Письмо Федеральной службы по экологическому, технологическому и
атомному надзору от 3 ноября 2005 г.
№ 10-04/1591
"О сертификации электрической энергии"
Управление по надзору в электроэнергетике Федеральной службы
по экологическому, технологическому и атомному надзору в связи с
многочисленными обращениями территориальных органов Ростехнадзора, а также
энергоснабжающих (электросетевых) и энергосбытовых организаций по вопросам
проведения сертификации электрической энергии, разъясняет.
1. При проведении проверки соискателя лицензии и оформлении
лицензий на осуществление деятельности по продаже электрической энергии
гражданам руководствоваться "Положением о лицензировании деятельности по
продаже электрической энергии гражданам", утвержденным постановлением
Правительства Российской Федерации от 06.05.2005 № 291 и совместным письмом
Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и
Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30.09.2005
№ АМ-18/1580 и от 05.10.2005 № ГЭ-101-30/4699 (Приложение
1).
2. На момент подачи документов в лицензирующий орган
энергосбытовой организацией в обязательном порядке должен быть заключен договор
с сетевой организацией, в котором должны быть предусмотрены взаимные
обязательства по выполнению положений статьи 542 Гражданского Кодекса
Российской Федерации (часть II), статьи 7 Закона Российской Федерации "О защите
прав потребителей", постановления Правительства Российской Федерации
от 13.08.1997 № 1013,
а также составлен "График проведения обязательной сертификации
электроэнергии на период 2005-2007 годы" (далее График).
3. Согласованный с органом, осуществляющим сертификацию,
График утверждается руководителем энергоснабжающей (электросетевой) организации
и представляется на согласование начальнику Управления по надзору в
электроэнергетике Ростехнадзора Н.П. Дорофееву.
К Графику прилагается договор между органом по сертификации
и энергонабжающей (электросетевой) организацией на проведение сертификации
электрической энергии со сроком завершения работ не позднее декабря 2007 года.
4. После согласования в Управлении по надзору в
электроэнергетике Ростехнадзора График с информационным письмом направляется в
территориальные органы для организации непрерывного контроля проведения
обязательной сертификации электрической энергии в Вашем регионе.
5. Организациям, совмещающим деятельность по передаче,
распределению и продаже электрической энергии договор между энергосбытовой и
сетевой организациями не требуется.
Энергоснабжающим (электросетевым) организациям рекомендуется
проводить равномерно работы и выделение денежных средств на проведение работ по
обязательной сертификации электрической энергии.
6. Для информации направляем Вам разработанный ОРГРЭС
"Прейскурант на работы по проведению сертификации качества электрической
энергии".
В настоящее время данный документ проходит согласование с
Федеральной службой по тарифам.
7. Обращаем Ваше внимание, что сертификацию качества
электрической энергии должны проводить органы и лаборатории, аккредитованные в
системе ГОСТ Р.
Просим Вас рекомендовать энергоснабжающим (электросетевым)
организациям при выборе организации, проводящей работы по сертификации обращать
внимание на технические возможности данной организации: приборный парк,
подготовку персонала и его численность, область распространения и сроки
действия аттестатов аккредитации. К рассмотрению принимаются аттестаты
аккредитации, выданные только Федеральным агентством по техническому
регулированию и метрологии.
8. Ставим Вас в известность, что подготовка (переподготовка,
повышение квалификации) персонала измерительных лабораторий, энергосбытовых и
энергоснабжающих организаций по вопросам сертификации качества электрической
энергии проводится Московским энергетическим институтом (МЭИ) по программам,
согласованным с Управлением по надзору в электроэнергетике Ростехнадзора.
Соответственно, к рассмотрению принимаются документы о подготовке и повышении
квалификации по вопросам сертификации качества электроэнергии, подписанные
начальником Управления по надзору в электроэнергетике и руководством
Московского энергетического института.
9. Сообщаем, что 01.11.2005 года в Москве состоялось
совещание органов по сертификации электрической энергии с участием Управления
по надзору в электроэнергетике, на котором было принято решение о создании
Координационного совета по качеству электрической энергии.
Вопросами создания координационного совета поручено
заниматься инициативной группе в составе ООО "Центр сертификации
продукции, работ и услуг в энергетике", ООО "Стройгазинжиниринг"
и АНО научно-испытательного центра - "Центрэлектростандарт".
