МЕТОДИЧЕСКИЕ
РЕКОМЕНДАЦИИ
Сборник содержит Методические рекомендации устанавливающие единый подход к составу и классификации затрат, отражаемых в себестоимости грузовых и пассажирских перевозок (работ и услуг) исходя из отраслевых особенностей автомобильного транспорта. Методические рекомендации предназначены для бухгалтерского учета и планирования величины и структуры расходов при перевозках грузов и пассажиров, проведении работ и оказании услуг автомобильным транспортом. Работа выполнена по заданию Департамента государственной политики в области дорожного хозяйства, автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса России Заместителем директора ФГУП Научно-исследовательского института автомобильного транспорта (НИИАТ), к.т.н. Матанцевой О.Ю. 1. Общие положенияМетодические рекомендации устанавливают единый подход к составу и классификации затрат, отражаемых в себестоимости грузовых и пассажирских перевозок (работ и услуг) исходя из отраслевых особенностей автомобильного транспорта. Методические рекомендации предназначены для бухгалтерского учета и планирования величины и структуры расходов при перевозках грузов и пассажиров, проведении работ и оказании услуг автомобильным транспортом. Под себестоимостью перевозок (работ и услуг) понимаются расходы, непосредственно связанные с процессом перевозок грузов и пассажиров, выполнением других работ и услуг автомобильного транспорта, обусловленные технологией и организаций транспортного и экспедиционного обслуживания (осуществляемого водителем или другим сотрудником организации-перевозчика), а так же расходы по обеспечению требований качества транспортного обслуживания согласно обязательствам перевозчика по договору (правилам) перевозок, включая требования сохранности грузов (багажа пассажиров), безопасности грузов и пассажиров. На автомобильном транспорте при учете и калькулировании себестоимости перевозок (работ, услуг) применяется следующая группировка по статьям расходов: а) Расходы, непосредственно связанные с перевозками и производством других работ и услуг, в том числе: - оплата труда водителей автомобилей (грузовых, автобусов, легковых такси) и кондукторов автобусов; - отчисления на социальные нужды от фонда оплаты труда водителей и кондукторов; - автомобильное топливо; - смазочные и прочие эксплуатационные материалы; - износ и ремонт автомобильных шин; - техническое обслуживание и эксплуатационный ремонт автомобилей; - амортизация подвижного состава; - прочие расходы. б) Накладные расходы. 2. Оплата труда водителей автомобилей и кондукторов автобусовВ статье «Оплата труда водителей автомобилей и кондукторов автобусов» учитываются расходы на оплату труда водителей и кондукторов: 1) суммы, начисленные по тарифным ставкам, должностным окладам, сдельным расценкам или в процентах от выручки в соответствии с принятыми у организации формами и системами оплаты труда; 2) премии за производственные результаты, стимулирующие и компенсирующие выплаты, в том числе компенсации по оплате труда в связи с повышением цен и индексацией доходов в пределах норм, а также расходы на оплату труда работников, не состоящих в штате предприятия, работающих водителями или кондукторами; 3) любые начисления водителям и кондукторам в денежной и (или) натуральной формах, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами, а также предусмотренные Трудовым Кодексом Российской Федерации выплаты за не проработанное на производстве (не явочное) время; 4) надбавки к тарифным ставкам и окладам за профессиональное мастерство, высокие достижения в труде и иные подобные показатели; 5) начисления стимулирующего и (или) компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда, в том числе надбавки к тарифным ставкам и окладам за работу в ночное время, работу в многосменном режиме, за совмещение профессий, расширение зон обслуживания, за работу в тяжелых, вредных, особо вредных условиях труда, за сверхурочную работу и работу в выходные и праздничные дни, производимые в соответствии с законодательством Российской Федерации; 6) единовременные вознаграждения за выслугу лет (надбавки за стаж работы по специальности) в соответствии с законодательством Российской Федерации; 7) надбавки, обусловленные районным регулированием оплаты труда, в том числе начисления по районным коэффициентам и коэффициентам за работу в тяжелых природно-климатических условиях, производимые в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе за непрерывный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах европейского Севера и других районах с тяжелыми природно-климатическими условиями; 8) суммы, начисленные в размере тарифной ставки или оклада (при выполнении работ вахтовым методом), предусмотренные коллективными договорами, за дни нахождения в пути от места нахождения организации (пункта сбора) к месту работы и обратно, предусмотренные графиком работы на вахте, а также за дни задержки работников в пути по метеорологическим условиям; 9) сумма начисленного работникам среднего заработка, сохраняемого на время выполнения ими государственных и (или) общественных обязанностей и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о труде; 10) надбавки к заработной плате водителям и кондукторам, постоянная работа которых протекает в пути или имеет разъездной характер; 11) оплата очередных и дополнительных отпусков; 12) денежные компенсации за неиспользованный отпуск в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации; 13) стоимость выдаваемых работникам бесплатно, в соответствии с законодательством Российской Федерации, предметов (включая форменную одежду, обмундирование), остающихся в личном постоянном пользовании (сумма льгот в связи с их продажей по пониженным ценам). 3. Отчисления на социальные нужды от оплаты труда водителей и кондукторовВ статье «Отчисления на социальные нужды от оплаты труда водителей и кондукторов» отражаются отчисления в процентах от расходов на оплату труда водителей и кондукторов, на государственное пенсионное и социальное обеспечение (страхование), в том числе на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, и обязательное медицинское страхование. 