Федеральная служба
по экологическому, технологическому и атомному надзору
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ
НОРМЫ И ПРАВИЛА
В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ
|
|
Утверждены
постановлением Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору от 26 декабря 2005 г. № 19
|
ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА
УЧЕТА И КОНТРОЛЯ ЯДЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ
НП-030-05
Введены в действие
с 1 мая 2006 г.
Москва 2005
Настоящие
федеральные нормы и правила устанавливают требования к государственному учету и
контролю ядерных материалов при их производстве, использовании, переработке,
хранении и транспортировании.
При разработке
нормативного документа использованы Концепция системы государственного учета и
контроля ядерных материалов, одобренная постановлением Правительства Российской
Федерации от 14 октября 1996 г. № 1205; Правила организации системы
государственного учета и контроля ядерных материалов, утвержденные
постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 1998 г. № 746; Положение
о государственном учете и контроле ядерных материалов, утвержденные
постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2000 г. № 962,
Гарантии МАГАТЭ. Руководящие принципы государственных систем учета и контроля
ядерных материалов; Свод федеральных правил Комиссии по ядерному регулированию
США. Раздел 10. Часть 74. Контроль и учет ядерных материалов, а также другие
отечественные и зарубежные документы1.
Настоящие
федеральные нормы и правила учитывают изменения, внесенные в ранее действующий
документ "Основные правила учета и контроля ядерных материалов" (НП-030-01).
Выпускаются взамен документа "Основные правила учета и контроля ядерных
материалов" (НП-030-01).
Нормативный документ
прошел правовую экспертизу Минюста России (письмо Минюста России от 03.03.2006
г. № 01/1608-ЕЗ).
_____________
1 Нормативный документ подготовлен
к утверждению в Научно-техническом центре по ядерной и радиационной
безопасности при участии Н.Ф. Андрюшина, B.C. Кирсанова, О.В. Сопова, Л.В.
Качана.
СОДЕРЖАНИЕ
Список сокращений
ВОУ
|
- высокообогащенный уран
|
ЗБМ
|
- зона баланса материалов
|
ИР
|
- инвентаризационная разница
|
КТИ
|
- ключевая точка измерений
|
МБО
|
- материально-балансовый отчет
|
МБП
|
- межбалансовый период
|
ОИК
|
- отчет об изменении инвентарного
количества
|
СКД
|
- средство контроля доступа
|
СНК
|
- список наличного количества ядерных
материалов
|
СО
|
- специальный отчет
|
СФНК
|
- список фактически наличного
количества ядерных материалов
|
УИВ
|
- устройство индикации вмешательства
|
ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
В целях
настоящего документа используются следующие термины и определения
Аномалия в учете
и контроле ядерных материалов - недостача (излишек) ядерных
материалов, ошибки в учетных и отчетных документах, повреждения, отказы средств
контроля доступа к ядерным материалам, нарушения порядка производства,
использования, передач ядерных материалов.
Атрибуты - характеристики
предметов (например, идентификатор предмета, местоположение предмета, состояние
устройства индикации вмешательства, которым снабжен предмет, геометрические
размеры, нетто- и брутто-масса предмета и т.п.), допускающие проверку их
наличия средствами визуального и инструментального контроля.
Атрибутивные
признаки -
признаки, однозначно подтверждающие наличие или отсутствие какого-либо атрибута
предмета.
Баланс ядерных
материалов -
сравнительный итог зарегистрированного и имеющегося в наличии количества
ядерных материалов.
Вид ядерных
материалов -
ядерные материалы, различающиеся по изотопному составу и количеству.
Высокообогащенный
уран -
уран с обогащением не менее 20 % по изотопу урана-235.
Зона баланса
материалов -
территориально и административно установленная в пределах ядерной установки или
пункта хранения ядерных материалов зона для учета и контроля ядерных
материалов, в которой на основании измерений определяется количество ядерных
материалов при каждом их перемещении в зону и из нее и подводится баланс
ядерных материалов за установленный период времени.
Инвентаризационная
разница -
разница между фактически наличным и документально зарегистрированным
количеством ядерного материала.
Ключевая точка
измерений -
место, где ядерные материалы могут быть измерены для определения их потока или
наличного количества.
Контроль ядерных
материалов -
контроль за наличием и перемещением ядерных материалов, включающий контроль
доступа к ядерным материалам, оборудованию и информации, наблюдение за ядерными
материалами, проверку санкционированного размещения и перемещения ядерных
материалов.
Межбалансовый
период -
период времени между двумя последовательными физическими инвентаризациями.
Партия материала
(партия) -
некоторое количество материала, количественный или качественный состав которого
определен на основании единого набора данных и результатов измерений,
зарегистрированных в учетных документах.
Подтверждающие
измерения -
измерения, результаты которых используются для подтверждения всех или некоторых
количественных характеристик и (или) атрибутивных признаков ядерных материалов,
учетных единиц, продуктов.
Продукты - вещества в
виде соединений, сплавов и изделий, содержащие ядерные материалы.
Система
измерения ядерных материалов - совокупность средств измерений ядерных
материалов и организационных мероприятий, позволяющих получать на основе
выполняемых измерений данные о количестве, элементном и изотопном составах
ядерных материалов, находящихся и производимых в ЗБМ, получаемых в ЗБМ или
отправляемых из ЗБМ, о фактическом наличии ядерных материалов в ЗБМ при
проведении физических инвентаризаций, о погрешностях значений каждой измеряемой
величины ядерного материала в ЗБМ.
Специальные
неядерные материалы -
материалы, не содержащие или не способные воспроизвести ядерные материалы, но
которые могут быть использованы в устройствах, предназначенных для
осуществления взрывного выделения внутриядерной энергии (ядерного взрыва).
Средства
контроля доступа -
технические средства, предназначенные для обнаружения несанкционированных
изъятия, использования, перемещения ядерных материалов, проникновения в зону
ограниченного доступа Подразделяются на системы наблюдения и УИВ.
Устройство
индикации вмешательства - техническое устройство, имеющее индивидуальный
номер или другой идентификатор, защищенное от возможности снятия и повторного
использования без нарушения его целостности или изменения одного (нескольких)
поддающихся регистрации параметров и предназначенное для обнаружения
несанкционированного доступа к ядерным материалам.
Учет ядерных
материалов -
определение количества ядерных материалов, составление, регистрация и ведение
учетных и отчетных документов.
Учетная единица - поддающийся
идентификации предмет, содержащий ядерные материалы, (имеющий индивидуальный номер
или другой идентификатор), целостность которого остается неизменной в течение
установленного периода времени.
Учетные данные - характеристики
ядерных материалов, используемые в учетных документах.
Учетные
измерения -
измерения количественных характеристик ядерных материалов, продуктов,
результаты которых вносятся в учетные документы.
Фактически
наличное количество ядерного материала - измеренная или иначе определенная в
соответствии с установленными процедурами масса ядерного материала, фактически
имеющегося в наличии в данное время.
Физическая
инвентаризация -
определение фактического количества ядерных материалов, имеющихся в наличии в
ЗБМ
1. НАЗНАЧЕНИЕ И ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
1.1. Основные
правила учета и контроля ядерных материалов (далее - Правила) устанавливают
основные требования к государственному учету и контролю ядерных материалов и
специальных неядерных материалов (далее - ядерные материалы), находящихся в
любых химических соединениях и физических формах, а также критерии их учета и
контроля.
