ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ НОРМАТИВНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ УСТРОЙСТВО ЦЕМЕНТОБЕТОННЫХ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА № 5 НАРЕЗКА ШВОВ В ЗАТВЕРДЕВШЕМ БЕТОНЕ
МОСКВА 1976
Технологические карты разработаны отделом внедрения передовых методов труда и технического нормирования в строительстве автомобильных дорог и аэродромов института «Оргтрансстрой» (исполнители В.К. Пишванов, Л.С. Королева и Л.А. Мелешкина). Технологическая карта предусматривает нарезку швов в затвердевшем цементобетонном или железобетонном покрытии нарезчиком Д-903 (ДС-510) с алмазными дисками. Швы нарезают после снятия рельс-форм по полиэтиленовой пленке, уложенной для ухода за свежеуложенным бетоном. I. УКАЗАНИЯ ПО ТЕХНОЛОГИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССАНарезку швов в затвердевшем бетоне производят при достижении бетоном прочности 80 - 100 кг/см2. Время необходимое для набора указанной прочности бетоном в зависимости от температуры воздуха, составляет в ч: Время в часах 6 - 8 10 - 12 15 - 20 24 - 30 Средняя температура воздуха, °С 25 - 30 15 - 25 5 - 16 5 Швы нарезают ступенчатого сечения. Для нарезки швов со ступенчатым сечением на рабочем органе нарезчика устанавливают передний карборундовый диск диаметром 300 - 320 мм, толщиной 7 - 8 мм, задний диск - алмазный такого же диаметра толщиной 3,5 мм. Шов со ступенчатой формой прорези может быть получен также при нарезке алмазными дисками: двумя дисками (один - диаметр 250 мм, другой - 200 мм), установленными на одном шпинделе; тремя дисками, из которых два диска диаметром 200 мм установлены на переднем и один диаметром 250 мм - на заднем шпинделе нарезчика. Пазы швов расширения и контрольных швов нарезают пакетом карборундовых дисков, общая толщина которых равна ширине шва. Пакет дисков устанавливают на одном шпинделе. Пазы швов расширения можно нарезать алмазными дисками: сделать две параллельные прорези по краям шва, а бетон между прорезями и верхом конусной доски выколоть ломиком. Для нарезки шва заданного сечения диски устанавливают по высоте, регулируя их положение датчиками глубины. Поперечные швы сжатия нарезают подряд, пропуская швы расширения и контрольные швы. Перед нарезкой на покрытии прочерчивают по рейке линии шва, которые должны быть прямыми, совпадать со швами смежной полосы и быть строго перпендикулярными кромкам покрытия. Нарезчик устанавливают перед линией разметки шва так, чтобы при наезде на эту линию указатели совпали с ней. Затем нарезчик поднимают на поворотном круге и с помощью выдвижной рукоятки разворачивают так, чтобы указатель продольной симметрии совпал с линией разметки шва. Машину опускают на ходовые колеса, опускают рабочий орган (при этом диски должны войти в паз, прорезанный ранее на смежной полосе) и начинают нарезку шва, заглубляя диски и охлаждая их водой через форсунки. Резание шва начинают при минимальной подаче, а затем с помощью дросселя гидродвигателя постепенно увеличивают ее в зависимости от физико-механических свойств бетона и глубины прорези. В процессе нарезки шва следят за направлением резания, контролируя его по указателю продольной симметрии. Глубину нарезки контролируют визуально по сегменту заглубления диска. По окончании нарезки поперечного шва рабочий орган поднимают в транспортное положение, машину поднимают на поворотном круге и разворачивают ее для передвижения к следующему шву. Затем нарезчик опускают на ходовые колеса и на транспортной скорости он переезжает к следующему шву. При нарезке поперечных швов маячного ряда швы нарезают в два приема от середины к краям, так как нарезчик не должен съезжать с покрытия. После того, как первая часть поперечного шва (1,5 - 2 м до края покрытия) нарезана, рабочий орган нарезчика переводят в транспортное положение (при этом вращение дисков автоматически останавливается), поднимают нарезчик на поворотном круге и поворачивают на 180°. Точность разворота проверяется указателем продольной симметрии, который должен попасть в нарезанную часть шва. Затем опускают нарезчик на ходовые колеса, опускают рабочий орган (при этом диски должны войти в прорезанный ранее шов) и дорезают шов (рис. 13). Закончив нарезку поперечных швов сжатия, меняют алмазные диски карборундовыми, после чего нарезчик перемещают к началу захватки на транспортной скорости и аналогичными методами нарезают пазы швов расширения и контрольных швов. (Измененная редакция, Поправка). Емкость с водой, находящуюся на смежной полосе, перемещают по мере передвижения нарезчика автомобилем. После окончания работы нарезчик устанавливают в транспортном положении на месте стоянки, а диски снимают. Запасные алмазные диски хранят в сейфах. Для сокращения расхода алмазных дисков и воды