На главную | База 1 | База 2 | База 3

ПР 50.1.011-97

ПРАВИЛА ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ

 

ФОРМИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ
РАЗДЕЛОВ (МЕРОПРИЯТИЙ)
НОРМАТИВНОГО И МЕТРОЛОГИЧЕСКОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ И ИНЫХ
ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ

 

 

ГОССТАНДАРТ РОССИИ

Москва

 

Предисловие

1 РАЗРАБОТАНЫ Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации (ВНИИстандарт) и Всероссийским научно-исследовательским институтом метрологической службы (ВНИИМС) Госстандарта России

ВНЕСЕНЫ Научно-техническим управлением и Управлением метрологии Госстандарта России

2 ПРИНЯТЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 28 апреля 1997 г. № 156

3 ВВЕДЕНЫ ВПЕРВЫЕ

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ПРАВИЛА ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ

ФОРМИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ РАЗДЕЛОВ (МЕРОПРИЯТИЙ) НОРМАТИВНОГО И МЕТРОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ И ИНЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ

Дата введения 1997-08-01

1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1 Настоящие правила устанавливают содержание и порядок формирования Государственными заказчиками разделов (мероприятий) нормативного обеспечения качества продукции (работ, услуг), а также метрологического обеспечения, включая систему программных мероприятий по стандартизации и метрологии, необходимых для разработки, производства, эксплуатации и утилизации продукции, строительства объектов, организации технологических процессов и других работ, предусмотренных федеральными целевыми программами и межгосударственными целевыми программами, в осуществлении которых участвует Российская Федерация (далее - целевые программы). Указанные разделы целевых программ разрабатываются в целях реализации законов Российской Федерации «О поставках продукции для федеральных государственных нужд», «О стандартизации», «Об обеспечении единства измерений» и в соответствии с Порядком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. № 594 «О реализации Федерального Закона «О поставках продукции для федеральных государственных нужд», а также постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 1996 г. № 1101 «О внесении изменений в порядок разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация».

1.2 Порядок проведения экспертизы и оценки разделов (мероприятий) нормативного и метрологического обеспечения целевых программ установлен в правилах по стандартизации [1].

1.3 Настоящие Правила по стандартизации могут быть использованы также при формировании и реализации разделов (мероприятий) нормативного и метрологического обеспечения иных целевых программ и проектов (в том числе региональных): научных и научно-технических, социально-экономических, инновационных, природоохранных и других.

1.4 Формирование разделов (мероприятий) нормативного и метрологического обеспечения федеральных и иных государственных программ создания и развития производства оборонной продукции осуществляется в соответствии с Порядком разработки и реализации упомянутых программ.

2 СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ НОРМАТИВНОГО И МЕТРОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ

2.1 Целью формирования разделов (мероприятий) нормативного и метрологического обеспечения целевых программ является своевременное создание и реализация системно увязанного с программными мероприятиями комплекса стандартов и эталонов Российской Федерации, межгосударственных и международных стандартов, норм и правил, а также методов и средств измерений, поверки, калибровки, устанавливающих и обеспечивающих единство, требуемую точность и достоверность измерений при контроле безопасности и показателей качества продукции, строительстве объектов, параметров технологических процессов и других работ, предусмотренных программами, защиту прав и законных интересов граждан Российской Федерации от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений.

2.2 В разделы (мероприятия) нормативного и метрологического обеспечения целевых программ включают задания по стандартизации и метрологии, необходимые для разработки, производства, эксплуатации, ремонта, утилизации продукции, строительства объектов, организации процессов и других работ, предусмотренных программами, в том числе:

- разработка новых нормативных документов, обновление (пересмотр, внесение изменений) действующих нормативных документов по стандартизации и обеспечению единства измерений;

- разработка норм, правил, требований, а также методик измерений, контроля, испытаний, диагностики;

- проведение научно-исследовательских работ по разработке необходимых стандартов;

- проведение фундаментальных и прикладных научных исследований с целью создания и (или) совершенствования эталонов единиц физических величин, методов и средств поверки и калибровки средств измерений, а также методик измерений, разработки соответствующего программного обеспечения;

- создание, расширение и (или) техническое перевооружение поверочных, калибровочных лабораторий и других метрологических комплексов;

- нормативное и метрологическое обеспечение работ по сертификации продукции и систем качества.

2.3 Цели заданий разделов (мероприятий) нормативного и метрологического обеспечения должны соответствовать конечным целям программы.

