Основной
функцией автомобильных пневматических шин является амортизация динамических
воздействий неровностей дороги на автотранспортное средство при его движении,
сцепление с дорогой и преобразование крутящего момента ведущих колес в тяговое
усилие, развиваемое автотранспортным средством.
Автомобильные
шины разделяются по назначению, конструкции, принципу герметизации (по давлению
воздуха в шине), форме профиля, габаритам.
Назначение
Шины легковых,
грузовых автомобилей малой грузоподъемности и микроавтобусов применяются на
указанных автотранспортных средствах, предназначенных для эксплуатации во всех
климатических зонах при температуре окружающей среды от - 45 °С до + 55 °С;
Шины для
грузовых автомобилей, прицепов (полуприцепов), автобусов и троллейбусов
применяются на указанных автотранспортных средствах, предназначенных для
эксплуатации на дорогах различной категории, при температуре окружающей среды
до - 45 °С;
Шины в северном
исполнении, кроме шин для легковых автомобилей, легких грузовых автомобилей и
автобусов особо малой вместимости, применяются для всех автотранспортных
средств, предназначенных для эксплуатации на дорогах различной категории при
температуре окружающей среды до - 60 °С.
Шины в северном
исполнении изготавливаются из морозостойких материалов.
Шины для
тропического климата изготавливаются из материалов, хорошо выдерживающих
высокие температуры до + 55 °С и влажность и повышенное содержание озона в
атмосфере.
В зависимости от
назначения шины имеют следующие рисунки протектора:
дорожный - для работы
преимущественно на дорогах с твердым усовершенствованным капитальным покрытием
(I, II и III категорий).
универсальный -
преимущественно на дорогах с усовершенствованным покрытием (III, IV и IV - n категорий) и
переходных (IV и V категорий).
повышенной
проходимости -
для работы преимущественно по мягкому грунту, в том числе направленный,
несимметричный относительно радиальной плоскости колеса.
Шины с
направленным рисунком (направление вращения указано стрелкой) применяются для
эксплуатации в условиях бездорожья и на мягких грунтах. Такая шина монтируется
с учётом обеспечения строго определенного направления качения:
зимний (снежный)
рисунок
без шипов и с шипами противоскольжения предназначен для работы на заснеженных и
обледенелых дорогах;
всесезонный
рисунок преимущественно
на дорогах, где применяются шины с дорожным, универсальным и зимним рисунками
протектора;
карьерный
рисунок предназначен
для работы в карьерах, на лесоразработках и т.п.
Конструкция
В шинах
диагональной конструкции нити корда каркаса и брекера перекрещиваются в смежных
слоях, а угол наклона нитей корда по середине беговой дорожки в каркасе и
брекере от 45° до 60°. Как правило, при изготовлении диагональных шин
применяются полиамидные и другие корды из синтетических волокон, однако иногда
в брекере этих шин, наряду с синтетическими, может применяться один - два слоя
металлического корда (в обозначении шины символ диагональной конструкции не
указывается).
В шинах
радиальной конструкции угол наклона нитей корда каркаса 0°, а брекера - не
менее 65° (в обозначении шины указывается индекс R). Эти шины
имеют каркас с меньшим числом слоев корда (включая металлический), чем у
диагональных, мощный брекер (как правило, металлокордный), что обеспечивает
меньшую окружную деформацию шины при качении и проскальзывании протектора в
контакте с дорожным покрытием и, как следствие, радиальные шины имеют меньшее
теплообразование и потери на качение, больший срок службы, максимальную
нагрузку и допустимую скорость движения.
Радиальные шины
выпускаются трех видов:
- только с
металлокордом в каркасе и брекере (ЦМК);
- с кордом из
синтетических волокон в каркасе и с металлокордом в брекере (комбинированные);
- с кордом из
синтетических волокон в каркасе и брекере (текстильные).
Корд является
основной тканью, из которой изготавливают каркас и брекер. Ткань для покрышки
обычно изготавливают из вискозного шелка, капрона, нейлона, тефлона и других
синтетических волокон.
Наиболее
перспективным является применение капронового и амидного кордов из полиамидных
волокон, т.к. по сравнению с вискозным кордом они обладают большей прочностью,
устойчивостью к действию многократных деформаций изгиба, влагостойкостью и
малой массой.
