ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
КОМИТЕТ СССР ПО СТАНДАРТАМ ВСЕСОЮЗНЫЙ
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ
РАСЧЕТЫ И
ИСПЫТАНИЯ НА ПРОЧНОСТЬ РЕКОМЕНДАЦИИ
Р 50-54-90-88
Москва 1988
РЕКОМЕНДАЦИИ
В Рекомендациях (Р) излагаются общие требования к расчетам на прочность резьбовых соединений общемашиностроительного применения для различных условий и видов нагружения. 1. КРИТЕРИИ РАБОТОСПОСОБНОСТИ И ПРИЧИНЫ ОТКАЗОВ РЕЗЬБОВЫХ СОЕДИНЕНИЙ1.1. Различают три вида нагружения: однократное, малоцикловое (до 5·104 - 10·105 циклов) - и многоцикловое. Нагрузка может прилагаться с небольшой или (и) высокой (ударной) скоростью. При обычном однократном статическом нагружении интенсивность нарастания напряжений не превышает 500 МПа·с-1. 1.2. Основные критерии работоспособности резьбовых соединений - статическая прочность и выносливость болтов (винтов, шпилек), т.е. их сопротивляемость разрушению в условиях однократных и циклических нагрузок. Разрушение соединения при однократном нагружении наступает вследствие обрыва стержня болта, его головки или среза витков резьбы. Усталостные поломки болта происходят на уровне наиболее нагруженных рабочих витков резьбы, под головкой или по сбегу резьбы и определяют долговечность (ресурс) соединения. При нагрузке в плоскости стыка возможно разрушение стержня болта типа среза. Работоспособность резьбовых соединений зависит также от герметичности (во фланцевых соединениях сосудов, цилиндров поршневых двигателей и т.п.) и платности стыков при переменных нагрузках, которые обеспечиваются предварительной затяжкой. Как чрезмерная, так и недостаточная затяжка могут привести к поломкам резьбовых деталей и машины в целом. 1.3. При проектировании резьбовых соединений, работающих в условиях высокой температуры (t ³ 350°) следует учитывать ползучесть и длительную прочность материала деталей. Ползучесть отмечается и при нормальных температурах (холодная ползучесть); тогда она проявляется в затянутом соединении (без рабочей нагрузки) внезапно, с макрохрупким изломом. 1.4. Низкие температуры (t < - 55 °С), характерные для эксплуатации машин северного исполнения и летательных аппаратов приводят к хладноломкости, т.е. хрупкому разрушению болтов без заметной пластической деформации. Склонность металлов к такому разрушению оценивается критической температурой хрупкости, при которой резко снижаются пластичность и работа деформации. 1.5. При приложении нагрузок со скоростью свыше 500 МПа·с-1 прочность соединения увеличивается как при однократном, так и циклическом нагружении. 1.6. Распространенная причина отказов резьбовых соединений - уменьшение усилия предварительной затяжки при действии ударных и вибрационных нагрузок в результате: остаточных деформаций болта и стягиваемых деталей; релаксации напряжений в стержне болта; контактных деформаций на стыковых поверхностях и в резьбе на длине свинчивания; самопроизвольного отвинчивания гайки (винта). 1.7. При нормальных и высоких температурах в резьбовых соединениях может произойти заедание: после некоторого времени работы гайку невозможно или затруднительно отвернуть. Против этого эффективны разного рода покрытия и оксидные пленки. 1.8. В большинстве конструкций элементы соединений стягиваются одинаковыми болтами. Технические требования предусматривают одинаковую затяжку для исключения перераспределения усилий в болтах и на стыках. Неравномерная затяжка болтов (винтов, шпилек) во многих случаях вызывается деформацией конструкции общей и частной. 2. РАСЧЕТ СОЕДИНЕНИЙ ПОД ДЕЙСТВИЕМ РАСТЯГИВАЮЩЕЙ И ИЗГИБАЮЩЕЙ НАГРУЗОК2.1. Общие положения2.1.1. В Рекомендациях приводятся проектный и проверочный расчеты на прочность резьбовых соединений. В предлагаемые зависимости допускается вводить дополнительные коэффициенты, учитывающие факторы, не отмеченные в настоящих Р, но оказывающие существенное влияние на работоспособность соединений. 2.1.2. Рассматриваемые соединения имеют плоские стыки; болты (винты, шпильки) поставлены в отверстия с зазором, а предварительная затяжка обеспечивает нераскрытие стыка и отсутствие сдвига соединяемых деталей. Полагается также, что изгибная жесткость последних исключает депланацию как при затяжка, так и при приложении внешней нагрузки*). *) Без существенной погрешности фланцы можно считать
абсолютно жесткими по изгибу при 2.1.3. Групповые резьбовые соединения для упрощения расчета схематизируются: реальное соединение заменяется стержневой моделью, в которой абсолютно жесткая (недеформируемая) диафрагма, имеющая в плане форму стыка и нагруженная внешними силовыми факторами, связана с комплектом условных одиночных соединений, каждое из них представляет собой в болтовом соединении две конические втулки, выделенные из соединяемых деталей и стянутые болтом (см. рис. 2.1), в винтовом и шпилечном одну усеченную коническую втулку, свинченную с основанием винтом или шпилькой (рис. 2.2.). 2.1.4. В каждом условном одиночном соединении следует различать детали систем болта и корпуса. К первым относятся детали или их части, деформация которых после предварительной затяжки увеличивается с приложением рабочей растягивающей нагрузки. В деталях системы корпуса деформация при этом уменьшается. Рис. 2.1. К расчету круглофланцевого соединения 2.1.5. Коэффициент основной нагрузки болта χ показывает, какая часть рабочей нагрузки Fxi на условное одиночное соединение передается на болт (остальная часть воспринимается стыком); ом определяется через податливости деталей системы болта λб и системы корпуса λд: Податливость каждой из систем определяется как суммарное перемещение всех деталей системы, вызванное единичной осевой нагрузкой (подробней см. п. 2.3). 2.1.6. В соединении, нагруженном отрывающей силой Fx и моментами Mx и My (см. рис. 2.1), на i-е одиночное соединение передаётся в общем случае нагрузка
Усилие в i-м болте от внешней нагрузки n - число болтов; λxi - осевая податливость i-го условного одиночного соединения: Изгибающие моменты приняты положительными, если они направлены по часовой стрелке с положительного конца соответствующей оси. Положительные направления нагрузок совпадают с положительными направлениями осей x и y. 2.2. Примерная последовательность расчета2.2.1. Определение нагрузки на наиболее нагруженный болт. 2.2.2. Выбор материала и термообработки болтов. 2.2.3. Определение расчетного диаметра болтов (проектный расчет) и подбор по стандарту (ГОСТ 8724-81) резьбы болта. 2.2.4. Определение конструктивных параметров элементов соединения, необходимых для последующего уточненного расчета (размеров болта, толщины стягиваемых деталей и т.д.). 2.2.5. Определение податливостей деталей системы болта и корпуса и коэффициента основной нагрузки болта. 2.2.6. Определение необходимого напряжения (усилия) предварительной затяжки, обеспечивающего плотность стыка. 2.2.7. Определение расчетных напряжений в болтах. 2.2.8. Проведение проверочных расчетов по основным критериям работоспособности соединения. При невыполнении какого-либо из условий, обеспечивающих работоспособность соединения, весь расчет повторяют вновь, приняв меры к повышению несущей способности соединения путём изменения материала, термообработки болтов, их размеров или числа либо другого параметра соединения в зависимости от его влияния на то условие, которое не удалось удовлетворить в предыдущем расчете. 2.3. Круглофланцевые соединения2.3.1. Исходные предпосылки расчета. Рассматривается соединение двух контактирующих фланцев*) с кольцевым стыком (соединения валов, корпусов машин и т.п.). В подобных конструкциях все болты, как правило, одинаковы; их оси равномерно расположены по средней окружности стыка. При упрощенном
расчете конструкция схематизируется в виде двух жестких плоских диафрагм,
шарнирно связанных с комплектом двух усеченных конических втулок, стянутых
болтами. Для определения усилий (напряжений) в болтах, вызванных рабочей
нагрузкой, расчет коэффициента Х производится с учетом крепления
диафрагмы к коническим втулкам на уровне *) Расчет фланцев из различного материала принципиально не отличается от изложенного. Надо лить учесть различные значения модуля упругости фланцев. Уточненные методы расчета круглофланцевых соединений приводятся в работах [1 - 3] и др. В п.п. 2.3.2. ... 2.3.11 приводятся пояснения и необходимые формулы для проведения расчета круглофланцевых соединений согласно п. 2.2. 2.3.2. Для предварительного (проектного)
расчета необходимо определить нагрузку на наиболее нагруженный болт; при этом в
запас надёжности болтов, предполагается, что внешние нагрузки воспринимаются
непосредственно ими. Приняв в формулах (2.2) - (2.3) где k - номер наиболее нагруженного болта (xk < 0, yk < 0). 2.3.3. Механические свойства материала болтов, винтов, шпилек и гаек, изготовленных из углеродистых и легированных сталей должны соответствовать стандарту. При необходимости обеспечения жаропрочности, коррозионной стойкости и высоких требованиях к габаритам и массе крепежных соединений для их изготовления используют специальные стали и сплавы. Для улучшения свинчиваемости соединений, устранения заедания в резьбе, а также защиты от коррозии, придания декоративного вида предусмотрены покрытия крепежных деталей. Покрытия должны быть более мягкими, чем материал резьбовой детали, и деформироваться без разрушения. Вид покрытия для определённого материала выбирают по ГОСТ 14623-69. 2.3.4. Для определения расчетного диаметра болтов используется формула здесь [σр] принимается по табл. 2.1 в долях от предела текучести в зависимости от характера нагрузки (постоянной или переменной) и материала болта. Рис. 2.2. Условное одиночное винтовое соединение Рис. 2.3. К расчету податливости стержня болта с переменной площадью поперечного сечения Рис. 2.4. Зависимость масштабного фактора от наружного диаметра болта Рис. 2.5. Зависимость теоретического коэффициента концентрации напряжений во впадинах резьбы от отношения радиуса скругления к шагу /R/P/ Рис. 2.6. Зависимость теоретического коэффициента концентрации напряжений под головкой болта от отношения радиуса скругления к диаметру болта /R/d/ Значения
Из условия
по ГОСТ 8724-81 подбирается стандартное значение d1 и остальных параметров резьбы. 2.3.5. При заданных конструкции и размерах соединяемых элементов после подбора по стандарту резьбы болта (п. 2.3.4) выбираем по стандарту типоразмеры болтов и других крепежных деталей. 2.3.6. Определение податливостей и коэффициента основной нагрузки болта. 2.3.6.1. Податливость деталей системы болта где
где Ебт - модуль продольной упругости материала болта при расчетной температуре, МПа;
где d и d2 - наружный и средний диаметры резьбы, мм; P - шаг резьбы, мм. где h - высота головки болта, мм.
