Приняты Наблюдательным советом, решение от 25.04.06 № 2/42 ТРЕБОВАНИЯ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ1.1. Настоящий документ устанавливает общие требования к независимым органам по аттестации экспертов, которые подтверждают свою компетентность в Единой системе оценки соответствия на объектах, подконтрольных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Единая система). 1.2. Документ разработан с учетом требований: законодательства Российской Федерации; нормативных документов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Ростехнадзор); международных стандартов серии ISO 9000, ISO 14000, ISO 17000, в том числе ISO/IEC FDIS 17024 «Общие требования к органам по сертификации физических лиц»; Общих требований к аккредитации органов оценки соответствия (СДА-01); Правил аттестации экспертов (СДА-12). 2. ОПРЕДЕЛЕНИЯВ настоящем документе применяются следующие определения: Аккредитация органов оценки соответствия (далее - аккредитация) - официально оформленное Центральным органом (органом аккредитации) признание компетентности юридического лица (или его обособленного подразделения) выполнять работы в определенной области оценки соответствия. Единая система оценки соответствия на объектах, подконтрольных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (Единая система) - совокупность участников, норм, правил, методик, условий, критериев и процедур, в рамках которых осуществляются аккредитация органов оценки соответствия и сама деятельность по оценке соответствия на объектах и в организациях, подконтрольных Ростехнадзору. Заявитель (аккредитации) - организация, претендующая на аккредитацию и представившая письменную заявку об этом в Центральный орган (орган аккредитации) или Территориальный уполномоченный орган. Кандидат - соискатель, который выполнил квалификационные требования, позволяющие ему участвовать в процессе аттестации. Критерии аккредитации - требования, которым должен отвечать орган оценки соответствия (как объект аккредитации), чтобы быть аккредитованным. Независимый орган по аттестации экспертов (НОА) - орган оценки соответствия, аккредитованный для проведения аттестации экспертов, осуществляющих экспертизу экологической и промышленной безопасности, а также сертификацию продукции и систем управления. Область аккредитации - определенные виды услуг по оценке соответствия, на которые распространяется аккредитация. Орган оценки соответствия (ООС) - орган, который предоставляет услуги по оценке соответствия и который может быть объектом аккредитации. Орган по сертификации продукции (ОСП) - орган оценки соответствия, аккредитованный для проведения сертификации продукции. Орган по сертификации систем управления (ОССУ) - орган оценки соответствия, аккредитованный для проведения сертификации различных систем управления, в том числе систем управления промышленной безопасностью, систем менеджмента качества, систем экологического менеджмента и др. Свидетельство об аккредитации - документ, выданный Центральным органом, подтверждающий факт признания компетентности органа оценки соответствия в определенной области аккредитации. Центральный орган (Координирующий орган, орган аккредитации) - полномочный орган, осуществляющий проверку, оценку и организацию аккредитации органов оценки соответствия, периодический контроль за аккредитованными органами, а также координацию деятельности всех участников процедуры аккредитации. Экспертная организация - орган оценки соответствия, аккредитованный для проведения экспертных работ. Эксперт - лицо, признанное компетентным для проведения работ по оценке соответствия. Эксперт высшей квалификации - аттестованный в установленном порядке эксперт, уполномоченный принимать участие в проведении аттестации экспертов. 3. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ3.1. НОА или организация, частью которой он является, должны иметь статус юридического лица и организационную форму, соответствующую требованиям действующего законодательства Российской Федерации. 3.2. НОА должен быть независимым. Критерии независимости ЭО приведены в разделе 4 настоящих Требований. 3.3. НОА и его персонал не должны подвергаться коммерческому, финансовому, административному или другому давлению, способному оказать влияние на выводы и оценки НОА. Всякое влияние на результаты аттестации, оказываемое со стороны внешних организаций или лиц, должно быть исключено. 3.4. Денежное вознаграждение персонала, которому поручается проведение аттестации, не должно зависеть от результатов проведенной аттестации. 3.5. В структуру НОА должны входить: методический комитет, отвечающий за разработку и актуализацию методических документов Независимого органа по аттестации (программ предварительной подготовки, сборников экзаменационных вопросов, процедур, применяемых при аттестации экспертов и их взаимодействии между собой); экзаменационная и аттестационная комиссии, формируемые в соответствии с требованиями Правил аттестации экспертов (СДА-12). 3.6. Руководство НОА должно сформировать методический комитет. Методический комитет отвечает за соблюдение соответствия Независимым органом по аттестации процедуры аттестации требованиям Правил аттестации экспертов (СДА-12), а также участвует в работе по совершенствованию процедуры аттестации. Методический комитет организует разработку и актуализацию (не реже одного раза в год) сборников Экзаменационных вопросов с учетом Рекомендаций по разработке сборников экзаменационных вопросов для аттестации экспертов. 