рекомендуется применять смазывающе-охлаждающую жидкость СОЖ (растворенные в 1 м3 воды 10 кг гудрона от хлопкового масла и 0,35 кг каустической соды). В качестве СОЖ можно также применять водно-мыльный раствор с содержанием стирального порошка «Лотос» в количестве от 0,3 до 0,5 % (или «Донбасс», «Кристалл», «Мылолит» с изменениями в дозировке). Стиральный порошок вводится в воду охлаждения в расходную емкость на рабочей площадке. Рис. 13. Технологическая схема нарезки температурных швов в затвердевшем цементобетоном (железобетонном) покрытии нарезчиком Д-903 с алмазными дисками: 1 - шов расширения; 2 - шов сжатия; 3 - контрольный шов; 4 - нарезчик швов Д-903; 5 - цистерна с водой. Стрелками обозначено направление движения нарезчика при нарезке швов (рабочий ход), а цифрами в кружках - последовательность нарезки; пунктиром обозначено направление движения нарезчика при транспортном режиме (холостой ход). Полиэтиленовую пленку, перерезанную в местах нарезки швов, склеивают липкой полиэтиленовой лентой. Предварительно щеткой сгоняют воду с краев пленки вдоль шва. II. УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДАРаботы по нарезке температурных швов в затвердевшем цементобетонном покрытии выполняют, как правило, в две смены (на захватке № 6). Для успешного выполнения работ на участок заранее должны быть доставлены все необходимые материалы и инструменты. Работы выполняет звено в следующем составе: Машинист нарезчика 4 разр. - 1 Дорожный рабочий 1 » - 1 Все операции по нарезке швов выполняет машинист 4 разр. В начале смены он производит осмотр нарезчика, проверяет натяжение ремней и цепей, уровень топлива в топливном баке и уровень масла в баке гидросистемы, затяжку болтов и надежность стопорных устройств крепежа. Все рукоятки управления золотниками до начала нарезки швов машинист должен поставить в нейтральное положение, а рукоятки управления дросселями - в положение минимальной подачи. Он прочищает форсунки, подсоединяет шланги к системе охлаждения и проверяет подачу воды - она должна самотеком вытекать через форсунки. После осмотра машины машинист запускает и прогревает двигатель, проверяет работу механизма подъема и опускания рабочего органа машины, работу механизма подъема на опорно-поворотном круге, проверяет скорости передвижения нарезчика. В течение смены машинист нарезает швы, меняет режущие диски на шпинделях нарезчика. Дорожный рабочий 1 разр. размечает швы вместе с машинистом нарезчика; по мере продвижения нарезчика или цистерны с водой он переносит шланг подачи воды к нарезчику, в необходимых случаях помогает машинисту устанавливать нарезчик на шов, в процессе нарезки шва периодически контролирует положение указателя курса нарезчика. После нарезки шва дорожный рабочий липкой лентой склеивает края разрезанной полиэтиленовой пленки. По окончании работы машинист и дорожный рабочий снимают диски, отсоединяют шланг подачи воды, очищают нарезчик. III. ГРАФИК НАРЕЗКИ ШВОВ НАРЕЗЧИКОМ Д-903 (ДС-510) С АЛМАЗНЫМИ ДИСКАМИ НА ЗАХВАТКЕ ЦЕМЕНТОБЕТОННОГО (ЖЕЛЕЗОБЕТОННОГО) ПОКРЫТИЯ ДЛИНОЙ 160 м (161 м швов)
Итого на 160 м цементобетонного покрытия (1120 м2) чел-ч - 16 на 1000 м2 покрытия « - 14,3 (1,78 чел-дн) Примечания. Цифра над линией - количество рабочих. Цифра под линией - продолжительность операции, мин ↑ - рекомендуемое время начала обеденного перерыва. IV. КАЛЬКУЛЯЦИЯ ЗАТРАТ ТРУДА НА НАРЕЗКУ ТЕМПЕРАТУРНЫХ ШВОВ АЛМАЗНЫМИ ДИСКАМИ НАРЕЗЧИКОМ Д-903 (ДС-510) НА СМЕННОЙ ЗАХВАТКЕ ДЛИНОЙ 160 м ЦЕМЕНТОБЕТОННОГО (ЖЕЛЕЗОБЕТОННОГО) ПОКРЫТИЯ (161 м швов)
(Измененная редакция, Поправка). V. ОСНОВНЫЕ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ
VI. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫА. Основные материалы
Б. Машины, оборудование, инвентарь
ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ ЦЕМЕНТОБЕТОННЫХ (ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ) АЭРОДРОМНЫХ ПОКРЫТИЙ При работе с комплектом бетоноукладочных машин необходимо соблюдать следующие требования: а) перевозить рельс-формы на бортовых автомобилях или тракторных тележках; б) грузить, разгружать и устанавливать рельс-формы кранами с соблюдением правил безопасности погрузочно-разгрузочных работ; в) рельс-формы должны быть надежно закреплены; г) при укладке арматурных каркасов рабочие должны пользоваться рукавицами; д) при пуске машин необходимо соблюдать правила очередности включения узлов общей трансмиссии и отдельных агрегатов. Запрещается передвигать машины без сигнала; сигнал для работы бункера-распределителя бетона подается после ухода автомобиля-самосвала; е) выгружать бетонную смесь из автомобиля-самосвала в бункер распределителя можно только после установки самосвала на ручной тормоз и подачи звукового сигнала; ж) запрещается очищать стенки бункера