ПР 50.2.024-2001 ПРАВИЛА ПО МЕТРОЛОГИИ
Государственная система Порядок осуществления
государственного
ГОССТАНДАРТ РОССИИ Москва
Предисловие 1 РАЗРАБОТАНЫ Департаментом разработки и испытаний ядерных боеприпасов Минатома России, Управлением метрологии Госстандарта России, Российским Федеральным ядерным центром - ВНИИ экспериментальной физики, Государственным научным метрологическим центром ВНИИ физико-технических и радиотехнических измерений ВНЕСЕНЫ Российским Федеральным ядерным центром - ВНИИ экспериментальной физики, Государственным научным метрологическим центром ВНИИ физико-технических и радиотехнических измерений 2 ПРИНЯТЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 14 февраля 2001 г. № 67-СТ 3 В настоящих правилах реализованы нормы Закона Российской Федерации «Об обеспечении единства измерений», Постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.94 № 100 «Об организации работ по стандартизации, обеспечению единства измерений, сертификации продукции и услуг» и совместного Приказа Госстандарта России и Минатома России от 16/17.04.98 № 267/162 «О введении в действие «Положения об обеспечении единства и точности измерений в ядерно-оружейном комплексе Министерства Российской Федерации по атомной энергии» 4 ВВЕДЕНЫ ВПЕРВЫЕ
СОДЕРЖАНИЕ
ПРАВИЛА ПО МЕТРОЛОГИИ
Дата введения 2001-03-01 1 Область примененияНастоящие правила устанавливают порядок подготовки, проведения и оформления результатов государственного метрологического надзора за выпуском, состоянием и применением средств измерений, методиками выполнения измерений, эталонами единиц величин и соблюдением метрологических норм и правил на предприятиях и в организациях ядерно-оружейного комплекса Минатома России. 2 Определения и сокращенияВ настоящих правилах применяют следующие термины с соответствующими определениями и сокращения: - метрологический надзор (МН) - деятельность, осуществляемая в целях проверки соблюдения установленных метрологических правил и норм; - метрологическая служба (МС) - совокупность субъектов деятельности и видов работ, направленных на обеспечение единства измерений [1]; - средство измерений (СИ) - техническое устройство, предназначенное для измерений [1]; - средство измерений специального назначения (СИ СН) - средство измерений, разработанное в установленном порядке по заказу предприятий ядерно-оружейного комплекса Минатома России или заказчика и применяемое в ядерно-оружейном комплексе и (или) в организациях заказчика в сфере распространения Государственного надзора и контроля в соответствии с законом [1]; - поверка СИ - совокупность операций, выполняемых органами Государственной метрологической службы (другими уполномоченными на то органами, организациями) с целью определения и подтверждения соответствия средства измерений установленным техническим требованиям; - ЯОК Минатома России - ядерно-оружейный комплекс Министерства Российской Федерации по атомной энергии; - ГОМС - головная организация метрологической службы; - РФЯЦ-ВНИИЭФ - Российский Федеральный ядерный центр - Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики, головная организация метрологической службы ядерно-оружейного комплекса Минатома России; - ГНМЦ ВНИИФТРИ - Государственный научный метрологический центр Всероссийский научно-исследовательский институт физико-технических и радиотехнических измерений, головная организация Госстандарта России по метрологическому обеспечению обороны; - ГНМЦ - Государственный научный метрологический центр; - ГМС - Государственная метрологическая служба; - МЭ - метрологическая экспертиза. 3 Общие положения3.1 Государственный МН осуществляют в виде проверок выпуска, состояния и применения СИ, эталонов, применяемых методик выполнения измерений и соблюдения иных метрологических норм и правил. Проверки проводят на предприятиях, деятельность которых относится к сферам распространения государственного МН и контроля в соответствии со статьей 13 закона [1]. 3.2 Основными задачами проверок являются: - определение соответствия выпускаемых СИ (в том числе СИ СН) утвержденному типу; - определение состояния и применения СИ, в том числе эталонов, применяемых для поверки и калибровки СИ; - определение необходимости, наличия и правильности применения методик выполнения измерений; - контроль за соблюдением метрологических норм и правил в соответствии с законом [1] и действующими государственными нормативными документами, а также отраслевыми нормативными документами по обеспечению единства измерений. 