ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО
АВТОТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА СОДЕРЖАНИЕ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ
НОРМЫ И МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ
Москва ИПК Издательство стандартов 2005
Предисловие Задачи, основные принципы и правила проведения работ по государственной стандартизации в Российской Федерации установлены ГОСТ Р 1.0-92 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Основные положения» и ГОСТ Р 1.2-92 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок разработки государственных стандартов» Сведения о стандарте 1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «Научно-исследовательский центр по испытаниям и доводке автомототехники» (ФГУП НИЦИАМТ) Министерства промышленности, науки и технологии Российской Федерации 2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 315 «Эксплуатация автомобильного транспорта и автотранспортные услуги» 3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2004 г. № 110-ст 4 Настоящий стандарт соответствует требованиям гигиенических нормативов ГН 2.1.6.1338-03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест. Гигиенические нормативы», ГН 2.1.6.1339-03 «Ориентировочные безопасные уровни воздействия (ОБУВ) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест. Гигиенические нормативы» 5 ВЗАМЕН ГОСТ Р 51206-98 СОДЕРЖАНИЕ ГОСТ Р 51206-2004 НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Автотранспортные средства СОДЕРЖАНИЕ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ В ВОЗДУХЕ ПАССАЖИРСКОГО ПОМЕЩЕНИЯ И КАБИНЫ Нормы и методы испытаний Motor vehicles. Content of pollutants in the air of passenger compartment and cabin. Norms and test methods Дата введения - 2006-01-01 1 Область примененияНастоящий стандарт распространяется на автотранспортные средства (далее - АТС) категорий М, N1) с двигателями внутреннего сгорания, имеющие максимальную расчетную скорость не менее 50 км/ч. 1) Определение категорий - в соответствии с ГОСТ Р 52051. Стандарт устанавливает требования к содержанию загрязняющих (вредных) веществ в воздухе пассажирского помещения и кабины, образующихся при сгорании топлива в двигателе и испарении топлива и смазок из систем автомобиля. Стандарт не распространяется на транспортные средства, не предназначенные для передвижения по дорогам общего пользования (карьерные самосвалы, сельскохозяйственные и лесохозяйственные тракторы и др.). 2 Нормативные ссылкиВ настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты: ГОСТ 12.1.007-76 Система стандартов безопасности труда. Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности ГОСТ 17.2.6.02-85 Охрана природы. Атмосфера. Газоанализаторы автоматические для контроля загрязнения атмосферы. Общие технические требования ГОСТ Р 41.85-99 (Правила ЕЭК ООН № 85) Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения двигателей внутреннего сгорания или систем электротяги, предназначенных для приведения в движение механических транспортных средств категорий М и N, в отношении измерения полезной мощности и максимальной 30-минутной мощности систем электротяги ГОСТ Р 51980-2002 Транспортные средства. Маркировка. Общие технические требования ГОСТ Р 52051-2003 Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определения Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов по указателю «Национальные стандарты», составленному по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененным (измененным) стандартом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку. 3 Термины и определения, обозначения и сокращенияВ настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями: 3.1 загрязняющее (вредное) вещество (ЗВ): Химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую природную среду [1]. 