Федеральная служба РУКОВОДСТВА ПО БЕЗОПАСНОСТИ
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКА
СОСТОЯНИЯ РБ 037-06 Введено в действие Москва 2006 Руководство по безопасности «Анализ результатов контроля и оценка состояния ядерной и радиационной безопасности исследовательских ядерных установок» разработано в соответствии с требованиями Общих положений обеспечения безопасности исследовательских ядерных установок, действующих на исследовательских ядерных установках правил ядерной безопасности и учитывает рекомендации МАГАТЭ, представленные в руководстве DS260 «Maintenance, periodic testing and inspection of research reactors». Выпускается впервые*. ________ * Руководство разработано в НТЦ ЯРБ. В процессе разработки учтены замечания и предложения специалистов Ростехнадзора, ФГУ РНЦ «Курчатовский институт» и ФГУП «ГНЦ РФ НИИАР». СОДЕРЖАНИЕ 1. НАЗНАЧЕНИЕ И ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ1.1. Настоящее руководство по безопасности «Анализ результатов контроля и оценка состояния ядерной и радиационной безопасности исследовательских ядерных установок» (далее - Руководство) имеет рекомендательный характер и содержит возможные способы выполнения требований пункта 5.1.10 «Общих положений обеспечения безопасности исследовательских ядерных установок», раздела 5 «Правил ядерной безопасности исследовательских реакторов«, раздела 4 «Правил ядерной безопасности импульсных исследовательских ядерных реакторов«, раздела 6 «Правил ядерной безопасности критических стендов«, раздела 4 «Правил ядерной безопасности подкритических стендов«, касающихся контроля и оценки состояния ядерной и радиационной безопасности (далее - ЯРБ) исследовательских ядерных установок (далее - ИЯУ). В настоящем руководстве приведены общие рекомендации по проведению анализа результатов проверки состояния ЯРБ ИЯУ с целью ранжирования выявленных недостатков по их влиянию на ЯРБ ИЯУ и качественной оценки состояния ЯРБ ИЯУ. 1.2. Настоящее руководство предназначено для специалистов и должностных лиц, осуществляющих проверку состояния ЯРБ ИЯУ на этапах ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации ИЯУ или выполняющих экспертизу документов, обосновывающих ЯРБ ИЯУ. 1.3. В случае несоответствия способов, используемых при оценке состояния ЯРБ ИЯУ, рекомендациям настоящего руководства в итоговых документах по результатам проверки состояния ЯРБ ИЯУ следует привести соответствующее обоснование имеющегося несоответствия. 2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ2.1. Проверка и контроль ЯРБ ИЯУ проводятся с целью оценки возможностей и наличия в эксплуатирующей организации (далее - ЭО) условий для осуществления заявленной деятельности с соблюдением требований, установленных действующим законодательством Российской Федерации, федеральными нормами и правилами, условиями действия лицензий, проектной, конструкторской, технологической и эксплуатационной документацией ИЯУ и другими нормативно-техническими документами в области использования атомной энергии, распространяющимися на ИЯУ. 2.2. Оценка состояния ЯРБ ИЯУ может проводиться: - комиссиями и соответствующими службами (должностными лицами) ЭО - при проведении внутреннего контроля состояния ЯРБ ИЯУ; - комиссиями органа государственного управления использованием атомной энергии - при ведомственном контроле состояния ЯРБ ИЯУ; - экспертной организацией - при экспертизе документов, обосновывающих ЯРБ в составе заявки ЭО на получение лицензии на право деятельности на ИЯУ; - комиссией (инспектором) Межрегионального территориального округа по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору - при проведении инспекций состояния ЯРБ ИЯУ. 2.3. В настоящем руководстве используются термины, установленные федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии. 3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ЯРБ ИЯУ3.1. В качестве индикаторов (показателей) уровня ЯРБ ИЯУ следует использовать требования нормативно-технических документов по следующим направлениям: - наличие и выполнение требований и условий разрешительных документов органов государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии (лицензии на виды деятельности в области использования атомной энергии, санитарно-эпидемиологические заключения, разрешения на выбросы и сбросы, разрешения работникам (персоналу) ИЯУ на право ведения работ в области использования атомной энергии и др.); - организационное обеспечение деятельности на ИЯУ; - состояние документации; - техническое обеспечение ЯРБ (состояние физических барьеров, элементов и систем, важных для безопасности, зданий и сооружений, электроснабжения ИЯУ и др.); - обеспечение ЯРБ при обращении с ядерными материалами, радиоактивными веществами и радиоактивными отходами; - техническая безопасность (состояние грузоподъемных механизмов, трубопроводов, сосудов, работающих под давлением); - обеспечение физической защиты, учет и контроль ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов; - соответствие ИЯУ паспортным данным и выполнение установленных в ЭО порядка и сроков переоформления паспорта ИЯУ; - обеспечение пожарной безопасности; - противоаварийная готовность ИЯУ; - обеспечение качества деятельности на ИЯУ; - организация и осуществление подготовки и допуска работников (персонала) к ядерно- и радиационно опасным работам и работам с системами, важными для безопасности; - культура безопасности. 