Все большее
применение в производстве пневматических автомобильных шин находит металлокорд,
применяемый не только для изготовления каркаса и брекера, но и для других
деталей шины.
Металлокорд
представляет собой тонкий трос, состоящий из стальных латунированных проволок
диаметром 0,15 - 0,25 мм.
Металлокорд
отличается высокой прочностью с малым удлинением по сравнению с «текстильным»,
обладает высокой стойкостью к тепловому старению и обеспечивает повышенную
износостойкость протектора.
Герметизация
Камерные шины,
состоящие:
- из покрышки,
камеры и ободной ленты предназначены для грузовых автомобилей, прицепного
состава, автобусов и троллейбусов;
- из покрышки и
камеры предназначены для легковых автомобилей, прицепов к ним, малотоннажных
грузовых автомобилей и микроавтобусов.
Бескамерные
шины, состоящие только из покрышки, имеющей на внутренней поверхности
герметизирующий слой, применяются на всех автомобилях, прицепном составе и
автобусах со специальным неразъёмным ободом.
Основными
преимуществами бескамерных шин являются:
- повышенная
надежность в результате отсутствия возможности мгновенной разгерметизации;
- меньший нагрев
шины во время движения;
- меньшее
сопротивление качению;
- меньшая масса
шины;
- меньшее время
простоя автомобиля и пути при ремонте шины из-за прокола.
При потере
герметичности обода или бескамерной шины она может выть использована как
обычная покрышка с камерой.
Давление воздуха
в шине
Шины с
постоянным давлением воздуха в них.
В обычных
камерных и бескамерных шинах поддерживается постоянное заданное давление
воздуха.
Шины с
регулируемым давлением воздуха в них.
Эти шины
выпускаются для автомобилей повышенной проходимости, в них допускается
изменение (снижение) заданного давления воздуха с целью повышения проходимости
автомобиля. Эти шины применяются на дорогах всех категорий во всех
климатических зонах при температуре от - 60 °С до + 55 °С. Указанные шины могут
быть камерными и бескамерными. Они отличаются от обычных шин большой шириной
профиля, меньшим числом слоев корда, наличием резиновых прослоек между слоями
корда, рисунком протектора и способностью некоторое время работать при
сниженном давлении воздуха в них. Эти шины имеют увеличенную площадь контакта с
грунтом, меньшее удельное давление на грунт и обеспечивают высокую проходимость
автомобиля. Обычно эти шины имеют повышенную грузоподъемность по сравнению с
обычными шинами того же размера.
Форма профиля
Шины обычного
профиля -
с отношением высоты профиля (Н) к его ширине (В) - Н/В более 0,89, выпускаются
для большинства транспортных средств автомобильного транспорта.
Низкопрофильные - с отношением
высоты профиля (Н) к его ширине (В) - Н/В = 0,7 - 0,88 за счет уменьшения
высоты профиля шины.
Сверхнизкопрофильные
-
с отношением высоты профиля (Н) к его ширине (В) - Н/В менее 0,7 за счет ещё
большего уменьшения высоты профиля шины.
Низкопрофильные
и сверхнизкопрофильные шины выпускаются для легковых, грузовых автомобилей и
автобусов, эксплуатирующихся на дорогах с твердым усовершенствованным
покрытием. Они имеют пониженную высоту профиля, что повышает устойчивость и
управляемость автомобиля, но снижают его проходимость, обладают большей
грузоподъёмностью, ходимостью и меньшим сопротивлением качению.
Широкопрофильные
-
с отношением высоты профиля (Н) к его ширине (В) - Н/В = 0,6-0,9 за счёт
увеличения ширины профиля применяются на автомобилях большой грузоподъёмности,
полноприводных автомобилях и прицепах. Их применение позволяет повысить
проходимость автомобиля, сократить расход шинных материалов, т.к. они часто
применяются по одной шине вместо сдвоенных.