3.2 ориентировочный безопасный уровень воздействия ЗВ в атмосферном воздухе населенных мест (ОБУВ): Временный гигиенический норматив максимального содержания ЗВ в атмосферном воздухе пассажирского помещения и кабины АТС, утвержденный в установленном порядке. 3.3 предельно допустимая максимальная разовая концентрация ЗВ (ПДКмр): Концентрация, не оказывающая прямого или косвенного неблагоприятного воздействия на настоящие или будущие поколения, не снижающая работоспособность человека, не ухудшающая его самочувствие и санитарно-бытовые условия в течение всей жизни. 3.4 фоновое загрязнение: Содержание ЗВ в атмосферном воздухе, создаваемое всеми источниками их образования, за исключением испытуемого АТС. 3.5 классы опасности ЗВ (в соответствии с требованиями ГОСТ 12.1.007): 1 - чрезвычайно опасные, 2 - высоко опасные, 3 - умеренно опасные, 4 - малоопасные. 3.5.1 углеводороды алифатические предельные (С2 - С10): Углеводороды, относящиеся к классу опасности 4. 3.5.2 оксид углерода (СО): Газ, относящийся к классу опасности 4. 3.5.3 оксид азота (NO): Продукт, относящийся к классу опасности 3. 3.5.4 диоксид азота (NO2): Продукт, относящийся к классу опасности 2 по ГН 2.1.6.1338 [2]. 3.5.5 формальдегид (СН2О): Альдегид насыщенного ряда, относящийся к классу опасности 2. 3.5.6 метан (СН4): Начальный углеводород алифатического ряда, относящийся к классу опасности 4. 3.6 экспресс-анализ: Анализ, совмещающий одновременный отбор проб и быстрый анализ ЗВ с помощью автоматических переносных газоанализаторов, соответствующих требованиям ГОСТ 17.2.6.02. 3.7 тип АТС в отношении нормируемого настоящим стандартом содержания ЗВ в пассажирском помещении, кабине: АТС с конструктивными параметрами (отраженными в техническом описании), обеспечивающими эквивалентное содержание ЗВ в воздухе пассажирских помещений и кабин АТС. 3.8 снаряженная масса АТС: Масса АТС, полностью заправленного (топливом, маслами, охлаждающей жидкостью и пр.), укомплектованного запасным колесом, инструментом и т.п., с водителем, но без груза и/или пассажиров. 3.9 полная масса АТС: Масса снаряженного АТС, масса груза по грузоподъемности и пассажиров (по числу мест). 3.10 максимальная мощность двигателя: Мощность двигателя по ГОСТ Р 41.85. 3.11 отбор проб: Отбор проб воздуха аспирационным методом с целью его количественного химического анализа в лабораторных условиях. 3.12 концентрация ЗВ: Массовая концентрация ЗВ, выраженная в миллиграммах на метр в кубе (мг/м3). 4 Общие требования4.1 Нормы4.1.1 Номенклатура ЗВ, подлежащих определению, и их предельно допустимые концентрации Содержание ЗВ в воздухе пассажирского помещения и кабины АТС не должно превышать предельно допустимых максимальных разовых концентраций (ПДКмр), установленных ГН 2.1.6.1338 [2] и ГН 2.1.6.1339 [3]. Перечень ЗВ, подлежащих определению, приведен в таблице 1. Таблица 1 - Номенклатура и предельно допустимое содержание ЗВ в пассажирском помещении и кабине АТС
4.1.2 Номенклатура ЗВ в зависимости от типа двигателя и применяемого моторного топлива: - С2 - С10, СО, NO, NO2 - для АТС с двигателями с искровым зажиганием, работающих на бензине и (или) СНГ (сжиженном нефтяном газе); - СО, NO, NO2, CH2O - для АТС с двигателями с воспламенением от сжатия (дизели и газодизели); - СН4, СО, NO, NO2 - для АТС с двигателями с искровым зажиганием, работающих на КПГ (компримированном природном газе). 5 Методы испытаний5.1 Определение ЗВ в пробах воздуха5.1.1 Содержание ЗВ в пробах воздуха, отобранных в пассажирском помещении и кабине АТС, определяют в дорожных (экспресс-анализ) и лабораторных условиях с помощью газоанализаторов, работающих на основе методов, приведенных в 5.1.2, и имеющих характеристики, указанные в дополнении 1 к приложению Б. 5.1.2 Методы определения 1) При определении оксида углерода (СО) применяют следующие методы: - газовую хроматографию с использованием пламенно-ионизационного детектора (ПИД) после конверсии в метан; - оптико-акустическую инфракрасную спектроскопию; - электрохимическое детектирование. 