Система нормативных документов в строительстве СВОД ПРАВИЛ ПО
ПРОЕКТИРОВАНИЮ ДОМА-ИНТЕРНАТЫ
СП 35-117-2006
ДЕПАРТАМЕНТ СТРОИТЕЛЬСТВА Москва
Предисловие 1 РАЗРАБОТАН ФГУП «Научно-проектный институт учебно-воспитательных, торгово-бытовых и досуговых зданий» (Институт общественных зданий) и ЗАО «Архитектурное проектно-исследовательское объединение - Центр» (АПИО-Центр) 2 ВНЕСЕН Департаментом по делам детей, женщин и семьи Министерства труда и социального развития Российской Федерации 3 УТВЕРЖДЕН приказами генерального директора «АПИО-Центр» от 16 ноября 2004 г. № 5 и директора ФГУП «Институт общественных зданий» от 16 марта 2006 г. 4 ЗАРЕГИСТРИРОВАН Департаментом строительства и жилищно-коммунального хозяйства Министерства регионального развития Российской Федерации 12 апреля 2006 г. № 3447-СК/07 5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
СОДЕРЖАНИЕ Введение Настоящий Свод правил выполнен по государственному контракту № 1110-14/02 от 24 ноября 2002 г. с Госстроем России. Федеральная целевая программа «Дети-инвалиды» отражает общественные преобразования в нашей стране и направлена на формирование основ комплексного решения проблем детей с отклонениями в развитии, на создание условий для реализации психолого-педагогической и социальной реабилитации детей-инвалидов. Социальные учреждения для детей-инвалидов, в числе которых дома-интернаты для детей-инвалидов, нуждаются в совершенствовании нормативной документации. В данном Своде правил содержатся требования к однопрофильным и многопрофильным домам-интернатам для детей-инвалидов со специализированными отделениями и единым на здание блоком общественных помещений (медицинских, административных, бытовых, столовой). Нормативной базой, регламентирующей мероприятия по решению домов-интернатов для детей-инвалидов, являются законодательные и нормативные документы, в числе которых: Федеральная целевая программа «Дети-инвалиды» (Постановление Правительства Российской Федерации от 19.09.97 г. № 1207); Приказ Министерства образования РФ и Министерства здравоохранения РСФСР от 18 июля 1991 г. № 251/125 «О мерах по улучшению общеобразовательных учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков, имеющих недостатки в физическом и умственном развитии»; Федеральный Закон № 32. Собрание законодательства Российской Федерации 1995 г., ст. 3198 «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»; «Положение о детском доме-интернате для детей с физическими недостатками». Приказ Министерства социального обеспечения РСФСР от 5 ноября 1980 г. № 122; Постановление об утверждении «Методических рекомендаций по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения «Дом-интернат для умственно отсталых детей»» Минтруда и социального развития РФ № 54 от 8 августа 2002 г. Кроме перечисленных законодательных документов учтен комплекс отраслевых нормативных документов № 35, касающихся проектирования и строительства для маломобильного населения и инвалидов. В работе частично использованы следующие материалы: МГСН 4.02-94 «Дома-интернаты для детей-инвалидов» ВСН 62-91 */Госкомархитектура «Проектирование среды жизнедеятельности с учетом потребностей инвалидов и маломобильных групп населения». Разделы 1 и 2, 1994. Рекомендации по проектированию домов-интернатов для умственно отсталых детей. М., 1980. В документе также учтены работы специалистов: канд. архит. Смывиной Л.А. (ФГУП «ИОЗ»); канд. архит. Тюричевой М.Н. (АПИО-Центр); канд. архит. Щетининой Н.Н. (ЦНИИЭП учебных зданий); канд. архит. Цытовича Г.Н. (ЦНИИЭП учебных зданий). Работа выполнена авторским коллективом в следующем составе: научный руководитель - канд. архит. Л.А. Смывина (ФГУП «ИОЗ»); ответственные исполнители: канд. архит. Т.А. Исаева (ФГУП «ИОЗ») и д-р мед. наук, профессор Н.Ф. Дементьева (ФЦЭРИ), при участии: инж. Л.В. Сигачевой, инж. Н.И. Чернозубовой (ФГУП «ИОЗ»), компьютерная графика: канд. техн. наук. В.Ф. Кротюка, инж. И.Р. Домрачевой (ФГУП «ИОЗ»). Научный редактор нормативного документа - канд. архит. A.M. Гарнец (ФГУП «ИОЗ»).
