МИНДОРСТРОЙ УССР УКРЕПЛЕНИЕ ОТКОСОВ НАСЫПЕЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ Разработаны трестом Оргдорстрой КИЕВ «БУДИВЭЛЬНЫК» 1990 Разработали: И.М. Кравченко, Е.Н. Суходуб Редакция литературы по жилищно-коммунальному хозяйству Зав. редакцией М.С. Литвин Редактор Н.И. Курбанова Приведены рациональные решения по организации и технологии производства работ, способствующие повышению производительности труда, улучшению качества и снижению стоимости строительства, реконструкции и капитального ремонта автомобильных дорог. Для специалистов и рабочих дорожно-строительных организаций. Технологические карты на укрепление откосов земляного полотна разработаны в целях обеспечения дорожного строительства рациональными решениями по технологии и организации дорожно-строительного производства, способствующими повышению производительности труда, улучшению качества и снижению себестоимости строительно-монтажных работ. В комплект включены технологические карты на укрепление откосов насыпей и выемок травами, дерном, синтетическими материалами, грунтами, обработанными вяжущими (ТК-08-01-89 ... ТК-08-07-89), а также на укрепление откосов каменными материалами и бетонными плитами (ТК-08-08-89 ... ТК-08-15-89). При составлении технологических карт были использованы материалы республиканского патентного фонда УкрНИИНТИ, производственный опыт работы передовых дорожно-строительных организаций Миндорстроя УССР. Технологические карты предназначены для практического применения при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте автомобильных дорог, при разработке проектно-технологической документации, а также для обучения рабочих и инженерно-технических работников дорожно-строительных организаций передовой технологии и организации работ. Организационно-технические и технологические решения, которые легли в основу при разработке карт, соответствуют требованиям действующих строительных норм и правил (СНиП), единых норм и расценок на строительные и монтажные работы (ЕНиР) и обеспечивают достижение высоких технико-экономических и качественных показателей. Во всех случаях применения технологических карт необходима привязка их к местным условиям.
ТК-08-05-89 УКРЕПЛЕНИЕ ОТКОСОВ СИНТЕТИЧЕСКИМИ ТЕКСТИЛЬНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ
1. Область применения1.1. Технологическая карта разработана на укрепление откосов земляного полотна высотой до 3 м крутизной 1 : 1,5 синтетическими текстильными материалами. 1.2. Синтетические текстильные материалы (СТМ) применяются при укреплении откосов мокрых выемок, подтапливаемых насыпей, а также при необходимости упрочнения откосных частей земляного полотна. 1.3. Для укрепления откосов земляного полотна используются как сплошные СТМ, так и мелкоячеистые, требующие заполнения ячеек (посевом трав). 1.4. В зависимости от вида, назначения или условий работы конструкции укрепления прослойка из СТМ выполняет роль: покрытия (сплошного или мелкоячеистого), защищающего откос от водной или ветровой эрозии; армирующего элемента, повышающего устойчивость откосов; обратного фильтра; фильтра, предотвращающего вынос частиц грунтовыми водами. 1.5. В состав работ входят: укладка СТМ на поверхность откоса; приготовление торфо-песчаной смеси; нанесение торфо-песчаной смеси на откос. 2. Организация и технология производства работ2.1. До начала работ по укреплению откосов необходимо проверить готовность земляного полотна и его соответствие требованиям СНиП 3.06.03-85 «Автомобильные дороги» и СНиП 3.02.01-87 «Земляные сооружения, основания и фундаменты». 2.2. Работы по укреплению откосов земляного полотна синтетическими текстильными материалами ведет механизированная бригада поточным методом на двух захватках (рисунок). Длина захватки определяется в зависимости от ширины откоса. Схема организации и производства работ. Операции, выполняемые на захватках: 1-я захватка - доставка автомобилем I и выгрузка СТМ на обочину; раскатка СТМ по откосу; закрепление полотнищ СТМ металлическими скобами; 2-я захватка - доставка песка автосамосвалом II и выгрузка его на обочину; разравнивание песка на обочине автогрейдером III; доставка торфа автосамосвалом IV и выгрузка его на спланированный песок; разравнивание торфа на обочине по слою песка автогрейдером III; перемешивание торфа с песком автогрейдером III на обочине; надвижка торфо-песчаной смеси на откос автогрейдером; разравнивание торфо-песчаной смеси на откосе автогрейдером III, оборудованным откосником. 1 - 4 - последовательность проходов автогрейдера. Стрелкой указано направление потока. 2.3. Численность механизированной бригады 6 чел.: Машинист автокрана 5 разр................... 1 » автогрейдера 6 разр.............. 1 Дорожный рабочий 2 разр...................... 2 » » 3 разр....................... 2 2.4. На первой захватке выполняются следующие технологические операции: выгрузка СТМ на обочину; раскатка рулона по поверхности откоса; закрепление верхнего и нижнего краев полотнища. К месту укладки СТМ доставляют в рулонах на бортовых автомобилях ЗИЛ-130. Масса рулона 50 ... 150 кг, длина полотна 70 ... 500, ширина 1,5 ... 5 м. Рулоны необходимо предохранять от намокания, чтобы не затруднялась их раскатка. СТМ выгружают на обочину автокраном грузоподъемностью 3 т. В погрузке и выгрузке СТМ принимают участие дорожные рабочие. Раскатывают рулон поперек откоса сверху вниз, затем снизу вверх. Возле подошвы откоса полотно отрезают от рулона с учетом запаса на закрепление и раскатывают рулон в обратном направлении. Верхний край полотна выводят на обочину и закрепляют скобами. Раскатывают СТМ трое дорожных рабочих: двое раскатывают рулоны по поверхности откоса, третий проверяет правильность раскатки СТМ, отрезает полотно от рулона и закрепляет его края скобами.
