ГОСУДАРСТВЕННОЕ
САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЕ НОРМИРОВАНИЕ 2.6.1. ИОНИЗИРУЮЩЕЕ ИЗЛУЧЕНИЕ, РАДИАЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗАГРЯЗНЕНИЯ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
МУ 2.6.1.1195-03
МИНЗДРАВ РОССИИ МОСКВА 2003
1. Методические указания разработаны: Каляев Н.И., Рыбчинский В.А., Самсонов Н.А., Легуцкий И.В. (Военно-воздушные силы России), Иванов С.И., Перминова Г.С., Липатова О.В. (Департамент Госсанэпиднадзора Минздрава России), Горшков В.А., Середа В.Н. (ГНИИ эксплуатации и ремонта авиационной техники МО РФ), Мареный А.М. (НИИЦ радиационной безопасности космических объектов), Березин Г.И. (Военно-воздушная инженерная академия им. Жуковского). 2. Рекомендованы к утверждению Комиссией по госсанэпиднормированию при Минздраве России (прот. № 17 от 6 февраля 2003 г.) 3. Утверждены Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 20 февраля 2003 года. Введены в действие 1 мая 2003 года. 4. Введены впервые. СОДЕРЖАНИЕ УТВЕРЖДАЮ Главный государственный санитарный врач Российской Федерации, Первый заместитель Министра здравоохранения Российской Федерации Г.Г. Онищенко 20 февраля 2003 г. Дата введения - 1 мая 2003 г. 2.6.1. ИОНИЗИРУЮЩЕЕ ИЗЛУЧЕНИЕ, РАДИАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ Радиационный контроль загрязнения воздушного судна и определение мощности дозы ионизирующего излучения, от источников излучения в составе узлов и агрегатов авиационной техники Методические указания МУ 2.6.1.1193-03 1. Область применения1.1. Методические указания «Радиационный контроль загрязнения воздушного судна и определение мощности дозы ионизирующего излучения, от источников излучения в составе узлов и агрегатов авиационной техники» являются основополагающим документом по контролю за радиационной обстановкой на воздушном судне, развивающим основные положения Норм радиационной безопасности (далее - НРБ-99) и Основных санитарных правил обеспечения радиационной безопасности (далее - ОСПОРБ-99) и определяющих организацию радиационного контроля воздушного судна, находящегося на стоянке. 1.2. В методических указаниях излагается порядок работы по поиску участков радиационного загрязнения поверхностей воздушного судна (далее - ВС) и измерению уровня загрязнения радиоактивными веществами внутренних помещений и поверхности воздушного судна, а также мощности дозы излучения в его помещениях. На основе результатов радиационного контроля, а также измерений уровня мощности дозы ионизирующего излучения, от источников излучения в составе узлов и агрегатов, принимается решение о необходимости вмешательства и разработки комплекса мероприятий организационного и технического характера для обеспечения радиационной безопасности летных экипажей воздушных судов, авиационного персонала и пассажиров. 1.3. Методические указания предназначены для центров Госсанэпиднадзора и организаций (лабораторий), осуществляющих радиационный контроль воздушных судов любой ведомственной принадлежности и формы собственности, аккредитованных для проведения измерений в установленном порядке. Они регламентируют основные требования к поиску и проведению измерений уровня радиоактивного загрязнения помещений и поверхностей воздушного судна. 2. Общие положения2.1. Согласно п. 3.6.1 «Условия труда и отдыха для летного состава гражданской авиации. СанПиН 2.5.1.051-6» летные экипажи воздушных судов не относятся к лицам, профессионально связанным с использованием в своей работе источников ионизирующего излучения и, в связи с этим, в настоящих методических указаниях рассматриваются как категория облучаемых лиц «население». При этом космическое излучение, воздействующее на экипаж и пассажиров, не учитывается. 2.2. Методические указания обеспечивают реализацию требований Федеральных законов «О радиационной безопасности населения», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» по ограничению облучения населения (экипажа, пассажиров и обслуживающего персонала) за счет техногенного загрязнения транспортных средств. 