На главную | База 1 | База 2 | База 3

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СССР

ГЛАВНОЕ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ГИГИЕНИЧЕСКОМУ КОНТРОЛЮ
ЗА ПРОЕКТИРОВАНИЕМ, СТРОИТЕЛЬСТВОМ
И ЭКСПЛУАТАЦИЕЙ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

 

 

г. Москва

 

«Методические указания по гигиеническому контролю за проектированием, строительством и эксплуатацией высших учебных заведений» разработаны докт. мед. наук В.И. Берзинь (кафедра гигиены Рижского медицинского института).

Методические указания касаются условий размещения вузов и учебно-научных комплексов, функционального зонирования их территории, гигиенических особенностей проектирования специализированных структурных подразделений вузов, их планировки, оснащения, микроклимата, условий видимости, оснащения техническими средствами обучения. Настоящие указания дополняют и разъясняют отдельные положения главы СНиП II-68-78 «Высшие учебные заведения. Нормы проектирования». Указания составлены на основании результатов специально проведенных исследований.

Методические указания предназначены для органов санитарно-эпидемиологической службы, работников проектных и строительных организаций и сотрудников высших учебных заведений.

 

УТВЕРЖДАЮ:

Начальник Главного

санитарно-эпидемиологического

управления Министерства

здравоохранения СССР

В.Е. Ковшило

10 апреля 1980 года

№ 2164-80

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Высокие темпы развития народного хозяйства в нашей стране, предусмотренные решениями XXVI съезда КПСС, требуют расширения подготовки высококвалифицированных специалистов, строительства новых и реконструкции существующих высших учебных заведений.

В процессе обучения студенты встречаются со многими производственными факторами. Интенсивность и длительность их воздействия ниже, чем на промышленных предприятиях, однако, как показывают исследования, сочетание этого воздействия с интенсивной умственной нагрузкой определяет не только уровень работоспособности, но и состояние здоровья, эффективность учебного процесса и труда студентов и сотрудников ВУЗов.

Условия труда студентов определяются с одной стороны спецификой учебного процесса, а с другой - материально-технической базой ВУЗов, состояние которой во многом определяется качеством проектирования и строительства объектов.

Здания ВУЗов в настоящее время проектируются в соответствии с главой СНиП’а II-68-78 «Высшие учебные заведения. Нормы проектирования» и других его глав. Настоящие методические указания разъясняют и дополняют основные положения этой главы, регламентирующие условия размещения ВУЗов и учебно-научных комплексов, функционального зонирования территории, особенности проектирования учебных специализированных структурных подразделений, планировку, микроклимат, освещение, оснащение техническими средствами различных групп учебных помещений.

Методические указания* разработаны доктором мед. наук В. И. Берзинь (Рижский медицинский институт) и предназначены для санитарных врачей, архитекторов и сотрудников ВУЗов.

* Примечание: настоящие указания распространяются на высшие учебные заведения всех типов: институты, университеты, академии, высшие школы, высшие училища, консерватории.

1. Гигиенические требования к территории ВУЗов

1.1. Размещение высших учебных заведений в генеральном плане города определяется профилем и размерами ВУЗа.

Университеты, крупные технические и политехнические ВУЗы, институты физической культуры следует размещать в зеленой зоне города или в пригороде. Малые и средние по вместимости ВУЗы (педагогические, экономические институты, ВУЗы культуры и искусства) можно размещать на селитебной территории города. Медицинские ВУЗы следует размещать на базе крупных больниц. Сельскохозяйственные институты - в пригороде на базе учебно-производственных хозяйств. ВТУЗы допустимо размещать на периферии промышленных зон.

1.2. На территории ВУЗа предусматриваются следующие основные зоны: учебно-научная с лабораторными корпусами, аудиторными блоками и научно-исследовательскими подразделениями; хозяйственная с подсобными мастерскими, гаражами, складами и т.п.; жилая со студенческими общежитиями и домами для сотрудников; спортивная с закрытыми и открытыми спортивными сооружениями. Последние две зоны могут быть общими для нескольких ВУЗов.

1.3. Плотность застройки учебно-научной зоны должна быть в пределах 20 - 30 %. Зонирование территории ВУЗа производится с учетом смежного размещения спортивной зоны с учебно-научной и жилой. Не менее 40 % земельного участка ВУЗа отводится под озеленение.

