Работы по текущему ремонту и содержанию автомобильных дорог представляют собой
сложный процесс,
включающий большое количество различных технологических операций, качество и оперативность выполнения которых в значительной степени определяется правильным выбором средств механизации.
В соответствии с настоящими методическими рекомендациями может быть проведено комплектование парка машин для текущего ремонта и содержания автомобильных дорог подразделений дорожной службы с различной организационной структурой, номенклатурой и объемом работ. При этом учтены основные специфические особенности использования техники в условиях дорожных хозяйств, в том числе влияние организации работ по ремонту и содержанию на режим движение автомобилей, многообразие и многоступенчатость организационной структуры, рассредоточенность и сезонность выполнения объемов работ и т.п. Рекомендации предназначены для инженерно-технических работников дорожных подразделений, научно-исследовательских организаций и
ведомственных учреждений, занимающихся вопросами механизации ремонта и содержания автомобильных дорог.
Рекомендации разработаны сотрудниками отдела механизации ремонта и содержания автомобильных дорог Гипродорнии канд. техн. наук Т.Г. Ямпольской; инженерами И.А.
Вайнбергом, И.М. Якобсон.
1.1. Задача комплектования парка машин для текущего ремонта и содержания автомобильных дорог включает разработку математических
моделей для
определения типов, марок и количества механизированных средств производства
работ и комплектования парка машин для оснащения дорожных хозяйств с
различной организационной структурой, номенклатурой и объемами работ.
В настоящем разделе «Методических рекомендаций» рассмотрены теоретические положения, связанные с определением эффективности машин для текущего ремонта и
содержания дорог, и приведены основные математические выражения для расчета потребности в механизированных средствах производства работ и определения оптимальных марок машин.
Основные вопросы комплектования парка машин (определение уровня решения задачи, методика сбора данных, подготовка их для расчета, методика определения и увязки состава механизированных подразделений) рассмотрены во втором разделе «Методических рекомендаций».
1.2. Независимо от специфических особенностей комплектования парка подразделений дорожной службы, общая постановка задачи такова: для подразделения, выполняющего i виды работ, задается (рассчитывается) годовой объем работ Qi по каждому виду (по операциям). Требуется определить состав парка (типы, марки и
количество машин), необходимый подразделению для выполнения
определенного объема работ с минимальными
затратами по заданному критерию.
1.3. Эффективность машин для
производства работ по содержанию и текущему
ремонту определяется их способностью в ограниченные сроки и на требуемом качественном
уровне выполнить заданный объем работ. Критерием, наилучшим образом
удовлетворяющим этим требованиям, являются суммарные приведенные затраты, при
расчете которых учитывается основная специфическая особенность дорожно-ремонтных машин - влияние в период производства работ на режим движения
автомобилей. При производстве работ на проезжей
части или обочинах потребность в средствах механизации в значительной
степени определяется необходимостью выполнить
работы в кратчайший срок.
1.3.1.
Критерием эффективности (Кэ), выбранным с учетом влияния машин,
выполняющих работы, на режим движения
автомобилей, является минимум суммарных приведенных затрат, позволяющий сопоставить расходы на осуществление той или иной технологической операции и потери на автомобильном
транспорте, имеющие место в период выполнения работ.
где S'
- затраты на приобретение и эксплуатацию дорожных машин;
S" - ущерб или выигрыш в результате нарушения или нормализации (соответственно) режима движения автомобилей в период проведения работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог.
1.3.2. Для машин, не оказывающих влияния на режим движения
автомобилей, критерием эффективности служит минимум произведенных затрат,
подсчитываемый по общепринятой методике1).
1) «Типовая методика определения эффективности капитальных вложений в народное хозяйство». Госплан СССР, Госстрой СССР. М., 1968.
1.3.3. В случае
выполнения аварийных работ при ликвидации схода лавины, оползня,
снегового завала, а также в других ситуациях, представляющих угрозу для
человеческой жизни, критерием эффективности служит максимальный объем работ, который имеющиеся машины могут выполнить в единицу времени.
где М(Q) - математическое ожидание объема работы, выполняемой машиной j за
время Т0;
- математическое ожидание
часовой производительности машины как случайной функции рабочих параметров
и условий работы;
М(L)T0 - математическое ожидание общей длины
транспортного
перемещения машины за время Т0;
-
математическое ожидание скорости перемещения машины за время Т0
как случайной функции транспортных параметров pQ и условий
перемещения
yQ, км/час;
t1 - общая продолжительность простоя машины в технических обслуживаниях и ремонтах, проводимых
в течение рабочего времени;
t2 - затраты времени на
вспомогательные работы, выполняемые
в течение рабочего времени.
1.4.
