На главную | База 1 | База 2 | База 3

Постановление Правительства РФ от 3 октября 2000 г. № 748
"Об утверждении пределов допустимых концентраций и условий сброса вредных веществ в исключительной экономической зоне Российской Федерации"

(с изменениями от 1 февраля 2005 г.)

В целях реализации Федерального закона "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемые пределы допустимых концентраций вредных веществ, сброс которых в исключительной экономической зоне Российской Федерации разрешен только в процессе нормальной эксплуатации судов, других плавучих средств, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений, и условия сброса вредных веществ в исключительной экономической зоне Российской Федерации в процессе нормальной эксплуатации судов, других плавучих средств, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений.

Председатель Правительства

 

Российской Федерации

М. Касьянов

Москва

 

3 октября 2000 г.

 

№ 748

 

Пределы допустимых концентраций вредных веществ, сброс которых в исключительной экономической зоне Российской Федерации разрешен только в процессе нормальной эксплуатации судов, других плавучих средств, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений

(утв. постановлением Правительства РФ от 3 октября 2000 г. № 748)

Категория веществ по МАРПОЛ 73/78*

Пределы допустимых концентраций веществ в сбросе, млн-1

за пределами особых районов**

в пределах особых районов

Категория "В"

1

1

Категория "С"

10

1

Категория "D"

1 часть вещества в 10 частях воды

Нефть и нефтепродукты

15

15

______________________________

* МАРПОЛ 73/78 - Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973 года (с изменениями, внесенными Протоколом 1978 года).

** Особые районы - районы, определенные МАРПОЛ 73/78.

Примечания: 1. Пределы допустимых концентраций вредных веществ в сбросе с летательных аппаратов (самолетов, вертолетов, планеров, аэростатов, дирижаблей, воздушных шаров) не установлены, так как сброс вредных веществ в процессе нормальной эксплуатации летательных аппаратов не предусмотрен.

2. Категории вредных веществ, сброс которых в исключительной экономической зоне Российской Федерации разрешен, определяются в соответствии с положениями МАРПОЛ 73/78.

3. Для кораблей и судов Военно-Морского Флота предел допустимых концентраций нефти и нефтепродуктов в сбросе за пределами особых районов составляет 100 млн.

Условия сброса вредных веществ в исключительной экономической зоне Российской Федерации в процессе нормальной эксплуатации судов, других плавучих средств, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений

(утв. постановлением Правительства РФ от 3 октября 2000 г. № 748)
(с изменениями от 1 февраля 2005 г.)

1. Настоящие условия устанавливаются для всех российских и иностранных судов, других плавучих средств любого типа, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений.

2. Сброс вредных веществ в процессе нормальной эксплуатации судов и других плавучих средств в исключительной экономической зоне Российской Федерации запрещен, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 3-5 настоящих условий.

3. Для вредных веществ категорий "B" и "С", определенных Международной конвенцией по предотвращению загрязнения с судов 1973 года (с изменениями, внесенными Протоколом 1978 года), сброс разрешен, когда соблюдаются сразу все следующие условия:

а) самоходное судно следует со скоростью не менее 7 узлов либо несамоходное судно буксируется со скоростью не менее 4 узлов;

б) сброс вредного вещества производится в смеси с водой;

в) в сбрасываемой смеси вредного вещества с водой присутствует только одно вредное вещество соответственно категории "B" или "С";

г) максимальная концентрация вредного вещества в кильватерной струе не превышает предела допустимой концентрации, установленного соответственно для веществ категории "В" или "С";

д) максимальное количество вредного вещества, сброшенного в исключительной экономической зоне Российской Федерации с судна или другого плавучего средства из каждой емкости и связанной с ней системы трубопроводов, не превышает:

1 м3 или 1/3000 емкости, где находилось это вещество, в зависимости от того, что больше - для вредных веществ категории "В", а также для вредных веществ категории "С" при сбросе в особых районах;

3 м3 или 1/1000 емкости, где находилось это вещество, в зависимости от того, что больше - для вредных веществ категории "С";

е) сброс производится ниже ватерлинии с учетом расположения отверстий для приема забортной воды;

ж) сброс производится на глубине свыше 25 метров.