1.2. Настоящие
Правила распространяются на деятельность, связанную с производством,
использованием, переработкой, хранением и транспортированием ядерных
материалов.
1.3. Настоящие
Правила не распространяются на ядерные материалы, находящиеся в составе ядерных
боеприпасов, ядерных зарядов и их составных частей.
1.4. Настоящие
Правила не применяются для учета и контроля ядерных материалов в случаях,
указанных в п. 3.1.2.1 Правил.
2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
2.1. Структура
государственного учета и контроля ядерных материалов
Государственный
учет и контроль ядерных материалов должен осуществляться:
■ в ЗБМ;
■
организациями, осуществляющими обращение с ядерными материалами,
эксплуатирующими организациями (далее - организации);
■ органами
управления использованием атомной энергии, осуществляющими учет и контроль
ядерных материалов на ведомственном и федеральном уровне.
2.2. Принципы
государственного учета и контроля ядерных материалов
2.2.1. Ядерные
материалы должны подлежать государственному учету и контролю, начиная с
минимального количества, установленного настоящими Правилами.
2.2.2. Ядерные
материалы должны классифицироваться по категориям в целях обеспечения
дифференцированного подхода к определению процедур и методов учета и контроля.
2.2.3.
Эксплуатирующие организации должны устанавливать ЗБМ в пределах ядерной
установки или пункта хранения ядерных материалов.
2.2.4. В каждой
ЗБМ должны быть определены КТИ ядерных материалов.
2.2.5. К ядерным
материалам применяются СКД, подтверждающие достоверность предыдущих измерений
количественных характеристик и атрибутивных признаков ядерных материалов.
2.2.6. Учет
ядерных материалов должен основываться на результатах измерений количественных
характеристик ядерных материалов.
Допускается:
■
использование результатов предыдущих измерений количественных характеристик
ядерных материалов, если их достоверность подтверждена надлежащим состоянием
примененных СКД, соответствующими подтверждающими измерениями;
■
применение расчетных методов (методик), основанных на результатах
предварительных измерений, экспериментальных исследований.
2.2.7. Массы
ядерных материалов в продуктах, находящихся в ядерном реакторе, в целях учета
принимаются неизменными с момента загрузки в реактор до момента выгрузки
облученных продуктов из реактора.
2.2.8. Для
определения фактически наличного количества ядерных материалов в ЗБМ должны
проводиться физические инвентаризации. В процессе физических инвентаризаций
ядерных материалов выполняются проверки данных учета, атрибутивных признаков,
измерения количественных характеристик ядерных материалов. По завершении
физической инвентаризации должен подводиться баланс ядерных материалов,
определяться ИР и их погрешности в ЗБМ для каждого ядерного материала.
2.2.9. Выводы о
недостаче (излишке) ядерных материалов, об отсутствии аномалий в учете и
контроле ядерных материалов должны делаться на основании результатов
определения фактически наличного количества ядерных материалов, а также путем
сравнения полученной величины ИР с ее допустимой величиной для каждой ЗБМ.
2.2.10.
Устанавливается единая система отчетности для всех уровней государственного
учета и контроля ядерных материалов.
2.2.11.
Исправление учетных данных допускается только путем внесения новой записи в
учетные документы с сохранением ошибочно сделанной записи.
2.2.12.
Исправление отчетных данных допускается только путем представления новых
отчетных документов.
3. ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО
УЧЕТА
И КОНТРОЛЯ ЯДЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ
3.1. Ядерные материалы, подлежащие
государственному учету и контролю
3.1.1.
Государственному учету и контролю должны подлежать следующие ядерные и
специальные неядерные материалы:
ядерные
материалы:
■
плутоний;
■ уран;
■
уран-233;
■
уран-235;
■ торий;
■ нептуний-237;
■
америций-241;
■
америций- 243;
■
калифорний-252;
специальные
неядерные материалы:
■ литий-6;
■ тритий,
за исключением трития, содержащегося в тяжелой воде;
■
дейтерий, за исключением дейтерия, содержащегося в тяжелой воде, применяемой в
качестве замедлителя в ядерных реакторах.
3.1.2.
Постановка на государственный учет и снятие с государственного учета ядерных
материалов.
3.1.2.1. Государственному
учету и контролю должны подлежать ядерные материалы, содержащиеся во всех
продуктах, за исключением:
■ урана,
содержащегося в руде, а также в промежуточных продуктах, перерабатываемых на
горно-металлургических предприятиях*;
■ тория,
содержащегося в руде, а также в промежуточных продуктах, перерабатываемых на
горно-металлургических предприятиях**;
■ ядерных
материалов, содержащихся в закрытых источниках ионизирующего излучения;
■
обедненного урана, содержащегося в защитных контейнерах транспортных
упаковочных комплектов, радиационных головках гамма-дефектоскопов,
облучательных головках гамма-терапевтических аппаратов,
транспортно-перезарядных контейнерах и других подобных им специфических
изделиях, используемых для радиационной защиты при транспортировании и хранении
радиоактивных веществ;
■
нептуния-237, америция-241, америция-243, калифорния-252 в облученных
продуктах, а также америция-241 в плутонийсодержащих продуктах***;
■ лития-6,
если его содержание в литии не превышает 7,5 атом. %;
■
дейтерия, содержащегося в водородсодержащих материалах, если относительное
изотопное содержание дейтерия не превышает 10 атом. %;
■ ядерных
материалов, содержащихся в радиоактивных отходах, находящихся в хранилищах
радиоактивных отходов.
_______________
* Учету на этих предприятиях
подлежит уран, содержащийся в готовом продукте - оксиде или соли урана.
** Учету на этих предприятиях
подлежит торий, содержащийся в готовом продукте - оксиде или соли тория.
*** Указанные
ядерные материалы подлежат учету после их выделения.
3.1.2.2. Снятию
с государственного учета должны подлежать:
■ ядерные
материалы, использованные для изготовления компонентов ядерных боеприпасов,
ядерных зарядов и их составных частей, с момента постановки таких ядерных
материалов на учет в системе государственного учета и контроля ядерных
материалов, предназначенных для оборонных целей;
■ ядерные
материалы, использованные для изготовления закрытых источников ионизирующего
излучения с момента их отправки из ЗБМ организации-потребителю;
■
обедненный уран, использованный для изготовления защитных контейнеров
транспортных упаковочных комплектов, радиационных головок гамма-дефектоскопов,
облучательных головок гамма-терапевтических аппаратов, транспортно-перезарядных
контейнеров и других подобных им специфических изделий, используемых для
радиационной защиты при транспортировании и хранении с момента их отправки из
ЗБМ организации-потребителю в виде готовых изделий;
■ ядерные
материалы, содержащиеся в радиоактивных отходах, с момента отправки
радиоактивных отходов из ЗБМ в хранилища радиоактивных отходов.
3.1.2.3. Ядерные
материалы должны быть поставлены на учет в ЗБМ после их производства или
поступления из другой ЗБМ той же организации или ЗБМ другой организации.
3.1.2.4.