СВОД ПРАВИЛ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ И СТРОИТЕЛЬСТВУ ДОМА-ИНТЕРНАТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ Boarding schools (institutions) for disabled children 1 Область применения1.1 Положения Свода правил (далее - СП) распространяются на здания домов-интернатов (далее - учреждения) для стационарного проживания детей-инвалидов с сохранным интеллектом и физическими недостатками и умственно отсталых с различной степенью инвалидности. Определения учреждений даны в приложении А. 1.2 Требования Свода правил следует учитывать при проектировании новых объектов, реконструкции и модернизации существующего фонда, при решении функциональных зон помещений домов-интернатов различного назначения, при экспертизе проектов. Настоящий СП предназначен также для применения органами архитектуры и градостроительства, социальной защиты населения, общественными организациями и фондами - собственниками объектов. В случае реконструкции зданий для домов-интернатов следует учитывать кроме требований настоящего СП также требования нормативного документа по реконструкции СП 35-114. 2 Нормативные ссылкиВ настоящем Своде правил приведены ссылки на следующие нормативные документы: СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений» СНиП 23-03-2003 «Защита от шума» СНиП 31-01-2003 «Здания жилые многоквартирные» СНиП 23-05-95* «Естественное и искусственное освещение» СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» СНиП 41-01-03 «Отопление, вентиляция и кондиционирование» СНиП 2.04.01-85* «Внутренний водопровод и канализация зданий» СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» СНиП 2.08.02-89* «Общественные здания и сооружения» ГОСТ 11015-93 «Столы ученические. Типы и функциональные размеры» ГОСТ 11016-93 «Стулья ученические. Типы и функциональные размеры» СП 35-101-2001 «Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения. Общие положения» СП 35-114-2003 «Реконструкция и приспособление зданий для учреждений социального обслуживания пожилых людей» ПУЭ «Правила устройства электроустановок» ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации» НПБ 88-2001* «Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования» НПБ 104-03 «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях» СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий» СанПиН 2.4.1201-03 «Гигиенические требования к устройству, содержанию, оборудованию и режиму работы специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации» СанПиН 2.4.1249-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений» ВСН 281-75 «Указание по проектированию систем автоматизации технологических процессов» 3 Общие положения3.1 Здания учреждений домов-интернатов для детей-инвалидов рассчитаны на проживание различных возрастных групп детей: - с сохранным интеллектом, имеющих физические недостатки, в возрасте от 3 до 16 лет в соответствии с таблицей Б.1 приложения Б; - умственно отсталых в возрасте от 4 до 18 лет в соответствии с таблицей Б.2 приложения Б. 3.2 В учреждениях для детей-инвалидов следует предусматривать необходимый набор помещений - жилых, служебно-бытовых, хозяйственных, административных, медицинских; культурно-массовых и досугового назначения, создавать условия для обеспечения обстановки, максимально приближенной к домашней, сочетая ее с необходимым медицинским обслуживанием. Структура учреждений и взаимосвязь помещений приведены на рисунке 1, состав и площади помещений приведены в таблицах Г.1 - Г.7 приложения Г. В учреждениях для детей-инвалидов могут быть запроектированы «дневные отделения» для круглосуточного пребывания детей на пять дней в неделю (при согласовании с органами социальной защиты с учетом устава учреждения). 3.3 Вместимость учреждений для детей-инвалидов рекомендуется принимать 100 - 200 мест в соответствии с таблицами В.1 и В.2 приложения В. 3.4 При проектировании домов-интернатов для детей-инвалидов следует учитывать требования строительных норм и правил применительно к зданиям общественного назначения согласно СНиП 2.08.02 и СНиП 35-01, а также следует соблюдать гигиенические требования к устройству и организации режима работы в домах-интернатах для детей-инвалидов в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278, СанПиН 2.4.1249. 3.5 В домах-интернатах для детей-инвалидов противопожарную защиту следует обеспечивать в соответствии с требованиями СНиП 21-01. По функциональной пожарной опасности интернаты относятся к классу Ф.1.1. согласно СНиП 21-01, п. 5.21*. Таблица 1 - Ориентация помещений
3.6 Оптимальная этажность домов-интернатов для детей-инвалидов рекомендуется 1 - 2 этажа. При числе этажей более двух учреждения для детей-инвалидов должны быть оборудованы лифтами (по расчету), в том числе и кроватными. Количество лифтов в каждом конкретном случае определяется заданием на проектирование. В интернатах для детей-инвалидов следует предусматривать кроме лифтов и пандусы. Уклон пандуса на путях передвижения инвалидов на колясках внутри и снаружи здания следует принимать не более 1 : 12 согласно СНиП 2.08.02, п. 1.94. 3.7 В зависимости от возраста и тяжести заболевания принцип размещения групп детей по этажам должен подчиняться следующим правилам: - лежачие, обездвиженные дети размещаются не выше первого этажа; - дети до 6 лет - не выше второго этажа. В учреждении для детей-инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата расчетное число колясочников в отделении следует принимать 20 - 30 % вместимости отделения. В отделении для умственно отсталых детей, передвигающихся с трудом, число колясочников рекомендуется принимать 2 - 3 % вместимости отделения. Общее количество колясочников следует уточнять при составлении задания на проектирование. 3.8 Жилая площадь в домах-интернатах для детей-инвалидов принимается 4 м2/место для дошкольных групп и 6 м2/место для остальных групп согласно таблицам Г.1 и Г.2 приложения Г. 3.9 Высоту помещений учреждения для детей-инвалидов следует принимать согласно СНиП 31-01 (высота жилых помещений от пола до потолка не менее 2,5 м. Для климатических районов 1А, 1Б, 1Г, 1Д, IIА - не менее 2,7 м), высоту общественных помещений, кроме помещений столовой, допускается принимать равной высоте жилых помещений. Высоту помещения столовой следует принимать не менее 3 м согласно СНиП 2.08.02. 