РАЗМЕТКА дорожНых покрытиЙ
I. Область примененияТехнологическая карта разработана с учетом прогрессивных методов организации строительства и производства работ, а также методов научной организации труда и предназначена для использования при разработке проекта производства работ и организации труда на объекте. В технологической карте предусмотрена горизонтальная разметка осевой и краевой линий па асфальтобетонных и цементобетонных покрытиях с применением маркировочной машины ДЭ-18. Ширина разметочных линий принята равной 10 см. Сменная производительность звена - 18 км линии. Во всех случаях применения технологической карты необходима привязка ее к местным условиям. II. Указания по технологии производственного процесса
Общий вид маркировочной машины: 1 - базовая машина ГАЗ-53А; 2 - визирное устройство; 3 - трансмиссия; 4 - привод компрессора; 5 - бак растворителя; 6 - рессивер; 7 - бак для краски; 8 - платформа; 9 - система трубопроводов; 10 - дополнительное оборудование; 11 - рабочий орган с полной заправкой ........................................................................... 6300 без заправки ....................................................................................... 5100 Компрессор Тип ...................................................................................................... ПК-1,75 Рабочее давление, кгс/см2 ................................................................. 5 ± 1 Тип двигателя .................................................................................... Д-21(А) Электронный блок в автоматическом режиме обеспечивает нанесение прерывистых линий длиной от 1 до 3 м включительно в любом сочетании. Разметочные линии наносят в сухую безветренную погоду при температуре воздуха не ниже +10 °С, при этом выполняют следующие работы: подготовку дорожного покрытия к разметке; отбивку линии шнуром; нанесение краски маркировочной машиной. При подготовке дорожного покрытия вначале в полосе разметочной линии исправляют повреждения покрытия, при этом применяют материал, из которого сделано покрытие. После этого покрытие очищают механической щеткой или подметально-уборочной машиной. Если этих мер недостаточно, то покрытие дополнительно промывают водой из поливомоечной машины и просушивают. На новых асфальтобетонных покрытиях разметку делают после того, как на поверхности покрытия сотрется битумная пленка. Линию разметки отбивают шнуром длиной 150 - 200 м, обеленным мелом. Для отбивки линий на горизонтальных и вогнутых вертикальных кривых шнур в промежуточных точках закрепляют дюбелями. Отбивку краевой линии делают на расстоянии не более 20 см от кромки покрытия. Осевую линию отбивают: на асфальтобетонных покрытиях - по продольной оси, на цементобетонных - слева или справа от осевого шва на расстоянии 10 - 15 см. Краевые полосы наносят сплошными. Осевые полосы; разделяющие потоки движения - прерывистыми. При этом длина штрихов(l1) и расстояния между ними (l2) должны быть следующими: при расчетной скорости движения до 60 км/ч l1 = 1 - 3 м, l2 = 3 - 9 м при расчетной скорости движения более 60 » l1 = 1 - 4 м, l2 = 9 - 12 м Во всех случаях l1:l2 = 1:3 Нанесение краски маркировочной машиной выполняют в следующей последовательности. После подготовки машины к работе и заправки баков краской (примерно по 400 кг на бак), рабочий орган устанавливают в исходное положение. Затем его опускают, а расстояние между ограничительными дисками регулируют так, чтобы оно было на 8 - 10 мм меньше ширины разметочной линии. Форсунку размещают точно по центру линии так, чтобы факел краски смачивал ограничительные диски на расстоянии 30 - 40 мм от покрытия. При нанесении краски на краевые линии рабочий орган выносят за пределы габарита машины и ориентирование при движении машины ведут по зеркалу заднего вида. Машинист устанавливает зеркало и указатель визирного устройства, заводит двигатель и демультипликатором устанавливает рабочую скорость движения машины (III передачу - при нанесении линии шириной до 20 см, II - при нанесении двух или трех линий общей шириной до 50 см). Оператор запускает двигатель компрессора, доводит давление воздуха в рессивере до 6 кгс/см2, открывает краны подачи воздуха в баки с краской и регулятором на пульте управления устанавливает рабочее давление. Затем он открывает краны подачи воздуха к пневмоприводу мешалок для перемешивания краски в баках в течение 10 - 15 мин. После этого оператор открывает краны подачи воздуха к форсунке, а затем краны подачи краски и заполняет краскопроводящую систему. На программном блоке он устанавливает режим работы форсунки (на сплошную - при разметке краевой линии или прерывистую - при разметке осевой линии) и дает сигнал машинисту на рабочий ход машины. Машинист включает рабочий ход машины, а оператор по сигналу машиниста включает форсунку в работу. В процессе работы машинист ведет машину по отбитой шнуром линии, а оператор обеспечивает равномерное распределение краски форсункой. В конце участка по сигналу машиниста, оператор перекрывает кран и прекращает подачу краски. В течение смены три - четыре раза машину останавливают, промывают растворителем и продувают форсунку рабочего органа, а металлическим скребком очищают ограничительные диски от налипшей краски. Эти же операции выполняют и после перерывов и работе. По окончании работы остаток краски сливают в бочки, а бак и всю распределительную систему промывают и продувают, рабочий орган очищают от краски, переводят в транспортное положение и фиксируют замком. Конденсат