Федеральная
служба
по экологическому, технологическому и атомному надзору
РУКОВОДСТВА
ПО БЕЗОПАСНОСТИ
Утверждены
постановлением
Федеральной службы
по экологическому,
технологическому и
атомному надзору
от 29 декабря 2005 г.
№ 21
|
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПОДБОРУ, ПОДГОТОВКЕ, ПОДДЕРЖАНИЮ
И ПОВЫШЕНИЮ КВАЛИФИКАЦИИ ОПЕРАТИВНОГО
ПЕРСОНАЛА ОБЪЕКТОВ ЯДЕРНОГО
ТОПЛИВНОГО ЦИКЛА
РБ-034-05
Введены
в действие
с 1 февраля 2006 г.
Москва
2005
Руководство
по безопасности содержит рекомендации по подбору, подготовке, поддержанию и
повышению квалификации оперативного персонала объектов ядерного топливного
цикла, формированию и поддержанию у него культуры безопасности, а также к
производственно-административным формам работы с оперативным персоналом, направленные
на обеспечение безопасности объектов ядерного топливного цикла.
Выпускается
впервые1.
________
1 Настоящий документ
разработан в Научно-техническом центре по ядерной и радиационной безопасности
Калибердой И.В., Плехановым В.Ш., Кулешовой Е.В.
При
разработке документа рассмотрены и учтены замечания и предложения специалистов
Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, ОАО
«ТВЭЛ», ОАО«Машиностроительный завод», ФГУП «ПО «Маяк», ФГУП «ГХК», ФГУП «СХК».
Разработано на основании
федеральных норм и правил в области использования атомной энергии с учетом
рекомендаций МАГАТЭ и положений международных стандартов ИСО.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общие положения2
________
2 В Руководстве
используются термины, принятые в федеральных нормах и правилах в области
использования атомной энергии.
1.1. Настоящее
руководство по безопасности «Рекомендации по подбору, подготовке, поддержанию и
повышению квалификации оперативного персонала объектов ядерного топливного
цикла» (далее - Руководство) развивает требования Общих положений обеспечения
безопасности объектов ядерного топливного цикла (ОПБ ОЯТЦ) и содержит
рекомендации по подбору, подготовке, поддержанию и повышению квалификации
оперативного персонала, формированию и поддержанию у него культуры
безопасности, а также к производственно-административным формам работы с
оперативным персоналом, направленные на обеспечение безопасности ОЯТЦ.
1.2. Руководство
определяет приемлемый для федерального органа исполнительной власти,
осуществляющего государственное регулирование безопасности при использовании
атомной энергии, подход эксплуатирующей организации к реализации требований ОПБ
ОЯТЦ по подбору и подготовке персонала ОЯТЦ, осуществляющего управление
технологическим процессом, обращением с ядерными материалами, радиоактивными
веществами и радиоактивными отходами, а также оперативное обслуживание систем,
важных для безопасности ОЯТЦ (оперативный персонал), в целях предотвращения
ошибочных действий персонала и принятия им ошибочных решений.
1.3. В случае, если
применяются другие подходы, чем те, которые определены в Руководстве, то
эксплуатирующая организация должна обосновать правильность сделанного выбора.
2. Подбор оперативного
персонала
2.1. На ОЯТЦ следует
разработать и утвердить список профессий и должностей оперативного персонала.
Подбор оперативного персонала следует проводить на основании этого списка и
анализа:
1) проекта ОЯТЦ;
2) технологий, применяемых на
ОЯТЦ, планируемых изменений в технологических процессах и оборудовании;
3) объемов выполняемых и
планируемых к выполнению работ;
4) фактической и необходимой
численности оперативного персонала и его квалификации;
5) должностных инструкций
оперативного персонала;
6) результатов оценки
квалификации имеющегося оперативного персонала;
7) квалификационных
испытаний, результатов аттестации оперативного персонала.
2.2. Подбор оперативного
персонала следует осуществлять из числа лиц, удовлетворяющих квалификационным
требованиям, характеристикам, установленным для данной должности, не имеющих
медицинских и психофизиологических противопоказаний для работы.