3.10 Ориентацию окон помещений по сторонам горизонта следует принимать с учетом требований СанПиН 2.4.1249, СНиП 23-05 и таблицы 1. 3.11 Необходимость мероприятий по решению учреждений гражданской обороны определяется в каждом конкретном случае заданием на проектирование. Требования к интерьеру и размерам внутреннего пространства 3.12 Организация внутреннего и внешнего пространства, учитывающая особенности детей-инвалидов, проектируется исходя из обязательных минимально допустимых параметров комфортного проживания в соответствии с таблицами Б.1 - Б.2; В.1 - В.2; Г.1 - Г.8 приложений Б - Г, рисунком 2. 3.13 Оборудование помещений для детей-инвалидов следует принимать в соответствии с антропологическими и эргонометрическими данными детей, имеющих различные нарушения физического и умственного развития, в соответствии с рисунком 2. Параметры помещений для детей с физическими недостатками (нарушением зрения, слуха, речи) принимаются такими же, как и для помещений, рассчитанных на здоровых детей, в этом случае площадь тела в плане равна 0,1 м2 (в летней одежде). Для слепых детей (с остротой зрения 0 - 0,05), которые используют ориентировочную трость для передвижения в окружающем пространстве, среднюю площадь тела в плане следует принимать 0,4 м2. Для детей с последствиями полиомиелита и церебральных параличей, аномальных детей площадь тела ребенка, занимаемая в плане, составляет: - без использования дополнительных опор - 0,25 м2; - с одной дополнительной опорой - 0,2 м2; - с двумя дополнительными опорами - 0,3 м2 (по данным д-ра архит., проф. В.К. Степанова). На основе антропологических и эргонометрических данных детей-инвалидов жилые помещения следует принимать не менее, м2: - спальные комнаты для детей-инвалидов с физическими недостатками - 4,0; для слепых (с остротой зрения 0 - 0,05) - 4,5; - спальные комнаты для детей-инвалидов лежачих - 6,0; - комнаты дневного пребывания - 3; - классные комнаты в жилых ячейках - 2,5. 3.14 В составе жилой ячейки для детей с физическими недостатками, для старшеклассников следует предусматривать дополнительно комнаты для индивидуальных занятий площадью на 1 воспитанника не менее 1,5 м2/место, а для детей-инвалидов с последствиями полиомиелита и церебральных параличей - не менее 1,8 м2/ место. 3.15 При проектировании помещений рекомендуется пользоваться габаритными схемами, приведенными на рисунках 3 - 11. 4 Планировка участка4.1 Дома-интернаты для детей-инвалидов следует размещать на обособленных участках в озелененных районах селитебной территории, вблизи подъездных дорог, действующих инженерных коммуникаций в пределах радиуса обслуживания пожарного депо, на расстоянии не менее 3000 м от промышленных предприятий, улиц и дорог с интенсивным движением транспорта и железнодорожных путей, а также других источников повышенного шума, загрязнения воздуха и почвы. 4.2 Площадь земельного участка учреждений для детей-инвалидов следует принимать в соответствии с таблицами В.1 и В.2 приложения В. При строительстве нового здания дома-интерната для детей-инвалидов в районах с затесненной застройкой площадь земельного участка может быть уменьшена, но не более чем на 20 %. 4.3 На участке следует разграничивать его территорию для площадок групп детей с сохранным интеллектом и детей умственно отсталых с учетом использования различными группами соответствующих функциональных зон организованных площадок на одну группу или общую на 2 - 3 группы: - учебно-производственной зоны (садово-ягодные участки); - зоны отдыха (площадки для встречи с родителями, площадки, оборудованные скамейками и столами, цветниками, прогулочные дорожки, лужайки для игр); - хозяйственной зоны (гараж, овощехранилище, котельная, мусоросборник, склад). Площадь участка и состав площадок для различных групп следует принимать в соответствии с таблицами В.1 и В.2 приложения В и СНиП 2.07.01 (таблица 7). 4.4 На территории участка следует предусматривать два самостоятельных въезда, один из въездов должен быть хозяйственным. При въезде на участок необходимо предусматривать стоянку легковых машин на 3 - 5 машин (25 м2 на место). 4.5 Озеленение участка следует принимать не менее 40 % площади участка. 4.6 Участок здания учреждения для детей-инвалидов необходимо ограждать оградой высотой 2 м с запирающимися калиткой и воротами. 4.7 Здания домов-интернатов следует размещать в пределах радиуса обслуживания пожарного депо. 4.8 При проектировании протяженных (блокированных) зданий должны быть предусмотрены сквозные проезды шириной в свету не менее 4,25 м. Степень огнестойкости домов-интернатов для детей-инвалидов должна быть не ниже II степени огнестойкости. 5 Объемно-планировочные решения5.1 Учреждения для детей-инвалидов с сохранным интеллектом, а также учреждения для детей умственно отсталых формируются из жилых отделений, жилых групп и жилых ячеек, помещений медицинского, хозяйственного и бытового назначения. При проектировании рекомендуется предусматривать вариант решения учреждения (многопрофильных) с интеграцией жилых отделений для детей с сохранным интеллектом и для умственно отсталых детей при четком разграничении отделений. Планировку здания необходимо решать исходя из функциональной структуры учреждения и с учетом СП 35-101, с единым блоком медицинских, административных, хозяйственных, культурно-массовых помещений и столовой. Схема планировки здания для детей-инвалидов представлена на рисунках 3 - 5. Состав и площадь помещений следует принимать в соответствии с таблицами Г.3 - Г.7 приложения Г. 5.2 В состав домов-интернатов для детей-инвалидов входят следующие основные группы помещений: - приемно-карантинное отделение; - жилые отделения для умственно отсталых детей; - жилые отделения для детей с сохранным интеллектом, имеющих физические недостатки; - общественные помещения; - учебно-производственные; - зальные; - медицинские и сенсорные; - служебно-бытовые; - пищеблок; - культурно-массовые и досуговые помещения; - помещения проживания персонала (при загородном размещении дома-интерната для детей-инвалидов). 