НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГ 2003 г. Проблемы обращения с отходами на автотранспортных предприятияхОдной из наиболее важных задач в Санкт-Петербурге и Ленинградской области является проблема сбора и утилизации отходов. Действующее законодательство Российской Федерации, нормативная документация федерального уровня определяют правовые основы обращения с отходами производства и потребления и устанавливают для всех физических и юридических лиц обязанности в вопросах природопользования, соблюдения санитарных норм и правил. Федеральный закон «Об отходах производства и потребления»; «Временные правила охраны окружающей среды от отходов производства и потребления» распространяются на предприятия, объединения, организации, учреждения независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, физических лиц, а также иностранных юридических лиц (далее именуются природопользователи), осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, в результате которой образуются, используются, обезвреживаются, складируются и захораниваются отходы производства и потребления, за исключением радиоактивных отходов. Согласно Федеральному закону «Об отходах производства и потребления», индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: - соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека; - разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования. Разрабатываемые проекты содержат информацию, являющуюся основой для установления нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, которые должны быть установлены для каждого природопользования в соответствии с новым Федеральным законом «Об охране окружающей среды» (ст. 24) [3]. Полученные нормативы служат основой для платы за негативное воздействие на окружающую среду, которую необходимо осуществлять в соответствии со ст. 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды». Предприятия обязаны своевременно осуществлять вывоз образующихся отходов, так как длительное хранение отходов на своей территории приводит к ухудшению качества земель и загрязнению природных сред. Эти требования декларируются в новом Федеральном законе «Об охране окружающей среды», согласно которому отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасны для окружающей среды (ст. 51). В соответствии с этой же статьей закона определены запрещающие условия при обращении с отходами. На автотранспортных предприятиях, а также предприятиях, имеющих на балансе значительное количество автотранспорта и самостоятельно осуществляющих техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств, проблема обращения с отходами особенно актуальна, так как в процессе их работы образуется более 15 видов отходов производства, в том числе II и III класса опасности. Отходы производства на рассматриваемых предприятиях образуются при ремонте и техническом обслуживании автотранспорта. Как правило, на предприятиях производятся работы по ремонту двигателей, устранение неисправностей в агрегатах автомобилей, изготовление и ремонт деталей и узлов автомашин. Производятся контрольно-диагностические, крепежные, регулировочные и другие работы, замена масла в маслосистемах автомобилей. В приложении 1 представлен перечень отходов производства, образующихся на автотранспортном предприятии. Остановимся более подробно на анализе отходов, перечисленных в приложении. При ремонте и техническом обслуживании автотранспорта производится замена отдельных деталей и узлов автомобилей, отслуживших свой срок. При этом в качестве отходов образуются лом черных металлов (отработанные металлические детали автомобилей), мусор промышленный (отработанные неметаллические детали автомобилей), фильтры, загрязненные нефтепродуктами (топливные и масляные фильтры), фильтр картонный (воздушные фильтры), отработанные накладки тормозных колодок, шины с металлокордом, шины с тканевым кордом. Отработанные аккумуляторы могут сдаваться на переработку в собранном или разобранном состоянии. В зависимости от этого, на предприятии могут образовываться разные виды отходов. В случае, если отработанные аккумуляторные батареи разбираются, то образуются следующие виды отходов: лом цветных металлов (в зависимости от типа аккумулятора), отходы полимерные (пластмассовый корпус батареи), отработанный электролит аккумуляторных батарей после его нейтрализации или осадок от нейтрализации электролита. Если нейтрализации электролита на предприятии не производится, в