ГОССТРОЙ УССР
КАРТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА
И ТРУДОВЫХ ПРОЦЕССОВ
СТРОИТЕЛЬНОГО
ПРОИЗВОДСТВА
УСТРОЙСТВО АСФАЛЬТОБЕТОННОЙ ДОРОЖНОЙ
ОДЕЖДЫ
УСТРОЙСТВО ПОКРЫТИЯ
ТОЛЩИНОЙ 6 см ИЗ ЧЕРНОГО ЩЕБНЯ,
УКЛАДЫВАЕМОГО В ХОЛОДНОМ, ТЕПЛОМ ИЛИ ГОРЯЧЕМ СОСТОЯНИИ
КТ-17.0-10.12-75
Комплект карт предназначен для организации
труда бригад, занятых на устройстве асфальтобетонных покрытий на автомобильных
дорогах III технической категории.
Карты организации труда определяют
рациональный состав бригады, характер и последовательность выполнения работ
отдельными членами бригады и звеньями.
Карты трудовых процессов разработаны на
основные виды работ при устройстве асфальтобетонных покрытий дорог и учитывают
разные уровни индустриализации строительного производства. Они могут быть
использованы при разработке карт организации труда и ППР для различных объектов, при обучении рабочих передовым методам и приемам труда.
Карты организации труда и трудовых процессов являются
составной частью инженерно-технологической и организационной подготовки нового
производственного года и основой для массового перехода бригад на новую форму
хозяйственного расчета (бригадный подряд).
Карты трудовых процессов разработаны в
соответствии с «Методическими указаниями по составлению карт трудовых процессов
строительного производства», изданными ВНИПИ труда в строительстве Госстроя
СССР (1973 г.), а карты организации труда - в соответствии с «Методическими
рекомендациями по разработке карт организации труда на специальные виды
строительно-монтажных работ» (НИИСП Госстроя УССР, 1974 г.).
Авторы: С.С. Кищинский, И.М. Кравченко, Е.П. Середов
(трест «Оргдорстрой» Миндорстроя УССР), С.Н. Бытачевский, Т.И. Лозовая,
И.М. Тищенко
(НИИСП Госстроя УССР).
КТ-17.0-10.12-75
|
УСТРОЙСТВО АСФАЛЬТОБЕТОННОЙ ДОРОЖНОЙ ОДЕЖДЫ
|
РАЗРАБОТАНА ТРЕСТОМ «ОРГДОРСТРОЙ» МИНДОРСТРОЯ
УССР
|
КАРТА ТРУДОВОГО ПРОЦЕССА СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА
|
УСТРОЙСТВО ПОКРЫТИЯ ТОЛЩИНОЙ 6 см ИЗ ЧЕРНОГО ЩЕБНЯ,
УКЛАДЫВАЕМОГО В ХОЛОДНОМ, ТЕПЛОМ ИЛИ ГОРЯЧЕМ СОСТОЯНИИ
|
РЕКОМЕНДОВАНА НИИСП ГОССТРОЯ УССР ДЛЯ ВНЕДРЕНИЯ В
ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО
|
ВХОДИТ в КОМПЛЕКТ
КТП-17.0
|
ВЗАМЕН КТ-0.0
|
I. НАЗНАЧЕНИЕ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ
ПРИМЕНЕНИЯ КАРТЫ
1.1. Карта
предназначена для организации труда рабочих при устройстве покрытия толщиной 6 см
из черного щебня, укладываемого в холодном, теплом или горячем состоянии
самоходным асфальтоукладчиком Д-150Б (Д-150А) и тремя дорожными самоходными катками.
1.2. Показатели производительности труда
№ п.п.
|
Наименование
показателей
|
Величина показателя
|
по карте
|
по ЕНиР
|
1
|
Выработка на 1 чел.-день, м2 покрытия
|
153
|
123
|
2
|
Затраты труда на устройство 100 м2 покрытия, чел.-час.
|
5,28
|
6,53
|
Снижение затрат
труда и повышение выработки рабочих достигается за счет применения навесного
распределителя щебня, увеличивающего производительность труда по сравнению с
ручной россыпью в 8 - 10 раз, рационального размещения исполнителей.
Производительность труда возросла на 24 %.
II. ПОДГОТОВКА ПРОЦЕССА И УСЛОВИЯ
ЕГО ВЫПОЛНЕНИЯ
2.1.
Основание под покрытие из черного щебня должно быть ровным, прочным, сухим и
чистым. Укладка черного щебня в дождь или на мокрое и загрязненное основание не
допускается.
2.2. После
просушки и очистки основания за 2 ч до начала укладки щебня по основанию
равномерно (без пропусков) разливают жидкий битум классов СГ или МГ любой марки в количестве
0,5 - 0,7 л/м2 или эмульсию в количестве 1 - 1,5 л/м2. Новые незагрязненные
основания, устроенные с применением органических вяжущих, вяжущими не
обрабатывают.
2.3. В
условиях отрицательных температур розлив по основанию эмульсии для подгрунтовки не разрешается.