где Едт - модуль продольной упругости материала стягиваемых деталей при расчетной температуре, МПа; d0 - диаметр отверстия под болт, мм; φ - угол наклона
образующей конической втулки, рад a - наружный диаметр опорной поверхности гайки (головки болта), приближенно равный размеру под ключ, мм; D0 - наружный
диаметр конической втулки по месту крепления диафрагмы (рис. 2.1),
мм, При одинаковых
диаметрах опорных поверхностей гайки и головки болта высота конических втулок
одинакова: Определение λбк см. в п. 2.3.7. 2.3.6.2. Податливость деталей системы корпуса где
где D - наружный
диаметр большего основания конической втулки, мм Определение Для определения
податливостей Высота втулки где Dн и Dв - наружные диаметры ее верхнего (меньшего) и нижнего оснований, мм. Значения
безразмерного коэффициента
2.3.6.3. Коэффициент основной нагрузки болта χ вычисляется по формуле (2.1). 2.3.7. Контактная податливость стыков. Входящие в
зависимости (2.8) и (2.13) контактные
податливости Контактная податливость конкретного стыка определяется по данным таблиц 2.3 и 2.4 в соответствии с зависимостью где Ан - расчетная номинальная площадь контакта поверхностей. Формулы для определения упругих контактных перемещений Wк, мм [6]
Формулы для определения упругих контактных перемещений Wк, мм [7]
Суммарные податливости стыков деталей системы болта и корпуса:
где 2.3.8. Напряжение предварительной затяжки. 2.3.8.1. Напряжение предварительной затяжки определяется на условия плотности или герметичности стыка с учетом влияния температуры, минимальное напряжение затяжки, отвечающее нулевому давлению на стыке (после затяжки и приложения к наиболее нагруженному условному одиночному соединению рабочей нагрузки Fmax), составляет где
здесь 2.3.8.2. Для соединений, работающих при повышенных температурах, где Еб и Ебт - модули упругости материала болта при нормальной и повышенной температуре, МПа;
Полагая податливость стержня болта значительно превышающей суммарную податливость соединяемых деталей, получим приближенно (более строгий учет влияния температуры см. в [1, 3 - 5])
где
2.3.8.3. Расчетное растягивающее напряжение предварительной затяжки в резьбовой части болта, МПа где ν - коэффициент запаса затяжки. По условию плотности стыка ν = 1,25 - 2,0 для постоянных нагрузок и ν = 2,5 - 4,0 для переменных нагрузок. По условию герметичности ν = 1,2 - 2,5 при мягких прокладках; ν = 2,5 - 3,5 при металлических фасонных прокладках; ν = 3,0 - 4,0 при плоских металлических прокладках. 2.3.8.4. Растягивающее напряжение от усилия затяжки в опасном сечении стержня болта (диаметром dc), МПа Для строгого учета и оценки величины падения затяжки к настоящему времени накоплено недостаточно экспериментальных данных; вместе с тем для уменьшения интенсивности этого процесса увеличивают усилие начальной затяжки, что предусмотрено повышенными значениями коэффициентов запаса затяжки (см. п. 2.3.9). Для стабилизации затяжки при динамических нагрузках Р предусмотрена двух-, трёхкратная предварительная затяжка для исключения пластических деформаций микронеровностей по стыкам контактирующих поверхностей. 2.3.9. Определение расчетных напряжений в болтах. 2.3.9.1. Полные растягивающие напряжения в резьбовой части и в стержне болта, МПа
2.3.9.2. Касательные напряжения в резьбовой части и в стержне болта, МПа где Мр - момент, скручивающий болт при затяжке, Н·м: где ψ - угол подъёма резьбы, рад; ρ - угол трения, рад; где i - число заходов резьбы; fр - коэффициент
трения в резьбе [ 2.3.9.3. Момент затяжки на ключе, Н·м где Мт - момент трения на торце гайки, Н·м: здесь fт - коэффициент трения на торце гайки; аг - наружный диаметр опорной поверхности гайки. 2.3.9.4. Значения коэффициентов трения fр и fт зависят от удельного давления, состояния трущихся поверхностей и повторяемости затяжки. В ответственных случаях влияние этих факторов должно быть учтено [1, 4]; при необходимости следует провести специальные эксперименты. В табл. 2.5 приведены значения fр и fт в зависимости от вида покрытия и смазочного материала, полученные для болта и гайки М10 из стали 45. В табл. 2.6 показано влияние числа затяжек и вида покрытия на средние значения и для болта и гайки М6 из стали 14´17Н2. Толщина покрытия 10 мкм. Для других резьб значения таблиц 2.5 и 2.6 следует рассматривать как ориентировочные. 2.3.9.5. Приведённые напряжения в резьбовой части и стержне болта, МПа 2.3.9.6. Компоненты напряжений, МПа, при
переменной внешней нагрузке на соединение, изменяющейся по пульсирующему циклу в стержне болта:
где 2.3.10. Проверочные расчеты на статическую прочность и сопротивление усталостному разрушению. 2.3.10.1. Запасы по пределу текучести в резьбовой части и в стержне болта Запасы статической прочности в резьбовой части и стержне болта Значения коэффициентов трения в резьбе fр и на торце гайки fт
В формулах (2.44)
- (2.47):
Таблица 2.6 Средние значения fр и fт
Значения
2.3.10.2. Для резьбовых соединений, работающих
при повышенных температурах, проверяют запасы по пределу ползучести
В табл. 2.8 приведены механические характеристики сталей и сплавов, используемых для изготовления крепежа, работающего при повышенных температурах. Механические свойства сталей и сплавов, МПа для резьбовых соединений при высоких температурах
2.3.10.3. Для болтов (винтов, шпилек) запас статической прочности рассчитывается по усилиям Qб и Qг, вызывающим срез витков болта или гайки:
где Qn - полное усилие, растягивающее болт, Н: Усилия Qб и Qг определяют по формулам
где kб и kг - коэффициенты полноты резьбы болта и гайки (для метрических резьб kб = kг = 0,87); Н - высота гайки, мм;
km - коэффициент, учитывающий характер изменения деформации витков по высоте гайки (см. табл. 2.9). Коэффициент km для соединений с болтами из сталей и титановых сплавов
2.3.10.4. Запасы по сопротивлению усталостному разрушения при переменных напряжениях для резьбовой части и стержня болта под головкой: при
В формулах (2.57)
- (2.60)
где
В формуле (2.61) Здесь: qб - коэффициент чувствительности материала болта к концентрации напряжений (qб = 0,5 - 0,6 - для углеродистых сталей; qб = 0,7 - 0,8 - для легированных сталей; qб = 1 - для титановых сплавов); aб - теоретический коэффициент концентрации напряжений в резьбовой части (см. рис. 2.5) и под головкой болта (см. рис. 2.6). В случае применения гаек из алюминиевых и титановых сплавов в соединении со стальными болтами величину aб можно понизить соответственно на 30 % и 20 %. Если болт из титанового сплава работает с гайкой из стали, то величину следует повысить на 20 %. Если экспериментальные данные отсутствуют (или используются новые материалы), то Значения предельной
амплитуды
где 2.3.10.5. Допускаемые запасы: по пределу текучести [nт] = 1,3 - 2,5; по статической прочности [nв] = 1,5 - 4,0; по пределу ползучести [nпл] = 1,4 - 2,5; по пределу длительной прочности [nдл] = 1,6 - 4,0. Для запаса по срезу витков резьбы можно принять [nс] = [nв]. Допускаемый запас по предельной амплитуде цикла [nа] = 2,5 - 5,0. В указанных диапазонах допускаемый запас выбирается в зависимости от степени ответственности соединения и способа затяжки (контролируемого, неконтролируемого). 2.3.11. Дополнительные данные о проверочных расчетах при однократном и циклическом нагружении 2.3.11.1. Расчет на прочность резьбовых соединений, работающих при низких температурах, не отличается от расчета при нормальной температуре; следует лишь учесть изменение механических свойств материала деталей соединения при понижении температуры. 2.3.11.2. При ударной однократной нагрузке (см.