При определении количества машин для текущего ремонта и содержания автомобильных дорог, учитываются потери на автомобильном
транспорте и рассматриваются следующие случаи нарушения режима движения автомобилей в период выполнения
операций:
а)
простой автомобилей при полном закрытии движения;
б) снижение скорости автомобилей при закрытии одной или
более полос движения;
в)
снижение скорости автомобилей в результате нахождения на проезжей части медленно движущихся
или стоящих дорожных машин (без закрытия
полосы движения);
г)
снижение скорости автомобилей в результате
наличия неблагоприятных климатических условий.
1.4.1. Основными выражениями, используемыми для определения количественного и качественного состава парка машин, влияющих на режим движения, является:
Формула
(3) служит для определения
оптимального количества машин для ремонта и
содержания при полном перекрытии дороги и простое автомобилей (см. п. 1.4.а).
Формула
(4) используется для определения
оптимального количества машин при частичном перекрытии дороги (см. п. 1.4.б), а
также для определения количества машин, выполняющих
работы по снегоборьбе и ликвидации гололеда (см. п. 1.4.г).
Формула
(5) служит для определения
количества машин
при выполнении работ, связанных с частичным снижением
скорости автомобилей без перекрытия полосы движения (см. п. 1.4.в).
1.4.2.
Выбор оптимальной модели машины осуществляется в
результате сравнения вариантов по суммарным приведенным затратам (Эпр.):
где nijmax - максимальное количество машин, допустимое по технологическим ограничениям.
Выражения (6), (7) и (8) включают приведенные затраты на приобретение и эксплуатацию машин для ремонта и содержания
дорог (S'), а также потери на транспорте в результате снижения скорости автомобилей при проезде по ремонтируемому участку (S"). Формула (6) используется при наличии полного
перекрытия всей проезжей части.
Формулы (7) и (8) отличаются тем, что в первом
случае (выражение 7) потери на транспорте
пропорциональны календарному времени проведения операций в часах.
Помехой
для движения в этом случае является либо закрытая полоса дороги, либо природно-климатические факторы - снег, гололед, пыль. В формуле (8) потери на транспорте зависят только от количества машино-часов выполнения работ. В этом случае помехой для движения служит каждая дорожная машина.
1.5.
Основным выражением для определения состава парка машин, не влияющих на режим движения, является:
1.6.
При выполнении аварийных работ мобилизуются все имеющиеся в наличии
средства
производства, пригодные для ликвидации аварии. В случае необходимости выбора наиболее эффективных
машин
производится сравнение вариантов в соответствии с выражением (2)
(п. 1.3.3).
Количественная потребность определяется по формуле:
где M(Q)iab -
математическое ожидание аварийного
объема работ;
Ti - время, отведенное на ликвидацию
аварии.
1.7.
Для выполнения расчетов разработаны
номограммы, по которым определяются количество машин, необходимое для выполнения
работ при полном перекрытии дороги -
номограмма 1 и коэффициенты
и ,
номограмм 2 -
4, используемые для расчетов по формулам 3, 4, 6, 7 и 8.
2. КОМПЛЕКТОВАНИЕ ПАРКА МАШИН
ДОРОЖНОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ
2.1.1. В
системе Минавтодора РСФСР в настоящее время имеют место различные организационные
структуры дорожной службы. Анализ этих
структур показывает, что основные особенности
комплектования парка машин для различных
подразделений дорожной службы определяется
уровнем, на котором производится комплектование.
2.1.2.
Низовым подразделением дорожной службы в настоящее время служит
механизированное звено или бригада. Машины, входящие в звено или бригаду,
составляют парк ДЭП, УТР, (ДРП) и т.д. Парк этих подразделений входит в состав парка ДЭУ,
ДУ, ДРСУ, ЛУАДа, ПДУ. На следующем уровне находится парк Упрдора, Автодора и,
наконец, парк машин Главного управления.
2.1.3. В
предлагаемых рекомендациях за основу приняты
следующие уровни комплектования парка машин (рис. 1):
I, II, III - уровни звена (бригады) дорожно-эксплуатационного пункта (ДРП, УТР, ДЭП); дорожно-эксплуатационного участка
(ДЭУ, ДУ, ДРСУ, ЛУАДа, ПДУ);
2.2. Комплектование парка машин
дорожного подразделения на I - III
уровнях
2.2.1. Методика расчета потребности в средствах механизации на I - III уровнях основана на изучении конкретных условий
подразделений дорожной службы.
На
первом уровне комплектования парка машин производится определение оптимального состава звена (бригады); на следующих - объединение звеньев в вышестоящие подразделения и увязка их
состава.
