ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ НОРМАТИВНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ УСТРОЙСТВО ЦЕМЕНТОБЕТОННЫХ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА № 4 УСТРОЙСТВО ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ АЭРОДРОМНЫХ ПОКРЫТИЙ
МОСКВА 1976
Технологические карты разработаны отделом внедрения передовых методов труда и технического нормирования в строительстве автомобильных дорог и аэродромов института «Оргтрансстрой» (исполнители В.К. Пишванов, Л.С. Королева и Л.А. Мелешкина). Технологическая карта предусматривает устройство железобетонного покрытия комплектом бетоноукладочных машин (бункерный распределитель бетона Д-375 и длиннобазовая бетоноотделочная машина ДБО-7,5), установку арматурных каркасов размером 7´6,94 м с помощью крана КТС-5 и уход за свежеуложенным бетоном укрытием полиэтиленовой воздухонаполняемой панелью. I. УКАЗАНИЯ ПО ТЕХНОЛОГИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССАПоследовательность выполнения работ по устройству железобетонных покрытий с расстановкой машин, оборудования и рабочих отражает технологическая схема (рис. 12). Установка арматурных каркасов До установки каркасов на основании раскладывают пескоцементные подкладки. Каркасы устанавливают с автомобилей-каркасовозов краном при помощи траверсы, рама которой сварена из угловой стали. В случаях небольших короблений каркаса в местах, где стержни выходят на отметки поверхности покрытия, каркас следует крепить к основанию Г-образными обрезками арматуры. Разложенные по основанию подкладки устанавливают и проектное положение, приподнимая вручную каркас, который должен лежать на всех подкладках нижними стержнями. Армокаркасы собирают на специальном полигоне, а для фасонных плит в местах примыканий ВПП к РД изготовляют на месте после укладки основных плит. Технология установки и снятия приставной опалубки, обмазки граней плит, установки прокладок в швах расширения, укладки и уплотнения бетонной смеси, отделки поверхности и устройства продольного шва описана в технологической карте № 3 настоящего сборника. Рис. 12. Технологическая схема устройства железобетонных покрытий: 1 - автомобиль-каркасовоз; 2 - рельс-формы; 3 - приставная опалубка; 4 - деревянная прокладка со штырями; 5 - арматурный каркас; 6 - край КТС-5; 7 - бункерный распределитель бетона Д-375; 8 - глубинный вибратор; 9 - длиннобазовая бетоноотделочная машина ДБО-7,5; 10 - передвижная тележка с рулоном полиэтиленовой воздухонаполняемой панели; 11 - бункер на передвижной тележке для россыпи песка; 12 - валик песчаной смеси; 13 - автомобиль-самосвал; 14 - полиэтиленовая воздухонаполняемая панель. Кружками с цифрами обозначены рабочие и машинисты и их разряд, стрелками - переход бетонщика на захватку № 5 для снятия приставной опалубки Разница состоит лишь в том, что бункерный распределитель бетона не имеет приспособления для погружения штырей в швах сжатия (штыри в швах сжатия не устанавливают), а бетоноотделочная машина не оборудована приспособлением для уплотнения бетона по краям полосы (эта операция выполняется вручную из-за наличия арматурных каркасов). Уход за бетоном После отделки поверхности железобетонного покрытия и устройства продольного шва на примыкании к смежному ряду бетон укрывают полиэтиленовой воздухонаполняемой панелью (технология разработана в СУ-849 треста «Киевдорстрой» Главдорстроя). Для получения воздухонаполняемой панели сваривают на станке две полосы полиэтиленовой пленки шириной 7,5 - 8 м. Причем края двух полос пленки сваривают непрерывным швом, а среднюю часть - прерывистым швом. Рулоны с намотанной полиэтиленовой панелью доставляют к месту работ и размещают на тележке, установленной на рельс-форму и край покрытия смежного ряда. Тележку с рулоном панелей перемещают вручную, тем самым разматывая пленку (панель), которая плотно прижимается к бетонной поверхности алюминиевыми трубами, подвешенными сзади тележки. Края пленки пригружают песком или битумо-песчаной смесью во избежание сноса панели ветром. Уложенную панель заполняют при помощи компрессора воздухом и оставляют в таком положении до нарезки швов в затвердевшем бетоне. При высоких температурах окружающего воздуха в панель можно подавать охлажденный воздух, а при пониженных температурах - теплый воздух. II. УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДАРаботы по устройству железобетонных покрытий организуют в две смены на двух захватках: на захватке № 4 - устройство железобетонного покрытия и на захватке № 5 - снятие приставной деревянной опалубки. Для успешного выполнения работ необходимо иметь задел по установке приставной опалубки и арматурных каркасов на участке длиной 15 - 20 м впереди бункерного распределителя бетона. Бригада по устройству железобетонных покрытий состоит из 14 человек. В состав бригады не входят и оплачиваются особо машинист крана 5 разр., два такелажника 3 разр. и машинист компрессора 4 разр. Машинист крана и два такелажника устанавливают арматурные каркасы и подкладки под них. Машинист компрессора