Приложение) можно ограничиться проверкой запаса прочности птд
по пластическим деформациям (динамическому пределу текучести 2.3.11.3. При малоцикловом нагружении, так же как и при многоцикловом, проявляется влияние концентрации напряжений во впадинах резьбы и под головкой болта, технологии изготовления резьбы, свойств материала, уровня нагрузок, температуры, масштабного и других факторов. Проверочные расчеты при малоцикловом нагружении резьбовых соединений сводятся к сопоставлению расчетных запасов статической прочности по пределу текучести и сопротивления усталостному разрушения по придельной амплитуде цикла с соответствующими допускаемыми запасами. Кроме того, при необходимости следует проверить запас по малоцикловой долговечности где
В связи с
высокой концентрацией напряжений в резьбе и рассеянием величин 2.3.11.4. Запас долговечности при многоцикловом нагружении определяется так же, как и при малоцикловом. При нестационарном режиме нагружения прочность следует проверить на основе гипотезы линейного суммирования повреждений где Ni - число циклов нагружения на i-м режиме;
kp - количество режимов нагружения; a - накопленное усталостное повреждение. Выносливость считается обеспеченной при а £ 1. При действии циклических ударных нагрузок проверка запасов прочности и выносливости производится аналогично циклическому нагружению малой интенсивности с учетом повышения характеристик прочности и выносливости материала. Влияние различных конструктивных и технологических факторов (концентрации напряжений, материала, формы и высоты гайки, материала болта, метода изготовления резьбы, масштабного фактора и др.) в обоих случаях циклического нагружения проявляется аналогично. 2.4. Групповые соединения типа плита - основание2.4.1. Исходные предпосылки. Рассматриваются крепления плиты на основаниях двух типов: жестком (п. 2.4.2) и податливом (п. 2.4.3). Наиболее распространенные симметричные стыки показаны на рис. 2.7; первый (полосовой) стык целесообразно использовать при действии на соединение лишь одного момента Мх. Схематизация конструкции соединения на жестком основании приведена на рис. 2.7, г: жесткая диафрагма связана шарнирно (на уровне 0,2lд от опорного торца гайки или головки болта) с комплектом условных одиночных соединений - конических втулок, свинченных с основанием. Схематизация и расчет соединений на податливом основании отличаются некоторой спецификой. Конструкция крепится на фундаменте (рис. 2.8) либо на другом линейном упругом основании (плите, несущей балке и т.п.), для которого справедлива зависимость где W - осадка основания, мм;
В п.п. 2.4.2.1 ... 2.4.2.7 и 2.4.3.1 ... 2.4.3.4 приводятся краткие пояснения к расчету соединений с плитами обоих типов (см. также п.п. 2.3.2 ... 2.3.11). Рис. 2.7. К расчету соединений типа плита - основание: а - полосовой стык; б и в - фланцевые стыки (круглый и прямоугольный); г - вид сбоку Рис. 2.8. К расчету соединений фундаментальными болтами 2.4.2. Соединение типа плита - жесткое основание. 2.4.2.1. Усилие в наиболее нагруженном болте рассчитывают по формуле (2.5). 2.4.2.2. Материал и покрытие деталей выбирают согласно п. 2.3.3. 2.4.2.3. Параметры резьбы и типоразмер крепежа определяют по п.п. 2.3.4 ... 2.3.5. 2.4.2.4. Расчет податливостей и коэффициента основной нагрузки болта. 2.4.2.4.1. Податливость деталей системы болта для винтового соединения где Для шпилечного соединения 2.4.2.4.2. Податливость деталей системы корпуса вычисляет по формуле (2.13). 2.4.2.4.3. Коэффициент основной нагрузки - по (2.1). 2.4.2.5. Напряжения предварительной затяжки находят из условия плотности (нераскрытия) стыка согласно п. 2.3.8. В конструкциях общемашиностроительного применения с относительно высокой жесткостью плиты необходимо проверить это условие в наиболее удаленных от нейтральной (по изгибу на стороне растяжения) линии точках. Предполагается линейное распределение напряжений на стыке. Не учитываются деформации сжатия стягиваемых деталей и контактные деформации, что идет в запас надежности расчета. В реальных конструкциях центр тяжести стыка, как правило, совпадает с центром тяжести сечений болтов (рис. 2.7). Напряжения предварительной затяжки рассчитывают по формулам: Полосовой стык (рис. 2.7, а) - при внешних силовых факторах Fz и Mx где Ад - площадь стыка, мм2; Аб - суммарная площадь поперечных сечений болтов, мм2; J1x - момент инерции стыка относительно оси x, мм4; k1 - запас по плотности стыка (k1 = 1,5 - 2). Фланцевые стыки (рис. 2.7, б, в) - при внешних силовых факторах Fz, Mx и My. Максимальные напряжения растяжения от этих факторов развиваются в точке С (а; - в), наиболее удаленной от нейтральной линии, образующей с осью х угол где Расчетные напряжения предварительной затяжки При более сложных формах стыка и неравномерной затяжке необходимо проверить нераскрытие стыка в нескольких точках [1]. Из рассчитанных по формулам (2.23) и (2.70) или (2.72) напряжений затяжки выбирают большее. 2.4.2.6. Расчетные напряжения в болтах при статическом и циклическом нагружении определяют по формулам (2.25) - (2.43). 2.4.2.7. Проверочные расчеты проводят согласно п.п. 2.3.10 и 2.3.11. 2.4.3. Соединения типа плита - податливое основание. 2.4.3.1. Для рассматриваемой конструкции усилие, развивающееся в i-м болте от внешних нагрузок, определяется зависимостью где xi и yi - координаты оси i-го болта;
В подобных
соединениях при определении здесь Если его
стержень залит в бетон (рис. 2.8), то принимают Параметры А, Jx и Jy определяют по формулам:
В приближенных расчетах можно принять:
Таким образом, нагрузка на наиболее нагруженный болт А (а1; - а2) составляет 2.4.3.2. Необходимая расчетная величина напряжения предварительной затяжки определяется из условия нераскрытия стыка в наиболее удаленной точке С (с; h2) где k1 = 1,5 - 2. 2.4.3.3. Расчетные напряжения в болте находят по формулам (2.25) - (2.43), полагая χ = 1. 2.4.3.4. Проверочные расчеты проводят согласно п.п. 2.3.10 и 2.3.11. Дополнительно в рассматриваемых конструкциях необходимо проверить условие прочности стыка для наиболее удаленной точки В (- в; h) зоны сжатия по изгибу
где
При совпадении центров тяжести стыка и суммарной площади поперечных сечений болтов
т.е. напряжения на стыке при затяжке распределяются равномерно. Значения 3. РАСЧЕТ СОЕДИНЕНИЙ, НАГРУЖЕННЫХ В ПЛОСКОСТИ СТЫКА3.1. Общие положения3.1.1. Соединения, нагруженные в плоскости стыка, выделяются вследствие специфических условий работы в самостоятельную группу. Они выполняются в двух вариантах установки болтов в отверстия: с зазором (под затяжку), т.е. когда внешняя нагрузка, перпендикулярная осям болтов, воспринимается силами трения на стыке; без зазора, по скользящей посадке либо с натягом (под развертку), т.е. когда внешняя нагрузка передаётся непосредственно на болты (затягиваемые до относительно малых усилий), работающие при этом на срез, смятие и изгиб*). *) Предохранительные штифты могут быть учтены в расчетной схеме как болты (соответствующего диаметра); использование фиксирующих элементов типа шпонок представляет специальный интерес и поэтому в Р не рассматривается. 3.1.2. Наряду с методами расчета конструкций, традиционных для общего машиностроения, в рекомендациях приводится решение задачи о распределении нагрузки по болтам продольного ряда применительно ко второму варианту установки их в отверстия. Это решение в общей постановке имеет принципиальное значение, так как из него вытекают частные случаи для широко распространенных в технике соединений: встык, внахлестку, с усиливающими накладками и т.п. 3.1.3. Соединения имеют плоские стыки. Полагается, что нагибная жесткость соединяемых деталей исключает их депланацию как при затяжке, так и при приложении рабочей нагрузки. 3.1.4. При расчете распределения поперечной нагрузки по болтам круглофланцевых, прямоугольных и полосовых стыков (п.п. 3.3 и 3.4) соединяемые детали принимаются абсолютно жесткими. Для соединяемых деталей высокой податливости (например, из алюминиевых сплавов) расчеты должны рассматриваться как прикидочные (первое приближение). При анализе распределения нагрузки по болтам продольного ряда (п. 3.5) учитывается усредненная продольная податливость листов. 3.2. Примерная последовательность расчета3.2.1. Определение нагрузки на наиболее нагруженный болт. 3.2.2. Выбор материала и термообработки болтов. 3.2.3. Определение расчетного диаметра болтов (проектный расчет) и подбор по стандарту (ГОСТ 8724-81) метрической резьбы для соединений с зазором либо стандартных болтов для отверстий из-под развертки (ГОСТ 7817-72). 3.2.4. Уточнение конструктивных параметров соединения. 3.2.5. Определение необходимого напряжения (усилия) предварительной затяжки*). 3.2.6. Проведение проверочных расчетов. *) В соединениях с зазором усилие предварительной затяжки должно быть определено (по условию отсутствия сдвига конструкции)до проектного расчета. 3.3. Соединения болтами, поставленными в отверстия с зазором3.3.1. Исходные предпосылки. 