На главную | База 1 | База 2 | База 3

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВСЕСОЮЗНЫЙ ДОРОЖНЫЙ
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ
(СОЮЗДОРНИИ)

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РАСШИРЕНИЮ ПРИМЕНЕНИЯ
МЕЛКИХ ПЕСКОВ И МАЛОПРОЧНЫХ КАМЕННЫХ
МАТЕРИАЛОВ В КОНСТРУКЦИЯХ
ДОРОЖНЫХ ОДЕЖД ВО II
И V
ДОРОЖНО-КЛИМАТИЧЕСКИХ ЗОНАХ

 

 

Одобрены главным техническими управлением Минтрансстроя СССР

Москва 1975

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАСШИРЕНИЮ ПРИМЕНЕНИЯ МЕЛКИХ ПЕСКОВ И МАЛОПРОЧНЫХ КАМЕННЫХ МАТЕРИАЛОВ В КОНСТРУКЦИЯХ ДОРОЖНЫХ ОДЕЖД ВО II и V ДОРОЖНО-КЛИМАТИЧЕСКИХ ЗОНАХ. Союздорнии. М., 1975.

Предназначены для производственного внедрения комплексных методов укрепления мелких песков и малопрочных каменных материалов с применением медленногустеющих жидких битумов, битумных эмульсий, паст, сырых нефтей и отходов промышленности типа зол уноса сухого отбора на внегородских автомобильных дорогах общего пользования II - V категорий.

Укрепленные минеральные материалы рекомендованы для устройства верхних слоев оснований, облегченных покрытий и подстилающих слоев.

Даны примеры конструктивных решений и изложены основные особенности технологии производства работ в зависимости от предлагаемого метода укрепления, вида конструктивного слоя и региональных условий строительства, а также приведены требования к материалам, контролю производства работ и технике безопасности.

Табл. 9.

Предисловие

«Методические рекомендации по расширению применения мелких песков и малопрочных каменных материалов в конструкциях дорожных одежд во II и V дорожно-климатических зонах» разработаны на основе исследований Союздорнии и его Среднеазиатского филиала, а также широкого опытного строительства, проведенного совместно с трестами «Средаздорстрой» Главдорстроя, «Латавтодормост» Минавтошосдора Латвийской ССР и ДСУ Минавтошосдора Туркменской и Узбекской ССР в течение 1973 - 1974 гг.

Настоящие «Методические рекомендации» предназначены для устройства подстилающих слоев, оснований и покрытий из укрепленных различными способами мелких песков и малопрочных каменных материалов на внегородских автомобильных дорогах общего пользования II - V категорий.

В «Методических рекомендациях» рассматриваются вопросы расширения области применения мелких песков и малопрочных каменных материалов, укрепленных битумными эмульсиями, жидкими медленногустеющими битумами с катионактивной добавкой Э-1, битумными вяжущими совместно с цементом или золами уноса с учетом специфики производства работ и формирования материалов в условиях II и V дорожно-климатических зон.

«Методические рекомендации» разработали канд. техн. наук Т.М. Луканина, инж. А.А. Фридман, канд. техн. наук Ю.В. Бутлицкий, инженеры З.И. Негуляева, У. Раджапов, Л.Н. Пасынский.

Замечания и предложения просьба направлять по адресу: 143900 Балашиха-6, Московской обл., Союздорнии.

Общие положения

Настоящие «Методические рекомендации» разработаны с использованием авторского свидетельства № 384974, пополняют и развивают «Инструкцию по применению в дорожном и аэродромном строительстве грунтов, укрепленных вяжущими материалами» СН 25-74, «Технические указания по устройству оснований дорожных одежд из неукрепленных и укрепленных неорганическими вяжущими каменных материалов», ВСН 184-75, СНиП 1-Д.2-70, СНиП II-Д.5-72 и др. части:

разработки эффективных методов укрепления указанных минеральных материалов с применением медленногустеющих жидких битумов, битумных эмульсий и паст, сырых нефтей и отходов промышленности типа зол уноса сухого отбора;

расширения области использования укрепленных минеральных материалов в конструкциях дорожных одежд, в том числе в верхних слоях оснований, облегченных покрытиях и в подстилающих слоях;

уточнения технологии производства работ в зависимости от метода укрепления, вида конструктивного слоя и региональных условий строительства.

2. Предлагаемый комплекс мероприятий по разработке наиболее эффективных составов смесей, технологии работ, конструктивных решений и т.д. обеспечивает:

экономию вяжущих (цемента, битума) на 20 - 30 %, а также привозных прочных каменных материалов - в среднем на 1500 м3/км;

снижение стоимости строительства - от 5 до 10 тыс. руб. на 1 км;

повышение производительности труда за счет совершенствования технологии производства работ и продления строительного сезона.

3. Рекомендуемые методы укрепления мелких, в том числе барханных песков и малопрочных каменных материалов, разработаны с учетом условий строительства и свойств материалов, во II и V дорожно-климатических зонах.

В условиях II дорожно-климатической зоны предъявляются более высокие требования к морозостойкости, прочности и трещиностойкости укрепленных материалов, в V зоне - к теплоустойчивости, сдвигоустойчивости и прочности.

4. Настоящими «Методическими рекомендациями» предусматривается использование в дорожном строительстве в основном комплексных методов укрепления мелких песков и малопрочных каменных материалов.

Комплексные методы, рекомендуемые для II дорожно-климатической зоны, предполагают введение в пески битумных эмульсий и паст, жидких битумов или сырой нефти совместно с добавками золы уноса сухого отбора.

Комплексные методы, рекомендуемые для V зоны, предусматривают введение:

в мелкие барханные пески - битумной эмульсии совместно с цементом или без него, либо жидких битумов с катионактивными ПАВ;

в малопрочные каменные материалы - жидких битумов с добавками активных или поверхностноактивных веществ либо цемента.

Требования к укрепленным материалам указаны в табл. 1, 2, 5, 6.

5. Эффективность разработанных методов укрепления в значительной степени обеспечивается применением современных машин и механизмов типа смесительной установки Д-709 или оборудования асфальто- и цементобетонных заводов.

6. Требования техники безопасности и охраны труда при устройстве различных конструктивных слоев дорожной одежды изложены в СНиП III-A.11-70. «Техника безопасности в строительстве», «Правилах техники безопасности при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог» (М., «Транспорт», 1969).

При применении поверхностно-активных веществ необходимо соблюдать правила по технике безопасности, изложенные в «Инструкции по использованию поверхностноактивных веществ при строительстве дорожных покрытий с применением битумов» ВСН 59-68.

Применение укрепленных мелких песков при строительстве дорог во II дорожно-климатической зоне

Область применения и требования к укрепленным материалам

7. Пески мелкие, укрепленные битумными эмульсиями, пастами, жидким битумом или сырой нефтью, с активной добавкой в виде золы уноса сухого отбора, рекомендуются для устройства:

оснований под усовершенствованные облегченные и переходные типы покрытий на дорогах III - IV категорий;

верхних слоев оснований под асфальтобетонные покрытия и усовершенствованные облегченные типы покрытий на дорогах II - III категорий;

усовершенствованных облегченных и переходных типов покрытий на дорогах IV и V категорий со слоем износа.

