Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности (Госатомнадзор России) Руководящие документы
СИСТЕМА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ
РД-03-42-97
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ1. Система нормативных документов Госатомнадзора России представляет собой совокупность утверждаемых им нормативных документов, направленных на обеспечение ядерной и радиационной безопасности объектов использования атомной энергии с целью защиты от радиационного воздействия работников (персонала) объектов использования атомной энергии, населения и окружающей среды. 2. Систему нормативных документов Госатомнадзора России, составляют нормативные документы следующих видов: федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии; руководства по безопасности; руководящие документы. 3. Настоящий руководящий документ устанавливает: назначение каждого из видов нормативных документов; основные принципы разработки, утверждения и введения в действие нормативных документов. 4. Настоящий руководящий документ предназначен для должностных лиц и специалистов Госатомнадзора России, осуществляющих организацию и координацию разработки и разработку нормативных документов, а также должностных лиц и специалистов других федеральных органов исполнительной власти и организаций, участвующих в проведении указанных видов работ. II. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ5. В компетенцию Госатомнадзора России входят организация разработки, разработка, утверждение и введение в действие федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, устанавливающих требования к обеспечению ядерной безопасности, радиационной безопасности (кроме санитарных правил, норм и гигиенических нормативов в области обеспечения радиационной безопасности), технической и пожарной безопасности (в части установления требований к элементам и системам, связанным с обеспечением ядерной и радиационной безопасности), к обеспечению физической защиты ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения, ядерных материалов и радиоактивных веществ, к учету и контролю ядерных материалов. Федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии (далее - федеральные нормы и правила), утверждаемые Госатомнадзором России, регламентируют технические и организационные аспекты обеспечения безопасности при осуществлении деятельности в области использования атомной энергии. 6. При разработке федеральных норм и правил, утверждаемых Госатомнадзором России, следует учитывать область нормативного регулирования, определенную в приложении. 7. При разработке федеральных норм и правил следует руководствоваться следующими принципами: обеспечение полноты и непротиворечивости их требований; соответствие их требований достигнутому уровню науки и техники; учет отечественного и зарубежного опыта регулирования безопасности при использовании атомной энергии; обеспечение взаимодействия с другими органами государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии при установлении требований федеральных норм и правил, связанных с аспектами, относящимися к компетенции этих органов; открытость и гласность при их разработке. 8. Федеральные нормы и правила должны разрабатываться в виде общих положений, норм, правил (требований). 9. Общие положения устанавливают принципы, критерии и общие требования ядерной и радиационной безопасности к объекту использования атомной энергии в целом на всех этапах его жизненного цикла. 10. Нормы и правила устанавливают требования или к определенному виду деятельности, или к отдельным частям объекта использования атомной энергии, системам, элементам. Нормами регламентируются предельные (критические), допустимые значения физических, химических, теплогидравлических, прочностных и других параметров, условия, при которых эти параметры выполняются, а также устанавливаются формулы, соотношения, вычислительные методы, служащие для определения этих значений. Правила (требования) устанавливают требования к обеспечению безопасности объекта использования атомной энергии путем определения требований к осуществлению определенного вида деятельности или посредством определения необходимых требований к устройству и работе отдельных частей, систем, элементам, входящим в состав объекта использования атомной энергии и выполняющим функции, важные для безопасности. Нормы и правила не должны необоснованно ограничивать пути и способы достижения безопасности, а также решения, направленные на обеспечение выполнения требований по безопасности. 11. Федеральные нормы и правила разрабатываются и утверждаются в соответствии с Положением о разработке федеральных норм и правил в области использования атомной энергии и перечня федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 1997 г. № 1511, и с руководящими документами Госатомнадзора России. 12. Если разрабатываемые федеральные нормы и правила затрагивают компетенцию других органов государственного регулирования безопасности, следует: учитывать требования федеральных норм и правил, утвержденных этими органами государственного регулирования безопасности; согласовывать их с этими органами государственного регулирования безопасности. 