1.4. В крупных ВУЗах и вузовских комплексах не допускается размещение учебных корпусов в одну вытянутую линию. Наиболее рационально размещение специализированных лабораторий в параллельно или периметрально стоящих корпусах. Максимально допустимое расстояние между учебными корпусами одного факультета не должно превышать 700 м. Для ВУЗов, размещаемых в 1-м строительно-климатическом районе, предусматриваются отапливаемые переходы между отдельными учебными зданиями.

1.5. При наличии магистральных дорог вблизи учебных зданий, последние должны располагаться не менее чем в 50 м от границы проезжей части. Земельный участок высшего учебного заведения ограждается и не должен пересекаться транспортными магистралями.

2. Гигиенические требования к объемно-планировочным решениям ВУЗов

2.1. Здания ВУЗов следует проектировать с учетом их функционального назначения, объединяя в планировочные группы:

- общеинститутские помещения - ректорат, административно-хозяйственные подразделения, мастерские, столовые, корпуса общеинститутских кафедр, общеинститутский аудиторный блок, технический центр института, центральная библиотека, блок актового зала и клуба, медицинский центр;

- факультетские помещения - корпуса специализированных кафедр факультета, факультетский аудиторный блок, деканат;

- корпуса научно-исследовательских подразделений (могут примыкать или объединяться с учебными зданиями соответствующих факультетов);

- спортивные сооружения;

- корпуса производственных, складских, хозяйственных и вспомогательных помещении;

- жилые здания для студентов и сотрудников.

Перечисленные структурные элементы необходимо размещать на территории ВУЗа в соответствующих функциональных зонах.

2.2. По характеру учебно-технологического процесса, состоянию учебно-производственной среды, влиянию ее на функциональное состояние организма студентов и виду их деятельности учебные помещения ВУЗов распределяются на 5 групп:

I группа. Помещения общего назначения - лекционные и групповые аудитории, читальные залы библиотек;

II группа. Специализированные учебные помещения - лаборатории физические, радиотехнические, с вычислительной техникой, с техническими средствами обучения, лингофонные кабинеты, лаборатории с точными измерительными приборами и с электро- и радиоаппаратурой, залы курсового и дипломного проектирования.

III группа. Учебные лаборатории-практикумы (с выделением производственных вредностей - стеклодувные, сварочные, химические, со средним и тяжелым машинным оборудованием);

IV группа. Лаборатории-практикумы со специальным технологическим оборудованием - технология пищевых продуктов, химическая технология; обработка сырья, металлов, сплавов, пластмасс; ядерные установки и т.п.;

V группа. Спортивные помещения.

2.3. Поточные лекционные аудитории следует размещать в специализированных аудиторных блоках. В малых и средних ВУЗах допустимо размещение поточных аудиторий в торцевой части лабораторного блока (на нижних этажах) или в пристройке к нему. Изоляция лекционных аудитории от лаборатории в этом случае достигается посредством холла или вестибюля.

2.4. Размеры площади учебных помещений I и II групп принимаются согласно таблице 1.

Таблица 1

№ пп

Наименование помещений

Площадь на одно место (в кв. м)

I группа - помещения общего назначения

1.

Аудитория на 50 - 75 мест

1,5

2.

» 100 мест

1,3

3.

» 150 мест

1,2

4.

» 200 мест

1,1

5.

» 300 мест

1,1

6.

» 400 мест

1,0

7.

» 500 мест

0,9

8.

Групповые аудитории на 25 мест

2,2

II группа - специализированные учебные помещения

1.

Полугрупповые аудитории на 12 мест, кабинеты с вычислительной техникой, лингафонные кабинеты

3,0

2.

Учебные кабинеты на 25 мест

2,2

3.

Аудитории с обратной связью на 50 - 100 мест

1,8

4.

Чертежные залы, залы курсового и дипломного проектирования

3,6

2.5. Для обеспечения оптимальных условий видимости на мелковой доске минимально допустимый угол рассматривания (физиологически обоснованный) должен составлять 35°. Допускается его уменьшение до 30°, при этом площадь рабочей поверхности меловой доски для аудитории на 50 - 75 мест должна быть не менее 5 м2, для аудитории на 100 - 150 мест - не менее 7 м2, для аудитории на 200 и более мест - не менее 10 м2. Ширина меловой доски должна быть не менее 4 м в аудиториях до 100 мест и не менее 5 м в аудиториях вместимостью более 100 мест.