8. При расчете толщины слоя укрепленного песка модуль упругости следует принимать равным 4000 - 5000 кгс/см2.

9. Физико-механические свойства песков, укрепленных рекомендуемым способом, должны отвечать требованиям, приведенным в табл. 1 для грунтов, укрепленных битумными эмульсиями или жидкими битумами совместно с цементом, по II классу прочности.

Таблица 1

Физико-механические свойства укрепленных грунтов

Расчетные значения модулей упругости, кгс/см2

5000 - 8000

4000 - 5000

Классы прочности и показатели физико-механических свойств грунтов, укрепленных битумными эмульсиями или жидкими битумами совместно с цементом

I

II

Предел прочности при сжатии водонасыщенных образцов, кгс/см2, при

20 °С

40 - 25

25 - 15

50 °С, не менее

20

12

Предел прочности на растяжение при изгибе водонасыщенных образцов при 20 °С, кгс/см2, не менее

10

6

Коэффициент морозостойкости (отношение Rмрз/Rвод), нe менее

0,85

0,80

Водонасыщение, % по объему, не более

3

5

Примечание. Показатели физико-механических свойств даны для образцов, твердевших 28 суток.

Требования к исходным материалам

10. Для укрепления битумными эмульсиями, пастами, жидкими битумами или сырой нефтью с добавкой зол уноса пригодны пески мелкие, содержащие частиц крупнее 0,1 мм более 75 % по весу (СН 449-72).

11. В качестве вяжущих рекомендуется использовать:

битумные эмульсии анионные прямого типа медленнораспадающиеся, отвечающие требованиям ГОСТ 18659-73 «Эмульсии дорожные битумные»;

битумные пасты (на эмульгаторе-извести, фильтр-прессной грязи); отвечающие требованиям «Технических указаний по приготовлению и применению битумных паст в дорожном строительстве» ВСН 09-02-01-69 Минавтодора КазССР;

жидкие битумы классов МГ или СГ марок 25/40, 40/70, 70/130, отвечающие требованиям ГОСТ 11955-74;

нефти высокосмолистые с вязкостью по стандартному вискозиметру  не менее 7 сек. Содержание в нефти фракций, выкипающих до 360°, допускается не более 35 % по объему.

12. Сланцевые золы уноса сухого отбора, применяемые в качестве добавки, должны удовлетворять требованиям «Технических указаний по использованию зол уноса и золошлаковых смесей от сжигания различных видов твердого топлива для сооружения земляного полотна и устройства дорожных оснований автомобильных дорог» ВСН 185-74.

Проектирование составов смесей

13. Состав смеси проектируют с учетом ее назначения, а также свойств и стоимости применяемых материалов. При этом определяют наиболее рациональные соотношения вяжущих и минеральных материалов.

14. Проектирование состава смеси включает определение:

гранулометрического состава, оптимальной влажности и максимальной плотности грунтов по методике, изложенной в СН 25-74;

валового химического состава и величины удельной поверхности, содержания свободной CaO; сернистых и сернокислых соединений, потери при прокаливании зол уноса;

удельного веса при 20 °С, вязкости , содержания фракций, выкипающих до 360 °С, сырых нефтей;

физико-механических показателей смеси запроектированного состава, значения которых должны соответствовать приведенным в табл. 1. Возраст образцов при испытании - 90 суток, режим твердения - влажный.

15. В зависимости от назначения укрепленного грунта в конструкции дорожной одежды ориентировочно рекомендуется следующий расход вяжущих (% по весу грунта):

золы уноса - не менее 15;

битумной эмульсии, пасты (в пересчете на битум), жидкого битума или нефти - 3 - 5.

Большие добавки вяжущих принимают для верхних слоев оснований и покрытий.

16. Влажность песка при смешении с битумными эмульсиями или пастами должна быть не более 6 %.

Сухие пески допускается обрабатывать жидкими битумами или нефтью.

Влажность смеси при уплотнении должна быть не более: при использовании битумных эмульсий или паст - 8 - 10 %; жидких битумов или нефти - 4 - 6 %.

Технология производства работ

17. Смеси из песка, золы и органического вяжущего (битумных эмульсий, пасты, жидкого битума или нефти) готовят:

в стационарных условиях с использованием смесителей принудительного типа Д-709, ЦБЗ, АБЗ и др., имеющих дозаторы для введения жидких, порошкообразных вяжущих и воды;

на дороге с использованием грунтосмесительной машины Д-391Б или фрезы Д-530.

18. Порядок введения вяжущих должен быть следующим: вначале грунт обрабатывают эмульсией, пастой, жидким битумом или нефтью, затем вводят добавку золы.

19. Увлажняют минеральный материал либо водой перед введением битумного вяжущего, либо разбавленными (30 - 40 %-ной концентрации) битумными эмульсиями или пастами.

20. Последующие технологические операции по перемешиванию, разравниванию, уплотнению и уходу выполняют в соответствии с требованиями СН 25-74.

Применение укрепленных мелких песков и малопрочных каменных материалов при строительстве дорог в V дорожно-климатической зоне

Мелкие пески

Область применения и требования к укрепленным материалам

21. Пески мелкие, в том числе барханные, укрепленные битумной эмульсией или жидким битумом класса МГ с катионактивной добавкой Э-1, рекомендуются для устройства подстилающих слоев дорожных одежд взамен слоя из связного грунтах) для обеспечения проезда технологического транспорта.

х) Слой из связного грунта устраивается в соответствии с «Техническими указаниями по проектированию и сооружению земляного полотна автомобильных дорог в песчаных пустынях» ВСН 77-62.

В дальнейшем этот слой может быть использован как основание на дорогах III и IV категорий или покрытие со слоем износа на дорогах V категории.

22. Указанные разновидности песков могут быть также укреплены битумной эмульсией совместно с цементом. Такие грунты применяют для устройства верхних слоев оснований или оснований под капитальные и усовершенствованные облегченные покрытия на дорогах II - IV категорий, а также покрытий облегченного типа со слоем износа на IV и второстепенных дорогах III категории (подъездные пути, дороги с интенсивностью до 1500 авт./сутки с преимущественным движением автомобилей малой и средней грузоподъемности) (табл. 1).

23. При расчете толщины слоя рекомендуется принимать следующие модули упругости укрепленных песков:

с битумной эмульсией - 2000 - 3000 кгс/см2;

жидким битумом с Э-1 - 1500 кгс/см2,

битумной эмульсией совместно с цементом - 4000 - 5000 кгс/см2.

24. Пески, укрепленные рекомендуемыми способами (п. 21), по своим физико-механическим свойствам должны отвечать требованиям, приведенным в табл. 2.