13. Официальный печатный орган для опубликования проектов федеральных норм и правил, а также утвержденных федеральных норм и правил определяется Госатомнадзором России. 14. Условное обозначение федеральных норм и правил, утверждаемых Госатомнадзором России, состоит из индекса и регистрационного номера: НП-ХХХ-ХХ. Индекс НП - федеральные нормы и правила, утверждаемые Госатомнадзором России. Регистрационный номер состоит из двух групп цифр. Первая группа из трех цифр указывает на порядковой номер, присваиваемый при утверждении федеральных норм и правил, вторая группа из двух цифр соответствует двум последним цифрам года утверждения. В скобках может быть указано предыдущее обозначение действующего нормативного документа. III. РУКОВОДСТВА ПО БЕЗОПАСНОСТИ15. Руководства по безопасности содержат приемлемые для Госатомнадзора России способы и методы выполнения требований федеральных норм и правил. 16. При разработке руководств по безопасности следует учитывать область нормативного регулирования, определенную в приложении. 17. Руководства по безопасности определяют необходимую последовательность действий и условий выполнения этих действий. 18. Порядок разработки и утверждения руководств по ядерной и радиационной безопасности определяется Госатомнадзором России. 19. В руководстве по безопасности должно быть указано, что в случае, если для выполнения соответствующих требований федеральных норм и правил организация, осуществляющая деятельность в области использования атомной энергии, использует иные способы и методы, чем те, которые указаны в руководстве по безопасности, то она должна представить обоснования правильности выбранных способов и методов выполнения требований федеральных норм и правил. 20. Условное обозначение руководств по безопасности состоит из индекса и регистрационного номера: РБ-XXX-XX. Индекс РБ - руководство по безопасности. Регистрационный номер состоит из двух групп цифр. Первая группа из трех цифр указывает на порядковой номер, присваиваемый при утверждении руководства по безопасности, вторая группа из двух цифр соответствует двум последним цифрам года утверждения. В скобках может быть указано предыдущее обозначение действующего руководства. IV. РУКОВОДЯЩИЕ ДОКУМЕНТЫ21. Руководящие документы содержат основанные на законодательных и иных нормативных правовых актах организационные нормы, устанавливающие правила и порядок действий в той или иной области деятельности, относящейся к компетенции Госатомнадзора России. К руководящим документам относятся документы, определяющие в системе Госатомнадзора России статус, задачи и функции структурных подразделений центрального аппарата, региональных органов и организаций Госатомнадзора России, обязанности и права работников и должностных лиц, и некоторые документы, носящие информационный характер. 22. Основные виды руководящих документов - положение, инструкция, типовой документ (программа, перечень и т.д.), методическое указание. 23. Положение - документ, определяющий общую организацию действий в каждой из основных сфер деятельности Госатомнадзора России (надзорной, кадровой, финансовой и др.). 24. Инструкция - документ, детализирующий определенную положением общую организацию действий применительно к конкретному направлению работы в пределах какой-либо основной сферы деятельности. 25. Типовой документ - документ, определяющий требования к составу, содержанию, перечню технических, организационных и других мероприятий или документов. 26. Методическое указание - документ, регламентирующий организацию действий по специальным или частным вопросам конкретного направления работы в пределах какой-либо основной сферы деятельности. 27. Порядок разработки руководящих документов определяет Госатомнадзор России. 28. Руководящие документы, устанавливающие требования, обязательные для исполнения внешними организациями (эксплуатирующими организациями, организациями, выполняющими работы и предоставляющими услуги для эксплуатирующей организации, и др.), в случае, если они подлежат регистрации в Минюсте России, должны разрабатываться с соблюдением Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009. 29. Условное обозначение руководящего документа состоит из индекса и регистрационного номера: РД-XXX-XX. Индекс РД - руководящий документ Госатомнадзора России. Регистрационный номер состоит из двух групп цифр. Первая группа из трех цифр указывает на порядковой номер, присваиваемый при утверждении руководящего документа, вторая группа из двух цифр соответствует двум последним цифрам года утверждения. В скобках может быть указано предыдущее обозначение действующего документа. Директор НТЦ ЯРБ Б.Г. Гордон ПриложениеТаблица (часть 1) ОБЛАСТЬ НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОБЪЕКТАХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИобласть, требующая нормативного регулирования, область, не требующая нормативного регулирования. Таблица (часть 2) область, требующая нормативного регулирования, область, не требующая нормативного регулирования.
СОДЕРЖАНИЕ
|