3.3 Государственный МН на предприятиях ЯОК Минатома России проводят межведомственные комиссии по графикам, утвержденным руководством Минатома России и Госстандарта России. ГОМС ЯОК Минатома России (РФЯЦ-ВНИИЭФ) готовит предложения по составу комиссии из представителей Минатома России (Департамента разработки и испытаний ядерных боеприпасов, головной и (или) базовых организаций МС) и Госстандарта России (Управления метрологии, ГНМЦ ВНИИФТРИ, ГНМЦ по специализации - при необходимости, территориальных органов ГМС) по согласованию с участвующими в комиссии организациями за два месяца до начала работы комиссии. Допуск членов комиссии должен быть оформлен в соответствии с разрешительной системой Минатома России. Персональный состав комиссии и сроки проведения проверки устанавливают распоряжением Департамента Минатома России (по принадлежности проверяемого предприятия) по согласованию с Управлением метрологии Госстандарта России. 3.4 В соответствии со статьей 20 закона [1], при соблюдении требований законов [2], [3] и разрешительной системы Минатома России, а также требований действующих на данном предприятии правил внутреннего распорядка и требований безопасности, члены межведомственной комиссии имеют право: - посещать объекты, на которых эксплуатируют, производят, ремонтируют, продают, содержат или хранят СИ (в том числе СИ СН), применяемые в сферах распространения государственного метрологического надзора и контроля, независимо от подчиненности и форм собственности этих объектов; - проверять состояние СИ и условия их применения, а также соответствие утвержденному типу; - проверять наличие и правильность применения методик выполнения измерений, состояние эталонов, а также соблюдение других метрологических правил и норм; - использовать технические средства и привлекать персонал предприятия, на котором осуществляют проверку, для проведения проверки и оформления ее результатов. 3.5 Проверки должны быть комплексными и охватывать все области деятельности предприятия, относящиеся к сферам распространения государственного метрологического контроля и надзора, и совмещаться, по возможности, с инспекционным контролем за аккредитованными видами деятельности МС. В отдельных случаях проверки могут быть целевыми, направленными на проверку соблюдения метрологических норм и правил в одной или нескольких областях деятельности предприятия. Целевые проверки могут проводить совместно с другими контрольно-надзорными органами. 3.6 По срокам проведения проверки могут быть плановыми (периодическими), внеплановыми (внеочередными) и повторными. Плановые проверки проводят не реже одного раза за 18 месяцев в соответствии с графиком, утверждаемым руководством Госстандарта России и Минатома России. Внеплановые проверки проводят по инициативе представителя заказчика, Госстандарта России, Минатома России в целях решения конкретных задач, связанных с выявлением и устранением отрицательных последствий недостоверных результатов измерений. Повторные проверки проводят в целях контроля выполнения предписаний, полученных предприятием по результатам предыдущей проверки. Необходимость проведения повторной проверки должна быть определена планом организационно-технических мероприятий, составленным по результатам первичной проверки. 3.7 МС предприятия ежегодно представляют отчет о своей деятельности в областях аккредитации в адрес ГОМС ЯОК Минатома России по установленной форме. ГОМС ЯОК Минатома России обобщает представленные сведения, направляет сводный отчет о деятельности МС предприятий ЯОК в адреса Управления метрологии Госстандарта России и Минатома России и готовит сообщение об итогах работы МС ЯОК Минатома России на Научно-технической комиссии по метрологии и измерительной технике Госстандарта России, и Межведомственном координационном научно-техническом совете по метрологическому обеспечению ЯОК Минатома России. 4 Порядок подготовки к проведению проверок4.1 При проверке предприятий ГОМС ЯОК Минатома России не позднее чем за 15 дней до начала проверки информирует проверяемое предприятие о календарных сроках ее проведения, а также приглашает других членов межведомственной комиссии и проводит подготовительные работы, включающие: - составление технического задания на проведение проверки в соответствии с приложением А; - предварительное ознакомление с документацией по метрологическому обеспечению деятельности предприятия (в том числе материалами предыдущих проверок, проведенных на данном предприятии межведомственной комиссией, и другими контрольно-надзорными органами). В случае отсутствия в ГОМС ЯОК Минатома России необходимых материалов они могут быть запрошены у контролируемого предприятия предварительно или в период проведения проверки; - выявление основных претензий заказчика и других потребителей к эксплуатационным и потребительским свойствам изделий и продукции, выпускаемой данным предприятием, к качеству ее изготовления и к несоответствию требованиям нормативной документации; - ознакомление участников проверки с ходом и результатами подготовки к проверке. 