На главную | База 1 | База 2 | База 3

МИНДОРСТРОЙ УССР

УКРЕПЛЕНИЕ ОТКОСОВ НАСЫПЕЙ
И ВЫЕМОК ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ
АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ

Разработаны трестом Оргдорстрой
Миндорстроя УССР
Рекомендованы Главным научно-техническим
управлением Миндорстроя УССР для внедрения
в дорожно-строительное производство

КИЕВ «БУДИВЭЛЬНЫК» 1990

Разработали: И.М. Кравченко, Е.Н. Суходуб

Редакция литературы по жилищно-коммунальному хозяйству

Зав. редакцией М.С. Литвин

Редактор Н.И. Курбанова

Приведены рациональные решения по организации и технологии производства работ, способствующие повышению производительности труда, улучшению качества и снижению стоимости строительства, реконструкции и капитального ремонта автомобильных дорог.

Для специалистов и рабочих дорожно-строительных организаций.

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Технологические карты на укрепление откосов земляного полотна разработаны в целях обеспечения дорожного строительства рациональными решениями по технологии и организации дорожно-строительного производства, способствующими повышению производительности труда, улучшению качества и снижению себестоимости строительно-монтажных работ.

В комплект включены технологические карты на укрепление откосов насыпей и выемок травами, дерном, синтетическими материалами, грунтами, обработанными вяжущими (ТК-08-01-89 ... ТК-08-07-89), а также на укрепление откосов каменными материалами и бетонными плитами (ТК-08-08-89 ... ТК-08-15-89).

При составлении технологических карт были использованы материалы республиканского патентного фонда УкрНИИНТИ, производственный опыт работы передовых дорожно-строительных организаций Миндорстроя УССР.

Технологические карты предназначены для практического применения при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте автомобильных дорог, при разработке проектно-технологической документации, а также для обучения рабочих и инженерно-технических работников дорожно-строительных организаций передовой технологии и организации работ.

Организационно-технические и технологические решения, которые легли в основу при разработке карт, соответствуют требованиям действующих строительных норм и правил (СНиП), единых норм и расценок на строительные и монтажные работы (ЕНиР) и обеспечивают достижение высоких технико-экономических и качественных показателей.

Во всех случаях применения технологических карт необходима привязка их к местным условиям.

 

УКРЕПЛЕНИЕ ОТКОСОВ НАСЫПЕЙ И ВЫЕМОК КАМЕННЫМИ МАТЕРИАЛАМИ,
ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫМИ И БЕТОННЫМИ ПЛИТАМИ

 

ТК-08-13-89 УКРЕПЛЕНИЕ ОТКОСОВ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫМИ РАЗРЕЗНЫМИ ПЛИТАМИ

 

1. Область применения

1.1. Технологическая карта разработана на укрепление откосов земляного полотна сборными разрезными железобетонными плитами размерами 3,0´2,5 м толщиной 0,15 (0,20) м.

1.2. Картой предусматривается укрепление откосов крутизной не более 1 : 2 постоянно и периодически подтопляемых насыпей, подверженных действию ветровых волн высотой до 1,5 м.

1.3. В состав работ входят:

устройство траншеи в основании насыпи под рисберму экскаватором;

доработка траншеи вручную;

устройство песчаной подготовки по периметру траншеи с подачей материала в траншею экскаватором и окончательным разравниванием его вручную;

устройство щебеночной подготовки по слою песка с подачей материала в траншею экскаватором и окончательным разравниванием его вручную;

устройство сплошного бетонного упора;

устройство каменной упорной призмы с подачей материала в траншею экскаватором и частичной укладкой и сортировкой камня вручную;

устройство песчаной подготовки на откосе универсальной землеройно-планировочной машиной Э-4010;

устройство двухслойной щебеночной подготовки на откосе универсальной землеройно-планировочной машиной Э-4010;

укрепление откосов железобетонными плитами.

