ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО
Судостроение УПЛОТНЕНИЯ ДЛЯ ЗАКРЫТИЙ ГРУЗОВЫХ ЛЮКОВ ISO 4089:1979 (IDT)
Предисловие Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения» Сведения о стандарте 1 ПОДГОТОВЛЕН Научно-исследовательским институтом по стандартизации и сертификации «Лот» ФГУП «ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова» на основе аутентичного перевода международного стандарта, указанного в пункте 4 2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 005 «Судостроение» 3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 декабря 2005 г. № 403-ст 4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 4089:1979 «Судостроение. Внутреннее судоходство. Уплотнения для закрытий грузовых люков» (ISO 4089:1979 «Shipbuilding - Inland navigation - Sealing rubber for covers of cargo hatches») 5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет ГОСТ Р ИСО 4089-2005 НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дата введения - 2007-01-01 ВведениеНастоящий стандарт призван способствовать организации производства надежных резиновых уплотнений для закрытий грузовых люков судов, внедрению оптимальных методов испытаний этих закрытий и облегчению их эксплуатации и ремонта. 1 Область примененияНастоящий стандарт устанавливает тип, основные размеры и технические требования на резиновое уплотнение для закрытий грузовых люков судов и плавсредств внутреннего плавания различного назначения. Уплотнение предназначено для обеспечения водо- и брызгонепроницаемости прямолинейных участков по периметру и межсекционных стыков закрытий грузовых люков. Стандарт не распространяется на специальные резиновые уплотнения, предназначенные для создания теплоизоляционных лабиринтов. 2 Определения2.1 Водонепроницаемыми считаются такие закрытия, которые сохраняют непроницаемость при воздействии воды под давлением в результате наката волн. 2.2 Брызгонепроницаемыми считаются закрытия, которые обладают способностью не пропускать воду в условиях сильного дождя и брызг. 3 Тип и размеры3.1 Размеры прямоугольных резиновых уплотнений должны соответствовать указанным в таблице 1. Таблица 1 Размеры в миллиметрах
3.2 Сечение паза для уплотнения может быть прямоугольным или трапецеидальным. 4 Технические требования4.1 Уплотнение должно обеспечивать восстановление своей формы после вдавливания в него в течение одного месяца уплотнительного бурта (полосы толщиной до 20 мм или прутка диаметром до 30 мм) на (8 ± 2) мм. Остаточная деформация уплотнения должна быть минимальной и не вызывать нарушения его непроницаемости. 4.2 Уплотнение должно обеспечивать водо- и брызгонепроницаемость и не терять своих физико-механических свойств при температуре от минус 30 °С до плюс 70 °С. 4.3 Уплотнение должно быть маслостойким. 4.4 Рабочие поверхности уплотнения и поверхности, подверженные воздействию внешней среды, должны быть светоозоностойкими. 4.5 Применяемая марка резины должна обеспечивать надежное склеивание, вулканизацию либо другие методы соединения отдельных элементов уплотнения между собой и крепление их в пазах секций люкового закрытия. Плотность, механическая прочность и другие характеристики резины, не оговоренные в настоящем стандарте, должны соответствовать требованиям соответствующих национальных стандартов. 4.6 Крепление уплотнения на месте должно выполняться приклеиванием, вулканизацией или другим надежным методом. 5 Испытания5.1 ВодонепроницаемостьИспытание на водонепроницаемость должно проводиться струей воды, направленной на закрытие, из шланга с брандспойтом диаметром не менее 16 мм при напоре воды в шланге не менее 100 кПа (соответствует высоте струи воды, выбрасываемой вверх из брандспойта у места испытания, не ниже 10 м). Поливают с расстояния от 1 до 3 м до испытуемого участка. Скорость прохождения брандспойтом периметра уплотнения не должна превышать 2 м/мин. Испытание рекомендуется проводить при температуре свыше 0 °С. Допускается проводить испытания при температуре воздуха ниже 0 °С, при этом температура воды должна быть от 15 °С до 20 °С. Результат испытания считается удовлетворительным, если на внутренних поверхностях закрытий в испытуемых местах не обнаружены потеки или капли воды. Примечание - Для судов, подпадающих под наблюдение Российского морского регистра судоходства, в части испытания на водонепроницаемость рекомендуется руководствоваться «Правилами технического наблюдения за постройкой судов и изготовлением материалов и изделий для судов». 5.2 БрызгонепроницаемостьПри испытании на брызгонепроницаемость закрытие поливают водой из брандспойта с напором и скоростью перемещения вдоль стыков в соответствии с требованиями 5.1. При этом струя должна быть направлена вертикально вверх, создавая при падении имитацию интенсивного дождя. Результат испытания считается удовлетворительным, если на внутренних поверхностях закрытия в испытуемых местах не обнаружены потеки воды.
Ключевые слова: судостроение, внутреннее судоходство, уплотнения для закрытий грузовых люков
|