Vehicles. Ball-and-socket hinges. Technical requirements and test methods 
На главную | База 1 | База 2 | База 3

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО
ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ
СТАНДАРТ
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ

ГОСТ Р
52433-2005

 

Автомобильные транспортные средства

ШАРНИРЫ ШАРОВЫЕ

Технические требования и методы испытаний

 

 

 

Москва

Стандартинформ

2006

 

Предисловие

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения»

Сведения о стандарте

1. РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «Центральный Ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт» (ФГУП «НАМИ»)

2. ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 56 «Дорожный транспорт»

3. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 декабря 2005 г. № 410-ст

4. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Автомобильные транспортные средства

ШАРНИРЫ ШАРОВЫЕ

Технические требования и методы испытаний

Vehicles. Ball-and-socket hinges. Technical requirements and test methods

Дата введения - 2007-01-01

1. Область применения

Настоящий стандарт распространяется на шаровые шарниры подвесок и рулевых управлений автотранспортных средств (далее - АТС), а также на наконечники рулевых тяг и рулевые тяги с шаровыми шарнирами, на их детали (корпуса, пальцы, сухари и др.) и устанавливает технические требования и методы испытаний.

2. Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использована нормативная ссылка на стандарт ГОСТ 26828-86 Изделия машиностроения и приборостроения. Маркировка

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененным (измененным) документом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3. Технические требования

3.1. Шаровые шарниры АТС должны соответствовать требованиям настоящего стандарта и конструкторской документации (КД), утвержденной в установленном порядке.

3.2. Шаровые шарниры должны иметь маркировку в соответствии с требованиями ГОСТ 26828 и КД.

3.3. Шаровые шарниры не должны иметь забоин, вмятин, трещин, коррозии, следов черноты на обработанных поверхностях.

3.4. Шаровые шарниры, не отвечающие требованиям, указанным в 3.2 и 3.3, к испытаниям не допускают.

4. Методы испытаний

4.1. Для проведения испытаний предъявляют:

- полный комплект КД, включающий спецификации, сборочные чертежи и чертежи деталей;

- технические условия на конкретные изделия (ТУ) или техническое описание;

- технологическую документацию на основные детали (шаровые пальцы, корпуса шарниров, рулевых тяг, наконечников тяг и др.).

Испытаниям подвергают три образца, кроме того три образца хранят в качестве контрольных для проведения повторных испытаний (в случае необходимости).

4.2. На соответствие требованиям КД проверяют следующие параметры.

4.2.1. Для шарового шарнира в сборе:

- габаритные и установочные размеры;

- максимальный угол качания пальца шарнира;

- резьбу, соединяющую шарнир с другими узлами;

- момент сопротивления при вращении пальца 1)2);

- момент сопротивления при качании пальца1);

- силу вырыва шарового пальца из корпуса шарнира1);

- силы выдавливания в сторону завальцовки, если шарнир завальцован или закрыт заглушкой со стопорным кольцом1);

1) Только в случае, если имеется соответствующее требование в КД.

- остаточную деформацию вкладыша при нагружении его осевой силой (только для шаровых шарниров с полимерными вкладышами);

- качество термообработки и прочностные свойства шарового пальца и вкладыша по 4.2.2 и 4.2.3.

4.2.2. Для шарового пальца:

- геометрические размеры, влияющие на качество соединения с другими деталями и прочностные качества пальца (диаметры стержня и шейки, длина стержня);

- качество термообработки, твердость поверхностного слоя и сердцевины;

- прочность шарового пальца, отсутствие трещин после деформации.

4.2.3. Для вкладышей (сухарей) шаровых шарниров:

- геометрические размеры сопряженных поверхностей;

- качество термообработки, твердость поверхностного слоя2).

2) Для металлических вкладышей шарниров.

4.2.4. Для наконечника рулевой тяги и для рулевой тяги:

- габаритные размеры;

- резьбу;

- вязкость материала стержня, отсутствие трещин после изгиба стержня на 90° с радиусом изгиба 3d < R < 5d (для тяги наконечников, длины которых более 10d/(где d - диаметр стержня).