Таблица 2

Физико-механические свойства укрепленных песков

Битумная эмульсия или жидкий битум с Э-1

Предел прочности при сжатии неводонасыщенных образцов при 20 °С, кгс/см2, не менее

4

То же, водонасыщенных образцов при 20 °С, кгс/см2

3

Предел прочности при сжатии при 50 °С, кгс/см2, не менее

2

Коэффициент морозостойкости, не менее

0,6

Капиллярное водонасыщение, % по объему, не более

8

Примечание. Режим хранения образцов - 8 час при 50° и 16 час при 20°; возраст - 7 суток.

Требования к исходным материалам

25. Для укрепления битумными эмульсиями или жидкими битумами с Э-1 рекомендуются пески мелкие, в том числе барханные (п. 10).

26. Наиболее эффективными вяжущими являются битумные эмульсии. Они дают возможность получать материалы с более высокими показателями физико-механических свойств и обрабатывать грунты в широком диапазоне влажности. Битумные эмульсии применяют в соответствии с п. 11.

27. Допускается при укреплении песков для подстилающих слоев использовать среднераспадающиеся битумные эмульсии.

Рабочая концентрация битумной эмульсии, при которой достигается равномерное перемешивание песка с вяжущим, должна находиться в пределах:

для медленнораспадающихся эмульсий - 30 - 50 %;

для среднераспадающихся эмульсий - 30 - 40 %.

28. Рекомендуемые марки жидких битумов класса МГ-25/40, 40/70, 70/130 должны соответствовать требованиям ГОСТ 11955-74.

29. Катионактивная добавка Э-4 должна соответствовать требованиям ВСН 59-68.

30. Портландцемент применяют марок не ниже «300» со сроком схватывания не менее двух часов, отвечающий требованиям ГОСТ 10178-62.

Проектирование составов смесей

31. При проектировании составов смесей определяют пригодность грунта согласно СН 25-74 и устанавливают соответствие свойств применяемых вяжущих и добавок требованиям ГОСТ и технических условий.

32. Органическое вяжущее и добавки выбирают в зависимости от назначения укрепленных песков в конструктивных слоях дорожных одежд в соответствии с пп. 21, 22 настоящих «Методических рекомендаций».

33. Ориентировочные нормы расхода основного вяжущего материала, активных и поверхностно-активных добавок для укрепления песков мелких и пылеватых приведены в табл. 3.

Таблица 3

Конструктивные слои дорожной одежды

Расход вяжущих материалов, % от веса грунта (ориентировочный)

битумная эмульсия

жидкий битум класса МГ

Э-1

битумная эмульсия (по содержанию битума)

цемент

Подстилающие слои

4 - 5

3 - 4

0,03 - 0,15

-

-

Основание

4 - 6

4 - 5

0,03 - 0,15

4 - 5

5 - 7

Покрытие

-

-

-

5 - 6

6 - 8

Технология производства работ

34. Работы по устройству слоев из песков, укрепленных битумной эмульсией, можно проводить в любое время года при устойчивой погоде с температурой воздуха не ниже +5 °С. При этом повышенная влажность песка не препятствует производству работ.

35. При устройстве подстилающих слоев или слоев оснований смесь песка с битумной эмульсией приготавливают методом смешения на дороге с использованием фрезы Д-530 в соответствии с технологической схемой № 1, приведенной в приложении 2 настоящих «Методических рекомендаций».

36. Вследствие трудности проезда технологического транспорта по сухому песку фреза Д-530 должна быть дооборудована емкостью для эмульсии, установленной на шасси трактора.

37. Требуемую норму битумной эмульсии вводят через распределительную систему фрезы за один проход на всю толщину обрабатываемого слоя с последующим перемешиванием смеси при втором проходе фрезы по следу.

38. Обрабатывать песок битумными эмульсиями следует при влажности смешения 2 - 6 %. При уплотнении влажность смеси должна быть не менее 6 % и не более 10 %.

В жаркий и сухой период года допускается обрабатывать сухие пески, имеющие температуру не более 50 °С, эмульсией с содержанием битума не более 30 %.

39. Время между окончанием смешения и началом уплотнения смеси должно составлять в летний период не более 4 - 5 час, весной и осенью - не более 7 - 8 час.

40. Работы по устройству подстилающих слоев или оснований из песка, обработанного жидким битумом с добавкой Э-1, выполняют с помощью механизированного отряда, в котором в качестве ведущих машин используются две фрезы Д-530, дооборудованные в соответствии с п. 36.

41. Порядок технологического процесса принимается следующий (приложение 2, схема № 2). Из поливомоечной машины в емкость одной из фрез закачивается вода, в которой растворяется необходимое количество препарата Э-1. Заправленная раствором Э-1 фреза устанавливается с левой стороны по ходу движения. За один проход вводят и перемешивают раствор с песком. Возвращаясь к началу участка по тому же следу, фрезой производят повторное перемешивание.

42. С помощью второй фрезы за один проход в песок, обработанный раствором Э-1, вводят жидкий битум. При возвращении фрезы в исходное положение дополнительно перемешивают смесь.

43. Готовую смесь профилируют автогрейдером за 4 прохода по одному следу или за 12 проходов по ширине проезжей части.

44. При устройстве слоев оснований смесь можно приготавливать также в стационарных установках с принудительным перемешиванием.

45. При обработке песков медленнораспадающейся битумной эмульсией в сочетании с цементом технология приготовления смеси зависит от вида применяемого эмульгатора. При применении битумной эмульсии на газогенераторной и топочной смолах (мягчитель - древеснопирогенный марок А и Б) смесь приготавливают в соответствии с требованиями СН 25-74. При использовании битумной эмульсии на хлопковом гудроне (госсиполовой смоле) смеси приготавливают в стационарных смесителях или смешением на дороге, с обязательным соблюдением определенной последовательности введения вяжущих компонентов: вначале песок обрабатывают битумной эмульсией, затем вводят цемент.

46. Для обеспечения требуемой оптимальной влажности смеси и для исключения операции по увлажнению песка следует применять эмульсии с концентрацией битума не более 30 %.

47. Смесь, приготовленную в стационарных условиях, рекомендуется укладывать асфальтоукладчиком типа Д-150Б или укладчиком стабилизированных смесей Д-724. Допускается распределять смеси автогрейдером. При этом разрешается хранить смесь до распределения при сухой и жаркой погоде не более 4 - 5 час.

48. Песок, обработанный битумной эмульсией совместно с цементом, уплотняют сразу после распределения смеси на требуемую ширину слоя.

49. Смеси из песка, укрепленного рекомендуемыми способами, сначала уплотняют легкими катками, а затем средними или тяжелыми самоходными катками на пневматических шинах за 6 - 8 проходов по одному следу.

В случае сильного испарения влаги с поверхности слоя его увлажняют дополнительно до оптимальной влажности.

50. После уплотнения катком на пневматических шинах поверхность верхних слоев оснований или покрытий необходимо выровнять легкими катками с металлическими вальцами.