сливают из рессивера, а визирное устройство также устанавливают в транспортное положение. Линию разметки оберегают от наезда машин до полного высыхания краски. При разметке дорожных покрытий следует руководствоваться следующей технической литературой: - СНиП III-Д.5-73 «Автомобильные дороги. Правила производства и приемки работ. Приемка в эксплуатацию», М., Стройиздат, 1973. - «Технические указания по разметке дорожных покрытий и нанесению рефлектирующих пленок на дорожные знаки и ограждения» ВСН 172-70, М., Оргтрансстрой, 1970. - ГОСТ 13508-74 «Разметка дорожная». При выполнении работ следует руководствоваться картой операционного контроля качества работ. Указания по технике безопасности При разметке линий маркировочной машиной выполняют следующие правила по технике безопасности. До начала работ по разметке линий участок работ ограждают дорожными знаками. Движение автотранспорта переводят на объезды. При выборе схемы расстановки дорожных знаков руководствуются «Инструкцией по ограждению мест работ и расстановке дорожных знаков при строительстве, реконструкции и ремонте автомобильных дорог» ВСН 179-73, М., Транспорт, 1974. Эту схему согласовывают с местными органами ОРУД. К работе на маркировочной машине допускают лиц, прошедших специальный курс обучения и имеющих соответствующее удостоверение. Оператор на распределительном агрегате обязан перед началом работы проверить исправность компрессора, предохранительных, измерительных и кусковых приборов, а также надежность крепления шлангов. В процессе работы оператор должен контролировать давление в баке для краски и не допускать перегрева компрессора. Запрещается во время работы компрессора присоединять и отсоединять шланги. При обнаружении неисправности манометра бака с краской маркировочную машину надо остановить, снять давление в баке и исправить повреждения. При заправке бака краской или его очистке запрещается курить, зажигать спички или пользоваться другими источниками открытого огня. На машине обязательно должны быть исправные огнетушители. При использовании красок, имеющих токсические свойства, оператор обязан пройти специальный инструктаж по безопасной работе с такими красками. Содержание и обслуживание баков для краски должно производиться в соответствии с действующими правилами «Гостехнадзора». Рабочие должны быть одеты в установленную спецодежду. Оператор должен быть в защитных очках. При производстве работ следует руководствоваться «Правилами техники безопасности при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог» (М., Транспорт, 1969) и «Типовой инструкцией по технике безопасности для дорожных рабочих при строительстве автомобильных дорог», М., Оргтранстрой, 1974. III. Указания по организации трудаДо начала работ по разметке восстанавливают ось покрытия и намечают на ней точки через 50 - 100 м. Разметку дорожных покрытий, как правило, выполняют в дневную смену бригадой в составе машиниста подметально-уборочной машины 4 разр. - 1, машиниста маркировочной машины 4 разр. - 1, помощника машиниста (оператора) 4 разр. - 1 и трех дорожных рабочих 3 разр. - 1, 2 разр. - 1 и 1 разр. - 1. Машинист подметально-уборочной машины готовит машину к работе, а затем очищает покрытие. В это же время дорожные рабочие ограждают участок работ дорожными знаками и отбивают линию льнопеньковым шнуром. Машинист маркировочной машины направляет машину по отбитой шнуром линии, а помощник машиниста (оператор) управляет работой распределительного агрегата при нанесении краски. Для обеспечения бесперебойной работы маркировочной машины необходимо, чтобы выполнение работ по очистке покрытия и отбивке линии шнуром опережало работы по нанесению краски на 2 - 3 км. IV. График выполнения процесса по разметке линии машиной ДЗ-18 на сменную захватку протяженностью 18 км линииПримечания. 1. В графе трудоемкость на весь объем работ учтено время отдыха рабочих в размере 10 % продолжительности работы. 2. Цифрами над линией показана продолжительность операции в минутах. 3. График предусматривает наличие задела в размере 2 - 3 км по очистке покрытия механической щеткой и отбивке линии шнуром. V. Калькуляция затрат труда на разметку оcевых и краевых линий за сменную захватку протяженностью 18 км
VI. Основные технико-экономические показатели на сменную захватку протяженностью 18 км
VII. Материально-технические ресурсыА. Основные материалы
Примечание. Норма расхода нитроэмали принята 0,4 кг/м2, (дня непрерывной линии), При другой норме расхода потребность нитроэмали следует пересчитывать. Расход растворителя (разжижителя) следует определять по фактической потребности. Ориентировочно его потребность равна 5 - 10 % потребности эмали. Б. Машины, оборудование, инвентарь
VIII. Карта операционного контроля качества разметки дорожных покрытийОК-II-037
Примечания. 1. Линия разметки должна быть равной без подтеков краски по краям. Краска должна быть нанесена равномерно без пропусков и наплывов. Вязкость краски перед нанесением ее на покрытие должна составлять 20 - 30 сек. 2. При скорости движения меньше или равной 60 км/ч длина штриха (l1) должна составлять 1 - 3 м, а расстояние между штрихами (l2) - 3 - 9 м; при скорости движения более 60 км/ч l1 = 3 - 4 м, l2 = 9 - 12 м. При нанесении прерывистой линии должно быть выдержано соотношение l1:l2 = 1:3
Технологическая нарта разработана отделом внедрения передовой технологии и организации строительства автодорог и аэродромов института «Оргтрансстрой» и Ленинградской НИС (исполнитель В.А. Ковалев). Редактор Е.П. Сорокина СОДЕРЖАНИЕ
|