Смежные полотнища СТМ сшивают с помощью портативных швейных машинок. Ширина нахлестки материала 10 см. Шов должен проходить не ближе чем в 3 см от края полотна. Производительность - до 250 м стыка в час. Для соединения полотнищ может быть применена сварка паяльной лампой. Ширина нахлестки 20 см. Производительность сварки - 50 м шва в час. Для закрепления краев полотнищ на обочине и у подошвы насыпи используют проволочные скобы из проволоки диаметром 3 ... 4 мм. Длина скоб 150, загнутых концов - 60 ... 80 мм. 2.5. На второй захватке выполняют следующие технологические операции: приготовление торфо-песчаной смеси; перемещение торфо-песчаной смеси на откос; разравнивание торфо-песчаной смеси на откосе; засыпка СТМ на обочине песком. Торфо-песчаную смесь готовят на обочине, смешивая ее составляющие (торф и песок) автогрейдером ДЗ-31-1. Соотношение торфа и песка в смеси определяется для каждого конкретного случая в зависимости от местных условий. Песок и торф доставляются на место производства работ автомобилями-самосвалами в объеме, достаточном для получения на откосе защитного слоя толщиной 8 см. Разравнивание песка, а затем торфа производится автогрейдером за три прохода. Нож автогрейдера устанавливают под углом 80 ... 90°. Перемешивают песок с торфом автогрейдером ДЗ-31-1 за 15 проходов, распределяя смесь по ширине обочины, а затем собирая материал в валик. Приготовленную торфо-песчаную смесь перемещают на откос автогрейдером за четыре прохода. Движение автогрейдера осуществляется по челночной схеме. Нож автогрейдера должен быть установлен под углом захвата 45 ... 50°. Разравнивают торфо-песчаную смесь на откосе автогрейдером ДЗ-31-1, оборудованным удлинителем. Работы следует начинать с верхней части откоса. Ее планируют за два прохода автогрейдера, который движется вдоль бровки земляного полотна. Нож с удлинителем устанавливается по проектной крутизне откоса. Затем планируется нижняя часть откоса при движении автогрейдера вдоль подошвы земляного полотна. Песок для присыпки СТМ на обочине транспортируют к месту производства работ автомобилями-самосвалами в объеме, достаточном для устройства слоя толщиной 3 см, и выгружают в кучи непосредственно на уложенный синтетический текстильный материал. Затем автогрейдером ДЗ-31-1 разравнивают песок на обочине за два прохода. Разравнивание песка производится по челночной схеме. 2.6. Калькуляция трудовых затрат на укрепление 1000 м2 откоса синтетическими текстильными материалами приведена в табл. 1. 2.7. При операционном контроле качества работ по укреплению откосов СТМ следует проверять: качество планировки откоса; качество СТМ; ровность укладки полотнищ; перекрытие полотнищ; качество устройства швов; закрепление полотнищ СТМ; соотношение песка и торфа; степень перемешивания смеси; толщину слоя и равномерность распределения смеси. 2.8. Качество выполнения работ контролируют согласно табл. 2.
Примечание. Контроль каждой операции осуществляет мастер в процессе производства работ. 3. Технико-экономические показатели(на 1000 м2 откоса) Затраты труда........................................... 4,12 чел.-дня Потребность в машинах.......................... 0,3 маш.-смены Выработка на одного рабочего.............. 160,00 м2 Прямая заработная плата бригады......... 23 р. 24 к. 4. Материально-технические ресурсы4.1. Потребность в основных материалах определена из расчета на 1000 м2 укрепляемого откоса: Рулоны СТМ (1,5´70 м).................... 9,5 шт. Песок (для засыпки обочин)............ 16 м3 Торфо-песчаная смесь....................... 88 м3 Проволочные скобы*........................ 1020 шт. * Из расчета 10 скоб на одно полотнище. Процентное содержание торфа в торфо-песчаной смеси для каждого конкретного случая определяется расчетом. 4.2. Работы выполняют автогрейдером ДЗ-31-1. 5. Техника безопасности5.1. При производстве работ по укреплению откосов земляного полотна синтетическими текстильными материалами необходимо соблюдать требования по охране труда, приведенные в соответствующих разделах «Правил техники безопасности при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог» и СНиП III-4-80 «Техника безопасности в строительстве». 5.2. Машинисты, рабочие и другие работники при выполнении дорожно-строительных работ должны быть обеспечены средствами защиты и специальной одеждой в соответствии с действующими правилами по охране труда и технике безопасности. 5.3. Разработка дополнительных мероприятий по обеспечению безопасности труда не требуется. СОДЕРЖАНИЕ
|