3.2. При проведении проверки состояния ЯРБ ИЯУ следует проанализировать влияние на ЯРБ ИЯУ выявленных несоответствий требованиям действующих нормативно-технических документов, исходя из возможных радиационных последствий несоответствий. При необходимости, ЭО следует обеспечить проведение дополнительного расчета надежности систем, важных для безопасности, и дополнительного анализа безопасности с учетом нового перечня исходных событий и фактического состояния ИЯУ. 3.3. По результатам проверки ЯРБ ИЯУ следует оценить уровень ЯРБ ИЯУ как качественной характеристики состояния безопасности ИЯУ, устанавливаемой путем проведения анализа и оценки соответствия ИЯУ требованиям действующих нормативно-технических документов и с учетом фактического состояния систем и элементов, важных для безопасности. 3.4. Состояние ЯРБ ИЯУ может быть оценено одним из следующих уровней безопасности: - уровень удовлетворительный (У1) - уровень безопасности ИЯУ, характеризующийся отсутствием несоответствий или наличием несоответствий ИЯУ требованиям действующих нормативно-технических документов, которые не могут быть непосредственной причиной событий (нарушений), имеющих радиационные последствия, при этом радиационное воздействие ИЯУ на работников (персонал), население и окружающую среду не превышает пределов, установленных для нормальной эксплуатации; - уровень недостаточный (У2) - уровень безопасности ИЯУ, характеризующийся наличием таких несоответствий требованиям действующих нормативно-технических документов по безопасности ИЯУ, которые при проведении работ следующего этапа жизненного цикла ИЯУ или при проведении работ по новой программе текущего жизненного цикла ИЯУ могут привести к событиям, имеющим радиационные последствия; - уровень низкий (У3) - уровень безопасности ИЯУ, характеризующийся наличием несоответствий требованиям действующих нормативно-технических документов, которые могут привести или привели к нарушению эксплуатационных пределов и условий и (или) превышению контрольных уровней радиационного воздействия ИЯУ и требуют оперативной реализации компенсирующих мер по обеспечению безопасности при проведении текущих работ на ИЯУ; - уровень недопустимый (У4) - уровень безопасности ИЯУ, характеризующийся наличием таких несоответствий требованиям действующих нормативно-технических документов, которые могут привести к нарушению пределов и условий безопасной эксплуатации ИЯУ и (или) вызывают необходимость прекращения ядерно- и (или) радиационно опасных работ с целью исключения радиационного воздействия на работников (персонал), население и окружающую среду сверх допустимых пределов. 3.5. Установленный уровень безопасности ИЯУ должен быть зафиксирован в итоговых документах по результатам проверки состояния ЯРБ ИЯУ. 3.6. В итоговых документах по результатам проверки состояния ЯРБ ИЯУ следует представить предложения по повышению безопасности ИЯУ и контролю их выполнения с указанием сроков последующих проверок, цели (программы) проверок, при этом: - если уровень безопасности признан удовлетворительным, могут быть представлены предложения по срокам устранения выявленных несоответствий требованиям нормативно-технических документов; - если уровень безопасности ИЯУ признан недостаточным, следует привести информацию о выполнении (невыполнении) имеющегося в ЭО плана мероприятий по устранению несоответствий ИЯУ требованиям нормативно-технических документов и о приемлемости установленных сроков их устранения; - если уровень безопасности ИЯУ признан низким, следует привести условия, при которых возможно дальнейшее продолжение работ; - если уровень безопасности ИЯУ признан недопустимым, следует привести мероприятия, после выполнения которых можно возобновить ядерно- и (или) радиационно опасные работы на ИЯУ, а также предложения по программе комиссионной проверки состояния ЯРБ ИЯУ, которая должна предшествовать возобновлению работ. 3.7. В приложении приведены примеры возможной оценки уровня ЯРБ ИЯУ. ПриложениеПримеры возможной оценки уровня ЯРБ ИЯУ
|