качестве отходов образуются отработанные аккумуляторы. При замене отработанных масел образуются следующие виды отходов: отработанное моторное масло, отработанное трансмиссионное масло. При замене масла в гидравлических системах экскаваторов образуется отработанное гидравлическое масло. Для ликвидации проливов масла в гаражах могут использоваться древесные опилки и песок, в результате чего в качестве отходов образуются древесные опилки, загрязненные нефтепродуктами, либо грунт, содержащий нефтепродукты. В процессе технического обслуживания автотранспорта для протирки замасленных поверхностей используется ветошь. Промасленная ветошь, образующаяся при этом, направляется в отходы. На отдельных автотранспортных предприятиях производится мойка автомобилей. При этом должна быть организована очистка загрязненных сточных вод после мойки автотранспорта. Одним из требований, предъявляемых к организации мойки автотранспорта, является передача их на очистные сооружения. Как правило, очистные сооружения мойки автотранспорта представляют собой отстойник с нефтеловушкой либо фильтрами. Здесь происходит отделение и осаждение взвешенных веществ и очистка от нефтепродуктов. Взвешенные вещества, оседающие на дно колодцев (осадки ОС мойки автотранспорта) и всплывающие нефтепродукты нефтеловушек регулярно удаляются, образуя отходы. Фильтры, загрязненные нефтепродуктами подлежат замене и также поступают в отходы. Кроме вышеперечисленных отходов производства, на автотранспортных предприятиях, как и на других, образуются отходы потребления - бытовые отходы, отработанные люминесцентные лампы трубчатые, отработанные ртутные лампы для наружного освещения (в случае использования ртутных ламп для освещения территории и помещений предприятия), смет с территории, канализационные отходы, не содержащие токсичных металлов. Расчет образования производственных отходов производится, исходя из нормативных сроков работы соответствующих деталей автомашин, принятых в автомобильной промышленности. Расчет отработанных аккумуляторов производится исходя из количества аккумуляторов каждого типа, установленных на автотранспортных средствах, веса аккумуляторов вместе с электролитом, эксплуатационного срока службы аккумуляторов. Суммирование производится по всем маркам аккумуляторов. Эксплуатационный срок службы аккумуляторов и вес аккумуляторов по маркам указан в справочной литературе [4]. Пример расчета отработанных аккумуляторов приведен в приложении 2. В случае, если отработанный электролит сливается из аккумуляторов, вес аккумулятора берется без электролита, а расчет отработанного электролита аккумуляторных батарей ведется отдельно с использованием справочных данных, приведенных в справочной литературе [4]. Примеры расчетов отработанного электролита аккумуляторных батарей и отработанного электролита аккумуляторных батарей после его нейтрализации приведены в приложении 3. Расчет отработанных масляных, топливных и воздушных фильтров производится исходя из количества автотранспортных средств, находящихся на балансе предприятия, количества фильтров, установленных на каждой автомашине, веса фильтров, среднегодового пробега автотранспорта и нормы пробега подвижного состава каждой марки до замены фильтровальных элементов. Норма пробега подвижного состава до замены фильтров берется по справочным данным [5]. Пример расчета отработанных фильтров приведен в приложении 4. Расчет количества лома черных металлов, образующегося при ремонте автотранспортных средств производится исходя из среднегодового пробега каждого автомобиля, нормы пробега подвижного состава до ремонта, удельного норматива замены деталей из черных металлов при ремонте. Норма пробега подвижного состава до ремонта указана в справочной литературе [5]. Удельный норматив замены деталей из черных металлов, как правило, составляет 1 - 10 % и определяется по данным инвентаризации. Нормативное количество отработанных накладок тормозных колодок определяется исходя из количества автомашин, количества тормозных накладок, установленных на одной автомашине, массы одной накладки, среднегодового пробега автомобилей каждой марки, нормы пробега подвижного состава до замены накладок тормозных колодок, которая определяется по справочным данным [5]. Пример расчета отработанных накладок тормозных колодок приведен в приложении 5. Расчет нормативного количества отработанных автомобильных шин - шин с тканевым кордом и шин с металлокордом