Плутоний, образовавшийся в продуктах, облученных в ядерных реакторах, должен
ставиться на государственный учет после выгрузки продуктов из ядерного
реактора. С этого же момента уран и уран-235, выгоревшие в реакторе, должны
сниматься с учета.
3.1.2.5. Ядерные
материалы должны быть сняты с учета в ЗБМ после их отправления в другую ЗБМ той
же организации или в ЗБМ другой организации.
3.1.2.6. Ядерные
материалы, содержащиеся в продуктах, полученных в результате утилизации ядерных
боеприпасов, ядерных зарядов и их составных частей, должны быть поставлены на
учет с момента передачи этих продуктов для использования в мирных целях.
3.1.3. Количественные
критерии постановки на государственный учет ядерных материалов
3.1.3.1. Ядерные
материалы, находящиеся в пользовании организации, на ядерной установке, в
пункте хранения ядерных материалов, получаемые или отправляемые организацией
должны подлежать государственному учету и контролю, если значения их масс в
течение любого 12-месячного периода времени равны или превышают минимальное
количество, указанное в приложении 1.
Если в
организации находится совокупность ядерных материалов, продукты, содержащие
смесь ядерных материалов, то настоящие Правила распространяются на них в случае
превышения хотя бы одного минимального количества ядерных материалов,
приведенного в приложении 1.
3.1.3.2. В
отчетных документах значения масс ядерных материалов должны быть приведены с
последними значащими цифрами, указанными для каждого ядерного материала в приложении 1.
3.2. Категории ядерных материалов
3.2.1. Категории
ядерных материалов в ЗБМ должны устанавливаться в соответствии с приложениями 2 - 5*.
___________
* Приложения 2 - 5
относятся к Рu с содержанием Рu-238 не более 80 % (за
исключением п. г) приложения 5).
3.2.2. Если в
ЗБМ находятся различные ядерные материалы, различные продукты, то при
определении категории ядерных материалов следует исходить из суммарной массы
ядерных материалов во всех продуктах и указанных в приложениях
2 - 5 количественных пределов масс ядерных
материалов тех продуктов, которые попадают в категорию с меньшим номером.
3.3. Зоны баланса материалов и ключевые
точки измерений
3.3.1. ЗБМ
следует организовывать с учетом следующих требований:
■ масса
ядерного материала, поступающего в ЗБМ и отправляемого из ЗБМ, должна
определяться на основе измеренных характеристик ядерных материалов (кроме
случаев, когда допускается применение расчетных методик), результатов полного
пересчета и идентификации учетных единиц, тары, в которой находится ядерный
материал, по данным сопроводительной документации, паспортным данным ядерных
материалов;
■
структурные подразделения организации, такие как заводские лаборатории, зоны
перевалки и склады, а также участки с ядерными материалами, требующие
специальной защиты информации, должны быть выделены в отдельные ЗБМ.
3.3.2. В ЗБМ
должны устанавливаться КТИ, в которых с помощью методик и средств должны
измеряться содержание, масса, изотопный состав, другие количественные
характеристики ядерных материалов или проверяться атрибутивные признаки ядерных
материалов.
Выбор КТИ в ЗБМ
должен осуществляться таким образом, чтобы обеспечить измерение потока и
фактически наличного количества ядерного материала в ЗБМ.
3.4. Меры контроля доступа к ядерным
материалам
3.4.1. Учет и
контроль ядерных материалов должен поддерживаться принятием мер по сохранению и
(или) подтверждению имеющейся информации о ядерных материалах. Эти меры должны
включать организационные, технические мероприятия, СКД, а также их комбинации и
обеспечивать непрерывный контроль доступа к ядерным материалам.
3.4.2.
Устройства индикации вмешательства
3.4.2.1. УИВ
устанавливаются в местах доступа в помещения, камеры, боксы, на контейнеры и
другое оборудование, где имеются ядерные материалы, и на учетные единицы.
3.4.2.2. Работоспособность
и состояние УИВ должны проверяться периодически с частотой большей, чем частота
физической инвентаризации. Результаты таких проверок должны регистрироваться
документально.
3.4.2.3. В
промежутках между инвентаризациями необходимо выполнять выборочную проверку УИВ
в ЗБМ. При определении объема случайной выборки необходимо исходить из
требования подтверждения с доверительной вероятностью, равной 0,95, нахождения
в надлежащем состоянии не менее 95 % УИВ.
3.4.2.4.
Применение УИВ и обращение с УИВ в организации (получение/приемка, хранение,
установка/снятие, проверка подлинности и уничтожение снятых или
недоброкачественных УИВ) должно осуществляться в соответствии с установленными
эксплуатирующей организацией процедурами (программой).
3.4.3. Системы
наблюдения за ядерными материалами Системы наблюдения за ядерными материалами
включают:
■
автоматизированные технические системы, устройства (мониторы для контроля за
перемещением ядерных материалов, доступом работников (персонала) в помещения,
датчики контроля за несанкционированным вскрытием дверей, люков, аварийные
сигнализаторы и т. п.);
■
технические системы, устройства для теле- или фотонаблюдения с фиксацией
происходящих событий.
4. ИЗМЕРЕНИЯ ЯДЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ
4 1. Для каждой
ЗБМ должна быть разработана программа измерений, включающая в себя перечень
КТИ, методик выполнения измерений, технических средств, процедур пробоотбора,
сведения о периодичности проведения измерений, требуемой точности измерений,
сроках и форме представления результатов измерений. Программа должна
утверждаться руководителем организации, в составе которой находится ЗБМ.
Программа должна пересматриваться не реже одного раза в пять лет.
4.2. Методики
выполнения измерений необходимо оформлять в виде отдельных нормативных
документов, которые должны быть составлены в соответствии с требованиями
метрологических стандартов.
4.3. Методики
выполнения измерений должны быть метрологически аттестованы в соответствии с
требованиями документов в области стандартизации. Показатели точности методик
выполнения измерений в системе измерения ядерных материалов должны быть
максимально приближены к рекомендованным международным целевым значениям.
4.4. Образцы для
градуировки средств измерений и проверки правильности результатов измерений
должны быть метрологически аттестованы в соответствии с требованиями
метрологических стандартов, и иметь свидетельство об аттестации с указанием их
наименования, типа, аттестуемой величины и ее погрешности.
4.5. Перечень
средств измерений, используемых в системе измерения ядерных материалов, должен
содержать наименование средства, его тип, заводской номер.
4.6. Средства
измерений должны поверяться в соответствии с действующими нормативными
документами.
4.7. В каждой
организации должна быть разработана и внедрена программа контроля качества
измерений в рамках системы измерения ядерных материалов.
5. ПРОЦЕДУРЫ ПЕРЕДАЧИ ЯДЕРНЫХ
МАТЕРИАЛОВ
5.1. Общие требования
5.1.1. Передача
ядерных материалов должна сопровождаться оформлением:
■
предварительных уведомлений, подписанных руководителем организации-отправителя;
■
приходно-расходной и сопроводительной документации.
5.1.2. В
сопроводительных документах должны указываться данные о контейнерах с ядерными
материалами (типы и идентификаторы печатей (пломб), брутто-массы контейнеров и
другие необходимые данные). Сведения о характеристиках перемещаемых ядерных
материалов (паспортные данные) должны приводиться в документах, отправляемых
специальной почтой или вместе с грузом.