3. Подготовка,
поддержание и повышение квалификации
оперативного персонала
3.1. Подготовку
оперативного персонала следует проводить в объеме квалификационных требований
по конкретным должностям и профессиям по отобранным для обучения темам,
включающим в том числе изучение принципов культуры безопасности, ознакомление с
распорядительными документами по вопросам аварийности, травматизма, нарушения
требований правил охраны труда, а также проведение противоаварийных,
противопожарных тренировок и тренировок по действиям в чрезвычайных ситуациях.
Для
каждого вновь принимаемого на работу или готовящегося на новую должность
работника следует назначать лицо, ответственное за его подготовку.
3.2. Поддержание и
повышение квалификации оперативного персонала следует проводить с установленной
периодичностью с целью обновления теоретических знаний, поддержания
практических навыков работы и изучения изменений, внесенных в нормативные,
регламентирующие, другие технические документы, а также в обслуживаемые системы
и оборудование.
Квалификацию
оперативного персонала следует поддерживать и повышать с учетом требований к
знаниям, навыкам и умениям, определяемых должностной инструкцией работника и
характером выполняемой им работы в ходе:
1) технической учебы по месту
основной деятельности;
2) обучения, в том числе с
отрывом от производства, в учебных центрах, на курсах, в процессе стажировки;
3) проведения
противоаварийных тренировок с целью проверки способности и приобретения навыков
быстро и правильно ориентироваться при ликвидации аварийных ситуаций;
4) регулярного ознакомления с
технической литературой.
3.3. При подготовке,
поддержании и повышении квалификации работников из числа оперативного персонала
следует предусматривать:
1) вводный инструктаж (при
приеме на работу);
2) первичный инструктаж на
рабочем месте (при необходимости);
3) повторный, внеплановый,
целевой инструктажи (при необходимости);
4) разработку, согласование и
утверждение индивидуальной программы подготовки;
5) теоретическую подготовку;
6) практическую подготовку с
использованием технических средств обучения (при необходимости);
7) проверку знаний;
8) стажировку на рабочем
месте (при необходимости);
9) дублирование на рабочем
месте (при необходимости);
10) допуск к
самостоятельной работе;
11) получение
разрешений федерального органа исполнительной власти, осуществляющего
государственное регулирование безопасности при использовании атомной энергии
(при необходимости).
3.4. Инструктажи следует
проводить с целью доведения до оперативного персонала основных требований
безопасного ведения работ, эксплуатации оборудования, соблюдения правил охраны
труда, ядерной, радиационной, промышленной и пожарной безопасности.
3.4.1. Вводный инструктаж
следует проводить с разъяснением основных видов опасности на производстве,
правил поведения на территории предприятия, в производственных и бытовых
помещениях, значений предупредительных надписей и плакатов.
3.4.2. Первичный
инструктаж на рабочем месте следует проводить до начала производственной
деятельности, при переводе работника из одного подразделения в другое, с
работниками, выполняющими новую для них работу, с разъяснением:
а)
принципов культуры безопасности;
б)
правил, норм, стандартов и инструкций по охране труда, ядерной, радиационной,
промышленной и пожарной безопасности;
в)
производственных инструкций и другой технической документации по действиям оперативного
персонала в условиях аварийных ситуаций, включая оказание первой медицинской
само- и взаимопомощи;
г)
условий труда и производственной обстановки на объекте, в цехе и на рабочем
месте;
д)
состояния средств защиты от воздействия опасных и вредных производственных
факторов;
е)
состояния производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.
3.4.3. Повторный
инструктаж следует проводить с установленной периодичностью в соответствии с
объемом знаний, определяемым должностной инструкцией работника и характером
выполняемой им работы.
3.4.4. Внеплановый
инструктаж следует проводить:
а)
при введении в действие новых или переработанных правил, норм, инструкций, а
также изменений к ним;
б)
при изменении технологического процесса, замене или модернизации оборудования,
приспособлений и инструмента, исходного сырья, материалов и других факторов,
влияющих на безопасность;
в)
при нарушении работником требований правил, норм и инструкций по безопасности,
которые могут привести или привели к нарушению в работе ОЯТЦ и его систем и
оборудования, травме, переоблучению, взрыву, пожару или отравлению;
г)
при перерывах в работе, превышающих установленный на ОЯТЦ срок для данных
должностей или видов работ.
