ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ ПО БЕЗОПАСНОЙ РД 220-14-98
1. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ1.1. Стропы грузовые текстильные ленточные относятся к съемным грузозахватным приспособлениям, на которые распространяются требования правил безопасности и нормативных документов Госгортехнадзора России. 1.2. Проектирование грузозахватных приспособлений должны производить специализированные организации, имеющие лицензию органов госгортехнадзора в соответствии с Федеральным законом от 25.09.98 № 158-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов и другими нормативными документами. 1.3. Основными требованиями при проектировании и изготовлении грузозахватных приспособлений являются: прочность и надежность конструкции грузозахватного при способления; минимальная собственная масса по сравнению с массой поднимаемого груза; удобство в обслуживании и обращении; простота конструкции; обеспечение сохранности захватываемого груза; соответствие особенностям технологических процессов и проектам производства работ. 1.4. Проектирование и изготовление текстильных ленточных стропов должны производиться в соответствии с техническими условиями «Стропы грузовые текстильные ленточные». Расчет стропов должен производиться с учетом числа ветвей лент и угла наклона их к вертикали. При расчете стропов, имеющих несколько ветвей, расчетный угол между ними должен приниматься равным 90°. При расчете стропов, предназначенных для определенного груза, может быть принят фактический угол. При расчете стропов коэффициент запаса прочности лент должен приниматься не менее 8. Конструкция многоветвевых стропов должна обеспечивать равномерное натяжение всех ветвей. 1.5. Изготовление съемных грузозахватных приспособлений должны производить предприятия и специализированные организации, имеющие лицензию органов госгортехнадзора, выданную в соответствии с Федеральным законом от 25.09.98 № 158-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и нормативными документами Госгортехнадзора России. 1.6. Для изготовления текстильных стропов должны использоваться ленты из высокопрочного материала и стальные звенья (крюки, скобы, подвески и т.п.), соответствующие нормативным документам. 1.7. Грузовые ленточные стропы после изготовления подлежат испытанию на предприятии-изготовителе согласно программе испытаний, согласованной с ВНИИПТМАШ и утвержденной руководителем предприятия. 1.8. Испытания проводятся в целях получения объективной и достоверной информации о фактических значениях показателей качества стропов для принятия решения о постановке их на производство. 1.9. Задачами испытаний являются определение фактических показателей качества стропов и установление соответствия их требованиям технического задания, конструкторской документации, государственных стандартов и технических условий, правил безопасности. 1.10. При испытаниях стропов определяются следующие показатели: размер, качество сшивки, количество сшитых слоев, соответствие исходных материалов (ленты, нити) требованиям технических условий или других нормативных документов, утвержденных в установленном порядке, грузоподъемность, коэффициент запаса прочности, наличие маркировки, упаковка, наличие сопроводительной документации. 1.11. Испытания опытных образцов стропов производит разработчик совместно с предприятием-изготовителем при участии заказчика. Разработчик может привлекать к проведению испытаний специализированные организации. 1.12. Организация, проводящая испытания, осуществляет комплекс мероприятий по подготовке к испытаниям средств измерений, вспомогательных технических устройств и материалов, обеспечению соответствующими квалифицированными специалистами, созданию условий для испытаний. 1.13. При визуальном контроле проверяют: количество сшитых слоев ленты; отсутствие дефектов (потертости по плоским сторонам и ребрам ленты, продольные и наклонные разрезы, надрывы и проколы ленты, разрушения кромок ленты, повреждения сшивок); качество маркировки, упаковки, комплектность. 1.14. Проверка размеров стропов должна производиться с применением универсальных измерительных средств (линейка, рулетка, штангенциркуль). Точность измерений длины стропов, петель, швов в растянутом состоянии ±3 мм, стежков - ±1 мм. 1.15. Статические испытания должны проводиться нагрузкой на ленту (ветвь), превышающей грузоподъемность стропа на 25 %. Нагружение стропа должно производиться плавно, без рывков (наибольшая скорость натяжения 110 мм/мин на 1000 мм длины) и выдерживаться в течение 3 мин. 1.16. Для подтверждения коэффициента запаса прочности стропа испытания должны проводиться нагрузкой на ленту, в 8 раз превышающей грузоподъемность стропа, с выдержкой груза в течение 10 мин. 1.17. При испытании на холод стропы в сложенном виде долж ны помещаться на 1,5 ч в камеру с температурой воздуха -50 °С (±5 °С). 1.18. Сведения об изготовленных съемных грузозахватных приспособлениях должны заноситься в журнал, в котором должны быть указаны наименование приспособления, грузоподъемность, номер нормативного документа (технических условий), номер сертификата на примененный материал, результаты контроля качества изготовления, результаты испытаний грузоподъемного приспособления. 1.19. Текстильные ленточные стропы должны снабжаться клеймом или прочно прикрепленной и зашитой внутри ленты биркой с указанием номера, грузоподъемности и даты испытания. Стропы, изготовленные для сторонних организаций, кроме клейма (бирки) должны быть снабжены паспортом (приложение А). 1.20. Владельцем грузоподъемных машин или специализированной организацией должны быть разработаны способы обвязки деталей и узлов машин, перемещаемых грузоподъемными машинами во время их монтажа, демонтажа и ремонта, с указанием применяемых при этом приспособлений, а также способов безопасной кантовки грузов, когда такая операция производится с применением грузоподъемной машины. 2. ЭКСПЛУАТАЦИЯ2.1. Владельцы грузоподъемных машин и съемных грузозахватных приспособлений обязаны обеспечить содержание их в исправном состоянии и безопасные условия работы путем организации надлежащего осмотра, надзора и обслуживания в соответствии с требованиями правил безопасности. 