3.3.1.1. Внешние силовые факторы, действующие в плоскости стыка, приводятся к нагрузке F, приложенной в центре поворота, и моменту Mx (рис. 3.1). Рис. 3.1. К расчету соединений, нагруженных в плоскости стыка 3.3.1.2. Принимается, что сила F равномерно распределена по условным одиночным соединениям. При этом на каждое соединение передаётся нагрузка 3.3.1.3. Момент Mx вызывает в наиболее нагруженном (l-м) соединении силу где ri и rl - расстояния от центра поворота до осей i-го и l-го соединений (i = 1, 2, ..., n). 3.3.2. Расчетная сила Fl на наиболее нагруженное соединение*) при действии на конструкцию внешних силовых факторов F и Mx определяется сложением векторов FF и FlM (см. рис. 3.1, в); её проекции Flx и Fly на оси x и y составляют: Здесь xl и yl - координаты оси l-го соединения. Вторые слагаемые вытекают из формулы (3.2). *) Т.е. наиболее удаленное от центра поворота; в нем векторы FF и FlM образуют острый угол. Сила Fl непосредственно к болту не приложена, а воспринимается как распределенная соединяемыми деталями. В приближенных расчетах ее принимают сосредоточенной, приложенной в условной точке на оси отверстия под болт. 3.3.3. Необходимое усилие затяжки, обеспечивающее отсутствие сдвига где тс - число стыков; fc - коэффициент трения на стыке деталей (для сухих чугунных и стальных поверхностей fc = 0,15 - 0,20; см. табл. 3.1); kзс - коэффициент запаса сцепления (при статической нагрузке kзс = 1,3 - 1,5, при переменной 1,8 - 2,0). 3.3.4. Необходимый (расчетный) внутренний диаметр резьбы болтов, поставленных в отверстия с зазором*) где
*) При затяжке методами, не исключающими скручивание стержня болта (ключами, гайковертами); в противном случае в формуле (3.6) из числителя под корнем надо убрать коэффициент 1,3. Из условия по ГОСТ 8724-81 подбирается стандартное значение d1 и остальных параметров резьбы. Средние значения fc на стыке соединения
3.3.5. Расчетное напряжение затяжки При действии на соединение только момента Мх в плоскости стыка для определения напряжения затяжки, предотвращающего поворот плиты, возможен расчет без приведения нагрузок к осям отверстий под болт. Полагая нормальные напряжения смятия, обусловленные затяжкой, равномерно распределенными (что отвечает совпадению центра поворота и центра тяжести стыка), получим из уравнений равновесия следующее условие отсутствия поворота плиты на основании (тс = 1; болты одинаковые): где Ад площадь стыка, мм2; Sp - полярный статический момент, мм3: Для кольцевого круглого стыка (рис. 3.1, а)*) Для полосового стыка (рис. 3.1, б) 3.3.6. О проверочных расчетах 3.3.6.1. В соединениях с зазором внешняя нагрузка на болты не передается; они рассчитываются только на статическую прочность по усилию затяжки даже при переменной внешней нагрузке. Проверочные расчеты болтов на сопротивление усталостному разрушению не производят, а переменная нагрузка учитывается выбором повышенных значений коэффициента запаса сцепления (см. п. 3.3.3). 3.3.6.2. В тонкостенных конструкциях (например, в листовых пакетах), подверженных действию переменой нагрузки, соединяемые элементы должны быть проверены на статическую прочность (по пиковым нагрузкам) и на сопротивление усталостному разрушению (по циклическим нагрузкам) с использованием отраслевых нормативов на допускаемые напряжения и запасы прочности. 3.3.6.3. Если на плиту помимо сдвигающей силы F действуют силовые факторы Fx, Mx и My, перпендикулярные плоскости стыка, то расчет группового резьбового соединения по условию отсутствия сдвига выполняется как проверочный: *) Формулы (3.11) (3.12) даны без учета влияния на Sp отверстий под болты, что в известной степени учитывается введением в расчет коэффициента запаса сцепления. Если площадь отверстий превышает 12 - 15 % от номинальной площади стыка, она должна быть учтена при расчете Sp. **) Знак «минус» при отрывающей, а «плюс» при прижимающей плиту к стыку нагрузке Fx. При действии момента Mx в плоскости стыка это условие согласно выражению (3.9) имеет вид В формулах (3.13) - (3.14) не учитываются моменты Mx и My, как не сдвигающие плиту и не влияющие на суммарную величину сил трения. В упрощенных расчетах в запас надёжности работы стыка принимается, что вся нагрузка Fz передаётся на стык. 3.3.6.4. При приложении однократной или циклической нагрузки с интенсивностью более 500 МПа·с-1 для определения усилия затяжки следует рассматривать колебательную систему в плоскости стыка (см. п. 5.3 Приложения). 3.4. Соединения болтами, поставленными в отверстия без зазора3.4.1. Исходные предпосылки 3.4.1.1. Как и в п. 3.3, рассматриваются конструкции с простыми симметричными стыками, имеющими две плоскости симметрии (рис. 3.1); болты принимаются одинаковыми, а силы, действующие на них, прямо пропорциональными смещениям. 3.4.1.2. При болтах, работающих на срез*), сопротивление сдвигу оказывают силы трения на стыке. Однако вследствие относительно малых усилий затяжки и поперечной фиксации (болтами, поставленными «под развертку») соединяемых деталей влияние сил трения незначительно и в практических расчетах может не учитываться, что идёт в запас прочности болтов (силы трения учитываются при динамическом нагружении соединений). *) В большинстве общемашиностроительных конструкций деформации изгиба и смятия имеют второстепенное значение. В некоторых конструкциях при высокой податливости соединяемых деталей основным критерием прочности может оказаться не срез болтов, а смятие цилиндрических стыков. 3.4.2. При указанных в п. 3.4.1 допущениях для соединения, нагруженного в центре тяжести стыка (в точке О по рис. 3.1, а, б, в) сдвигающей силой F и моментом Mx, получим по-прежнему формулы (3.3) - (3.4) для определения нагрузки Fl, приложенной в рассматриваемом варианте непосредственно к l-му болту. 3.4.3. Необходимый (расчетный) диаметр гладкой части стержня болтов, поставленных в отверстия без зазора где тс - число плоскостей среза;
Из условия
по ГОСТ 7617-70 подбираем стандартный болт диаметром dc для отверстия из-под развертки. 3.4.4. В рассматриваемых соединениях усилия затяжки и соответственно силы трения обычно незначительны (п. 3.4.1.2) Вместе с тем в процессе проектирования следует определять оптимальную затяжку в связи с положительным ее влиянием на повышение сопротивления усталостному разрушению (из-за уменьшения эффекта фреттинг-коррозии). При необходимости - на этапе проектирования конструкции - следует провести соответствующее экспериментальное исследование (в порядке экспериментальной доводки). 3.4.5. О проверочных расчетах 3.4.5.1. В соединениях без зазора в необходимых случаях, особенно при высокой податливости соединяемых деталей (изготовленных, например, из алюминиевых сплавов, пластмасс и т.п.), должна быть сделана проверка на смятие отверстий. 3.4.3.2. О проверке соединяемых элементов на статическую прочность и сопротивление усталостному разрушению см. п. 3.3.6.2. 3.4.5.3. При нагружении с высокой интенсивностью в результате анализа колебательного процесса определимся усилие в наиболее нагруженном болте. 3.5. Распределение поперечной нагрузки по болтам продольного ряда3.5.1. Исходные предпосылки. Рассматривается трехслойный пакет листов 1 ... 3 по рис. 3.2. Предполагается, что болты поставлены без зазора и практически без затяжки; отклонение радиальных натягов не учитываются. В связи с относительно малой толщиной листов пренебрегаем деформацией изгиба конструкции. В первом приближении действительные зависимости между деформациями и нагрузками аппроксимируются линейными, т.е. податливости (жесткости) элементов соединения принимаются постоянными [8]. Пакет нагружен равномерно по ширине; силы F1, F2, ..., F3 (см. рис. 3.2) действуют на полосу шириной, равной поперечному шагу t, выделенную из пакета (с параллельным расположением болтов) симметрично около продольного ряда с шагом Si = S = const. Показанное на
рис. 3.2
направление нагрузок N1,3,i (i = 1, 2, ..., k) принято
положительным. Нагрузки на участках листа *) На участке местного разреза вырыва штриховка условно не показана. 3.5.2. Трехслойный пакет. Условия равновесия, краевые и совместности перемещений листов 1, 2, 3 и болтов 1, 2, ..., k приводят к следующей линейной системе из 2k уравнений относительно 2k неизвестных нагрузок на участках болтов, контактирующих с отверстиями листов 1 и 3: (i = 2, ..., k - 1)
В обозначениях нагрузок на болты при круговой перестановке 1 ↔ 3 варьируется лишь первый индекс. Рис. 3.2. К расчету трехслойного пакета Рис. 3.3. Разновидности конструкций, нагруженных в плоскости стыка В зависимостях (3.17) - (3.19):
где Определение податливостей см. в Приложении (п. 5.2). 3.5.3. Частные случаи. 3.5.3.1. Лист с двумя накладками (рис. 3.3, а). Рассматривается трёхслойный
пакет, у которого растянут лишь средний лист Для определения нагрузок на болты располагаем системой из k уравнений:
(i = 2, 3, ..., k/2), причём с учетом симметрии уравнение (3.22) для i = k/2 принимает вид
При одинаковых
податливостях обеих накладок Вводим обозначения: В обозначениях нагрузок на болты опустим первый индекс, указывающий номер листа: Ni обозначает нагрузку на i-й болт на участке контакта его с отверстием листа 2. Число неизвестных Ni сокращается вдвое (до k/2), а система (3.21) - (3.23) существенно упрощается:
(i = 2, 3, ..., k/2 - 1); где
