МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
РЕКОМЕНДАЦИИ РД 78.36.005-2005
2005
Рекомендации разработаны сотрудниками ФГУ НИЦ "Охрана" МВД России Л.И. Савчук, Н.Н. Котовым, Ю.А. Рябошапка, Л.И. Комаровой под руководством Н.В. Будзинского с учетом замечаний и предложений ГУВО МВД России, УВО при ГУВД г. Москвы, УВО при ГУВД Московской области, УВО при ГУВД г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области, УВО при МВД Республики Карелия, УВО при ГУВД Ставропольского края, УВО при ГУВД Красноярского края, УВО при ГУВД Кемеровской области, УВО при ГУВД Нижегородской области, УВО при ГУВД Новосибирской области, УВО при УВД Тульской области, УВО при УВД Воронежской области. Рекомендации утверждены Департаментом государственной защиты имущества МВД России 21 декабря 2004 года.
Рекомендации устанавливают порядок обследования объектов, подлежащих охране. Предназначены для оказания методической помощи специалистам вневедомственной охраны, занимающихся вопросами организации обследования объектов.
Введен с «01» 01.2005 г. взамен РМ 78.36.002-99
I. Условные сокращения и определения1.1. В настоящих Рекомендациях приняты следующие условные сокращения: ГПС МЧС России - Государственная противопожарная служба Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; КПП - контрольно-пропускной пункт; МВК - межведомственная комиссия; ПЦН - пульт централизованного наблюдения; ТСО - техническое средство охраны; УВО (ОВО) - управление (отдел) вневедомственной охраны. 1.2. В настоящих Рекомендациях даны следующие определения: 1.2.1 категория охраняемого объекта: Комплексная оценка состояния объекта, учитывающая его экономическую или иную (например, культурную) значимость в зависимости от характера и концентрации сосредоточенных ценностей, последствий от возможных преступных посягательств на них, сложности обеспечения требуемой надежности охраны; 1.2.2 особо важный объект: Объект, значимость которого определяется органами государственной власти или местного самоуправления в целях определения мер по защите интересов государства, юридических и физических лиц от преступных посягательств и предотвращения ущерба природе и обществу, а также от возникновения чрезвычайной ситуации; 1.2.3 объект жизнеобеспечения: Совокупность жизненно важных материальных, финансовых средств и услуг, сгруппированных по функциональному предназначению и используемых для удовлетворения жизненно необходимых потребностей населения (например, в виде продуктов питания, жилья, предметов первой необходимости, а также в медицинском, санитарно-эпидемиологическом, информационном, транспортном, коммунально-бытовом обеспечении и др.); 1.2.4 объект повышенной опасности: Объект, на котором используют, производят, перерабатывают, хранят или транспортируют радиоактивные, взрыво- и пожароопасные, опасные химические и биологические вещества, создающие реальную угрозу возникновения источника чрезвычайной ситуации; 1.2.5 рубеж охранной сигнализации: Шлейф или совокупность шлейфов сигнализации, контролирующих охраняемые зоны территории, здания или помещения (периметр, объем или площадь, ценности или подходы к ним) на пути возможного движения нарушителя к материальным ценностям, при преодолении которых выдается соответствующее извещение о проникновении; 1.2.6 собственник: Юридическое или физическое лицо, которое обладает правами владения, пользования, распоряжения материальными ценностями, в том числе интеллектуальной собственностью, по своему усмотрению, а также несет ответственность за них в соответствии с действующим законодательством; 1.6.7 техническое средство охраны: Конструктивно законченное, выполняющее самостоятельные функции устройство, которое входит в состав систем охранной и тревожной сигнализации, контроля и управления доступом, охранного телевидения, освещения, оповещения и других систем, предназначенных для охраны объекта; 1.6.8 ущерб от преступного посягательства: Экономические, экологические или социальные последствия (убытки, потери) от преступного посягательства на охраняемый объект. II. Общие положения2.1. Область применения 2.1.1. Настоящие Рекомендации о