При контроле за эксплуатацией аудиторий следует исходить из физиологически обоснованного минимального «угла рассматривания» меловой доски в 35°. При величине угла рассматривания 35° веерообразное размещение рабочих мест (в аудиториях на 100 мест и более) допустимо в пределах рабочего сектора с углом не более 110°. При соблюдении такой величины угла рабочего сектора приемлемой конфигурацией лекционных аудиторий может быть прямоугольная, квадратная и трапецевидная.

2.6. Расстояние между оборудованием в аудиториях определяется условиями видимости объектов на меловой доске, а также органометрическими требованиями и принимается в соответствии с таблицей 2 (СНиП II-68-78; 3.23). Ширина коридоров в учебных зданиях и переходов между ними должна быть не менее 2,2 м.

Таблица 2

№№ п/п

Расстояние между оборудованием

Допустимые величины (см)

1.

От меловой доски до демонстрационного стола

100

2.

От демонстрационного стола до пюпитров первого ряда в аудиториях:

 

 

- до 100 мест включительно

110

 

- свыше 100 мест

250

3.

От меловой доски до стола преподавателя

не менее 90

4.

От меловой доски до первого ряда в аудиториях без демонстрационного стола

не менее 200

5.

От меловой доски до последнего ряда в аудиториях

не более 200

6.

Между аудиторными столами (включая место для стульев)

не менее 70

7.

Между торцами столов в аудиториях до 50 мест

не менее 60

8.

От пола до нижней кромки меловой доски

90

9.

От пола до верхней кромки меловой доски в рабочем положении

не более 230

2.7. Применение технических средств обучения в ВУЗах требует учета технических возможностей проекционной аппаратуры и соблюдения гигиенических рекомендаций по оптимальному ее использованию в лекционных и групповых аудиториях разной вместимости и размеров (табл. 3). С целью сохранения оптимальных условий в аудиториях вместимостью более 200 мест проекционную аппаратуру рекомендуется размещать в смежном помещении - аппаратной. При использовании препараторских для проекции «на просвет» их площадь и глубина принимаются в зависимости от вида аппаратуры. Расстояние от экрана до спинки первого ряда сидений должна быть не менее 3 м, а до спинки последнего ряда - не более 20 м.

Таблица 3

Условия использования проекционной аппаратуры в учебных помещениях ВУЗов

Виды проекционной аппаратуры

Фокусное расстояние (м)

Максимальное проекционное расстояние (м)

Размеры экрана (м)

Расстояние от экрана до 1-го ряда (м)

1.

Луч

18

4,50

110´80

1,65

2.

Протон

75

4,00

208´112

3,12

3.

Протон

100

6,15

208´141

3,12

4.

Протон

150

9,20

208´141

3,12

5.

Горизонт

78

4,80

209´142

3,13

6.

ЛЭТИ (36´24)

92

6,83

260´170

3,90

7.

ЛЭТИ (36´24)

122

9,06

260´170

3,90

8.

ЛЭТИ (36´24)

143

10,00

260´170

3,90

9.

Украина-4

35

8,75

240´180

3,60

10.

Украина-4

50

12,50

240´180

3,60

11.

Украина-4

65

16,25

240´180

3,60

12.

КПТ-2

110

16,60

320´230

4,80

13.

Черноморец

35

12,75

350´261

5,25

14.

Черноморец

50

10,25

350´261

5,25

15.

Черноморец

65

23,70

350´261

5,25

2.8. При проектировании учебных лабораторий и практикумов со специальным учебно-технологическим оборудованием (III и IV группы) следует руководствоваться нормами СНиП для предприятий соответствующих отраслей промышленности и народного хозяйства. В указанных помещениях предусматривается защита от газовыделений, шума, вибрации, ионизирующих излучений, электромагнитных полей, избыточных низких или высоких температур и т.п. согласно установленным соответствующими документами нормативам.