3. Объекты радиационного контроля и контролируемые параметры3.1. Объектами радиационного контроля (далее - РК) являются воздушные суда, осуществляющие авиаперевозки пассажиров и грузов различного назначения, за исключением воздушных судов, осуществляющих авиаперевозки радиационно опасных грузов* в воздушном пространстве Российской Федерации и за его пределами. * Радиационный контроль этих воздушных судов, осуществляющих перевозки радиационных грузов, регламентируется другим документом. 3.2. Радиационному контролю подвергаются внутренние помещения и поверхности воздушного судна. При этом воздушное судно должно находиться на стоянке с выключенными радионавигационными и радиолокационными устройствами, не иметь на борту груза (багажа) и пассажиров. Радиационному контролю на всех типах воздушных судов подлежат: · грузовая кабина (отсек), пассажирская кабина (салон); · кабина экипажа, отсеки и помещения различного назначения; · кухня-буфет; · кормовая кабина; · технические отсеки; · ниши и стойки шасси; · швартовочное оборудование (сети, тросы, цепи, швартовочные ремни) и тара (поддоны, контейнеры и пр.). Необходимость РК других элементов конструкции и оборудования ВС решается непосредственно на местах, исходя из сложившейся ситуации, лицом, уполномоченным для проведения работ. 3.3. Воздушные суда, на борту которых ликвидировалась радиационная авария с ИИИ, в т.ч. встроенными в его системах и оборудовании, подлежат обязательному РК после проведения мероприятий по ликвидации последствий аварии. 3.4. У воздушных судов, осуществляющих полеты над радиационно опасными объектами, районами происходящих радиационных аварий (катастроф) РК могут дополнительно по показаниям подвергаться: · лопасти винтов и передние кромки крыла; · внутренние поверхности воздухозаборников и вентиляционные установки; · газотурбинные двигатели (далее ГТД); · втулки несущего и хвостового винтов, автомат перекоса и воздушно-масляные радиаторы (для вертолетов); · все наружные поверхности со следами смазки, подтеков масла и специальных жидкостей. 3.5. При организации и проведении РК необходимо учитывать, что в ряде агрегатов и блоков оборудования и систем управления ВС используются радиоизотопные приборы* (далее - РИП), которые могут оказывать влияние на значения контролируемых параметров в тех или иных помещениях и местах ВС. Поэтому с целью получения объективных результатов контроля (измерений), на каждое контролируемое воздушное судно перед началом работ составляется исходная картограмма полей МЭД гамма-излучения. Характеристики источников ионизирующих излучений (далее - ИИИ) в составе узлов и агрегатов авиационной техники представлены в прилож. 1. * Кроме того, на ряде ВС могут сохраниться (несмотря на запрещение в использовании) светосоставы постоянного действия (далее СПД) на основе радиевых препаратов, которые применялись ранее для подсветки надписей на пультах управления, индексов шкал авиаприборов, рукояток управления, выключателей и т.п. В любом случае, перед началом проведения РК, необходимо изучить конструктивные особенности воздушного судна и правила техники безопасности при проведении работ на ВС, а так же оценить ВС как объект РК, исходя из возможного наличия в его системах и РИП и других ИИИ. 3.6. Основными контролируемыми параметрами радиационного контроля рабочей зоны и других помещений ВС являются: · мощность эквивалентной дозы гамма-излучения; · уровень радиоактивного загрязнения поверхностей любыми радионуклидами. Контрольным критерием в оценке результатов РК ВС является соответствие мощности эквивалентной дозы ВС (далее - МЭДВС) в его помещениях мощности эквивалентной дозы излучения гамма-фона на открытой местности (далее - МЭДМ) за исключением зон действия полей ионизации от ИИИ, входящих в состав узлов и агрегатов авиационной техники (на них распространяется действие п. 3.7.6 1-й абзац ОСПОРБ-99, Санитарные правила устройства и эксплуатации радиоизотопных приборов). Допустимые уровни радиоактивного загрязнения поверхностей воздушных судов