1.4. Для защиты выпусков арматуры и шарнирных хомутов от коррозии и действия агрессивных вод на них наносится каменноугольный лак марки «Морской».

2. Организация и технология производства работ

2.1. До начала производства работ по укреплению откосов необходимо:

устроить водоотвод;

произвести планировку и уплотнение откосов земляного полотна в соответствии с требованиями СНиП 3.02.01-87 «Земляные сооружения, основания и фундаменты» и СНиП 3.06.03-89 «Автомобильные дороги»;

выполнить геодезические разбивочные работы, обеспечивающие ровность укладки железобетонных плит и устройство рисбермы в соответствии с проектом.

2.2. Щебень и песок доставляют на объект строительства автомобилями-самосвалами и выгружают на обочину земляного полотна в объеме, необходимом для устройства конструктивного слоя (обратного фильтра) заданной толщины, с учетом коэффициента уплотнения (для щебня - 1,3, для песка - 1,1).

2.3. Железобетонные плиты изготавливают на базах ЖБК, грузят краном на автомобили, оборудованные для транспортировки плит размерами 3´2,5 м, и доставляют на объект строительства.

Для обеспечения непрерывного производства работ на объекте должен быть запас железобетонных плит на две-три сменные захватки.

2.4. Работы по укреплению откосов земляного полотна разрезными железобетонными плитами ведет комплексная механизированная бригада поточным методом на пяти захватках (рисунок).

2.5. Численность комплексной бригады 15 чел.:

Машинист экскаватора 6 разр................... 1

Помощник машиниста 5 разр................... 1

Машинист автокрана 5 разр...................... 1

»           экскаватора 5 разр.................. 1

Мостовщик 4 разр...................................... 2

»            3 разр...................................... 2

Дорожный рабочий 4 разр......................... 1

»                »       2 разр......................... 2

»                »       1 разр......................... 1

Бетонщик 3 разр......................................... 1

»          2 разр......................................... 1

Землекоп 3 разр.......................................... 1

2.6. На первой захватке выполняются следующие технологические операции:

рытье траншеи под рисберму экскаватором ЭО-2621;

доработка траншеи вручную.

Рытье траншеи предусматривается экскаватором ЭО-2621, оборудованным обратной лопатой (вместимость ковша 0,25 м3), навымет с последующей планировкой вынутого грунта бульдозером. В состав звена бульдозер не входит и привлекается к работе периодически.

Схема организации и производства работ.

Операции, выполняемые на захватках:

1-я захватка - устройство траншеи в основании насыпи под рисберму экскаватором I; зачистка траншеи вручную;

2-я захватка - устройство песчаной подготовки; уплотнение песчаной подготовки; устройство щебеночной подготовки; уплотнение щебеночной подготовки;

3-я захватка - установка и снятие опалубки; 8 - устройство сплошного бетонного упора; устройство каменной упорной призмы;

4-я захватка - разравнивание песка землеройно-планировочной машиной II; уплотнение песка пневмотрамбовкой; разравнивание мелкого щебня землеройно-планировочной машиной II; уплотнение щебня пневмотрамбовкой; разравнивание крупного щебня землеройно-планировочной машиной II; уплотнение крупного щебня пневмотрамбовкой;

5-я захватка - укрепление откосов железобетонными плитами с помощью автокрана III. Стрелкой указано направление потока.

Траншею прокладывают вдоль подошвы земляного полотна согласно разбивочным точкам до проектной отметки.

Вслед за работой экскаватора зачищают дно траншеи вручную и доводят ее геометрические размеры до проектных.

2.7. На второй захватке выполняются следующие технологические операции:

устройство песчаной подготовки (толщина слоя 10 см) под рисберму с подачей материала в траншею экскаватором ЭО-2621 и окончательным разравниванием его по периметру траншеи вручную.

