЦИЙ ПРИ НАЛИЧИИ У ЗАЯВИТЕЛЯ ВЫДАННОЙ РАНЕЕ ЛИЦЕНЗИИ (РАЗРЕШЕНИЯ) ГОСАТОМНАДЗОРА РОССИИ НА ЗАЯВЛЕННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

24. Для проведения инспекции при наличии у заявителя выданной ранее лицензии (разрешения) Госатомнадзора России на заявленную деятельность вопросы для включения в рабочую программу инспекции формируются в соответствии с положениями глав IV и V настоящей Инструкции.

25. Кроме того, должна быть предусмотрена проверка следующих вопросов:

25.1. Выполнение постановлений и ранее выданных предписаний Госатомнадзора России и его территориальных органов.

25.2. Выполнение условий действия лицензий (разрешений), выданных Госатомнадзором России и его территориальными органами.

25.3. Деятельность эксплуатирующей организации по контролю и обеспечению соблюдения заявителем требований безопасности и требований к обеспечению качества.

26. Особое внимание следует уделять вопросам, по которым были выявлены нарушения условий действия лицензий (разрешений).

VII. САНКЦИИ ГОСАТОМНАДЗОРА РОССИИ

27. Состав санкций, права должностных лиц Госатомнадзора России по применению санкций, основные принципы применения санкций, требования к порядку и процедурам применения санкций и процедуры применения санкций регламентируются пп. 74 - 82 РД-03-43-98.

 

Начальник Управления по надзору

за ядерной и радиационной безопасностью

предприятий топливного цикла                              А.И. Кислов