порядке обследования объектов, принимаемых под охрану (далее - Рекомендации), устанавливают порядок обследования объектов1, подлежащих охране. Рекомендации предназначены для оказания методической помощи специалистам вневедомственной охраны, занятых вопросами организации охраны объектов различных форм собственности. Рекомендации разработаны взамен методического пособия «Порядок обследования объектов, принимаемых под охрану», утвержденного ГУВО МВД России 16.12.1997 г. _____________ 1 Обследование объекта - изучение на месте состояния, характеристик и особенностей объекта в целях определения его устойчивости к преступным посягательствам на текущий момент и разработки организационно-технических решений по охране объекта с учетом стоимостных ограничений и обоснованных требований Собственника. 2.1.2. Рекомендации должны использоваться совместно с действующими стандартами, руководящими и нормативными документами, директивными материалами и рекомендациями, в которых отражены вопросы организации охраны и оборудования объектов ТСО (Приложение А). 2.2 Цель и задачи обследования объекта 2.2.1 Целью обследования является определение категории охраняемого объекта, разработка комплекса мероприятий и технических предложений по организации охраны объекта с учетом сформированных типовых решений, обеспечивающих достаточную безопасность имущества Собственника по доступной цене. Категорирование охраняемых объектов в соответствии с РД 78.36.003-2002 приведено в Приложении Б настоящих Рекомендаций. По результатам обследования для объектов категорий А1, А2 и Б2 составляется Акт обследования и разрабатывается Техническое задание на проектирование комплекса ТСО. Для объектов категории Б1 составляется Акт обследования со схемой блокировки. В отдельных случаях, на объектах категории Б2 (например, на объектах культуры), допускается производить монтажные работы согласно Акту обследования со схемой блокировки. 2.2.2. При проведении обследования объектов категории Б2 Собственник и УВО (ОВО) вырабатываю компромиссное решение по вопросам организации охраны в соответствии с Техническим заданием на проектирование или Актом обследования со схемой блокировки. Собственнику необходимо разъяснить, что предложенные мероприятия в случае их реализации обеспечивают надежную охрану объекта, а также указать возможные негативные последствия их невыполнения. 2.2.3. Отказ от отдельных предложений УВО (ОВО) по охране объекта должен оговариваться в договоре и подтверждаться подписью Собственника объекта. 2.3. Подготовка к обследованию объекта 2.3.1. Основанием для обследования объекта является письменное заявление Собственника в УВО (ОВО) с просьбой о приеме объекта под охрану. 2.3.2. Заявление Собственника должно быть зарегистрировано в канцелярии в день его поступления и рассмотрено начальником УВО (ОВО) или лицом, его замещающим. 2.3.3. Перед обследованием Собственнику объекта должна быть представлена исчерпывающая информация о перечне оказываемых подразделением услуг, в который входят: 1) стоимость услуг; 2) сведения, представляемые для заключения договора; 3) организация централизованной, милицейской, военизированной, сторожевой охраны; 4) проектирование, монтаж, техническое обслуживание и ремонт ТСО; 5) требования УВО (ОВО) к инженерно-технической укрепленности строительных конструкций с отметкой Собственника объекта об ознакомлении и согласии в заявлении. 2.3.4. При необходимости оборудования рассматриваемого объекта средствами инженерно-технической укрепленности и ТСО, руководитель технической службы УВО (ОВО) в течение двух дней организует работу по подготовке обследования объекта, в процессе которой он должен: разъяснить Собственнику порядок обследования и оборудования объекта средствами инженерно-технической укрепленности и ТСО; согласовать с Собственником предварительную дату и время работы межведомственной комиссии в составе представителей УВО (ОВО) и Собственника. В необходимых случаях в работе МВК могут участвовать представители заинтересованных ведомств, органов местного самоуправления и вышестоящей организации вневедомственной охраны. При оборудовании объекта техническими средствами пожарной, охранно-пожарной сигнализации, участие представителей ГПС МЧС России в работе МВК обязательно; назначить технических исполнителей от УВО (ОВО) обследования объекта и подготовки рабочей документации. 