устройство щебеночной подготовки (толщина слоя 15 см) под рисберму с подачей материала экскаватором ЭО-2621 и разравниванием его по откосам и дну траншеи вручную.

Песчаная подготовка устраивается по зачищенному и спланированному дну и стенкам траншеи. Песок, доставляемый автомобилями-самосвалами, выгружают в траншею, разравнивают вручную, и уплотняют пневмотрамбовкой ТР-4.

Уплотнение песчаной подготовки на откосах траншеи выполняют снизу вверх, дно траншеи - от краев к середине. При каждом последующем ударе трамбовки должна захватываться часть уже уплотненной площади.

Щебеночная подготовка устраивается по слою песчаной.

2.8. На третьей захватке выполняются работы по устройству бетонного упора и каменной призмы.

Опалубку под бетонный упор устраивают из готовых щитов.

Бетонную смесь (гидротехнический бетон класса В15) доставляют на объект строительства автомобилями-самосвалами ЗПЛ-ММЗ-555 и выгружают у края траншеи на деревянный настил.

Подготовленную опалубку заполняют бетонной смесью и уплотняют глубинным вибратором И-116.

Камень для устройства каменной призмы доставляют автомобилями-самосвалами и выгружают у края траншеи. Экскаватором ЭО-2621 его подают для укладки в траншею. Марка камня по прочности должна быть не ниже 300. Средний размер камня - 20 ... 25 см.

В верхней части рисбермы укладывают крупные камни. Пустоты между камнями нижних рядов заполняют мелким камнем и засыпают каменной мелочью.

Сменная производительность звена при устройстве рисбермы 50 ... 55 м.

Калькуляция трудовых затрат на устройство 100 м рисбермы приведена в табл. 1.

2.9. На четвертой захватке выполняются следующие технологические операции:

перекидка песка с обочины на откос землеройно-планировочной машиной Э-4010;

разравнивание крупнозернистого песка слоем толщиной 10 см землеройно-планировочной машиной Э-4010;

уплотнение песчаного слоя пневмотрамбовкой ТР-4;

перекидка мелкого гравия или щебня с обочины на откос землеройно-планировочной машиной Э-4010;

разравнивание мелкого гравия или щебня слоем толщиной 10 см землеройно-планировочной машиной Э-4010;

уплотнение мелкого гравия или щебня пневмотрамбовкой ТР-4;

перекидка крупного гравия или щебня с обочины на откос землеройно-планировочной машиной Э-4010;

разравнивание крупного гравия или щебня землеройно-планировочной машиной Э-4010;

уплотнение крупного гравия или щебня пневмотрамбовкой ТР-4.

Песок для устройства подготовки завозят автомобилями-самосвалами и выгружают на обочину земляного полотна. Ковшом землеройно-планировочной машины (вместимость 0,4 м3) он подается на откос насыпи. Окончательное распределение и планировку песка выполняют скребком землеройно-планировочной машины.

Планировка песка землеройно-планировочной машиной осуществляется с верхней стоянки. Если вылет стрелы недостаточен для планировки песка по всей ширине откоса, то песок надвигается скребком землеройно-планировочной машины на середину откоса и затем планируется с нижней стоянки. После планировки откоса с одной стоянки землеройно-планировочной машины ее перемещают по фронту работ на 2,3 м и процесс продолжают, перекрывая ранее спланированную полосу на 10 ... 20 см.

Уплотняют слой крупнозернистого песка пневмотрамбовкой ТР-4.

Конструктивные слои обратного фильтра из гравия или щебня (нижний слой толщиной 10 см - из мелкого гравия или щебня, верхний слой толщиной 15 см - из крупного гравия или щебня) устраивают по аналогичной технологии вслед за подстилающим слоем из песка.

2.10. На пятой захватке выполняются следующие технологические операции:

укрепление откоса железобетонными плитами;

соединение плит шарнирными хомутами с загибанием крюков;

нанесение каменноугольного лака марки «Морской» на шарнирные хомуты и выпуски арматуры плит.