производится исходя из количества автомашин, находящихся на балансе предприятия, количества шин, установленных на автомашине каждой марки, веса одной изношенной шины каждой марки, среднегодового пробега автомобиля каждой марки, нормы пробега подвижного состава каждой марки до замены шин. Рекомендуемые типы шин для автомашин различных марок, а также количество автошин, установленных на автомобилях различных марок и вес шин приведены в справочной литературе [4, 7], или в технической документации, прилагаемой к поставляемым шинам. Пример расчета отработанных шин приведен в приложении 6. Расчет отработанного моторного масла и отработанного трансмиссионного масла может быть произведен двумя способами. В первом случае расчет производится через расход топлива. Исходными данными для расчета являются норма расхода топлива на 100 км пробега, среднегодовой пробег автомобилей, нормы расхода масла на 100 л топлива, норма сбора отработанных нефтепродуктов. Норма расхода топлива и норма расхода масла по маркам автомобилей определяется по справочным данным [11], либо по технической документации на автотранспорт. Норма сбора отработанных нефтепродуктов составляет, согласно [8, 9] 0,9. Расчет производится отдельно по каждому виду масла. Пример расчета отработанных масел приведен в приложении 7. При расчете отработанного моторного и трансмиссионного масла через объем системы смазки исходными данными для расчета являются объем масла, заливаемого в автомашины каждой марки при ТО (определяется по [4]), среднегодовой пробег каждого автомобиля, нормы пробега подвижного состава до замены масла. Количество осадка очистных сооружений мойки автотранспорта и всплывающих нефтепродуктов нефтеловушек (при отсутствии реагентной обработки) рассчитывается исходя из годового расхода сточных вод, концентрации взвешенных веществ и нефтепродуктов до очистных сооружений, концентрации взвешенных веществ после очистных сооружений, влажности осадка. При использовании для очистки реагентов необходимо учесть количество осадка, образующегося от применяемого количества реагентов. Годовой расход сточных вод определяется с учетом нормативного расхода воды на мойку одного автомобиля и количества моек автомобилей в год. Нормативный расход воды на мойку одного автомобиля указан справочной литературе [6]. Концентрации взвешенных веществ и нефтепродуктов до и после очистных сооружений указаны в технической документации на очистные сооружения или определяются по результатам анализов контроля сточных вод. В случае отсутствия технической документации на очистные сооружения, мойки автотранспорта и результатов анализов контроля сточных вод, концентрации нефтепродуктов и взвешенных веществ в сточных водах для автотранспортных предприятий, принимаются в соответствии со справочными нормативными данными [6]. Пример расчета осадка очистных сооружений, мойки автотранспорта и всплывающих нефтепродуктов нефтеловушек приведен в приложении 8. Если в составе очистных сооружений мойки автотранспорта имеются фильтры для очистки от нефтепродуктов, то при их замене в качестве отхода образуются фильтры, загрязненные нефтепродуктами. Их расчет производится исходя из веса отработанного фильтра, их количества и периодичности замены по паспортным данным на очистные сооружения. Расчет ветоши промасленной производится исходя из количества сухой ветоши, расходуемой при ремонте и эксплуатации автотранспорта и содержания нефтепродуктов в ветоши промасленной. Пример расчета приведен в приложении 9. По целому ряду отходов (мусор промышленный, древесные опилки, загрязненные нефтепродуктами, грунт, содержащий нефтепродукты) нормативное количество отходов определяется по среднефактическим данным предприятия за последние 2 года. Временное хранение отходов, образующихся при ремонте и эксплуатации автотранспорта, должно осуществляться в специально отведенных оборудованных для этого местах. При хранении отходов должно быть исключено их воздействие на почву, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух. Большая часть отходов, образующихся на автотранспортных предприятиях, подлежит утилизации на специализированных предприятиях по переработке отходов (шины с металлокордом и тканевым кордом, грунт, содержащий нефтепродукты, отработанные масла, всплывающие нефтепродукты нефтеловушек, осадки очистных сооружений мойки автотранспорта, отработанные аккумуляторы, отработанный электролит аккумуляторных батарей, а также