ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО СТАНДАРТАМ ХАРЬКОВСКИЙ ОРДЕНА «ЗНАК ПОЧЕТА» ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТИПОВАЯ ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРИЕМОЧНЫХ ИСПЫТАНИЙ ДАЛЬНОМЕРОВ ТПр. 126-85
ХАРЬКОВ
РАЗРАБОТАН Харьковский ордена «Знак Почета» государственный научно-исследовательским институтом метрологии научно-производственного объединения «Метрология» (ХГНИИМ НПО «МЕТРОЛОГИЯ») Генеральный директор В.Г. Оголюк Исполнители: А.М. Андрусенко, Н.Я. Миленин Центральным ордена «Знак Почета» научно-исследовательским институтом геодезии аэросъемки и картографии им. Ф.Н. Красовского (ЦНИИГАиК) Директор Н.Л. Макаренко Исполнители: М.Г. Герасименко, А.И. Спиридонов, А.А. Генике, Г.С. Крюков ПОДГОТОВЛЕНА К УТВЕРЖДЕНИЮ ХГНИИМ НПО «МЕТРОЛОГИЯ» Зам. директора по научной работе В.П. Бондаренко Исполнитель Н.Я. Миленин УТВЕРЖДЕНА секцией дальнометрии научно-технического совета НПО «МЕТРОЛОГИЯ» 14 ноября 1985 г. (протокол № 16)
ТИПОВАЯ ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРИЕМОЧНЫХ ИСПЫТАНИЙ ДАЛЬНОМЕРОВ Настоящая типовая программа предназначена для проведения государственных приемочных испытаний опытных образцов дальномеров (или образцов из установочной серии) по ГОСТ 19223-82, а также импортируемых из-за рубежа аналогичного назначения. ВВЕДЕНИЕ1. Для проведения государственных приемочных испытаний по настоящей типовой программе организация-разработчик представляет ведущему метрологическому институту (по специальности) справку о проведении испытаний по типовой программе. 2. Для проведения государственных приемочных испытаний каждого конкретного типа вновь разрабатываемых средств измерений, при необходимости, могут быть составлены дополнения (изменения) к типовой программе, которые должны быть утверждены ведущим метрологическим институтом (по специализации). 3. Государственные приемочные испытания дальномеров планируют и проводят в соответствии с планом государственной стандартизации или вне плана по поручению Госстандарта СССР. 1. РАССМОТРЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ1.1. Последовательность и содержание работ по рассмотрению технической документации должны соответствовать табл. 1.
1.3. На основе рассмотрения технологической документации производится оценка технического уровня дальномера, составляется перечень обнаруженных отступлений от установленных требований и вырабатываются предложения по их устранению. 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ2.1. Экспериментальное исследование образцов дальномеров производится в лабораторных и полевых условиях. В лабораторных условиях для исследований используют контрольно-измерительное оборудование и испытательные стенды, аттестованные в установленном порядке. В полевых условиях измерения расстояний должны производиться на специально оборудованных полигонах, предварительно аттестованные образцовыми средствами измерений. Точность измерений базисов на полигонах должна быть не менее, чем в 2 раза выше точности исследуемых дальномеров. 2.2. Контрольно-измерительная и стендовая аппаратура, применяемая при испытаниях, должна быть проверена в соответствии с инструкцией по эксплуатации и аттестована соответствующими службами Госстандарта. Допускается по согласованию с головной метрологической организацией проведение государственных приемочных испытаний производить на контрольно-измерительной и стендовой аппаратуре организации-разработчика. 2.3. Содержание работ по экспериментальному исследованию дальномера должна соответствовать перечню табл. 2. Ссылки в графе 3 табл. 2 соответствуют разделу 3 (методика испытаний) настоящей типовой программы. Образцовые средства измерений и вспомогательная аппаратура, используемые при проведении испытаний должны соответствовать п. 4 таблицы 2. Допускается использование аналогичных средств измерений и вспомогательной аппаратуры с сохранением требований к их метрологическим характеристикам.