3.7. В случае обнаружения превышения значений МЭД или уровней снимаемого загрязнения, указанных выше, воздушные суда должны отстраняться от эксплуатации до установления причин загрязнения и проведения защитных мероприятий (дезактивации)*. * Дезактивация ВС осуществляется в соответствии с сборником типовых операционных карт по обеззараживанию воздушных судов гражданской авиации [10]. В данных методических указаниях (далее - МУ) вопросы организации и проведения дезактивации не рассматриваются. Решение об отстранении воздушного судна от эксплуатации по результатам РК и проведении защитных мероприятий (дезактивации) принимают соответствующие территориальные управления Государственной авиационной службой Министерства транспорта Российской Федерации по согласованию с территориальными органами Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации. 4. Проведение радиационного контроля4.1. Порядок и последовательность радиационного контроляРадиационный контроль внутренних поверхностей помещений воздушного судна проводится по схеме, приведенной на рис. 1. Рис. 1. Схема порядка и последовательности действий при проведении радиационного контроля поверхностей воздушных судов 4.2. Измерение уровня общего радиоактивного загрязнения поверхностей с помощью приборов4.2.1. Перед проведением РК помещений ВС производят измерение МЭД внешнего гамма-излучения на открытой местности - МЭДМ. Измерение МЭДМ производят вблизи обследуемого ВС не менее чем в 5 точках на расстоянии не менее 20 м друг от друга и удалении ≥ 5 м от воздушного судна (рис. 2): Рис. 2. Схема расположения точек измерения мощности дозы излучения на открытой местности вокруг обследуемого воздушного судна. В каждой точке осуществляют не менее 3 измерений. Для измерения могут быть использованы приборы, представленные в приложении 3. При проведении измерений блок детектирования располагают на высоте 1 м от поверхности (покрытия) места стоянки. 4.2.2. С учетом типа используемых приборов допускается производить измерения в единицах мощности экспозиционной дозы с пересчетом в единицы мощности эквивалентной дозы по формуле (1):
4.2.3. За результат измерения в каждой i-той точке принимают среднее арифметическое полученных в ней измерений, а случайную составляющую погрешности результата измерения Δoi для доверительной вероятности P = 0,95 рассчитывают по формуле: t0,95 - значение критерия Стьюдента для доверительной вероятности P = 0,95 (принимается по приложению 3 в зависимости от числа повторных измерений N0 в данной точке); Soi - среднее квадратичное отклонение результата измерения от среднего. Рассчитывается по результатам всех повторных измерений в i-той точке по формуле:
4.2.4. В качестве измеренного значения МЭДМ
принимают наименьшее из полученных результатов измерений Результат измерения МЭД гамма-излучения на открытой местности вблизи обследуемого ВС представляют в форме:
Δ0 - погрешность результата измерения гамма-фона, мкЗв/ч. При этом значение 4.2.5. Для предварительной оценки радиационной обстановки в рабочей зоне, других помещениях ВС и с целью выявления возможных локальных источников загрязнения поверхности ВС, проводят предварительный РК помещений (поверхности) с помощью высокочувствительных поисковых радиометров в поисковом варианте. С этой целью, подготовив прибор согласно инструкции к работе, производят измерения МЭДВС на высоте 1 м от пола в каждом исследуемом помещении ВС и четыре обхода всех помещений по их периметру, производя замеры гамма-излучения в непрерывном поисковом режиме по схемам: · на высоте 1 м от пола и на расстоянии 5 - 10 см от обшивки фюзеляжа (поверхности оборудования) - первый обход (рис. 3); · на расстоянии 5 - 10 см от пола и обшивки фюзеляжа в местах стыковки обшивки фюзеляжа и пола - второй обход (рис. 3); · на расстоянии 5 - 10 см от пола между пассажирскими креслами по схеме параллельного галсирования через 1 ряд кресел, 4-й обход (рис. 5). Рис. 3. Схема непрерывных измерений при 1-м и 2-м обходах. Рис. 4. Схема непрерывных измерений при 3-ем обходе. 