2.3.5. После согласования с УВО (ОВО) даты обследования объекта Собственник извещает телефонограммой (факсом) подразделение охраны о месте и времени сбора МВК. 2.3.6. Телефонограмма должна быть зарегистрирована в УВО (ОВО) и доведена под роспись сотрудникам, назначенным для участия в работе МВК. III. Обследование объекта3.1. Последовательность обследования объекта Межведомственная комиссия обследует объект, подлежащий принятию под охрану, определяет основные задачи, решение которых необходимо для организации надежной системы охраны объекта. 3.1.1. В соответствии с Приложением Б настоящих Рекомендаций комиссия определяет категорию объекта (отдельных зон) и устанавливает: наименование и адрес объекта; ведомственную принадлежность; производственное или другое назначение; степень тяжести возможного финансового, экономического и т.п. ущерба (включая угрозу здоровью и жизни людей) от несанкционированного проникновения на объект; аварийную безопасность. 3.1.2. Комиссия изучает схему блокировки и строительные чертежи объекта, определяет: расположение на местности; занимаемую площадь; конфигурацию периметра: общую протяженность и протяженность линейных участков (участков прямой видимости); количество административных и производственных зданий, отдельно стоящих складских помещений, вспомогательных и других строений, их этажность, наличие подвальных и чердачных помещений, размеры по периметру; наличие в черте режимной зоны объекта жилых домов, предприятий, учреждений, организаций, строений, не принадлежащих Собственнику; режим работы объекта, наличие ограничения доступа в отдельные здания или помещения; наличие арендаторов; наличие смежных строений; наличие кабельных и иных сетей. 3.1.3. Комиссия проверяет инженерно-техническую укреп-ленность сооружений периметра и устанавливает: вид и состояние внешнего ограждения; уязвимые места; наличие и состояние полосы отчуждения; работоспособность ТСО, установленных по периметру; наличие защитных металлических сеток на светильниках охранного освещения; наличие КПП, ворот, калиток. 3.1.4. Комиссия зучает территорию объекта и определяет: количество, размеры, состояние и расположение открытых площадок для хранения ценностей, автостоянок, мест складирования товаров, в том числе - под навесами. 3.1.5. Комиссия проверяет здания, помещения и определяет: уязвимость элементов строительных конструкций и их характеристики по классам защиты согласно РД 78.36.003-2002; техническое состояние крыш; инженерно-техническую укрепленность коммуникаций, выходящих на крыши; помещения, разделенные на группы, в соответствии с их назначением, стоимостью и количеством охраняемых предметов (денежные средства, ценности, оружие и боеприпасы, ядовитые, наркотические, радиоактивные и иные опасные вещества); количество отапливаемых и не отапливаемых помещений, их размеры (длина, ширина, высота и конфигурация); количество и характеристики (размеры, материал и др.) элементов строительных конструкций (окна, двери, люки, некапитальные стены, перекрытия), их инженерно-техническую укрепленность (наличие металлических решеток, запирающих устройств и замков); характеристики размещения предметов преступных посягательств; количество уязвимых мест и вероятные способы проникновения через них (открывание, взлом или пролом, другие способы); количество телефонных линий, категорию электроснабжения. 3.1.6. После оценки характеристик и особенностей объекта комиссия проверяет состояние охраны и определяет: структуру охраны (вневедомственная, ведомственная, милицейская, военизированная, сторожевая, частное охранное предприятие, служба безопасности); укомплектованность штата охраны; соответствие дислокации постов местам хранения ценностей; состояние и количество КПП; техническую оснащенность КПП; количество и состояние запасных автотранспортных и железнодорожных ворот; обеспеченность охраны вооружением, порядок вооружения; обеспеченность охраны специальными средствами активной обороны; наличие досмотровых площадок; наличие служебных собак. 