3.7. Руководство НОА должно обеспечить доведение до сведения членов методического комитета всех изменений в процедуре аттестации. 3.8. НОА должен: располагать помещениями, оборудованными для аттестации экспертов; располагать нормативной базой, аппаратурой и оборудованием, применяемыми при экспертизе промышленной безопасности и используемыми в учебных целях; иметь политику и процедуры принятия решений по вопросам аттестации экспертов; располагать сборниками экзаменационных вопросов (экзаменационных билетов), согласованными в соответствии с требованиями Правил аттестации экспертов (СДА-12); иметь возможность привлечения независимых экспертов в качестве технических специалистов при проведении аттестации экспертов. 4. ТРЕБОВАНИЯ К НЕЗАВИСИМОСТИНОА должен удовлетворять следующим критериям независимости: специалисты, выполняющие работы по аттестации экспертов, должны быть выведены из зоны коммерческого, финансового и иного воздействия, которое может повлиять на результаты аттестации; при аттестации должны применяться процедуры, не допускающие влияния посторонних лиц или организаций на результаты аттестации; специалисты, проводящие подготовку кандидатов в эксперты, не могут участвовать в приеме экзаменов; члены аттестационной комиссии не должны являться членами экзаменационной комиссии; для НОА, являющихся структурными подразделениями юридических лиц, должна быть четко разграничена ответственность сотрудников, осуществляющих аттестацию, и сотрудников, выполняющих другие функции. 5. СИСТЕМА КАЧЕСТВА5.1. НОА должен иметь систему качества, соответствующую характеру выполняемых работ. Система качества излагается в Руководстве по качеству, утвержденном руководителем НОА. Руководство по качеству выполняется в виде одного документа или в виде системы качества, включающей основной документ - Руководство по качеству и отдельные приложения к нему. 5.2. Руководство НОА должно определять и документально оформлять свою политику и цели, а также обязательства в области качества и обеспечивать понимание этой политики, ее осуществление и поддержку на всех уровнях внутри организации. 5.3. Руководство НОА должно назначить должностное лицо, непосредственно подчиняющееся руководству, ответственное за обеспечение качества в рамках НОА. 5.4. Руководство по качеству должно включать или содержать в виде ссылок: область применения системы качества; краткое описание юридического статуса НОА, включая контактную информацию (наименование организации, адрес, телефонные номера и т.д.), а также описание области деятельности и компетенции НОА (со ссылками на устав(ы) НОА или организации, частью которой он является); описание структуры НОА или организации, частью которой он является; информацию о взаимоотношениях НОА с головной или дочерними организациями (если такие имеются); заявление о политике в области качества, в котором обозначены цели и обязательства НОА в области качества; положение об ответственном за обеспечение качества в НОА; Ф.И.О., данные о квалификации, практическом опыте работы и полномочиях руководителя и персонала НОА, как штатного, так и привлекаемого; описание системы обучения и повышения квалификации персонала, занятого в подготовке и аттестации; должностные инструкции персонала, занимающегося подготовкой и аттестацией, определяющие их служебные обязанности и ответственность; организационную схему, отражающую подчиненность, ответственность и распределение обязанностей персонала; квалификационные требования к экспертам и специалистам НОА; порядок формирования методического совета, экзаменационной и аттестационной комиссий; процедуру периодического контроля деятельности аттестованных экспертов на основе представляемых им отчетов о деятельности в области аттестации; порядок обращения с техническими средствами; сведения об используемых при подготовке и аттестации технических средствах; сведения о занимаемых помещениях (в том числе помещениях, используемых для подготовки и аттестации); порядок проведения подготовки и аттестации в области аккредитации НОА; подробное изложение документированных процедур, применяемых при аттестации и их взаимодействии между собой; порядок контроля качества работ, выполняемых при аттестации, и оформления ее результатов; порядок составления, учета и хранения документов НОА; порядок учета, ведения и хранения документов системы качества; описание системы информационного обеспечения; перечень имеющейся нормативно-технической и информационной документации; процедуру управления документацией, предусматривающую: проверку документов на достаточность до их выпуска; анализ и актуализацию по мере необходимости и переутверждение документов; обеспечение идентификации изменений и статуса пересмотра документов; обеспечение наличия соответствующих версий документов в местах их применения; обеспечение сохранения документов четкими и легко идентифицируемыми; обеспечение идентификации документов внешнего происхождения и управление их рассылкой; предотвращение непреднамеренного использования устаревших документов и применение соответствующей идентификации таких документов, оставленных для каких-либо целей; перечень подрядных организаций; процедуру рассмотрения апелляций, претензий, жалоб, спорных вопросов; порядок внутренней проверки деятельности НОА, порядок разработки плана корректирующих мероприятий и организации их проведения; процедуру пересмотра системы качества и анализа со стороны руководства; процедуру приостановки (прекращения) деятельности в случае приостановления (отмены) действия свидетельства об аккредитации; описание системы обеспечения беспристрастности и независимости подготовки и аттестации; процедуру соблюдения конфиденциальности; перечень подразделений НОА (сотрудников) для рассылки Руководства по качеству. 