5.3 Все основные группы помещений учреждений для детей-инвалидов должны быть, как правило, функционально изолированы и взаимосвязаны через коммуникационные пространства. На практике обеспечить всем группам помещений необходимую изоляцию достаточно сложно. Поэтому допускаются некоторые группы помещений, кроме жилых, предусматривать проходными. Функционально-планировочную организацию домов-интернатов для детей-инвалидов желательно проектировать с обособленными жилыми отделениями, которые рекомендуется соединять с блоком общественных помещений короткими (6 м) теплыми переходами, как показано на рисунке 5. Приемно-карантинное отделение с изолятором 5.4 Приемно-карантинное отделение следует проектировать с отдельным самостоятельным выходом на участок. Приемное отделение должно иметь непосредственную связь с карантинным отделением. Площадь на одно приемно-смотровое место представлена в таблице 2. Таблица 2 - Приемное отделение
В карантинном отделении количество мест ориентировочно принимается 3 % общего числа детей-инвалидов в доме-интернате. 5.5 Окна в карантинном отделении следует проектировать из небьющегося стекла. Высота подоконника проектируется не менее 0,9 м от уровня пола. На окнах необходимо предусмотреть фрамуги или форточки, высоту размещения затворов фрамуг и форточек следует принимать от уровня пола 2,0 - 2,2 м. Жилые ячейки5.6 Жилые ячейки для детей-инвалидов с физическими недостатками, но с сохранным интеллектом следует дифференцировать в зависимости от возраста и степени инвалидности в соответствии с таблицей Г.1 приложения Г и рисунком 6: - для дошкольников - тип 1а; - для подростков и старшеклассников - тип 1б; - для лежачих, обездвиженных детей - тип 1в. 5.7 Жилую ячейку тип 1а следует предусматривать для детей-инвалидов в возрасте 3 - 7 лет. Жилая ячейка должна включать жилые комнаты на 4 - 6 человек, буфетную, комнату для игр, раздевальную, комнату воспитателя и санитарно-гигиенические помещения в соответствии с рисунками 5 и 7. 5.8 Жилую ячейку тип 1б следует предусматривать для детей-инвалидов подросткового возраста, подготовительной группы к общеобразовательным школьным занятиям в возрасте 6 - 7 лет и группы детей профессионального обучения 8 - 16 лет. В жилой ячейке должны быть жилые комнаты на 2 - 3 - 4 человека, которые представлены на рисунках 6 и 8. В составе жилой ячейки 1б следует предусматривать классы для обучающихся детей, состав и площади которых представлены в таблице Г.3 приложения Г. Помещения жилой ячейки для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата следует проектировать с учетом функциональных зон, обеспечивающих подъезд ребенка-инвалида в кресле-коляске к любой точке помещения, зону размещения кресла-коляски следует принимать шириной - 0,9 м и длиной - 1,5 м. 5.9 Жилая ячейка тип 1в предусматривается для лежачих детей, имеющих физические недостатки, не способных к передвижению, физически обездвиженных. Жилые комнаты следует рассчитывать на возрастные группы от 3 до 7 лет и от 8 до 16 лет. Вместимость жилых комнат следует проектировать на 6 - 8 человек. Для удобства наблюдения за проживающими в жилых ячейках типа 1в шлюз-передняя не предусматривается. В ванной комнате следует предусмотреть зону для мытья клеенок. Состав и площади помещений жилой ячейки 1в представлены в таблице Г.1 приложения Г и на рисунке 10. 5.10 Жилые ячейки для умственно отсталых детей следует дифференцировать в зависимости от возраста и степени инвалидности по таблице Г.2 приложения Г и рисунку 9: - для младшей группы - тип 2а; - для средней и старших групп - тип 2б; - для лежачих детей-инвалидов - тип 2в. 5.11 Жилую ячейку тип 2а следует предусматривать для детей младших групп в возрасте 4 - 8 лет с нарушенным интеллектом. В жилых ячейках тип 2а следует предусматривать: комнату воспитателя, игровую-столовую, жилые комнаты на 4 - 6 чел. Схема планировки жилой ячейки 2а представлена на рисунках 7, 10. Состав и площади помещений жилой ячейки 2а представлены в таблице Г.2 приложения Г. 5.12 Жилая ячейка тип 2б рассчитывается для детей в возрасте 8 - 12 лет и 12 - 18 лет, свободно или с трудом передвигающихся, способных к обучению. Жилые комнаты принимаются вместимостью на 2 - 3 - 4 чел. Схема планировки жилой ячейки представлена на рисунках 8 и 9. Состав и площади помещений жилой ячейки типа 2б принимаются согласно таблице Г.2 приложения Г. 5.13 В составе помещений жилой ячейки типа 2б для умственно отсталых детей 8 - 12 лет следует предусматривать учебные помещения (классы) исходя из подготовительной работы с ребенком по овладению им трудовыми навыками для дальнейшего обучения в учебно-производственных мастерских. 5.14 Жилую ячейку тип 2в следует предусматривать для детей-инвалидов умственно отсталых, не способных к передвижению, обездвиженных, лежачих. Она состоит из жилых комнат на 6 - 8 чел., при которых размещаются ванна с зоной для мытья клеенок, буфетная и кладовые для уборочного инвентаря и хозяйственные встроенные шкафы. В жилой ячейке типа 2в возможно размещение двух спален, вариант такого решения представлен на рисунках 9 и 10. Состав и площади помещений жилой ячейки типа 2в представлены в таблице Г.2 приложения Г. 5.15 Раздевальные помещения для жилых ячеек типов 2а и 2б следует оборудовать встроенными шкафами с подсушкой одежды и обуви. В спальных помещениях жилых ячеек следует предусматривать встроенные шкафы для хранения запаса чистого белья и спальных принадлежностей (0,15 м2/чел.). Схемы решения жилых ячеек типа 2 представлены на рисунке 9. 5.16 На каждые две жилые ячейки обучаемых детей-инвалидов рекомендуется устраивать одну неотапливаемую веранду площадью 1 м2/чел. Учебные помещения 5.17 Для занятий обучаемых умственно отсталых детей, подготовительных групп трудового обучения (для среднего и старшего возраста детей) могут использоваться также комнаты трудотерапии, планировочная схема которых представлена на рисунке 11. 