4. Автомобильное топливоВ статье «Автомобильное топливо» учитываются расходы на все виды топлива по отпускным ценам, расходуемого автотранспортными предприятиями для выполнения перевозок (бензин, дизельное топливо, сжатый и сжиженный газ), с установленными скидками и надбавками, включая транспортно-заготовительные расходы. В эту статью включается также стоимость доставки автомобильного топлива от нефтебазы до емкости автотранспортной организации с учетом расходов на погрузо-разгрузочные работы, соответствующая фактическому расходу топлива (в случае, когда эта организация получает автомобильное топливо не в талонах, а в натуре по прямым договорам от производителя) и расходы на оплату услуг по хранению запасов топлива. Расходы на топливо для автотранспортных средств включаются в статью «Автомобильное топливо» в пределах норм, утверждаемых Минтрансом России (или норм, установленных при нормировании, проведенном автотранспортной организацией самостоятельно), что отражается в учетной политике организации. 5. Смазочные и другие эксплуатационные материалыВ статье «Смазочные и другие эксплуатационные материалы» учитываются расходы на все виды масел, смазок, эксплуатационных жидкостей, обтирочные и другие материалы, применяемые при эксплуатации подвижного состава, а также различные виды такелажа, используемые при перевозке топливно-смазочных материалов для нужд организации, и расходы на оплату услуг сторонних организаций по хранению запасов смазочных материалов. 6. Износ и ремонт автомобильных шинВ статье «Износ и ремонт автомобильных шин» учитываются следующие расходы: расходы на оплату труда рабочих; отчисления от расходов на оплату труда ремонтных рабочих, на государственное пенсионное и социальное обеспечение (страхование), в том числе на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, и обязательное медицинское страхование; транспортно-заготовительные расходы и наценки снабженческо-сбытовых организаций; расходы на материалы, используемые при ремонте шин; расходы на восстановление (наварку) протектора покрышек; расходы на ремонт шин, проводимый на шиноремонтных заводах по предъявлении ими счетов; расходы на ремонт и суммы погашения износа специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и бесплатно выдаваемой спецодежды; расходы по оплате услуг сторонних организаций за прием, хранение и уничтожение экологически опасных отходов. Расходы на восстановление износа и ремонт автомобильных шин включаются в состав статьи «Износ и ремонт автомобильных шин» в пределах норм, утверждаемых Минтрансом России, что отражается в учетной политике организации. 7. Техническое обслуживание и эксплуатационный ремонтВ статье «Техническое обслуживание и эксплуатационный ремонт автомобилей» учитываются расходы на все виды технического обслуживания и ремонта (текущего и капитального) автомобилей и прицепов, включая расходы на техническое обслуживание и ремонт своими силами и оплату услуг по техническому обслуживанию и ремонту, выполняемыми сторонними организациями. При выполнении ремонта и технического обслуживания собственными силами в данную статью включаются: - расходы на оплату труда ремонтных рабочих и водителей, занятых на проведении технического обслуживания и ремонта; - отчисления от расходов на оплату труда ремонтных рабочих и водителей, занятых на проведении технического обслуживания и ремонта, на государственное пенсионное и социальное обеспечение (страхование), в том числе на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, и обязательное медицинское страхование; - стоимость запасных частей, агрегатов и материалов (за исключением материалов, проходящих по статье «Смазочные и прочие эксплуатационные материалы»), воды, идущей на технические нужды, транспортно-заготовительные расходы и наценки снабженческо-сбытовым организациям в части, приходящейся на стоимость запасных частей, материалов и прочих предметов, израсходованных на выполнение ремонта и технического обслуживания в отчетном периоде, расходы на капитальный ремонт агрегатов. При выполнении работ, связанных с ремонтом и техническим обслуживанием на специализированных предприятиях (сторонними организациями), расходы по данной статье складываются из сумм счетов за выполненные работы. 8. Амортизация подвижного составаВ статье «Амортизация подвижного состава» учитываются расходы на амортизацию собственного и арендованного подвижного состава автомобильного транспорта. Амортизация на подвижной состав автомобильного транспорта начисляется в соответствии с требованиями положения по бухгалтерскому учету «УЧЕТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ» ПБУ 6/01, утвержденным Приказом Минфина РФ от 30 марта 2001 г. № 26н (в ред. Приказа Минфина РФ от 18.05.2002 № 45н) (ПБУ 6/01). При принятии к бухгалтерскому учету подвижного состава автомобильного транспорта в качестве основных средств необходимо единовременное выполнение следующих условий: а) использование при перевозках, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации; б) использование в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев; в) организацией не предполагается последующая перепродажа данных транспортных средств; г) способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем. В бухгалтерском учете первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации). В соответствии с ПБУ 6/01 (п. 18) к числу амортизируемых основных средств не относятся объекты, первоначальная стоимость которых не более 10000 руб. Амортизация для целей бухгалтерского учета начисляется: - по подвижному составу автомобильного транспорта, приобретённому с использованием бюджетных ассигнований и иных аналогичных средств; - по подвижному составу автомобильного транспорта, полученному организацией