2.2.2. Определение состава
механизированного звена включает следующие
этапы:
сбор
основных паспортных данных подразделения в соответствии с
приложением 1;
определение
номенклатуры технологических операций и
составление календарного графика их выполнения
с выделением видов работ, проводимых на проезжей части дороги в
соответствии с приложением 2;
Рис. 1. Уровни
комплектования парка машин для текущего ремонта и содержания автомобильных дорог
сбор
данных об объемах выполняемых работ по содержанию и
текущему ремонту дорог в соответствии с приложением 3;
сбор
данных о фактическом составе средств механизации данного
подразделения в соответствии с приложением 4;
определение
перечня звеньев, выполняемых работы по
содержанию и текущему ремонту дорог в соответствии с
таблицей 1,
и составление
графика календарных сроков работы звеньев (по сезонам);
определение
потребности в средствах механизации по каждой технологической
операции, выполняемой подразделением (звеном);
увязка состава механизированных подразделений.
2.2.3. Определение состава
механизированных средств производства для каждого звена выполняют по форме таблицы 1. Исходным материалом для ее
заполнения служат данные приложений 1 - 6 и
таблицы 3.
Определение
количества и моделей машин производят в следующем порядке:
из
номенклатуры машин выбирают модели машин, используемые для выполнения
данной работы;
для
каждой модели (j) определяют количество машин nij,
необходимое для выполнения работы i, и
суммарные приведенные затраты (Эпрij) для каждого значения nij; оптимальным количеством машин для выполнения работы i
будет nij, для которого значение Эпрij - минимальное.
2.2.4. Для облегчения расчетов составлена дополнительная
таблица 2, в
которой указаны номера приложений и номограмм для определения числовых значений величин, входящих в формулы для расчета потребности в
средствах механизации (графы 7 и 8 таблицы 1).
В таблице 3 приведены основные машины для текущего ремонта
и содержания автомобильных дорог, виды нарушений режима движения автомобилей, имеющие место в период
работы или перебазировки этих машин и основные выражения для определения
количества машиндля текущего ремонта и содержания автомобильных дорог.
2.2.5. После определения потребности в средствах механизации для каждой технологической операции выполняется так называемая увязка количественного парка машин. Необходимость ее проведения обусловлена использованием одинаковых машин на различных операциях (так, например, автогрейдер выполняет работы по планировке обочин и откосов, уборке снеговых отложений и т.п.), что дает возможность сократить общую потребность в средствах механизации
за счет последовательного выполнения различных операций. Основой для увязки состава парка машин по времени является календарный график работ. При этом может иметь место два случая:
время
выполнения операций не совпадает - максимальное количество машин (n), предназначенное для выполнения операции i,
достаточно для выполнения остальных операций;
Машина со специальным оборудованием для очистки труб
от снега и льда или автогрейдер со скребками и тросом, и трактор
5
9
Содержание труб
Удаление грязи и наносов
То же
Не влияет
Оборудование для очистки труб
Установка и снятие щитов для предохранения от снежных
заносов
,
где pтрi - кол-во труб
-"-
Автомобиль с крановым оборудованием
Побелка оголовков
Sогол - площадь оголовков, м2
Ремонт оголовков
p = 2pтр
-"-
Содержание колодцев
Очистка и вскрытие колодцев
Q = q·P,
где q - объем грязи на 1
колодец;
P - количество
колодцев
5
9
Примечания:
1)Q, S, l, P -
Объем работ в кубических, квадратных, линейных единицах и штуках.
2) Отсутствует,
требуется разработать.
Звено (бригада) по
содержанию дорожных покрытий (весенне-летне-осеннее и зимнее), также выполняет работы,
связанные с очисткой и мойкой обстановки пути
Проезжая часть с усовершенствованными покрытиями
Содержание в чистоте
Подметание
Влияет
Подметально-уборочная, поливомоечная или комбинированная дорожная машина
Ямочный ремонт с выполнением подготовительных работ методом
разогрева инфракрасным излучением
Разметка и разогревание асфальтобетона радиационными горелками. Рыхление
разогретого покрытия и укладка в карту добавляемой асфальтобетонной смеси с разравниванием
-"-
Асфальторазогреватель или авторемонтер
4
7
Переоборудованный пескоразбрасыватель или авторемонтер
2) При глубине выбоин
более 3 см необходимо производить обрубку краев выбоины пневмоинструментом с использованием силового агрегата с последующей очисткой
поверхности выбоины от пыли и грязи и разрушенного материала покрытия (пневмопродувкой от компрессора) с удалением их на
обочины, с погрузкой в грузовой автомобиль.