5.18 Учебная группа помещений для 1-го класса состоит из помещений для индивидуальных занятий и комнаты для игр, выполняющей функцию рекреационного помещения для отдыха во время занятий. Площади помещений приведены в таблицах Г.1 и Г.2 приложения Г. 5.19 Учебная группа помещений для воспитанников II - IV классов состоит из классных комнат, мастерских для трудового обучения, рекреаций и санитарных узлов, площади которых представлены в таблице Г.3 приложения Г. 5.20 Учебная группа помещений для средних и старших классов состоит из учебных классов, кабинетов лабораторий, лаборантских при них, рекреационных помещений и санитарных узлов. Учебные кабинеты и лаборатории для средних и старших классов могут быть использованы для кружковых и индивидуальных занятий в неурочное время. 5.21 Лаборантские предусматриваются при каждом кабинете, а при лабораториях - по каждому предмету (химии, физике, биологии). Лаборантские являются местом для размещения отраслевой библиотеки, информационно-пленочных материалов, частичного хранения средств обучения, наглядных пособий. Состав помещений учебной и профессиональной подготовки для детей с сохранным интеллектом представлен в таблице Г.3 приложения Г. 5.22 Рекреационные помещения проектируются из расчета не менее 1 м2 на одного учащегося с учетом их универсального использования для занятий кружков, секций, игр (в том числе настольного тенниса). 5.23 Площадь класса принимается из расчета 2 м2 на человека. Классы оборудуются одноместными столами для детей, доской школьного типа, однотумбовым столом для воспитателя, шкафами для хранения наглядных пособий и тетрадей. 5.24 В классах необходимо предусмотреть сквозное или угловое проветривание, которое допускается осуществлять через рекреационное помещение или коридор. Площадь застекленной поверхности окон в классах составляет 1/5 - 1/6 площади пола; 50 % окон следует устраивать с фрамугами или форточками. На столы обучающихся детей свет должен падать слева. 5.25 Учебные кабинеты для детей средней имбецильности (ручного труда, домоводства, агротехники и т.п.) должны состоять из двух помещений: собственно помещения для занятий и комнаты для хранения инструмента и запасного материала. Учебно-производственные мастерские 5.26 Для производственной практики обучающихся предусматриваются учебно-производственные мастерские (УПМ). Учебно-производственные мастерские следует проектировать раздельно для детей-инвалидов с сохранным интеллектом в возрасте 8 - 16 лет и для умственно отсталых детей в возрасте 12 - 18 лет. Состав и площади помещений представлены в таблице Г.3 приложения Г. 5.27 Для детей с сохранным интеллектом учебно-производственные мастерские (далее - УПМ) профессиональной подготовки включают учебные классы, учебные кабинеты, мастерские. Взаимосвязь учебно-производственных помещений профессиональной подготовки должна осуществляться через коридоры и рекреации при обеспечении изолированности всех учебных кабинетов и мастерских. Площадь учебных помещений рассчитывается для воспитанников I - IV классов 1,7 м2/место; V - IX (или V - XI) классов - 2,2 м2/место. 5.28 Для самостоятельно передвигающихся умственно отсталых детей помещения УПМ принимаются из расчета от 3 до 8 м2/место. 5.29 Высоту помещений для учебно-производственных мастерских рекомендуется принимать 4,2 м. 5.30 При УПМ на каждую мастерскую площадью 90 м2 предусматриваются: комната организатора работ (8 м2), склады заготовок (12 м2); складские помещения должны быть связаны с мастерскими. 5.31 Учебно-производственные мастерские детского дома-интерната для обучаемых умственно отсталых детей состоят из классов, кабинета домоводства, производственных мастерских, кабинета заведующего учебной частью, методического кабинета в соответствии с таблицей Г.3 приложения Г. 5.32 В домах-интернатах для обучаемых умственно отсталых детей старшей группы в целях осуществления лечебно-трудовой и активирующей терапии необходимо создание лечебно-трудовых мастерских (далее - ЛТМ), таблица Г.3, п. 31 приложения Г. Для детей-инвалидов 16 - 18 лет следует проектировать ЛТМ, предусматривающие профессии почтальона-оператора электронной почты, переплетчика и др. Выбор профиля мастерских уточняется заданием на проектирование в зависимости от контингента детей, а также конкретных условий и возможностей места строительства. 5.33 Площадь помещений мастерских определяется из условий размещения станочного оборудования, стола инструктора и рабочих мест обучаемых. При этом следует учитывать, что расстояние между рядами (проход вдоль мастерской) должно быть не менее 90 см. 5.34 В мастерских для детей-инвалидов ширина основного прохода - 1,5 м, расстояние между столами в ряду, предназначенными для детей-инвалидов, должно быть не менее 1,5 м в соответствии с рисунком 11. 5.35 Лечебно-трудовые мастерские следует предусматривать для детей-инвалидов старших групп - воспитанников с сохранным интеллектом и нарушенным интеллектом, способных к частичному самообслуживанию. Вместимость и профиль лечебно-трудовых мастерских следует определять заданием на проектирование и в соответствии с таблицей Г.3 приложения Г. Медицинские помещения 5.36 Медицинские помещения предназначаются для лечебных и коррекционно-оздоровительных мероприятий. Их следует проектировать общими на весь дом-интернат для детей-инвалидов. Общие на здание медицинские помещения домов-интернатов для детей-инвалидов состоят из кабинетов врачей, врачей-консультантов, кабинета медсестры, физиотерапевтического кабинета, общеклинической лаборатории, аптеки, кабинета ЛФК, сенсорной и позиционирующей комнат. Состав и площади помещений представлены в таблице Г.4 приложения Г. При планировке лечебных помещений следует учитывать, что умственно отсталые дети на процедуры приходят группами до 15 чел. в сопровождении персонала, процедуры происходят в открытых просматриваемых помещениях, залах. Применение закрытых кабин запрещается. Служебно-бытовые помещения5.37 В состав служебно-бытовых помещений входят следующие помещения: вестибюль 0,5 м2/место с гардеробом и санузлом, комната для посетителей, помещение инженерно-технического персонала, комната отдыха персонала, кабинет директора, заместителя директора по хозяйственной части, бытовые помещения персонала с комнатой отдыха, кладовые сезонной одежды и обуви, мебели и инвентаря, комната бухгалтерии, архив, парикмахерская, мастерская текущего ремонта оборудования и инвентаря (36 м2), хозяйственный склад (36 м2), радиоузел, АТС, прачечная-постирочная с группой помещений, площади которых следует принимать по таблице Г.5 приложения Г. 5.38 Прачечную-постирочную следует проектировать из расчета ее работы в две смены производительностью 1 кг белья в сутки на одно место для отделений детей, имеющих отклонение в развитии (с сохранным интеллектом и умственно отсталых); 2 кг белья в сутки на одно место для лежачих детей, имеющих отклонение в развитии. 