5.1.3. При
передачах ядерных материалов должны быть выполнены следующие процедуры:
■ внешний
осмотр и проверка количества учетных единиц (контейнеров), проверка УИВ,
примененных к транспортному средству и (или) контейнерам с ядерными материалами
(включающая проверку контейнеров, печатей (пломб), соответствие идентификаторов
контейнеров, печатей (пломб) и мест размещения данным сопроводительных
документов);
■
подтверждающие измерения брутто-массы контейнеров с ядерными материалами,
параметров ядерных материалов.
5.1.4 Вид и
объем подтверждающих измерений должны определяться документацией организации,
выполняющей эти измерения, исходя из:
■ вида
передачи (между ЗБМ одной организации, между организациями, экспорт - импорт);
■ видов
ядерных материалов;
■
количества ядерных материалов;
■ видов
продуктов,
■ типа
тары и УИВ,
■
погрешностей измерений.
5.1.5. Данные,
полученные в результате измерений в процессе входного (выходного) контроля,
должны оформляться документально. Должны приводиться сведения о средствах и
методах измерений, результаты измерений, погрешности измерений, КТИ, в которой
выполнялись измерения, типы и идентификаторы УИВ, дата выполнения измерений и
фамилии лиц, выполнявших измерения.
5.2. Документирование
получений и отправлений ядерных материалов
5.2.1. При
получении ядерных материалов организацией-получателем в течение трех рабочих
дней должны быть проверены атрибутивные признаки тары с ядерными материалами и
выполнены подтверждающие измерения. При отсутствии замечаний должна быть
произведена предварительная приемка и постановка на учет ядерных материалов.
Окончательная
приемка и постановка на учет ядерных материалов должна быть произведена не
позднее 10 суток после получения ядерных материалов и паспортов (формуляров,
сертификатов) на них.
5.2.2. При
отправлении ядерных материалов организация-отправитель производит снятие их с
учета после получения от организации-получателя оформленного в установленном
порядке акта приемки ядерных материалов или подтвержденной доверенностью
организации-получателя подписи уполномоченного представителя в накладной.
5.2.3. Данные о
полученных ядерных материалах должны быть внесены организацией-получателем в
учетные документы. Данные об отправленных ядерных материалах должны быть
внесены в учетные документы организации-отправителя.
5.3. Оценка расхождений данных
организации-отправителя и организации-получателя
Расхождения
данных организации-отправителя и организации-получателя о массе ядерных
материалов при их передачах должны определяться как разница между значениями
масс, указанных организацией-отправителем (паспортных данных) и полученных
путем измерений организацией-получателем. Если результаты согласуются
(расхождение данных организации-отправителя и организации-получателя находится
в интервале, соответствующем доверительной вероятности 0,99* с учетом
погрешностей измерений организации-отправителя и организации-получателя), то
ядерные материалы должны быть поставлены на учет организацией-получателем по
данным организации-отправителя.
______________
* Здесь и далее
доверительные вероятности задаются для двусторонних доверительных интервалов.
5.4. Действия при обнаружении аномалий в
учете и контроле ядерных материалов
5.4.1. При
обнаружении статистически значимого расхождения, исходя из доверительной
вероятности 0,99 в данных организации-отправителя и организации-получателя,
организацией-получателем должны быть приняты меры по выявлению причин
расхождения.
5.4.2. Если
наличие статистически значимого расхождения данных организации-отправителя и
организации-получателя подтвердилось, то организация-получатель обязана
составить специальный отчет и направить его в орган управления использованием
атомной энергии, осуществляющий учет и контроль ядерных материалов на
ведомственном уровне, в орган управления использованием атомной энергии,
осуществляющий учет и контроль ядерных материалов на федеральном уровне, и в
орган государственного регулирования безопасности при использовании атомной
энергии.
6. ФИЗИЧЕСКАЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ,
ПОДВЕДЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНОГО
БАЛАНСА И ОЦЕНКА ИНВЕНТАРИЗАЦИОННОЙ РАЗНИЦЫ
6.1. Общие требования
6.1.1.
Физические инвентаризации должны проводиться в целях:
■
определения фактически наличного количества ядерных материалов в ЗБМ;
■
установления соответствия фактических параметров учетных единиц существующим
учетным данным;
■
подведения баланса ядерных материалов, определения ИР и ее погрешности;
■
установления недостатков и нарушений в учете и контроле ядерных материалов.
6.1.2. Процедуры
физических инвентаризаций должны осуществляться в соответствии с методиками и инструкциями,
действующими в эксплуатирующей организации.
6.1.3. Процедуры
физических инвентаризаций должны основываться на:
■
подготовке к физической инвентаризации в ЗБМ;
■
составлении СНК и СФНК и проверке учетных документов;
■ проверке
соответствия СНК учетным данным;
■ проверке
состояния СКД;
■ учетных
и подтверждающих измерениях фактически наличного количества ядерных материалов
с учетом погрешностей измерений;
■ оценке
величины неизмеренных потерь и ее погрешности;
■
определении ИР и ее погрешности для каждого ядерного материала.
6.1.4.
Количество ядерных материалов, находящихся в каждой ЗБМ, должно определяться
путем измерения количества и состава ядерных материалов в КТИ, контролироваться
путем оперативно-технического учета и контрольных проверок наличия ядерных
материалов в форме учетных единиц по атрибутивным признакам, периодических
сверок учетных и отчетных документов и проверяться путем проведения физической
инвентаризации. Оперативно-технический учет должен включать процедуры,
осуществляемые в процессе выполнения технологических операций, обеспечивающие
учет и контроль ядерных материалов. Физическая инвентаризация должна
завершаться подведением баланса для каждого ядерного материала в ЗБМ за МБП,
определением ИР и ее погрешности с последующим статистическим анализом
значимости ИР в соответствии с требованиями, установленными в пп. 6.4.1 и 6.4.2 настоящих Правил.
Инвентаризационная
разница данного ядерного материала в ЗБМ определяется с помощью уравнения:
ИР = КК - ДК = КК – УВ + УМ - НК,
где КК -
фактически наличное количество ядерного материала в ЗБМ, определенное в
результате данной физической инвентаризации;
ДК -
документально зарегистрированное количество ядерного материала в ЗБМ на начало инвентаризации;
УВ -
определенное и документально зарегистрированное увеличение количества ядерного
материала в ЗБМ за данный межбалансовый период (далее - МБП) в результате всех
поступлений, наработок и т.д.;
УМ -
определенное и документально зарегистрированное уменьшение количества ядерного
материала в ЗБМ за данный МБП в результате всех отправок из ЗБМ, ядерных
превращений, потерь и т.д.;
НК - наличное
количество ядерного материала в ЗБМ, определенное и документально
зарегистрированное на начало данного МБП.
6.1.5. Должна
быть определена масса каждого ядерного материала. Значение массы ядерного
материала, а также значения погрешности измерения для доверительной
вероятности, равной 0,95, регистрируются документально.
6.1.6. Ранее
определенные значения массы ядерных материалов могут использоваться при
выполнении учетных процедур (физических инвентаризаций, передач ядерных
материалов и т.д.) только в тех случаях, когда их достоверность с момента их
определения до момента использования может быть подтверждена надлежащим
состоянием примененных СКД и (или) подтверждена в процессе выполнения учетной
процедуры измерениями количественных параметров ядерных материалов и (или)
атрибутивных признаков ядерных материалов.