Проезжая часть с щебеночными (гравийными) покрытиями, обработанными вяжущими
Ямочный ремонт с применением асфальтобетонных
смесей в холодном состоянии
Разметка контура и обрубка краев выбоины пневмоинструментом
Влияет
Силовой агрегат
4
7
Очистка поверхности выбоины от пыли и грязи, разрушенного
материала покрытия и с удалением на обочины,
погрузкой в автомобили
Тоже
Силовой агрегат и грузовой автомобиль
Подгрунтовка ремонтируемого места битумной эмульсией (0,5 л/м2)
-"-
Передвижной битумный котел
Укладка с разравниванием
холодного черного щебня в нижний слой толщиной 3,5 см
-"-
Автосамосвал
Ямочный ремонт с применением асфальтобетонных смесей в
холодном состоянии
Розлив битума или битумной эмульсии (3 - 4,5 л/м2)
Влияет
Передвижной битумный котел
4
7
Уплотнение черного щебня
-"-
Силовой агрегат (с поверхностным вибратором)
Ямочный ремонт с применением асфальтобетонных смесей в холодном
состоянии
Укладка и разравнивание холодной асфальтобетонной
смесей в
верхний слой покрытия
-"-
Автосамосвал
Уплотнение отремонтированной выбоины за четыре прохода по следу
при ликвидации
неблагоприятных климатических факторов (в)
-
-
-"- 2
-
-
1, 3,
4
без перекрытия движения (г)
-
-
-"- 2
-
-
Машины,
не влияющие на
режим движения
-
-
-"- 2
-
-
2
* В соответствии с конкретными условиями проведения работ, в случае отсутствия
данных в соответствии с приложением 8.
** В случае отсутствияданных величина «m» принимается равной единице; величина «l» равной: для случая б) - длине захватки; в) - длине участка,
на котором ведутся работы; г) - длине участка, необходимого для обгона или объезда дорожной машины.
сроки
работ совпадают - требуется проведение дополнительных расчетов.
При
увязке количества машин, влияющих на режим
движения, как правило, расчетное время работы машин меньше календарного времени проведения работ (т.е.
например, работа должна быть выполнена в течение трех дней в период с 1 по 30 апреля). При
этом внутри совпадающих календарных периодов выполняются
различные технологические операции. Определение общего количества машин для
этих операций проводится следующим образом:
1) определяется общее количество машино-дней (или объем работ), необходимое для выполнения всех операций
где K - число операций;
2) проверяется может ли быть
выполнен данный объем работ максимальным количеством машин, предназначенным для выполнения какой-либо из технологических операций в течение данного календарного периода, т.е. если nijmaxtкол. ≥
то
для выполнения всех операций Kдостаточно nmax;
3) если nijmaxtкол. < то необходимо
увеличить количество машин настолько, чтобы оно удовлетворяло этому
условию, т.е. . При
увязке количества машин для выполнения операций, влияющих и не влияющих на режим движения автомобилей, увязка проводится раздельно для первого и второго случаев. После проведения увязки, как показано в п. 2.2.5,
составляются итоговые календарные графики работ, в соответствии с которыми проводится окончательная увязка потребности в средствах механизации: при разновременности выполнения операций принимается максимальное количество
машин, а при одновременности - суммарное.
2.2.6. Выше рассматривались случаи увязки количества машин, работающих в одном звене. Однако возможны случаи,
когда изменяется состав звеньев и происходит передача машины из одного звена в другое.
Возможен также вариант объединения звеньев в комплексную бригаду. Увязка состава звеньев или бригад при этом должна
быть выполнена в следующем виде:
составляется
календарный график работы звеньев (по сезонам); если звенья работают в разных сезонах и сроки использования машин, входящих в эти звенья (бригады), не совпадают, то
одни и те же машины переходят из одного звена в другое и окончательный
состав механизированного подразделения принимается
в соответствии с максимальной потребностью в сезоне. Если же календарные сроки работы звеньев совпадают, то необходимо
провести увязку состава звеньев.
После
рассмотрения календарного графика работы машины и проведения увязки
машин внутри звена, как показано в п. 2.2.5,
составляют итоговый календарный график работы машин в звене, проводят увязку количественного состава машин, работающих в различных звеньях, и
определяется состав парка машин ДЭП или УТР. После проведения увязки состава парка машин этих подразделений
определяется состав парка для ДЭУ или ДУ.
2.3. Комплектование парка машин дорожного подразделения
на IV - V уровнях
2.3.1. При определении состава парка машин (Упрдора, Автодора) проводится количественное суммирование потребности машин по подразделениям (ДЭУ). Если имеется возможность перебазировки машин в пределах Упрдора, то
выполняется увязка количественного состава механизированных подразделений Упрдора аналогично подразделениям II и III уровня.
2.3.2. Для
ориентировочного подсчета потребности в механизированных средствах производства работ можно использовать
укрупненные нормативы, разработанные Гипродорнии.
В табл. 4
приведена ориентировочная потребность в машинах и
оборудовании для содержания и текущего ремонта 100 км дорог, расположенных во второй дорожно-климатической зоне.
Для дорог, расположенных в других дорожно-климатических зонах, вводятся
поправочные коэффициенты (см. стр. 56).
Потребность в машинах и оборудовании для зимнего содержания автомобильных дорог
приведена в табл. 5 (с учетом
территориального деления РСФСР по зонам трудности снегоборьбы - приложение 7) и в табл.
6 (для борьбы с гололедом).