Железобетонные плиты разгружают автокраном КС-6362 и укладывают в штабель на обочине.

При монтаже плиты размещают на откосе короткой стороной параллельно урезу воды. Укладывают плиты снизу вверх.

Таблица 1

Обоснование

Работа

Состав звена

Измеритель

Объем

На измеритель

На объем

Норма времени, чел.-ч (маш.-ч)

Расценка, р.-к.

Трудоемкость, чел.-ч (маш.-ч)

Прямая заработная плата, р.-к.

Устройство рисбермы

§ Е2-1-11, табл. 3, п. 2з

Устройство траншеи под рисберму экскаватором ЭО-2621 в грунтах II группы

Машинист

5 разр. - 1

100 м3

1,90

4,2 (4,2)

3-82

7,98 (7,98)

7-26

§ E2-1-50, табл. 2, п. 1е

Доработка траншеи вручную

Землекоп

2 разр. - 1

1 м3

10

1,9 (-)

1-22

19,0 (-)

12-20

Устройство песчаной подготовки под рисберму:

§ Е1-3, табл. 2, п. 1

подача материала в траншею экскаватором ЭО-2621

Машинист

5 разр. - 1

100 м3

0,384

3,6 (3,6)

2-84

1,38 (1,38)

1-09

§ Е17-30, п. 3б

разравнивание материала вручную

Дорожные рабочие:

2 разр. - 1

1   »       - 1

100 м2

3,84

7,1 (-)

4-37

27,2 (-)

16-78

§ Е2-1-59, табл. 3, п. 3а

уплотнение песчаной подготовки трамбовкой ТР-4

Землекоп

3 разр. - 1

100 м2

3,84

3,0 (-)

1-92

11,52 (-)

7-37

Устройство щебеночной подготовки под рисберму:

§ Е1-3, табл. 2, п. 1

подача материала экскаватором ЭО-2621

Машинист

5 разр. - 1

100 м3

0,575

3,6 (3,6)

2-84

2,07 (2,07)

1-64

§ Е17-30, п. 1б

разравнивание грунта вручную

Дорожные рабочие:

2 разр. - 1

1   »       - 1

100 м2

3,84

10,0 (-)

6-15

38,40 (-)

23-62

§ Е2-1-59, табл. 3, п. 4б

уплотнение щебеночной подготовки трамбовкой ТР-4

Землекоп

3 разр. - 1

100 м2

3,84

5,9 (-)

3-78

22,66 (-)

14-51

§ Е20-2-67, п. 2

Устройство сплошного бетонного упора длиной 2,5 м с установкой и снятием опалубки

Бетонщики:

3 разр. - 1

2   »       - 1

1 изделие

40

0,57 (-)

0-38,2

22,8 (-)

15-28

Устройство каменной упорной призмы:

§ E1-3, табл. 2, п. 1

подача материала в траншею экскаватором ЭО-2621

Машинист

5 разр. - 1

100 м3

0,95

3,6 (3,6)

2-84

3,42 (3,42)

2-70

По расчету

наброска камня в рисберму

Мостовщик

4 разр. - 1

100 м2

0,9

7,76 (-)

6-15

6,98 (-)

5-54

Итого на 100 м рисбермы

 

 

 

 

 

163,41 (14,85)

107-99

Монтаж 100 м2 железобетонных плит

§ Е2-1-12, табл. 3, п. 2а (применительно)

Перекидка песка с обочины на откос землеройно-планировочной машиной Э-4010

Машинист

6 разр. - 1 Помощник машиниста

5 разр. - 1

100 м3

0,1

8,0 (4,0)

7-85

0,80 (0,40)

0-79

§ Е2-1-42, п. 2

Разравнивание крупнозернистого песка (толщина слоя 10 см) землеройно-планировочной машиной Э-4010

