МИНДОРСТРОЙ УССР УКРЕПЛЕНИЕ ОТКОСОВ НАСЫПЕЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ Разработаны трестом Оргдорстрой КИЕВ «БУДИВЭЛЬНЫК» 1990 Разработали: И.М. Кравченко, Е.Н. Суходуб Редакция литературы по жилищно-коммунальному хозяйству Зав. редакцией М.С. Литвин Редактор Н.И. Курбанова Приведены рациональные решения по организации и технологии производства работ, способствующие повышению производительности труда, улучшению качества и снижению стоимости строительства, реконструкции и капитального ремонта автомобильных дорог. Для специалистов и рабочих дорожно-строительных организаций. Технологические карты на укрепление откосов земляного полотна разработаны в целях обеспечения дорожного строительства рациональными решениями по технологии и организации дорожно-строительного производства, способствующими повышению производительности труда, улучшению качества и снижению себестоимости строительно-монтажных работ. В комплект включены технологические карты на укрепление откосов насыпей и выемок травами, дерном, синтетическими материалами, грунтами, обработанными вяжущими (ТК-08-01-89 ... ТК-08-07-89), а также на укрепление откосов каменными материалами и бетонными плитами (ТК-08-08-89 ... ТК-08-15-89). При составлении технологических карт были использованы материалы республиканского патентного фонда УкрНИИНТИ, производственный опыт работы передовых дорожно-строительных организаций Миндорстроя УССР. Технологические карты предназначены для практического применения при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте автомобильных дорог, при разработке проектно-технологической документации, а также для обучения рабочих и инженерно-технических работников дорожно-строительных организаций передовой технологии и организации работ. Организационно-технические и технологические решения, которые легли в основу при разработке карт, соответствуют требованиям действующих строительных норм и правил (СНиП), единых норм и расценок на строительные и монтажные работы (ЕНиР) и обеспечивают достижение высоких технико-экономических и качественных показателей. Во всех случаях применения технологических карт необходима привязка их к местным условиям. УКРЕПЛЕНИЕ ОТКОСОВ НАСЫПЕЙ И ВЫЕМОК КАМЕННЫМИ МАТЕРИАЛАМИ,
ТК-08-12-89 УКРЕПЛЕНИЕ МОНОЛИТНЫМ БЕТОНОМ ОТКОСОВ НАСЫПЕЙ И КОНУСОВ МАЛЫХ МОСТОВ 1. Область применения1.1. Технологическая карта разработана на укрепление монолитным бетоном толщиной 12 см откосов насыпей и конусов малых и средних мостов с неукрепленным руслом (высота насыпи от 6 до 8 м, крутизна откосов 1 : 1,5). 1.2. В состав работ входят: отрывка траншеи под рисберму экскаватором; доработка траншеи вручную; устройство щебеночной подготовки под монолитный бетон экскаватором-драглайном; укладка бетонной смеси; наброска камня в траншею. 2. Организация и технология производства работ2.1. До начала работ по укреплению откосов насыпей и конусов необходимо: устроить водоотвод; произвести планировку и уплотнение откосов земляного полотна в соответствии с требованиями СНиП 3.02.01-87 «Земляные сооружения, основания и фундаменты» и СНиП 3.06.03-85 «Автомобильные дороги»; выполнить геодезические разбивочные работы, обеспечивающие ровность укладки бетона в соответствии с проектом. 2.2. Щебеночную подготовку толщиной 10 см под монолитный бетон устраивают из щебня фракции 10 ... 20 мм. 2.3. Бетон класса В15, применяемый для укрепления откосов насыпей и конусов, должен отвечать требованиям ГОСТ 26633-85; арматура (сетка с ячейками 20´20 см) из углеродистой горячекатаной стали диаметром 6 мм класса А-1 - требованиям ГОСТ 5781-82*. 2.4. Работы по укреплению откосов насыпей и конусов монолитным бетоном ведет комплексная механизированная бригада поточным методом на двух захватках (рис. 1). Сменная производительность бригады при укладке бетона 300 ... 350 м2. 2.5. Численность комплексной бригады 10 чел.: Машинист экскаватора 6 разр................ 1 » » 5 разр................ 1 Машинист автокрана 5 разр................... 1 Бетонщик 4 разр....................................... 1 » 2 разр........................................ 1 Арматурщик 3 разр.................................. 1 » 2 разр.................................. 1 Плотник 4 разр......................................... 1 Мостовщик 4 разр.................................... 1 Дорожный рабочий 2 разр...................... 1 Рабочие владеют смежными профессиями, что позволяет достичь равномерной загрузки членов бригады. Рис. 1. Схема организации и производства работ. Операции, выполняемые на захватках: 1-я захватка - отрывка траншеи под рисберму экскаватором I; доработка траншеи вручную; подача каменных материалов экскаватором I; устройство щебеночной подготовки экскаватором-драглайном II; поливка щебеночного основания водой с помощью поливочно-моечной машины III; уплотнение щебеночного слоя прицепным виброкатком, подвешенным к стреле экскаватора II; 2-я захватка - установка арматурных сеток и укладка асфальтовых планок в швы; укладка бетона на откос с помощью автокрана IV и бадьи V; устройство влагозащитной пленки из битумной эмульсии с помощью ручного распределителя; наброска камня в рисберму. Стрелкой указано направление потока. 