6.1.7. Объем
применения подтверждающих измерений должен определяться в зависимости от объема
применения и результатов проверки СКД, исходя из вероятностей обнаружения
недостачи (излишка) порогового количества для каждого ядерного материала,
приведенного в п. 6.4.3 настоящих Правил. Статистически
значимая разница между результатами учетных и подтверждающих измерений
количественных параметров ядерных материалов, учетных единиц, продуктов должна
устанавливаться на основании доверительной вероятности 0,99.
6.1.8. В случае
установления статистически значимой разницы между результатами учетных и
подтверждающих измерений об этом должно быть сообщено руководству
эксплуатирующей организации, а также выяснены причины возникновения разницы.
При необходимости должны быть выполнены новые учетные измерения и внесены
изменения в учетные документы.
6.2. Частота физических
инвентаризаций
6.2.1.
Физические инвентаризации для каждой ЗБМ должны выполняться периодически, а МБП
устанавливаться в зависимости от категории ядерных материалов в ЗБМ, технологических
и других особенностей организации.
Физические
инвентаризации в ЗБМ должны быть спланированы, организованы и проведены не реже
следующих временных пределов:
■ для ЗБМ
с ядерными материалами категории 1 - один календарный месяц;
■ для ЗБМ
с ядерными материалами категории 2 - три календарных месяца;
■ для ЗБМ
с ядерными материалами категории 3 - шесть календарных месяцев;
■ для ЗБМ
с ядерными материалами категории 4 - 12 календарных месяцев;
■ по всем
ЗБМ эксплуатирующей организации, организации - 12 календарных месяцев.
6.2.2. Частота
физических инвентаризаций в ЗБМ может быть уменьшена по совместному решению
органа управления использованием атомной энергии, осуществляющего учет и
контроль ядерных материалов на федеральном уровне, и органа государственного
регулирования безопасности при использовании атомной энергии, осуществляющего
надзор за системой государственного учета и контроля ядерных материалов, на
основании представленного эксплуатирующей организацией обоснования с
обязательным условием принятия дополнительных мер контроля доступа к ядерным
материалам.
6.3. Организация физической
инвентаризации
6.3.1. Для
проведения физической инвентаризации распорядительным документом руководителя
организации должны быть назначены инвентаризационная комиссия, ответственный за
ее проведение, определены сроки подготовки и проведения инвентаризации, а также
время, после которого запрещаются любые перемещения ядерных материалов (кроме
участков разделительных и радиохимических производств, использующих непрерывную
технологию переработки ядерных материалов) на период физической инвентаризации
без разрешения председателя инвентаризационной комиссии, включая отправление и
получение ядерных материалов.
6.3.2. По
завершении физической инвентаризации должен быть составлен акт
инвентаризационной комиссии и подведен баланс ядерных материалов в ЗБМ,
определена и проанализирована ИР, оформлены учетные документы, составлены и
утверждены МБО и СФНК.
6.3.3. Если в
результате анализа баланса ядерного материала не установлена аномалия в учете и
контроле ядерного материала на основании п. 6.4 настоящих Правил, то документально
зарегистрированное в СНК количество ядерного материала в ЗБМ должно
использоваться в качестве наличного количества ядерного материала в ЗБМ на
начало следующего МБП.
6.3.4. Если в
результате инвентаризации установлена аномалия в учете и контроле ядерного
материала, то ответственный за проведение инвентаризации в данной ЗБМ должен
немедленно уведомить об этом председателя инвентаризационной комиссии. Для
выяснения причин аномалии должны быть выполнены специальные исследования,
определено и документально зарегистрировано значение наличного количества
ядерных материалов в ЗБМ.
6.4. Критерии обнаружения аномалий
в учете и контроле ядерных материалов
6.4.1. Недостача
(излишек) учетной единицы является критерием обнаружения аномалий в учете и
контроле ядерных материалов.
6.4.2. Если в течение
МБП, предшествующего данной инвентаризации, выполнялись учетные измерения
данного ядерного материала при его производстве, получении, переработке,
отправлении или таковые производились в процессе инвентаризации, то критерием
обнаружения аномалий в учете и контроле этого ядерного материала должно
являться превышение модулем инвентаризационной разницы либо ее утроенной
среднеквадратической погрешности, либо значений любой из следующих величин при
доверительной вероятности 0,95:
■ 2 % от
суммы зарегистрированного количества данного ядерного материала и всех
увеличений его количества за МБП - для промышленных ядерных установок;
■ 3 % от
такой же величины - для исследовательских ядерных установок;
■ 3 кг -
по плутонию, урану-233 для ЗБМ, содержащих ядерные материалы категорий 1, 2;
■ 8 кг -
по урану-235 для ЗБМ, содержащих ядерные материалы категорий 1, 2 и 3;
■ 70 кг -
по урану-235 для урана с обогащением менее 20 %.
6.4.3. Если в течение
МБП и в процессе проведения инвентаризации учетные измерения данного ядерного
материала не выполнялись, а достоверность результатов предыдущих учетных
измерений была обеспечена применением СКД, то выводы об отсутствии аномалий в
учете и контроле ядерных материалов должны быть сделаны на основе результатов
выборочных подтверждающих измерений, объем которых определяется по специальной
методике, исходя из значений двух параметров - порогового количества ядерных
материалов для обнаружения недостачи (излишка) ядерных материалов и величины
вероятности обнаружения недостачи (излишка) этого порогового количества.
Для ядерных
материалов категорий 1, 2 и 3 пороговое количество составляет:
■ 3 кг -
для плутония, урана-233;
■ 8 кг -
для урана-235.
Для урана с
обогащением менее 20 % (категория 4) пороговое количество составляет 70 кг по
урану-235.
Вероятность
обнаружения недостачи (излишка) порогового количества ядерных материалов для
расчета объема выборки подтверждающих измерений приведена в приложении 6.
7. УЧЕТНЫЕ, ОТЧЕТНЫЕ ДОКУМЕНТЫ.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ УВЕДОМЛЕНИЯ
7.1. Учетные документы
7.1.1. Учетные
документы должны вестись для каждой ЗБМ и содержать данные о каждом виде
ядерного материала, включая:
■
количество ядерных материалов в ЗБМ;
■
изменения количества ядерных материалов в ЗБМ.
7.1.2. В учетных
документах должны быть отражены все изменения количества ядерных материалов для
каждой партии, характеристики партии и исходные данные для формирования партии,
указаны даты изменения количества ядерных материалов, ЗБМ
организации-отправителя и ЗБМ организации-получателя.
7.1.3. Данные,
используемые для определения количественных и качественных изменений ядерных
материалов в ЗБМ, включая результаты калибровки, проверки и поверки всех
средств измерений, данные об отборе проб и результатах их анализа, результаты
контроля качества измерений, случайные и систематические погрешности измерений
должны быть отражены в соответствующих документах.
7.2. Отчетные документы
7.2.1. В каждой
организации должны быть созданы, и действовать основанные на учетных документах
следующие отчетные документы:
■ отчет об
изменении инвентарного количества;
■
материально-балансовый отчет;
■ список
наличного количества;
■ список
фактически наличного количества;
■
специальный отчет.