5.39 В состав прачечной-постирочной входят: помещение для сортировки грязного белья с постирочной, дезинфицирующее отделение, помещение для хранения дезинфекционных средств и приготовления растворов, центральная бельевая; комната для хранения одежды, предназначенной на списание, помещения для персонала в соответствии с таблицей Г.5 приложения Г. Помещения общественного питания 5.40 В домах-интернатах для детей-инвалидов предусматриваются помещения питания: - буфетная с мойкой на жилую ячейку, в которую из производственных помещений кухни-столовой для категории детей, передвигающихся с трудом, лежачих питание доставляется в бочках и термосах в помещение буфетной жилой ячейки. Питание происходит в жилой комнате. В жилых ячейках для обездвиженных детей помимо буфетных проектируются шкафы для хозяйственных принадлежностей и место для тары, площадь которых следует принимать в соответствии с таблицами Г.1 и Г.2 приложения Г; - столовая с обеденным залом (пищеблок), рассчитанная в целом на учреждение. Столовая работает на сырье. Обеденный зал проектируется на детей самостоятельно передвигающихся. Состав и площади столовой и обеденного зала следует принимать в соответствии с таблицей Г.6 приложения Г, справочным пособием к СНиП «Проектирование общественного питания» и СанПиН 2.4.1201. 5.41 Площадь обеденного зала столовой следует принимать для детей-инвалидов младших групп 1,4 м2/место, для детей-инвалидов средних и старших групп - 2,4 м2/место. При количестве более 150 мест следует предусматривать несколько залов (два-три). Рядом с обеденным залом для персонала рекомендуется предусматривать обеденный зал площадью не менее 14 - 16 м2. Зальные помещения5.42 Зальные помещения следует предусматривать для детей с сохранным интеллектом и умственно отсталых обучаемых детей-инвалидов. Зальные помещения включают спортивный и актовый залы, фойе. Состав и площади зальных помещений представлены в таблице Г.7 приложения Г. 5.43 Площадь актового зала проектируется из расчета размещения в нем 75 % воспитанников при 0,8 м2 площади на одно место в соответствии с таблицей Г.7 приложения Г. Помещения культурно-массового и досугового назначения 5.44 Состав и площади помещений культурно-массового назначения рекомендуется проектировать в соответствии с таблицей Г.7 приложения Г. 5.45 Для детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении координации движения, проектируется зал ритмики (занятия под музыку) площадью из расчета 5 м2 на воспитанника. 5.46 Площади кинопроекционной радиоузла следует принимать в соответствии с требованиями СНиП 2.08.02. 5.47 В доме-интернате для детей-инвалидов рекомендуется проектировать библиотеку, включающую читальный зал, - 2,5 м2/место, книгохранилище площадью не менее 18 м2 и информационно-справочную комнату площадью не менее 12 м2. Количество мест в читальном зале рекомендуется принимать 10 % вместимости дома-интерната. 6 Инженерное оборудованиеВодоснабжение и канализация 6.1 В домах-интернатах для детей-инвалидов следует предусматривать хозяйственно-питьевое, противопожарное и горячее водоснабжение, а также канализацию и водостоки, проектируемые в соответствии со СНиП 2.04.01 и СНиП 2.08.02. 6.2 На сети хозяйственно-питьевого водопровода следует предусматривать отдельный кран для присоединения шланга (рукава) в целях возможности его использования в качестве первичного устройства в жилых ячейках пожаротушения на ранней стадии. Шланг должен обеспечивать возможность подачи воды в любую точку жилой ячейки с учетом длины струи 3 м, быть длиной не менее 15 м, диаметром 19 мм и оборудован распылителем. 6.3 В кранах умывальников и душевых жилых ячеек следует устанавливать термостатические регуляторы, исключающие подачу горячей воды температурой более 50 °С. 6.4 Нагревательные приборы в помещениях для пребывания детей должны иметь ограждения, обеспечивающие нормальную конвекцию воздуха и удобства чистки приборов. 6.5 В районах без централизованных инженерных сетей допускается в одно-двухэтажных зданиях домов-интернатов на 50 мест проектировать неканализованные уборные (люфт-клозеты), предусматриваемые в жилых ячейках в пределах отапливаемой части здания в соответствии со СНиП 2.08.02, п. 3.51. Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха 6.6 В домах-интернатах следует предусматривать отопление, вентиляцию с естественным побуждением согласно СНиП 41-01. Расчетные параметры воздуха и кратность воздухообмена в помещениях следует принимать с учетом данных таблицы Г.8 приложения Г. Необходимость устройства кондиционирования воздуха устанавливается соответствующими документами. 6.7 Для помещений с нормируемой вытяжкой компенсацию удаляемого воздуха следует предусматривать как за счет поступления наружного воздуха, так и за счет перетекания воздуха из других помещений жилой ячейки. Вытяжную вентиляцию жилых комнат, жилых ячеек следует предусматривать через вытяжные каналы кухонь, уборных, ванных, сушильных шкафов. Если метеорологические условия и чистота воздуха не могут быть обеспечены вентиляцией с естественным побуждением, следует предусматривать вентиляцию с механическим побуждением притока и удаления воздуха или комбинированную вентиляцию с естественным притоком и удаление воздуха через вентиляционные каналы с частичным использованием механического побуждения согласно СНиП 41-01, п. 7.1.2. 6.8 Систему вентиляции следует предусматривать с раздельными вентиляционными коробами для каждой из жилых групп, размещенных в пределах одного пожарного отсека, согласно СНиП 41-01. На воздуховодах систем общеобменной вентиляции необходимо предусматривать противопожарные клапаны, воздушные затворы, место и расположение которых принимаются по СНиП 41-01, п. 7.11.1. 