3.1.7. Комиссия изучает помеховую обстановку на объекте, характеризующейся наличием вблизи объекта: акустических помех и шумов промышленных установок, проходящих железнодорожных составов поездов, метрополитена, крупных автомагистралей, мощных компрессорных установок, высоковольтных линий электропередач, радиоустановок, вибраций строительных конструкций, движения воздуха в охраняемой зоне, электромагнитных помех, изменений температуры и влажности воздуха, помех по сети электропитания и иных воздействующих факторов. 3.1.8. Комиссия определяет способ передачи информации на ПЦО (по телефону или радиоканалу), а также уровень прохождения сигнала по радиоканалу. 3.2. Требования к рабочей документации 3.2.1. По результатам работы МВК составляется рабочая документация, которая включает в себя: а) Акт обследования объекта; б) Техническое задание на проектирование комплекса ТСО или Акт обследования объекта со схемой блокировки. Акт обследования составляется в 3-х экземплярах - два экземпляра Акта вручаются Собственнику для выполнения предложений по результатам обследования; один экземпляр остается в УВО (ОВО). Образец акта обследования приведен в приложении Г. 3.2.2. В Акте обследования определяются предложения по организации (усилению) охраны объекта: а) вид охраны: централизованная, милицейская, военизированная, сторожевая, с использованием служебных собак; б) структура охраны: по периметру, по отдельным частям объекта, смешанная; в) режимные мероприятия: порядок ввоза, вывоза и выноса имущества, ограничения в передвижении по охраняемой территории, установление запретных зон на подступах к охраняемому объекту; г) вспомогательные технические средства: оборудование объекта устройствами заграждения, наружного освещения и подступов к объекту, организация телефонной или иной связи; д) необходимое количество постов и маршрутов, их дислокация, требуемое количество личного состава охраны по должностям; е) состав служебной документации, которая должна находиться в караульном помещении, комнате милиции или на посту охраны объекта. 3.2.3. Комиссия вносит предложения по оборудованию объекта ТСО в соответствии с требованиями нормативных правовых актов (Приложения А и В). По согласованию с ДЗГИ МВД России допускается использовать ТСО, имеющие российский сертификат соответствия. Предложения разрабатываются на основе типовых решений, обеспечивающих безопасность имущества по доступной цене. При этом должны быть отражены следующие вопросы: необходимость проведения монтажных работ на объекте; предлагаемый комиссией принцип организации охраны объекта по периметру или по отдельным частям; порядок защиты окон, дверей, люков, воздуховодов ТСО; блокировка строительных конструкций (наименование материалов, из которых они изготовлены, размеры, количество); структура комплекса охранной сигнализации: количество рубежей охраны, централизованная или автономная; резервирование электропитания; необходимость применения средств усиления охраны; состав, количество и размещение оборудования; протяженность, тип прокладки проводов и кабелей, их защита; ориентировочная стоимость оборудования объекта; надежность охраны; мероприятия по инженерно-технической укрепленности объекта (в части оконных решеток, перегородок, лестниц и других конструкций). Использование указанных материалов строительных конструкций не должны нарушать требования и предписания ГПС МЧС России; дополнительные требования - перечислить. 3.2.4. При оформлении результатов обследования окончательное решение по выбору рекомендуемых МВК мероприятий принадлежит Собственнику объекта. В случае несогласия с предложениями, Собственник письменно уведомляет об этом УВО (ОВО). После достижения единого мнения рабочая документация подписывается всеми членами МВК и скрепляется печатями соответствующих организаций. На основании утвержденного МВК Акта обследования объекта разрабатывается Техническое задание на проектирование. Образец Технического задания приведен в Приложении Д настоящих Рекомендаций.
