Типовая
инструкция по охране труда для ТОИ Р-15-008-97 (утв.
Департаментом лесного комплекса Вводится в действие с 1 января 1998 г. 1. Общие требования безопасности1.1. Общие требования безопасности изложены в инструкции «Общие требования безопасности по охране труда для рабочих, занятых на лесосечных и лесокультурных работах». 2. Требования безопасности перед началом работы2.1. Тракторист и чокеровщик должны получить от мастера или бригадира указание, на какой пасеке выполнять трелевку леса. Самовольный переход на другие пасеки не разрешается. 2.2. Приступая к работе, тракторист обязан убедиться в исправности узлов трактора и технологического оборудования, от работы которых зависит его собственная безопасность и безопасность окружающих. 2.3. Проверке подлежат: звуковой сигнал, приборы освещения, остекление, крепление технологического оборудования, исправность каната и чокеров. Проверяется также наличие огнетушителя, аптечки и термоса с питьевой водой. 2.4. Приступая к запуску двигателя, тракторист обязан убедиться в том, что рычаги переключения передачи и включения привода лебедки находятся в нейтральном положении. При подогреве двигателя перед пуском при низких температурах воздуха необходимо соблюдать осторожность во избежание пожара и ожогов тела. Не разрешается пользоваться открытым огнем. При заводке пускового двигателя запрещается наматывать шнур на руку. 2.5. После запуска двигателя тракторист должен опробовать вхолостую все механизмы. При обнаружении неисправностей и невозможности их устранения своими силами тракторист обязан доложить об этом механику или мастеру. Работать на тракторе, имеющем неисправности, не разрешается. 2.6. Перед началом движения трактора тракторист обязан: закрыть боковины капота, закрепив их замками; убедиться в отсутствии на гусеницах, колесах и под трактором посторонних предметов; убедиться в отсутствии вблизи трактора и на пути его движения людей; дать предупредительный сигнал. 3. Требования безопасности во время работы3.1. При движении трактора без груза тракторист обязан: следить за тем, чтобы щит и бульдозерный отвал (толкатель) находились в транспортном положении. При длительных переездах трактора бульдозерный отвал должен быть застопорен стопорными пальцами в приподнятом положении; производить разворот трактора в местах, где нет пней и других препятствий; двигаться при преодолении препятствий только на первой передаче; переезжать через поваленные деревья и бревна под прямым углом, а через канавы и рвы - под углом 15 - 20°; руководствоваться при проезде по мостам дорожными знаками, установленными перед ними; не оставлять трактор на склоне. В случае вынужденной временной остановки трактора на склоне включить стояночный тормоз или затянуть до отказа и застопорить защелками рычаги управления фрикционов, под гусеницы подложить упоры, бульдозерный отвал опустить на землю. При поломке трактора на склоне принять меры к доставке его на горизонтальный участок или в РММ; при переездах через реки и озера по льду проверить его состояние и толщину. Движение по льду трактора массой до 10 т разрешается при толщине льда не менее 400 мм, а массой до 15 т при толщине льда на менее 500 мм. Лед должен иметь раковистую структуру, при образовании игольчатой структуры движение по льду запрещается. Расстояние между движущимися тракторами массой до 15 т должно быть не менее 50 м. 3.2 Не разрешается работать бульдозерным отвалом (толкателем) на земляных работах. 3.3. Работа трелевочного трактора разрешается на подготовленных трелевочных волоках. При подготовке трелевочного волока убирают деревья, крупные камни и валежник, вырубают кустарник и подрост, срезают пни и кочки заподлицо с землей, засыпают ямы, застилают заболоченные участки, устраивают и планируют волоки на косогорах. Ширина подготовленного волока должна быть не менее 5 м. Волоки, проложенные по косогору, должны быть шириной 7 м. 3.4. Трелевка тракторами по склонам допускается в пределах величин на подъем и на спуск, указанных в их руководствах по эксплуатации. Волоки, проложенные поперек склона горы, в поперечном сечении должны быть горизонтальными. В горных условиях трактор должен находиться вне опасной зоны самостоятельного движения деревьев (хлыстов). 3.5. Крутые спуски и подъемы необходимо преодолевать только на передачах рабочего диапазона, при этом нельзя глушить двигатель, выключать муфту сцепления, производить резкие торможения и повороты. При движении трактора с пачкой на спусках переключение передач запрещено. 3.6. Трелевка тракторами в радиусе 50 м от места валки не разрешается. В горных лесосеках это расстояние должно быть не менее: по горизонтали (поперек склона) - 60 м; вдоль склона (к подошве горы), на уклонах до 15 - 60 м, на уклонах свыше 15° - до подошвы горы. Исключение составляет организация трелевки деревьев (хлыстов), когда вальщик одновременно является и чокеровщиком. Между вальщиком и трактористом должна быть установлена надежная двусторонняя сигнализация. При этом способе организации труда тракторист обязан у границы опасной зоны остановить трактор, подать вальщику установленный сигнал и только по получении разрешения вальщика заезжать в опасную зону валки к месту сбора пачки деревьев (хлыстов). 3.7. Для подтаскивания деревьев (хлыстов) трактор необходимо устанавливать на волоке так, чтобы его продольная ось совпадала с направлением движения пачки, а отклонение составляло не более 15°. Для набора пачки тракторист должен опустить щит, подать трактор назад, чтобы щит врезался в грунт, а после этого затормозить трактор. При подтаскивании деревьев (хлыстов) тракторист должен внимательно следить за их движением и сигналами чокеровщика (рекомендуемая сигнализация приведена в таблице 1). Рекомендуемые знаковые сигналы между трактористом и чокеровщиком, применяемые на трелевке леса