51. Коэффициент уплотнения подстилающих слоев и оснований должен быть не ниже 0,98 плотности образцов из этой смеси, уплотненных в лаборатории; допускается доуплотнение смесей в течение 2 - 3 дней.

52. При устройстве слоев из песка, укрепленного битумной эмульсией или жидким битумом с Э-1, ухода не требуется.

53. Уплотненный слой из песка, обработанного битумной эмульсией совместно с цементом, следует предохранять от испарения влаги путем устройства через сутки вышележащего конструктивного слоя или розливом битумной эмульсии из расчета 1,0 - 1,5 л/м2. Для получения тонкой и равномерной пленки лучше применять эмульсию с концентрацией битума не более 30 %.

54. Для обеспечения оптимальных условий твердения свежеуложенного слоя в течение месяца в случае ухода розливом битумной эмульсии необходимо устраивать вышележащие конструктивные слои не позднее чем через 5 - 7 дней или же периодически возобновлять розлив эмульсии с последующей россыпью по ней песка.

55. По уплотненному до оптимальной плотности слою песка, обработанного одной битумной эмульсией или в сочетании с цементом либо жидким битумом с Э-1, разрешается сразу открывать регулируемое движение транспорта на пневматических шинах при условии ограничения скорости движения в первые 5 - 7 дней.

56. Вышележащие конструктивные слои допускается устраивать:

при применении битумной эмульсии - после формирования материала в течение 7 - 10 суток в условиях сухой погоды при температуре воздуха более +15 °С;

при применении жидкого битума с Э-1 или битумной эмульсии совместно с цементом - сразу после уплотнения слоя.

Контроль производства работ

57. Контроль производства работ осуществляется в соответствии с требованиями СН 25-74.

58. Одновременно с определением физико-механических свойств образцов, приготовленных в лаборатории из производственных смесей, и кернов, взятых из уплотненного слоя после формирования, необходимо контролировать нарастание прочности материала ударником Дорнии в соответствии с требованиями, приведенными в табл. 4.

Таблица 4

Материал

Число ударов ударником Дорнии, не менее, при испытании через

одни сутки

двое суток

семь суток

Песок, обработанный битумной эмульсией или жидким битумом с Э-1

5

8

12

Песок, обработанный битумной эмульсией совместно с цементом

15

35х)

Не нормируетсях)

х) Влажность слоя не должна отличаться от оптимальной более чем на 2 %.

Малопрочные каменные материалы

Область применения и требования к укрепленным материалам

59. Малопрочные каменные материалы, укрепленные цементом I и II класса прочности, используют для устройства оснований под капитальные или усовершенствованные облегченные типы покрытий на дорогах II - III категорий, а также покрытий усовершенствованного облегченного типа на дорогах IV и второстепенных дорогах III категории (подъездные пути, дороги с интенсивностью до 1500 авт./сутки с преимущественным движением автомобилей малой и средней грузоподъемности).

Материалы, укрепленные цементом, III класса прочности используют для устройства оснований под усовершенствованные облегченные покрытия на дорогах IV категории, а также в качестве покрытий усовершенствованного облегченного или переходного типов на дорогах IV категории, при перспективной интенсивности до 250 автомобилей в среднегодовые сутки на одну полосу (или до 500 автомобилей на две полосы), и V категории.

Материалы, укрепленные жидкими битумами с добавками ПАВ или цемента, применяют для устройства покрытий усовершенствованного облегченного или переходного типов на второстепенных дорогах III категории (с интенсивностью движения до 1500 авт./сутки), а также на дорогах IV - V категорий; при укреплении одним жидким битумом - для покрытий на дорогах IV - V категорий.

60. Рекомендуемые схемы дорожных одежд с использованием укрепленных малопрочных каменных материалов приведены в приложении 1.

61. Минеральные смеси из малопрочных каменных материалов, укрепленных различными вяжущими, должны удовлетворять требованиям СН 25-74, приведенным в табл. 5, 6.

62. Толщины конструктивных слоев дорожных одежд рассчитывают в соответствии с «Инструкцией по проектированию дорожных одежд нежесткого типа» ВСН 46-72.

Рекомендуемые расчетные значения модулей упругости конструктивных слоев дорожных одежд из малопрочных каменных материалов (при Rсзк не менее 300 кгс/см2), укрепленных вяжущими, приведены в табл. 7.

Таблица 5

Физико-механические свойства укрепленных грунтов

Расчетные значения модулей упругости, кгс/см2

8000 - 5000

5000 - 2500

2500 - 800

Классы прочности и показатели физико-механических свойств грунтов, укрепленных минеральными вяжущими без добавок или в сочетании с добавками других веществ

I

II

III

Предел прочности при сжатии водонасыщенных образцов, кгс/см2

60 - 40

20 - 40

20 - 10

Предел прочности на растяжение при изгибе водонасыщенных образцов, кгс/см2, не менее

10

6

2

Коэффициент морозостойкости (отношение Rмрз/Rвод), не менее

0,75

0,70

0,65

Влажность образца после испытания на замораживание-оттаивание, % от веса, не более

2 % сверх оптимальной влажности

4 % сверх оптимальной влажности уплотнения

Примечания: 1. Показатели физико-механических свойств при укреплении грунтов портландцементом или шлакопортландцементом даны для образцов, твердевших 28 суток; при укреплении грунтов золой уноса, золой уноса с добавками цемента или извести, известковозольным или известковошлаковым цементом или известью - для образцов, твердевших 90 суток.

2. При подборе составов смесей грунтов с вяжущими материалами для устройства в V дорожно-климатической зоне оснований и покрытий дорог IV и V категорий и аэродромов класса Д и Е, а также аэродромов сельскохозяйственной авиации допускается уменьшать на 25 % значения показателей прочности укрепленного грунта, указанных в табл. 5.

Таблица 6

Физико-механические свойства укрепленных грунтов

Рекомендуемые показатели физико-механических свойств грунтов, укрепленных жидкими битумами с добавкой активных или поверхностно-активных веществ или без добавок

верхний слой основания или покрытия

нижний слой основания

Предел прочности при сжатии неводонасыщенных образцов при 20 °С, кгс/см2, не менее

12

Не определяется

То же при 50 °С, кгс/см2, не менее

7

То же

Предел прочности при сжатии водонасыщенных образцов при 20 °С, кгс/см2, не менее

6

4

Набухание, % по объему, не более

5

Не определяется

Капиллярное водонасыщение, % по объему, не более

5

То же

Коэффициент морозостойкости, не менее

0,6

«

Примечания: 1. Показатели физико-механических свойств даны для образцов, твердевших 7 суток, за исключением коэффициента морозостойкости, который определялся на образцах, твердевших 28 суток.

2. См. примечание 2 к табл. 5.