4. Для веществ категории "D", определенных Международной конвенцией по предотвращению загрязнения с судов 1973 года (с изменениями, внесенными Протоколом 1978 года), сброс разрешен, когда соблюдаются сразу все следующие условия:

а) самоходное судно следует со скоростью не менее 7 узлов либо несамоходное судно буксируется со скоростью не менее 4 узлов;

б) сброс вредного вещества производится в смеси с водой;

в) в сбрасываемой смеси вредного вещества с водой присутствует только одно вредное вещество категории "D";

г) максимальная концентрация вредного вещества (частей вещества в частях воды) в сбросе не превышает предела допустимой концентрации, установленного для вредных веществ категории "D";

д) сброс производится на расстоянии свыше 12 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря Российской Федерации.

5. Для нефти и нефтепродуктов сброс разрешен, когда соблюдаются сразу все следующие условия:

при сбросе с нефтяного танкера

а) танкер находится вне пределов особого района;

б) танкер находится на расстоянии более 50 морских миль от ближайшего берега;

в) танкер на ходу по пути следования;

г) интенсивность сброса нефти не превышает 30 литров на морскую милю;

д) общее количество сброшенной в море нефти с существующих танкеров* не превышает 1/15000 общего количества данного вида груза, частью которого является остаток, а с новых танкеров* - 1/30000 общего количества данного вида груза, частью которого является остаток;

е) на танкере работают система автоматического замера, регистрации и управления сбросом нефти и отстойный танк;

при сбросе с судна, не являющегося нефтяным танкером, а также из льял машинных помещений нефтяного танкера;

ж) источником льяльных вод не являются льяла отделения грузовых насосов;

з) льяльные воды не смешаны с остатками нефтяного груза;

и) судно на ходу по пути следования;

к) содержание нефти в стоке без разбавления не превышает 15 млн-1;

л) на судне работает оборудование для фильтрации нефти, одобренное органом технического надзора и классификации судов, который сертифицирован соответствующей международной организацией на соответствие стандартам Международной организации по стандартизации;

м) система фильтрации оборудована устройством, обеспечивающим автоматическое прекращение сброса, когда содержание нефти в стоке превышает 15 млн-1.

6. Условия сброса вредных веществ, образующихся в процессе нормальной эксплуатации искусственных островов, установок и сооружений (включая буровые суда и платформы), в исключительной экономической зоне Российской Федерации устанавливаются с учетом рыбохозяйственного значения акватории, обеспечения экологического равновесия, а также природно-климатических особенностей, наиболее эффективных технологий, нормативов предельно допустимых вредных воздействий и предельно допустимых концентраций вредных веществ в морских водах и в соответствии с требованиями природоохранительного законодательства Российской Федерации, международных конвенций и соглашений, участником которых является Российская Федерация.

7. Сброс вредных веществ в процессе нормальной эксплуатации летательных аппаратов (самолетов, вертолетов, планеров, аэростатов, дирижаблей, воздушных шаров) не предусмотрен.

8. Настоящие условия не применяются в случае форсмажорных обстоятельств, когда создается опасность для человеческой жизни или реальная угроза судам, другим плавучим средствам, летательным аппаратам, искусственным островам, установкам и сооружениям, при этом сброс представляется единственным способом предотвращения угрозы или существует уверенность в том, что ущерб, причиненный сбросом, будет меньше ущерба, который был бы нанесен, если бы сброс не производился. Сброс должен осуществляться таким образом, чтобы свести к минимуму возможный ущерб жизни людей или морской флоре и фауне.

Информация о таком сбросе должна немедленно передаваться в территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и диспетчерские службы соответствующих федеральных органов исполнительной власти.

_______________________________

* Понятия "существующий танкер" и "новый танкер" употребляются в значении, определенном Международной конвенцией по предотвращению загрязнения с судов 1973 года (с изменениями, внесенными Протоколом 1978 года).