5.5. НОА должен осуществлять проведение плановых внутренних проверок системы качества для подтверждения ее эффективности, а также соответствия установленным требованиям. Внутренние проверки проводятся руководителем НОА или специально уполномоченным штатным сотрудником. Результаты внутренних проверок должны быть документированы. При этом должна быть разработана процедура учета несоответствий (выявленных при проведении внутренних проверок), выработки и реализации необходимых корректирующих действий, контроля исполнения и оценки их эффективности. 5.6. Ознакомление персонала с Руководством по качеству, с входящими в него документами, текущую оценку состояния системы качества осуществляет ответственное должностное лицо, подчиняющееся руководителю НОА. 5.7. Руководство НОА должно периодически пересматривать систему обеспечения качества для обеспечения ее пригодности и эффективности. Результаты таких пересмотров должны документироваться. 6. ТРЕБОВАНИЯ К ПЕРСОНАЛУ6.1. НОА должен иметь: руководителя, несущего всю полноту ответственности за организацию работ по аттестации экспертов; штатный персонал для выполнения организационно-технических мероприятий по проведению аттестации экспертов, в том числе эксперта высшей квалификации (при аттестации экспертов) или не менее двух экспертов высшей квалификации (при аттестации экспертов высшей квалификации), область аттестации которых соответствует области аккредитации Независимого органа по аттестации и для которых работа в данной организации является основной (в соответствии со статьей 66 Трудового кодекса Российской Федерации); процедуру формирования экзаменационной и аттестационной комиссий и порядка привлечения независимых экспертов в качестве технических специалистов; порядок ведения учета специалистов и экспертов, осуществляющих деятельность по аттестации, а также выполненных ими работ. 6.2. Состав специалистов НОА, осуществляющих аттестацию, учитывается по форме, приведенной в приложении 1. 6.3. НОА должен обеспечить обучение и повышение квалификации персонала, вести постоянный учет сведений о квалификации, обучении и профессиональном опыте каждого сотрудника, участвующего в аттестации. На каждого эксперта, участвующего в аттестации (экспертов, для которых работа в НОА является основной, а также экспертов и консультантов, выполняющих работы по совместительству или по гражданско-правовым договорам), должна быть заведена квалификационная карточка (приложение 2). НОА должен установить необходимые этапы подготовки каждого сотрудника, включающие: период официального введения в должность; период работы под наблюдением опытных сотрудников; постоянную подготовку на протяжении служебной деятельности. 6.4. Все сотрудники НОА должны иметь должностные инструкции, утвержденные руководителем НОА и определяющие их служебные обязанности и связанную с ними ответственность. В случае применения новой техники и технологий, изменений в организации труда, изменения нормативных и правовых актов инструкции пересматриваются в установленном в НОА порядке. 6.5. Персонал НОА (как штатный, так и привлекаемый) должен быть ознакомлен с документами, устанавливающими требования к процедуре аттестации, а также с другими документами, устанавливающими их должностные обязанности. Наряду с вышесказанным члены экзаменационной и аттестационной комиссий должны: быть ознакомлены со сборниками экзаменационных билетов; знать методы проведения экзамена; не иметь личной заинтересованности при проведении квалификационного экзамена или принятии решений об аттестации тех или иных лиц во избежание предвзятости и дискриминации. 6.6. НОА должны вести учетную документацию и периодически обновлять сведения о квалификации персонала (как штатного, так и привлекаемого), которые должны включать оценку работы каждого сотрудника. 7. ТРЕБОВАНИЯ К ДОКУМЕНТАЦИИ7.1. НОА должен иметь необходимые нормативные документы, соответствующие заявленным областям аккредитации. Перечень нормативных технических документов НОА должен представляться по форме, указанной в приложение 3. Все инструкции, стандарты, правила, методики и другие документы, используемые в работе НОА, должны быть актуализированы и доступны для персонала, устаревшие документы должны своевременно изыматься. 7.2. НОА должен обеспечивать регистрацию, учет и хранение документов и материалов, полученных при проведении аттестации экспертов, включая заявки на аттестацию, заключения о проверке представленных документов на соответствие установленным требованиям, протоколы заседания аттестационной и экзаменационной комиссий, копии квалификационных удостоверений. Срок хранения документов и материалов соответствует сроку действия аттестации, если он не оговорен договорными обязательствами. 