отработанные люминесцентные лампы). Отработанные люминесцентные и ртутные лампы утилизируются на следующих предприятиях: Служба электроснабжения Петербургского метрополитена, НПО «Энеко», расположенное на территории опытного завода РНЦ «Прикладная химия», ООО «Скат» и ЗАО «НЭП», арендующие установку по демеркуризации ртутных ламп у Радиевого института им. Хлопина, МЭП «Меркурий». Регенерация отработанных масел осуществляется в РНЦ «Прикладная химия», ВНИИ «Трансмаш» и ООО «ПТК-ТЕРМИНАЛ». Очистку грунтов и вод от нефтепродуктов производят биотехнологическим методом ЗАО «Экопром» и ЗАО «Орлан-Эко». Отработанные электролиты, сточные и иные воды утилизируются путем извлечения из них катионов тяжелых металлов на АОЗТ НТО «ЭРГ» и предприятии «Россия». Отработанные аккумуляторы и другие свинецсодержащие отходы принимают на переработку АОЗТ ЭНПК «МКТ», АОЗТ НПО «Катод». Отработанные автошины принимают на переработку ЗАО «Опытный завод МПБО», ГУП «МПБО-2», ГПЗП «Юго-Западное», ООО «Петроградское ПЗП», ЗАО «Эласт». Отходы от эксплуатации автотранспорта, не подлежащие вторичной переработке (ветошь промасленная, мусор промышленных, отработанные накладки тормозных колодок, фильтры, загрязненные нефтепродуктами, фильтры картонные) вывозятся на заводы МПБО с целью их захоронения с учетом соблюдения требований охраны окружающей среды. Литература: 1. Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ oт 24 июня 1998 г. 2. «Временные правила охраны окружающей среды от отходов производства и потребления в Российской Федерации», утвержденные Минприродой России 15 июля 1994 г. 3. Федеральный Закон «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10 января 2002 г. 4. Краткий автомобильный справочник. М., Транспорт, 1985. 5. Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта. М., Транспорт, 1986. 6. Завьялов С.Н. Мойка автомобилей. (Технология и оборудование) М., Транспорт, 1984. 7. Вторичные материальные ресурсы номенклатуры Госснаба (образование и использование). Справочник. М., Экономика, 1987 г. 8. ГОСТ «Покрышки и камеры изношенные» ТУ, ГОСТ 8407-84 9. Общесоюзные нормы технологического проектирования предприятий автомобильного транспорта. ОНТП-01-91. Минавтотранс РСФСР. М., 1991 г. 10. Методические указания по нормированию сбора отработанных масел и автотранспортных предприятиях Министерства автомобильного транспорта РСФСР МУ-200-РСФСР-12-0207-83. М., 1984 г. 11. Нормы расхода топлива и ГСМ. М., «Приор», 1996. 12. Геевик Д.Г. Справочник смазчика. М., Машиностроение 1990. Перечень отходов, образующихся при эксплуатации автотранспорта
Отработанные аккумуляторы (215.01)
|
Кол-во машин снабж. аккумулятором данного типа |
Кол-во ак. на 1-й машине |
Нормативный срок эксплуатации, лет |
Вес аккумулятора, кг |
Вес отработанных аккумул., т |
|
6СТ-55 |
4 |
1 |
3 |
17,3 |
0,023 |
6СТ-90 |
1 |
1 |
3 |
28,5 |
0,009 |
6СТ-190 |
1 |
2 |
3 |
58,0 |
0,039 |
Итого |
0,071 |
Итого нормативное количество отработанных аккумуляторов на предприятии составляет 0,071 т/год.
Литература:
1. Краткий автомобильный справочник. М., Транспорт, 1985.
Расчет отработанного электролита произведен по формуле:
М = åNi ´ mi, л,
где: Ni - количество отработанных аккумуляторов i-й марки, шт./год;
mi - вес электролита в аккумуляторе i-й марки, л [1].
Исходные данные и результаты расчетом представлены и таблице 3.1.
Кол-во |
Нормативный срок эксплуатации, лет |
Кол-во электролита в одной ак. батарее, л |
Кол-во отработанного электролита, л |
|
6СТ-55 |
4 |
3 |
3,8 |
5,6 |
6СТ-90 |
1 |
3 |
6,0 |
2,0 |
6CT-190 |
2 |
3 |
12,0 |
8,0 |
|
|
|
Итого: |
15,0 |
С учетом плотности отработанного электролита, составляющей 1,27 кг × л, количество отработанного электролита составит 19 кг или 0,02 т.
Расчет отработанного электролита произведен по формуле:
М = åNi ´ mi, л,
где: Ni - количество отработанных аккумуляторов i-й марки, шт./год;
mi - вес электролита в аккумуляторе i-й марки, л [1].
Исходные данные и результаты расчетов представлены в таблице 3.2.
Кол-во |
Нормативный срок эксплуатации, лет |
Кол-во электролита в одной ак. батарее, л |
Кол-во отработанного электролита, л |
|
6СТ-55 |
11 |
3 |
3,8 |
15,2 |
6СТ-75 |
6 |
3 |
5,0 |
10,0 |
6СТ-132 |
10 |
3 |
8,0 |
24,0 |
6СТ-190 |
4 |
3 |
12,0 |
12,0 |
3СТ-215 |
4 |
3 |
7,0 |
7,0 |
|
|
|
Итого |
68,2 |
С учетом плотности отработанного электролита, составляющей 1,27 кг × л, количество отработанного электролита составит 86,6 кг или 0,087 т.