4.2.6. При обнаружении локальных превышений показаний прибора на общей картине непрерывных измерений производят поиск максимума, фиксируют в помещении (на схеме) ВС его положение и показания поискового прибора в точке максимума. Затем в точке максимума производят измерение МЭДВС и фиксируют показания прибора в журнале. Рис. 5. Схема непрерывных измерений помещений ВС (при наличии кресел для пассажиров) при 4-ом обходе. 4.2.7. В случае выявления превышения МЭДВС по п. 4.2.6 производится детальный радиационный контроль всех помещений ВС. При этом каждое помещение разбивается на ячейки по сетке с шагом 50 см (рис. 6) и контрольные точки назначаются в узлах сетки. Рис. 6. Схема поверхности объекта ВС с контрольными точками измерения. В каждой контрольной точке проводят не менее 3 измерений, рассчитывают среднее арифметическое значение, определяют границы участка загрязнения и наносят его на схему помещения (рис. 7). Рис. 7. Границы участка радиоактивного загрязнения поверхности объекта контроля. 4.2.8. Выборочный контроль уровня загрязнения внутренних поверхностей ВС альфа- и бета-активными веществами в назначенных контрольных точках производится вне зависимости от результатов измерения МЭДВС. Назначенные контрольные точки определяются лицом, уполномоченным для проведения работ, при следующих условиях: · в обязательном порядке контрольные точки назначаются в точках максимума МЭДВС; · контрольные точки должны быть во всех местах наиболее вероятного отложения загрязнений (определяется конструктивными особенностями ВС); · контрольные точки обязательно назначаются, если имеется соответствующая информация о характере транспортируемых грузов в период между предыдущим и проводимым контролем, в местах размещения объектов, которые потенциально (или предположительно) могли быть источниками загрязнений; · при отсутствии обнаруженных точек максимума МЭДВС и/или информации о ранее транспортировавшихся грузах, контрольные точки назначаются преимущественно в местах наиболее вероятного отложения загрязнений, определяемых конструктивными особенностями ВС (углубления, стыки, листы обшивка, пористые материалы). Дополнительные точки контроля ВС, осуществляющих полеты над радиационно опасными объектами и районами радиационных аварий (катастроф), определяются по показаниям в соответствии с п. 3.4. 4.2.9. В случае выявления превышения уровня загрязнения внутренних поверхностей ВС альфа и бета-активными веществами в назначенных контрольных точках, производится детальный радиационный контроль всех помещений ВС. При этом каждое помещение разбивается на ячейки по сетке с шагом 50 см (рис. 6) и контрольные точки назначаются в узлах сетки. 4.2.10. Контроль альфа- и бета-загрязнения поверхности в контрольной точке осуществляют измеряя приборным методом общую загрязненность поверхности. Обнаружение альфа- или бета-загрязнения обязывает определить уровень снимаемого загрязнения. Для этого используют один из методов - «приборный разностный метод» или «метод мазков», описанный МУК 2.6.1.016-99 «Контроль загрязнения радиоактивными нуклидами поверхностей рабочих помещений, оборудования, транспортных средств и другого оборудования». 5. Обработка и оформление результатов радиационного контроля5.1. Документирование результатов РК и отчетности по нему осуществляется в соответствии с Руководством по качеству измерений контролирующего органа. 5.2. За результат измерения МЭД в помещениях ВС в целом принимают как среднее арифметическое полученных в нем измерений. Результат измерения МЭД в том или ином помещении представляют в виде:
n - число выбранных контрольных точек, по максимальным показателям поискового прибора; Δ - случайная составляющая погрешности измерения, мкЗв/ч. Определяется по формуле (2). Помещения ВС, осуществляющих авиаперевозки