2.3.3. Окончательный расчет потребности машин для текущего ремонта и содержания
автомобильных дорог производят в следующем
порядке:
для ориентировочного расчета
потребности в средствах механизации в форму, помещенную в табл. 7, вносят данные о протяженности дорог по типам
покрытий, находящихся в ведении Упрдора, (Автодора и т.п.) с указанием протяженности заносимых
участков, а также данные о дорожно-климатических условиях;
распределив участки дорог по категориям, типам покрытий и установив для
каждого участка зону трудности снегоборьбы и дорожно-климатическую зону, нормативное
количество машин, приходящихся на 100 км дороги с соответствующим типом покрытия
(табл. 4), умножают на протяженность
участков с учетом поправочных коэффициентов.
количество (шт.) на 100 км
дороги по типам покрытий и техническим категориям дорог
усовершенствованные
капитальные
усовершенствованные
облегченные
переходные
низшие
I
II
III
IV
V
VI
VII
Автобус вместимостью 6 - 12 чел.
2
2
2
2
2
2
2
Автогидроподъемник
1
1
1
1
1
1
-
Автогудронатор
1
1
1
1
1
1
-
Автогрейдер средний
2
2
2
2
3
3
3
Автомобиль легковой
1
1
1
1
1
1
1
Автомобиль грузовой
6
6
6
6
8
8
8
Авторемонтер для текущего ремонта асфальтобетонного покрытия
2
1
1
1
-
-
-
Асфальтораспределитель
1
1
1
-
-
-
-
Бульдозер на тракторе мощностью 100 л.с.
-
-
2
2
2
2
2
Валообразователь (навесной на тракторе)
1
1
1
1
1
1
1
Заливщик трещин асфальтобетонных покрытий
1
1
1
1
-
-
-
Заливщик швов цементобетонных покрытий
1
1
-
-
-
-
-
Каток статического действия с гладкими вальцами
1
1
2
2
2
2
2
Каток вибрационный с гладкими вальцами
1
1
1
1
2
2
-
Каток на пневмошинах
1
1
1
1
1
1
2
Комбинированная дорожная машина (с оборудованием для мойки обстановки пути)
6
6
6
5
4
4
2
Компрессор с комплектом пневмоинструмента
1
1
1
1
1
1
1
Косилка (в том числе 1 газонная)
2
2
2
2
2
2
2
Котел
битумный передвижной
2
2
2
2
-
-
-
Котел для разогрева и транспортировки мастики (прицепной)
1
1
-
-
-
-
-
Кюветовосстановитель
1
1
1
1
1
1
1
Машина специальная по безопасности движения
1
1
1
1
1
1
-
Машины для ухода за почвой (плуги,
бороны, лущильники, культиваторы), для ухода за лесонасаждениями (кусторезы, мотопилы, опылители, опрыскиватели
и т.п.)
по
потребности хозяйств
Машина для нанесения дорожной разметки
3
2
2
1
1
-
-
Монтажная вышка и комплект инструмента для обрезки деревьев
1
1
1
1
1
1
-
Оборудование для приготовления и
транспортировки битумных шламов
-
2
2
1
-
-
-
Оборудование для распределения битумных
шламов
-
2
2
1
-
-
-
Оборудование для удаления снежного наката
1
1
1
1
1
1
1
Оборудование для очистки водопропускных труб
1
1
1
1
1
1
1
Оборудование для очистки швов цементобетонных покрытий
1
1
-
-
-
-
-
Передвижная дорожная мастерская
1
1
1
1
1
1
1
Распределитель каменных материалов
1
1
1
1
2
2
-
Рыхлитель навесной на тракторе
-
-
2
2
2
2
2
Силовой агрегат с набором механизированного инструмента
2
2
2
2
2
2
-
Снегоочиститель малогабаритный
1
1
1
1
1
1
1
Трактор колесный (мощностью
50 - 80 л.с.)
3
2
2
2
2
2
1
Установка для антисептирования деревянных мостов под давлением
по
потребности хозяйств
Установка для очистки и разделки трещин
в асфальтобетонных покрытиях
2
2
2
-
-
-
-
Экскаватор с ковшом емкостью
0,5 м3
2
2
3
3
3
3
3
Ямобур
1
1
1
1
1
1
1
Примечание. Типы покрытий
приведены в соответствии со СНиП II-Д.5-72 гл. 5 разд. 6.
K - количество машин для обслуживания участка дороги протяженностью 100 км;
K1 -
поправочный коэффициент на дородно-климатическую зону (для первой дорожно-климатической зоны для всех машин K1 = 1,5; для пятой зоны для поливомоечных машин K1 = 1,5).
2.3.4. Для установления ориентировочной потребности в средствах механизации для текущего ремонта и содержания автомобильных дорог в масштабе Главного управления (пятый
уровень) могут быть использованы эти же нормативы или более укрупненные - на 1000 км дороги.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В 1975 г. Гипродорнии совместно с
вычислительным центром Минавтодора РСФСР были разработаны
алгоритм и программа для расчета потребности в средствах механизации на ЭВМ, предназначенные к изданию в 1976 - 1977 гг.