в рамках целевого финансирования; - по подвижному составу автомобильного транспорта, переданному (полученному) по договорам в безвозмездное пользование. В соответствии с ПБУ 6/01 срок полезного использования объекта основных средств определяется организацией при принятии объекта к бухгалтерскому учету. Определение срока полезного использования подвижного состава автомобильного транспорта производится исходя из: - ожидаемого срока использования этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью; - ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации (количества смен), естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта; - нормативно-правовых и других ограничений (например, срок аренды). Срок службы для начисления амортизации в бухгалтерском учете по подвижному составу, приобретенному до 1 января 1998 года устанавливается в соответствии с нормами, утвержденными постановлением Совета Министров СССР от 22 октября 1990 г. № 1072 «О единых нормах амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР», по основным средствам, приобретенным после 1 января 1998 года в соответствии с ПБУ 6/01. Сроки службы по подвижному составу при начислении амортизации для бухгалтерского учета по автомобилям, приобретенным после 1 января 2002 года, могут устанавливаться исходя из Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, (постановление Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 г. № 1, в ред. постановлений Правительства РФ от 09.07.2003 г. № 415 и от 08.08.2003 г. № 476) (письмо Минфина России от 24.01.02 г. № 04-02-06/2/9). Амортизируемое имущество исходя из Классификации объединяется в следующие амортизационные группы: - первая группа - все недолговечное имущество со сроком полезного использования от 1 года до 2 лет включительно; - вторая группа - имущество со сроком полезного использования свыше 2 лет до 3 лет включительно; - третья группа - имущество со сроком полезного использования свыше 3 лет до 5 лет включительно; - четвертая группа - имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно; - пятая группа - имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно; - шестая группа - имущество со сроком полезного использования свыше 10 лет до 15 лет включительно; - седьмая группа - имущество со сроком полезного использования свыше 15 лет до 20 лет включительно; - восьмая группа - имущество со сроком полезного использования свыше 20 лет до 25 лет включительно; - девятая группа - имущество со сроком полезного использования свыше 25 лет до 30 лет включительно; - десятая группа - имущество со сроком полезного использования свыше 30 лет. Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы, базируется на Общероссийском классификаторе основных фондов (ОКОФ), утвержденном постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 года № 359 (с изменениями от 14.04.98 г., утв. Госстандартом РФ № 1/98), он определяет группировку основных средств по их видам. Для тех видов основных средств, которые не указаны в амортизационных группах, срок полезного использования устанавливается руководителем организации в соответствии с техническими условиями и рекомендациями организаций-изготовителей. Группировка автотранспортных средств в соответствии с Классификацией приведена в Приложении 1. Сроки службы автотранспорта в данной Классификации базируются на нормативных сроках службы подвижного состава автомобильного транспорта до капитального ремонта. При проведении классификации бухгалтеры могут установить для автотранспортных средств любой срок службы (в полных месяцах) в пределах, определяемых номером группы, в которую они входят. Например, если автомобиль входит в третью группу, то можно выбрать любой срок службы, входящий в интервал от 3 до 5 лет (в целых месяцах). При выборе необходимо учитывать условия эксплуатации, год выпуска, общий пробег и вид перевозок. В частности, срок службы необходимо сокращать, т.е. приближать к левой границе интервала для машин скорой помощи, для автомобилей, используемых в качестве учебных при подготовке водителей, для автомобилей, работающих с прицепами не менее 70 % пробега, для всех групп автомобилей (грузовых, легковых, специальных, автобусов), прицепов и полуприцепов, постоянно работающих в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера (за исключением автотранспортных средств в северном исполнении), в пустынно-песчаных и высокогорных районах, а также в тяжелых дорожных условиях (котлованы, грунтовые и лесовозные дороги, временные подъездные пути), для грузовых автомобилей, прицепов и полуприцепов, постоянно (не менее 70 % пробега) используемых на перевозке химических грузов, вызывающих интенсивную коррозию, для грузовых автомобилей, прицепов и полуприцепов, постоянно работающих на вывозке леса из лесосек (за исключением автомобилей-лесовозов), для всех групп автосамосвалов, постоянно работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, пустынно-песчаных и высокогорных районах, используемых для перевозки грузов, вызывающих коррозию или сильно пылящих (сера, фосфаты, интенсивно пылящий уголь), и постоянно работающих в карьерах глубиной более 200 м. В соответствии с ПБУ 6/01 амортизация начисляется одним из четырех способов: - линейный; - уменьшаемого остатка; - списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования; - списания стоимости пропорционально объему продукции (работ). В бухгалтерском учете в настоящее время необходимо продолжить начислять амортизацию на каждое транспортное средство тем же способом, который был выбран при постановке его на учет, по вновь вводимым основным средствам с 1 января 2002 г. для целей бухгалтерского учета организации должны применять порядок начисления амортизации одним из четырех способов. По подвижному составу автомобильного транспорта, принятому к бухгалтерскому учету до 1 января 2002 г., имеющемуся в перечне эффективных видов машин и оборудования, установленному федеральным органом