Количество осадка, образующегося при нейтрализации электролита, определяется по формуле:
Мос.эл. = М + Мпр. + Мвода,
где М - количество осадка, образующегося в соответствии с уравнением реакции;
Мпр. - количество примесей извести, перешедшее в осадок;
Мвода - содержание воды в осадке.
Нейтрализация электролита негашеной известью проходит по следующему уравнению:
H2SO4 + СаО + Н2О = CaSО4 × 2H2О.
количество образующегося осадка CaSО4 × 2H2О в соответствии с уравнением реакции равно:
М = 172 ´ Мэ ´ С/98, т/год,
где: Мэ - количество отработанного электролита, т;
С - массовая доля серной кислоты в электролите, С = 0,35;
172 - молекулярный вес кристаллогидрата сульфата кальция;
98 - молекулярный вес серной кислоты
М = 172 ´ 0,087 ´ 0,35/98 = 0,053.
Количество извести (Миз), необходимое для нейтрализации электролита, рассчитывается по формуле:
Миз = (56 ´ Мэ ´ С)/(98 ´ Р),
где: 56 - молекулярный вес оксида кальция;
Р - массовая доля активной части в извести, Р = 0,6
Миз = (56 ´ 0,087 ´ 0,35)/(98 ´ 0,6) = 0,029.
Количество примесей извести (Мпр.), перешедшее в осадок, составляет:
Мпр. = Миз.(1 - Р)
Мпр. = 0,029(1 - 0,6) = 0,011 т
Содержание воды в осадке рассчитывается по формуле:
Мвода = Мэ ´ (1 - С) - Мэ ´ С ´ 18/98 = Мэ ´ (1 - 1,18С)
Мвода = 0,087 ´ (1 - 1,18 ´ 0,35) = 0,051 т
Количество образующегося влажного осадка с учетом примесей в извести равно:
Мос.вл. = М + Мпр. + Мвода = 0,053 + 0,011 + 0,051 = 0,115
Taким образом нормативное количество отработанного электролита после его нейтрализации составит 0,113 т/год.
Литература:
1. Краткий автомобильный справочник. М., Транспорт, 1985.
Расчет норматива образования отработанных фильтров, образующихся при эксплуатации автотранспорта, производится по формуле:
М = åNi ´ ni ´ mi ´ Li/Lнi ´ 10-3, (т/год),
где Ni - количество автомашин i-й марки, шт.;
ni - количество фильтров, установленных на автомашине i-ой марки, шт.;
mi - вес одного фильтра на автомашине i-ой марки, кг;
Li - средний годовой пробег автомобиля i-ой марки, тыс. км × год;
Lнi - норма пробега подвижного состава i-ой марки до замены фильтровальных элементов, тыс. км [1].
Исходные данные и результаты расчета представлены и таблице 4.1
Кол-во автомашин |
Вес воздушн. фильтра, кг |
Вес топлив. фильтра, кг |
Вес маслян. фильтра, кг |
Среднегодовой пробег, тыс. км |
Вес отраб. возд. фильтров, кг* |
Вес отраб. топливн. фильтров, кг** |
Вес отраб. масл. фильтров, кг** |
|
ЗИЛ 433360 |
1 |
0,5 |
0,1 |
1,5 |
30 |
0,75 |
0,3 |
4,5 |
РАФ 2203 |
1 |
0,13 |
0,03 |
0,6 |
28 |
0,18 |
0,08 |
1,68 |
Автопогрузчик 4014 |
1 |
0,13 |
0,03 |
0,6 |
600 час |
0,39 |
0,18 |
1,8 |
МТЗ 80 |
1 |
0,5 |
0,1 |
1,5 |
600 час |
1,5 |
0,6 |
9,0 |
|
|
|
|
|
Итого |
2,82 |
1,16 |
16,98 |
* замена воздушных фильтров производится через 20 тыс. км пробега или 200 мт ´ час;
** замена масляных и топливных фильтров производится через 10 тыс. км пробега или 100 мт ´ час.
Таким образом, нормативное количество отходов фильтров, загрязненных нефтепродуктами составит 21 кг или 0,021 т/год.