6.9 Отопительные приборы, трубопроводы с температурой поверхности доступных частей выше 75 °С в помещениях домов-интернатов, лестничных клетках, вестибюлях должны иметь защитные ограждения (съемные деревянные решетки) или тепловую изоляцию трубопроводов согласно СНиП 41-01, п. 4.4.3, СНиП 2.08.02, п. 3.4. 6.10 В одноэтажных зданиях домов-интернатов для детей-инвалидов с общим числом мест 100 (сооружаемых в пригородных поселках) допускается устраивать печное отопление. Топочное отверстие и печные заслонки должны обслуживаться из подсобных помещений, имеющих окна, форточки и каналы вытяжной вентиляции. При проектировании следует учитывать требования СНиП 41-01, п. 6.6. Электротехнические устройства 6.11 В домах-интернатах следует предусматривать электроосвещение, силовое электрооборудование, телефонизацию, радиофикацию, телевизионные антенны и звуковую сигнализацию. Диспетчеризацию систем инженерного оборудования следует предусматривать в проектах застройки микрорайона. Внутридомовые, внутри жилых ячеек и жилых отделений электрические сети должны оборудоваться устройствами защитного отключения согласно ПУЭ и СанПиН 2.4.1201. 6.12 В домах-интернатах установку штепсельных розеток рекомендуется предусматривать в следующих помещениях: комнате коррекции, раздевальных, медицинской комнате, приемной изолятора, процедурном кабинете, кабинете заведующего, комнатах персонала, завхоза, в комнатах психологической разгрузки, в помещениях для физкультурных занятий, в общем рекреационном пространстве. В групповой, зале гимнастических занятий, в классах для использования технических средств обучения предусматриваются по две штепсельные розетки, в компьютерных классах - по числу устанавливаемых компьютеров. 6.13 Штепсельные розетки и выключатели для общего освещения должны находиться на высоте 1,8 м от уровня пола. 6.14 В комнатах коррекции для детей с нарушением зрения количество розеток следует предусматривать в соответствии с размещаемым оборудованием (как правило, по четыре двойные штепсельные розетки). Высота размещения - 1 м от уровня пола. 6.15 В зданиях учреждений необходимо предусматривать прямую телефонную связь помещения поста старшей медсестры с ближайшей пожарной частью. Двусторонняя селекторная связь предусматривается между кабинетом заведующего со следующими помещениями: групповыми, медицинской комнатой, пищеблоком, комнатой завхоза, комнатой охранника, вахтера и комнатой кастелянши. 6.16 Проектирование систем автоматизации помещений административного и медицинского обслуживания следует выполнять в соответствии с ВСН 281, а также НПБ-104 и НПБ-110. Иллюстрации1 - жилые группы для детей-инвалидов с физическими недостатками, с сохранным интеллектом; 2 - жилые группы для лежачих детей-инвалидов с сохранным интеллектом; 3 - жилые группы для детей-инвалидов умственно отсталых, способных к обучению; 4 - жилые группы для детей-инвалидов умственно отсталых, не способных к обучению; 5 - жилые группы для лежачих детей-инвалидов умственно отсталых Антропологические данные детей и высота рабочей мебели в зависимости от роста учащихся
2-й этаж 1-й этаж 1 - вестибюль; приемно-карантинное отделение; 2 - жилая ячейка типа 1а; 3 - жилая ячейка типа 1б; 4 - жилая ячейка типа 1в; 5 - класс; 6 - медицинская служба; 7 - помещения оздоровительной физкультуры; 8 - столовая; 9 - лечебно-трудовая мастерская (ЛТМ), мастерские трудового обучения; 10 - учебно-производственная мастерская (УПМ); 11 - помещения администрации; 12 - жилая ячейка типа 2а; 13 - жилая ячейка типа 2б; 14 - жилая ячейка типа 2в; 15 - сенсорное помещение; 16 - изолятор; 17 - жилая ячейка типа 2в
План первого этажа План второго этажа I - отделение для детей-инвалидов с сохранным интеллектом; II - отделение для детей умственно отсталых; III - центральная в плане группа помещений, рассчитанных на обслуживание двух самостоятельных, обособленных друг от друга отделений для детей-инвалидов с сохранным интеллектом и детей умственно отсталых; 1 - вестибюль с гардеробом; 2 - кабинет директора; 3 - медицинская служба; 4 - спортивные и физкультурно-оздоровительные учреждения; 5 - блок питания; 6 - приемно-карантинное отделение; 7 - изолятор; 8 - жилая ячейка типа 1в; 9 - классы; 10 - актовый зал; 11 - профессиональные мастерские; 12 - лаборантские; 13 - медицинские процедурные кабинеты; 14 - жилая ячейка типа 2в; 15 - помещения для занятий; 16 - мастерские трудотерапии; 17 - сенсорные помещения; 18 - жилая ячейка типа 1а; 19 - жилая ячейка типа 1б; 20 - солярий; 21 - жилая ячейка типа 2а; 22 - жилая ячейка типа 2б; 23 - место для кресел-колясок; 24 - лифт; 25 - административно-служебные помещения; 26 - прачечная 1 - жилые отделения (блоки); 2 - школа, профессиональные и трудовые мастерские; 3 - административно-бытовые помещения; 4 - медицинская служба; 5 - пищеблок A. Планировочная схема жилой ячейки типа 1а для дошкольников 1 - раздевальная; 2 - игровая; 3 - столовая; 4 - буфетная с мойкой; 5 - класс; 6 - комната воспитателя; 7 - санузел; 8 - комната для сушки одежды и обуви; 9 - гладильная; 10 - спальная комната на 6 мест; 11 - спальная комната на 4 места; 12 - кладовая демонстрационного и подсобного материала Б. Планировочная схема жилой ячейки типа 1б для подростков и старшеклассников 1 - раздевальная; 2 - спальная комната на 4 места; 3 - спальная комната на 3 места; 4 - комната воспитателя с кладовой личных вещей; 5 - комната отдыха; 6 - буфетная; 7 - комната для занятий с кладовой; 8 - туалет; 9 - умывальник; 10 - комната для сушки одежды и обуви B. Планировочная схема жилой ячейки типа 1в для лежачих детей-инвалидов с сохранным интеллектом 1 - кровать (200´90 см); 2 - встроенный шкаф для спальных принадлежностей и чистого белья; 3 - умывальник (60´40 см); 4 - буфет-мойка (180´60 см); 5 - каталка (225´60 см); 6 - ванна (170´70 см); 7 - слив (45´50 см); 8 - встроенный шкаф для суден; 9 - шкаф для хозяйственных принадлежностей; 10 - надкроватный столик; 11 - комната воспитателя с кладовой для демонстрационного школьного материала; 12 - спальная комната на 8 мест А. Планировочная схема спальной комнаты на 6 мест для детей-инвалидов младших групп