Выполнен также экспериментальный расчет потребности в средствах механизации для ДРСУ-1 Центрупрдора Гушосдора.
В
случае необходимости определения потребности в средствах механизации для подразделений дорожной службы Гипродорнии может оказать помощь в обработке исходных
данных и передаче их для расчета в
вычислительный центр Минавтодора РСФСР.
Кроме того, Гипродорнии может дать консультации по комплектованию парка машин и оборудования в соответствии с данной
методикой (для ручного счета).
Специфические особенности производства работ, связанные с дорожно-климатическими условиями (горная, болотистая местность;
солончаковые почвы; оползневые явления; земляные бури и т.п.)
Примечание. Данная форма заполняется
отдельно для каждой организационной структурной единицы, для которой требуется
определить состав парка машин.
Текущий ремонт щебеночных покрытий, обработанных
вяжущими материалами, средними картами (от 3
до 25 м2)
Производство работ по устройству поверхностной обработки
асфальтобетонных покрытий из битумоминеральных смесей
Производство работ по устройству закупорочных и замыкающих слоев на
усовершенствованных покрытиях с применением литых эмульсионноминеральных смесей
Ямочный ремонт асфальтобетонных покрытий малыми картами (до 3 м2)
Ямочный ремонт асфальтобетонных покрытий средними картами (от 3
до 25 м2)
Текущий ремонт
асфальтобетонных покрытий по заделке трещин
Текущий ремонт цементобетонных покрытий
Ремонт швов цементобетонных покрытий
СОДЕРЖАНИЕ
ОЗЕЛЕНЕНИЯ ДОРОГ
Сплошное боронование после посадки
Одновременная обработка почвы в междурядьях
Борьба с сорняками с помощью гербицидов
Рыхление почвы вокруг деревьев
Опашка лесных полос
Полив растений
Удобрение растений
Рубка деревьев и кустарников для усиления кущения
Подчистка стволов деревьев
Удаление отдельных деревьев и кустарников
Удаление целых рядов деревьев и кустарников
ПРИМЕЧАНИЕ: продолжительность проведения
работ по каждой технологической операции обозначается в данной форме горизонтальной линией,
соответствующей месяцу, в течение которого
выполняется данная операция.
Стоимость маш.-ч, руб. (без
амортизационных отчислений)
Грузоподъемность, кг
Мощность двигателя, л.с.
Максимальная скорость
передвижения, км/ч
Масса, кг
Норма амортизационных
отчислений, %
Грузовые
ГАЗ-51А
Снят
+
1299*)
30/20
10,2
2500
(ГАЗ-51)
70
70
2500
ГАЗ-52-08
Серийно
+
1500
30/20
10,2
2500
(ГАЗ-52-02)
75
70
2815
ГАЗ-53А
-"-
+
2865
30/20
14,4
4000
(ГАЗ-53А)
115
80 - 85
3250
ЗИЛ-130
-"-
+
3207
30/20
14,4
5000
(ЗИЛ-130)
150
90
4300
ЗИЛ-130Г
-"-
+
3370
30/20
14,4
5000
(ЗИЛ-130)
150
90
8000
МАЗ-200
Снят
+
-
16,7
7000
(ЯАЗ-М-204А)
120
65
6400
МАЗ-500А
Серийно
+
6450
30/20
16,7
7500
(ЯАЗ-236)
180
75
6500
УРАЛ-377
-"-
+
3600
30/20
16,7
7500
(ЗИЛ-375)
175
75
7275
Самосвалы
ГАЗ-93А
Cнят
+
1475
0,30/0,20
11,4
2250
(ГАЗ-51)
70
70
3000
ГАЗ-93Б
-"-
+
1475
0,30/0,20
11,4
2250
(ГАЗ-51)
70
70
3000
ГАЗ-53Б
Серийно
+
3700
0,30/0,20
15,6
3500
(ГА3-53)
115
85
3750
ЗИЛ-ММ3
585Л
Снят
+
3482
0,30/0,20
15,6
3500
(ЗИЛ-164А)
100
65
4175
ЗИЛ-ММ3
585M
-"-
+
3482
0,30/0,20
15,6
3500
(ЗИЛ-164А)
100
65
4300
ЗИЛ-ММ3-555
Серийно
+
3370
0,30/0,20
15,6
4500
(ЗИЛ-130)
150
80
4575
МАЗ-205
Снят
+
-
19,7
6000
(ЯАЗ-М-204А)
120
52
6000
МАЗ-503А
Серийно
+
6560
0,30/0,20
19,7
7000
(ЯМЗ-236)
180
75
6750
КРАЗ-256Б
-"-
+
8700
0,30/0,20
29,8
11000
(ЯМЗ-238)
240
65
11400
Повышенной
проходимости
ГАЗ-66
Серийно
+
3720
0,30/0,20
15,7
2000
(ГАЗ-66)
115
95
3470
ЗИЛ-131
Серийно
+
6925
0,30/0,20
15,7
3500
(ЗИЛ-131)
150
80
6460
4МЗАП-5523 (прицеп) тяжеловоз трехосный
-"-
+
5700
0,67/0,22
-
40000
-
-
30000
МАЗ-502
Снят
+
6601
0,30/0,20
15,7
4000
(ЯАЗ-М)
204В
50
7700
ЗИЛ-157К
Серийно
+
3085
0,30/0,20
15,7
4500
(ЗИЛ-157К)
110
65
5800
УРАЛ-375Д
-"-
-
9660
0,30/0,20
15,7
4500
(ЗИЛ-875)
180
75
8400
KРAЗ-255Б
Серийно
+
11656
0,30/0,20
16,7
7500
(ЯMЗ-238)
240
70
11950
МАЗ-500
Снят
+
6156
0,30/0,20
24,7
15000
ЯАЗ-204А
45
7600
Примечание. *) Дробный знаменатель означает: первая цифра - % от
стоимости машин
на 1000 км
пробега на полное восстановление; вторая - % от стоимости
машин на 1000 км пробега на капитальный ремонт.