осуществляет заполнение уложенной полиэтиленовой панели воздухом. Каждый машинист обязан в начале смены проверить готовность машины к работе, устранить мелкие неисправности, заправить горючим и водой, в процессе работы управлять ею, а в конце смены очистить машину и сообщить механику о замеченных неисправностях. Организация работы звена по перестановке приставной опалубки и звена по приему и распределению цементобетонной смеси описана в технологической карте № 3 настоящего сборника. Звено по уплотнению бетонной смеси, окончательной отделке поверхности покрытия и уходу за бетоном: Машинист длиннобазовой бетоноотделочной машины ДБО-7,5 6 разр. - 1 Помощник машиниста ДБО-7,5 5 » - 1 Бетонщики: 4 разр. - 2 3 » - 4 2 » - 2 Два бетонщика 3 разр. уплотняют бетонную смесь по краям бетонируемой полосы глубинными вибраторами. Два бетонщика 4 разр. окончательно отделывают поверхность бетона. Два бетонщика 3 разр. кроме работ по отделке кромок покрытия и обработке продольного шва, прилегающего к смежному ряду, перемещают тележку с рулоном полиэтиленовой воздухонаполняемой панели и засыпают в бункер тележки песок или битумо-песчаную смесь. В начале смены два бетонщика 4 разр. и четыре бетонщика 3 разр. устанавливают деревянные прокладки со штырями и смазывают грань смежного ряда покрытия разжиженным битумом. Организация труда остальных членов звена описана в технологической карте № 3 настоящего сборника. III. ГРАФИК УСТРОЙСТВА ЖЕЛЕЗОБЕТОННОГО ПОКРЫТИЯ (СМЕННАЯ ЗАХВАТКА - 160 м БЕТОНИРУЕМОЙ ПОЛОСЫ ИЛИ 1320 м2 ПОКРЫТИЯ)
Примечания. Цифры над линией - количество рабочих, занятых в операции; цифры под линией - продолжительность операции, мин. ↑ - рекомендуемое время обеденного перерыва. IV. КАЛЬКУЛЯЦИЯ ЗАТРАТ ТРУДА НА УСТРОЙСТВО ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ АЭРОДРОМНЫХ ПОКРЫТИЙ(сменная захватка - 160 м, или 1120 м2 покрытия)
V. ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ
(Измененная редакция, Поправка). VI. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫА. Основные материалы и полуфабрикаты
(Измененная редакция, Поправка). Б. Машины
В. Инструмент и приспособления Установка и снятие приставной опалубки Молоток............................................................................................ 1 Маховая кисть.................................................................................. 1 Деревянная колодка (брусок)......................................................... 1 Лом.................................................................................................... 1 Лопата (подборочная)...................................................................... 2 Обмазка граней плит и установка прокладок в швах расширения Маховая кисть.................................................................................. 4 Лопата (подборочная)...................................................................... 2 Шнур, м............................................................................................. 30 Кувалда (кузнечная тупоносая)...................................................... 3 Установка арматурных каркасов Траверса для установки арматурных каркасов............................. 1 Укладка, уплотнение бетонной смеси, отделка поверхности покрытия и устройство продольного шва Метла................................................................................................. 2 Лопата (подборочная)...................................................................... 2 Лопата с удлиненной ручкой......................................................... 1 Щетка капроновая с длинной ручкой........................................... 2 Терка.................................................................................................. 1 Металлическая фигурная гладилка................................................ 2 Мастерок (см. рисунок 11).............................................................. 1 Глубинные вибраторы с гибким валом И-116............................. 2 Контрольная рейка длиной 3 м...................................................... 1 Уход за бетоном Лопата (подборочная)...................................................................... 2 Кувалда (кузнечная тупоносая)...................................................... 