Машинист

6 разр. - 1

Помощник машиниста

5 разр. - 1

100 м2

1,0

1,44 (0,72)

1-42

1,44 (0,72)

1-42

§ Е2-1-59, табл. 3, п. 3а, к = 1,2 (применительно)

Уплотнение песчаного слоя трамбовкой ТР-4

Землекоп

3 разр. - 1

100 м2

1,0

3,6 (-)

2-30

3,6 (-)

2-30

Н. вр. = 3,0 · 1,2=3,6

Расц. = (1-92) · 1,2 = 2-30

§ Е2-1-12. табл. 3, п. 2а (применительно)

Перекидка мелкого гравия или щебня с обочины на откос землеройно-планировочной машиной Э-4010

Машинист

6 разр. - 1

Помощник машиниста

5 разр. - 1

100 м3

0,1

8,0 (4,0)

7-88

0,8 (0,40)

0-79

§ Е2-1-42, п. 2 (применительно)

Разравнивание мелкого гравия или щебня (толщина слоя 10 см) землеройно-планировочной машиной Э-4010

Машинист

6 разр. - 1

Помощник машиниста

5 разр. - 1

100 м2

1

1,44 (0,72)

1-42

1,4 (0,7)

1-42

§ Е2-1-59, табл. 3, п. 4б к = 1,2 (применительно)

Уплотнение слоя мелкого гравия или щебня трамбовкой ТР-4

Землекоп

3 разр. - 1

100 м2

1

7,08 (-)

4-54

7,08 (-)

4-54

Н. вр. = 5,9 · 1,2 = 7,08

Расц. = (3-78) · 1,2 = 4-54

§ Е2-1-12. табл. 3, п. 2а (применительно)

Перекидка крупного гравия или щебня с обочины на откос землеройно-планировочной машиной Э-4010

Машинист

6 разр. - 1

Помощник машиниста

5 разр. - 1

100 м3

0,15

8,0 (4,0)

7-88

1,20 (0,6)

1-18

§ Е2-1-42, п. 2 (применительно)

Разравнивание крупного гравия или щебня (толщина слоя 5 см) землеройно-планировочной машиной Э-4010

Машинист

6 разр. - 1

Помощник машиниста

5 разр. - 1

100 м2

1

1,44 (0,72)

1-42

1,44 (0,72)

1-42

§ Е2-1-59. табл. 3. п. 4б, примеч., к = 1,2

Уплотнение слоя крупного гравия или щебня трамбовкой ТР-4

Бетонщик

3 разр. - 1

100 м2

1,0

7,08 (-)

4-54

7,08 (-)

4-54

Н. вр. = 5,9 · 1,2 = 7,08

Расц. = (3-78) · 1,2 = 4-54

По расчету

Укрепление откосов железобетонными плитами 3,0´2,5´0,2 м

Машинист

5 разр. - 1

100 м2

1

3,3 (3,3)

2-32

3,3 (3,3)

2-32

Мостовщики:

4 разр. - 2

13,2 (-)

7-79

13,2 (-)

7-79

По расчету

Соединение плит шарнирными хомутами с загибанием крюков

Дорожный рабочий

4 разр. - 1

1 плита

26

0,40 (-)

0-31,9

10,4 (-)

8-29

Итого на 100 м2 укрепленного откоса

51,78 (6,84)

36-80

Перед укладкой плиты рейкой проверяют ровность поверхности основания. В случае необходимости выравнивают верхний подстилающий слой, подсыпая материал под плиту или выгребая лишний из-под нее.

При укладке плит на откосе необходимо добиваться плотного примыкания их смежных граней. Максимально допустимый зазор между плитами в плане - 1 см.

Соединение плит шарнирное: металлические хомуты (по одному на каждой стороне плиты) надевают на крюки плиты, которые затем загибают.

Выпуски арматуры и шарнирные хомуты после укладки плит на откос покрывают каменноугольным лаком марки «Морской».