Таблица 7

Материалы

Модуль упругости Еупр, кгс/см2

Категории дорог

покрытие со слоем износа

основание

Щебеночная смесь из малопрочных карбонатных пород, обработанная жидкими битумами марок СГ или МГ без добавок поверхностно-активных веществ

2500

IV - V

-

То же, с добавками поверхностно-активных веществ

3000

III - V

-

Щебеночная смесь из малопрочных карбонатных пород, обработанная 4,5 % битума + 1,5 % цемента

4000

III - V

-

Щебеночная смесь из малопрочных карбонатных пород, обработанная 2 - 3 % цемента

3000

-

III - IV

То же, 4 - 6 % цемента

4000 - 8000

III - V

II - III

Требования к исходным материалам

Минеральные материалы

63. Для укрепления рекомендуемыми способами пригодны малопрочные каменные материалы из осадочных карбонатных пород, не отвечающие требованиям СНиП 1-Д.2-70. К ним относятся:

известняки-ракушечники, мелкопористые, частично перекристаллизованные с прочностью при сжатии менее 300 кгс/см2;

пористые известняки и доломиты палеогена с прочностью при сжатии 50 - 200 кгс/см2;

ракушка и карбонатные породы коры выветривания мелового возраста пустынь с прочностью при сжатии менее 50 кгс/см2.

Таблица 8

Рекомендуемые составы смесей из малопрочных карбонатных пород в зависимости от их прочности

Смеси

Прочность при сжатии исходной породы, кгс/см2

Количество частиц (в % по весу), проходящих через сито с отверстиями, мм

70

40

25

20

15

10

5

2,5

1,25

0,63

0,315

0,14

0,071

Крупнозернистые

200 - 300

100

75 - 88

68 - 85

61 - 81

52 - 75

39 - 65

29 - 56

22 - 47

16 - 40

12 - 33

8 - 26

6 - 20

Среднезернистые

100 - 200

100

91 - 97

81 - 92

69 - 86

52 - 75

38 - 65

28 - 56

21 - 47

15 - 39

11 - 31

8 - 25

100

81 - 92

69 - 86

52 - 75

38 - 65

28 - 56

21 - 47

15 - 39

11 - 31

8 - 25

Мелкозернистые

25 - 100

100

86 - 94

64 - 83

48 - 72

35 - 63

26 - 54

19 - 45

13 - 36

10 - 30

100

64 - 83

48 - 72

35 - 63

26 - 54

19 - 45

13 - 36

10 - 30

Песчаные

Менее 25

100

70 - 86

49 - 74

34 - 63

24 - 53

17 - 44

12 - 35

64. Зерновой состав щебеночного материала малопрочных пород должен максимально приближаться к плотным смесям непрерывного состава с предельными размерами крупных фракций (табл. 8).

Для устройства покрытий рекомендуется применять смеси мелко- и среднезернистые, приближающиеся к оптимальному составу.

Органические вяжущие

65. В качестве органических вяжущих материалов при укреплении щебеночных смесей из малопрочных карбонатных пород применяют жидкие битумы классов МГ или СГ (см. п. 11).

66. В жаркую погоду и при приготовлении смесей из более прочных каменных материалов (п. 63) рекомендуется применять более вязкие органические вяжущие, а в прохладную погоду и при применении пористых низкопрочных материалов (п. 63) - менее вязкие.

Неорганические вяжущие

67. Для укрепления минеральных смесей из малопрочных карбонатных пород следует использовать портландцемент, шлакопортландцемент, гидрофобный портландцемент и другие, отвечающие требованиям ГОСТ 10178-62хх).

Поверхностно-активные и активные добавки

68. В качестве поверхностно-активных веществ следует применять сульфитно-дрожжевую бражку (СДБ), удовлетворяющую МРТУ 13-04-35-66, и госсиполовую смолу - ГС (хлопковый гудрон), отвечающую требованиям ВСН 59-68. Из активных добавок рекомендуется цемент.

Проектирование составов смесей

68. Проектирование составов смесей из малопрочных карбонатных пород, укрепленных вяжущими, производится с учетом пп. 13, 14, 31 настоящих «Методических рекомендаций».

70. Ориентировочные нормы расхода вяжущих и добавок, последовательность их введения приведены в табл. 9.

Таблица 9

Добавка

Содержание основных вяжущих, % от веса минерального материала

Способ введения и количество добавки, % от веса минерального материала

битум

цемент

в битум

на поверхность минерального материала

Сульфитно-дрожжевая бражка (СДБ)

6 - 8

-

-

0,05

То же

-

2 - 6

-

0,2 - 0,25х)

Госсиполовая смола ГС (хлопковый гудрон)

6 - 8

-

0,35 - 0,65

-

Цемент

4,0 - 7,0

-

-

1 - 2

х) Добавка СДБ, % от веса цемента. Ориентировочный относительный расход цемента принимается равным: для марок «500» - 1,0; «400» - 1,1; «300» - 1,2; «200» - 1,4.

Минимальный расход вяжущих и добавок рекомендуется при укреплении крупно- и среднезернистых смесей из карбонатных пород с прочностью не менее 100 кгс/см2, максимальный расход - для мелкозернистых смесей.

Ориентировочное значение оптимальной влажности смесей из малопрочных карбонатных пород находится в пределах 12 - 15 % от веса минерального материала. Окончательная величина оптимальной влажности устанавливается согласно приложению 3 настоящих «Методических рекомендаций».

Технология производства работ

71. Работы по устройству покрытий из минеральных смесей с применением органических вяжущих и добавок следует проводить в сухую погоду при температуре воздуха не ниже +15°, при устройстве покрытий и оснований из цементоминеральных смесей - при температуре воздуха не ниже +5 °С.

72. Смеси из малопрочных карбонатных пород, обработанных вяжущими, приготавливают в стационарных условиях с использованием смесителей принудительного типа Д-709, ЦБЗ, АБЗ и др., а также методом смешения на дороге с применением фрезы Д-530 при обработке мелкозернистых смесей.

73. Слои дорожной одежды из малопрочных карбонатных пород, обработанных цементом, толщиной 10 - 20 см устраивают в соответствии с технологической схемой настоящих «Методических рекомендаций» (приложение 2, схема № 3).

74. Длительность перевозки цементоминеральной смеси (при применении смесительных установок) должна быть не более часа при температуре воздуха +20, +35 °С. Смесь при транспортировке самосвалами рекомендуется закрывать брезентом. При добавке СДБ (табл. 9) разрыв во времени между приготовлением и уплотнением смеси может быть увеличен до 4 - 5 час.

75. Распределение и укладку цементоминеральных смесей производят щебнеукладчиком Д-337А или самоходным распределителем дорожно-строительных материалов Д-724. Допускается также распределять смесь автогрейдером.

76. Для укатки цементоминеральных смесей используют самоходные катки, оборудованные специальными шинами с гладким протектором, с переменным давлением (в начале 2,5 - 3,5 кгс/см2 и в конце 6,5 - 10 кгс/см2) при 10 - 15 проходах по одному следу.