Арочные - с отношением
высоты профиля (Н) к его ширине (В) - Н/В = 0,39 - 0,5, выпускаются
бескамерными и имеют профиль в виде арки большой ширины. Они монтируются на
специальный обод и устанавливаются на заднюю ось грузовых автомобилей по одной
вместо двух обычных. Протектор арочной шины имеет редко расположенные
грунтозацепы. Использование этих шин резко повышает проходимость автомобилей по
мягким грунтам, песку, снежной целине, заболоченным участкам. Применение их на
дорогах с твердым покрытием должно быть максимально ограниченным.
Промышленность выпускает небольшие партии этих шин по специальным заказам.
Пневмокатки - с отношением
высоты профиля (Н) к его ширине (В) - Н/В = 0,25 - 0,39, выпускаются для
специальных транспортных средств типа «Буран», используемых в тундрах и других
заболоченных местах и по снежной целине.
Габариты
Крупногабаритные
-
с шириной профиля 350 мм (14 дюймов) и более, независимо от посадочного
диаметра, применяются на строительно-дорожных машинах и внедорожных
транспортных средствах;
Среднегабаритные
-
с шириной профиля от 200 до 350 мм (от 7 до 14 дюймов) и посадочным диаметром
не менее 457 мм (18 дюймов), применяются на подавляющем большинстве грузовых
автомобилей, прицепах к ним, автобусах и троллейбусах;
Малогабаритные - с шириной
профиля не более 200 мм (до 10 дюймов) и посадочным диаметром не более 457 мм
(18 дюймов), применяются на легковых автомобилях, прицепах к ним, малотоннажных
грузовых автомобилях и микроавтобусах.
Маркировки шин
На каждой
покрышке (бескамерной шины) имеется следующая маркировка по действующим
стандартом:
- наименование
или товарный знак завода изготовителя;
- обозначение
шины - условный размер и тип каркаса;
- модель шины -
обычно условное обозначение разработчика шины и порядковый номер разработки;
- заводской
номер покрышки, включающий дату изготовления покрышки, индекс
завода-изготовителя и порядковый номер шины. Для шин автомобилей ВАЗ
изготавливаемых ПО «Белоцерковшина» порядковый номер может не ставиться;
- индекс
скорости;
- норма
слойности «НС» или «РР» для шин грузовых автомобилей, а для легковых и с
регулированным давлением - индекс грузоподъемности;
-
балансировочная метка, обозначающая самое лёгкое место покрышки (на шинах для
легковых автомобилей в виде круга диаметром 5 - 10 мм над закраиной обода, с
которой должен совмещаться вентиль камеры);
- номер
государственного стандарта (ГОСТ) или технических условий (ТУ) на шину;
- штамп отдела
технического контроля с указанием сорта шины.
При
необходимости могут быть следующие дополнительные обозначения:
- максимально
допустимая нагрузка и давление, соответствующее этой нагрузке, серия шины и
др.;
- знак
направления вращения (стрелка) на покрышках с направленным рисунком протектора;
- для радиальных
шин - надпись «Radial» (не обязательно);
- надпись «Regroovable» - на шинах для
грузовых автомобилей, на которых имеется возможность углубления рисунка
протектора нарезкой;
- для шин типа Р
с текстильным брекером - буква Т;
- для шин с
металлокордным брекером - надпись «Steel»;
- для
морозостойких - надпись «Север»;
- для шин,
предназначенных для ошиповки - буква «Ш»;
- для шин с
зимним рисунком - знак «М + S».
Индексы скорости
представлены в следующей таблице:
Индекс
грузоподъёмности - условное обозначение максимально допускаемой нагрузки на
шину, выраженное условными цифрами. Их соотношения приведены в ГОСТ
5513-97.
Норма слойности
(НС) - условное обозначение прочности каркаса.
Шины имеют
дюймовое, миллиметровое и смешанное обозначение, например: 9,00-20 (260-508),
где 9,00 и 20 -
обозначение соответственно ширины профиля и посадочного диаметра шины в дюймах,
а 260 и 508 - обозначение ширины профиля и посадочного диаметра шины в
миллиметрах.
Шины радиальной
конструкции имеют в обозначении индекс R, например: 260 R 508 и 370/70 R20,
где 70 - индекс
серии низкопрофильной шины, обозначающий отношение высоты профиля Н к ширине
профиля В в процентах.