3.4.5. Целевой инструктаж
следует проводить перед выполнением:
а)
радиационно опасных, ядерно- и пожароопасных работ;
б)
разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями по специальности;
в)
работ по ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и катастроф;
г)
работ, на которые оформляется наряд-допуск или письменное распоряжение;
д)
работ, в программах выполнения которых указана необходимость проведения
инструктажа оперативного персонала.
3.4.6. Объем и содержание
внепланового и целевого инструктажей следует определять в каждом конкретном
случае в зависимости от причин и обстоятельств, вызвавших необходимость их
проведения.
Вводный
инструктаж следует проводить со всеми лицами, вновь принимаемыми на работу, а
первичный, повторный, внеплановый и целевой инструктажи - с работниками из
числа оперативного персонала в соответствии с перечнем должностей или видов
выполняемых работ на ОЯТЦ.
3.5. Подготовку,
поддержание и повышение квалификации оперативного персонала следует проводить
по учебным программам, обеспечивающим получение работниками теоретических
знаний и практических навыков для выполнения ими профессиональных обязанностей.
При разработке учебных программ следует учитывать:
1) требования к квалификации,
объемам знаний и навыков работников из числа оперативного персонала, их
обязанностям и ответственности, включенным в должностные инструкции, с учетом
выполняемых ими функций и работ, влияющих на безопасность ОЯТЦ;
2) необходимость
дифференцированного подхода к проведению профессионального обучения
оперативного персонала в специализированных группах с учетом образования,
квалификации и опыта каждого работника из числа оперативного персонала;
3) требования нормативных
документов по обеспечению безопасности ОЯТЦ;
4) необходимость воспитания у
работников из числа оперативного персонала культуры безопасности, направленной
на понимание каждым его личной причастности к безопасности ОЯТЦ;
5) необходимость обучения по
вопросам качества выполнения и контроля выполнения работ для обеспечения
безопасности ОЯТЦ;
6) необходимость
использования технических средств обучения для отработки практических навыков
выполнения и контроля выполнения работ на ОЯТЦ;
7) выводы по анализу прежних
ошибок и аварий по причинам, связанным с оперативным персоналом, типовых
нарушений требований нормативных документов, технологических регламентов, а
также опыт прогнозирования и предупреждения причин нарушений;
8) опыт реагирования
оперативного персонала при нарушениях нормальной эксплуатации, включая аварии.
3.6. Проверку знаний
правил, норм, технологических регламентов, инструкций, других документов у
оперативного персонала следует проводить с учетом их должностных инструкций
(включая должностные инструкции на замещаемые должности), квалификационных
характеристик и обязанностей. Для целей проверки знаний следует создавать на ОЯТЦ
постоянно действующие экзаменационные комиссии.
3.7. Проверку знаний у
оперативного персонала следует проводить:
1) первичную - перед допуском
к самостоятельной работе, при назначении на должность или при возложении на
работника новых обязанностей;
2) очередную - в процессе
работы, в установленные сроки;
3) внеочередную - при вводе в
действие новых или переработанных правил, норм, технологических регламентов и
инструкций по безопасности; при нарушении работником правил, норм,
технологических регламентов и инструкций по безопасности с учетом результатов
работы комиссий, расследовавших нарушение в работе ОЯТЦ, при несчастных случаях
на производстве; перед допуском к работе ранее освобожденного от должности или
отстраненного от технического руководства работника; при значительном перерыве
в работе в должности (по профессии).
3.8. Стажировку
оперативного персонала следует проводить на рабочем месте с целью формирования
и закрепления на практике полученных им в результате теоретической подготовки
профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения
должностных обязанностей, изучения опыта выполнения работ в рамках
установленных должностных обязанностей.
Допуск
к стажировке работника из числа оперативного персонала следует оформлять
распорядительным документом, устанавливающим сроки стажировки и ответственных
за ее проведение.
3.9. Работникам из числа
оперативного персонала после первичной проверки знаний, стажировки или
значительного перерыва в работе следует проходить дублирование на рабочем месте
(дублирование) с целью формирования (поддержания) навыков выполнения
должностных обязанностей, включая управление оборудованием и системами под
наблюдением и с разрешения ответственного за дублирование.
Допуск
к дублированию следует оформлять распорядительным документом, устанавливающим
сроки дублирования (в зависимости от должности, на которую готовится работник,
уровня его знаний, стажа и опыта работы), ответственного за дублирование (из числа
опытных работников ОЯТЦ), необходимость, количество и тематику противоаварийных
тренировок.