2.4. Для
перевозки черного щебня следует использовать автосамосвалы с металлическим
кузовом, внутренние стенки и дно которых во избежание прилипания щебня
обработаны мазутом или нефтью с помощью специальных распылителей или вручную.
2.5. Перед
укладкой щебня проверяют наличие паспорта на черный щебень, в котором указаны вид
щебня, температура, время отправки и количество.
2.6.
Скорость укладки в условиях пониженных температур при соблюдении всех правил
должна быть не ниже 40 м/ч. Скорость катков рекомендуется в
начале уплотнения в пределах 1,5 - 2 км/ч, а после 5 - 6 проходов по одному следу ее нужно увеличить: для катков с
гладкими вальцами в пределах 3 - 5, для
виброкатков - 2 - 3, для катков на пневматических шинах - 5 - 8 км/ч.
2.7. При
температуре воздуха от 0 до -10 °С укатку щебня выполняют только тяжелыми катками (20
- 25 проходов по одному следу). При этом число катков увеличивают в 1,5 раза по сравнению
с обычными условиями.
2.8. В конце
укладываемой полосы во избежание раскатывания смеси следует положить и
закрепить костылями упорный брус, толщина которого должна быть равна толщине слоя покрытия в
плотном теле.
2.9. Работы
следует выполнять, соблюдая правила производства работ (СНиП III-Д.5-73; ВСН 93-73), а также
правила техники безопасности (СНиП III-A.11-70).
III. ИСПОЛНИТЕЛИ И ОРУДИЯ ТРУДА
3.1. Состав
исполнителей:
Машинист
самоходного асфальтоукладчика Д-150Б (Д-150А)
|
6 разр. (М-1) - 1
|
Машинист легкого катка
|
5 » (М-2) - 1
|
Машинист тяжелого катка
|
5 » (М-3, М-4) - 2
|
Асфальтобетонщик
|
5 » (А-1) - 1
|
»
|
4 » (А-2) - 1
|
»
|
3 » (А-3, А-4) - 2
|
»
|
2 » (А-5, А-6) - 2
|
Дорожный рабочий
|
1 » (Д-1) - 1
|
3.2. Машины, инструменты, приспособления, инвентарь
№ п.п.
|
Наименование
|
ГОСТ, № чертежа
|
Количество, шт.
|
1
|
Асфальтоукладчик самоходный Д-150Б (Д-150А)
|
СТУ 22-145-66
|
1
|
2
|
Распределитель каменной
мелочи навесной Д-336
|
СТУ 76-1472-63
|
1
|
3
|
Каток дорожный самоходный массой 5 т
|
ГОСТ 5576-74
|
1
|
4
|
То же, массой 10 - 12 т
|
ГОСТ 5576-74
|
2
|
5
|
Жаровня передвижная
|
-
|
1
|
6
|
Гладилка
|
-
|
2
|
7
|
Утюг металлический
|
-
|
1
|
8
|
Термометр стеклянный технический
|
ГОСТ 2823-73
|
9
|
9
|
Котел битумный
передвижной емкостью 100 - 300 л
|
СТУ 82-277-62
|
1
|
10
|
Брусья упорные из древесины хвойных пород (при
необходимости)
|
ГОСТ
9685-61*
|
70 - 100 м
|
11
|
Костыль металлический
|
-
|
50 - 60
|
12
|
Грабли металлические
|
-
|
1
|
13
|
Лопата стальная строительная
|
ГОСТ 3620-63
|
4
|
14
|
Кувалда кузнечная тупоносая
|
ГОСТ
11401-65*
|
2
|
15
|
Шаблон с уровнем
|
-
|
1
|
16
|
Линейка металлическая измерительная
|
ГОСТ 427-75
|
1
|
17
|
Ведро
|
-
|
1
|
18
|
Лейка
|
-
|
2
|
19
|
Рейка металлическая
|
-
|
1
|
20
|
Шнур льнопеньковый крученый длиной 50 м
|
ГОСТ 5107-70
|
1
|
Расход материалов
на укладку 1000 м2 покрытия толщиной 6 см:
Щебень черный 20 (25) - 40 мм по СНиП IV-45...........................................
|
т
|
Щебень черный 10 - 20 (25) мм.......................................................................
|
»
|
Щебень черный 3 (5) - 10 мм...........................................................................
|
»
|
Битум жидкий...................................................................................................
|
0,02 »
|
Примечания: 1. Норма расхода приведена для каменных материалов с
удельным весом 2,5 - 2,9 т/м3 (в
числителе) и 3 т/м3 и более (в
знаменателе).
2. При укладке черного щебня в холодном состоянии к нормам
добавлять 0,7 т битума жидкого.
IV. ТЕХНОЛОГИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ
ПРОЦЕССА
4.1. При
устройстве покрытия из черного щебня выполняются следующие операции: подготовка
основания; устройство боковых упоров (если это предусмотрено проектом
производства работ); транспортировка черного щебня; распределение по основанию щебня 20 (25) - 40 мм (основной слой);
первая предварительная укатка основного слоя; расклинивание верхней части
основного слоя мелким щебнем 10 - 20 мм; вторая укатка; заполнение пустот и окончательное
расклинивание поверхности слоя покрытия клинцом
и каменной мелочью 3 (5) - 10 мм; окончательная укатка покрытия.