исполнительной власти, по которому учетной политикой предусматривалось применение механизма ускоренной амортизации, амортизация продолжает начисляться с использованием коэффициента ускорения (письмо Минфина России от 20.12.02 г. № 16-00-14/482). По вновь вводимым основным средствам с 1 января 2002 г. правила применения ускоренной и замедленной амортизации в бухгалтерском учете принимаются в следующем виде: в отношении амортизируемых основных средств, используемых для работы в условиях агрессивной среды и (или) повышенной сменности, к основной норме амортизации организации вправе применять специальный коэффициент, но не выше 2. Для амортизируемых основных средств, которые являются предметом договора финансовой аренды (договора лизинга), к основной норме амортизации организации вправе применять специальный коэффициент ускорения, в соответствии с условиями договора лизинга. При этом, утвержденная в установленном порядке норма амортизационных отчислений увеличивается на коэффициент ускорения в размере не выше 3 при использовании способа уменьшаемого остатка. Этот порядок определяется Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств (утв. Приказом Минфина РФ от 20 июля 1998 г. № 33н) и Статьей 31 Федерального закона от 29.10.98 №164-ФЗ «О лизинге». Данные положения не распространяются на основные средства, относящиеся к первой, второй и третьей амортизационным группам, в случае, если амортизация по данным основным средствам начисляется нелинейным методом. Организации, использующие амортизируемые основные средства для работы в условиях агрессивной среды и (или) повышенной сменности, вправе использовать специальный повышающий коэффициент только при начислении амортизации в отношении указанных основных средств. Под агрессивной средой понимается совокупность природных и (или) искусственных факторов, влияние которых вызывает повышенный износ (старение) основных средств в процессе их эксплуатации. К работе в агрессивной среде приравнивается также нахождение основных средств в контакте с взрыво-пожароопасной, токсичной или иной агрессивной технологической средой, которая может послужить причиной (источником) инициирования аварийной ситуации. По решению руководителя организации, утвержденному в учетной политике для целей бухгалтерского учета, допускается начисление амортизации по нормам амортизации ниже установленных. Использование пониженных норм амортизации разрешается только с начала отчетного периода и в течение всего отчетного периода. Организация, приобретающая транспортные средства, бывшие в употреблении, вправе определять норму амортизации по этому имуществу с учетом срока полезного использования, уменьшенного на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущими собственниками. Это допускается в случае, если по такому имуществу принято решение о применении линейного метода начисления амортизации. Остаточная стоимость амортизируемого имущества определяется как разность между первоначальной (восстановительной) стоимостью и суммой амортизации, начисленной за период эксплуатации. В соответствии с п. 23 ПБУ 6/01 в течение срока полезного использования объекта основных средств начисление амортизационных отчислений приостанавливается по решению руководителя организации при консервации объекта на срок более 3 месяцев, а также в период восстановления объекта, продолжительность которого превышает 12 месяцев. Коммерческая организация может не чаще одного раза в год (на начало отчетного года) переоценивать группы однородных объектов основных средств по текущей (восстановительной) стоимости путем индексации или прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам. При принятии решения о переоценке по таким основным средствам следует учитывать, что в последующем они переоцениваются регулярно, чтобы стоимость основных средств, по которой они отражаются в бухгалтерском учете и отчетности, существенно не отличалась от текущей (восстановительной) стоимости. Сумма дооценки объекта основных средств в результате переоценки отражается по дебету счета учета основных средств в корреспонденции с кредитом счета учета добавочного капитала. Сумма дооценки объекта основных средств, равная сумме его уценки, проведенной в предыдущие отчетные периоды и отнесенной на счет учета нераспределенной прибыли (убытка), относится в кредит счета учета нераспределенной прибыли (убытка) в корреспонденции с дебетом счета учета основных средств. Если сумма дооценки больше, чем сумма уценки, то разница относится на добавочный капитал организации. Сумма уценки объекта основных средств в результате переоценки отражается по дебету счета учета нераспределенной прибыли (убытка) в корреспонденции с кредитом счета учета основных средств. Сумма уценки объекта основных средств относится в уменьшение добавочного капитала организации, образованного за счет сумм дооценки этого объекта, проведенной в предыдущие отчетные периоды, и отражается в бухгалтерском учете по дебету счета учета добавочного капитала и кредиту счета учета основных средств. Превышение суммы уценки объекта над суммой дооценки его, зачисленной в добавочный капитал организации в результате переоценки, проведенной в предыдущие отчетные периоды, отражается по дебету счета учета нераспределенной прибыли (убытка) в корреспонденции с кредитом счета учета основных средств. Сумма дооценки объекта основных средств в результате переоценки зачисляется в добавочный капитал организации. Сумма дооценки объекта основных средств, равная сумме уценки его, проведенной в предыдущие отчетные периоды и отнесенной на счет прибылей и убытков в качестве операционных расходов, относится на счет прибылей и убытков отчетного периода в качестве дохода. Сумма уценки объекта основных средств в результате переоценки относится на счет прибылей и убытков в качестве расходов. Сумма уценки объекта основных средств относится в уменьшение добавочного капитала организации, образованного за счет сумм