Калькуляция трудовых затрат на устройство 100 м2 подстилающего слоя и монтаж железобетонных плит приведена в табл. 1.

2.11. При операционном контроле качества работ по укреплению откосов земляного полотна следует проверять:

положение траншеи в плане;

размеры траншеи по глубине и ширине;

качество устройства слоев подготовки в траншее;

правильность установки опалубки для бетонного упора;

качество устройства бетонного упора и каменной призмы;

толщину слоев песчаной и щебеночной подготовок под бетонные плиты;

степень уплотнения подстилающих слоев из песка и щебня (гравия), правильность укладки бетонных плит и соблюдение нормативных допусков при их монтаже;

надежность крепления плит в шарнирных соединениях.

2.12. Качество выполнения работ контролируют согласно табл. 2.

Таблица 2

Операция

Предмет контроля

Время контроля

Устройство рисбермы

Соблюдение основных параметров, проектных отметок, качество укладки бетона, заполнение рисбермы камнем

В процессе устройства рисбермы

Укрепление откосов земляного полотна разрезными железобетонными плитами

Качество основания, подстилающего слоя; расположение плит в плане; ровность укладки плит, крепление плит; отклонения по толщине уложенных слоев фильтра (не более ±2 см - для песка и ±3 см - для щебня)

До и в процессе укрепления откосов

Примечание. Контроль каждой операции осуществляется мастером визуально и инструментальными методами

3. Технико-экономические показатели

На устройство 100 м пог. длины рисбермы:

Затраты труда.......................................... 20,4 чел.-дня

Потребность в машинах........................ 1,86 маш.-смены

Выработка на одного рабочего............. 8,33 м

Прямая заработная плата звена............. 107 р. 99 к.

На 100 м2 укрепленного откоса:

Затраты труда.......................................... 6,3 чел.-дня

Потребность в машинах........................ 0,86 маш.-смены

Выработка на одного рабочего............. 11,11 м2

Прямая заработная плата звена............. 36 р. 80 к.

4. Материально-технические ресурсы

4.1. Потребность в материалах определена расчетом согласно «Альбому конструкций креплений откосов земляного полотна железных и автомобильных дорог общей сети СССР» (М., Минтрансстрой СССР, 1970) и составляет:

для устройства рисбермы глубиной 1 м -

Камень..................................................... 95 м3

Мелкий гравий или щебень.................. 27 м3

Песок крупный....................................... 23 м3

Бетон класса В15.................................... 55 м3

для укрепления 100 м2 откоса плитами толщиной 15 (20) см -

Бетон........................................................ 14,7 (19,7) м3

Арматура................................................. 952 (1068) кг

Лак каменноугольный «Морской»....... 0,5 кг

Крупный гравий или щебень................ 15 м3

Мелкий гравий или щебень.................. 10 м3

Крупнозернистый песок........................ 10 м3

4.2. Потребность механизированной бригады в машинах, оборудовании и приспособлениях определена из расчета оптимальной их загрузки:

Машина универсальная землеройно-планировочная Э-4010.... 1

Кран автомобильный КС-6362..................................................... 1

Экскаватор ЭО-2621...................................................................... 1

Вибратор глубинный с гибким валом И-116.............................. 1

Трамбовка пневматическая ТР-4................................................... 1

5. Техника безопасности

5.1. При производстве работ по укреплению откосов разрезными железобетонными плитами необходимо соблюдать требования по охране труда, приведенные в соответствующих разделах «Правил техники безопасности при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог» и СНиП III-4-80 «Техника безопасности в строительстве».

5.2. Машинисты, рабочие и другие работники при выполнении дорожно-строительных работ должны быть обеспечены средствами защиты и специальной одеждой в соответствии с действующими правилами по охране труда и технике безопасности.

5.3. Разработка дополнительных мероприятий по обеспечению безопасности труда не требуется.

 

СОДЕРЖАНИЕ