3. МЕТОДИКА ИСПЫТАНИЙ3.1. Проверить соответствие дальномера ТУ и КД. 3.2. Упаковка и комплектность должна удовлетворять требованиям соответствующих разделов ТУ. 3.3. При наружном осмотре проверяется маркировка, качество окраски и защитных покрытий. Маркировка должна быть выполнена в соответствии с указаниями ТУ. Антикоррозийные покрытия металлических деталей должны быть прочными, равномерными, без пятен и пропусков. Следы коррозии не допускаются. Окрашенные детали дальномера должны иметь равный слой краски, без подтеков, пузырьков, бугорков и трещин. Крепежные и стопорные винты не должны проворачиваться. Сорванные или смятые резьбы и шлицы не допускаются. 3.4. Габаритные размеры дальномера проверяются с помощью линейки, масса отдельных частей и в целом прибора проверяется взвешиванием и не должны превышать величины, указанные в соответствующих разделах ТУ. 3.5. Максимально потребляемая мощность дальномера измеряется косвенным методом путем измерения напряжения и силы тока. Дальномер включается в соответствии со схемой раздела ТУ. Потребляемая мощность определяется по формуле: P = UI, где I - ток в амперах; U - напряжение в вольтах; Р - мощность в ваттах. 3.6. Приборная поправка и ее стабильность определяются в соответствии с разделом «Регламентные работы» ИЭ на дальномер. Отклонение приборной поправки не должно превышать величину, указанную в ТУ. 3.7. Погрешность измерения расстояния проверяется при рабочих условиях эксплуатации, указанных в ТУ. Измерение расстояния производится в соответствии с разделом «Измерение линии» ИЭ (ТО, ТУ). Рекомендуется определять среднюю квадратическую погрешность измерения светодальномером в виде mD = ±(a + bD) по методу наименьших квадратов, для чего составляют систему нормальных уравнений с неизвестными a и b
где n - число контрольных линий; D0i - значение длины i-ой контрольной линии; mi = Di - D0i - погрешность измерения i-ой контрольной линии; - погрешность измерения i-ой контрольной линии с учетом погрешности ОСИ (mg); Di - результат измерения i-ой контрольной линии. Решают систему уравнений и находят значение коэффициентов a и b. Значения коэффициентов a и b и погрешность измерения mD не должны превышать значения, указанные в ТУ на прибор. Набор аттестованных контрольных линий должен быть определен в ТУ на конкретный прибор. 3.8. Диапазон измерения проверяют измерением двух линий, соответствующих нижнему и верхнему пределам диапазона. Выполняют независимые измерения (в количестве, указанном в ТУ на конкретный дальномер) с вычислением среднего квадратического отклонения
где Vi - отклонение результатов измерений от их среднего арифметического значения; n - число независимых измерений. Значение mV не должно превышать величину, установленную в ТУ на конкретный дальномер. 3.9. Проверка циклической погрешности для дальномеров фазового типа производится в случае существования поправки и величина этой поправки больше или сравнима с величиной погрешности дальномера. Необходимость проверки должна быть указана в технической документации на дальномер. Проверка производится согласно соответствующему разделу и по методике, указанной в ТУ на дальномер. Измерения проводят на геодезическом базисе (компараторе или измерителе перемещений) в нескольких точках фазового цикла. Минимальное расстояние между точками выбирают из условия, чтобы поправка на фазовый цикл (вводимая в конечный результат) между двумя ближайшими точками не превышала 0,1 от абсолютной величины погрешности дальномера. 3.10. Увеличение Г зрительной трубы дальномера определяют по формуле
где Д - диаметр отверстия диафрагмы, установленной перед объективом зрительной трубы и измеряемой штангенциркулем с погрешностью не более 1 мм; Ди - диаметр изображения отверстия диафрагмы за окуляром трубы, измеряемой с погрешностью не более 0,02 мм. Отклонение значения Дд от диаметра светового отверстия объектива не должно быть более 10 %. Перед измерением Дд и Ди окуляр зрительной трубы следует установить на нуль диоптрий, а трубу отфокусировать на бесконечность. Допускается измерять диаметр выходного зрачка, его удаление от окуляра и увеличение зрительной трубы по методике, изложенной в ОСТ 1684-73 «Приборы телескопические. Методы измерения диаметра выходного зрачка и его удаления от окуляра. Методы измерения увеличения». 3.11. Угол поля зрения 2w зрительной трубы дальномера определяют как разность отсчетов по лимбу теодолита типа Т5 и Т2 по ГОСТ 10529-79 при наведении его трубы на крайние точки, отмеченные на стене по краям поля зрительной трубы дальномера с одной и той же точки стояния дальномера. Определение угла поля зрения зрительной трубы дальномера допускается проводить на широкоугольном коллиматоре. Если известна линейная мера поля зрения приемной трубы в пространстве предметов, удаленных от дальномера на расстояние S, то угол поля зрения вычисляют по формуле