Информация о работе Координационного совета будет
размещаться на сайте Ростехнадзора.
С выходом настоящего информационного письма Информационные
письма Управления по надзору в электроэнергетике Ростехнадзора от 29.07.2005 №
10-04/790 и от 08.09.2005 № 10-04/1125 считать утратившими силу.
Данное информационное письмо прошу довести до инспекторского
персонала, занимающегося вопросами государственного энергетического надзора в
полном объеме, а также всех энергоснабжающих (электросетевых), энергосбытовых
организаций, органов и лабораторий по качеству электрической энергии Вашего
региона, в части касающейся.
Приложение
1. Совместное решение Ростехнадзора и Федерального агентства
по техническому регулированию и метрологии.
2. График проведения обязательной сертификации
электроэнергии.
3. Прейскурант на работы по проведению сертификации качества
эл. энергии.
4. Список органов и лабораторий, аккредитованных в системе
ГОСТ Р.
5. Приказ ОАО РАО "ЕЭС России" от 25 октября 2005 г. № 703
"О лицензировании деятельности по продаже электрической энергии и
обязательной сертификации электрической энергии в электрических сетях общего
назначения" на 4 листах.
Начальник Управления
|
|
по надзору в электроэнергетике
|
Н.П. Дорофеев
|
Приложение
1
В целях реализации п. 4а "Положения о лицензировании
деятельности по продаже электрической энергии гражданам", утвержденного
постановлением Правительства РФ от 6 мая 2005 г. № 291, разъясняем:
1. При проведении проверки полноты и достоверности сведений
о соискателе лицензии, он должен подтвердить свое намерение продавать гражданам
электрическую энергию, отвечающую требованиям ГОСТ 13109-97
(в отношении показателей, установленных Номенклатурой продукции, в отношении
которой законодательными актами Российской Федерации предусмотрена обязательная
сертификация - далее Номенклатура), поскольку продажа товара (выполнение работы,
оказание услуги) без информации об обязательном подтверждении его соответствия
безопасности для жизни, здоровья потребителей, окружающей среды и
предотвращения причинения вреда имуществу потребителей не допускается.
Данное намерение подтверждается наличием договора с сетевой
организацией и наличием в этом договоре обязательств по выполнению положений
статьи 542 Гражданского Кодекса РФ (часть II), статьи 7 Закона РФ "О защите
прав потребителей", а также постановления Правительства РФ от 13
августа 1997 г. №1013.
Для организаций, совмещающих деятельность по передаче,
распределению и продаже электрической энергии, подтверждением намерения
продавать гражданам электрическую энергию, отвечающую требованиям ГОСТ 13109-97
(в отношении показателей, установленных Номенклатурой), является наличие
графиков проведения обязательной сертификации электрической энергии, согласованных
с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.
2. При проведении лицензирующим органом контроля за соблюдением
лицензиатом лицензионных требований и условий путем плановых и внеплановых
проверок, обязательной проверке подлежит выполнение положений статьи 7 Закона
РФ "О
защите прав потребителей".
И.о. руководителя
|
|
Федеральной службы
|
|
по экологическому, технологическому
|
|
и атомному надзору
|
А.Б. Малышев
|
Руководитель
|
|
Федерального агентства
|
|
по техническому регулированию
|
|
и метрологии
|
Г.И. Элькин
|
05.10.2005
Приказ Российского открытого акционерного
общества энергетики и электрификации ОАО РАО "ЕЭС России"
от 25 октября 2005 г. № 703
"О лицензировании деятельности по продаже электрической
энергии и обязательной сертификации электрической энергии в электрических сетях
общего назначения"
В соответствии с "Положением о лицензировании
деятельности по продаже электрической энергии гражданам", утвержденным
постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2005 № 291, одним из
лицензионных требований и условий при осуществлении указанной деятельности
является соблюдение требований законодательных и иных нормативных правовых
актов Российской Федерации в сфере электроэнергетики, защиты прав потребителей
и технического регулирования, в том числе и обязательная сертификация
электрической энергии. Указанное "Положение о лицензировании... "
требует также раздельного указания в счетах на оплату электрической энергии
стоимости купленной электрической энергии, стоимости услуг по передаче
электрической энергии и стоимости иных услуг, оказание которых является
неотъемлемой частью поставки электрической энергии.
