ПР 50.1.011-97 ПРАВИЛА ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ
ФОРМИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ
ГОССТАНДАРТ РОССИИ Москва
Предисловие 1 РАЗРАБОТАНЫ Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации (ВНИИстандарт) и Всероссийским научно-исследовательским институтом метрологической службы (ВНИИМС) Госстандарта России ВНЕСЕНЫ Научно-техническим управлением и Управлением метрологии Госстандарта России 2 ПРИНЯТЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 28 апреля 1997 г. № 156 3 ВВЕДЕНЫ ВПЕРВЫЕ
СОДЕРЖАНИЕ
ПРАВИЛА ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ ФОРМИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ РАЗДЕЛОВ (МЕРОПРИЯТИЙ) НОРМАТИВНОГО И МЕТРОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ И ИНЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ Дата введения 1997-08-01 1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ1.1 Настоящие правила устанавливают содержание и порядок формирования Государственными заказчиками разделов (мероприятий) нормативного обеспечения качества продукции (работ, услуг), а также метрологического обеспечения, включая систему программных мероприятий по стандартизации и метрологии, необходимых для разработки, производства, эксплуатации и утилизации продукции, строительства объектов, организации технологических процессов и других работ, предусмотренных федеральными целевыми программами и межгосударственными целевыми программами, в осуществлении которых участвует Российская Федерация (далее - целевые программы). Указанные разделы целевых программ разрабатываются в целях реализации законов Российской Федерации «О поставках продукции для федеральных государственных нужд», «О стандартизации», «Об обеспечении единства измерений» и в соответствии с Порядком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. № 594 «О реализации Федерального Закона «О поставках продукции для федеральных государственных нужд», а также постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 1996 г. № 1101 «О внесении изменений в порядок разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация». 1.2 Порядок проведения экспертизы и оценки разделов (мероприятий) нормативного и метрологического обеспечения целевых программ установлен в правилах по стандартизации [1]. 1.3 Настоящие Правила по стандартизации могут быть использованы также при формировании и реализации разделов (мероприятий) нормативного и метрологического обеспечения иных целевых программ и проектов (в том числе региональных): научных и научно-технических, социально-экономических, инновационных, природоохранных и других. 1.4 Формирование разделов (мероприятий) нормативного и метрологического обеспечения федеральных и иных государственных программ создания и развития производства оборонной продукции осуществляется в соответствии с Порядком разработки и реализации упомянутых программ. 2 СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ НОРМАТИВНОГО И МЕТРОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ2.1 Целью формирования разделов (мероприятий) нормативного и метрологического обеспечения целевых программ является своевременное создание и реализация системно увязанного с программными мероприятиями комплекса стандартов и эталонов Российской Федерации, межгосударственных и международных стандартов, норм и правил, а также методов и средств измерений, поверки, калибровки, устанавливающих и обеспечивающих единство, требуемую точность и достоверность измерений при контроле безопасности и показателей качества продукции, строительстве объектов, параметров технологических процессов и других работ, предусмотренных программами, защиту прав и законных интересов граждан Российской Федерации от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений. 2.2 В разделы (мероприятия) нормативного и метрологического обеспечения целевых программ включают задания по стандартизации и метрологии, необходимые для разработки, производства, эксплуатации, ремонта, утилизации продукции, строительства объектов, организации процессов и других работ, предусмотренных программами, в том числе: - разработка новых нормативных документов, обновление (пересмотр, внесение изменений) действующих нормативных документов по стандартизации и обеспечению единства измерений; - разработка норм, правил, требований, а также методик измерений, контроля, испытаний, диагностики; - проведение научно-исследовательских работ по разработке необходимых стандартов; - проведение фундаментальных и прикладных научных исследований с целью создания и (или) совершенствования эталонов единиц физических величин, методов и средств поверки и калибровки средств измерений, а также методик измерений, разработки соответствующего программного обеспечения; - создание, расширение и (или) техническое перевооружение поверочных, калибровочных лабораторий и других метрологических комплексов; - нормативное и метрологическое обеспечение работ по сертификации продукции и систем качества. 