При отсутствии катков на пневматических шинах смеси уплотняют моторными гладковальцовыми катками: сначала легкими - 4 - 6 проходов по одному следу, а затем тяжелыми - 10 - 12 проходов по одному следу.

Уплотнение смеси должно быть закончено не позднее 5 - 6 часов после приготовления.

77. Уход за цементоминеральными смесями осуществляют в соответствии с рекомендациями, изложенными в СН 25-74.

78. При использовании цементоминеральных смесей в качестве покрытий поверх устраивают слой износа.

79. На основание из цементоминеральных смесей можно укладывать покрытие сразу или в течение строительного сезона с обязательным уходом за слоем основания.

80. Движение по основанию (покрытию) из цементоминеральных смесей при соблюдении правил по их уходу разрешается через трое суток для автомобилей малой грузоподъемности (3 - 5 т) и через семь суток для автомобилей средней грузоподъемности (до 10 т).

81. Основания или покрытия из малопрочных карбонатных пород, укрепленных битумом совместно с цементом или ПАВ, устраивают однослойные толщиной 10 - 16 cм в зависимости от их назначения и требуемой прочности конструкции дорожной одежды.

82. Слои дорожной одежды из малопрочных карбонатных пород, обработанных битумом с добавкой цемента или ПАВ, устраивают в соответствии с технологической схемой, приведенной в приложении 2, схема № 4 настоящих «Методических рекомендаций».

83. Транспортировку, распределение, уплотнение смеси и уход за готовым конструктивным слоем осуществляют в соответствии с п. 75 - 77 настоящих «Методических рекомендаций».

84. Движение по основанию или покрытию из малопрочных карбонатных пород, обработанных битумом с добавкой цемента или ПАВ, разрешается открывать через двое - трое суток.

85. Контроль производства работ осуществляют в соответствии с требованиями СН 25-74.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Рекомендуемые схемы дорожных одежд с использованием укрепленных мелких песков и малопрочных каменных материалов

II дорожно-климатическая зона

1 - асфальтобетон или битумоминеральная смесь; 2 - песок мелкий, укрепленный битумной эмульсией, пастой, жидким битумом или сырой нефтью с добавкой золы уноса; 3 - грунт, укрепленный цементом или золой уноса; 4 - слой износа

V дорожно-климатическая зона

1 - асфальтобетон или битумоминеральная смесь; 2 - мелкий песок, укрепленный битумной эмульсией совместно с цементом; 3 - щебеночная смесь; из малопрочных карбонатных пород, укрепленная цементом I - II класса прочности; 3, а - то же, III класса прочности; 4 - щебеночная смесь из малопрочных карбонатных пород, укрепленная жидким битумом с добавкой цемента дли ПАВ; 5 - мелкий песок, укрепленный битумной эмульсией или жидким битумом с Э-1; 6 - щебеночная смесь из малопрочных карбонатных пород, укрепленная жидким битумом; 7 - слой износа

х) На второстепенных дорогах III категории (подъездные пути, дороги небольшой протяженности, дороги с интенсивностью до 1500 авт/сутки с преимущественным движением автомобилей малой и средней грузоподъемности).

хх) Для покрытий дорог IV категории при перспективной интенсивности до 250 автомобилей в среднегодовые сутки на одну полосу (или до 500 авт/сутки на две полосы).

ххх) Для дорог V категории.

Приложение 2

Технологические схемы устройства подстилающих слоев, оснований или покрытий из мелких песков и малопрочных каменных материалов, укрепленных различными вяжущими

Схема № 1

Устройство подстилающего слоя или основания толщиной 14 см из барханного песка, укрепленного битумной эмульсией (10 %), с помощью дорожной фрезы Д-530

Номера захваток

Номера процессов

Технологическая последовательность рабочих процессов

Единица измерения

Количество на 1 км

Принятая производительность в смену

1

2

3

4

5

6

1

Подвозка битумной эмульсии автогудронатором Д-640

потребность эмульсии на 1 км

1000´8,0´0,14´1,8´0,1 = 202

т

202

при транспортировке эмульсии на 10 км

14,5

30 км

9,25

50 км

6,75

2

Введение битумной эмульсии в барханный песок через распределительную систему фрезы Д-530 за 1 проход по одному следу или за 4 прохода по ширине слоя на первом диапазоне четвертой скорости (расход вяжущего 25 л/м2)

км

0,12

3

Перемешивание песка с битумной эмульсией фрезой Д-530 за 1 проход по одному следу или за 4 прохода по всей ширине слоя на втором диапазоне первой скорости

км

0,16

4

Разравнивание и профилирование смеси автогрейдером Д-710А за 16 круговых проходов при скорости движения 4 км/час и длине участка 120 м

км

0,256

5

Уплотнение слоя укрепленного песка катком Д-551А за 15 проходов катка по одному следу или за 60 проходов по всей ширине слоя при выполнении первых трех проходов на первой скорости, средних - на второй и двух последних - на третьей

км

0,33

Потребность в машино-сменах на 1 км

1. Фрез Д-530 на тракторе С-100............................................................. 14,6

2. Автогудронаторов Д-640 при транспортировке эмульсии на

расстояние 10 км....................................................................................... 13,9

30 км....................................................................................... 21,8

50 км....................................................................................... 30,0

3. Автогрейдеров Д-710А........................................................................ 3,9

4. Самоходных катков Д-551А................................................................ 3,0

Примечание. Работы, связанные с перекачкой битумной эмульсии в емкость фрезы, выполняются машинистом фрезы и водителем автогудронатора.

Схема № 2

Устройство подстилающего слоя или основания толщиной 16 см из барханного песка, укрепленного жидким битумом с добавкой катионного препарата Э-1, с помощью двух дорожных фрез Д-530

Номера захваток

Номера процессов

Технологическая последовательность рабочих процессов

Единица измерения

Количество

на 1 км

Принятая производительность в смену

1

2

3

4

5

6

1

Подвозка воды поливомоечной машиной ПМ-130 с перекачкой ее в емкость фрезы

потребность воды на 1 км для увлажнения смеси в количестве 7 %

1000´8,0´0,16´1,85´0,07 = 166

т

166

при транспортировке воды на 10 км

20,9

20 км

12,55

30 км

9,05

2

Подвозка катионного препарата Э-1 автогудронатором Д-641

потребность препарата Э-1 на 1 км в количестве

т

при расходе битума 3 %: Э-1 - 0,03 %, т.е.

1000´8,0´0,16´1,85´0,0003 = 0,71

0,71

при расходе битума 5 %: Э-1 - 0,025 %, т.е.