2.6. На первой захватке выполняются следующие технологические операции: отрывка траншеи под рисберму экскаватором ЭО-2621А; разравнивание вынутого грунта экскаватором, оборудованным отвалом; доработка траншеи вручную; устройство щебеночной подготовки экскаватором-драглайном; уплотнение щебеночного слоя прицепным виброкатком, подвешенным к стреле экскаватора-драглайна; подача каменных материалов в траншею экскаватором ЭО-2621А. Отрывка траншеи производится экскаватором ЭО-2621А с обратной лопатой (ковш вместимостью 0,25 м3) вдоль подошвы земляного полотна согласно разбивочным точкам. При рытье траншеи грунт выбрасывается навымет, а затем с помощью отвала, имеющегося на экскаваторе, разравнивается и планируется равномерным слоем за пределами траншеи. Вслед за экскаваторными работами выполняются работы по углублению дна траншеи вручную и доведению ее геометрических размеров до проектных. Объемы работ по рытью траншеи должны быть увязаны с работами по устройству каменной наброски, укреплению откосов. Картой предусмотрена сменная производительность бригады при устройстве рисбермы в пределах 50 ... 60 м. По окончании работ по рытью траншеи экскаватор ЭО-2621А используется для подачи камня в рисберму при устройстве каменной наброски. Щебень для подстилающего слоя доставляется автомобилями-самосвалами и выгружается непосредственно в траншею, откуда ковшом экскаватора-драглайна равномерно распределяется и разравнивается по откосу. Щебеночную подготовку (толщина слоя 10 см) на откосе устраивают экскаватором-драглайном Э-652 с ковшом со сплошной режущей кромкой. Экскаватор устанавливается на спланированной площадке насыпи (конуса) и последовательным движением ковша снизу вверх перемещает и разравнивает щебень по откосу слоем заданной толщины. По мере выполнения планировочных работ экскаватор перемещается вдоль откоса насыпи (конуса). По окончании планировки на экскаваторе производят замену ковша прицепным виброкатком Д-480 и приступают к уплотнению слоя щебня на откосе. Уплотнение выполняется за пять-шесть проходов виброкатка по одному следу. Движение катка осуществляется с помощью подтяжного троса экскаватора. Во избежание разрушений слоя первые два-три прохода катка выполняют с выключенным вибратором со скоростью не более 2 км/ч. Затем каток устанавливают у подошвы уплотняемого откоса и приводят в рабочее положение (пуск вибратора). Скорость катка при движении вверх - 1,3 ... 1,6 км/ч. Вниз виброкаток движется по ранее оставленному следу под действием собственного веса со скоростью не более 2,0 км/ч. Скорость катка регулируется машинистом экскаватора с помощью подтяжного троса. Признаками завершения уплотнения служат прекращение образования волны перед вальцом катка и отсутствие заметной на глаз осадки щебня. При уплотнении откоса экскаватор и каток постепенно смещаются вдоль насыпи, обеспечивая перекрытие каждой предыдущей полосы уплотнения на 0,25 ... 0,3 м. 2.7. На второй захватке выполняются следующие технологические операции: укладка на поверхность откоса арматурных сеток и асфальтовых планок; укладка бетона на откос с помощью автокрана грузоподъемностью 10 т, оборудованного бадьей; устройство влагозащитной пленки из битумной эмульсии с помощью ручного распределителя; наброска камня в траншею. Укрепляемая поверхность откоса делится на карты 3,0´1,8 м асфальтовыми планками размерами 3´6´50 см (антисептированными досками) Рис. 2. Схема установки асфальтовых планок: 1 - металлическая сетка; 2 - асфальтовая планка. Для удержания асфальтовых планок в проектном положении их временно закрепляют металлическими штырями диаметром 16 ... 18 мм длиной 25 ... 30 см. Их забивают в грунт через слой щебеночной подготовки по бокам асфальтовых планок. На асфальтовые планки и на «сухари» (бетонные бруски толщиной 6 см) укладывают металлическую сетку с ячейками 20´20 см из стержней диаметром 6 мм. Поверх арматуры на нижние ряды асфальтовых планок устанавливают такие же планки, которые связывают с нижними, как показано на рис. 2. В местах сопряжения плит укрепления с конструкциями опор также устанавливают асфальтовые планки (антисептированные доски). Производство укрепительных работ необходимо начинать с конусов, причем укладку бетона следует вести снизу вверх по откосу. Подача бетона к месту укладки осуществляется автокраном КС-3562А грузоподъемностью 10 т, оборудованным бадьей с разгрузочным затвором. В целях исключения трудоемких операций по ручной перекидке бетонной смеси бетон из бадьи следует разгружать в пределах карты. Если вылет стрелы автокрана не обеспечивает распределение бетона по всей ширине откоса, бетон необходимо распределять с верхней и нижней стоянок автокрана. Бетонная смесь распределяется с учетом коэффициента запаса на уплотнение, равного 1,02. Распределенную на откосе бетонную смесь уплотняют площадочными вибраторами типа И-7 или вибробулавой (типа И-22). Поверхность слоя бетона должна быть ровной и гладкой, а толщина - соответствовать проектной.