Мероприятия по нормативному и метрологическому обеспечению целевых программ должны быть увязаны с действующим в Российской Федерации фондом государственных стандартов, комплексом национальных эталонов Российской Федерации, системой каталогизации и системой сертификации.

3 ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ РАЗДЕЛОВ НОРМАТИВНОГО И МЕТРОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ

3.1 Подготовку предложений по формированию разделов нормативного и метрологического обеспечения целевых программ осуществляют Государственные заказчики совместно с разработчиками программных мероприятий с привлечением ведущих специалистов метрологических служб подведомственных предприятий и организаций и в необходимых случаях других организаций, в том числе организаций Госстандарта России (государственных научных метрологических центров, ВНИИстандарта, ВНИИМС).

3.2 Формирование разделов нормативного и метрологического обеспечения осуществляют, как правило, в следующем порядке:

- исходя из общих целей программы определяют развернутую формулировку, состав и структуру проблем, для реализации которых формируются задания по нормативному и метрологическому обеспечению;

- анализируют действующие отечественные и зарубежные нормативные документы и состояние метрологического обеспечения применительно ко всем намечаемым к разработке элементам и объектам программы;

- определяют объекты или группы объектов программы, для которых необходима разработка новых нормативных документов и средств метрологического обеспечения (для этой процедуры предпочтительно использование системного моделирования);

- на основе результатов анализа и предполагаемых ресурсов определяют оптимальный состав работ, подлежащих включению в программу (перечень необходимых нормативных документов, эталонов и других средств метрологического обеспечения, перечень необходимых НИОКР, в том числе для обеспечения работ по сертификации продукции и систем качества);

- определяют приоритеты и очередность работ по нормативному и метрологическому обеспечению, сроки их проведения и состав исполнителей;

- оформляют проекты разделов нормативного и метрологического обеспечения и соответствующее технико-экономическое обоснование.

3.3 При проведении анализа действующих нормативных документов и состояния метрологического обеспечения применительно ко всем намечаемым к разработке объектам программы устанавливают:

- наличие действующих, разрабатываемых и намечаемых к разработке нормативных документов;

- соответствие действующих нормативных документов требованиям действующего законодательства Российской Федерации, стандартам общетехнических систем;

- обеспеченность предусматриваемых в программе заданий средствами метрологического обеспечения.

3.4 Сроки завершения отдельных заданий в разделах нормативного и метрологического обеспечения, в том числе сроки введения в действие нормативных документов, утверждения новых эталонов единиц физических величин, новых типов средств измерений, их постановки на производство и сроки других работ устанавливают в увязке со сроками заданий и мероприятий программы.

3.5 Важнейшие задания и мероприятия по нормативному и метрологическому обеспечению целевых программ должны быть увязаны с другими федеральными и межгосударственными целевыми программами, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, в том числе с Федеральной целевой инновационной программой «Сертификация и метрология» и Государственной научно-технической программой «Фундаментальная метрология».

3.6 Приоритетность и очередность выполнения работ по нормативному и метрологическому обеспечению определяются исходя из их важности в достижении конечных целей программы и ограничений по выделенным ресурсам.

3.7 Финансирование разработки и реализации мероприятий по нормативному и метрологическому обеспечению осуществляется из средств, предусмотренных на подготовку и реализацию целевых программ.

3.8 Реализация мероприятий по нормативному и метрологическому обеспечению целевых программ осуществляется в соответствии с требованиями по стандартизации и метрологии в действующем законодательстве Российской Федерации и с положениями законов Российской Федерации «О защите прав потребителя», «О стандартизации», «Об обеспечении единства измерений», «О сертификации продукции и услуг», а также в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил Государственной системы стандартизации в Российской Федерации, Государственной системы обеспечения единства измерений, Государственной системы каталогизации и «Правил по сертификации в Российской Федерации».

При необходимости разрабатывают нормативный документ, регламентирующий реализацию мероприятий по нормативному и метрологическому обеспечению целевых программ.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

(информационное)

БИБЛИОГРАФИЯ

[1] ПР 50.1.012-97 Правила по стандартизации. Экспертиза и оценка мероприятий по нормативному и метрологическому обеспечению федеральных и иных целевых программ

 

Ключевые слова: федеральные программы, целевые программы, нормативное обеспечение, метрологическое обеспечение, формирование разделов целевых программ