1000´8,0´0,16´1,85´0,00025 = 0,6

0,6

потребность катионного препарата Э-1 при транспортировке на 20 км

30,6

60 км

12,3

100 км

7,7

145 км

5,43

3

Перелив катионного препарата Э-1 из автогудронатора Д-641 в емкость фрезы

час

0,15

4

Введение воды с препаратом Э-1 в барханный песок через распределительную систему фрезы Д-530 за 1 проход по одному следу или за 4 прохода по ширине слоя (расход воды - 20 л/м2)

км

1

0,28

5

Подвозка жидкого битума автогудронатором Д-640А с последующим распределением его через распределительную систему фрезы Д-530

т

потребность битума на 1 км:

при расходе его в количестве 3 % от веса песка: 1000´8,0´0,16´1,85´0,03 = 71

71

при расходе его в количестве 5 % от веса песка: 1000´8,0´0,16´1,85´0,05 = 118

118

потребность битума при транспортировке его

на 20 км

12,8

40 км

7,4

60 км

5,2

80 км

4,02

105 км

3,12

125 км

2,66

145 км

2,31

6

Введение жидкого битума в слой барханного песка, обработанного водой с катионным препаратом Э-1, через распределительную систему фрезы Д-530 за 1 проход по одному следу или за 4 прохода по ширине слоя

км

при расходе битума в количестве 3 % - расход вяжущего 9 л/м2

1

0,58

при расходе битума в количестве 5 % - расход вяжущего 14,75 л/м2

1

0,33

7

Перемешивание песка с битумом фрезой Д-530 за 2 прохода по одному следу или за 8 проходов по ширине слоя

км

1

2,07

8

Разравнивание и профилирование смеси автогрейдером Д-710А за 16 круговых проходов автогрейдера при скорости движения 4 км/час

км

1

0,605

9

Уплотнение слоя битумопеска катком на пневматических шинах Д-551А за 15 проходов катка по одному следу или за 60 проходов по всей ширине слоя при выполнении первых пяти проходов на первой скорости, средних - на второй и двух последних - на третьей

км

1

0,33

Потребность в машино-сменах на 1 км

1. Фрез Д-530............................................................................................. 7,1

2. Поливомоечных машин ПМ-130 при транспортировке воды на

расстояние 10 км........................................................................................ 7,95

20 км........................................................................................ 13,2

30 км........................................................................................ 18,35

3. Автогудронаторов Д-641 при транспортировке катионного препарата Э-1:

Расстояние, км                          Расход битума 3 %                Расход битума 5 %

20................................................ 0,0232............................................ 0,0196

60................................................ 0,0577............................................ 0,0488

100.............................................. 0,092.............................................. 0,078

145.............................................. 0,131.............................................. 0,11

Учитывая малый расход катионного препарата Э-1 на месте производства работ, рекомендуется иметь емкость для хранения препарата, а освободившийся автогудронатор Д-641 использовать для подвозки битума.

4. Автогудронаторов Д-640А при транспортировке битума

Расстояние, км                           Расход битума 3 %                        Расход битума 5 %

20................................................ 5,55................................................. 9,23

40................................................ 9,6.................................................. 16,0

60................................................ 13,7................................................ 22,7

80................................................ 17,7................................................ 29,4

105.............................................. 22,8................................................ 37,8

125.............................................. 26,7................................................ 44,4

145.............................................. 30,7................................................ 51,0

5. Автогрейдеров Д-710А................................................................. 1,65

6. Самоходных катков Д-551А........................................................ 3,0

Примечание. Работы, связанные с перекачкой воды или битума в емкость фрезы, выполняются машинистом фрезы и водителем автомашины.

Схема № 3

Устройство однослойного дорожного основания шириной 7,6 м и толщиной 16 см из малопрочных карбонатных пород, укрепленных цементом, с использованием смесительной установки типа Д-709

Номера процессов

Номера захваток

Технологическая последовательность рабочих процессов

Единица измерения

Количество на 1 км

Принятая производительность в смену

Потребность машино-смен на 1 км

1

2

3

4

5

6

7

1

В карьере

Перемещение щебеночной смеси к приемному бункеру смесителя бульдозером Д-493A на среднее расстояние 30 м. Потребность щебеночной смеси на 1 км:

1000´7,6´0,16´1,4´1,03 = 1755

м3

1755

610

2,9

2

Подвозка воды поливомоечной машиной ПМ-130 на среднее расстояние 2 км. Потребность воды на 1 км:

1755´1,8´0,12 = 337

тыс. л.

337

69,7

4,8

3

Подвозка цемента автоцементовозом C-853 на расстояние 10 км. Потребность цемента на 1 км:

1755´1,6´0,06 = 168

т

168

34,1

4,9

4

Подача щебеночной смеси по транспортеру в мешалку смесительной установки Д-709, дозирование цемента, перемешивание цемента с минеральным материалом и одновременное увлажнение смеси до оптимальной влажности. Выгрузка смеси в накопительный бункер. Потребность смеси на 1 км:

1755´1,8 = 3159

т

3159

660

4,8

5

На линии

Исправление поперечного профиля земляного полотна тремя круговыми проходами автогрейдера д-557 при скорости движения 3 км/час

м2

7600

16600

0,45

6

Выравнивание земляного полотна катком Д-627 за три прохода по одному следу

м2

7600

8300

0,9

7

Подвозка цементоминеральной смеси на трассу автомобилями-самосвалами ЗИЛ-555 на расстояние 10 км с выгрузкой в бункер механического укладчика

т

3159

26,1

121

8

Укладка цементоминеральной смеси в основание универсальным укладчиком Д-724 и предварительное уплотнение смеси вибробрусом укладчика

т

3159

808

3,9

9

Окончательное уплотнение смеси самоходным катком на пневматических шинах Д-627 за 12 проходов по одному следу при выполнении первых трех проходов на первой скорости, шести проходов - на второй и трех последних проходов - на третьей

м2

7600

2800

2,7

10

Подвозка жидкого битума (битумной эмульсии) автогудронатором Д-640 на расстояние 10 км и ее розлив по готовому основанию в количестве 0,9 кг/м2

Потребность битума на 1 км:

1000´7,6´0,9 = 6,84

т

6,84

13,5

0,5

Потребность в машино-сменах на 1 км:

1. Бульдозеров Д-493А............................................................................. 2,9

2. Поливомоечных машин ПМ-130......................................................... 4,8

3. Автоцементовозов С-853..................................................................... 4,9

4. Смесительных установок Д-709.......................................................... 4,8

5. Автогрейдеров Д-557........................................................................... 0,45

6. Универсальных укладчиков Д-724..................................................... 3,9

7. Самоходных катков Д-627................................................................... 3,6

8. Автогудронаторов Д-640..................................................................... 0,5

9. Автомобилей-самосвалов ЗИЛ-555.................................................... 121

Примечание. Следует предусмотреть на каждую смену дополнительно пять рабочих: 2-го разряда - при подаче минерального материала к приемному бункеру; 3-го разряда - при выгрузке и дозировке цемента; 2-го разряда - при погрузке готовой смеси в автомобили-самосвалы; двоих 2-го разряда - на линии при работе с укладчиком.