дооценки этого объекта, проведенной в предыдущие отчетные периоды. Превышение суммы уценки объекта над суммой дооценки его, зачисленной в добавочный капитал организации в результате переоценки, проведенной в предыдущие отчетные периоды, относится на счет прибылей и убытков в качестве операционного расхода. При выбытии объекта основных средств сумма его дооценки переносится с добавочного капитала организации в нераспределенную прибыль организации. Восстановительная стоимость подвижного состава автомобильного транспорта, полученная после переоценки является базой для начисления амортизации в бухгалтерском учете с начала года. 9. Прочие расходыПрочие расходы включают те виды расходов, которые возникают при осуществлении международных перевозок: - расходы на получение разрешений на право въезда на территорию иностранных государств, оформление документов на право перевозки грузов через границу без таможенного досмотра (книжек МДП); - расходы по уплате дорожных и других сборов за проезд автомашин по территории иностранных государств; - расходы на платные охраняемые стоянки по пути следования автотранспортного средства, как на территории Российской Федерации, так и за рубежом; - расходы на получение специальных разрешений, связанных со свойствами перевозимых грузов и ограничениями движения; - оплата за пересечение контрольно-пропускных пунктов, погранпереходов, за проезд по дорогам и дорожным сооружениям; - оплата за таможенные процедуры. Кроме того, к прочим расходам относятся расходы на командировки, если это командировки работников, не относящихся к административно-управленческому персоналу, в том числе и компенсационные выплаты взамен суточных, утверждаемых Правительством Российской Федерации. 10. Накладные расходыСтатья «Накладные расходы» включает общепроизводственные расходы (отражаемые на счете 25 нового Плана счетов: по содержанию и эксплуатации машин и оборудования; амортизационные отчисления и затраты на ремонт основных средств и иного имущества, используемого в производстве; расходы по страхованию указанного имущества; расходы на отопление, освещение и содержание помещений; арендную плату за помещения, машины, оборудование и др., используемые в производстве; оплату труда работников, занятых обслуживанием производства; другие аналогичные по назначению расходы), включающие прочие расходы, связанные с обычными видами деятельности: - расходы на ремонт и восстановление основных сред (кроме транспортных); - расходы на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки; - расходы на обязательное и добровольное страхование имущества; - расходы по обеспечению нормальных условий труда; - расходы на хранение транспортных средств. Расходы на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки в связи с выходом Положения по бухгалтерскому учету «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы» ПБУ 17/02, утвержденного Приказом Минфина РФ от 19 ноября 2002 г. № 115н учитываются следующим образом: Информация о расходах по научно-исследовательским, опытно-конструкторским и технологическим работам отражается в бухгалтерском учёте в качестве вложений во внеоборотные активы. Расходы по научно-исследовательским, опытно-конструкторским и технологическим работам признаются в бухгалтерском учёте при наличии следующих условий: - сумма расхода может быть определена и подтверждена; - имеется документальное подтверждение выполнения работ (акт приёмки выполненных работ и т.п.); - использование результатов работ для производственных и (или) управленческих нужд приведёт к получению будущих экономических выгод (дохода); - использование результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ может быть продемонстрировано. Расходы по научно-исследовательским, опытно-конструкторским и технологическим работам подлежат списанию на расходы по обычным видам деятельности с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором было начато фактическое применение полученных результатов от выполнения указанных работ в производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг), либо для управленческих нужд организации. Списание расходов по каждой выполненной научно-исследовательской, опытно-конструкторской, технологической работе производится одним из следующих способов: - линейный способ; - способ списания расходов пропорционально объёму продукции (работ, услуг). Срок списания расходов по научно-исследовательским, опытно-конструкторским и технологическим работам определяется организацией самостоятельно исходя из ожидаемого срока использования полученных результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, в течение которого организация может получать экономические выгоды (доход), но не более 5 лет. При этом указанный срок полезного использования не может превышать срок деятельности организации. Кроме того, в статью «Накладные расходы» входят следующие пункты из перечня прочих расходов по обычным видам деятельности, перечисленные в «Инструкции по учету доходов и расходов по обычным видам деятельности на автомобильном транспорте» (утв. Приказом Минтранса РФ от 24.06.03 г. № 153, зарегистрировано в Минюсте РФ 24.07.03 г., регистрационный № 4916, далее - Инструкция): - расходы на подготовку и переподготовку кадров, если это работники, не относящиеся к административно-управленческому персоналу; - расходы на подготовку и освоение новых производств, цехов и агрегатов. Статья «Накладные расходы» включает также такие расходы на зарплату работников, не относящихся к административно-управленческому персоналу, как: - сумма начисленного работникам среднего заработка, сохраняемого на время выполнения ими государственных и (или) общественных обязанностей и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о труде; - затраты на оплату труда, сохраняемую работникам на время отпуска, предусмотренного законодательством Российской Федерации; - начисления работникам, высвобождаемым в связи с реорганизацией или ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации; - расходы на оплату труда, сохраняемую в соответствии с законодательством Российской Федерации на время учебных отпусков, предоставляемых работникам организации; - расходы на оплату труда за время вынужденного прогула или время выполнения нижеоплачиваемой работы в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; - суммы платежей (взносов) работодателей по договорам обязательного страхования, а также суммы платежей (взносов) работодателей по договорам добровольного страхования (договорам негосударственного пенсионного обеспечения), заключенным в пользу работников со страховыми организациями (негосударственными пенсионными фондами), имеющими лицензии, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, на ведение соответствующих видов деятельности в Российской Федерации; - оплата в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, начисления по основному месту работы рабочим, или специалистам организации во время их обучения с отрывом от работы в системе повышения квалификации или переподготовки кадров; - расходы на оплату труда работников-доноров за дни обследования, сдачи крови и отдыха, предоставляемые после каждого дня сдачи крови; - расходы в виде отчислений в резерв на предстоящую оплату отпусков работникам и (или) в резерв на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет; - другие виды расходов, произведенных в пользу работника, предусмотренных трудовым договором и (или) коллективным договором. Расходы на обязательное и добровольное страхование имущества при международных перевозках дополнительно к перечисленным в Инструкции включают расходы на: - добровольное страхование таможенных рисков; - добровольное страхование ответственности за причинение вреда, если такое страхование является условием осуществления перевозчиком деятельности в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации или общепринятыми международными требованиями; - страхование ответственности автоперевозчика, вытекающей из использования процедуры МДП (страхование МДП); - страхование гражданской ответственности автоперевозчиков и экспедиторов (страхование CMR); - медицинское страхование водителей-международников. Кроме того, статья «Накладные расходы» включает следующие сборы и отчисления: - платежи по страхованию имущества, грузов и пассажиров в пути, в том числе по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств; - оплату технических осмотров автомобилей; - оплату стоимости номерных знаков; - местные регистрационные сборы и прочие местные сборы, уплачиваемые предприятием при выполнении перевозок и оказания других транспортно-экспедиционных услуг; - транспортный налог, налог на землю и другие аналогичные платежи в бюджет. В накладные расходы также входят все материальные расходы, перечисленные в Инструкции и не вошедшие в разделы 2 - 8 Методических рекомендаций, и непроизводительные расходы, включающие: - оплату простоев рабочих из-за отсутствия топлива, запасных частей, шин, бездорожья и другие; - недостачу материальных ценностей в пределах норм естественной убыли; - возмещение ущерба в случае причиненного увечья, травмы работников, выплата пособия в связи с производственным травматизмом и другие. Также в накладные расходы включаются подпункты 39 - 43 пункта 95 Инструкции. 11. Особенности формирования расходов от продажВ отчете о прибылях и убытках расходы от продаж включают себестоимость проданных работ, услуг, управленческие расходы и коммерческие расходы. Себестоимость состоит из семи составляющих, перечисленных в разделах 2 - 10 Методических рекомендаций. Управленческие расходы это прочие расходы по обычным видам деятельности, отраженные в пунктах 1 - 38 Инструкции, за исключением пунктов 22 и 26, причем расходы, предусмотренные в пунктах 10, 18, 30 принимаются только в части, относимой к работникам административно-управленческого персонала. Управленческие расходы, учитываемые на счете 26 «Общехозяйственные расходы» (административно-управленческие расходы; содержание общехозяйственного персонала, не связанного с производственным процессом; амортизационные отчисления и расходы на ремонт основных средств управленческого и общехозяйственного назначения; арендная плата за помещения общехозяйственного назначения; расходы по оплате информационных, аудиторских, консультационных и т.п. услуг; другие аналогичные по назначению управленческие расходы), отражаются в отчете о прибылях и убытках в строке 040. Коммерческие расходы включают пункт 22 из перечня прочих расходов по обычным видам деятельности - расходы на рекламу. Коммерческие расходы учитываются на счете 44 «Расходы на продажу» и отражаются в отчете о прибылях и убытках в строке 030. Управленческие и Коммерческие расходы списываются накопительно в течение отчетного периода на специально открытые субсчета на счете 90 «Продажи» и ежемесячно включаются в финансовый результат (прибыль или убыток) от продаж за отчетный месяц. 12. Учет и калькулирование себестоимости перевозок (работ, услуг)Расходы на перевозки, работы и услуги, выполняемые автотранспортными организациями, включаются в себестоимость перевозок (работ, услуг) того отчетного периода, к которому они относятся, независимо от времени оплаты предварительной или последующей. Расходы по основной эксплуатационной деятельности организаций автомобильного транспорта распределяются по видам перевозок, работ и услуг - грузовым перевозкам, пассажирским перевозкам, транспортно-экспедиционным операциям, прочим видам деятельности, с выделением экспортируемых услуг, работ. Учет по видам перевозок, работ и услуг ведется согласно принятой организацией учетной политике. В зависимости от порядка отнесения на себестоимость перевозок (работ, услуг) расходы подразделяются на прямые, непосредственно относимые на соответствующие виды перевозок (работ, услуг) и распределяемые (или косвенные). Прямые затраты (по статьям: заработная плата водителей