7.2.2. Отчетные
документы организации направляются на регулярной, заранее согласованной, основе
в эксплуатирующую организацию, в орган управления использованием атомной
энергии по подчиненности организации, а также в орган управления использованием
атомной энергии, осуществляющий учет и контроль ядерных материалов на
федеральном уровне.
7.2.3. ОИК, СНК,
СФНК должны составляться по ЗБМ и по организации. Эти отчеты должны содержать
информацию о наличном количестве ядерных материалов и их перемещениях между ЗБМ
или между организациями.
7.2.4. ОИК по
ЗБМ должны направляться в службу, осуществляющую на регулярной основе учет
ядерных материалов в организации, непосредственно после события, связанного с
каждым изменением количества ядерных материалов, или ежемесячно по имевшимся в
этот период изменениям количества ядерных материалов, но не позднее чем через
15 дней после последнего дня месяца, в котором произошли указанные изменения.
7.2.5. ОИК
организации должны направляться ежеквартально и содержать данные об имевшихся в
этот период изменениях инвентарного количества ядерных материалов.
7.2.6. За
отчетные периоды, в течение которых не было изменений инвентарного количества
ядерных материалов по ЗБМ организации, организация должна направлять отчет,
заполненный по форме в установленном порядке, с указанием, что за отчетный
период инвентарное количество ядерных материалов не изменилось.
7.2.7. По
результатам физической инвентаризации в ЗБМ должен быть подготовлен МБО.
7.2.8. В МБО ЗБМ
в виде отдельных записей по каждому ядерному материалу должны быть отражены:
■
начальное зарегистрированное количество ядерных материалов;
■
увеличение и (или) уменьшение количества ядерных материалов за отчетный МБП;
■ конечное
фактически наличное количество ядерных материалов, установленное по результатам
физической инвентаризации;
■ значение
ИР и погрешности ее определения.
7.2.9. В МБО
организации должен быть показан баланс ядерных материалов, основанный на
фактически наличном количестве ядерных материалов, определенном в ходе
физической инвентаризации.
7.2.10. В МБО
организации в виде отдельных записей по каждому виду ядерного материала должны
быть отражены:
■
начальное зарегистрированное количество ядерных материалов;
■ конечное
зарегистрированное и фактически наличное количество ядерных материалов,
установленное по результатам физической инвентаризации.
7.2.11. Если при
сравнении фактически наличного количества ядерного материала с конечным
зарегистрированным в СНК наличным количеством была выявлена аномалия, то к МБО
должны быть приложены необходимые документы, подтверждающие обоснованность
принятия наличного количества ядерного материала в качестве начального для
следующего МБП.
7.2.12.
Одновременно с МБО должен быть составлен СФНК на конец МБП.
7.2.13. СФНК ЗБМ
должен быть составлен на дату физической инвентаризации в виде последовательных
записей для каждого вида и партии материала с указанием идентификационных и
других характеристик для каждой партии и вида ядерного материала отдельно.
7.2.14. МБО и
СФНК ЗБМ должны быть направлены ответственным за учет и контроль в ЗБМ в службу
учета ядерных материалов организации в срок не более 15 дней после определения
наличного количества ядерных материалов.
7.2.15. СО
должен быть составлен эксплуатирующей организацией, организацией в случае
выявления утраты, хищения, несанкционированного использования, при обнаружении
недостачи (излишка) ядерных материалов, а также в случае превышения
установленного предела для значения ИР или статистически значимых расхождений
данных организации-отправителя и организации-получателя.
СО должен
предоставляться в соответствующие органы управления использованием атомной
энергии и в орган государственного регулирования безопасности при использовании
атомной энергии в течение 24 ч с момента установления вышеуказанных фактов.
7.2.16. СО
должен содержать:
■ описание
обстоятельств, события и (или) серии событий, связанных с ядерными материалами,
в отношении которых имело место несанкционированное действие;
■
идентификацию и определение вида ядерного материала;
■ исходные
данные для определения количественных характеристик ядерных материалов;
■ принятые
меры и программу последующих действий для решения возникших проблем.
7.2.17. Отчетные
документы организации по ЗБМ предоставляются организацией органу
государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии,
осуществляющему надзор за системой государственного учета и контроля ядерных
материалов (или его территориальному органу) по запросу.
7.3. Система предварительных
уведомлений о передаче ядерных материалов
7.3.1. При передаче
ядерных материалов между организациями организация-отправитель не менее чем за
10 дней до предполагаемой даты отправления ядерных материалов должна направить
предварительное уведомление об отправлении ядерных материалов
организации-получателю, в орган управления использованием атомной энергии,
осуществляющий учет и контроль ядерных материалов на федеральном уровне, и в
структурное подразделение органа государственного регулирования безопасности
при использовании атомной энергии, осуществляющее надзор за системой
государственного учета и контроля ядерных материалов в организации-
отправителе.
7.3.2. В случае
внеплановых отправлений по специальному распоряжению соответствующих органов
исполнительной власти предварительные уведомления должны быть направлены не
позднее трех дней после определения сроков отправления.
7.3.3. После
получения и постановки на учет ядерного материала в случаях, указанных в пп. 7.3.1 и 7.3.2 настоящих Правил,
организация-получатель должна направить подтверждение факта его получения в
организацию-отправитель, в орган управления использованием атомной энергии,
осуществляющий учет и контроль ядерных материалов на федеральном уровне, и в
структурное подразделение органа государственного регулирования безопасности
при использовании атомной энергии, осуществляющее надзор за системой
государственного учета и контроля ядерных материалов в организации- получателе.
8. УЧЕТ И КОНТРОЛЬ ЯДЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ В
ОРГАНИЗАЦИЯХ
8.1. Учет и
контроль ядерных материалов в организациях должен включать измерения количества
ядерных материалов, ведение учетных и отчетных документов, административный
контроль за их наличием и перемещением.
8.2.
Руководителем организации должно быть разработано и утверждено положение
(инструкция) об учете и контроле ядерных материалов, в котором должны быть
определены:
■
организация работ по учету и контролю ядерных материалов в организации и в ЗБМ,
структура и состав работников (персонала), занятых учетом и контролем ядерных
материалов. Права и обязанности этих работников (персонала) определяются
положениями о подразделениях, должностными и рабочими инструкциями;
■
применяемые в организации нормативные и технические документы для учета и
контроля ядерных материалов;
■ количество
ЗБМ, их границы и структура;
■
применяемые организации методики и средства измерений для учета и контроля
ядерных материалов;
■ СКД к
ядерным материалам;
■ перечень
и формы учетных и отчетных документов;
■ порядок
контроля состояния учета и контроля ядерных материалов в ЗБМ;
■ порядок
расследования аномалий в учете и контроле ядерных материалов;
■ порядок
подготовки и допуска работников (персонала) к работам по учету и контролю
ядерных материалов;
■ сроки
составления СНК в ЗБМ и в целом в организации;
■ порядок
проведения физических инвентаризаций.
8.3.
Достоверность представления в системе учета и контроля ядерных материалов в ЗБМ
данных об идентификаторах учетных единиц, идентификаторах УИВ и местоположении
учетных единиц должна быть не менее 99 %.