2.9. Помещения научно-исследовательских подразделений проектируются в соответствии с инструкцией по проектированию зданий научно-исследовательских учреждений.

2.10. Закрытые спортивные помещения и сооружения для ВУЗов проектируются в соответствии с главой СНиП II-76-78 по проектированию спортивных сооружений. Размещение крытых спортивных сооружений над учебными помещениями не допускается.

2.11. Спортивные помещения ВУЗов должны размещаться в специальных корпусах. Размеры и количество спортивных залов принимаются согласно таблице 4. Для ВУЗов или группы ВУЗов с контингентом более 10 тыс. студентов допускается устройство легкоатлетических манежей и бассейна для плавания с ванной 50´25 м.

Таблица 4

Виды спортивных помещений

Размеры (м)

Количество залов при расчетном числе студентов (тыс. чел.)

до 2

4

6

8

10

12

Универсальный зал для спортивных пар и гимнастики

36´18´8

2

2

3

3

4

4

Универсальный зал для спортивных игр (с местами для зрителей)

42´24´8

-

1

1

1

1

2

Универсальный специализированный зал для борьбы, фехтования, бокса и др.

24´15´7

-

1

2

3

4

4

Зал занятий специальных подготовительных групп

18´12´4

-

-

1

2

2

3

2.12. Количество открытых спортивных сооружений ВУЗов принимается согласно таблице 5. Открытые спортивные сооружения не должны размещаться со стороны окон учебных и библиотечных помещений. От окон остальных помещений ВУЗов спортивные площадки должны размещаться на расстоянии не менее 20 м. Допускается предусматривать лыжные базы с необходимым инвентарем на 20 % студентов дневной формы обучения. Для ВУЗов, размещенных в IV строительно-климатическом районе, допускается устройство открытых бассейнов с подогревом воды.

Таблица 5

Виды спортивных сооружений

Количество спортсооружений при расчетном количестве студентов (тыс. человек)

до 2

4

6

8

10

12

Спортивное ядро с полем для футбола и беговой дорожкой 400 м

1

1

1

1

1

1

Площадка для волейбола

3

3

4

6

7

9

Площадка для баскетбола

2

2

3

4

5

6

Площадка для тенниса

2

2

2

4

4

4

2.13. Общая площадь служебных помещений ВУЗов (ректорат, учебная часть, деканаты, административно-хозяйственные помещения и др.) принимается в зависимости от численности контингента студентов:

студентов не менее 1000 - по 1,0 м2 на 1 студента

» 1000 - 2000 - по 0,8           »

» 2000 - 4000 - по 0,7           »

» 4000 - 6000 - по 0,6           »

» 6000 - 10000 - по 0,5         »

» 10000 - 12000 - по 0,4       »

В составе каждой кафедры предусматривается: кабинет заведующего кафедры - 18 м2, методический кабинет - 54 м2, кабинеты для преподавателей из расчета по 4 м2 на одного преподавателя.

2.14. Столовые и буфеты высших учебных заведений проектируются в соответствии с главой СНиП по проектированию предприятий общественного питания. Количество буфетов в зданиях общежитий принимается в соответствии с главой СНиП IIА.1.71. «Жилые здания».

Столовые ВУЗов следует размещать в отдельных зданиях. Наибольшее расстояние от учебно-производственных помещений до столовых не должно превышать 500 м.

2.15. Общее количество посадочных мест в столовых ВУЗов должно составлять 20 % расчетного контингента студентов. В том числе:

в столовых для студентов и сотрудников                 - 13 %

в столовых для сотрудников                                       - 1 %

в диетических столовых                                              - 2 %

в буфетах для студентов                                              - 3 %

в буфетах для сотрудников                                         - 1 %

Количество посадочных мест в одном зале буфета должно быть не более 50.

2.16. Для студентов и сотрудников ВУЗов с контингентом 8000 студентов и более предусматривается поликлиника. В ВУЗах с контингентом до 8000 студентов должен быть медицинский пункт, состоящий из: кабинета заведующего медпунктом и дежурной медсестры, терапевтического кабинета с приемной и помещением для ожидающих, зубоврачебного кабинета, процедурной, физиотерапевтического кабинета. Площадь указанных помещений принимается по 18 м2. В ВУЗах с контингентом студентов более 4000, площадь терапевтического и физиотерапевтического кабинетов и процедурной увеличивается до 36 м2. Для туалета следует выделять помещение на 2 - 4 унитаза с умывальником.