Признаками окончания уплотнения при работе вибраторов являются: прекращение оседания бетонной смеси, появление на ее поверхности цементного молока, уменьшение количества воздушных пузырьков, выходящих из бетонной смеси. Свежеуложенную бетонную смесь покрывают битумной эмульсией в количестве 0,4 ... 0,6 кг/м2 с помощью ручного распределителя. Каменную наброску устраивают из булыжного или рваного камня размером до 25 см. Для уменьшения трудоемкости работ камень, доставленный автомобилями-самосвалами, подается в рисберму экскаватором ЭО-2621А. Окончательную укладку камня и его распределение по сечению рисбермы выполняет мостовщик 4 разр. 2.8. Калькуляция трудовых затрат на устройство 100 м рисбермы и укрепление монолитным бетоном 100 м2 откосов приведена в табл. 1. 2.9. При операционном контроле качества работ по укреплению откосов насыпи и конусов монолитным бетоном следует проверять: положение траншеи в плане; размеры траншеи по глубине и ширине; толщину слоя, качество планировки и уплотнения щебеночной подготовки на откосе; правильность укладки арматурных сеток и асфальтовых планок; качество укладки бетона в конструкции; выполнение работ по нанесению влагозащитного покрытия, жесткость рисбермы. 2.10. Качество выполнения работ контролирует мастер визуально и с помощью инструментов: при устройстве рисбермы проверяет ровность поверхности, геометрические размеры, отметки дна рисбермы; при устройстве щебеночной подготовки - ровность поверхности, толщину слоя; при установке арматурных сеток и асфальтовых планок - отметки установки сеток, планок, крепление планок; при укладке бетона - ровность, фактуру поверхности, качество уплотнения. 3. Технико-экономические показатели(на 100 м2 укрепленного откоса и на 100 м рисбермы) Затраты труда........................................... 9,43 чел.-дня Потребность в машинах.......................... 2,15 маш.-смены Выработка на одного рабочего: при укреплении откоса..................... 10,0 м2 при устройстве рисбермы................. 10,0 м Прямая заработная плата бригады......... 57 р. 31 к. 4. Материально-технические ресурсы4.1. Потребность в основных материалах определена расчетом на 100 м2 укрепленного откоса и 100 м рисбермы: Щебень фракции 20 ... 40 мм............................ 13,0 м3 Бетон класса В15................................................ 12,3 м3 Камень для рисбермы........................................ 50 м3 Сетка металлическая с ячейками размерами 20´20 см из арматуры диаметром 6 мм........... 100 м2 Планки асфальтовые.......................................... 0,5 м3 Эмульсия битумная............................................ 0,05 т 4.2. Потребность комплексной механизированной бригады в машинах, оборудовании и приспособлениях определена из расчета оптимальной их загрузки: Экскаватор-драглайн на гусеничном ходу Э-652............................. 1 Экскаватор неполноповоротный гидравлический ЭО-2621А........ 1 Кран автомобильный грузоподъемностью 10 т КС-3562А.............. 1 Виброкаток прицепной Д-480............................................................. 1 Вибратор площадочный И-7................................................................ 1 Распределитель вяжущих материалов................................................ 1 Бадья с разгрузочным затвором........................................................... 3 5. Техника безопасности5.1. При производстве работ по укреплению откосов насыпи и конусов монолитным бетоном необходимо соблюдать требования по охране труда, приведенные в соответствующих разделах «Правил техники безопасности при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог» и СНиП III-4-80 «Техника безопасности в строительстве». 5.2. Машинисты, рабочие и другие работники при выполнении дорожно-строительных работ должны быть обеспечены средствами защиты и специальной одеждой в соответствии с действующими правилами по охране труда и технике безопасности. 5.3. Разработка дополнительных мероприятий по обеспечению безопасности труда не требуется.
СОДЕРЖАНИЕ
|