3.10. Действие допуска к
самостоятельной работе работников из числа оперативного персонала следует:
1) сохранять до срока
очередной проверки знаний;
2) прерывать решением
руководителя, допустившего работника к самостоятельной работе, при нарушении им
правил, норм, технологических регламентов и инструкций.
3.11. Работник из числа
оперативного персонала, обязанный получать разрешение федерального органа
государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии
на право ведения работ в области использования атомной энергии работниками
объектов ядерного топливного цикла (на основании перечня должностей работников
ОЯТЦ, разработанного и утвержденного федеральным органом исполнительной власти,
в ведении которого находится ОЯТЦ), допускается к самостоятельной работе при
условии получения им соответствующего разрешения.
4. Культура
безопасности
Для
воспитания и поддержания культуры безопасности у работников из числа
оперативного персонала ОЯТЦ следует обеспечивать:
1) определение и оформление
полномочий и ответственности работников;
2) необходимую компетентность
и подготовленность специалистов, выполняющих работы, влияющие на безопасность;
3) формирование рабочей
обстановки и условий для осуществления оперативным персоналом деятельности,
связанной с обеспечением безопасности;
4) наличие необходимых
ресурсов для реализации мероприятий по обеспечению безопасности;
5) организацию
систематической проверки и контроля работы оперативного персонала, в том числе
за соблюдением требований к порядку выполнения работ;
6) создание и применение
системы поощрений за внедрение методов и проведение мероприятий, направленных
на обеспечение безопасности, и системы санкций за нарушения безопасности;
7) учет уроков из допущенных
ошибок и ошибочных решений персонала.
5.
Производственно-административные формы работы
с оперативным персоналом
Для
обеспечения предотвращения ошибок и ошибочных решений оперативного персонала
ОЯТЦ при выполнении им своих функций следует применять
производственно-административные формы работы, направленные:
1) на создание и поддержание
условий труда, обеспечивающих безопасное и удовлетворительное выполнение работ
без излишней физической и психологической нагрузки, в том числе путем удобного
расположения рабочих мест, компоновки оборудования, достаточности освещения,
обеспечения оперативного доступа к вспомогательным средствам и инструментам,
предотвращения загрязнения воздуха помещений, в которых работает оперативный
персонал, радиоактивными веществами выше допустимого федеральными нормами и правилами
уровня, поддержания заданных климатических условий, организации оптимального
режима работы, предусматривающего ограничения рабочего времени, достаточные
перерывы для отдыха;
2) на организацию эффективно
действующей системы документирования порядка выполнения работ и контроля
выполнения работ;
3) на выполнение всех работ
(в том числе погрузочно-разгрузочных работ, работ, связанных с
транспортированием, хранением, упаковкой, консервацией, обслуживанием и
использованием по назначению оборудования, материалов и изделий) в соответствии
с требованиями, установленными в нормативной, конструкторской, технологической,
эксплуатационной и другой документации;
4) на проведение
производственных совещаний в цехах, отделах, сменах, на участках по
рассмотрению итогов и задач производственной деятельности, причин наиболее
серьезных происшествий, нарушений в работе, произошедших в результате ошибок и
неправильных решений оперативного персонала, мероприятий по предписаниям и
актам комиссионных проверок;
5) на анализ результативности
и эффективности процесса подбора, подготовки, поддержания и повышения
квалификации оперативного персонала;
6) на проведение
руководителями ОЯТЦ и его структурных подразделений периодических обходов и
осмотров рабочих мест (в том числе в ночное время) с целью проверки:
а)
выполнения персоналом производственных и должностных инструкций, поддержания
установленного режима работы систем и оборудования;
б)
соблюдения персоналом порядка сдачи-приема смены, ведения оперативной
документации, поддержания производственной и трудовой дисциплины;
в)
своевременного выявления персоналом дефектов и неполадок в работе систем и
оборудования и принятия оперативных мер по их устранению;
г)
наличия и состояния нормативной документации в соответствии с утвержденным
перечнем;
д)
применения установленной системы нарядов-допусков при выполнении работ,
влияющих на безопасность ОЯТЦ;
е)
исправности и наличия на рабочих местах приспособлений и средств по технике
безопасности, радиационной и пожарной безопасности;
ж)
состояния гигиены труда на рабочих местах.