Литература:
1. Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта. М., Транспорт, 1986.
Расчет количества отработанных накладок тормозных колодок производится по формуле:
М = åNi ´ ni ´ mi ´ Li/Lнi ´ 10-3, (т/год),
где Ni - количество автомашин i-й марки, шт.;
ni - количество накладок тормозных колодок на автомашине i-ой марки, шт.;
mi - вес одной накладки тормозной колодки на автомашине i-й марки, кг;
Li - средний годовой пробег автомобиля i-й марки, тыс. км/год;
Lнi - норма пробега подвижного состава i-ой марки до замены накладок тормозных колодок, тыс. км.
Норма пробега подвижного состава до замены накладок тормозных колодок составляет для легковых и грузовых автомобилей 10 тыс. км, для тракторов и погрузчиков - 1000 моточасов [1].
Исходные данные и результаты расчета представлены в таблице 5.1
Кол-во автомашин |
Кол-во накладок тормозных колодок, устан. на 1 а/м |
Вес накладки тормозной колодки, кг |
Среднегодовой пробег, тыс. км |
Вес отраб. накладок тормозн. колодок, кг |
|
ЗИЛ 433360 |
1 |
8 |
0,53 |
30 |
12,7 |
РАФ 2203 |
1 |
8 |
0,3 |
28 |
6,7 |
Автопогрузчик |
1 |
8 |
0,3 |
600 час |
1,4 |
МТЗ-80 |
1 |
8 |
0,53 |
600 час |
2,5 |
Нормативное количество отработанных накладок тормозных колодок составит 23 кг/год или 0,023 т/год.
Литература:
1. Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта, М., Транспорт, 1986.
Расчет количества отработанного моторного и трансмиссионного масла производится по формуле:
М = åNi ´ qi ´ ni ´ Li ´ H ´ r ´ 10-4.
где: Ni - количество автомашин i-й марки, шт.;
qi - норма расхода топлива на 100 км пробега, л/100 км [1];
Li - средний годиной пробег автомобиля i-й марки, тыс. км/год;
ni - норма расхода масла на 100 л топлива, л/100 л;
норма расхода моторного масла для карбюраторного двигателя
nмк = 2,4 л/100 л;
норма расхода моторного масла для дизельного двигателя
nмд = 3,2 л/100 л;
норма расхода трансмиссионного масла для карбюраторного двигателя
nтк = 0,3 л/100 л;
норма расхода трансмиссионного масла для дизельного двигателя
nтд = 0,4 л/100 л [1].
Н - норма сбора отработанных нефтепродуктов, доли от 1;
r - плотность отработанного масла, кг/л, r = 0,9 кг/л.
Исходные данные и расчет отработанных моторного и трансмиссионного масла представлены в таблице 7.1.
Кол-во |
Норма расхода топлива на 100 км пробега |
Средний годовой пробег автомобиля, тыс. км/год |
Тип двигателя |
Кол-во отраб. масла |
||
моторн. |
трансм. |
|||||
Тойота |
1 |
18,0 |
10,95 |
бенз. |
0,006 |
0,0007 |
ГАЗ-3110 |
1 |
15,4 |
15,0 |
бенз. |
0,007 |
0,0008 |
ГАЗ-2410 |
1 |
15,4 |
24,777 |
бенз. |
0,011 |
0,0013 |
МАЗ-5594 |
1 |
33,6 |
2,167 |
диз. |
0,003 |
0,0003 |
УАЗ-3741 |
1 |
19,2 |
7,005 |
бенз. |
0,004 |
0,0005 |
|
|
Итого |
0,032 |
0,004 |
Таким образом, нормативное количество отработанного моторного масла составит 0,032 т/год, отработанного трансмиссионного масла - 0,004 т/год.
Расчет количества отработанных шин с металлокордом и с тканевым кордом производится по формуле:
М = å(Ni ´ ni ´ mi ´ Li)/(Lнi ´ 10-3), (т/год),
где Ni - количество автомашин i-й марки, шт.;
ni - количество шин, установленных на автомашине i-ой марки, шт. [1];
mi - вес одной изношенной шины данного вида, кг [2];
Li - средний годовой пробег автомобиля i-й марки, тыс. км/год;
Lнi - норма пробега подвижного состава i-ой марки до замены шин, тыс. км [3].
