МИНДОРСТРОЙ УССР УКРЕПЛЕНИЕ ОТКОСОВ НАСЫПЕЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ Разработаны трестом Оргдорстрой КИЕВ «БУДИВЭЛЬНЫК» 1990 Разработали: И.М. Кравченко, Е.Н. Суходуб Редакция литературы по жилищно-коммунальному хозяйству Зав. редакцией М.С. Литвин Редактор Н.И. Курбанова Приведены рациональные решения по организации и технологии производства работ, способствующие повышению производительности труда, улучшению качества и снижению стоимости строительства, реконструкции и капитального ремонта автомобильных дорог. Для специалистов и рабочих дорожно-строительных организаций. Технологические карты на укрепление откосов земляного полотна разработаны в целях обеспечения дорожного строительства рациональными решениями по технологии и организации дорожно-строительного производства, способствующими повышению производительности труда, улучшению качества и снижению себестоимости строительно-монтажных работ. В комплект включены технологические карты на укрепление откосов насыпей и выемок травами, дерном, синтетическими материалами, грунтами, обработанными вяжущими (ТК-08-01-89 ... ТК-08-07-89), а также на укрепление откосов каменными материалами и бетонными плитами (ТК-08-08-89 ... ТК-08-15-89). При составлении технологических карт были использованы материалы республиканского патентного фонда УкрНИИНТИ, производственный опыт работы передовых дорожно-строительных организаций Миндорстроя УССР. Технологические карты предназначены для практического применения при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте автомобильных дорог, при разработке проектно-технологической документации, а также для обучения рабочих и инженерно-технических работников дорожно-строительных организаций передовой технологии и организации работ. Организационно-технические и технологические решения, которые легли в основу при разработке карт, соответствуют требованиям действующих строительных норм и правил (СНиП), единых норм и расценок на строительные и монтажные работы (ЕНиР) и обеспечивают достижение высоких технико-экономических и качественных показателей. Во всех случаях применения технологических карт необходима привязка их к местным условиям. УКРЕПЛЕНИЕ ОТКОСОВ НАСЫПЕЙ И ВЫЕМОК КАМЕННЫМИ МАТЕРИАЛАМИ,
ТК-08-13-89 УКРЕПЛЕНИЕ ОТКОСОВ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫМИ РАЗРЕЗНЫМИ ПЛИТАМИ 1. Область применения1.1. Технологическая карта разработана на укрепление откосов земляного полотна сборными разрезными железобетонными плитами размерами 3,0´2,5 м толщиной 0,15 (0,20) м. 1.2. Картой предусматривается укрепление откосов крутизной не более 1 : 2 постоянно и периодически подтопляемых насыпей, подверженных действию ветровых волн высотой до 1,5 м. 1.3. В состав работ входят: устройство траншеи в основании насыпи под рисберму экскаватором; доработка траншеи вручную; устройство песчаной подготовки по периметру траншеи с подачей материала в траншею экскаватором и окончательным разравниванием его вручную; устройство щебеночной подготовки по слою песка с подачей материала в траншею экскаватором и окончательным разравниванием его вручную; устройство сплошного бетонного упора; устройство каменной упорной призмы с подачей материала в траншею экскаватором и частичной укладкой и сортировкой камня вручную; устройство песчаной подготовки на откосе универсальной землеройно-планировочной машиной Э-4010; устройство двухслойной щебеночной подготовки на откосе универсальной землеройно-планировочной машиной Э-4010; укрепление откосов железобетонными плитами. 1.4. Для защиты выпусков арматуры и шарнирных хомутов от коррозии и действия агрессивных вод на них наносится каменноугольный лак марки «Морской». 2. Организация и технология производства работ2.1. До начала производства работ по укреплению откосов необходимо: устроить водоотвод; произвести планировку и уплотнение откосов земляного полотна в соответствии с требованиями СНиП 3.02.01-87 «Земляные сооружения, основания и фундаменты» и СНиП 3.06.03-89 «Автомобильные дороги»; выполнить геодезические разбивочные работы, обеспечивающие ровность укладки железобетонных плит и устройство рисбермы в соответствии с проектом. 2.2. Щебень и песок доставляют на объект строительства автомобилями-самосвалами и выгружают на обочину земляного полотна в объеме, необходимом для устройства конструктивного слоя (обратного фильтра) заданной толщины, с учетом коэффициента уплотнения (для щебня - 1,3, для песка - 1,1). 2.3. Железобетонные плиты изготавливают на базах ЖБК, грузят краном на автомобили, оборудованные для транспортировки плит размерами 3´2,5 м, и доставляют на объект строительства. Для обеспечения непрерывного производства работ на объекте должен быть запас железобетонных плит на две-три сменные захватки. 2.4. Работы по укреплению откосов земляного полотна разрезными железобетонными плитами ведет комплексная механизированная бригада поточным методом на пяти захватках (рисунок). 