4.2 Допуски членов межведомственной комиссии при осуществлении государственного МН на предприятиях ЯОК Минатома России должны быть оформлены в соответствии с требованиями законов [2], [3] и разрешительной системой Минатома России. 5 Порядок проведения проверок5.1 Председатель межведомственной комиссии по осуществлению государственного МН по прибытии на предприятие ЯОК Минатома России: - предъявляет руководителю предприятия техническое задание на проведение проверки; - знакомит руководителя предприятия с целями и задачами проверки; - определяет перечень основных объектов и вопросов, подлежащих проверке в соответствии с основными задачами; - привлекает по согласованию с соответствующими руководителями персонал предприятия к подготовке материалов и выполнению работ (измерений, испытаний, анализов и т.п.), необходимых для проведения проверки; - распределяет работу между членами межведомственной комиссии. 5.2 Руководство проверяемого предприятия ЯОК Минатома России обязано обеспечить необходимые условия для работы комиссии. 5.3 При проведении государственного МН комиссия проверяет: - наличие и полноту перечня СИ, подлежащих государственному МН и контролю; - правильность хранения и применения эталонов, используемых для поверки СИ, в соответствии с нормативной документацией, а также оборудования (СИ, стандартных образцов, средств контроля, испытательного оборудования), применяемого при аттестации методик выполнения измерений; - наличие документов, подтверждающих право поверки СИ, проведения аттестации методик выполнения измерений и осуществления МЭ документации силами метрологической службы данного предприятия или договоров на проведение данных видов работ с организациями, обладающими данным правом; - наличие и правильность применения методик выполнения измерений; - наличие сертификатов об утверждении типа СИ, выпускаемых на предприятии, и соответствие данных СИ утвержденному типу; -наличие лицензий на изготовление, ремонт, продажу и прокат СИ предприятием, занимающимся указанными видами деятельности, и соблюдение предприятием условий осуществления лицензируемой деятельности; - наличие и правильность использования в практике МЭ документации и аттестации методик выполнения измерений, актуализированных основополагающих государственных и отраслевых нормативных документов по метрологии; - полноту и правильность выполнения метрологических норм и правил; - наличие документов, подтверждающих аттестацию в качестве поверителей лиц, осуществляющих поверку СИ; - наличие достаточного по количеству и квалификации персонала, имеющего необходимую профессиональную подготовку, опыт работы в области метрологического обеспечения деятельности предприятия и аттестованного в установленном порядке; - наличие и достаточность помещений для проведения метрологических работ (поверки СИ, аттестации методик выполнения измерений и т.п.), удовлетворяющих предъявляемым к ним требованиям. 5.4 При выявлении нарушений в ходе проведения государственного МН межведомственная комиссии имеет право вносить предложения должностным лицам Госстандарта России, Минатома России или органов ГМС: - о запрещении применения и выпуска СИ неутвержденных типов или несоответствующих утвержденному типу, а также неповеренных; - о гашении поверительных клейм или об аннулировании свидетельств о поверке в случаях, когда СИ дает неправильные показания или просрочен межповерочный интервал; - о необходимости изымать СИ из эксплуатации; - об аннулировании лицензий на право изготовления, ремонта, продажи и проката СИ в случаях нарушения требований к этим видам деятельности; - об аннулировании аттестатов на методики выполнения измерений в случаях, когда методика не обеспечивает приписанные ей метрологические характеристики; - об аннулировании результатов МЭ документации и других видов метрологической деятельности в случаях, когда результаты данных работ не соответствуют требованиям государственных и отраслевых нормативных документов по метрологии; - о наложении взысканий по выявленным нарушениям метрологической деятельности. 