Приложение Ак Рекомендациям о порядке обследования Перечень нормативно-технической документации, 1. Постановление Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 года № 589 "Об утверждении Положения о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации". 2. Приложение к постановлению Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 года № 587 "Вопросы частной детективной и охранной деятельности". 3. Приказ МВД России от 5 августа 1993 года № 371 "Об утверждении Инструкции о порядке инспектирования ведомственной охраны предприятий, учреждений и организаций подразделениями вневедомственной охраны при органах внутренних дел". 4. Приказ МВД России от 15 июня 1994 года № 201 "Об утверждении Наставления по организации деятельности строевых подразделений милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел". 5. Приказ МВД России от 16 августа 2003 года № 647 "Об утверждении Наставления по эксплуатации технических средств охраны подразделениями вневедомственной охраны при органах внутренних дел". 6. Приказ МЧС России от 28 февраля 2003 года № 105 "Об утверждении требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения". 7. НПБ 88-2001. Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования (взамен НПБ 88-1995). 8. ППБ 01-2003. Правила пожарной безопасности в Российской Федерации. 9. НПБ 104-2003. Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях (взамен НПБ 104-1995). 10. ГОСТ Р 50776-95 (МЭК 839-1-4-89) Системы тревожной сигнализации. Часть 1. Общие требования. Раздел 4. Руководство по проектированию, монтажу и техническому обслуживанию. 11. ГОСТ 21.101-97. Основные требования к проектной и рабочей документации. 12. ГОСТ Р 51136-98. Стекла защитные многослойные. Общие технические условия. 13. ГОСТ 15150-69. Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды. 14. ГОСТ 12.2.007-75. Изделия электротехнические. 15. ГОСТ 12.1.006-84. Электромагнитные поля радиочастот. 16. ГОСТ Р МЭК 60065-2002. Аудио-, видео- и аналогичная электронная аппаратура. 17. СНиП 11-01-95. Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений. 18. РД 78.36.002-99. Технические средства систем безопасности объектов. Обозначения условные и графические элементов систем. 19. РД 78.36.003-2002. Инженерно-техническая укрепленность. Технические средства охраны. Требования и нормы проектирования по защите объектов от преступных посягательств. 20. РД 78.145-93. Системы и комплексы охранной, пожарной и охранно-пожарной сигнализации. Правила производства и приемки работ. 22. РД 78.146-93. Инструкция о техническом надзоре за выполнением проектных и монтажных работ по оборудованию объектов средствами охранной сигнализации. 23. РД 78.148-94. Защитное остекление. Классификация, методы испытаний, применение. 24. РД 25.952-90. Системы автоматического пожаротушения, охранной, пожарной и охранно-пожарной сигнализации. Порядок разработки задания на проектирование. 25. Р 78.36.001-99. Рекомендации по оборудованию церквей современными техническими средствами охранной сигнализации. 26. Р 78.36.002-99. Выбор и применение телевизионных систем видеоконтроля: Рекомендации. 27. Р 78.36.003-99. Рекомендации по комплексному оборудованию банков, пунктов обмена валюты, оружейных и ювелирных магазинов, коммерческих и других фирм и организаций техническими средствами охраны, видеоконтроля и инженерной защиты. Типовые варианты. 28. Р 78.36.007-99. Выбор и применение средств охранно-пожарной сигнализации и средств технической укрепленности для оборудования объектов: Рекомендации. 29. Р 78.36.013-2002. Ложные срабатывания технических средств охранной сигнализации и методы борьбы с ними: Рекомендации. 30. ТТ 78.36.001-99. Типовые требования по технической укрепленности и оборудованию сигнализацией предприятий торговли. 31. ТТ 78.36.002-99. Типовые требования по технической укрепленности и оборудованию сигнализацией учреждений культуры, расположенных в зданиях, не являющихся историческими и архитектурными памятниками. 32. РМ 78.36.001-99. Справочник инженерно-технических работников и электромонтеров технических средств охранно-пожарной сигнализации.
