На главную | База 1 | База 2 | База 3

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ДОРОЖНЫЙ ДЕПАРТАМЕНТ

ВРЕМЕННЫЕ НОРМАТИВЫ
объемов работ и периодичности диагностики и
обследования автомобильных дорог и мостов

УТВЕРЖДЕНЫ
Федеральным дорожным
департаментом
Минтранса России
22 декабря 1993 г.

МОСКВА - 1993 г.

 

Настоящие Нормативы вводятся с целью упорядочения планирования, финансирования и организации работ по диагностике и обследованию федеральных автомобильных дорог в Российской Федерации, улучшения системы надзора за мостовыми сооружениями за счет введения нового обязательного вида и специального осмотра - диагностики для оперативного управления эксплуатацией мостовых сооружений, а также регулярного обновления информации, содержащейся в автоматизированном банке дорожных и мостовых данных.

Нормативами следует руководствоваться соответствующим подразделениям Федерального дорожного департамента (ФДД), дорожным организациям, которым ФДД делегировал функции государственного управления состоянием дорог, а также организациям, непосредственно осуществляющим диагностику и обследование дорог и мостов.

Нормативы разработали специалисты НПО РосдорНИИ, кандидаты техн. наук А.Я. Эрастов, В.В. Чванов, В.П. Расников, В.И. Шестериков и инж. В.В. Мусохранов.

1. Общие положения

1.1. Настоящие Нормативы предназначены для планирования, финансирования и организации работ по сбору и анализу объективной информации о состоянии автомобильных дорог и мостов и условиях движения, обеспечивающей возможность принятия необходимых управленческих решений по совершенствованию и развитию дорожной сети.

1.2. Нормативы распространяются на сеть федеральных дорог России. Их рекомендуется также использовать с аналогичной целью и на территориальной (местной) сети дорог субъектов Федерации.

1.3. При проведении диагностики состояния дорог в соответствии с настоящими Нормативами следует руководствоваться положениями действующих Правил диагностики и оценки состояния автомобильных дорог.

1.4. Перечень показателей состояния автомобильных дорог, для которых нормируются объемы работ по обследованию и диагностике, а также их периодичность, соответствует номенклатуре показателей, приведенных в Правилах диагностики и оценки состояния автомобильных дорог.

1.5. При составлении настоящих Нормативов использованы положения действующих в отрасли документов, регламентирующих сроки службы конструктивных элементов автомобильных дорог, а также современный отечественный и зарубежный опыт планирования, финансирования и организации работ по диагностике и обследованию дорог и мостов.

2. Нормативы объемов и периодичности работ по обследованию и диагностике состояния дорог

2.1. Нормативы объемов и периодичности работ по обследованию и диагностике состояния дорог приведены в Таблице 1.

2.2. При повторном обследовании и диагностике состояния участков дорог, параметры геометрических элементов которых претерпели изменения в результате работ по реконструкции или ремонту, одновременно фиксируют изменения всех других параметров состояния таких участков, приведенных в Таблице 1.

2.3. Если в результате ежегодной визуальной оценки состояния выявлены дефекты, свидетельствующие о наступлении предельного состояния покрытия по ровности и сцепным качествам или предельного состояния по прочности, то инструментальная оценка указанных параметров обязательна в течение года обнаружения дефектов.

2.4. Первичный учет интенсивности и состава транспортных потоков на вновь построенных или реконструированных дорогах должен быть выполнен в течение года, следующего за годом их ввода в эксплуатацию.

Таблица 1

НОРМАТИВЫ

объемов работ и периодичность диагностики и обследования автомобильных дорог

Параметры и элементы

Федеральные дороги

Местные дороги (территориальные)

Магистральные

Прочие

1

Геометрические параметры плана и профиля (ширина проезжей части и обочин, продольные и поперечные уклоны, радиусы горизонтальных кривых, ширина разделительной полосы и др.)

При первичной диагностике эксплуатируемых дорог.

При повторной диагностике только на участках изменения геометрических параметров после проведения соответствующих ремонтных мероприятий или реконструкции

2

Ровность покрытия проезжей части:

 

на участках с неудовлетворительной ровностью,

Ежегодно

Раз в 2 года

Раз в 3 года

 

на остальных участках

Раз в 2 года

Раз в 3 года

Раз в 3 года

3

Сцепные свойства дорожных покрытий

Ежегодно

Раз в 2 года

Раз в 3 года

4

Визуальная регистрация дефектов дорожных одежд и покрытий с целью определения их состояния

Ежегодно

Ежегодно

Ежегодно

5

Прочность дорожной одежды, оценка состояния земляного полотна и системы водоотвода:

 

 

 

 

• на участках с Кпр < 0,80

Ежегодно

Ежегодно

Раз в 3 года

 

• на остальных участках

Раз в 3 года

Раз в 4 года

Раз в 5 года

 

 

а также после проведения работ по ремонту и реконструкции

6

Состояние дорожных устройств и обстановки дороги (площадки отдыха, площадки для стоянки автомобилей, автобусные остановки и автопавильоны, дорожные знаки и указатели, ограждения и др.).