Стоимость маш.-ч, руб. (без
амортизационных отчислений)
Сменный инструмент
Норма амортизационных
отчислений, %
РА-1
(универсальный)
Снят
-
-
1,7
Почворыхлитель - масса 4,4 кг; ротационная косилка - масса 2,2 кг; дисковая пила - масса 2 кг; косилка для срезания кустарников диаметром до 15 мм, цепная пила
Окашивание травы на открытых участках, в труднодоступных метах, обработка почвы: опашка лесных полос, сплошное боронование после посадки, культивация в междурядьях с внесением удобрений, борьба с сорняками, рыхление почвы вокруг деревьев
Обработка деревьев, кустарников: рубка и отпиливание
ветвей для усиления кущения, подчистка стволов деревьев, удаление отдельных
деревьев и кустарников, удаление целых рядов деревьев и кустарников, сбор отходов
после рубки, отпиливание ветвей, удаление деревьев и кустарников,
транспортировка отходов ветвей, кустарников и деревьев, борьба с вредителями и болезнями деревьев и кустарников
Зимнее содержание
установка и снятие переносных щитов
Установка (снятие) кольев, щитов
изготовление снегозащиты из снега
Устройство снежного вала, снеговых траншей
Земляное полотно
Содержание откосов насыпи или выемки высотой до 2 м
Планировка отдельных участков со срезкой и заполнением отдельных
неровностей, укрепление травами, скашивание травы, крепление грунтовяжущими смесями
Содержание откосов насыпи или выемки высотой более 2 м
Планировка отдельных участков со срезкой и заполнением отдельных неровностей,
укрепление травами, окашивание травы, укрепление грунтовяжущими смесями
Содержание обочин, укрепленных щебнем или
гравием
Удаление катуна, профилирование с добавлением материала,
уплотнение, очистка от снега
Содержание неукрепленных обочин
Подсыпка, планировка, уплотнение с увлажнением, окашивание травы, очистка
от снега
Водоотводные сооружения
Содержание кюветов
Очистка от снега и профилирование весной, погрузка
удаленной грязи1) в транспортные
средства, вывоз грязи1)
Содержание труб
Очистка от снега и
льда, удаление грязи и наносов, погрузка грязи и
наносов в транспортные средства1),
вывозка грязи и наносов1),
установка и снятие щитов для предохранения труб от снежных заносов
Содержание воздушных воронок
Устройство воздушных воронок на обочинах (рытье и засыпка)
Обустройство дорог
Содержание павильонов
Очистка от пыли и грязи и мойка, мелкий ремонт, окраска
Содержание ограждений и сигнальных столбиков
Очистка от пыли, грязи, мойка, очистка от старой краски,
мелкий ремонт, окраска, расчистка снега
Содержание знаков и
указателей
Очистка от пыли, грязи, мойка, мелкий ремонт, окраска, замена
Содержание площадок отдыха, остановочных пунктов
Очистка от пыли и грязи (подметание), мойка, мелкий ремонт
оборудования (скамеек), расчистка снега
Осмотр, очистка от пыли, грязи, мойка, мелкий ремонт, окраска
Проезжая часть с усовершенствованными покрытиями
Содержание в чистоте
Подметание, мойка
Исправление бортовых камней тротуаров и укрепительных
полос
Удаление разрушенных элементов на обочины,
погрузка в транспортные средства разрушенных
элементов, транспортировка разрушенных элементов, доставка на объект новых элементов, установка новых элементов взамен разрушенных с расшивкой стыков цементным
раствором
Продольная разметка проезжей части
Установка ограждений, разметка линий, нанесение краски, снятие ограждений
Поперечная и вертикальная разметки проезжей части
Установка ограждений, разметка по шаблону, нанесение
краски, снятие ограждений
Поверхностная обработка
Очистка от пыли и грязи, распределение вяжущего,
транспортировка каменного материала, распределение каменного материала,
уплотнение
Проезжая часть с усовершенствованными покрытиями
Патрульная снегоочистка (при свежем снеге)
Сдвигание и отбрасывание снега с образованием валов, уборка
валов
Расчистка снежных заносов
Пробивка заносов, уширение полосы расчистки,
уборка валов
Проезжая часть с асфальтобетонными и черными
покрытиями