дошкольников; Б. Планировочная схема обеденного места в столовой с буфетной 1 - кровать 190 (200)´70 см; 2 - тумбочка 40´50 см; 3 - инвалидная коляска; 4 - шкаф комбинированный; 5 - стол 100´60 см; 6 - стул 40´40 см; 7 - стол детский обеденный 140 (160)´90 см А - четырехместная спальная комната; Б - трехместная спальная комната; В - двухместная спальная комната 1 - кровать 190´70 см; 2 - диван; 3 - тумбочка 40´80 см; 4 - тумбочка 40´40 см; 5 - стол 60´100 см; 6 - стул 40´40 см; 7 - кресло 50´50 см; 8 - торшер; 9 - банкетка; 10 - инвалидная коляска; 11 - комбинированный шкаф A. Планировочная схема жилой ячейки типа 2а для младшей группы детей-инвалидов 1 - раздевальная; 2 - групповая-столовая; 3 - буфетная с мойкой; 4 - спальная комната на 8 мест; 5 - спальная комната на 6 мест; 6 - умывальная; 7 - туалетная; 8 - ванная Б. Планировочная схема жилой ячейки типа 2б для детей-инвалидов подростковой и старшей трудового обучения групп 1 - раздевальная; 2 - комната дневного пребывания; 3 - класс; 4 - спальная комната на 8 мест; 5 - спальная комната на 6 мест; 6 - туалетная; 7 - умывальная; 8 - ванна; 9 - шкаф для демонстрационного материала; 10 - бытовая кладовая; 11 - буфетная с мойкой B. Планировочная схема жилой ячейки типа 2в для необучаемых, лежачих детей-инвалидов 1 - спальная комната на 8 мест; 2 - спальная комната на 6 мест; 3 - ванная со шкафом для суден; 4 - буфетная с мойкой; 5 - кровать (200´90 см); 6 - встроенный шкаф для спальных принадлежностей и чистого белья; 7 - умывальник (60´40 см); 8 - каталка (224´60 см); 9 - ванна; 10 - слив; 11 - встроенный шкаф для суден; 12 - шкаф для хозяйственных принадлежностей; 13 - надкроватный столик I - планировочная схема жилых комнат жилой ячейки типа 1в для лежачих детей с сохранным интеллектом А - спальная комната; Б - комната воспитателя; В - буфетная с мойкой; Г - ванная со шкафом для суден 1 - кровать (200´90 см); 2 - встроенный шкаф для спальных принадлежностей и чистого белья; 3 - умывальник; 4 - буфетная с мойкой (180´60 см); 5 - каталка; 6 - ванна; 7 - слив (45´50 см); 8 - встроенный шкаф для суден; 9 - шкаф для хозяйственных принадлежностей; 10 - надкроватный столик; 11 - кладовая для демонстрационного школьного материала II - планировочная схема жилых комнат жилой ячейки типа 2а для лежачих детей умственно отсталых А - спальные комнаты на 6 и 8 чел.; Б - ванная со шкафом для суден; В - буфетная с мойкой 1 - кровать (200´90 см); 2 - встроенный шкаф для спальных принадлежностей и чистого белья; 3 - умывальник; 4 - каталка; 5 - ванна; 6 - слив (45´50 см); 7 - встроенный шкаф для суден; 8 - шкаф для хозяйственных принадлежностей; 9 - надкроватный столик Планировочная схема лечебно-трудовой мастерской по ремонту аппаратуры и бытовой техники 1 - стол монтажный; 7 - табурет с регулируемым 2 - стенд испытательный; сиденьем; 3 - стол с вытяжкой; 8 - стеллаж мастера; 4 - стол мастера; 9 - стол медсестры; 5 - мойка; 10 - шкаф медицинский 6 - стеллаж для материалов; одностворчатый 11 - стул Приложение АТермины и определенияДом-интернат для детей инвалидов, имеющих отклонение в развитии, является учреждением стационарного содержания детей с сохранным интеллектом (3 - 18 лет) и детей умственно отсталых (4 - 18 лет). Жилое отделение - часть здания учреждения дома-интерната для детей-инвалидов, состоящая из нескольких жилых ячеек, объединенных общими на отделение помещениями. Жилая ячейка - часть жилого отделения дома-интерната для детей-инвалидов. Жилая ячейка состоит из жилых комнат - спальни, групповой комнаты для занятий и общественных помещений - санитарно-гигиенических помещений, раздевальной, хозяйственных помещений, буфетной. Комната позиционирования - является медицинским помещением для детей-инвалидов. Комната позиционирования используется для разнообразных терапевтических поз-укладок в зависимости от медицинских показаний ребенка-инвалида. Сенсорная комната - является медицинским реабилитационным помещением для детей-инвалидов с различными физическими и умственными недостатками. Сенсорная комната предназначается для психического и физического развития нуждающихся в реабилитации детей-инвалидов. Сенсорная комната оснащается аппаратурой с набором различных управляемых переключателей, сенсорной панелью, стимулирующей двигательные, визуальные и акустические эмоции. Стационарные учреждения социального обслуживания детей-инвалидов - учреждения, состоящие из жилых помещений для постоянного проживания в домах-интернатах детей-инвалидов с различной степенью инвалидности и комплекса служб социально-бытового и медицинского и учебно-воспитательного назначения для проживающего в учреждении контингента. Функциональная зона - пространство для осуществления одного или нескольких схожих процессов, ограниченных какими-либо границами различных зон, характеризующихся определенными признаками. Эргонометрические параметры - параметры человека в условиях покоя, движения или какой-либо деятельности. Приложение Б(Справочное) Возрастные группы детей-инвалидов в доме-интернатеТаблица Б.1 - Группы детей с сохранным интеллектом
Таблица Б.2 - Группы умственно отсталых детей
Приложение В(рекомендуемое) Площади земельных участковТаблица В.1 - Состав функциональных зон
Таблица В.2 - Площадь земельного участка
Приложение Г(рекомендуемое) Состав и площади помещений домов-интернатов для детей-инвалидовТаблица Г.1 - Жилое отделение для детей с сохранным интеллектом, жилые ячейки тип 1 (а, б, в)
Таблица Г.2 - Жилое отделение для детей умственно отсталых, жилые ячейки тип 2 (а, б, в)
Таблица Г.3 - Помещения учебной и профессиональной подготовки и трудового обучения
Таблица Г.4 - Помещения медицинского обслуживания
Таблица Г.5 - Состав площадей и общих помещений административно-бытового назначения
Таблица Г.6 - Помещения столовой и производственных помещений кухни
Таблица Г.7 - Помещения культурно-массового обслуживания
Таблица Г.8 - Температура воздуха и кратность воздухообмена в основных помещениях для детей*
Ключевые слова: дома-интернаты для детей-инвалидов, дети с сохранным интеллектом, дети умственно отсталые, жилые и общественные помещения, лечебно-трудовые мастерские, учебно-производственные мастерские
|