Шины
диагональной конструкции буквенного индекса не имеют, например: 260-508.
Вентили для
автомобильных шин изготавливаются по ГОСТ
8107-75 двух типов:
- для шин
грузовых камерных - ГК;
- бескамерных -
АБ, т.е. автомобильный бескамерный.
На
восстановленных покрышках и бескамерных шинах должна быть сохранена или
восстановлена их маркировка. Кроме того, на боковине или плечевой зоне должны
быть обозначены наименование или товарный знак предприятия, производившего
восстановление, класс, дата восстановления (год и месяц) и штамп отдела
технического контроля.
Пригодные к
восстановлению покрышки в зависимости от их технического состояния разделяют на
три класса восстановления (ТУ 38.108050-89);
1 класс - покрышки, имеющие ограниченное
число проколов как для легковых, так и для грузовых автомобилей;
2 класс - покрышки, имеющие
регламентированное число проколов и повреждений как для легковых, так и для
грузовых автомобилей;
класс Д -
покрышки, имеющие значительное число повреждений, как для легковых, так и для
грузовых автомобилей. По классу Д восстанавливаются только радиальные покрышки
легковых автомобилей с усилением лентами обрезиненного корда.
Покрышки
грузовых автомобилей по классу Д восстанавливаются с усилением резинокордным
поясом.
На некоторых
шинах кроме модели указана серия, которая обозначает идентичность конструкции
шин разных размеров (например: Д-1М).
Шины, которые по
своей конструкции допускают углубление рисунка протектора методом его
нарезания, имеют на боковине обозначение «Regroovable».
Техническая
документация на шины
Промышленность выпускает
автомобильные шины в соответствии со следующими ГОСТами:
ГОСТ
4754-97 «Шины пневматические для легковых автомобилей, прицепов к ним,
легковых грузовых автомобилей и автобусов особо малой вместимости. Технические
условия»;
ГОСТ
5513-97 «Шины пневматические для грузовых автомобилей, автоприцепов,
автобусов и троллейбусов. Технические условия»;
ГОСТ
8430-85* «Шины пневматические для большегрузных автомобилей, строительных,
дорожных и подъёмно-транспортных машин»;
ГОСТ 13298-90*
«Шины пневматические с регулируемым давлением»;
* В настоящее время эти ГОСТы перерабатываются.
ГОСТ 22374-77
«Шины пневматические. Конструкция. Термины и определения»;
Некоторые шины
выпускаются по специальным техническим условиям (ТУ).
Запрещается:
- применение на
автотранспортных средствах не рекомендованных шин;
- применение на
автотранспортных средствах и прицепном составе к ним некондиционных шин. У этих
шин сшерохован товарный знак завода-изготовителя и порядковый номер;
- установка на
одну ось, сдвоенных колес с шинами диагональной и радиальной конструкции, а
также шин с различными типами рисунка протектора;
- эксплуатация
шин с износом рисунка протектора больше предельно допустимого.
Предельно
допустимая величина остаточной высоты рисунка протектора шин:
а) для грузовых
и легковых автомобилей - 1,6 мм (прим. 1);
б) для автобусов
- 2 мм.
- нарезка
рисунка протектора у шин, не имеющих на боковине надписи «Regroovable».
По мере создания
и организации производства новых моделей шин для автомобильного транспорта в
настоящее Руководство могут вноситься необходимые дополнения и изменения.
Краткие сведения
об автомобильных колесах и ободьях
Колесо -
вращающийся элемент автомобиля, передающий крутящий момент и воспринимающий
нагрузку от шины автомобиля. Колесо расположено между шиной и ступицей. Обычно
колесо состоит ив двух составных частей - обода и диска (часто применяются на
автомобилях бездисковые колеса).
Обод - часть
колеса, на которую монтируется и опирается шина.
Примечание 1 - некоторыми действующими документами
«Правила дорожного движения» и др. пока допускается эксплуатация шин для
грузовых автомобилей с остаточной высотой рисунка протектора - 1 мм.
Диск колеса -
часть колеса, являющаяся соединительным элементом между ступицей и ободом.
Одинарное колесо
- колесо, установленное на ступице и несущее одну шину.