Раз в 3 года

Раз в 4 года

Раз в 5 лет

7

Состояние водопропускных труб

Раз в 3 года

Раз в 4 года

Раз в 5 лет

8

Учет интенсивности движения и состава транспорта потока

Ежегодно

Раз в 3 года

Раз в 5 лет

9

Сбор информации об аварийности с выявлением участков концентрации ДТП и их детальным обследованием

Ежегодно

Ежегодно

Ежегодно

10

Формирование и обновление банка данных о состоянии дорог

Ежегодно

Ежегодно

Ежегодно

2.5. Если протяженность участков концентрации ДТП составляет более 40 % длины рассматриваемой дороги, то ежегодную диагностику проводят на всей протяженности дороги.

2.6. Решение о проведении повторной диагностики федеральных дорог в сроки, меньшие указанных в Таблице 1, принимает Федеральный дорожный департамент на основе анализа информации о состоянии конкретных дорог, содержащейся в отраслевом банке дорожных данных.

3. Нормативы объемов и периодичности работ по диагностике мостовых сооружений на автомобильных дорогах

3.1. Настоящие нормативы распространяются на вид обследований мостовых сооружений на автомобильных дорогах, именуемый в дальнейшем «диагностика», позволяющий выявить действительное состояние сооружения, дать ему оценку и определить режим его эксплуатации (нагрузки, скорости, интервалы движения и др.), а также составить паспорт сооружения. Диагностика дополняет в системе надзора за сооружениями виды осмотров, предусмотренные ВСН-24-88 «Технические правила ремонта и содержания автомобильных дорог» и ВСН-4-81 «Инструкция по проведению осмотров мостов и труб на автомобильных дорогах» и выполняемые в соответствии с требованиями СНиП 3.06.07-86 «Мосты и трубы. Правила обследований и испытаний».

3.2. Разработанные нормативы периодичности проведения диагностики учитывают проведение в соответствии с ВСН-4-81 и СНиП 3.06.07-86 специальных осмотров (обследований) мостовых сооружений в плановом порядке в следующие сроки:

деревянные мосты - один раз в 5 лет;

капитальные мосты - один раз в 10 лет.

Кроме того, нормативы учитывают: внеплановые обследования, предусмотренные ВСН-4-81 после восстановления, усиления и реконструкции сооружений, а также сооружений, состояние которых по результатам текущего и периодического осмотров или диагностики не установлено, определено как аварийное или неудовлетворительное; в соответствии с СНиП 3.06.07-86 все законченные строительством мостовые сооружения также должны быть обследованы.

3.3. Результаты диагностики заносятся в паспорт моста. Результаты обследований по СНиП 3.06.07-86 также должны использоваться до оформления (обновления, корректировки) паспорта моста, так как при обследовании получают более полный и более обоснованный материал, необходимый для оценки состояния сооружений, чем при диагностике. Например, обследование может включать испытание сооружения на статические и динамические нагрузки, специальные исследования для установления глубины заложения фундамента, забивки свай, напряженного состояния конструкций, прочностных и деформативных свойств материалов, расположения арматуры в бетоне. В результате анализа материалов обследований выявляют причины появления дефектов и дают предложения по конструктивно-технологическим решениям или методам устранения опасных дефектов.

3.4. Диагностику проводят в соответствии с «Временной инструкцией по сбору информации и оформлению паспорта автодорожного моста», утвержденной 23.06.93 г. Федеральным дорожным департаментом Минтранса России, где определены объемы работ.

Основной перечень работ по диагностике включает:

• изучение технической документации на сооружение (проектной, исполнительной, результатов эксплуатации и предшествующих обследований);

• обследование русла (зеркала воды, глубины и т.п.);

• замеры основных конструктивных элементов моста и подмостового пространства;

• обследование всех элементов сооружения (мостового полотна пролетных строений, опор и фундаментов, подходов, откосов и конусов);

• фотографирование сооружений, отдельных элементов;

• обработка материалов, анализ, составление паспорта;

• ввод паспортных данных в ЭВМ;

• статистический анализ данных диагностики по маршрутам.

3.5. Периодичность работ по диагностике мостовых сооружений приведена в Таблице 2.

Таблица 2

Нормативы объемов работ и периодичности диагностики мостовых сооружений

Виды работ

Периодичность

1

Диагностика мостовых сооружений

Один раз в 10 лет

2

Если по результатам диагностики состояние мостового сооружения определено как аварийное или неудовлетворительное, или состояние не установлено, проводят специальный осмотр (обследование) в объемах, предусмотренных ВСН-4-81 и СНиП 3.06.07-86 с периодичностью:

 

• для аварийных

в кратчайшие сроки*

• для неудовлетворительных

в течение года после диагностики*

• для сооружений с неустановленным состоянием

в течение года после диагностики*

* При аварийном и неудовлетворительном состоянии сооружений в соответствии с ВСН-4-81 должны проводиться неотложные ремонтные работы. В случае их невыполнения обследование проводится ежегодно.

 

СОДЕРЖАНИЕ