Примечание: Если сигнал непонятен, тракторист не предпринимает никаких действий до повторения его чокеровщиком. 3.8. Чокеровку деревьев (хлыстов) необходимо производить на расстоянии 0,5 - 0,7 м от комлевого среза или на расстоянии 0,9 - 1,2 м от торца вершины. 3.9. Перед началом движения груженого трактора тракторист обязан выключить привод лебедки, затянуть тормоз барабана и растормозить гусеницы. Движение груженого трактора при невыключенном приводе лебедки и незатянутом тормозе барабана не допускается. 3.10. При движении с пачкой необходимо избегать крутых поворотов и препятствий (высокие пни, валуны, ямы и др.). 3.11. Трактористу не разрешается: отвлекаться от своих прямых обязанностей во время работы; открывать дверь кабины и высовываться в боковое окно во время движения трактора; работать на тракторе, имеющем неисправный сигнал, а в темное время суток - при отсутствии достаточного освещения; работать на тракторе в промасленной и пропитанной горючим одежде; производить ремонт, смазку и чистку узлов и механизмов трактора при работающем двигателе, а также стоять на гусенице; трогать трактор с места во всех случаях без подачи звукового сигнала; включать лебедку и начинать движение без сигнала чокеровщика, не убедившись в том, что чокеровщик находится в безопасном месте; передавать управление трактором во время работы кому-либо; переключать скорости при движении трактора под уклон; цеплять трактор за сухостойные, сырорастущие деревья и пни для самовывешивания при спадании гусеницы. 3.12. При трелевке леса тракторами чокеровщику или лицу, выполняющему его функции, не разрешается: находиться в 10-метровой опасной зоне вокруг формируемой пачки деревьев (хлыстов) и движущегося с ней трактора; освобождать зажатые между пнями деревья (хлысты) во время движения и при натянутом тяговом канате лебедки трактора; переходить через движущийся канат, поправлять сцепку деревьев (хлыстов), отцеплять или прицеплять деревья (хлысты) во время движения каната или трактора; ездить на тракторе вне кабины и на трелюемых деревьях (хлыстах); садиться на трактор, сходить с него и высовываться из кабины во время его движения; отцеплять деревья (хлысты) до сброски пачки на землю и ослабления грузового каната лебедки трактора; во время чокеровки находиться с подгорной стороны; чокеровать к тяговому канату деревья (хлысты), лежащие под другими деревьями (хлыстами) или зажатые между пнями; находиться сбоку от пачки деревьев (хлыстов) во время ее отцепки. 4. Требования безопасности в аварийных ситуациях4.1. При показаниях приборов, оповещающих о недостаточном давлении масла в двигателе или повышенной температуре охлаждающей жидкости, необходимо немедленно остановить трактор и выключить двигатель. Далее необходимо выявить неисправность и принять меры к ее устранению. Открывать крышку радиатора для контроля уровня охлаждающей жидкости необходимо с особой осторожностью, остерегаться ожогов. Вначале следует ослабить ее, выпустив пар, а затем снять крышку с горловины, при этом нужно работать в рукавицах. 4.2. При необходимости устранения возникшей неисправности в процессе работы и проведения технического обслуживания тракторист обязан выключить двигатель трактора. 4.3. В случае возникновения пожара для тушения пламени необходимо использовать огнетушитель, находящийся в кабине. 4.4. При заклинивании входной дверцы необходимо выдавить или выбить лобовое стекло и покинуть кабину. 4.5. Подтаскивание деревьев (хлыстов) прекращается немедленно, если они уперлись в щит, дерево, пень. После выключения лебедки следует ослабить канат и освободить зацепившиеся деревья (хлысты). 4.6. Работа должна быть прекращена во время ливневого дождя, при грозе, сильном снегопаде и густом тумане (видимость в равнинной местности менее 50 м, а в горной - менее 60 м), а в горных лесосеках и при скорости ветра свыше 8,5 м/с. 4.7. О каждом несчастном случае пострадавший или очевидец должен известить мастера или соответствующего руководителя работ. 4.8. Каждый рабочий должен уметь оказывать доврачебную помощь. Такая помощь оказывается немедленно, непосредственно на месте происшествия и в следующей последовательности: сначала нужно устранить энергоисточник травмирования (выключить двигатель, остановить механизм, извлечь пострадавшего из-под хлыста и др.). Оказание помощи надо начинать с самого существенного, что угрожает здоровью или жизни человека (при сильном кровотечении наложить жгут, а затем перевязать рану; при подозрения закрытого перелома наложить шину; при открытых переломах сначала следует перевязать рану, а затем наложить шину; при ожогах наложить сухую повязку; при обморожении пораженный участок осторожно растереть, используя мягкие или пушистые ткани). После оказания доврачебной помощи пострадавший должен быть направлен в ближайшее лечебное учреждение. При подозрении повреждения позвоночника транспортировать пострадавшего только в положении лежа на жестком основании. 5. Требования безопасности по окончании работы5.1. Тракторист обязан: намотать тяговый канат на барабан лебедки; очистить трактор от грязи; поставить трактор в отведенное для стоянки место; опустить щит, арку и бульдозерный отвал; затормозить трактор; выключить муфту сцепления лебедки трактора; остановить двигатель; при минусовых температурах воздуха слить воду из системы охлаждения, остерегаясь при этом ожогов тела; закрыть на ключ кабину трактора. 5.2. Чокеровщик обязан осмотреть комплект чокеров и неисправные сдать мастеру или бригадиру-механику для их ремонта. Согласовано ЦК профсоюза работников лесных отраслей Российской Федерации 17 декабря 1997 г. СОДЕРЖАНИЕ
|