Исходные данные и расчет отработанных шин представлен в таблице 6.1.
Кол-во а/м i-й марки, шт. |
Кол-во шин на а/м, шт. |
Марка автошин |
Тип корда |
Среднегодовой пробег, тыс. км |
Норма пробега а/м до замены шин, тыс. км |
Вес отработанной шины, кг |
Кол-во отработанных шин, шт. |
Масса отработанных шин, т |
|
|
Ni |
ni |
|
|
Li |
Lнi |
mi |
|
М |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Тайота |
1 |
4 |
205/70R14 |
Ткань |
10,95 |
40 |
12,1 |
1 |
0,012 |
«Волга» 31-10 |
1 |
4 |
195/65R15 |
» |
15,0 |
33 |
8,9 |
2 |
0,018 |
«Волга» 24-10 |
1 |
4 |
205/70R14 |
» |
24,777 |
33 |
12,1 |
3 |
0,036 |
|
|
|
|
|
|
|
Итого |
0,066 |
|
УАЗ 3741 |
1 |
4 |
240´115 |
Металл |
7,005 |
70 |
75,0 |
0,5 |
0,037 |
МАЗ |
1 |
6 |
15,00-20 |
» |
2,167 |
36 |
115 |
0,5 |
0,058 |
ЗИЛ 431610 |
2 |
6 |
260-508 |
» |
0,958 |
57 |
42,1 |
- |
- |
|
|
|
|
|
|
|
Итого |
0,095 |
Литература:
1. Краткий автомобильный справочник. М., Транспорт, 1985.
2. Вторичные материальные ресурсы номенклатуры Госснаба (образование и использование). Справочник. М., Экономика, 1983.
3. Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта. М., Транспорт, 1986.
Расчет отработанного гидравлического масла, образующегося при одной замене масла в картерах гидравлических систем экскаваторов определяется по формуле:
М = åNi ´ V ´ kc ´ r ´ 10-3, т,
где: Ni - количество единиц экскаваторов i-й марки, шт.;
V - объем масляного картера экскаваторов i-й марки, л;
kс - коэффициент сбора отработанного масла, kс = 0,9;
r - плотность отработанного масла, кг/л, r = 0,9 кг/л.
Сведения по транспортным средствам, имеющим гидравлические системы, представлены в таблице 7.2.
Кол-во |
Объем картера |
Количество отработанного масла, т |
|
Экскаватор ЭО-2621 |
7 |
90 л |
0,51 |
Экскаватор ЭО-3323 |
1 |
120 л |
0,097 |
Экскаватор ЭТЦ-165 |
4 |
23 л |
0,075 |
|
|
|
0,682 |
Время работы каждого экскаватора - 1500 моточасов в год. Согласно паспортным данным на экскаваторы, замена масла производится через 960 часов работы, т.е. 1,5 раза в год. В 2001, 2003, 2005 гг. планируется по 2 замены индустриального масла, в 2002, 2004 гг. - 1 замена.
Таким образом, нормативное количество отработанного гидравлического масла составит:
2001, 2003, 2005 гг. - 1,364 т/год;
2002, 2004 гг. - 0,682 т/год.
Литература:
1. Нормы расхода топлива и ГСМ. М., «Приор», 1996.
2. Общесоюзные нормы технологического проектирования предприятий автомобильного транспорта. ОНТП-01-91. Минавтотранс РСФСР. M., 1991.
3. Методические указания по нормированию сбора отработанных масел в автотранспортных предприятиях Министерства автомобильного транспорта РСФСР. МУ-200-РСФСР-12-0207-83. М., 1984.
Количество моек составляет: для грузовых автомобилей - 200 моек/год, для легковых автомобилей - 250 моек в год, для автобусов - 90 моек/год.