8.4. Для каждой
ЗБМ должны быть разработаны и утверждены руководителем организации инструкции
по учету и контролю ядерных материалов, в которых должны быть определены:
■ КТИ, а
также применяемые в них методики и средства измерений;
■ СКД к
ядерным материалам;
■
процедуры учета и контроля ядерных материалов, применяемые в данной ЗБМ;
■
процедуры оценки потерь ядерных материалов.
8.5. Любые
потери ядерных материалов должны быть определены с помощью измерений или
расчетных методик, основанных на результатах предварительных измерений или
экспериментальных исследований. Максимальные допустимые величины потерь ядерных
материалов должны быть согласованы с органом управления использованием атомной
энергии.
8.6. Для каждой
ЗБМ должны назначаться лица, ответственные за ядерные материалы, находящиеся в
данной ЗБМ.
8.7. Передача
ядерных материалов от материально ответственного лица другим лицам должна быть
оформлена документально.
8.8. Передача
ядерных материалов, находящихся в технологическом процессе, с одной технологической
операции на другую или между сменами должна быть оформлена документально.
9. ВЕДОМСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА
ГОСУДАРСТВЕННЫМ УЧЕТОМ
И КОНТРОЛЕМ ЯДЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ
9.1. Порядок
осуществления ведомственного контроля за государственным учетом и контролем
ядерных материалов, взаимоотношения представителей ведомств и организаций с
ответственными лицами и работниками (персоналом), порядок проведения
инспекционных проверок должны устанавливаться ведомственным положением об учете
и контроле ядерных материалов. После каждой проверки должен быть составлен акт
о ее результатах.
9.2. Частота
проверок организации на ведомственном уровне должна быть не реже одного раза в
пять лет.
9.3. При
необходимости орган управления использованием атомной энергии должен проводить
внеплановые проверки состояния учета и контроля в организации, находящейся в
его ведении, поставив в известность руководителя организации не позднее чем за
пять суток до начала проверки.
9.4.
Деятельность по ведомственному контролю должна включать:
■ контроль
ведения учетных и отчетных документов;
■ проверку
соблюдения требований к учету и контролю ядерных материалов в ЗБМ,
организациях;
■ сверку
данных учетных и отчетных документов;
■ проверку
порядка проведения физической инвентаризации и подведения баланса ядерных
материалов;
■ проверку
порядка использования СКД;
■ проверку
наличия ядерных материалов в местах их нахождения;
■ проверку
наличия и качества методик и средств измерений, применяемых для учета и
контроля ядерных материалов, в том числе путем выполнения дополнительных
измерений параметров ядерных материалов работниками (персоналом) организаций;
■ проверку
процедур оценки потерь ядерных материалов;
■ контроль
проведения исследований организациями причин и обстоятельств аномалий в учете и
контроле ядерных материалов, принятия соответствующих мер.
10. ТРЕБОВАНИЯ К РАБОТНИКАМ (ПЕРСОНАЛУ),
ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМ
УЧЕТ И КОНТРОЛЬ ЯДЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ
10.1. Работники
(персонал), осуществляющие учет и контроль ядерных материалов, должны проходить
обучение по выполнению соответствующих процедур на специализированных курсах,
организуемых в рамках системы государственного учета и контроля ядерных
материалов, а также периодическую проверку знаний согласно установленному в
организации порядку
10.2.
Периодичность проведения проверок знаний процедур учета и контроля ядерных
материалов для различных категорий работников (персонала) должна быть
установлена руководителем организации Проверки должны проводиться не реже
одного раза в три года
Приложение
1
Минимальное
количество ядерных материалов в организации,
начиная с которого они подлежат государственному учету и контролю
№ п/п
|
Ядерный материал
|
Минимальное количество ядерного
материала
|
Последние значащие цифры в
значении массы ядерного материала в отчетных документах
|
1
|
Плутоний
|
15 г
|
1 г
|
2
|
Уран-233
|
15 г
|
1 г
|
3
|
Уран
с обогащением по изотопу U-235 более 0,72 %
|
15 г
по изотопу U-235
|
1 г
|
4
|
Нептуний-237
|
15 г
|
1 г
|
5
|
Совокупность
ядерных материалов, перечисленных в пп. 1 - 4 таблицы
|
15 г
по сумме масс Pu, U-233, U-235
и Np-237
|
1 г
|
6
|
Америций-241
|
1 г
|
0,1 г
|
7
|
Америций-243
|
1 г
|
0,1 г
|
8
|
Калифорний-252
|
0,001 г
|
0,000001 г
|
9
|
Уран
с содержанием изотопа U-235 не более 0,72 %
|
500 кг
|
1 кг
|
10
|
Торий
|
500 кг
|
1 кг
|
11
|
Литий
- 6
|
1 кг
|
0,1 кг
|
12
|
Тритий,
за исключением трития, содержащегося в тяжелой воде
|
0,2 г
|
0,01 г
|
13
|
Дейтерий,
за исключением дейтерия, содержащегося в тяжелой воде, применяемой в качестве
замедлителя в ядерных реакторах
|
2г
|
0,1 г
|
Приложение
2
Ядерные
материалы категории 1
Продукты
|
Ядерный материал
|
Масса ядерного материала, кг,
не менее
|
Металлические
продукты:
|
|
|
металлические
изделия, заготовки, слитки, крупка, их сплавы и смеси,
|
Pu, U-233
|
2
по сумме масс Pu и U-233
|
топливные
элементы и сборки, содержащие металлическое и
|
ВОУ
|
5
по изотопу U-235
|
интерметаллидное
топливо,
|
Смесь, совокупность
Pu, U-233, ВОУ
и других ядерных материалов
|
2
по сумме масс
Pu, U-233, U-235,
Np-237, Am, Cf
|
бракованные
изделия и отходы, перерабатываемые путем переплавки без растворения
|
Продукты
с высоким содержанием ядерных материалов:
|
|
|
карбиды,
оксиды, хлориды, нитриды,
|
Pu, U-233
|
6
по сумме масс Pu и U-233
|
фториды,
их сплавы и смеси; топливные элементы и сборки, содержащие топливо из
вышеупомянутых соединений,
|
ВОУ
|
20
по изотопу U-235
|
а
также другие продукты с концентрацией (содержанием) ядерных материалов не
менее 25 г/л (25 г/кг)
|
Смесь, совокупность
Pu, U-233, ВОУ
и других ядерных материалов
|
6
по сумме масс
Pu, U-233, U-235,
Np-237, Am, Cf
|
Приложение
3
Ядерные
материалы категории 2
Продукты
|
Ядерный материал
|
Масса ядерного материала,кг
|
Металлические
продукты:
|
|
|
металлические