4.2.
Организация рабочего места
М-1 - М-4, А-1 - А-6, Д-1
- места нахождения рабочих; 1 - автосамосвал; 2
- самоходный
асфальтоукладчик Д-150Б (Д-150А); 3 -
легкий каток; 4 - автосамосвал с навесным
распределителем щебня; 5 - тяжелый каток.
4.3. График
трудового процесса
V.
ПРИЕМЫ ТРУДА
№ п.п.
|
Наименование операций, их продолжительность, исполнители
и орудия труда
|
Характеристика приемов труда
|
1
|
Подноска и установка боковых упоров;
26 мин;
А-3, А-5;
лопата стальная строительная, брусья упорные с комплектом
костылей металлических, шнур льнопеньковый
крученый
|
А-3 и А-5 снимают боковые упоры с машины, очищают их и
подносят к новому месту укладки. Перед установкой упоров на прямых участках
дороги по кромке натягивают шнур. Устанавливают по шнуру упоры, закрепляют их
костылями, которые забивают в основание
|
2
|
Прием черного щебня и его распределение;
17 мин;
М-1, А-3;
лопата стальная строительная
|
А-3 подает сигнал на подход автосамосвала, принимает
черный щебень в бункер асфальтоукладчика. В процессе выгрузки автомобиль
перемещается укладчиком. Из бункера М-1 питателем подает черный щебень к
распределительному шнеку; распределенный щебень предварительно уплотняется
трамбующим брусом, а затем заглаживается плитой. После разгрузки щебня А-3
подает сигнал на отход автосамосвала
|
3
|
Выявление дефектных мест;
13 мин;
А-1;
рейка металлическая, шаблон с уровнем, линейка
металлическая измерительная
|
После подкатки черного щебня легким катком (2 - 3 прохода по одному
следу) А-1 устанавливает несколько раз на поперечнике контрольную рейку параллельно продольной оси покрытия и
определяет дефектные места
|
4
|
Исправление дефектных
мест;
26 мин;
А-1, А-2, А-3, А-4;
грабли металлические, лопата стальная строительная,
гладилка
|
А-1, А-2, А-3 и А-4 немедленно исправляют дефектные
места: А-2 слегка взрыхляет граблями поверхность дефектных мест, А-1, А-3 и
А-4 лопатами добавляют свежую смесь на впадинах, снимают излишки на
возвышениях
|
5
|
Предварительное уплотнение
основного слоя щебня 20 (25) - 40 мм;
26 мин;
М-2
|
После проверки качества укладки основного слоя черного щебня и исправления дефектных
мест М-2 по указанию А-1 приступает к укатке уложенного слоя. Уплотнение
основного слоя щебня начинают от края проезжей части к середине с перекрытием
следа на 1/3 вальца при первых проходах и на 20 - 30
см при последующих проходах. В начале уплотнения скорость катка рекомендуется в пределах
1,5 - 2 км/ч (4 - 5 проходов по одному следу) В результате первой
(предварительной) укатки все частицы щебня
занимают устойчивое положение, но полного уплотнения не наступает
|
6
|
Распределение щебня 10 - 20 (25) мм навесными
распределителями;
13 мин;
А-2, А-6, Д-1
|
Водитель автосамосвала ведет машину с навесным
распределителем щебня, А-2 регулирует величину
щели распределителя и следит за равномерным распределением щебня (примерно 1 м3 на 100 м2).
Слегка касаясь поверхности уложенного слоя
рассыпанный щебень механической щеткой наметается в пустоты первого слоя.
Щебень сначала наметают к середине, а затем от середины к краям. А-6 и Д-1
метлами поправляют отдельные места
|
7
|
Уплотнение верхнего слоя
россыпи;
13 мин;
М-3, М-4
|
М-3 и М-4 уплотняют тяжелыми катками верхний слой россыпи
при скорости движения 2 - 2,5 км/ч. Уплотнение начинают от краев к
середине с перекрытием следа на 20 - 30 см вальца.
Во время уплотнения необходимо следить за тем, чтобы щебень не дробился, а заклинивал пустоты
нижнего слоя
|
8
|
Распределение клинца и каменной мелочи;
13 мин;
А-2, А-6, Д-1;
лопата стальная строительная, проволочная щетка
|
Приемы труда аналогичны приемам, описанным в п. 6
|
9
|
Окончательное уплотнение покрытия;
13 мин;
М-3, М-4
|
Приемы труда аналогичны приемам, описанным в п. 7.
Количество проходов катка по одному следу примерно 6 - 8
|
10
|
Контроль качества;
6 мин;
А-1;
рейка металлическая, шаблон с уровнем, линейка
металлическая измерительная
|
А-1 (бригадир) проверяет качество покрытия из черного
щебня, толщину укладываемого слоя, качество отделки поверхности, кромок, соответствие поперечных уклонов
проектным
|
СОДЕРЖАНИЕ