Транспорт дорожный НАКЛАДКИ ТОРМОЗНЫЕ Метод испытания на деформацию при сжатии ISO 6310:2001 Road
vehicles - Brake linings - Compressive strain test method
Москва Стандартинформ
Предисловие Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения» 1. ПОДГОТОВЛЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 73 «Асбестовые и безасбестовые фрикционные, уплотнительные, теплоизоляционные материалы и изделия», Открытым акционерным обществом «Термостойкие изделия и инженерные разработки» (ОАО «ТИИР»). 2. ВНЕСЕН Управлением технического регулирования и стандартизации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии. 3. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 декабря 2005 г. № 510-ст. 4. Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 6310:2001 «Транспорт дорожный. Накладки тормозные. Метод испытания на деформацию при сжатии» (ISO 6310:2001 «Road vehicles - Brake linings - Compressive strain test method»). 5. ВЗАМЕН ГОСТ Р ИСО 6310-93 Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомления и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет.
ГОСТ Р ИСО 6310-2005 НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дата введения - 2007-01-01 1. Область примененияНастоящий стандарт устанавливает метод испытания и измерения деформации тормозных накладок при сжатии. Стандарт распространяется на накладки с колодками в сборе дисковых и барабанных тормозов и фрикционный материал тормозных накладок без колодки. 2. Нормативная ссылкаВ настоящем стандарте использована нормативная ссылка на следующий международный стандарт: ИСО 611:2003 Транспорт дорожный. Торможение автомобилей и прицепов. Словарь*. 3. Термины и определенияВ настоящем стандарте применены термины по ИСО 611, а также следующий термин с соответствующим определением: 3.1. деформация сжатия, сжимаемость (compressive strain): Отношение уменьшения толщины тормозной накладки под действием силы сжатия, приложенной перпендикулярно к поверхности трения, и температуры к ее начальной толщине. 4. Обозначения и единицы измеренияОбозначения и соответствующие единицы измерения, используемые в настоящем стандарте, приведены в таблице 1. * Соответствующий национальный стандарт отсутствует. До его утверждения рекомендуется использовать перевод на русский язык данного международного стандарта. Перевод данного международного стандарта находится в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов. Таблица 1. - Обозначения и единицы измерения
5. Сущность методаСущность метода заключается в приложении к испытуемому образцу испытательной нагрузки по одной из двух методик: a) усилие для создания давления на единицу площади (методика А, базовый метод испытаний) в мегапаскалях; b) давление, эквивалентное значению давления в гидравлической магистрали тормозной системы транспортного средства (методика В), в барах1). Методику В обычно используют для тормозных систем с гидравлическим приводом. Результаты испытаний по методикам А и В не подлежат непосредственному сравнению. 6. Испытательное оборудованиеИспытательное оборудование должно состоять из: a) плунжера (или имитатора поршня) с механизмом, обеспечивающим равномерную нагрузку; b) плиты, исключающей возможность появления коррозии, деформирования и не вызывающей прилипание материала; 1) 1 бар = 0,1 МПа = 105 Па; 1 МПа = 1 Н/мм2. c) нагружающего устройства, обеспечивающего сжатие накладки между плунжером и плитой; d) устройства для измерения усилия сжатия между плитой и плунжером с точностью до 100 Н; e) устройства для измерений уменьшения толщины образца в контакте с плунжером вблизи его осевой линии с точностью до 0,001 мм; f) устройства для нагревания плиты до установленных значений температуры (7.2); g) микрометра. Допускается использовать дополнительное устройство для измерения температуры образца. 7. Требования к испытательному прибору7.1. Нагрузка Максимальная нагрузка должна быть такой, чтобы создать прижимающую нагрузку накладки к плите на поверхности трения: 8 МПа - для накладок дисковых тормозов и 5 МПа - для накладок барабанных тормозов (методика А), или может быть приложена нагрузка, соответствующая давлению в магистрали тормоза транспортного средства до 160 бар (методика В). Интенсивность увеличения нагрузки должна быть (4,0 ± 0,5) МПа с-1 для методики А или (80 ± 10) бар с-1 - для методики В. Для испытаний в горячем состоянии температура плиты t1 на поверхности должна составлять 400 °С (в отдельных случаях - ниже или выше). 7.3. Нагружающий плунжер 7.3.1. Общие сведения При испытании накладок дискового тормоза образец должен представлять собой накладку с колодкой в сборе или часть накладки с колодкой в сборе, например в случае накладок дискового тормоза для грузовых автомобилей. Образец накладки должен быть согласован между заинтересованными сторонами, однако могут использоваться образцы типа I или III (7.3.2 и 7.3.4). Следующие пункты устанавливают требования к нагружающему плунжеру для различных типов испытуемых образцов. 7.3.2. Образец типа I (фрикционный материал без колодки) Торцевая поверхность плунжера должна быть плоской и его контур должен быть не меньше контура образца (рисунок 1). * Для накладок с колодками дискового тормоза грузовых автомобилей допускаются образцы большего размера. 1 - нагрузка; 2 - плунжер; 3 - испытуемый образец; 4 - нагревательная плита Рисунок 1. - Образец типа I (фрикционный материал без колодки) 7.3.3. Образец типа II (накладка с колодкой в сборе дискового тормоза) В нормальных условиях поверхность плунжера должна иметь ту же форму (например, сплошной или кольцевой поршень) и расположение, что и реальная поверхность контакта поршня или поршней в тормозе, в котором устанавливается накладка. Учитывая, что существует много базовых конфигураций тормозов (с неподвижным суппортом, с двумя поршнями и т.