Приложение Бк Рекомендациям
о порядке обследования Категорирование охраняемых объектов Группа (категория) А Объекты особо важные, повышенной опасности и жизнеобеспечения, противоправные действия (кража, грабеж, разбой, терроризм и другие преступления) на которых, в соответствии с законодательством Российской Федерации, могут привести к крупному, особо крупному экономическому или социальному ущербу государству, обществу, экологии, предприятию или иному владельцу имущества. Подгруппа А1: объекты особо важные, повышенной опасности и жизнеобеспечения, включенные в перечень объектов, подлежащих государственной охране, согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 г. № 587; объекты, включенные органами власти субъектов Российской Федерации или местного самоуправления в перечни объектов особо важных, повышенной опасности и жизнеобеспечения; объекты по производству, хранению и реализации наркотических веществ, ядов, химикатов, токсичных, психотропных веществ и препаратов (базы аптекоуправления, аптеки, склады медрезерва, научные, медицинские и другие учреждения, заведения, в практике которых используются эти вещества); ювелирные магазины, склады и другие объекты, использующие в своей деятельности ювелирные изделия, драгоценные металлы и камни; объекты и помещения для хранения оружия и боеприпасов, радиоизотопных веществ и препаратов; предметы старины, искусства и культуры; объекты кредитно-финансовой системы (банки, банкоматы, пункты обмена валюты); кассы предприятий, организаций, учреждений, головные кассы крупных торговых фирм; сейфовые комнаты, предназначенные для хранения денежных средств, ювелирных изделий, драгоценных металлов и камней; другие аналогичные объекты и имущественные комплексы. Подгруппа А2 (специальные помещения объектов особо важных и повышенной опасности): хранилища и кладовые денежных и валютных средств, ценных бумаг; хранилища ювелирных изделий; хранилища секретной документации, изделий; специальные хранилища взрывчатых, наркотических, ядовитых, радиоактивных, бактериологических, токсичных, психотропных веществ и препаратов; специальные фондохранилища музеев и библиотек. Группа (категория) Б Объекты подгрупп Б1 и Б2 - это объекты, хищения на которых, в соответствии с законодательством Российской Федерации могут привести к ущербу в размере до 500 и свыше 500 минимальных размеров оплаты труда соответственно. Подгруппа Б1: объекты с хранением или размещением изделий технологического, санитарно-гигиенического и хозяйственного назначения, нормативно-технической документации, инвентаря и другого аналогичного имущества; объекты мелкооптовой и розничной торговли (павильон, палатка, ларёк, киоск). Подгруппа Б2: объекты с хранением или размещением товаров и предметов повседневного спроса, продуктов питания, компьютерной техники, оргтехники видео- и аудиотехники, кино- и фотоаппаратуры, мехов, кожи, автомобилей и запасных частей к ним, алкогольной продукции с содержанием спирта свыше 13 процентов объема готовой продукции и другой аналогичной продукции. Объекты, не вошедшие в перечни, классифицируются по ближайшему аналогу с учетом возможного риска и ущерба вследствие преступного посягательства на них.
Приложение Вк Рекомендациям о порядке
обследования Типы извещателей для обнаружения проникновения
Приложение Гк Рекомендациям о порядке обследования Образец Акт обследования
Приложение Г.1 Схема блокировки объекта Схема блокировки объекта составляется поэтапно с указанием: размеров помещений (длина, ширина и высота) в м; трассы прокладки электропроводок (шлейфа сигнализации, электроснабжения к оповещателям, телефонам и их расстояние от приборов приемно-контрольных, оконечных устройств ПЦН); места установки прибора приемно-контрольного, оконечного устройства ПЦН, извещателя, оповещателя; место нахождения щита электроснабжения; места прохода через капитальные и некапитальные стены.