изделия, заготовки, слитки, крупка, их сплавы и смеси;
|
Pu, U-233
|
³0,5,
но <2
по сумме
масс Pu и U-233
|
топливные
элементы и сборки, содержащие металлическое и интерметаллидное топливо;
|
ВОУ
|
³1,
но <5
по изотопу U-235
|
бракованные
изделия и отходы, перерабатываемые путем переплавки без растворения
|
Смесь, совокупность
Pu, U-233, ВОУ
и других ядерных материалов
|
³0,5,
но <2
по сумме масс
Pu, U-233, U-235,
Np-237, Am, Cf
|
Продукты
с высоким содержанием ядерных материалов:
|
|
|
карбиды,
оксиды, хлориды, нитриды, фториды, их сплавы и смеси;
|
Pu, U-233
|
³2,
но <6
по сумме масс
Pu и U-233
|
топливные
элементы и сборки, содержащие топливо из вышеупомянутых соединений,
|
ВОУ
|
³6,
но <20
по изотопу U-235
|
а
также другие продукты с концентрацией (содержанием)ядерных материалов не
менее 25 г/л (25 г/кг)
|
Смесь, совокупность
Pu, U-233, ВОУ
идругих ядерных материалов
|
³2,
но <6
по сумме масс
Pu, U-233, U-235,
Np-237, Am, Cf
|
Продукты
с низким содержанием ядерных материалов:
|
|
|
продукты,
требующие сложной
|
Pu, U-233
|
³16
по сумме масс Pu и U-233
|
обработки;
продукты с концентрацией (содержанием)
|
ВОУ
|
³50
по изотопу U-235
|
ядерных
материалов от 1 до 25 г/л (от 1 до 25 г/кг)
|
Смесь, совокупность Pu, U-233, ВОУ и других ядерных материалов
|
³16
по сумме масс
Pu, U-233, U-235,
Np-237, Am, Cf
|
Приложение
4
Ядерные
материалы категории 3
Продукты
|
Ядерный материал
|
Масса ядерного материала, кг
|
Металлические
продукты:
|
|
|
металлические
изделия, заготовки, слитки, крупка, их сплавы и смеси;
|
Pu, U-233
|
³0,2,
но <0,5
по сумме масс
Pu и U-233
|
топливные
элементы и сборки, содержащие металлическое и интерметаллидное топливо,
|
ВОУ
|
³0,5,
но <1
по изотопу U-235
|
бракованные
изделия и отходы, перерабатываемые путем переплавки без растворения
|
Смесь, совокупность
Pu, U-233, ВОУ
и других ядерных материалов
|
³0,2,
но <0,5
по сумме масс
Pu, U-233, U-235,
Np-237, Am, Cf
|
Продукты
с высоким содержанием ядерных материалов:
|
|
|
карбиды,
оксиды, хлориды, нитриды, фториды, их сплавы и смеси;
|
Pu, U-233
|
³0,5,
но <2
по сумме масс
Pu и U-233
|
топливные
элементы и сборки, содержащие топливо из вышеупомянутых соединений,
|
ВОУ
|
³2,
но £6
по изотопу U-235
|
а
также другие продукты с концентрацией (содержанием) ядерных материалов не
менее 25 г/л (25 г/кг)
|
Смесь, совокупность
Pu, U-233, ВОУ
и других ядерных материалов
|
³0,5,
но <2
по сумме масс
Pu, U-233, U-235,
Np-237, Am, Cf
|
Продукты
с низким содержанием ядерных материалов:
|
|
|
продукты,
требующие сложной обработки,
|
Pu, U-233
|
³3,
но <16
по сумме масс
Pu и U-233
|
продукты
с концентрацией (содержанием)
|
ВОУ
|
³8
но <50
по изотопу U-235
|
ядерных
материалов от 1 до 25 г/л (от 1 до 25 г/кг)
|
Смесь, совокупность
Pu, U-233, ВОУ
и других ядерных материалов
|
³3,
но <16
по сумме масс
Pu, U-233, U-235,
Np-237, Am, Cf
|
Приложение
5
Ядерные
материалы категории 4
Продукты
|
Ядерный материал
|
Масса ядерного материала, кг,
не более
|
Металлические
продукты:
|
|
|
металлические
изделия, заготовки, слитки, крупка, их сплавы и смеси;
|
Pu, U-233
|
0,2
по сумме масс Pu и U-233
|
топливные
элементы и сборки, содержащие металлическое и
|
ВОУ
|
0,5
по изотопу U-235
|
интерметаллидное
топливо;
|
Смесь, совокупность
Pu, U-233, ВОУ
и других ядерных материалов
|
0,2
по сумме масс
Pu, U-233, U-235,
Np-237, Am, Cf
|
бракованные
изделия и отходы, перерабатываемые путем переплавки без растворения
|
Продукты
с высоким содержанием ядерных материалов:
|
|
|
карбиды,
оксиды, хлориды, нитриды, фториды, их сплавы и смеси;
|
Pu, U-233
|
0,5
по сумме масс
Pu и U-233
|
топливные
элементы и сборки, содержащие топливо из вышеупомянутых соединений,
|
ВОУ
|
2
по изотопу U-235
|
а
также другие продукты с концентрацией (содержанием) ядерных материалов не
менее 25 г/л (25 г/кг)
|
Смесь, совокупность
Pu, U-233, ВОУ
и других ядерных материалов
|
0,5
по сумме масс
Pu, U-233, U-235,
Np-237, Am, Cf
|
Продукты
с низким содержанием ядерных материалов:
|
Pu, U-233
|
3
по сумме масс
Pu и U-233
|
продукты,
требующие сложной обработки,
|
ВОУ
|
8
по изотопу U-235
|
продукты
с концентрацией (содержанием) ядерных материалов от 1 до 25 г/л (от 1 до 25
г/кг)
|
Смесь, совокупность
Pu, U-233, ВОУ
и других ядерных материалов
|
3
по сумме масс
Pu, U-233, U-235,
Np-237, Am, Cf
|
Все
другие продукты, включая:
а)
продукты, содержащие Pu, U-233, ВОУ с концентрацией (содержанием) менее 1
г/л (1 г/кг);
б)
любые соединения урана с содержанием U-235 в уране менее 20 %;
в)
любые продукты с мощностью поглощенной дозы на расстоянии 1 м без защиты не
менее 1 Гр/ч = 100 рад/ч;
г)
любые соединения:
плутония
с содержанием изотопа плутония-238 более 80 %;
тория;
нептуния-237; америция-241; америция-243 и калифорния-252;
д)
специальные неядерные материалы и любые их соединения
|
Суммарная масса всех ядерных
материалов не менее минимальных количеств, приведенных в табл. Приложения 1
|
Приложение
6
Вероятность
обнаружения недостачи (излишка) порогового количества
ядерных материалов для расчета объема выборки подтверждающих измерений
Объем применения СКД к ядерному
материалу
|
Вероятность обнаружения, %, не
менее
|
Для категорий 1,2,3
|
для категории 4
|
Только
УИВ
|
50
|
30
|
Только
система наблюдения
|
50
|
30
|
Одновременно
два вида разнообразных СКД
|
25
|
9
|
Одновременно
n видов разнообразных СКД
|
100 (0,5)n
|
100 (0,3)n
|
Если ядерные материалы представлены в форме учетных
единиц, целостность которых при нахождении в ЗБМ в МБП обеспечена их
конструкцией (например, неразборные тепловыделяющие сборки или диски, блочки,
изделия с ядерными материалами, покрытые оболочками, в результате ядерные
материалы не могут быть извлечены из них без нарушения целостности оболочек) и
может быть подтверждена (например, визуальным осмотром, сравнением образов
гамма- или ультразвукового сканирования швов сварки), то для этих ядерных
материалов при расчете объема выборки для подтверждающих измерений применяются
параметры обнаружения, аналогичные применяющимся к ядерным материалам с УИВ.