2.2. Инженерно-технический работник по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин обязан осуществлять надзор за техническим состоянием и безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов, съемных грузозахватных приспособлений и принимать меры по предупреждению нарушений правил безопасности. 2.3. Инженерно-технический работник, ответственный за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии, обязан обеспечить содержание в исправном состоянии также съемных грузозахватных приспособлений путем проведения периодических осмотров и систематического контроля за правильным ведением журнала учета и осмотра текстильных ленточных стропов (приложение Б). 2.4. Лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами, обязано не допускать использования немаркированных, неисправных или не соответствующих по грузоподъемности и характеру груза съемных грузозахватных приспособлений. 2.5. Для зацепки, обвязки (строповки) и навешивания груза на крюк грузоподъемной машины согласно требованиям правил безопасности должны назначаться стропальщики. 2.6. Владельцами грузоподъемных машин и эксплуатирующими организациями должны быть разработаны способы правильной строповки и зацепки грузов, которым должны быть обучены стропальщики. Графическое изображение способов строповки и зацепки грузов должно быть выдано на руки стропальщикам и крановщикам или вывешено в местах производства работ. 2.7. Владельцем грузоподъемных машин или специализированной организацией должны быть разработаны способы обвязки деталей и узлов машин, перемещаемых грузоподъемными машинами во время их монтажа, демонтажа и ремонта, с указанием применяемых при этом грузозахватных приспособлений, а также способов безопасной строповки грузов, когда такая операция производится с применением грузоподъемной машины. 2.8. Грузоподъемные машины, съемные грузозахватные приспособления, не прошедшие осмотра и технического освидетельствования, к работе не допускаются. Неисправные грузозахватные приспособления, а также приспособления, не имеющие бирок (клейм), не должны находиться в местах производства работ. 2.9. Погрузочно-разгрузочные работы и складирование грузов на базах, складах, площадках должны выполняться по технологическим картам, в которых указаны перечень применяемых грузозахватных приспособлений и графические изображения (схемы) строповки грузов. 2.10. Строповка грузов должна производиться в соответствии со схемами строповки. Для строповки предназначенного к подъему груза должны применяться стропы, соответствующие массе и характеру поднимаемого груза, с учетом числа ветвей и угла их наклона; стропы общего назначения следует подбирать так, чтобы угол между ветвями не превышал 90°. 2.11. Соединения крюка грузоподъемной машины с подвесками, петлями и коушами стропов должны быть надежными. Подвеска стропа должна фиксироваться защелкой крюка. Монтажная петля должна закрепляться защелкой в звене крюка стропа. 2.12. В целях предупреждения падения грузов во время подъема и перемещения их кранами следует соблюдать следующие правила строповки: при обвязке груза стропы должны накладываться без узлов и перекруток; под острые углы металлических грузов (швеллер, уголок, двутавр) необходимо подкладывать подкладки. При этом нужно учитывать расположение центра тяжести груза. Подводить строп под груз следует так, чтобы исключить возможность его выскальзывания во время подъема груза. Обвязывать груз следует таким образом, чтобы во время его перемещения исключалось падение его отдельных частей и обеспечивалось устойчивое положение груза при перемещении. Для этого строповка длинномерных грузов (столбы, трубы) должна производиться не менее чем в двух местах; не использованные для зацепки концы многоветвевого стропа должны быть укреплены так, чтобы при перемещении груза краном исключалась возможность задевания за встречающиеся на пути предметы. 3. ПОРЯДОК ОСМОТРА И БРАКОВКИ ТЕКСТИЛЬНЫХ
|
к
Типовой инструкции по безопасной |
Форма паспорта стропа |
|||
Разрешение (лицензия) на № __________________________ от « ___ » __________ 200 _____ г. Наименование и адрес органа, выдавшего разрешение на изготовление стропа |
|||
(наименование стропа) |
|||
ПАСПОРТ |
|||
Грузоподъемность стропа, т __________________________________________________ |
|||
Номер нормативного документа (ТУ) __________________________________________ |
|||
Место товарного знака
(эмблемы) |
|||
Предприятие-изготовитель и его адрес _________________________________________ |
|||
Место для чертежа
стропа |
|||
Масса стропа, т _____________________________________________________________ |
|||
Порядковый номер стропа по системе предприятия-изготовителя ___________________ |
|||
Год и месяц выпуска стропа __________________________________________________ |
|||
Дата испытаний стропа ______________________________________________________ |
|||
Результаты испытаний _______________________________________________________ |
|||
Гарантийный срок __________________________________________________________ |
|||
Условия, при которых может эксплуатироваться строп: наименьшая температура окружающего воздуха, °С ____________________________ наибольшая температура окружающего воздуха, °С ____________________________ |
|||
Подпись
руководителя предприятия- |
|||
Место
|
|||
(дата) |
|||
Примечания: 1. Паспорт должен постоянно храниться у владельца стропа. 2. При поставке партии однотипных стропов допускается изготовлять один паспорт на всю партию. При этом в нем должны быть указаны все порядковые номера стропов, входящих в данную партию. |
|||
Гарантии: предприятие-изготовитель гарантирует соответствие стропа техническим характеристикам, приведенным в паспорте (при соблюдении потребителем условий хранения и инструкции по эксплуатации) в течение 3 месяцев со дня ввода в эксплуатацию при односменном режиме работы в пределах гарантийного срока хранения (12 месяцев со дня выпуска стропа). |
|||
к
Типовой инструкции по безопасной |
Форма журнала учета и осмотра текстильных ленточных стропов
Наименование |
Порядковый номер |
Дата |
Техническое состояние, содержание замечаний |
Должность ответственного специалиста |
Подпись ответственного специалиста |
СОДЕРЖАНИЕ