5.5 Руководители предприятий ЯОК Минатома России и другие должностные лица, виновные в нарушениях закона [1], а также нормативных документов по метрологии, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством. 6 Порядок оформления результатов проверки6.1 Результаты каждой проверки оформляют актом (приложение Б). В акте должно быть отражено состояние дел по всем вопросам, входящим в содержание проверки. Ответственность за полноту, достоверность и объективность изложенных в акте материалов несут председатель и члены комиссии. 6.2 В зависимости от целей проверки акт может содержать все или некоторые разделы, а также включать разделы, не предусмотренные настоящими правилами. При необходимости к акту могут прилагаться дополнительные протоколы и справки. При положительных результатах проверки в соответствующих разделах акта делают записи об отсутствии нарушений. 6.3 Акт подписывают председатель и члены комиссии, после чего в него запрещено вносить дополнения и изменения. Содержание акта доводят до сведения руководителя проверяемого предприятия, который его подписывает. Участники проверки, а также руководитель проверяемого предприятия, не согласные с результатами проверки, вправе изложить в письменной форме свое особое мнение, которое прилагают к акту. Акт подлежит утверждению руководством Департамента Минатома России (по принадлежности проверяемого предприятия) и Госстандарта России. 6.4 Акт проверки оформляют в трех экземплярах. Председатель комиссии направляет подлинники актов в адрес главного метролога ЯОК Минатома России. ГОМС ЯОК Минатома России рассылает по одному экземпляру подлинника оформленного акта в адреса: - Управления метрологии Госстандарта России; - проверяемого предприятия. Копии оформленного акта ГОМС ЯОК Минатома России направляет в адреса: - Департамента разработки ядерных боеприпасов Минатома России; - ГНМЦ ВНИИФТРИ; - ГНМЦ по специализации (при проверке деятельности МС предприятия, аккредитованной на право аттестации методик выполнения измерений и метрологической экспертизы документов, и испытаний СИ для целей утверждения типа); - территориальному органу ГМС по принадлежности проверяемого предприятия (при проверке деятельности метрологической службы предприятия, аккредитованной на право поверки СИ); 6.5 Руководитель проверяемого предприятия на основе акта проверки принимает меры, направленные на устранение выявленных нарушений. Контроль за выполнением предписаний, изложенных в акте, возлагают на ГОМС ЯОК Минатома России и ГНМЦ ВНИИФТРИ. 7 Ответственность межведомственных комиссий, осуществляющих государственный МН7.1 В соответствии с законом [1] председатель и члены межведомственной комиссии при осуществлении государственного МН обязаны соблюдать законодательство Российской Федерации, положения государственных и отраслевых нормативных документов по обеспечению единства измерений, а также требования действующих на проверяемом предприятии правил внутреннего распорядка. За невыполнение или ненадлежащее выполнение должностных обязанностей, превышение полномочий, нарушение режима секретности, разглашение государственной или коммерческой тайны и иные нарушения председатель и члены межведомственной комиссии могут быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Действия и решения руководителя и участников проверки могут быть обжалованы в 20-дневный срок в организации, которой они непосредственно подчинены. Жалобы рассматривают и решения по ним принимают в течении одного месяца со дня получения жалобы.
4 Выводы (замечания по результатам проверки) 5 Перечень приложений к акту: 1) ______________________________________________________________________ 2) _________________________________________________________________ и т.д. Акт составлен на _____ л. В _____ экз. и направлен (вручен): 1) ______________________________________________________________________ 2) _________________________________________________________________ и т.д. Председатель межведомственной комиссии _____________ __________________ личная подпись расшифровка подписи Члены комиссии _____________ __________________ личная подпись расшифровка подписи С актом ознакомлен и один экземпляр получил Руководитель предприятия _____________ __________________ личная подпись расшифровка подписи Главный метролог предприятия _____________ __________________ личная подпись расшифровка подписи Приложение В
|