4.2.5. Другие детали шаровых шарниров проверяют на соответствие требованиям КД.

4.2.6. Если при визуальном осмотре деталей обнаруживают несоответствие требованиям КД (например, низкая чистота поверхности, подрезы, забоины и вмятины на резьбе и т.п.), то всю партию бракуют.

4.3. Средства измерения - штангенциркуль, микрометры (второго класса), резьбовые калибры.

4.4. Угол качания пальца шарового шарнира в сборе

Угол качания пальца шарового шарнира в сборе измеряют вручную (точность измерения ± 1°).

Угол качания должен находиться в пределах, установленных КД.

Средство измерения - градуированный сектор.

4.5. Определение моментов сопротивления

Определение моментов сопротивления при вращении и качании пальца в корпусе проводят определением минимальной силы, необходимой для вращения или качания пальца, приложенной на определенном плече [точность измерения ± 1 Н · м (± 0,1 кгсм)].

Момент сопротивления при вращении и качании пальца должен находиться в пределах, установленных КД. Значение момента, возникающего в начале движения, не учитывают.

Средство измерения - динамометрический ключ или динамометр растяжения, при известном значении плеча приложения силы.

4.6. Определение силы вырыва (выдавливания) шарового пальца из корпуса

Корпус устанавливают и закрепляют в жестком приспособлении. Усилие прикладывают к шаровому пальцу вдоль оси пальца.

Испытание проводят на разрывной машине (прессе), обеспечивающей максимальную силу 294 кН (30000 кгс) и оборудованной силоизмерительным устройством, фиксирующим силу вырыва (выдавливания) пальца. В ходе испытаний силу определяют с точностью ± 491 Н (50 кгс).

Сила вырыва (выдавливания) шарового пальца из корпуса шарнира должна быть не менее указанной в КД.

При отсутствии требований в КД руководствуются данными, приведенными в приложении А. Ими пользуются также, если уровень требований КД ниже уровня требований приложения А.

4.7. Определение качества термообработки шарового пальца

На прессе Роквелла проверяют твердость шарового пальца в местах, подвергшихся термообработке.

Твердость должна соответствовать указанной в КД.

4.8. Определение прочности шарового пальца

У шаровых пальцев проверяют ударную прочность на стенде копрового типа или специальном ударном устройстве, обеспечивающем энергию удара, указанную в КД.

Если энергия удара в КД не указана, то руководствуются данными, приведенными в приложении Б (с погрешностью ± 5 %).

При деформации пальца после одного удара более 3,5 мм палец бракуют.

При деформации от одного удара менее 1,5 мм число ударов не ограничивают.

При деформации в пределах от 1,5 до 3,5 мм пальца и появлении трещин на изгибаемой поверхности палец бракуют.

У пальцев, диаметр которых превышает 45 мм, прочность оценивают проверкой соответствия пальца требованиям КД (размеры, материал, термообработка).

Средство измерения - штангенциркуль (второго класса).

4.9. Определение остаточной деформации полимерных вкладышей

После приложения к шаровому пальцу минимально допустимых по КД или приложению А сил выдавливания или вырыва из шарнира извлекают вкладыши, у которых определяют остаточную деформацию. Максимально допустимая остаточная деформация не должна превышать 0,6 мм, если иное не оговорено в ТУ.

Средство измерения - штангенциркуль (второго класса).

4.10. Геометрические размеры рулевых тяг и их наконечников проверяют с помощью линейки, штангенциркуля; резьбы - с помощью резьбовых калибров.

4.11. Вязкость материала тяг и наконечников тяг проверяют выгибая их на угол 90° ± 5° на механическом прессе или другом устройстве. Радиус изгиба должен быть в пределах от трех до пяти диаметров стержня. Трещины в месте изгиба, определяемые без специальных приспособлений, не допускаются.

5. Оформление результатов испытаний

По результатам испытаний шаровых шарниров и их деталей составляют протокол, форма которого приведена в приложении В.