В составе медпунктов консерваторий и музыкальных факультетов должен быть фоннатрический кабинет площадью 54 м2. В учебных корпусах ВУЗов допускается размещение аптечного киоска.

3. Естественное и искусственное освещение учебных помещений ВУЗов

3.1. Учебные помещения ВУЗов должны иметь непосредственное естественное освещение, качественные и количественные показатели которого принимаются в соответствии с главой СНиП II-4-79 «Естественное и искусственное освещение. Нормы проектирования». Объемно-планировочные решения аудиторий и лабораторий ВУЗов и размещение в них учебно-технологического оборудования должны обеспечить боковое левостороннее естественное освещение рабочей поверхности. В поточных лекционных аудиториях на 200 и более мест необходимо предусматривать двустороннее расположение светопроемов.

3.2. Размещение залов курсового и дипломного проектирования, чертежных и рисовальных залов производится с учетом их ориентации на С, СВ, СЗ. Для остальных видов учебных помещений допускается свободная ориентация светопроемов. Солнцезащитные устройства рассчитываются в зависимости от климатического района и ориентации помещений.

3.3. Помещения, используемые в качестве рекреаций, обеспечиваются естественным освещением. При освещении коридора с одного торца длина коридора не должна превышать 24 м, а при освещении с обоих торцов - не более 60 м. Расстояние между «световыми карманами» в коридорах принимается не более 30 м.

3.4. Коэффициенты отражения ограждающих поверхностей и мебели в учебных помещениях принимаются не менее:

стены                                     - 0,6

двери                                     - 0,7

потолок                                 - 0,7

оконные переплеты             - 0,7

полы                                      - 0,25

мебель и оборудование       - 0,35

3.5. Физиологически обоснованный минимальный коэффициент естественной освещенности (К. Е. О.) на рабочих местах в наиболее удаленной от окон точке в лекционных и групповых аудиториях составляет 2,5 % для помещений. Указанная величина К. Е. О. может быть обеспечена только за счет верхнего света. При боковом освещении минимально допустимая величина К. Е. О. составляет 1,5 %.

3.6. Искусственное освещение в аудиториях, читальных залах и лабораториях ВУЗов должно обеспечивать на рабочих местах не менее 300 лк при использовании люминесцентных ламп (СНиП II-4-79). Оптимальный уровень освещенности на рабочих местах студентов составляет 600 лк. В кабинетах преподавателей искусственная освещенность от общего освещения должна быть не менее 200 лк с обязательным дополнительным местным освещением; в залах курсового и дипломного проектирования, а также в чертежных залах требуется 500 лк, в спортивных залах - 400 лк.

4. Воздушно-тепловой режим в помещениях разного назначения

4.1. Расчетные температуры воздуха (в отопительный сезон) в учебных помещениях разного назначения принимаются согласно СНиП II-68-78 (таблица 6).

Таблица 6

№№ п/п.

Назначение помещений

Температура* воздуха °С

Допустимые пределы колебаний

Оптимальные параметры

Расчетная температура

1

2

3

4

5

I группа - помещения общего назначения

20 - 21

20

18

1

Поточные лекционные аудитории

 

 

 

2

Читальные залы библиотек

 

 

 

3

Учебные кабинеты на 25 мест

 

 

 

4

Чертежные и рисовальные залы

 

 

 

5

Залы курсового и дипломного проектирования на 50 мест

 

 

 

II группа - специализированные лаборатории

19 - 21

20

20

1.

Физические

 

 

 

2.

Радиотехнические

 

 

 

3.

С точной измерительной аппаратурой

 

 

 

4.

С электро- и радиоаппаратурой

 

 

 

5.

Кабинеты с вычислительной техникой

 

 

 

6.

Кабинеты с техническими средствами обучения

 

 

 

7.

Лингафонные кабинеты

 

 

 

III группа - лаборатории с выделением производственных вредностей

17 - 18

17

16

1.

Химические

 

 

 

2.

Стеклодувные

 

 

 

3.

Сварочные

 

 

 

4.