Приложение
Г.2 Задание
Собственнику по инженерно-технической Собственнику до " ____ " _____________ 200 __ г. выполнить следующие работы:
Приложение Дк Рекомендациям
о порядке обследования Образец Техническое задание I. Титульный лист 1.1. Вышестоящая организация, ведомство, министерство. 1.2. Гриф секретности. 1.3. Согласующая и утверждающая подписи. 1.4. Наименование документа - Техническое задание на проектирование системы охранной и тревожной сигнализации. 1.5. Наименование объекта, его адрес. II. Общие сведения 2.1. Собственник. 2.2. Основание для проведения работ (договор от ___ № ___ ). 2.3. Генеральная проектная организация (наименование, адрес, телефон). 2.4. Стадия разработки (рабочий проект). III. Исходные данные для проектирования 3.1. Категория объекта (А1, А2, Б1, Б2). 3.2. Описание объекта (согласно схемы блокировки). 3.2.1. Составляющие объекта, подлежащего его охране: а) периметр; б) здания и сооружения; в) въездные ворота; г) главные и запасные входы в здание; д) отдельные помещения здания; е) специальные помещения объектов категории А2; ж) отдельные предметы. 3.3. Действия для реализации требований безопасности. 3.3.1. Предполагаемый нарушитель совершает следующие действия: а) попытка несанкционированного проникновения на территорию, в здание, помещение; б) хищение, уничтожение и (или) порча материальных ценностей; в) авария или умышленное выключение сети 220 В; г) обрыв или замыкание сигнальных и информационных сетей; д) несанкционированное изменение алгоритмов работы систем безопасности; е) умышленный вывод из строя оборудования центральной аппаратной и компьютеров; ж) поджог. 3.3.2. Для предотвращения последствий указанных действий предлагаются следующие меры: а) организация автономного резервного электропитания элементов системы; б) установка кнопок и педалей тревожной сигнализации в зонах вероятного нападения; в) использование оборудования, обеспечивающего контроль состояния сигнальных и информационных сетей; г) прокладка сигнальных и информационных сетей в металлических коробах, трубах; д) установка коммутационного и распределительного оборудования в закрываемых металлических шкафах, оборудованных сигнализацией в труднодоступных местах; е) организация доступа к управлению системы с помощью кодов или ключей защиты; ж) расположение основного оборудования в помещениях, защищенных системой охранной сигнализации; з) обеспечение возможности автономной работы систем при выходе из строя компьютерной сети; и) ограждение территории, периметр здания и помещения оснащаются средствами охранной сигнализации; к) организация многорубежной охраны специальных помещений объекта в соответствии с требованиями РД 78.36.003-2002; л) состояние запасных и эвакуационных выходов (должны быть постоянно закрытыми); м) обстановка на подступах к зонам, требующим повышенного уровня безопасности, контролируется системой телевизионного наблюдения. 3.4 Физическая охрана объекта осуществляется вневедомственной охраной. 3.5. Техническая укрепленность объекта обеспечивается в соответствии с требованиями РД 78.36.003-2002. 3.6. Перечень регламентирующих документов. При проектировании системы охранной и тревожной сигнализации руководствоваться и взять за основу нормативно-техническую документацию, приведенную в Приложении А настоящих Рекомендаций. 3.7. Исходные материалы. 3.7.1. В качестве исходных рабочих материалов следует использовать: а) чертежи поэтажных планов; б) утвержденную экспликацию помещений; в) технические требования Собственника объекта; г) Акт обследования. IV. Требования к ТСО 4.1. Общие требования. 4.1.1. Требования по назначению: а) защита жизни и здоровья сотрудников и посетителей; б) защита материальных и информационных ценностей, находящихся на объекте; в) защита собственных ресурсов системы и ТСО при попытках несанкционированного доступа к ним; г) защита персонала охраны при попытках нападения; д) реализация необходимых мер по защите жизни и здоровья лиц, находящихся на территории объекта при возникновении чрезвычайных ситуаций. 4.1.2. Требования по размещению основного оборудования в помещении: а) специально выделенном; б) службы безопасности; в) поста милиции. 4.1.3. Требования по условиям эксплуатации. Оборудование и аппаратура, устанавливаемые вне помещений, должны быть устойчивы к внешним воздействиям в условиях умеренного климата по ГОСТ 15150 (V1). Оборудование и аппаратура, устанавливаемые в помещениях объекта, должны быть устойчивы к внешним воздействиям по ГОСТ 15150 (V3.1 - для помещений без искусственно регулируемых климатических условий, V4.2 - для помещений с искусственно регулируемыми климатическими условиями). 