автомобилей и кондукторов автобусов, отчисления на социальные нужды, автомобильное топливо, смазочные (за вычетом акцизов) и прочие эксплуатационные материалы, износ и ремонт автомобильных шин, техническое обслуживание и эксплуатационный ремонт, амортизация подвижного состава) непосредственно включаются в состав затрат соответственно на грузовые или пассажирские перевозки, на транспортно-экспедиционное обслуживание или прочие виды деятельности. Косвенные затраты (по статье «Накладные расходы») распределяются только между грузовыми и пассажирскими перевозками по их видам согласно принятой учетной политике либо пропорционально расходам, либо пропорционально объемам выполненных работ (перевезенные тонны, пассажиры), либо пропорционально пробегу, либо пропорционально отработанным автомобиле-часам, либо пропорционально фонду оплаты труда водителей и кондукторов. Коммерческие и Управленческие расходы распределяются по всем видам работ и услуг, выполняемым автотранспортной организацией пропорционально доходам, затем по видам перевозок распределяются либо пропорционально расходам, либо пропорционально объемам выполненных работ (перевезенные тонны, пассажиры), либо пропорционально пробегу, либо пропорционально отработанным автомобиле-часам, либо пропорционально фонду оплаты труда, согласно принятой учетной политике. Приложение 1Третья
группа
|
Наименование автотранспортного средства |
|
15 3410010 |
Автомобили легковые |
15 3410100 |
Автомобили легковые особо малого класса (с рабочим объемом двигателя до 1,2 л) |
15 3410101 |
Автомобили легковые особо малого класса для индивидуального и служебного пользования |
15 3410102 |
Автомобили легковые особо малого класса с кузовом «универсал» |
15 3410103 |
Автомобили легковые особо малого класса для инвалидов |
15 3410110 |
Автомобили легковые малого класса (с рабочим объемом двигателя свыше 1,2 до 1,8 л включительно) |
15 3410111 |
Автомобили легковые малого класса для индивидуального и служебного пользования |
15 3410112 |
Автомобили легковые малого класса с кузовом «универсал» |
15 3410113 |
Автомобили легковые малого класса такси |
15 3410120 |
Автомобили легковые среднего класса (с рабочим объемом двигателя свыше 1,8 до 3,5 л включительно) |
15 3410121 |
Автомобили легковые среднего класса для служебного и индивидуального пользования |
15 3410122 |
Автомобили легковые среднего класса с кузовом «универсал» |
15 3410123 |
Автомобили легковые среднего класса такси |
15 3410150 |
Электромобили легковые |
15 3410151 |
Электромобили легковые общего назначения |
15 3410152 |
Электромобили легковые грузопассажирские |
15 3410160 |
Автомобили легковые специальные |
15 3410161 |
Автомобили легковые специальные гоночные |
15 3410162 |
Автомобили легковые специальные снегоходы |
15 3410163 |
Автомобили легковые специальные вездеходы |
15 3410164 |
Автомобили легковые специальные амфибии |
15 3410165 |
Автомобили легковые специальные фургоны |
15 3410166 |
Автомобили легковые специальные для медицинской помощи на дому (санитарные) |
15 3410170 |
Автомобили легковые прочие, не включенные в другие группировки |
15 3410191 |
Автомобили грузовые общего назначения грузоподъемностью до 0,5 т |
Автомобили легковые малого класса для инвалидов |
|
15 3410192 |
Автомобили грузовые общего назначения грузоподъемностью свыше 0,5 до 1,5 т |
15 3410193 |
Автомобили грузовые общего назначения грузоподъемностью свыше 1,5 до 3,0 т |
15 3410194 |
Автомобили грузовые общего назначения грузоподъемностью свыше 3 до 5 т |
15 3410201 |
Автомобили грузовые электромобили |
15 3410202 |
Автомобили грузовые снегоболотоходы |
15 3410221 |
Автомобили - самосвалы грузоподъемностью до 2,75 т |
15 3410222 |
Автомобили - самосвалы грузоподъемностью свыше 2,75 до 5 т |
15 3410223 |
Автомобили - самосвалы грузоподъемностью свыше 5 до 8 т |
15 3410224 |
Автомобили - самосвалы грузоподъемностью свыше 8 до 15 т |
15 3410225 |
Автомобили - самосвалы грузоподъемностью свыше 15 до 18 т |
15 3410226 |
Автомобили - самосвалы грузоподъемностью свыше 18 т свыше 27 т до 50 т свыше 50 т до 120 т свыше 120 т до 220 т свыше 220 т |
15 3410250 |
Автобусы особо малые длиной до 5 м включительно |
15 3410251 |
Автобусы особо малые общего назначения |
15 3410252 |
Автобусы особо малые местного сообщения |
15 3410253 |
Автобусы особо малые маршрутные такси |
15 3410254 |
Автобусы особо малые туристские |
15 3410260 |
Автобусы малые длиной свыше 6 до 7,5 м включительно |
15 3410261 |
Автобусы малые общего назначения |
15 3410262 |
Автобусы малые местного сообщения |
15 3410263 |
Автобусы малые городские и экскурсионные |
15 3410264 |
Автобусы малые туристские |
15 3410265 |
Автобусы малые пригородные |
15 3410300 |
Автобусы прочие |
15 3410301 |
Автобусы с электродвигателем (электромобили) |
15 3410302 |
Автобусы санитарные |
15 3410361 |
Автоцистерны для перевозки нефтепродуктов, топлива и масел; химических веществ |
15 3410362 |
Топливозаправщики, маслозаправщики, водомаслозаправщики на автомобилях |
15 3410363 |
Автоцистерны для сжиженных газов |
15 3410380 |
Автомобили специализированные для лесозаготовок |
15 3410381 |
Автопоезда агрегатные лесовозные |
15 3410382 |
Автолесовозы (для лесопиления и лесозаготовки) |
15 3410383 |
Щеповозы |
15 3410440 |
Автомобили грузовые специализированные прочие |
15 3410441 |
Автомобили грузовые для перевозки баллонов со сжиженным газом |
15 3410442 |
Автомобили грузовые для вывозки радиоактивных отходов |
15 3410443 |
Автокатафалки |
15 3410449 |
Автомобили специальные, кроме включенных в группировку 14 3410040, прочие (в ред. Изменения 1/98, утв. Госстандартом РФ 14.04.98) (см. текст в предыдущей редакции) |
15 3420000 |
Прицепы и полуприцепы грузоподъемностью до 8 т |
15 3420020 |
Прицепы и полуприцепы для автомобилей и тракторов |
15 3420130 |
Прицепы к легковым автомобилям и автобусам |
15 3420131 |
Прицепы к легковым автомобилям всех видов |
15 3420132 |
Прицепы к автобусам |