во время его перемещения или движения машины; з) при совместной работе бетоноукладочной и бетоноотделочной машин расстояние между ними должно быть не менее 10 м; и) во время работы машин запрещается становиться на вибробрус и отделочный брус; нужно следить за тем, чтобы на верхней площадке вибробруса (вибродоски) не было бетонной смеси и посторонних предметов. Швы в свежеуложенном бетоне нарезают с соблюдением следующих правил техники безопасности: а) вибронож разрешается опускать только при остановленной машине; б) запрещается становиться на вибронож или класть на него груз; При нарезке швов в затвердевшем бетоне нарезчиком Д-903 (ДС-510) необходимо соблюдать следующие требования безопасности: а) если при нормальной работе системы охлаждения резание карборундовыми дисками сопровождается интенсивным появлением пара или при резании алмазными дисками появляются искры, а также при перегреве двигателя нарезчика и появлении черного дыма выхлопа скорость подачи следует уменьшать; б) запрещается на ходу нарезчика производить смазку, регулировку, какие-либо исправления или производить смену дисков во время работы двигателя. Категорически запрещается работа при открытой крышке кожуха дисков; в) все приводные ремни должны быть ограждены щитками. Нарезать шов разрешается только в защитных очках; г) работать при незафиксированном положении дисков запрещается. Каждый режущий диск должен быть установлен строго вертикально. Необходимо следить, чтобы при вращении диск касался стенки шва всей плоскостью; д) если на месте работы нарезчика Д-903 (ДС-510) нет песка, то на прицеп с водой устанавливается ящик с песком на случай воспламенения топлива; е) движение транспорта в зоне работы нарезчика запрещается. При заполнении швов мастиками или герметиками необходимо соблюдать следующие меры безопасности: а) к работам по заполнению швов допускаются липа не моложе 18 лет; б) лица, занятые на варке, разогревании и транспортировании горячих битумно-полимерных мастик, должны быть предварительно проинструктированы о безопасных способах загрузки и разгрузки варочного котла, варки и разогревании готовых мастик и транспортирования горячих мастик; в) все работающие с мастиками должны быть обеспечены спецодеждой (хлопчатобумажным комбинезоном, резиновыми сапогами, брезентовыми рукавицами и фартуками). Рабочие, засыпающие компоненты в котел с расплавленным битумом, обеспечиваются защитными очками и респираторами марки Ф-46 или 2000; рабочие, приготовляющие тиоколовые герметики - резиновыми перчатками (медицинскими) и респираторами; г) при варке битумно-полимерных мастик необходимо соблюдать следующие условия: котел должен быть исправным, без трещин, с плотно прилегающей крышкой, подвешенной на канате с противовесом; верхний край котла должен возвышаться над поверхностью земли на 1,2 м; котел должен быть закрыт, за исключением моментов перемешивания и загрузки материалов; котел следует загружать со стороны, противоположной топке, и только на 3/4 его емкости; во время варки мастики дверцы топки должны быть закрыты; не разрешается загружать в котел влажные материалы (битум, заполнители) во избежание сильного вспенивания массы, перелива ее через край котла и воспламенения; не допускается кипение и перелив пены: через край котла. Нагрев контролируют термометром со шкалой не менее 250 °С; исправность термометра проверяют каждый раз перед началом работы; брать пробу мастики (для определения готовности) разрешается только специальными черпаками-лопатами; д) битум с бензином (в случае приготовления грунтовки) необходимо смешивать на расстоянии не менее 50 м от места их разогрева. При этом разогретый битум вливают в бензин и перемешивают деревянными мешалками. Температура битума в момент смешения не должна превышать 70 °С. В случае вспышки битумной массы в котле его нужно плотно закрыть крышкой. Тушить горящую массу следует только сухим песком или огнетушителем. Заливать битум водой категорически запрещается; е) в случае попадания на открытую поверхность кожи битумно-полимерных и тиоколовых мастик или их составляющих их нужно удалить чистой ветошью, смоченной бензином или керосином, а затем смыть теплой водой с мылом; ж) все работающие с битумно-полимерными или тиоколовыми мастиками должны быть ознакомлены со специальными требованиями противопожарной охраны при работе с горячими и взрывчатыми веществами; з) при работе заливщика швов необходимо постоянно следить за состоянием предохранительных клапанов в системе подачи сжатого воздуха. Работа с неисправными клапанами запрещается; и) запрещается снимать крышку с заливщика швов при избыточном давлении в емкости; к) запрещается ремонтировать или регулировать узлы смесительного агрегата или компрессора при работающем двигателе.
СОДЕРЖАНИЕ
|