РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НОРМАМ
ЭКСПЛУАТАЦИОННОГО РЕСУРСА ШИН И МЕТОДИКА
ОПРЕДЕЛЕНИЯ НОРМ НА ВОССТАНОВЛЕНИЕ ИЗНОСА
И РЕМОНТ АВТОМОБИЛЬНЫХ ШИН
Группы
автотранспорта и обозначение шин
|
Общие нормы, тыс.
км
|
Нормы для
территорий, тыс. км
|
Территория 1
|
Территория 2
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Грузовые автомобили:
|
|
|
|
Автомобили грузоподъемностью от
2 до 8 тонн:
|
|
|
|
- шины радиальные с
металлокордным брекером:
|
|
|
|
260R508
|
95
|
105
|
81
|
Автомобили ЗиЛ (для шин ПО
«Омскшина»)
|
105
|
116
|
89
|
Автомобили ГАЗ
|
|
|
|
240R508
|
85
|
93
|
73
|
(для шин Кировского завода)
|
100
|
110
|
85
|
220R508
|
80
|
88
|
68
|
- шины диагональные:
|
|
|
|
Автомобили ЗиЛ
|
|
|
|
260-508
|
80
|
88
|
68
|
Автомобили ГАЗ
|
|
|
|
240-508
|
75
|
82
|
63
|
220-508
|
75
|
82
|
63
|
Автомобили грузоподъемностью от
6 до 12 тонн МАЗ и КрАЗ:
|
|
|
|
С металлокордным брекером:
|
|
|
|
320R508
|
85
|
93
|
73
|
300R508
|
80
|
88
|
68
|
- шины диагональные:
|
|
|
|
320-508
|
75
|
82
|
63
|
Автобусы и троллейбусы:
|
|
|
|
Автобусы малого класса РАФ, УАЗ
и ЕрАЗ
|
|
|
|
- шины радиальные:
|
|
|
|
185/80R15
|
40
|
44
|
34
|
- шины диагональные:
|
|
|
|
8.40-15
|
45
|
50
|
38
|
7.40-15
|
35
|
39
|
30
|
Автобусы малого класса ПАЗ и
КаВЗ:
|
|
|
|
- шины радиальные с
металлокордным брекером:
|
|
|
|
240R508
|
70
|
77
|
60
|
(для шин Кировского завода)
|
100
|
110
|
85
|
- шины диагональные
|
|
|
|
240R508
|
70
|
77
|
60
|
Автобусы среднего класса ЛАЗ:
|
|
|
|
- шины радиальные с
металлокордным брекером:
|
|
|
|
280R508
|
95
|
100
|
90
|
- шины диагональные
|
|
|
|
280-508
|
80
|
88
|
68
|
Автобусы большого класса ЛиАЗ:
|
|
|
|
- шины радиальные с металлокордным
брекером:
|
|
|
|
280R508
|
80
|
88
|
68
|
Автобусы «Икарус»
|
|
|
|
- шины радиальные с
металлокордным брекером:
|
|
|
|
280R508
|
70
|
77
|
59
|
300R508
(Икарус-250, 256, 257)
|
80
|
80
|
80
|
300R508
(Икарус-280, 260)
|
75
|
82
|
63
|
Троллейбусы ЗИУ-5, ЗИУ-9
|
|
|
|
- шины радиальные с
металлокордным брекером:
|
|
|
|
320R508
|
85
|
93
|
72
|
- шины диагональные
|
|
|
|
320-508
|
|
|
|
ЗИУ-5
|
80
|
80
|
80
|
ЗИУ-9
|
60
|
60
|
60
|
Легковые автомобили:
|
|
|
|
Автомобили ГАЗ
|
|
|
|
- шины радиальные с
металлокордным брекером:
|
|
|
|
205/70R14
|
50
|
55
|
42
|
- шины диагональные
|
|
|
|
185-14
|
38
|
42
|
34
|
Автомобили ВАЗ, АЗЛК
|
|
|
|
- шины радиальные с текстильным
брекером:
|
|
|
|
165R13
|
42
|
47
|
36
|
- шины радиальные с
металлокордным брекером:
|
|
|
|
165/80R13
|
50
|
55
|
42
|
175/70R13
|
50
|
55
|
42
|
165/70R13
|
50
|
55
|
42
|
- шины диагональные
|
35
|
38
|
31
|
Примечания:
1. К
территории 1 относятся: Архангельская, Владимирская, Горьковская,
Ивановская, Калининградская, Калининская, Калужская, Куйбышевская,
Новосибирская, Омская, Псковская, Смоленская, Ярославская, Ленинградская,
Московская области, Краснодарский край, Литва, Эстония, Молдавия, Чувашия.
2. К
территории 2 относятся: Адыгея, Армения, Азербайджан, Узбекистан, Грузия,
Казахстан (кроме областей: Кокчетавской, Северо-Казахстанской,
Семипалатинской), Киргизия, Красноярский край, Коми, Каракалпатия, Приморский
край, Ставропольский край, Сахалин, Таджикистан, г. Сочи, Якутия, Амурская,
Бухарская, Иркутская, Камчатская, Костромская, Магаданская, Хабаровская,
Челябинская, Читинская области.
3. Для
шин 260R508, эксплуатирующихся на автомобилях
КамАЗ-5511, норма эксплуатационного пробега снижается на 30 %.
4. Для
шин, эксплуатирующихся на автофургонах «Москвич», такси и ИЖ, норма
эксплуатационного пробега снижается на 10 %.
МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ НА ВОССТАНОВЛЕНИЕ ИЗНОСА И РЕМОНТ АВТОМОБИЛЬНЫХ ШИН
Нормы на восстановление износа и ремонт шин
определяются следующим образом:
Нш = 90/Нпр,
Где
Нш - норма на восстановление
износа и ремонт шин, %/тыс. км
Нпр -
норма эксплуатационного ресурса шин,
тыс. км
Нормы на восстановление износа и ремонт шин
увеличивается на 10 % для автомобилей, постоянно работающих с прицепами,
автомобилей-самосвалов и автомобилей, работающих на лесоразработках; на 15 %
для автомобилей, работающих на карьерах.
Нормы восстановления износа и ремонт шин уменьшаются
на 15 % для автобусов, постоянно работающих на междугородных перевозках.
Суммарное повышение норм не должно составлять более 20
%.
Применение методики рассмотрим на следующем примере.
Необходимо определить затраты на восстановление износа
и ремонт шин для автомобиля ЗИЛ-4331 на 1 км пробега.
Исходными данными для расчета являются:
- эксплуатационный ресурс шин 260508 автомобиля
ЗИЛ-4331 - 95 тыс. км (принимается по вышеприведенной таблице);
- норма на восстановление износа и ремонт шин
определяется исходя из 90 % стоимости шины, 10 % стоимости считается
остаточной; в нашем примере Нш = 90/95 = 0,95;
- стоимость шины (Нш) - 800 тыс.
рублей;
- количество ходовых шин (пш) - 6
шт.
Затраты на шины на 1 км пробега определяются по
следующей формуле:
Зш = 0,01*Нш*Цш*пш
= 0,01*0,95*800*6 = 46
руб./км.
Приведенные рекомендации по нормам эксплуатационного
ресурса шин разработаны НИИШП и НИИАТ в 1987 году.