Здесь aбп/2, aн/2, aнk/2 - суммарные податливости, отвечающие двум накладкам. 3.5.3.2. Соединение встык с двумя накладками (рис. 3.3, б). По сравнению с только что рассмотренным соединением в данном случае в системе (3.22) 1 ↔ 3 теряем, учитывая симметрию, два уравнения для i = k/2, т.е. (3.23) 1 ↔ 3. Вместо них следует использовать (наряду с (3.4) и (3.22) для i = 2, ..., k/2 - 1) условие равновесия и условие совместности перемещений элементов соединения на участке При одинаковых податливостях накладок используем уравнения (3.24) - (3.25) и условие равновесия Уравнение (3.28) удовлетворяется тождественно. 3.5.3.3. Двухслойный пакет (рис. 3.3, в). В формулах (3.17) - (3.18) (см. п. 3.5.2) следует принять N3i = 0, N1i = N2i = Ni и соответственно исключить все уравнения от k + 1-го по 2k-е. Получим систему (i = 2, ..., k - 1); 3.5.3.4. Двухслойный пакет со сквозной трещиной в одном из листов (рис. 3.3, г). Рассматривается пакет с трещиной, например, в листе 1 на участке Sq между отверстиями. При этом в системе (3.30) - (3.32) теряются два уравнения (для i = q и q + 1) в выражении (3.13). Вместо них используем два уравнения равновесия листа 1 Если трещина расположена по q-му отверстию, то в (3.13) теряется три уравнения (для i = q - 1, q и q + 1), вместо которых используем уравнения и второе из (3.33). 3.5.3.5. Лист с усиливающей накладкой (рис. 3.3, д). Принимая в (3.30)
- (3.32)
получим систему из k/2 уравнений:
(i = 2, ..., k/2 - 1);
3.5.3.6. Соединение внахлестку (рис. 3.3, е). Для определения Ni, i = 1, ... k, используем
систему (3.30)
- (3.32),
приняв в ней 3.5.3.7. Соединения встык с одной накладкой (рис. 3.3, е). Здесь общее число k болтов четно. Расчетная схема полностью совпадает со схемой соединения внахлестку для числа болтов k/2; поэтому в формулах по п. 3.5.3.6 следует k заменить k/2. 4. ОБЩИЙ СЛУЧАЙ НАГРУЖЕНИЯВ общем случае статического нагружения конструкций пространственной системой сил и моментов решающее влияние на несущую способность и надёжность резьбовых соединений оказывают нагрузки, перпендикулярные плоскости стыка (при динамическом нагружении - см. п.п. 5.3.3., 5.3.4 - необходимо учитывать все составляющие нагрузки). Расчет этих соединений производят согласно п. 2.2. Ниже приводятся лишь некоторые особенности расчета. Подробней см. в [2] и др. 4.1. В проектном расчете совокупность внешних нагрузок приводится к трем составляющим главного вектора (отрывающей или прижимающей стык к основанию и двум сдвигающим нагрузкам), приложенным в центре тяжести стыка, и трём составляющим главного момента (две из которых перпендикулярны стыку и одна - в его плоскости). При расчете нагрузки на наиболее нагруженный болт учитывается лишь отрывающая нагрузка и два момента, перпендикулярные стыку. Влияние трёх остальных силовых факторов учитывается лишь в проверочных расчетах. 4.2. При уточненном расчете в общем случае нагружения несимметричной конструкции вместо плоской абсолютно жесткой диафрагмы вводят ступенчатую, связанную с комплектом условных одиночных соединений через промежуточные податливые участки (лапы, фланцы и т.п.). Нагрузки на одиночные соединения находит из условий равновесия и совместности перемещений элементов расчетной схемы. Связи промежуточных участков с одиночными соединениями упрощенно принимают шарнирными. В таком случае на каждое соединение действует три взаимно перпендикулярных нагрузки: растягивающая (сжимающая) и две изгибающих. 4.3. Определение необходимого напряжения (усилия) затяжки см. в п.п. 2.3.8, 2.4.2.5 и 2.4.3.2; под рабочей нагрузкой в рассматриваемом общем случае следует по-прежнему понимать осевую нагрузку на наиболее нагруженное условное одиночное соединение. 4.4. Проверочные расчеты. 4.4.1. Основные положения по провидению проверочных расчетов соединений в условиях однократного, мало- и многоциклового нагружения приведены в п.п. 2.3.10 и 2.3.11. 4.4.2. При определении полных расчетных напряжений (а затем и запасов прочности) в болте следует участь все три деформации условного одиночного соединения - осевую и изгиб в двух взаимно перпендикулярных плоскостях. 4.4.3. В связи с действием на конструкцию в общем случае трёх силовых факторов в плоскости стыка следует обеспечить отсутствие сдвига и проворота конструкции на основании: рассчитанное по п. 4.3 усилие затяжки должно удовлетворять работоспособности соединения по данному критерию. В противном случае это усилие необходимо увеличить либо использовать разгрузочные устройства (шпонки, втулки, штифты), исключающие передачу поперечной нагрузим на болты (см. также п. 3.3.6.3). 5. ПРИЛОЖЕНИЯ5.1. Замечания по выбору расчетной схемы групповых соединений5.1.1. По назначению групповые резьбовые соединения можно разбить на два основных класса: служащие для крепления деталей, узлов и машины в целом на основании; связывающие части деталей, узлов, машины в единое целое (составные, блочные, агрегатные, многоступенчатые и т.п. конструкции). Соединения обоих классов часто сочетаются. 5.1.2. При определении усилий в болтах, вызванных действием внешней (рабочей) нагрузки на предварительно затянутое соединение, особое внимание должно быть уделено правильному выбору расчетной схемы и определению податливостей всех элементов конструкции, охватываемых силовым потоком. 5.1.3. Для упрощения расчета групповых соединений примыкающая к ним несущая часть конструкции, нагруженная внешними силовыми факторами, схематизируется обычно в виде жесткой плоской диафрагмы (ЖД), через которую силовой поток передаётся к комплекту условных одиночных соединений (ОС). Промежуточные участки конструкции (ПУ), расположенные между ЖД и ОС, при достаточно большой относительной толщине также могут быть приняты абсолютно жесткими; в таком случае приходим к ЖД, непосредственно связанной с комплектом ОС (рис. 2.1 и 2.2). 5.1.4. Во многих конструкциях во избежание значительной погрешности следует учитывать изгибную податливость ПУ. 5.1.5. В конструкциях, при расчете которых допустимо выделение жесткой нагружаемой части, последняя в общем случае должна схематизироваться не плоской, а ступенчатой диафрагмой - жестким телом (ЖТ) трех измерений (рис. 5.1.). Примерами подобных конструкций являются крепления корпусных деталей типа массивных картеров, коробок (схематизируемых в виде ЖТ) к основанию при различной высоте приливов - бобышек под болты (когда условные места крепления ОС к ЖТ не могут быть приняты лежащими в одной плоскости). 5.1.6. В общем случае, когда при переходе от реальной конструкции в расчетной схеме пренебрежение податливостью нагружаемой несущей части ведет к существенной погрешности, не может быть использовано приведение внешних силовых факторов к главному вектору и главному моменту во избежание - в соответствии с принципом Сен-Венана - сильного искажения действительной картины распределения внешней нагрузки по ОС. При этом конструкция схематизируется как податливое тело (Т) или податливая диафрагма (Д) - промежуточные податливые участки (ПУ) - одиночные соединения (ОС), 5.1.7. На основании п.п. 5.1.3 ... 5.1.6 приходим к восьми основным расчетным схемам: ЖТ (ЖД) - ОС, ЖТ (ЖД) - ПУ - ОС; Т (Д) - ОС; Т (Д) - ПУ - ОС. Непосредственно эти схемы могут быть использованы лишь для расчета соединений первого класса. Рис. 5. Расчетная схема группового резьбового соединения со ступенчатой диафрагмой: Fx, Fy, Fz, Mx, My, Mz - составлявшие главного вектора и главного момента внешних нагрузок, приведенных к точке P (xp; yp) ступенчатой диафрагмы: n - число болтов; xi и yi - координаты оси i-го условного соединения. 5.1.8. Для расчета соединений второго класса (составные конструкции; см. п. 5.1.1) следует составить общую схему с включением в неё соединений обоих классов. Так, например, для фланцевых болтов, соединяющих крышку и корпус редуктора с одним разъёмом, схема имеет следующую структуру (фундаментальная плита жесткая). Т1 - ПУ(12) - ОС(1) - ПУ(21) - Т2 - ПУ(22) - ОС(2), где Т1 и Т2 - условные обозначения соответственно крышки и корпуса редуктора; ОС(1) и ОС(2) - условные одиночные соединения фланцевых болтов и болтов крепления редуктора к фундаментной плите; ПУ(12), ПУ(21) и ПУ(22) - промежуточные податливые участки фланцев крышки, корпуса и основания редуктора (первый индекс указывает на номер несущей части Т, с которой связан ПУ, а второй - на соответствующий ряд ОС, верхний (1) или нижний (2) по отношению к Т). В этой схеме внешними силовыми факторами являются нагрузки, передаваемые через подшипники на крышку и корпус редуктора. 5.1.9. В приближенных расчетах крышка и корпус редуктора могут рассматриваться как жесткие тела (ЖТ1 и ЖТ2). Тогда для расчета болтов крепления редуктора к плите допустимо использовать схему в виде ЖТ - ПУ(22) - ОС(2) (под ЖТ подразумевается редуктор в целом), в которой редуктор нагружается силами и моментами, действующими непосредственно на внешние участки входного и выходного валов. Для расчета же фланцевых болтов в этом случае можно исходить из схемы ЖТ1 - ПУ(12) - ОС(1) - ПУ(21) принимая корпус за жесткое основание*) и полагая крышку (ЖТ1) по-прежнему нагруженной силами, передаваемыми от цапф валов через подшипники. *) Тем самым соединение переводится из второго класса в первый. 5.2. Определение податливостей соединяемых элементов и болтовИз-за отсутствия обобщенных экспериментальных данных по податливости элементов поперечно нагруженных резьбовых соединений в предварительном прогнозе распределения нагрузки по болтам целесообразно использовать следующие рекомендации. 5.2.1. Податливость соединяемых элементов. Для определения осевой податливости соединяемых элементов можно использовать скорректированный закон Гука [9]