2.5. Численность комплексной бригады 15 чел.: Машинист экскаватора 6 разр................... 1 Помощник машиниста 5 разр................... 1 Машинист автокрана 5 разр...................... 1 » экскаватора 5 разр.................. 1 Мостовщик 4 разр...................................... 2 » 3 разр...................................... 2 Дорожный рабочий 4 разр......................... 1 » » 2 разр......................... 2 » » 1 разр......................... 1 Бетонщик 3 разр......................................... 1 » 2 разр......................................... 1 Землекоп 3 разр.......................................... 1 2.6. На первой захватке выполняются следующие технологические операции: рытье траншеи под рисберму экскаватором ЭО-2621; доработка траншеи вручную. Рытье траншеи предусматривается экскаватором ЭО-2621, оборудованным обратной лопатой (вместимость ковша 0,25 м3), навымет с последующей планировкой вынутого грунта бульдозером. В состав звена бульдозер не входит и привлекается к работе периодически. Схема организации и производства работ. Операции, выполняемые на захватках: 1-я захватка - устройство траншеи в основании насыпи под рисберму экскаватором I; зачистка траншеи вручную; 2-я захватка - устройство песчаной подготовки; уплотнение песчаной подготовки; устройство щебеночной подготовки; уплотнение щебеночной подготовки; 3-я захватка - установка и снятие опалубки; 8 - устройство сплошного бетонного упора; устройство каменной упорной призмы; 4-я захватка - разравнивание песка землеройно-планировочной машиной II; уплотнение песка пневмотрамбовкой; разравнивание мелкого щебня землеройно-планировочной машиной II; уплотнение щебня пневмотрамбовкой; разравнивание крупного щебня землеройно-планировочной машиной II; уплотнение крупного щебня пневмотрамбовкой; 5-я захватка - укрепление откосов железобетонными плитами с помощью автокрана III. Стрелкой указано направление потока. Траншею прокладывают вдоль подошвы земляного полотна согласно разбивочным точкам до проектной отметки. Вслед за работой экскаватора зачищают дно траншеи вручную и доводят ее геометрические размеры до проектных. 2.7. На второй захватке выполняются следующие технологические операции: устройство песчаной подготовки (толщина слоя 10 см) под рисберму с подачей материала в траншею экскаватором ЭО-2621 и окончательным разравниванием его по периметру траншеи вручную. устройство щебеночной подготовки (толщина слоя 15 см) под рисберму с подачей материала экскаватором ЭО-2621 и разравниванием его по откосам и дну траншеи вручную. Песчаная подготовка устраивается по зачищенному и спланированному дну и стенкам траншеи. Песок, доставляемый автомобилями-самосвалами, выгружают в траншею, разравнивают вручную, и уплотняют пневмотрамбовкой ТР-4. Уплотнение песчаной подготовки на откосах траншеи выполняют снизу вверх, дно траншеи - от краев к середине. При каждом последующем ударе трамбовки должна захватываться часть уже уплотненной площади. Щебеночная подготовка устраивается по слою песчаной. 2.8. На третьей захватке выполняются работы по устройству бетонного упора и каменной призмы. Опалубку под бетонный упор устраивают из готовых щитов. Бетонную смесь (гидротехнический бетон класса В15) доставляют на объект строительства автомобилями-самосвалами ЗПЛ-ММЗ-555 и выгружают у края траншеи на деревянный настил. Подготовленную опалубку заполняют бетонной смесью и уплотняют глубинным вибратором И-116. Камень для устройства каменной призмы доставляют автомобилями-самосвалами и выгружают у края траншеи. Экскаватором ЭО-2621 его подают для укладки в траншею. Марка камня по прочности должна быть не ниже 300. Средний размер камня - 20 ... 25 см. В верхней части рисбермы укладывают крупные камни. Пустоты между камнями нижних рядов заполняют мелким камнем и засыпают каменной мелочью. Сменная производительность звена при устройстве рисбермы 50 ... 55 м. Калькуляция трудовых затрат на устройство 100 м рисбермы приведена в табл. 1. 2.9. На четвертой захватке выполняются следующие технологические операции: перекидка песка с обочины на откос землеройно-планировочной машиной Э-4010; разравнивание крупнозернистого песка слоем толщиной 10 см землеройно-планировочной машиной Э-4010; уплотнение песчаного слоя пневмотрамбовкой ТР-4; перекидка мелкого гравия или щебня с обочины на откос землеройно-планировочной машиной Э-4010; разравнивание мелкого гравия или щебня слоем толщиной 10 см землеройно-планировочной машиной Э-4010; уплотнение мелкого гравия или щебня пневмотрамбовкой ТР-4; перекидка крупного гравия или щебня с обочины на откос землеройно-планировочной машиной Э-4010; разравнивание крупного гравия или щебня землеройно-планировочной машиной Э-4010; уплотнение крупного гравия или щебня пневмотрамбовкой ТР-4. Песок для устройства подготовки завозят автомобилями-самосвалами и выгружают на обочину земляного полотна. Ковшом землеройно-планировочной машины (вместимость 0,4 м3) он подается на откос насыпи. Окончательное распределение и планировку песка выполняют скребком землеройно-планировочной машины. Планировка песка землеройно-планировочной машиной осуществляется с верхней стоянки. Если вылет стрелы недостаточен для планировки песка по всей ширине откоса, то песок надвигается скребком землеройно-планировочной машины на середину откоса и затем планируется с нижней стоянки. После планировки откоса с одной стоянки землеройно-планировочной машины ее перемещают по фронту работ на 2,3 м и процесс продолжают, перекрывая ранее спланированную полосу на 10 ... 20 см. Уплотняют слой крупнозернистого песка пневмотрамбовкой ТР-4. Конструктивные слои обратного фильтра из гравия или щебня (нижний слой толщиной 10 см - из мелкого гравия или щебня, верхний слой толщиной 15 см - из крупного гравия или щебня) устраивают по аналогичной технологии вслед за подстилающим слоем из песка. 2.10. На пятой захватке выполняются следующие технологические операции: укрепление откоса железобетонными плитами; соединение плит шарнирными хомутами с загибанием крюков; нанесение каменноугольного лака марки «Морской» на шарнирные хомуты и выпуски арматуры плит. Железобетонные плиты разгружают автокраном КС-6362 и укладывают в штабель на обочине. При монтаже плиты размещают на откосе короткой стороной параллельно урезу воды. Укладывают плиты снизу вверх.