Количество шламовой пульпы (кека) W, задерживаемой в отстойнике, рассчитывается согласно [1] по формуле:
W = w ´ (C1 - С2) ´ 106/(100 - В) ´ g, м3,
где: w - объем сточных вод от мытья автотранспорта, м3;
w = q ´ n ´ 10-3 ´ 0,9, м3,
q - нормативный расход воды на мойку одного автомобиля;
составляет для легковых автомобилей [2] 200 л, для грузовых автомобилей - 800 л, для автобусов - 350 л;
n - среднее количество моек в год.
Потери воды при мойке машин составляют 10 % [2].
Для легковых автомобилей:
w = 200 ´ 0,9 ´ 250 ´ 10-3 = 45,0 м3
Для грузовых автомобилей:
w = 800 ´ 0,9 ´ 200 ´ 10-3 = 144 м3
Для автобусов:
w = 350 ´ 0,9 ´ 90 ´ 10-3 = 28,35 м3
С1 и С2 - концентрации веществ, соответственно до и после очистки.
Содержание взвешенных веществ для легковых автомобилей согласно нормативным данным [2] до отстойника 700 мг/л, после отстойника - 40 мг/л, содержание нефтепродуктов соответственно - 75 мг/л и 15 мг/л.
Для грузовых автомобилей содержание взвешенных веществ до отстойника 2000 мг/л, после отстойника - 70 мг/л, содержание нефтепродуктов соответственно 900 мг/л и 20 мг/л.
Для автобусов содержание взвешенных веществ до отстойника 1600 мг/л, после отстойника - 40 мг/л, содержание нефтепродуктов соответственно 850 мг/л и 115 мг/л.
В - влажность осадка, составляет 85 %;
g - объемная масса шламовой пульпы, составляет 1,1 т.
Количество отходов:
для легковых автомобилей
Gcвв = 45 ´ (700 - 40) ´ 10-3 ´ 1,1 = 33 кг/год
Gcнп = 45 ´ (75 - 15) ´ 10-3 ´ 1,1 = 3 кг/год
С учетом влажности осадка b = 0,85 его реальное количество будет равно:
Gcвв = Gc/(1 - b) = 33/(1 - 0,85) = 220 кг/год
Gcнп = Gc/(1 - b) = 3/(1 - 0,50) = 6 кг/год
Для грузовых автомобилей:
Gcвв = 144 ´ (2000 - 70) ´ 10-3 ´ 1,1 = 306 кг/год
Gcнп = 144 ´ (900 - 20) ´ 10-3 ´ 1,1 = 139 кг/год
С учетом влажности осадка b = 0,85 его реальное количество будет равно:
Gcвв = Gc/(1 - b) = 306/(1 - 0,85) = 2040 кг/год
Gcнп = Gc/(1 - b) = 139/(1 - 0,50) = 278 кг/год
Для автобусов:
Gcвв = 28,35 ´ (1600 - 40) ´ 10-3 ´ 1,1 = 49 кг/год
Gcнп = 28,35 ´ (850 - 15) ´ 10-3 ´ 1,1 = 26 кг/год
С учетом влажности осадка b = 0,85 его реальное количество будет равно:
Gcвв = Gc/(1 - b) = 49/(1 - 0,85) = 327 кг/год
Gcнп = Gc/(1 - b) = 26/(1 - 0,50) = 52 кг/год
Общее количество осадков очистных сооружений мойки автотранспорта составляет:
220 + 2040 + 327 = 2587 кг/год = 2,587 т/год.
Общее количество всплывающих нефтепродуктов нефтеловушек:
6 + 278 + 52 = 336 кг/год = 0,336 т/год.
Таким образом, количество осадков очистных сооружений составляет 2,587 т/год, количество всплывающих нефтепродуктов нефтеловушек 0,336 т/год (с учетом влажности).
Литература:
1. Завьялов С.Н. Мойка автомобилей. (Технология и оборудование) М., Транспорт, 1984.
2. Ведомственные строительные нормы предприятия по обслуживанию автомобилей ВСН 01-89. Минавтотранс РФ., М., 1990 г.
Количество промасленной ветоши определяется по формуле:
М = m/(1 - k), т/год,
где m - количество сухой ветоши, израсходованное за год, т/год;
k - содержание масла в промасленной ветоши, k = 0,05.
За год на предприятии используется 30 кг сухой ветоши.
Нормативное количество ветоши промасленной составит:
30/(1 - 0,95) = 0,032 т/год
СОДЕРЖАНИЕ