где ko - коэффициент, учитывающий влияние отверстия на осевую податливость листа (накладки); s и t - шаги продольного и поперечного рядов; Е1...3 и h1...3 - модули продольной упругости материалов и толщины листа и накладок. Коэффициент ko следует определять по кривым, приведенным на рис. 5.2 [9], в зависимости от значения относительных параметров соединения b = do/t и b1 = do/2s (do - диаметр отверстия под болт). Рис. 5.2. Значения коэффициента 5.2.2. Податливость болтов. Для определения суммарной податливости болтов учитывающей как деформацию изгиба и
сдвига На рисунках 5.3 и 5.4 приведены кривые [10] суммарных перемещений δб болта*) для односрезной и двухсрезной конструкций. Кривые рассчитаны для усредненного значения коэффициента жесткости основания С = 0,9 Ебт (см. ниже). *) В относительных координатах Рис. 5.3. Кривые суммарных перемещений односрезной конструкции Рис. 5.4. Кривые суммарных перемещений двухсрезной конструкции Суммарная поперечная податливость болта составляет В основные
формулы (3.17)
- (3.19)
контактные податливости где
Так как то искомая податливость (сближение от единичной сосредоточенной нагрузки) составит Пример. Определить поперечную (от изгиба до сдвига) и контактную податливости болта односрезного соединения при следующих данных: d = 10 мм; Ебт = 19,6·104 МПа; h1 = 20 мм; h2 = 15 мм; c1(2) = 0,9 Ебт. Для h1/d = 20/10 = 2 и h2/d = 15/10 = 1,5
находим по рис. 5.3 Согласно (5.5) имеем: Таким образом, 5.2.3. О влиянии на податливость болта его головки и гайки. Исследование односрезных соединений показывает, что условия защемления краёв стержня болта головкой и гайкой практически не влияют на его поперечную податливость при do/h1(2) < 0,75. При do/h1(2) > 0,75 даже предположение об абсолютно жестком защемлении болта (от поворота) у краев приводит к уменьшению податливости не более чем на 30 - 40 % по сравнению со свободными краями. Учитывая изгибную податливость тел гайки и головки болта (как толстых плит), а также реальные условия связи их со стержнем болта, это влияние можно оценить, по-видимому, не выше 15 - 20 %. В двухсрезных соединениях вследствие относительно большой суммарной толщины соединяемых деталей влияние краевых условий ещё ниже. Таким образом, в упрощенных расчетах распределения поперечной нагрузки по болтам влиянием головок болтов и гаек допустимо пренебречь. 5.3. Динамическое нагружение резьбовых соединений5.3.1. Общие положения. Рассматриваются соединения с одинаковыми болтами (шпильками, винтами), имеющими две плоскости симметрии (рис. 5.5). Предполагается, что поворот конструкции при нагружении её изгибающими моментами происходит относительно главных центральных осей стыка, а при действии крутящего момента - относительно оси, проходящей через центр тяжести, перпендикулярно плоскости стыка (точка О). В общем случае на соединение действуют шесть силовых факторов (Fx, Fy, Fz, Mx, My, Mz), приведённых к центру тяжести стыка. Расчетные модели при нагрузках, перпендикулярных стыку (Fx, Mx, My,) и в плоскости стыка (Fx, Fy, Mx) различны. Поэтому анализ распределения усилий в соединении проводится раздельно. В обоих случаях выделено два вида нагружения: ударное и циклическое. В расчетах не учитывается рассеяние энергии на внутреннее трение вследствие его незначительного влияния на колебательный процесс [7, 11 - 15]. Рассеяние энергии на конструкционное трение подчиняется тому же закону, что и на внутреннее трение, т.е. где ψ - диссипация энергии на внешнее трение за один цикл нагружения; ak - амплитуда колебаний; c - эмпирические коэффициенты, зависящие от материала, геометрии соединения, топографии сопрягаемых поверхностей, усилия затяжки и т.д. Рис. 5.5. Конструктивная схема соединений Функция (5.6) заменяется эквивалентной линейной зависимостью (вязкое сопротивление). Расчет соединений при динамическом нагружении производится по методу последовательных приближений. В качестве нулевого приближения принимаются параметры, определяемые из расчета на статическую прочность. 5.3.2. Расчет соединений при действии растягивающей и изгибающей нагрузок. Схематизация конструкции по рис. 5.5 производится в виде жесткой диафрагмы, шарнирно соединенной с комплектом пружин, эквивалентных по податливостям, условно выделенным одиночным соединениям [16]. Нагрузка и масса соединения приведены к центру тяжести стыка, т.е. приходим к колебательной системе с тремя степенями свободы (рис. 5.6). 5.3.2.1. Ударная нагрузка. 5.3.2.1.1. Определение усилия в наиболее нагруженном болте. Максимальное усилие в наиболее нагруженном болте где
где νz, ωx, ωy - суммарные начальные (линейная и угловые) скорости ударника и соединения; Kx, KφX, KφY - коэффициенты восстановления линейной и угловых скоростей; my, IyX, IyY - масса и моменты инерции ударника; m, IX, IY - то же соединения; λz - осевая податливость условного одиночного соединения; kа, kyX, kyY - эмпирические коэффициенты, связанные с диссипацией энергии при линейном и угловых колебаниях [13 - 15, 17]. Рис. 5.6. Расчетная схема Коэффициенты Kx, KφX, KφY для чугунных и стальных деталей при начальной линейной скорости удара, не превышающей 10 м/с, упрощенно можно принимать в интервале 0,55 - 0,80 [17] (большие значения соответствуют меньшим скоростям). В менее ответственных случаях их можно принимать (до накопления соответствующих эмпирических данных) равными единице как для пластического удара. Для определения коэффициентов kа, kyX, kyY следует использовать зависимости в которых
При установке в
соединении болтов вместо винтов коэффициент Коэффициент нормальной контактной податливости определяется как (см. п. 2.3.2.4) Относительный
коэффициент рассеяния энергии 5.3.2.1.2. Проверочные расчеты Проверка прочности болтов При однократном нагружении запас по пределу текучести где
В отдельных случаях конструкции подвергаются повторному ударному нагружению. При числе циклов, не превышающем 5·104 ... 105, наряду с проверкой по динамическому пределу текучести следует обеспечить запас по малоцикловой выносливости где Допускаемый
запас При числе циклов свыше 105 проверяется запас по динамическому пределу текучести и по предельной амплитуде для многоциклового нагружения
где При отсутствии
данных по Если условия прочности не соблюдаются, следует, например, принять другой диаметр болта и весь расчет повторить. Проверка плотности стыка Коэффициент запаса по нераскрытию стыка Допускаемый
коэффициент запаса При невыполнении условия (5.20) необходимо увеличить усилие затяжки до соответствующего значения с последующей проверкой прочности болтов. 5.3.2.2. Нагружение, вызывающее циклическое изменение напряжений. 5.3.2.2.1. Определение усилия в наиболее
нагруженном болте. Внешняя нагрузка предполагается гармонической Усилие в
наиболее нагруженном болте определяется по формуле (5.7), в которую вместо
параметров
5.3.2.2.2. Проверочные расчеты. Запасы прочности и плотности стыка проверяются аналогично изложенному в п. 5.3.2.1.2 с заменой механических характеристик при ударе соответствующими характеристиками при циклическом нагружении. 5.3.3. Расчет соединений, нагруженных в плоскости стыка. Характерными конструкциями, испытывающими динамические нагрузки в плоскости стыка, являются соединения внахлестку, встык и т.п. (рис. 5.7 - 5.8). 5.3.3.1. Соединения болтами, поставленными в отверстия с зазором. Основное условие работоспособности рассматриваемых конструкций отсутствие относительного смещения стягиваемых деталей. Ниже принимается, что затяжка болтов обеспечивает «спаянный» стык деталей. Сами болты рабочую нагрузку не передают. При рассмотрении колебательной системы соединяемые детали предполагаются податливыми в своей плоскости.*) Таким образом, приходим в общем случае к расчетной модели в виде массы, связанной с тремя пружинами (рис. 5.9), предназначенными для восприятия сдвигающих сил Fx, Fy и крутящего момента Mx; пружины, передающие крутящий момент, условно показаны одним упругим элементом. Предполагается, что каждая из пружин реагирует только на свою нагрузку. *) В отличие от статического нагружения, при котором соединяемые детали принимается абсолютно жесткими (см. п. 3.1.4); в отдельных случаях, когда податливость одной из соединяемых деталей значительно меньше податливости другой, она может и при динамическом нагружении рассматриваться как абсолютно жесткая. 5.3.3.1.1. Ударная нагрузка. Необходимое условие затяжки где
где
b - угол между векторами
где аX, aY, aφ - максимальные линейные и угловое отклонение системы от положения равновесия;
Рис. 5.7. Соединения внахлестку Рис. 5.8. Соединение встык с двумя накладками Рис. 5.9. Расчетная схема соединения для болтов, поставленных с зазором Рис. 5.10. Расчетная схема соединения для болтов, поставленных без зазора Максимальные линейные и угловые отклонения системы вычисляются по формулам