где P = 3438 3.12. Наименьшее расстояние Smin визирования зрительной трубы дальномера получают измерением рулеткой длины 2 м (5 м) (или нитяным дальномером любого теодолита) отрезка линии по рейке от вертикальной оси вращения дальномера до ближайшего к нему четко видимого в трубу предмета. 3.13. Проверку возможности фокусирования зрительной трубы на бесконечность выполняют путем наведения на их сетку коллиматора с фокусным расстоянием не менее 1000 мм по шкале окулярного колена, которую устанавливают на отсчет, соответствующий «бесконечности», или путем наблюдения четкого предмета местности на расстоянии 1 км. 3.14. Масштабная частота на соответствие номинальному значению проверяется с помощью частотомера после прогрева прибора в течение времени, указанного в ТУ. Значение масштабной частоты не должно отличаться от величины, указанной в ТУ на дальномер. 3.15. Стабильность масштабной частоты определяется с помощью частотомера и секундомера посла прогрева прибора в течение времени, указанного в ТУ на дальномер. Нестабильность масштабной частоты не должна превышать величины, указанной в ТУ на дальномер. 3.16. Работоспособность прибора при повышенном и пониженном напряжении определяется путем определения погрешности измерения расстояния на базисе при пониженном и повышенном напряжении питания на величину, указанную в ТУ. Величина погрешности измерения расстояния не должна превышать величину, указанную в ТУ на прибор. Программа измерений не должна отличаться от программы измерения одной линии. 3.17. Требования к устойчивости воздействия повышенной (пониженной) температуры окружающей среды на дальномер оговорены в ГОСТ 19223-82. Работоспособность дальномера при предельных значениях повышенной (пониженной) температуры определяют опробованием непосредственно в камере тепла (холода) после выдерживания в ней испытуемого прибора в течение времени, указанного в ТУ на конкретный дальномер. Отклонения действительного значения температур от заданных значений не должны быть более 3 °С. После выдержки дальномера в камере тепла (холода), не изменяя температуры в камере, проверяют соответствие характеристик дальномера требованиям, установленным для испытания данного вида. После проверки характеристик дальномера температуру в камере повышают (понижают) до температуры окружающего воздуха, выдерживают при этой температуре в течение времени, указанного в ТУ на конкретный дальномер, проверяют соответствие характеристик и оценивают состояние покрытий. Если проверка характеристик без извлечения дальномеров из камеры технически невозможна, допускается проводить проверку после извлечения его из камеры. Время, в течение которого должна быть проведена проверка, указывается в ТУ на конкретный прибор. Допускается помещать дальномер в камеру тепла (холода) с заранее установленной температурой. В этом случае дальномер необходимо помещать в камеру в футляре и извлекать из камеры в футляре. Время, через которое извлекается дальномер из футляра, должно быть указано в ТУ на конкретный дальномер. 3.18. При испытании дальномера на устойчивость пониженному атмосферному давлению дальномер в футляре помещают в барокамеру, снижают давление в барокамере до 400 мм рт.ст. и выдерживают в этих условиях в течение 3 час., после чего давление в барокамере поднимают до наружного атмосферного и извлекают из барокамеры. Соответствие характеристик дальномера требованиям, установленным для данного вида испытаний, проверяют до и после воздействия пониженным давлением. 3.19. При испытании дальномера на устойчивость к повышенной влажности его помещают в камеру влаги. Через 2 часа после установления в камере температуры (20 ± 3) °С относительную влажность повышают до значения, указанного в ГОСТ 19223-82, этот режим поддерживают постоянно в течение времени, указанного в технических условиях на конкретный дальномер, но не менее 6 часов. По истечении времени выдержки в камере влаги дальномер проверяют на соответствие его характеристик требованиям, установленным для испытания данного типа дальномера. Воздействие повышенной влажности не должно вызывать нарушения покрытий, появления следов коррозии, налетов на оптических деталях, нарушения надписей, нарушения плавности движения подвижных частей и появления других дефектов, оговоренных в технических условиях на конкретный дальномер. Допускается помещать дальномер в камеру влаги с установившимся режимом. Допускается проверять характеристики дальномера в течение 0,3 часа после извлечения его из камеры. 