Уход за участками с избытком вяжущего
Транспортировка каменной мелочи, распределение
Проезжая часть с асфальтобетонными покрытиями
Ремонт отдельных разрушенных мест с выполнением подготовительных
работ методом вырубания
Очистка от пыли и грязи пневмопродувкой,
разметка и обрубка контура места ремонта пневмоинструментом, удаление разрушенного
асфальтобетона на обочины, транспортировка разрушенного асфальтобетона,
очистка ремонтируемого места сжатым воздухом, подгрунтовка битумом или
эмульсией, доставка асфальтобетонной смеси на объект, укладка смеси с
разравниванием, уплотнение смеси пневмотрамбовкой или малогабаритным
виброкатком
Ремонт отдельных разрушенных мест с выполнением подготовительных
работ методом инфракрасного разогрева
Очистка от пыли и грязи ручной щеткой, разметка и разогревание
асфальтобетона радиационными горелками, рыхление разогретого покрытия,
укладка добавляемой асфальтобетонной смеси (10 - 20 %) с
разравниванием, уплотнение виброкатком
Проезжая часть с щебеночными (гравийными) покрытиями,
обработанными вяжущими материалами
Ремонт отдельных разрушенных мест методом пропитки
Очистка от пыли, грязи пневмопродувкой, подгрунтовка горячим
битумом или эмульсией, транспортировка, укладка щебня, прикатка
щебня, розлив битума или эмульсии, транспортировка каменной мелочи,
распределение, уплотнение
Ремонт отдельных разрушенных мест с применением асфальтобетонных
смесей
Разметка контура и обрубка краев выбоины пневмоинструментом,
удаление на обочины разрушенного материала, погрузка материала в транспортные
средства, транспортировка материала, очистка выбоин от пыли, грязи и
разрушенного материала покрытия, подгрунтовка вяжущими материалами, доставка
на объект черненого щебня и асфальтобетонной смеси, укладка с разравниванием
в нижний слой черненого щебня или асфальтобетонной смеси, уплотнение пневмо-
или вибротрамбовкой, укладка с разравниванием в верхний слой асфальтобетонной
смеси, уплотнение отремонтированной выбоины
Проезжая часть с гравийными покрытиями
Содержание гравийных покрытий
Увлажнение в сухую погоду, удаление выбитых из покрытия зерен гравия,
профилирование с добавлением при необходимости гравия, уплотнение, розлив обеспыливающего вещества или
распределение (в жидком или твердом состоянии), или розлив эмульсии.
1) При необходимости вывоза грязи, наносов за пределы автомобильной
дороги (расположение дороги в пределах населенного пункта).
2) При применении разжиженного битума вместо мастики требуется
выполнение дополнительной операции «Распределение каменной мелочи» (присыпка) и
исключается операция «подгрунтовка вяжущим».
3) При применении мастики исключается операция «Присыпка трещин
высевками, песком».
В
тех случаях, когда не представляется возможным определить фактическую интенсивность движения на участке и замерить потери скоростей
автомобилей при нарушении режима движения может быть определена усредненная
величина потерь на автотранспорте при выполнении операций на проезжей части или
обочинах автомобильной дороги. Приняты допущения, согласно которым скорость
автомобильного потока зависит только от категории дороги, состав движения
принят усредненным для всей территории РСФСР (легковые автомобили - 20 %;
грузовые: легкие грузоподъемностью до 3 т - 30 %, средние грузоподъемностью до 5
т - 34 %, тяжелые грузоподъемностью свыше 5 т - 5 %;
прицепы - 6 %; автобусы - 5 %). Средние скорости потока для дорог различной
категории и данные об усредненном падении скоростей при выполнении различных
технологических операций приведены ниже.
В графе 1табл. 1 раздела 2 указаны
элементы дороги, на которых выполняется та или иная технологическая операция,
величины V1 и V2
определяются для каждого элемента дороги в соответствии с данным приложением
(стр. 173 - 174).
Падение скоростей
автомобилей при нарушении режима движения в
период выполнения работ по содержанию и текущему ремонту автомобильных дорог1)