а податливости соответственно Принятые
обозначения:
АX, AY, JP - площади поперечных сечений и полярный момент инерции рассматриваемого участка; h - толщина участка (по рис. 5.7. h = h1 + h2; по рис. 5.8. h = h1 + h3). *) Коэффициент Коэффициент Коэффициент
восстановления линейных и угловых скоростей KX, KY, Подбор болтов для обеспечения необходимого усилия затяжки (5.24) производится по формуле (3.6). 5.3.3.1.2. Циклическое нагружение. Внешняя нагрузка
принимается гармонической. После её приведения к центру тяжести стыка на
соединение в общем случае будут действовать две силы Усилие затяжки определяется по формуле (5.24); условные касательные напряжения - по формулам (5.25) - (5.27), а податливости - по формулам (5.31) - (5.33). Амплитуды установившихся колебаний: Болты рассчитываются по формуле (3.6). 5.3.3.2. Соединения болтами, поставленными в отверстия без зазора. Расчетная модель (рис. 5.10) представляется жесткой диафрагмой, соединенной с одинаковыми пружинами, эквивалентными по поперечной податливости (от сдвига, изгиба и смятия) болтам. Предполагается, как и в п. 5.3.3.1, что группы пружин, объединенных одним функциональным назначением, работают только от своей нагрузки. Внешняя нагрузка и масса конструкции приводятся к центру тяжести поперечных сечений болтов как центру поворота. 5.3.3.2.1. Ударная нагрузка. При одинаковых болтах нагрузка на наиболее нагруженный болт где
Максимальные линейные и угловое отклонения от положения равновесия составляют
Коэффициенты
восстановления скоростей Болты рассчитываются на срез по формуле (3.15). 5.3.3.2.2. Циклическое нагружение. Внешняя нагрузка, как и в п. 5.3.3.1.2. принимается гармонической. Нагрузка на
наиболее нагруженный болт, определяется по формуле (5.37) с заменой параметров где Болты рассчитываются на прочность аналогично указанному в п. 5.3.3.2.1. 5.3.4. Общий случай нагружения. На первом этапе определяется нагрузка на наиболее нагруженный болт (п. 5.3.2.1.1), производится его расчет (п. 5.3.2.1.2) и проверка плотности стыка (п. 5.3.2.1.3) от растягивающей и изгибающей нагрузок, перпендикулярных плоскости стыка. На втором этапе вычисляется усилие предварительной затяжки Fод (по п. 5.3.3.1.1), необходимое для обеспечения нормальной работы соединения при действии только сдвигающей нагрузки. Если усилие затяжки, определённое на 1-м этапе, окажется недостаточным, его увеличивают до необходимого значения с последующей корректировкой всего расчета от действия растягивающей и изгибающей нагрузок. 5.4. ПРИМЕРЫ РАСЧЕТА5.4.1. Пример. Определить размеры и запасы прочности болтов, стягивающих круглые фланцы (рис. 6.1). На соединение действует переменная нагрузка, изменяющаяся от нуля до максимального значения (Fxmax = 7,3·104 Н, Mymax = 106 Н·мм). Число болтов 8. Материал болтов и гаек - сталь 38ХА (без покрытия); материал фланцев - сталь 45. Модули продольной упругости Ебт = Едт = 2·105 МПа; предел текучести стали 38ХА σт = 800 МПа; предел прочности σв = 900 МПа. Резьба нарезана (с последующей термообработкой) и при затяжке смазывается маслом МК. Соединение работает при нормальной температуре. Шероховатость поверхностей фланцев Rz 40. Рис. 6.1. К расчету круглофланцевого контактирующего соединения Координаты осей болтов: x1 = x5 = 0; x2 = x4 = - x6 = - x8 = 141 мм; x3 = - x7 = 200 мм; y1 = - y5 = 200 мм; y2 = - y4 = - y6 = - y8 = 141 мм; y3 = y7 = 0. При переменной внешней нагрузке, прикладываемой с небольшой скоростью, усилия в болтах допустимо определять по формулам статического расчета (п.п. 2.3, 2.4), а изменение нагрузки учитывать при определении допускаемых напряжений и запасов прочности. При значительных скоростях нагружения (с интенсивностью возрастания напряжений свыше 500 МПа·с-1; см. раздел 1) расчет следует производить в соответствии с рекомендациями п. 5.3 (см. также пример 6.3). 5.4.1.1. Диаметр наиболее нагруженного болта определяется по формуле (2.6), в которой допускаемое напряжение в соответствии с табл. 2.1 Наиболее нагружен 3-й болт, поэтому По ГОСТ 8724-61 принимаем резьбу М12´1,25 с внутренним диаметром d1 = 10,647 мм, средним диаметром d2 = 11,188 мм и шагом P = 1,2 мм. Диаметр стержня болта dc = 11 мм; высота головки болта hг.б = 7 мм; высота гайки Н = 10 мм. Класс прочности болта 8,8, гайки - 10. 5.4.1.2. По формуле находим расчетное разрушающее усилие для
болта в резьбовой части, приняв по табл. 2.7 отношение Для определения
усилий, вызывающих срез витков болта Qб и гайки Qг - см. формулы (2.55)
- (2.56)
- принимаем коэффициенты kб = kг = 0,87; km = 0,55 (табл. 2.9), а
пределы прочности материалов болта и гайки на срез (см. с. 23 - 24) Разрушающей следует считать меньшую из нагрузок Fрасч, Qб и Qг, т.е. Qб = 86384 H. 5.4.1.3. Податливость стержня болта вычисляется по формуле (2.9) при длине ненарезанной части стержня 20 мм: Податливость резьбы на длине свинчивания по формуле (2.10) составляет Податливость головки болта (2.11) Податливость
части конических втулок, относящихся к системе болта (см. рис. 2.1)
при d0 = 13 мм; При определении контактной податливости деталей, относящихся к системе болта, учитываем лишь податливость стыков между гайкой (головкой болта) и фланцами. Согласно ГОСТ 5915-70 опорная поверхность гайки имеет шероховатость Rz 40. Контактную податливость витков резьбы допустимо не учитывать, поскольку их шероховатость для нарезанной резьбы колеблется в интервале 1,18 - 0,77. Суммарная податливость стыков деталей системы болта (2.16) - (2.17) с использованием данных табл. 2.3. определяется приближенно: Здесь среднее
контактное давление Подставив
полученное значение Таким образом, податливость деталей системы болта составит, по формуле (2.8): Податливость деталей системы корпуса определяем по формуле (2.13). Податливость части стягиваемых конических втулок, относящейся к системе корпуса, вычислим по формуле (2.14): Условное
давление Контактная податливость стыка, относящегося к системе корпуса, составит по формуле (2.16) Податливость деталей системы корпуса Коэффициент основной нагрузки болта вычисляем по формуле (2.1): 5.4.1.4. Усилие в наиболее нагруженном болте определим по (2.5): Напряжение в резьбовой части, отвечающее Fmax, составит по (2.20) Минимальное напряжение затяжки вычисляется по формуле (2.19): а расчетное - по формуле (2.23); параметр ν принимаем равным 3 *) Параметры Напряжение затяжки в гладкой части стержня болта определяется по формуле (2.24): Полное растягивающее напряжение в резьбовой части по (2.25) а в стержне - по (2.26) 5.4.1.5. Для определения момента (Мр), скручивающего стержень болта, необходимо принять коэффициент трения в резьбе fp. По табл. 2.5 fp = 0,13, а угол трения по (2.31) Угол подъёма резьбы составляет согласно формуле (2.30) а Мр вычисляется по формуле (2.29): Коэффициент трения на торце гайки fт по табл. 2.5 принимаем равным 0,12. Тогда момент трения на торце гайки по формуле (2.33) составит Момент на ключе по формуле (2.32): 5.4.1.6. Касательные напряжения в резьбовой
части
Приведенные
напряжения в резьбовой части
5.4.1.7. Амплитудные значения напряжений и
резьбовой части
Средние значения
соответствующих напряжений
5.4.1.8. Для определения пределов выносливости нарезанной и стержневой части болта по формуле (2.61) воспользуемся данными табл. 2.9:
5.4.1.9. Находим запасы статической прочности
по пределу текучести в резьбовой части nтр и в стержне nтс болта по
формулам (2.44) - (2.45); предварительно по табл. 2.7 задаёмся отношением
Для определения запаса статической прочности по срезу витков резьбы болта по формуле (2.52) вначале находим полное усилие Qп, развивающееся в болте по (2.54): Тогда искомый запас составит Запасы статической прочности по разрушающим напряжениям находим по формулам (2.46) - (2.47):
Запасы
выносливости для резьбовой части и стержня определяем по формулам (2.59)
- (2.60),
так как Таким образом, выбранные болты обеспечивают необходимые запасы прочности и выносливости. 5.4.2. Пример. Рассчитать распределение нагрузки по болтам соединения, показанного на рис. 6.1, а. Исходные данные:
5.4.2.1. В соответствии с зависимостями (3.17) - (3.19) составляем систему уравнений для определения искомых нагрузок на участках листов 1 и 3. Задачу решаем в относительных нагрузках:
При В матричной форме она имеет вид где A - матрица
коэффициентов при неизвестных
Матрица
коэффициентов при
5.4.2.2. Решение системы (6.1): 5.4.2.3. Результаты расчета, выполненного на ЭВМ «Наирм-К», приведены в табл. 6.2. Значения
относительных нагрузок на болты:
3.4.2.4. Показанные на рис. 6.2 кривые (условные - вместо столбчатых функций) характеризуют относительные нагрузки на болты по участкам в пределах толщины каждого из листов 1, 2 и 3. Из рисунка видно, что в рассматриваемом пакете промежуточные болты 3 и 4 (а в самом податливом листе 1 - и болт 2), по существу, не работают. В крайних болтах 1 и 6 разница в величинах нагрузок более существенна в 1-м листе, нежели во 2-м и 3-м, т.е. с увеличением податливости листа возрастает неравномерность распределения нагрузки по болтам на его участках. Рис. 6.2. К примеру расчета трехслойного пакета 5.4.3. Пример.