Требования по обязательной сертификации электрической
энергии установлены:
- Постановлением Правительства Российской Федерации от
13.08.1997 № 1013
"Об утверждении перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации, и
перечня работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации".
- Постановлением Госстандарта Российской Федерации от
16.06.1999 № 36 (с изменениями от 21.08.2002), утвердившим "Правила
проведения сертификации электрооборудования и электрической энергии".
Согласно утвержденной постановлением Госстандарта Российской
Федерации от 30.07.2002 № 64 "Номенклатуре продукции и услуг (работ), в
отношении которых законодательными актами Российской Федерации предусмотрена их
обязательная сертификация" (с изменениями от 13.10.2004) обязательной
сертификации подлежит электрическая энергия в электрических сетях общего
назначения переменного трехфазного и однофазного тока частотой 50 Гц.
Требования по показателям качества электрической энергии в
электрических сетях общего назначения - электрических сетях энергоснабжающих
организаций, предназначенных для передачи электрической энергии различным потребителям
(приемникам электрической энергии), подлежащих подтверждению при обязательной
сертификации согласно "Номенклатуре..." (часть I, раздел 01),
определены в пунктах 5.2 и 5.6 ГОСТ 13109-97
(Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная.
Нормы качества электрической энергии в системах энергоснабжения общего
назначения). Согласно указанным в пунктах 5.2 и 5.6 требованиям к качеству
электроэнергии:
а) отклонение напряжения характеризуется показателем
установившегося отклонения напряжения, для которого установлены следующие
нормы:
- нормально допустимые и предельно допустимые значения
установившегося отклонения напряжения на выводах приемников электрической
энергии равны соответственно ±5 и ±10% от номинального напряжения электрической
сети по ГОСТ 721-77
и ГОСТ 21128-83
(номинальное напряжение);
- нормально допустимые и предельно допустимые значения
установившегося отклонения напряжения в точках общего присоединения
потребителей электрической энергии к электрическим сетям напряжением 0,38 кВ и
более должны быть установлены в договорах на пользование электрической энергией
между энергоснабжающей организацией и потребителем с учетом необходимости
выполнения норм настоящего стандарта на выводах приемников электрической
энергии;
б) отклонение частоты напряжения переменного тока в
электрических сетях характеризуется показателем отклонения частоты, для
которого установлены нормы нормально допустимого и предельно допустимого
значения отклонения частоты равные ±0,2 и ±0,4 Гц соответственно.
Для обеспечения непрерывности деятельности по продаже
электрической энергии потребителям в период реформирования электроэнергетики
ОАО РАО "ЕЭС России", Федеральная служба по экологическому,
технологическому и атомному надзору и Федеральное агентство по техническому
регулированию и метрологии определили порядок выполнения "Положения о
лицензировании деятельности по продаже электрической энергии гражданам",
утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2005 №
291, взаимоувязанный с процессом сертификации электрической энергии.
Указанный порядок оформлен совместным письмом Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и Федерального
агентства по техническому регулированию и метрологии от 30.09.2005 № АМ-18/1580
и от 05.10.2005 № ГЭ-101-30/4699.
В целях обеспечения получения лицензий на осуществление
деятельности по продаже электрической энергии гражданам энергосбытовыми
компаниями и энергокомпаниями, совмещающими деятельность по передаче,
распределению и продаже электрической энергии - ДЗО ОАО РАО "ЕЭС
России", и выполнения требований законодательства Российской Федерации по
обязательной сертификации электрической энергии приказываю:
1. Руководителям энергосбытовых и электросетевых компаний -
ДЗО ОАО РАО "ЕЭС России" и руководителям неразделенных АО-энерго,
осуществляющих деятельность по продаже электрической энергии гражданам:
1.1. При оформлении лицензий на осуществление деятельности
по продаже электрической энергии гражданам руководствоваться "Положением о
лицензировании деятельности по продаже электрической энергии гражданам",
утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2005 №
291 и совместным письмом Федеральной службы по экологическому, технологическому
и атомному надзору и Федерального агентства по техническому регулированию и
метрологии от 30.09.2005 № АМ-18/1580 и от 05.10.2005 № ГЭ-101-30/4699 согласно
приложению.