2.3 Цели заданий разделов (мероприятий) нормативного и метрологического обеспечения должны соответствовать конечным целям программы. Мероприятия по нормативному и метрологическому обеспечению целевых программ должны быть увязаны с действующим в Российской Федерации фондом государственных стандартов, комплексом национальных эталонов Российской Федерации, системой каталогизации и системой сертификации. 3 ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ РАЗДЕЛОВ НОРМАТИВНОГО И МЕТРОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ3.1 Подготовку предложений по формированию разделов нормативного и метрологического обеспечения целевых программ осуществляют Государственные заказчики совместно с разработчиками программных мероприятий с привлечением ведущих специалистов метрологических служб подведомственных предприятий и организаций и в необходимых случаях других организаций, в том числе организаций Госстандарта России (государственных научных метрологических центров, ВНИИстандарта, ВНИИМС). 3.2 Формирование разделов нормативного и метрологического обеспечения осуществляют, как правило, в следующем порядке: - исходя из общих целей программы определяют развернутую формулировку, состав и структуру проблем, для реализации которых формируются задания по нормативному и метрологическому обеспечению; - анализируют действующие отечественные и зарубежные нормативные документы и состояние метрологического обеспечения применительно ко всем намечаемым к разработке элементам и объектам программы; - определяют объекты или группы объектов программы, для которых необходима разработка новых нормативных документов и средств метрологического обеспечения (для этой процедуры предпочтительно использование системного моделирования); - на основе результатов анализа и предполагаемых ресурсов определяют оптимальный состав работ, подлежащих включению в программу (перечень необходимых нормативных документов, эталонов и других средств метрологического обеспечения, перечень необходимых НИОКР, в том числе для обеспечения работ по сертификации продукции и систем качества); - определяют приоритеты и очередность работ по нормативному и метрологическому обеспечению, сроки их проведения и состав исполнителей; - оформляют проекты разделов нормативного и метрологического обеспечения и соответствующее технико-экономическое обоснование. 3.3 При проведении анализа действующих нормативных документов и состояния метрологического обеспечения применительно ко всем намечаемым к разработке объектам программы устанавливают: - наличие действующих, разрабатываемых и намечаемых к разработке нормативных документов; - соответствие действующих нормативных документов требованиям действующего законодательства Российской Федерации, стандартам общетехнических систем; - обеспеченность предусматриваемых в программе заданий средствами метрологического обеспечения. 3.4 Сроки завершения отдельных заданий в разделах нормативного и метрологического обеспечения, в том числе сроки введения в действие нормативных документов, утверждения новых эталонов единиц физических величин, новых типов средств измерений, их постановки на производство и сроки других работ устанавливают в увязке со сроками заданий и мероприятий программы. 3.5 Важнейшие задания и мероприятия по нормативному и метрологическому обеспечению целевых программ должны быть увязаны с другими федеральными и межгосударственными целевыми программами, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, в том числе с Федеральной целевой инновационной программой «Сертификация и метрология» и Государственной научно-технической программой «Фундаментальная метрология». 3.6 Приоритетность и очередность выполнения работ по нормативному и метрологическому обеспечению определяются исходя из их важности в достижении конечных целей программы и ограничений по выделенным ресурсам. 3.7 Финансирование разработки и реализации мероприятий по нормативному и метрологическому обеспечению осуществляется из средств, предусмотренных на подготовку и реализацию целевых программ. 3.8 Реализация мероприятий по нормативному и метрологическому обеспечению целевых программ осуществляется в соответствии с требованиями по стандартизации и метрологии в действующем законодательстве Российской Федерации и с положениями законов Российской Федерации «О защите прав потребителя», «О стандартизации», «Об обеспечении единства измерений», «О сертификации продукции и услуг», а также в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил Государственной системы стандартизации в Российской Федерации, Государственной системы обеспечения единства измерений, Государственной системы каталогизации и «Правил по сертификации в Российской Федерации». При необходимости разрабатывают нормативный документ, регламентирующий реализацию мероприятий по нормативному и метрологическому обеспечению целевых программ. ПРИЛОЖЕНИЕ А(информационное) БИБЛИОГРАФИЯ[1] ПР 50.1.012-97 Правила по стандартизации. Экспертиза и оценка мероприятий по нормативному и метрологическому обеспечению федеральных и иных целевых программ
Ключевые слова: федеральные программы, целевые программы, нормативное обеспечение, метрологическое обеспечение, формирование разделов целевых программ
|