Сдвоенное колесо
- колесо, состоящее из двух одинарных колёс, установленных на одной ступице.
Колёса для
автомобилей классифицируются:
- по их
принадлежности к тому или иному типу автомобиля;
- по
конструкции;
- по типу
устанавливаемых на них шин.
Колёса для
легковых автомобилей, микроавтобусов и грузовых автомобилей малой
грузоподъемности и прицепов к ним (ГОСТ 10403-74),
имеющие неразборные глубокие ободья с коническими полками и предназначенные для
камерных или бескамерных шин постоянного давления;
Колёса дисковые
и бездисковые для грузовых автомобилей, автобусов, автомобильных прицепов,
полуприцепов и троллейбусов (ГОСТ
10409-74), имеющие разборные ободья с коническими полками, предназначенные
для камерных шин и колёса, имеющие неразборные ободья, предназначенные для
бескамерных шин (например у автобусов ЛиАЗ-5256).
Колеса
бездисковые (типа «Трилекс»), эксплуатирующиеся у нас в стране на автобусах
фирмы «Икарус».
Колеса дисковые
и бездисковые для грузовых автомобилей, работающих в условиях бездорожья и на
легких грунтах (ТУ 37.001.257-77), имеющие разборные ободья с распорными
кольцами или с тороидальными полками без распорных колец, предназначенные для
шин с регулируемым давлением воздуха.
Колёса принято
обозначать основными размерами ободьев - шириной профиля и диаметром обода
(посадочным диаметром).
Часть 2. Руководство
по комплектации отечественными шинами автобусов в автотранспортных
предприятиях.
Часть 3.
Руководство по комплектации отечественными шинами базовых грузовых
автотранспортных средств в АТП.
Часть 4.
Руководство по комплектации Базовых малотоннажных грузовых автомобилей и
микроавтобусов в автотранспортных предприятиях.
Выбор
пневматических шин по конструкции, размерам, моделям, норме слойности (индексу
грузоподъемности), типу рисунка протектора и согласование их применения для
каждой конкретной марки и модели автотранспортного средства как для вновь
разрабатываемых, так и для выпускаемых автомобильной промышленностью и другими
соответствующими предприятиями производится в соответствии с действующим
порядком согласования применения шин.
В инструкции по
эксплуатации автотранспортного средства должны быть указаны шины и режимы их
работы.
Сокращенное и
полное наименование заводов-изготовителей приведено в таблице 1.
Обозначение
(размер) и режимы работы шин для каждой конкретной марки и модели автобусов
приведены в таблице 2.
Обозначение
(размер) и режимы работы шин для каждой конкретной марки и модели грузовых
автомобилей приведены в таблице 3.
Обозначение
(размер) и режимы работы шин для каждой конкретной марки и модели малотоннажных
грузовых автомобилей и микроавтобусов приведены в таблице 4.
Шинная
промышленность не принимает претензий по шинам при нарушении правил
эксплуатации шин или применение которых для данного автотранспортного средства
не рекомендовано.
На каждом
автотранспортном средстве устанавливаются шины рекомендованных размеров,
конструкции с одинаковым типом рисунка протектора. Шины восстановленные по
первому классу применяются без ограничения на всех осях легковых и грузовых
автомобилей, на троллейбусах, прицепах, полуприцепах, а также на автобусах,
кроме междугородных.
На междугородных
автобусах шины, восстановленные по первому классу, могут устанавливаться на
колёса средней/задней осей.
Не рекомендуется
устанавливать на колеса передних осей автомобилей, автобусов и троллейбусов
шины с отремонтированными местными повреждениями.
Автотранспортные
средства, предназначенные для эксплуатации при температуре ниже - 45 °С в
районах Крайнего Севера и приравненных к ним, рекомендуется комплектовать
шинами с маркировкой «Север», т.е. в северном исполнении.
Восстановленные
и отремонтированные шины эксплуатируются на автотранспортных средствах с теми
же режимами, что и новые.
- допускается снижение давления
при прохождении тяжелых участков (заболоченных, заснеженных) до 0,5 кгс/кв.см,
при этом максимальная скорость должна быть при давлении 1,0 кгс/см - 20 км/час,
при давлении 0,5 кгс/см - 10 км/час.