7.3. НОА ведут реестры аттестованных экспертов (приложение 4). 7.4. НОА должны представлять в электронном виде не реже одного раза в квартал учетные сведения об аттестованных ими экспертах в Центральный орган, который ведет объединенный реестр экспертов (см. приложение 4). 8. КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬЛюбые сведения и информация, полученные в ходе аттестации, рассматриваются сотрудниками НОА как конфиденциальные с учетом требований законодательства Российской Федерации. 9. ТРЕБОВАНИЯ К ПОМЕЩЕНИЯМНОА должен располагать помещениями (собственными или арендуемыми), оборудованием, вычислительной и оргтехникой, необходимыми для проведения аттестации. 10. ТЕХНИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ10.1. При использовании в НОА компьютеров и программных средств при проведении аттестации должно быть гарантировано, что: программные средства проверены в целях установления их пригодности к применению; разработаны и выполняются процедуры защиты целостности данных; компьютеры и автоматизированное оборудование содержатся в сохранности для обеспечения надлежащего функционирования; разработаны и выполняются процедуры сохранения безопасности данных. 10.2. НОА должен иметь документированные процедуры обращения с неисправным оборудованием. Неисправное оборудование необходимо выводить из эксплуатации. 10.3. НОА должен иметь документированные процедуры технического обслуживания и проверки технического состояния используемых технических средств. 11. РАБОТЫ С ПОДРЯДНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ11.1. В случае привлечения к работам по аттестации подрядных организаций НОАП должен обеспечить и документально подтвердить их компетентность. 11.2. НОАП должен регистрировать и хранить документацию, подтверждающую компетентность и соответствие подрядных организаций предъявляемым в Единой системе требованиям, а также вести регистрацию всех работ, выполняемых подрядными организациями. 11.3. При выполнении на условиях подряда некоторых работ НОА должен предупредить об этом заказчика и в необходимых случаях получить его согласие. 12. ПОРЯДОК (ПРОЦЕДУРА) АККРЕДИТАЦИИ12.1. Аккредитация НОА проводится в соответствии с Общими требованиями к аккредитации органов оценки соответствия (СДА-01) в областях аккредитации, утвержденных Наблюдательным советом. 12.2. Результаты проверки организации при аккредитации отражаются в акте проверки (приложение 5). 12.3. При аккредитации НОА получает свидетельство об аккредитации (приложения 6 и 7). 13. ЖАЛОБЫ И АПЕЛЛЯЦИИ13.1. НОА должен иметь документированную процедуру рассмотрения поступающих от заказчика или других сторон жалоб и апелляций на деятельность НОА. 13.2. НОА должен сохранять регистрационные записи о всех жалобах и апелляциях, а также о предпринятых для их разрешения действиях. 14. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ14.1. НОА обязан иметь полный список аттестованных экспертов (экспертов высшей квалификации) с указанием номеров протоколов, выданных удостоверений. Регулярно (один раз в квартал) информация предоставляется в Центральный орган по специальным формам для ведения учета (см. приложение 4). 14.2. Периодичность и методы проверки НОА устанавливаются в соответствии с требованиями документов Единой системы оценки соответствия Ростехнадзора. 14.3. НОА обязан своевременно извещать орган, проводивший его проверку и оценку, о структурных и качественных изменениях, связанных с его деятельностью, а также об изменениях юридического адреса и платежных реквизитов. 14.4. НОА должен выполнять требования к аккредитованным организациям, включая предоставление возможности проведения периодических проверок деятельности НОА, наблюдения за ходом проведения аттестации, оплату расходов, связанных с деятельностью по аккредитации, и др. 15. ПРОВЕДЕНИЕ АТТЕСТАЦИИ15.1. НОА должен проводить аттестацию согласно области аккредитации в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными документами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, документами Единой системы, другими документами, устанавливающими требования к проведению аттестации экспертов [Правила аттестации экспертов (СДА-12)]. 15.2. В НОА должен быть организован внутренний контроль выполняемых работ по проведению аттестации на соответствие установленным требованиям. 15.3. Сотрудники НОА должны иметь инструкции по безопасному проведению работ при проведении аттестации в соответствии с требованиями охраны труда. Приложение 1Форма учета состава специалистов НОАСостав специалистов НОА
Приложение 2
Приложение 3Форма перечня документовПЕРЕЧЕНЬ
Приложение 4Форма реестра аттестованных экспертов (экспертов высшей квалификации)
1 Заполняется в том случае, если заявление исходило от организации (а не от кандидата в эксперты). 2 При аттестации в обязан экспертизы промышленной безопасности технических устройств и зданий и сооружений указывается с правом (без права) выполнения расчетов остаточного ресурса. 3 В соответствии с Перечнем областей аккредитации. Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7
СОДЕРЖАНИЕ
|