Практикумы с машинным оборудованием

 

 

 

IV группа - лаборатории со специальным технологическим оборудованием

Принимается в соответствии с технологическим заданием и нормами СНиП для предприятий соответствующих отраслей промышленности и отраслей народного хозяйства

1.

Технология пищевых продуктов

2.

Химическая технология

3.

Обработка сырья, металлов, сплавов

4.

Ядерные установки и пр.

V группа - спортивные помещения

12 - 14

14

14

Служебные помещения:

20 - 22

20

18

общественные организации, вспомогательные помещения, книгохранилища, фотолаборатории

 

 

 

Гардероб, вестибюли, рекреации

16 - 18

16

16

* - При относительной влажности воздуха 30 - 60 % и скорости движения воздуха до 0,15 м/сек.

4.2. Кратность воздухообмена на одно рабочее место в учебных помещениях I и II групп предусматривается не менее 30 м3 воздуха. В лабораториях и практикумах с выделением производственных вредностей, предусматривается подача не менее 90 % от общего расчетного объема приточного воздуха, остальное количество воздуха подается в коридоры. При наличии в лабораториях вытяжных шкафов, вытяжка осуществляется через них.

4.3. Скорость движения воздуха в рабочих проемах вытяжных шкафов принимается в зависимости от ПДК выделяемых химических веществ:

1,0 - 1,5 м/сек при ПДК менее 0,1 мг/м3

0,6 - 1,0 м/сек при ПДК от 0,1 до 10 мг/м3

0,5 м/сек при ПДК более 10 мг/м3

4.4. В моечных помещениях и лабораториях без вытяжных шкафов обеспечивается приток свежего воздуха в объеме 4 м3/час, вытяжка 6 м3/час на человека. В вестибюлях и рекреациях предусматривается приток воздуха по 2 м3/час на человека. Вытяжка из служебных помещений должна составлять 1 м3/час на человека. В остальных помещениях кратность воздухообмена принимается по расчету в соответствии с технологическим заданием.

4.5. Вытяжные и приточные вентиляционные системы в специализированных лабораториях, практикумах и поточных аудиториях должны иметь пульт дистанционного управления контроля за их работой.

4.6. Оконные переплеты во всех видах учебных помещений должны иметь открывающиеся створки, фрамуги и форточки в верхней зоне окна.

4.7. У входных дверей высших учебных заведений рекомендуется проектировать воздушно-тепловые завесы в соответствии с главой СНиП II.33.75 «Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха».

5. Санитарное содержание территории и помещений ВУЗов

5.1. Территория ВУЗа должна использоваться студентами и сотрудниками в качестве дополнительных рекреаций во время перерывов между занятиями и для проведения спортивных игр на площадках спортивной зоны. Во все сезоны года необходимо организовывать очистку территории ВУЗа. В летний период проводятся мероприятия по уходу за зелеными насаждениями, дорожками, площадками. Зимой дорожки и площадки очищаются от снега.

5.2. Полы, мебель, подоконники, оборудование в помещениях ВУЗов подлежат влажной уборке 3 - 4 раза в неделю. Санузлы периодически дезинфицируются 10 % раствором хлорной извести.

5.3. Спортивные помещения проветриваются после каждого занятия. Инвентарь и мебель подвергаются влажной уборке. Занятия в спортивных помещениях допускаются только в спортивных костюмах и спортивной обуви.

5.4. Административно-хозяйственная часть обеспечивает регулярный контроль за осветительной аппаратурой и приборами по обеспечению воздушно-теплового режима. Очистка светильников осуществляется не реже одного раза в 3 месяца.

5.5. Администрация и общественные организации ВУЗа обязаны содействовать соблюдению оптимальных условий во всех помещениях. При этом необходимо руководствоваться постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем развитии высшей школы и повышении качества подготовки специалистов» (19 июля 1979 г.) и приказом № 438 (5 мая 1978 г.) Министерства высшего и среднего специального образовании СССР «О мерах по дальнейшему улучшению охраны здоровья студентов и учащихся высших и средних специальных учебных заведений».

5.6. Санитарный надзор за условиями обучения, труда, быта и отдыха студентов возлагается на персонал медпунктов ВУЗов и местные санитарно-эпидемиологические станции.

 

СОДЕРЖАНИЕ