д.), для испытаний допускается использовать один поршень. При расчете в случае давления на единицу площади следует использовать фактическую площадь фрикционного материала, контактирующего с сопряженной поверхностью (рисунок 2). 1 - нагрузка; 2 - плунжер; 3 - испытуемый образец; 4 - нагревательная плита Рисунок 2. - Образец типа II (накладка с колодкой дискового тормоза в сборе) 7.3.4. Образец типа III (накладка с колодкой в сборе барабанного тормоза) Плунжер должен иметь такую же форму нажимной поверхности, что и внутренняя поверхность колодки. В идеальном случае для изогнутого образца длина дуги L должна составлять около 40 мм или же размер образца должен обеспечивать соответствующее отношение длины L к ширине W (рисунок 3). 1 - плунжер; 2- испытуемый образец; 3- нагревательная плита Рисунок 3 - Образец типа III (накладка с колодкой барабанного тормоза в сборе) Для случаев, где изгиб может повлиять на результат, предпочтителен образец типа I. 8. Отбор образцовВ ходе испытаний при комнатной температуре измерениям подлежат пять образцов. Отклонение от плоскостности и шероховатость поверхности образца должны быть такими же, как при производстве изделий, в противном случае результаты испытаний могут оказаться искаженными. В зависимости от конкретных потребностей накладки с колодками в сборе дискового тормоза (образец типа II) могут испытываться с противошумными прокладками или с прорезиненными покрытиями, или без них. Это должно быть указано в протоколе испытания. При необходимости могут проводиться измерения теплопередачи (рисунок 4). 1 - рабочий элемент термопары; 2 - колодка; 3 - фрикционный материал Рисунок 4. - Расположение термопары при измерении теплопередачи 9. Методика проведения испытания (приложение А)9.1. Общие указания 9.1.1. С помощью микрометра измеряют толщину образца в пяти точках, как показано на рисунке 5 а). Рассчитывают среднюю толщину . Если накладка имеет паз, измерения толщины проводят в соответствии с рисунком 5 b). а) накладка без паза b) накладка с пазом Рисунок 5 - Указания по измерению толщины образца 9.1.2. Помещают образец на нагревательную плиту при комнатной температуре (при температуре окружающей среды (23 ± 5) °С) поверхностью трения к поверхности плиты. Соответствующим образом устанавливают плунжер. 9.2. Цикл испытаний 9.2.1. Испытания при комнатной температуре 9.2.1.1. Выполняют три цикла приложения и снятия нагрузки, начиная с предварительного давления 0,5 МПа (методика А) или 5 бар (методика В), с выдерживанием его в течение 1 с и последующим увеличением до максимального необходимого давления с максимальной интенсивностью нагружения (7.1). 9.2.1.2. Устанавливают измерительное устройство на нулевую отметку во время действия предварительного давления на образец и выполняют измерения деформации Ddi, x, tot при максимальной нагрузке х в первом и третьем цикле. В третьем цикле показания уменьшения толщины Ddi, x, tot могут быть сняты на этапе увеличения давления: при 1 МПа, 2 МПа и 4 МПа - для накладок дискового тормоза и при 1,5 МПа - для накладок барабанного тормоза. Если выполняют более трех циклов, это должно быть указано в протоколе испытания. 9.2.2. Испытания в горячем состоянии 9.2.2.1. Снимают образец с нагревательной плиты. 9.2.2.2.. Нагревают плиту до стабильной температуры поверхности t1 ± 10 °С. 9.2.2.3. Помещают образец на нагревательную плиту и прикладывают предварительное давление 0,5 МПа (методика А) или 5 бар (методика В) для обеспечения термического контакта. Выдерживают нагрузку в течение 10 мин ± 30 с. 9.2.2.4. В качестве показателя теплопередачи принимают температуру колодки t2. 9.2.2.5. Выполняют два цикла (первый и третий цикл по 9.2.1). 9.2.2.6. В конце испытания охлаждают оборудование до комнатной температуры. Цикл испытаний показан на рисунке 6. 1) Показания сняты при испытательной нагрузке х. Рисунок 6. - Цикл испытаний на деформацию при сжатии накладки с колодкой в сборе 10. Компенсация деформации испытательного оборудованияПри испытаниях фрикционного материала на сжимаемость происходит собственная деформация испытательного оборудования. Эта деформация Dde,x должна компенсироваться вручную или автоматически с целью определения чистой деформации образца фрикционного материала i по формуле Ddi, x = Ddi, x, tot - Dde, x. (1) Для измерения Dde, x нагружают плунжер с установленным поршнем без образца на плите с пластиной из закаленной стали для предотвращения повреждения нагревательной плиты, а затем снимают показания с прибора для измерения перемещения при различных значениях давления, указанных в разделе 9. 11. Протокол испытанияФорма протокола испытания образца приведена в приложении В. Допускается использовать другие виды отчетов с указанием: - наименования предприятия-изготовителя; - обозначения тормозной накладки; - номера партии; - типа образца (тип I, II или III), сведений о дополнительных покрытиях, противошумных прокладках и т.д.; - размера образца (площади накладки); - количества образцов п; - толщины накладки с колодкой в сборе i, мм, с точностью 0,1; - толщины фрикционного материала; - размера поршня (для накладок дискового тормоза); - принятой методики (А или В); - среднего значения сжимаемости в холодном состоянии для п образцов (х); - среднего значения сжимаемости в горячем состоянии для п образцов (х). Приложение А(обязательное) Схема проведения испытанияПриложение В(рекомендуемое) Протокол испытания
Ключевые слова: транспорт дорожный, накладки тормозные, деформация сжатия, метод испытания
СОДЕРЖАНИЕ
|