4.1.4. Требования к безопасности. Требования по обеспечению безопасности персонала и посетителей: а) устанавливаемое оборудование и сети должны быть безопасными для лиц, соблюдающих правила их эксплуатации; б) ТСО, устанавливаемые на территории объекта, должны быть безвредны для здоровья лиц, имеющих доступ на территорию объекта; в) устанавливаемое оборудование должно отвечать требованиям электробезопасности по ГОСТ Р МЭК 60065; г) устанавливаемое оборудование должно отвечать требованиям пожарной безопасности по ГОСТ 12.2.007; д) допустимые уровни электромагнитных полей на рабочих местах должны отвечать требованиям ГОСТ 12.1.006. 4.1.5. Требования к продолжительности непрерывной работы. Системы должны функционировать круглосуточно при номинальном питающем напряжении сети. 4.1.6. Требования к электропитанию. Электропитание ТСО осуществляется по I категории надежности от однофазной (трехфазной) сети переменного тока 220 В, 50 Гц. Питание компьютеров осуществляется от специальной сети, в которой предусмотрены сетевые фильтры и источники бесперебойного питания. Электропитание ТСО должно соответствовать требованиям РД 78.36.003-2002 и обеспечиваться Собственником объекта. 4.1.7. Требования к техническому обслуживанию и ремонту: а) блоки и модули устанавливаемого оборудования должны быть взаимозаменяемыми с аналогичными блоками из резерва без дополнительной или с минимальной настройкой; б) обслуживание устанавливаемого оборудования и систем в целом должно производиться специально обученным персоналом Собственника объекта; в) периодическое регламентное обслуживание должно производиться не чаще одного раза в три месяца, за исключением случаев, особо оговоренных в документации; г) должна быть предусмотрена поставка необходимого количества устройств и узлов в резерв для оперативного ремонта. Состав резерва устанавливается в ходе разработки Технического проекта; д) послегарантийное обслуживание осуществляется по отдельному договору. 4.1.8. Требования к возможности расширения системы охранной и тревожной сигнализации. Конфигурация системы и применяемое оборудование должны обеспечивать возможность наращивания системы за счет расширения аппаратной и программной частей без нарушения работоспособности смонтированного оборудования. 4.1.9. Требования к надежности. Надежность ТСО, их технические параметры в процессе эксплуатации обеспечиваются заводом-изготовителем. 4.1.10. Требования к гарантийным обязательствам. В течение гарантийного срока с момента приемки систем и оборудования монтажная организация производит гарантийный ремонт систем при условии соблюдения Собственником объекта режимов и условий эксплуатации. 4.1.11. Состав разрабатываемой документации: а) пояснительная записка, содержащая характеристику объекта, описание системы; б) поэтажные планы размещения элементов системы; в) структурные схемы организации системы; г) спецификация оборудования системы; д) документы рабочего проекта (схемы соединений, монтажные схемы и т.п.). Техническая документация на оборудование должна быть на русском языке, иметь соответствующий гриф секретности, выполняться в 4-х экземплярах, которые после завершения работ передаются Собственнику объекта. 4.2. Требования к системе охранной и тревожной сигнализации. 4.2.1. Технические средства охранной и тревожной сигнализации должны обеспечивать: а) ручное управление постановкой/снятием с охраны; б) автоматизированное (аппаратное) управление постановкой/снятием с охраны; в) контроль состояния системы. 4.2.2. Требования по назначению. Система охранной и тревожной сигнализации должна обеспечивать решение следующих задач: а) защита материальных и информационных ценностей, находящихся на объекте; б) защита персонала объекта при попытках нападения; в) реализация необходимых мер по защите жизни и здоровья лиц, находящихся на территории объекта, при возникновении чрезвычайных ситуаций. На объектах, охраняемых вневедомственной охраной, устанавливают ТСО, разрешенные к применению ДЗГИ МВД России. 4.2.3. Система охранной и тревожной сигнализации должна обеспечивать: а) регистрацию факта и времени нарушения рубежа охраны; б) постановку и снятие зон с охраны; в) регистрацию (протоколирование) и хранение информации о событиях в системе для последующего ее отображения в текстовом виде; г) контроль состояния шлейфов, извещателей, приборов с отображением неисправностей на мониторе компьютера; д) отображение тревожных извещений. 4.2.4. Требования по составу и размещению ТСО. 4.2.5. Способы блокировки помещений и строительных конструкций. Типы извещателей для обнаружения криминального проникновения на объект приведены в Приложении В настоящих Рекомендаций. V. Особые условия 5.1. Техническое задание может быть изменено и дополнено по согласованию сторон. В Техническом задании должна быть отображена необходимая информация, содержащаяся в Акте обследования.
СОДЕРЖАНИЕ
|