Рассчитать крепление сварного кронштейна к раме (рис. 5.5) при действии на него в плоскости YOZ (точка B) под углом g к оси Y гармонической
силы Основные размеры соединения: а1 = 340 мм; а2 = 320 мм; а3 = 50 мм; а4 = 10 мм; в1 = 190 мм; в2 = 160 мм; в3 = 120 мм; в4 = 80 мм; в5 = 70 мм; D1 = 70 мм; D2 = 50 мм; ri = 70 мм; rimax = 150 мм; rjmax = 80 мм; h = 260 мм; lд = 20 мм. 5.4.3.1. Расчетная модель представлена на рис. 5.6. Восемь пружин (условных одиночных соединений) связаны с жесткой диафрагмой (ЖД), расположенной на уровне 0,2 lд от опорных торцов головок винтов.**) *) Ось (на рисунке не показана) принята в форме цилиндра диаметром 50 мм и длиной 130 мм. **) Особенности схематизации соединения при сдвигающей нагрузке см. в п. 5.3.3. Приведение
нагрузки к главным центральным осям стыка даёт две силы На первом этапе расчет выполняется только для нагружения кронштейна растягивающей нагрузкой и изгибающим моментом. 5.4.3.2. Определение податливостей. Незначительное влияние контактной податливости стыка, обработанного по 1,25, не учитываем. Податливость стержня винта Податливость головки винта Податливость соединения винт - рама Податливость части конической втулки (0,2 lд), относящейся к системе болта, где Здесь D0 - диаметр конической втулки (аппроксимирующей условное одиночное соединение) по месту приложения внешних силовых факторов; S - размер под ключ; j - угол наклона образующей конической втулки. Суммарная податливость деталей системы болта Податливость деталей системы корпуса где Здесь D - диаметр большего основания конической втулки. Коэффициент основной нагрузки винта Податливость условного одиночного соединения 5.4.3.3. Определяем положение центра инерции (точка О1) кронштейна и его момент инерции относительно оси Х. Получим: Хцм = 0; Yцм = - 42,9 мм; Zцм = 58,7 мм; Iх = 0,4433·106 кг·мм2. 5.4.3.4. Находим коэффициенты контактной податливости на стыке и в резьбе по формуле (5.14) с использованием данных табл. 2.4. Шероховатость накатанной резьбы [18] и стыков примем одинаковой: Вычисляем площади контактирующих поверхностей и момент инерции стыка Jx (При определении Ac, Jx влиянием отверстий пренебрегаем): Здесь Н - высота гайки; Р - шаг резьбы. Принимаем
напряжения предварительной затяжки Напряжения на стыках и в резьбе определим в первом приближении от усилия предварительной затяжки, так как распределение внешней нагрузки между элементами соединения пока неизвестно: Вычислим коэффициенты контактной податливости: 5.4.3.5. По формулам (5.11) - (5.12) вычисляем
коэффициенты рассеяния энергии, принимая 5.4.3.6. По формулам (5.21) - (5.22) определяем амплитуды линейных и угловых колебаний: 5.4.3.7. Находим усилие в наиболее нагруженном винте по формуле (5.7): Корректировать амплитуды линейных и угловых колебаний нет необходимости, так как после приложения внешней нагрузки коэффициенты kк.с, kк.в kк.р изменяются незначительно (до 3 %). 5.4.3.8. Проверяем запас по нераскрытию стыка по формуле (5.20): 5.4.3.9. Определяем запасы статической прочности и выносливости по зависимостям (5.15) - (5.17) и (5.19). Амплитуда и среднее напряжение цикла
Запас статической прочности Для накатанной
резьбы при Запас по выносливости 5.4.3.10. Проверочный расчет на обеспечение
отсутствия сдвига от нагрузки Определяем параметры b и b1. (см. п. 5.2.1):
Коэффициент Площадь поперечного сечения основания кронштейна и, таким образом, податливость по формуле (5.32) По формуле (5.34) вычисляем амплитуду установившихся касательных колебаний: Из выражения (5.26) определяем условное каcательное напряжение в спаянном стыке Находим усилие затяжки, необходимой для обеспечения нормальной работоспособности соединения при действии сдвигающей нагрузки по формуле (5.24): Таким образом, предварительно назначенная затяжка (п. 5.3.4) удовлетворяет требуемому условию. Обозначения, применяемые в Р
Литература1. Биргер И.А., Иосилевич Г.Б. Резьбовые соединения. - М.: Машиностроение, 1973. - 256 с. 2. Клячкин Н.Л. Расчет групповых резьбовых соединений. - Саратов: Приволжское книжн. изд-во, 1972. - 367 с. 3. Биргер И.А., Шорр Б.Ф., Иосилевич Г.Б. Расчет на прочность деталей машин // Справочник. - М.: Машиностроение, 1979. - 702 с. 4. Иосилевич Г.Б., Строганов Г.Б., Шарловский Ю.В. Затяжка и стопорение резьбовых соединений. - М.: Машиностроение, 1985. - 223 с. 5. Биргер И.А. Расчет резьбовых соединений. - М.: Оборонгиз, 1959. - 252 с. 6. Клячкин Н.Л., Антонов И.С., Репин В.И. Исследование контактных деформаций на стыке одиночного резьбового соединения // Труды Ульяновского политехн. ин-та, Т. VI. Вып. 4, 1970. - С. 79 - 89. 7. Левина З.М., Решетов Д.Н. Контактная жесткость машин. - М. Машиностроение, 1971. - 264 с. 8. Клячкин Н.Л. Распределение нагрузки по болтам трёхслойного пакета. - Изв. вузов. Машиностроение, 1982. № 8, - С. 3 - 6. 9. Cramer C.O. Load Distribution in Multiple Bolt Tension Joints Journal of the Structural Division Proc. Of the ASCE, 1968, v. 94, № 5, p.p. 1001 - 1117. 10. Sollmann H. Ein Beitrag zur Elastizität der Bolzen-Laschen-Verbindung. - Wissenschaftliche Zeitschrift der Technisch Universität Dresden, V. 14, Heft 6. - Dresden: 1965, S. 1417 - 1424. 11. Рассеяние энергии при колебаниях упругих систем / Под ред. Г.С. Писаренко. - Киев: Наукова думка, 1968 - 454 с. 12. Пановко Я.Г. Внутреннее трение при колебаниях упругих систем. - М.: Физматгиз. 1960. - 240 с. 13. Пановко Я.Г. Основы прикладной теории колебаний и удара. - Л.: Машиностроение, 1976. - 320 с. 14. Решетов Д.Н., Палочкина Н.В. Исследование демпфирования колебаний в резьбовом соединении / Изв. вузов. Машиностроение, 1972. № 1. - С. 19 - 23. 15. Шувалов В.Ю., Левина З.М., Решетов Д.Н. Демпфирование продольных колебаний в передачах винт-гайка и опорах винта. - Станки и инструмент, 1973. № 4 - С. 4 - 7. 16. Антонов И.С. Определение усилий в винтах при ударе. - Вестник машиностроения, 1982. № 7. - С. 27 - 29. 17. Гольдсмит В. Удар. Теория и физические свойства соударяемых тел. - М.: Стройиздат, 1965. - 448 с. 18. Якушев А.И., Мустаев Р.Х., Мавлютов Р.Р. Повышение прочности и надёжности резьбовых соединений. - М.: Машиностроение, 1979. - 216 с. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕРАЗРАБОТАНЫ: Ульяновским политехническим институтом; Уфимским авиационным институтом имени С. Орджоникидзе ВНЕСЕНЫ Государственным Комитетом СССР по стандартам ИСПОЛНИТЕЛИ: к.т.н. Н.Л. Клячкин; д-р т.н. Р.Р. Мавлютов (руководители разработки); к.т.н. И.С. Антонов; к.т.н. С.Т. Ковган; к.т.н. Ю.А. Кувшинов Утверждены Приказом ВНИИНМАШ № 356 от 04.11.87 г. Введены впервые.
СОДЕРЖАНИЕ
|