Схема № 4

Устройство покрытий или основания толщиной 10 см из щебеночных смесей малопрочных карбонатных пород, укрепленных битумом с добавкой цемента, с использованием смесительной установки типа Д-709

Номера процессов

Номера захваток

Технологическая последовательность рабочих процессов

Единица измерения

Количество на 1 км

Принятая производительность в смену

Потребность в машино-сменах на 1 км

1

2

3

4

5

6

7

1

В карьере

Перемещение щебеночной смеси к приемному бункеру смесителя бульдозером Д-493А на среднее расстояние 30 м. Потребность щебеночной смеси на 1 км:

1000´7,0´0,10´1,4´1,03 = 1010

м3

1010

610

1,6

2

Подвозка битума автогудронатором Д-640 на расстояние 10 км. Потребность битума на 1 км:

1010´1,6´0,04 = 64,6

т

64,6

13,5

4,8

3

Подвозка цемента автоцементовозом C-853 на расстояние 10 км. Потребность цемента на 1 км:

1010´1,6´0,02 = 32

т

32

34,1

0,94

4

Подвозка воды поливомоечной машиной ПМ-130 на среднее расстояние 2 км. Потребность воды на 1 км:

1095´1,6´0,06 = 97

тыс. л

97

69,7

1,4

5

Подача щебеночной смеси по транспортеру в мешалку смесительной установки Д-709, дозирование битума и цемента, перемешивание вяжущих с минеральным материалом и одновременное увлажнение смеси до оптимальной влажности. Выгрузка смеси в накопительный бункер. Потребность смеси на 1 км:

1010´1,8 = 1818

т

1818

660

2,8

6

На линии

Очистка поверхности основания от пыли и грязи уборочными машинами

км

1

4,7

0,2

7

Подгрунтовка основания разжиженным битумом (битумной эмульсией) в количестве 0,5 л/м2 или 3,3 т/км с подвозкой вяжущего автогудронатором Д-640 на расстояние 10 км (розлив производится за 2 - 3 час до укладки верхнего слоя)

т

3,3

13,5

0,24

8

Подвозка битумоминеральной смеси на трассу автомобилями-самосвалами ЗИЛ-555 на расстояние 10 км с выгрузкой в бункер механического укладчика

т

1818

26,1

70,0

9

Укладка смеси универсальным укладчиком Д-724 и предварительное уплотнение смеси вибробрусом укладчика

т

1818

808

2,2

10

Уплотнение смеси самоходным катком на пневматических шинах Д-627 за 12 проходов по одному следу при выполнении первых трёх проходов на первой скорости, шести проходов - на второй и трех последних - на третьей

м2

7000

2800

2,5

11

Окончательное уплотнение смеси катком с гладкими вальцами Д-399А при трех проходах по одному следу

м2

7000

6400

1,1

12

Подвозка жидкого битума (битумной эмульсии) автогудронатором Д-640 на расстояние 10 км и ее розлив на поверхность свежеуложенного слоя из расчета 0,3 л/м2 или 2,0 т/км

т

2,0

13,5

0,14

Потребность в машино-сменах на 1 км

1. Бульдозеров Д-493А............................................................................... 1,6

2. Автогудронаторов Д-640....................................................................... 5,2

3. Автоцементовозов С-853...................................................................... 0,94

4. Поливомоечных машин ПМ-130.......................................................... 1,4

5. Смесительных установок Д-709........................................................... 2,8

6. Автомобилей-самосвалов ЗИЛ-555...................................................... 70,0

7. Универсальных укладчиков Д-724....................................................... 2,2

8. Катков на пневматических шинах Д-627............................................ 2,5

9. Катков с гладкими вальцами Д-399А.................................................. 1,l

Примечание. Следует предусмотреть на каждую смену дополнительно пять рабочих: 2-го разряда - при подаче минерального материала к приемному бункеру; 2-го разряда - при дозировке битума и цемента; 2-го разряда при выгрузке готовой смеси в автомобили-самосвалы; двоих 2-го разряда - на линии при работе с укладчиком.

Приложение 3

Лабораторные методы определения физико-механических свойств материалов

1. Оптимальная влажность уплотнения смесей из малопрочных карбонатных пород определяется по формулам:

минеральные Wм = В0К1 + ВпК2;                                                                                    (1)

цементоминеральные Wцм = Wм + ПВц;                                                                        (2)

битумоминеральные Wбм = Wм - Б;                                                                               (3)

битумоминеральные с

добавками цемента Wцбм = Wвм + ПВц,                                                                         (4)

где В0 - оптимальная влажность уплотнения, %, фракции мельче 5 мм. Определяется экспериментально путем приготовления пробных образцов d = h = 50 мм с разным содержанием воды при уплотняющей нагрузке 150 кгс/см2. За оптимальную влажность уплотнения берут ту влажность образца, при которой в процессе формирования выдавливается вода;

Вп - водопоглощение фракции крупнее 5 мм, %;

Вц - нормальная густота цементного теста, в долях единиц (для портландцемента в пределах 0,25 - 0,30);

К1 - содержание в смеси частиц мельче 5 мм, в долях единицы;

К2 - содержание в смеси частиц крупнее 5 мм, в долях единицы;

П - расход цемента, %;

Б - оптимальное содержание битума в смеси, %.

2. Учитывая, что в условиях засушливого климата Средней Азии при устройстве конструктивных слоев будет происходить частичное испарение влаги, расчетное количество воды следует увеличивать на 10 - 20 % в зависимости от погодных условий.

Физико-механические свойства укрепленных смесей проверяют испытанием стандартных цилиндрических образцов, размеры которых указаны в СН 25-74.

3. Цементоминеральные смеси уплотняют под нагрузкой 150 кгс/см2, битумоминеральные - 300 кгс/см2.

4. Хранение образцов в лаборатории осуществляется при следующих режимах:

из битумоминеральных смесей - на воздухе при температуре 20 ± 1 °C;

из битумоминеральных смесей с добавкой цемента, а также цементоминеральных смесей - во влажных условиях при температуре 20 ± 1 °C.

5. Испытания образцов проводятся:

битумоминеральных - по истечении 7 суток;

битумоминеральных с добавкой цемента, а так же цементоминеральных - по истечении 28 суток при нормальных сроках испытания.

6. Свойства образцов укрепленных малопрочных карбонатных пород определяются в соответствии с рекомендациями СН 25-74.

 

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие. 1

Общие положения. 2

Применение укрепленных мелких песков при строительстве дорог во II дорожно-климатической зоне. 3

Применение укрепленных мелких песков и малопрочных каменных материалов при строительстве дорог в V дорожно-климатической зоне. 5

Приложение 1. Рекомендуемые схемы дорожных одежд с использованием укрепленных мелких песков и малопрочных каменных материалов. 12

Приложение 2. Технологические схемы устройства подстилающих слоев, оснований или покрытий из мелких песков и малопрочных каменных материалов, укрепленных различными вяжущими. 13

Приложение 3. Лабораторные методы определения физико-механических свойств материалов. 20