Приложение А

(справочное)

Минимально допустимые значения силы вырыва и силы выдавливания пальца из корпуса шарнира

Назначение шарнира

Диаметр шарового пальца, мм

Значение силы, Н (кгс), не менее

вырыва

выдавливания

Шарниры шаровые (пальцы) подвески

До 21

9810 (1000)

13734 (1400)

Св. 21 » 25 включ.

14715 (1500)

20601 (2100)

» 25 » 29 »

20601 (2100)

29450 (3000)

» 29 » 33 »

28450 (2900)

39240 (4000)

» 33 » 37 »

39240 (4000)

53955 (5500)

» 37

53955 (5500)

74556 (7600)

Шарниры рулевых тяг и их наконечников

До 21

9810 (1000)

11772 (1200)

Св. 21 » 24 »

14715 (1500)

18639 (1900)

» 24 » 27 »

19620 (2000)

24525 (2500)

» 27 » 30 »

24525 (2500)

30411 (3100)

» 30 » 33 »

29430 (3000)

36297 (3700)

» 33 » 36 »

39240 (4000)

49050 (5000)

» 36 » 39 »

51012 (5200)

63765 (6500)

» 39

65730 (6700)

82404 (8400)

Приложение Б

(справочное)

Энергия удара и вызываемые ею изгибы пальцев шаровых шарниров подвески, рулевых тяг и их наконечников

Диаметр шарового пальца, мм

Энергия удара Н · м (кгс · м)

Изгиб пальца, мм

До 21

108 (11)

От 1,0 до 3,0

Св. 21 » 25 включ.

» 1,0 » 2,5

» 25 » 29 »

» 1,0 » 2,0

Св. 29 до 33 включ.

157 (16)

От 1,5 до 3,0

» 33 » 37 »

196 (20)

» 1,0 » 3,0

» 37 » 45 »

294 (30)

» 0,5 » 3,0

Приложение В

(рекомендуемое)

Форма протокола испытаний

УТВЕРЖДАЮ

Руководитель испытательной лаборатории

_______________ _________________

личная подпись       расшифровка подписи

«_____» _________________ 200 ___г.

ПРОТОКОЛ ИСПЫТАНИЙ № _____

1. Организация, представившая образцы ___________________________________

2. Объект испытаний ____________________________________________________

(наименование и обозначение изделия)

3. Дата поступления образцов на испытания ________________________________

4. Количество образцов __________________________________________________

5. Результаты контроля внешнего вида _____________________________________

6. Результаты испытаний

Наименование параметра

Требования по КД, ГОСТ Р___

Результаты испытаний

6.1. Изделие в сборе

6.1.1. Габаритные и установочные размеры, мм:

…………………………………………………

…………………………………………………

…………………………………………………

6.1.2. Максимальный угол качания пальца, град.

6.1.3. Момент сопротивления, Н · м (кгс · м):

- при вращении пальца;

- при качании пальца

6.1.4. Сила вырыва пальца из корпуса, Н (кгс)

6.1.5. Сила выдавливания пальца из корпуса, Н (кгс)

6.1.6 Остаточная деформация полимерного вкладыша, мм

6.1.7. Вязкость материала стержня рулевой тяги или наконечника

6.2. Палец шаровой

6.2.1. Геометрические размеры, мм:

……………………………………

……………………………………

……………………………………

6.2.2. Качество термообработки (твердость HRC)

6.2.3. Прочность:

- остаточная деформация (изгиб) после нагрузки, мм

6.3. Вкладыш (сухарь)

6.3.1. Геометрические размеры, мм:

……………………………………

……………………………………

……………………………………

6.3.2. Качество термообработки (твердость HRC)*

6.3.3. Деформация и разрушение под нагрузкой **

 

 

* Для металлических вкладышей.

** Для неметаллических вкладышей.

7. Заключение _________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

Испытания провел ___________________________ __________________________

личная подпись                                                      расшифровка подписи

«___»__________200__г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Ключевые слова: автомобильные транспортные средства, шаровые шарниры, подвески, рулевое управление, наконечники рулевых тяг, рулевые тяги, шаровой палец, качество термообработки, прочность, остаточная деформация