15 3420133 |
Прицепы служебные |
15 3420134 |
Прицепы для перевозки людей |
15 3420140 |
Прицепы одноосные к грузовым автомобилям и шасси |
15 3420141 |
Прицепы одноосные с бортовой платформой |
15 3420142 |
Прицепы одноосные роспуски |
15 3420143 |
Прицепы одноосные самосвальные |
15 3420144 |
Прицепы одноосные фургоны |
15 3420145 |
Прицепы одноосные специальные |
15 3420146 |
Прицепы одноосные шасси |
15 3420149 |
Прицепы одноосные прочие |
15 3420150 |
Прицепы двухосные к грузовым автомобилям |
15 3420151 |
Прицепы двухосные с бортовой платформой |
15 3420152 |
Прицепы двухосные роспуски |
15 3420153 |
Прицепы двухосные самосвальные |
15 3420154 |
Прицепы двухосные шасси |
15 3420159 |
Прицепы двухосные прочие |
15 3420160 |
Прицепы тракторные |
15 3420161 |
Прицепы тракторные одноосные |
15 3420162 |
Прицепы тракторные двухосные |
15 3420163 |
Прицепы тракторные бортовые |
15 3420164 |
Прицепы тракторные шасси |
15 3420169 |
Прицепы тракторные прочие |
15 3420180 |
Прицепы со специализированными кузовами, трейлеры |
15 3420181 |
Прицепы со специализированными кузовами |
15 3420182 |
Прицепы для ветеринарной службы |
15 3420190 |
Прицепы - цистерны для перевозки нефтепродуктов и воды (цистерны для нефтепродуктов, воды и сжиженных газов на прицепах и полуприцепах) |
15 3420191 |
Прицепы - цистерны для нефтепродуктов |
15 3420192 |
Полуприцепы - цистерны для нефтепродуктов |
15 3420193 |
Топливозаправщики, маслозаправщики, водозаправщики на прицепах и полуприцепах |
15 3420196 |
Цистерны для сжиженных газов на прицепах и полуприцепах |
15 3420197 |
Цистерны для воды на прицепах |
15 3420198 |
Цистерны для воды на полуприцепах |
153420199 |
Прицепы - цистерны прочие |
15 3420200 |
Полуприцепы автомобильные общего назначения |
15 3420201 |
Полуприцепы автомобильные общего назначения с бортовой платформой |
15 3420202 |
Полуприцепы автомобильные общего назначения самосвальные |
15 3420203 |
Полуприцепы автомобильные общего назначения со специализированными кузовами |
15 3420204 |
Полуприцепы автомобильные общего назначения. Шасси |
15 3420209 |
Полуприцепы автомобильные общего назначения прочие |
15 3420210 |
Полуприцепы автомобильные для строительных конструкций |
15 3420211 |
Настиловозы, фермовозы, балковозы, плитовозы и металловозы |
15 3420212 |
Панелевозы |
15 3420219 |
Полуприцепы для перевозки строительных конструкций прочих |
14 3410040 |
Автомобили специальные и оборудование навесное к машинам для уборки городов, кроме 14 3410330 - 14 3410335, 14 3410391, 14 3410421 |
15 3599000 |
Средства транспортные прочие, не включенные в другие группы, кроме 15 3599501 |
Автомобили легковые большого класса (с рабочим объемом двигателя свыше 3,5 л) |
|
15 3410131 |
Автомобили легковые большого класса для индивидуального и служебного пользования |
15 3410140 |
Автомобили легковые высшего класса |
15 3410141 |
Автомобили легковые высшего класса для служебного пользования |
15 3410195 |
Автомобили грузовые общего назначения грузоподъемностью свыше 5 до 8 т |
15 3410196 |
Автомобили грузовые общего назначения грузоподъемностью свыше 8 до 15 т |
15 3410211 |
Автомобили - тягачи седельные с нагрузкой на седло до 3 т |
15 3410212 |
Автомобили - тягачи седельные с нагрузкой на седло свыше 3 до 5,4 т |
15 3410213 |
Автомобили - тягачи седельные с нагрузкой на седло свыше 5,4 до 7,5 т |
15 3410270 |
Автобусы средние длиной свыше 8 до 9,5 м включительно |
15 3410271 |
Автобусы средние городские и экскурсионные |
15 3410272 |
Автобусы средние междугородные и туристские |
15 3410273 |
Автобусы средние пригородные |
15 3410280 |
Автобусы большие длиной свыше 10,5 до 12 м включительно |
15 3410281 |
Автобусы большие городские и экскурсионные |
15 3410282 |
Автобусы большие междугородные и туристские |
15 3410283 |
Автобусы большие пригородные |
15 3410040 |
Автомобили специальные, кроме включенных в группировку 14 3410040 (в ред. Изменения 1/98, утв. Госстандартом РФ 14.04.98), кроме 15 3410361, 15 3410380 – 15 3410449 |
15 3410340 |
Автомобили - фургоны со специализированными кузовами |
15 3410341 |
Автомобили - фургоны для перевозки промтоваров |
15 3410342 |
Автомобили - фургоны для перевозки скоропортящихся продуктов (авторефрижераторы, изотермические) |
15 3410344 |
Автомобили - фургоны для перевозки хлебобулочных изделий |
15 3410345 |
Автомобили - фургоны для перевозки почты |
15 3410346 |
Автомобили - фургоны медицинской службы и для перевозки медикаментов |
15 3410349 |
Автомобили - фургоны для перевозки прочих грузов |
15 3410351 |
Автомобили - фургоны ветеринарной службы |
15 3410359 |
Автомобили - фургоны специализированные прочие |
15 3410364 |
Автоцистерны для воды |
15 3410365 |
Автоцистерны для пищевых жидкостей (кроме молоковозов) |
15 3410366 |
Автоцистерны - муковозы (в том числе на полуприцепах) |
15 3410367 |
Автоцистерны - сахаровозы |
15 3410368 |
Автоцистерны - молоковозы |
15 3410371 |
Автоцистерны - автоцементовозы |
15 3410372 |
Автоцистерны - автобитумовозы |
15 3410373 |
Автоцистерны - автобетоновозы |
15 3410374 |
Автоцистерны - авторастворовозы |
15 3410375 |
Автоцистерны - автогудронаторы |
15 3410376 |
Автоцистерны - автозоловозы |
15 3410379 |
Автоцистерны прочие |
14 3410000 |
Машины пожарные и автомобили специальные для коммунального хозяйства (машины уборочные, машины для жилищного, газового, энергетического хозяйства города и машины специальные прочие, кроме 14 3410040) |
Автобусы особо большие (автобусные поезда) длиной свыше 16,5 до 24 м включительно |
|
15 3410291 |
Автобусы особо большие городские |
15 3410292 |
Автобусы особо большие пригородные |
15 3410197 |
Автомобили грузовые общего назначения грузоподъемностью свыше 15 т |
15 3410214 |
Автомобили-тягачи седельные с нагрузкой на седло свыше 7,5 до 12 т |
15 3410215 |
Автомобили-тягачи седельные с нагрузкой на седло свыше 12 до 18 т |
15 3410216 |
Автомобили-тягачи седельные с нагрузкой на седло свыше 18 т |
СОДЕРЖАНИЕ