3.20. При испытании на брызгозащищенность дальномер, уложенный в футляр, помещают в камеру дождя и в течение 1 часа подвергают равномерному обрызгиванию водой под углом 45° с интенсивностью (4 ± 1) мм/мин. Температура воды должна быть (15 ± 1) °С, а температура воздуха не ниже указанной для воды. По окончании испытаний футляры с дальномерами извлекают из камеры, открывают, проверяют наличие воды на поверхностях дальномера. Перечень составных частей комплекта дальномера, подвергаемый испытаниям, должен быть указан в ТУ на конкретный дальномер. 3.21. При испытании на пылезащищенность дальномер, уложенный в футляр, помещают в камеру пыли и обдувают просушенной пылевой смесью, содержащий 30 - 70 % песка, 15 - 20 % мела и каолина. Количество смеси должно составлять 0,1 % полезного объема камеры. Размеры частиц пылевой смеси не должны быть более 0,2 мм. Испытания проводят в течение 0,5 часа при скорости воздушного потока не более 15 м/с. По окончании испытаний футляр извлекают из камеры, удаляют пыль с наружных поверхностей, открывают футляр и проверяют наличие пыли на поверхностях дальномера. Перечень составных частей комплекта дальномера, подвергаемый испытанию, должен быть указан в ТУ на конкретный дальномер. 3.22. При испытании на воздействие виброускорения дальномер, уложенный в футляр, помещают в амортизационный ящик и жестко крепят к столу вибростенда. Проводят испытания в течение 1 часа. После испытаний дальномер извлекают из футляра и проводят осмотр с целью выявления механических повреждений. Соответствие характеристик дальномера требованиям, установленным для данного вида испытаний, проверяют до и после испытаний. Перечень составных частей комплекта дальномера, подвергаемых испытанию, должен быть указан в ТУ на конкретный дальномер. 3.23. Испытания на воздействие ударных нагрузок проводят в соответствии с ТУ на конкретный прибор. Проводят испытания путем воздействия многократных ударов в течение 0,5 часа, затем не менее трех одиночных ударов. Частота и длительность ударных импульсов должна быть указана в ТУ. Отличие частоты ударов от номинального значения не должно быть более 20 ударов в минуту, отличие длительности ударных импульсов от номинального значения не должно быть более 1 мс. Допускается дальномеры испытывать на устойчивость к воздействию многократных ударов при перевозке дальномеров в кузове грузовых автомашин по булыжной (3-й категории) или грунтовой дороге на расстояние не менее 200 км со средней скоростью 30 км/час. Необходимость такого испытания указывается в ТУ на конкретный дальномер. Соответствие характеристик дальномера требованиям, установленным для данного вида испытаний, проверяют до и после испытаний. Перечень составных частей комплекта дальномера, подвергаемых испытанию, должен быть указан в ТУ на конкретный дальномер. 3.24. Надежность дальномера характеризуется безотказностью, ремонтопригодностью и долговечностью. Допускается применять комплексные показатели надежности. Проверяется соответствие нормированных показателей надежности и методов их контроля, указанных в ТУ на конкретный прибор, результатам расчетов, периодичности поверки и требованиям ГОСТ 19223-82. 4. ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИСПЫТАНИЙПо результатам государственных приемочных испытаний составляют акт по форме обязательного приложения 4 ГОСТ 8.001-80, который вместе с материалами испытаний направляют в ведущий метрологический институт по специализации для экспертизы и представления в Госстандарт. При составлении акта должно быть также отмечено следующее: 4.1. Оценка технического уровня вновь разрабатываемого дальномера (по технической документации). 4.2. Оценка соответствия прибора техническому заданию и техническому условию (по результатам испытаний). 4.3. Оценка целесообразности организации серийного производства вновь разработанного дальномера. 4.4. Перечисление модификаций средств измерений данного типа, которые могут быть разрешены к производству на основании проведенных государственных приемочных испытаний разработанного дальномера. 4.5. Составление сводки результатов испытаний, замечаний по результатам экспериментальных исследований и сводки результатов рассмотрения конструкции прибора. 4.3. Составление замечаний и предложений разработчику по корректировке технической документации. 4.7. Составление перечня недостатков прибора и его технической документации, которые должны быть устранены до изготовления установочной серии. 4.8. Формулировка особых требований к последующим государственным испытаниям образцов приборов из установочной серии. 4.9. Перечисление модификаций (с указанием пределов измерения образцов), предусмотренных ТУ на данный тип дальномера, которые должны быть дополнительно предъявлены на государственные приемочные испытания для решения вопроса об их выпуске. Начальник НИО И.С. ОЛЕЙНИК Начальник НИС А.М. АНДРУСЕНКО Старший инженер Н.Я. МИЛЕНИН
СОДЕРЖАНИЕ
|