1.2. Для подтверждения намерения продавать гражданам
электрическую энергию, отвечающую требованиям пунктов 5.2 и 5.6 ГОСТ13109-97
, в двухнедельный срок внести в
договоры между энергосбытовой и электросетевой компаниями взаимные
обязательства по выполнению положений статьи 542 Гражданского Кодекса
Российской Федерации (часть II), статьи 7 Закона Российской Федерации "О
защите прав потребителей", а также постановления Правительства Российской
Федерации от 13.08.1997 №1013.
2. Руководителям энергосбытовых
компаний - ДЗО ОАО РАО "ЕЭС России" и руководителям неразделенных
АО-энерго, осуществляющих деятельность по продаже электрической энергии гражданам,
в двухнедельный срок обратиться в регулирующие органы с предложением учесть при
установлении тарифов на 2006 - 2007 гг. затраты, связанные с выставлением
счетов на оплату электрической энергии потребителям - гражданам с раздельным
указанием стоимости купленной электрической энергии, стоимости услуг по
передаче электрической энергии и стоимости иных услуг, оказание которых
является неотъемлемой частью поставки электрической энергии.
3. Руководителям электросетевых
компаний - ДЗО ОАО РАО "ЕЭС России", и руководителям неразделенных
АО-энерго, осуществляющих деятельность по передаче, распределению и продаже
электрической энергии:
3.1. Для подтверждения намерения
продавать гражданам электрическую энергию, отвечающую требованиям пунктов 5.2 и
5.6 ГОСТ 13109-97:
3.1.1. В месячный срок заключить с
органами по сертификации, аккредитованными (уполномоченными) Федеральным
агентством по техническому регулированию и метрологии, договоры на проведение
сертификации электрической энергии в электрических сетях с привлечением
аккредитованных испытательных лабораторий.
3.1.2. В месячный срок разработать и
согласовать с Федеральной службой по экологическому, технологическому и
атомному надзору планы-графики проведения обязательной сертификации
электрической энергии, обеспечивающие получение первого сертификата в 1
квартале 2006 года и полное завершение сертификации в 2007 году.
3.2. В течение 4 квартала 2005 года
осуществить оценку соответствия требованиям пункта 5.2 ГОСТ 13109-97 фактических уровней напряжения в
контрольных пунктах распределительных электрических сетей общего назначения,
при выявлении отклонений, превышающих установленные указанным стандартом
пределы, разработать и реализовать в течение 2006 - 2007 гг. необходимые
мероприятия для их устранения.
3.3. Обратиться в регулирующие органы
с предложением учесть при установлении тарифов на 2006 - 2007 гг. затраты на
проведение обязательной сертификации электрической энергии в соответствии с
разработанным и согласованным с Федеральной службой по экологическому,
технологическому и атомному надзору планом-графиком.
4. Заместителю технического директора,
главному техническому инспектору ОАО РАО "ЕЭС России" В.К. Паули в
недельный срок довести до ДЗО ОАО РАО "ЕЭС России" согласованный
Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии и Федеральной
службой по экологическому, технологическому и атомному надзору перечень
аккредитованных (уполномоченных) органов по сертификации испытательных
лабораторий.
5. Начальнику Департамента
экономической политики ОАО РАО "ЕЭС России" И.С. Кожуховскому:
5.1. В двухнедельный срок подготовить
и направить в Федеральную службу по тарифам обращение ОАО РАО "ЕЭС
России" о необходимости при регулировании тарифов на электрическую энергию
для ДЗО учитывать затраты на проведение обязательной в соответствии с
требованиями законодательства Российской Федерации сертификации электрической
энергии.
5.2. В месячный срок совместно с БЕ-1,
2 разработать и направить в ДЗО ОАО РАО "ЕЭС России" методику
раздельного указания составляющих стоимости электрической энергии в
соответствии с лицензионными требованиями и размеров перекрестного
субсидирования.
6. Контроль за исполнением настоящего
приказа возложить на заместителя технического директора, главного технического
инспектора ОАО РАО "ЕЭС России" В.К. Паули.