Перед укладкой плиты рейкой проверяют ровность поверхности основания. В случае необходимости выравнивают верхний подстилающий слой, подсыпая материал под плиту или выгребая лишний из-под нее. При укладке плит на откосе необходимо добиваться плотного примыкания их смежных граней. Максимально допустимый зазор между плитами в плане - 1 см. Соединение плит шарнирное: металлические хомуты (по одному на каждой стороне плиты) надевают на крюки плиты, которые затем загибают. Выпуски арматуры и шарнирные хомуты после укладки плит на откос покрывают каменноугольным лаком марки «Морской». Калькуляция трудовых затрат на устройство 100 м2 подстилающего слоя и монтаж железобетонных плит приведена в табл. 1. 2.11. При операционном контроле качества работ по укреплению откосов земляного полотна следует проверять: положение траншеи в плане; размеры траншеи по глубине и ширине; качество устройства слоев подготовки в траншее; правильность установки опалубки для бетонного упора; качество устройства бетонного упора и каменной призмы; толщину слоев песчаной и щебеночной подготовок под бетонные плиты; степень уплотнения подстилающих слоев из песка и щебня (гравия), правильность укладки бетонных плит и соблюдение нормативных допусков при их монтаже; надежность крепления плит в шарнирных соединениях. 2.12. Качество выполнения работ контролируют согласно табл. 2.
Примечание. Контроль каждой операции осуществляется мастером визуально и инструментальными методами 3. Технико-экономические показателиНа устройство 100 м пог. длины рисбермы: Затраты труда.......................................... 20,4 чел.-дня Потребность в машинах........................ 1,86 маш.-смены Выработка на одного рабочего............. 8,33 м Прямая заработная плата звена............. 107 р. 99 к. На 100 м2 укрепленного откоса: Затраты труда.......................................... 6,3 чел.-дня Потребность в машинах........................ 0,86 маш.-смены Выработка на одного рабочего............. 11,11 м2 Прямая заработная плата звена............. 36 р. 80 к. 4. Материально-технические ресурсы4.1. Потребность в материалах определена расчетом согласно «Альбому конструкций креплений откосов земляного полотна железных и автомобильных дорог общей сети СССР» (М., Минтрансстрой СССР, 1970) и составляет: для устройства рисбермы глубиной 1 м - Камень..................................................... 95 м3 Мелкий гравий или щебень.................. 27 м3 Песок крупный....................................... 23 м3 Бетон класса В15.................................... 55 м3 для укрепления 100 м2 откоса плитами толщиной 15 (20) см - Бетон........................................................ 14,7 (19,7) м3 Арматура................................................. 952 (1068) кг Лак каменноугольный «Морской»....... 0,5 кг Крупный гравий или щебень................ 15 м3 Мелкий гравий или щебень.................. 10 м3 Крупнозернистый песок........................ 10 м3 4.2. Потребность механизированной бригады в машинах, оборудовании и приспособлениях определена из расчета оптимальной их загрузки: Машина универсальная землеройно-планировочная Э-4010.... 1 Кран автомобильный КС-6362..................................................... 1 Экскаватор ЭО-2621...................................................................... 1 Вибратор глубинный с гибким валом И-116.............................. 1 Трамбовка пневматическая ТР-4................................................... 1 5. Техника безопасности5.1. При производстве работ по укреплению откосов разрезными железобетонными плитами необходимо соблюдать требования по охране труда, приведенные в соответствующих разделах «Правил техники безопасности при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог» и СНиП III-4-80 «Техника безопасности в строительстве». 5.2. Машинисты, рабочие и другие работники при выполнении дорожно-строительных работ должны быть обеспечены средствами защиты и специальной одеждой в соответствии с действующими правилами по охране труда и технике безопасности. 5.3. Разработка дополнительных мероприятий по обеспечению безопасности труда не требуется.
СОДЕРЖАНИЕ
|