пассажиров, груза (багажа) считаются удовлетворяющим нормативным значениям,
приведенным в пункте 3.7, в
соответствии с требованиями НРБ-99, если измеренное значение МЭД в помещении ( H - H0 + ΔΣ ≤ 0,2 мкЗв/ч - для всех помещений ВС, где (12) H0 - полученное по п.п. 4.2.1 - 4.2.4 значение МЭДМ, на открытой местности мкЗв/ч; ΔΣ - суммарная погрешность оценки, разности двух величин H и H0 мкЗв/ч определяемая из выражения:
δ - предел основной погрешности прибора, выбирается из паспорта или свидетельства о поверке; S0 и S - среднее квадратичное отклонение, определенное по формуле (3). t0,95(v) - значение критерия Стьюдента для доверительной вероятности P = 0,95 при числе степеней свободы* v: * Число степеней свободы равно числу наблюдений n минус единица (n - 1). v - число степеней свободы, рассчитываемое по формуле: v = (S20 + S2)2 / (S40 / (n + 1) + S4 / (m + 1)) - 2, где (14) n - число повторных наблюдений при
измерении m - то же для 6. Требования безопасности6.1. Общие меры безопасности6.1.1. При проведении РК воздушных судов необходимо соблюдать ОСПОРБ-99, НРБ-99 и инструкции по радиационной безопасности и охране труда. 6.2. Меры безопасности при работе на воздушном судне6.2.1. Лица, уполномоченные для проведения специальных работ по радиационному контролю ВС, обязаны выполнять общие правила поведения на аэродромах и все дополнительные требования, установленные администрацией авиационных предприятий для лиц, выполняющих работы по обслуживанию авиационной техники. 6.2.2. Применяемая аппаратура для РК должна быть технически исправна и находиться в таком состоянии, которое исключало бы попадание деталей (комплектующих) аппаратуры в помещения и оборудование воздушного судна. 6.2.3. Лица, уполномоченные для проведения радиационного контроля ВС, обязаны проходить предполетный досмотр в соответствии с п. 85 Воздушного кодекса Российской Федерации. В этом случае они обязаны представить органам досмотра информацию об имеющейся аппаратуре РК и источниках ионизирующего излучения, находящихся в ней. При необходимости органам досмотра предъявляется техническая документация на аппаратуру РК и паспорта (описания) на источники ионизирующего излучения. Приложение 1(справочное) Характеристика источников ионизирующих излучений, применяемых в оборудовании воздушных судов
* Данные по МЭД уточняются путем практических исследований на разных типах ВС. Приложение 2(справочное) Основные технические характеристики приборов для контроля радиоактивного загрязнения воздушных судов, внесенных в Госреестр средств измерений Российской Федерации
Приложение 3(справочное) Значения критерия Стьюдента tp в зависимости от числа степеней свободы (n - 1) и доверительной вероятности P
Библиографические данные1. Бондаренко И.П. Определение загрязненности воздуха и рабочих поверхностей радиоактивными веществами. - М.: МИФИ, 1980. 2. Санитарные правила устройства и эксплуатации радиоизотопных приборов. СП 1946-78 (с доп. от 30.10.89). 3. Санитарные правила для авиационно-технических баз эксплуатационных предприятий гражданской авиации. СанПиН 5059-89. 4. Козлов В.Ф. Справочник по радиационной безопасности. М.: Энергоатомиздат, 2000. 5. Санитарные правила по обслуживанию и ремонту радиотехнических устройств воздушных судов гражданской авиации. СанПиН 6031-91. 6. Воздушный кодекс Российской Федерации. № 60-ФЗ 1997. 7. Машкович В.П., Кудрявцев А.В. Защита от ионизирующих излучений. Справочник. - М.: Энергоатомиздат, 1995. 8. Л.А. Ильин, В.Ф. Кириллов, И.П. Коренков. Радиационная безопасность и защита. Справочник. - М.: Медицина, 1996. 9. Сборник типовых операционных карт по обеззараживанию воздушных судов гражданской авиации (ДСП): МГА, 1985. 10. Инструкция по контролю за санитарным состоянием самолетов и вертолетов гражданской авиации: МГА СССР 24.09.79 № 18/И и разрешенная к использованию постановлением Главного государственного санитарного врача № 2 от 26.06.92.
|