1 ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ ЦЕМЕНТОБЕТОННЫХ (ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ) АЭРОДРОМНЫХ ПОКРЫТИЙ При работе с комплектом бетоноукладочных машин необходимо соблюдать следующие требования: а) перевозить рельс-формы на бортовых автомобилях или тракторных тележках; б) грузить, разгружать и устанавливать рельс-формы кранами с соблюдением правил безопасности погрузочно-разгрузочных работ; в) рельс-формы должны быть надежно закреплены; г) при укладке арматурных каркасов рабочие должны пользоваться рукавицами; д) при пуске машин необходимо соблюдать правила очередности включения узлов общей трансмиссии и отдельных агрегатов. Запрещается передвигать машины без сигнала; сигнал для работы бункера-распределителя бетона подается после ухода автомобиля-самосвала; е) выгружать бетонную смесь из автомобиля-самосвала в бункер распределителя можно только после установки самосвала на ручной тормоз и подачи звукового сигнала; ж) запрещается очищать стенки бункера во время его перемещения или движения машины; з) при совместной работе бетоноукладочной и бетоноотделочной машин расстояние между ними должно быть не менее 10 м; и) во время работы машин запрещается становиться на вибробрус и отделочный брус; нужно следить за тем, чтобы на верхней площадке вибробруса (вибродоски) не было бетонной смеси и посторонних предметов. Швы в свежеуложенном бетоне нарезают с соблюдением следующих правил техники безопасности: а) вибронож разрешается опускать только при остановленной машине; б) запрещается становиться на вибронож или класть на него груз; При нарезке швов в затвердевшем бетоне нарезчиком Д-903 (ДС-510) необходимо соблюдать следующие требования безопасности: а) если при нормальной работе системы охлаждения резание карборундовыми дисками сопровождается интенсивным появлением пара или при резании алмазными дисками появляются искры, а также при перегреве двигателя нарезчика и появлении черного дыма выхлопа скорость подачи следует уменьшать; б) запрещается на ходу нарезчика производить смазку, регулировку, какие-либо исправления или производить смену дисков во время работы двигателя. Категорически запрещается работа при открытой крышке кожуха дисков; в) все приводные ремни должны быть ограждены щитками. Нарезать шов разрешается только в защитных очках; г) работать при незафиксированном положении дисков запрещается. Каждый режущий диск должен быть установлен строго вертикально. Необходимо следить, чтобы при вращении диск касался стенки шва всей плоскостью; д) если на месте работы нарезчика Д-903 (ДС-510) нет песка, то на прицеп с водой устанавливается ящик с песком на случай воспламенения топлива; е) движение транспорта в зоне работы нарезчика запрещается. При заполнении швов мастиками или герметиками необходимо соблюдать следующие меры безопасности: а) к работам по заполнению швов допускаются липа не моложе 18 лет; б) лица, занятые на варке, разогревании и транспортировании горячих битумно-полимерных мастик, должны быть предварительно проинструктированы о безопасных способах загрузки и разгрузки варочного котла, варки и разогревании готовых мастик и транспортирования горячих мастик; в) все работающие с мастиками должны быть обеспечены спецодеждой (хлопчатобумажным комбинезоном, резиновыми сапогами, брезентовыми рукавицами и фартуками). Рабочие, засыпающие компоненты в котел с расплавленным битумом, обеспечиваются защитными очками и респираторами марки Ф-46 или 2000; рабочие, приготовляющие тиоколовые герметики - резиновыми перчатками (медицинскими) и респираторами; г) при варке битумно-полимерных мастик необходимо соблюдать следующие условия: котел должен быть исправным, без трещин, с плотно прилегающей крышкой, подвешенной на канате с противовесом; верхний край котла должен возвышаться над поверхностью земли на 1,2 м; котел должен быть закрыт, за исключением моментов перемешивания и загрузки материалов; котел следует загружать со стороны, противоположной топке, и только на 3/4 его емкости; во время варки мастики дверцы топки должны быть закрыты; не разрешается загружать в котел влажные материалы (битум, заполнители) во избежание сильного вспенивания массы, перелива ее через край котла и воспламенения; не допускается кипение и перелив пены: через край котла. Нагрев контролируют термометром со шкалой не менее 250 °С; исправность термометра проверяют каждый раз перед началом работы; брать пробу мастики (для определения готовности) разрешается только специальными черпаками-лопатами; д) битум с бензином (в случае приготовления грунтовки) необходимо смешивать на расстоянии не менее 50 м от места их разогрева. При этом разогретый битум вливают в бензин и перемешивают деревянными мешалками. Температура битума в момент смешения не должна превышать 70 °С. В случае вспышки битумной массы в котле его нужно плотно закрыть крышкой. Тушить горящую массу следует только сухим песком или огнетушителем. Заливать битум водой категорически запрещается; е) в случае попадания на открытую поверхность кожи битумно-полимерных и тиоколовых мастик или их составляющих их нужно удалить чистой ветошью, смоченной бензином или керосином, а затем смыть теплой водой с мылом; ж) все работающие с битумно-полимерными или тиоколовыми мастиками должны быть ознакомлены со специальными требованиями противопожарной охраны при работе с горячими и взрывчатыми веществами; з) при работе заливщика швов необходимо постоянно следить за состоянием предохранительных клапанов в системе подачи сжатого воздуха. Работа с неисправными клапанами запрещается; и) запрещается снимать крышку с заливщика швов при избыточном давлении в емкости; к) запрещается ремонтировать или регулировать узлы смесительного агрегата или компрессора при работающем двигателе.
СОДЕРЖАНИЕ
|