2) При определении метана (СН4) и алифатических углеводородов предельного ряда (С2 - С10), применяют газовую хроматографию с ПИД и насадочными или капиллярными колонками. 3) При определении диоксида и оксида азота (NO2 и NO) применяют хемилюминесценцию, гетерогенную хемилюминесценцию. 4) При определении формальдегида (СН2О) применяют: - высокоэффективную жидкостную хроматографию с ультрафиолетовым детектором; - газовую хроматографию с ПИД и насадочными или капиллярными колонками. Допускается применять другие методы анализа, обеспечивающие требуемые избирательность и точность измерений нормируемых ЗВ. 5.2 Объект испытаний5.2.1 При проведении испытаний в целях сертификации устанавливают понятие «типа АТС в отношении нормируемого настоящим стандартом содержания ЗВ в пассажирском помещении, кабине» согласно 3.7. 5.2.2 АТС принадлежат к одному типу в отношении нормируемого настоящим стандартом содержания ЗВ в пассажирском помещении (кабине), если они не имеют различий по следующим характеристикам: - категория; - предприятие - изготовитель АТС; - тип двигателя (рабочий процесс, используемое топливо); - рабочий объем двигателя (различие не более чем на 25 %); - конструкция кабины (для АТС категории N - в зависимости от расположения двигателя и др.); - конструкция кузова (для АТС категорий М2, М3); - расположение выпускной трубы по отношению к кузову (кабине) АТС; - наличие (отсутствие) системы очистки воздуха в кабине, пассажирском помещении АТС. 5.2.3 Параметры и технические характеристики, определяющие тип АТС, должны быть указаны в техническом описании и представлены заявителем в трех экземплярах. Форма технического описания представлена в приложении А. 5.2.4 При проведении испытаний других видов, оценивающих конструкцию испытуемого АТС по параметрам, нормируемым настоящим стандартом, заявитель представляет заявку, в которой приводит характеристики испытуемого образца АТС согласно пункту 1 дополнения 2 приложения Б. 5.2.5 АТС категории М1 испытывают с половиной полной массы груза, но не менее 180 кг, категории N - с полной массой груза. 5.2.6 АТС категорий М2, М3 испытывают в снаряженном состоянии. 5.2.7 Испытания проводят в соответствии с приложением Б. 6 Требования безопасностиПри проведении дорожных испытаний следует соблюдать требования [4] и инструкции по охране труда, действующие в организации, проводящей испытания. Приложение А(обязательное) Техническое описание конструктивных параметров, влияющих на содержание ЗВ в воздухе пассажирского помещения и кабины АТС
А.3 Схемы, чертежи (максимальный формат А4)
Приложение Б(обязательное) Метод испытаний по определению содержания ЗВ в воздухе пассажирского помещения и кабины АТСБ.1 Введение В настоящем приложении описывается метод проведения испытаний по определению содержания ЗВ в воздухе пассажирских помещений и кабин для АТС всех категорий, указанных в разделе 1. Б.2 Условия проведения испытаний Б.2.1 Испытания АТС проводят на дорогах с твердым покрытием и уклоном, не превышающим (2,0 ± 0,5) %. Б.2.2 В воздухе пассажирского помещения и кабины АТС определяют ЗВ при следующих условиях: - окна, двери, форточки, вентиляционные люки закрыты; - система кондиционирования выключена; - система внутренней рециркуляции выключена; - принудительная вентиляция включена; - система отопления выключена. Б.2.3 При наличии на испытуемом АТС независимой отопительной установки проводят дополнительное испытание с включенными отоплением и принудительной вентиляцией на двух режимах согласно Б.3. Б.2.4 При наличии на испытуемом АТС системы очистки воздуха (СОВ) проводят испытания с включенной СОВ на двух режимах согласно Б.3. Б.2.5 При наличии на испытуемом АТС люка(ов) в крыше кабины (кузова) проводят дополнительное испытание с открытым люком(ами) при движении со скоростью 50 км/ч согласно Б.3. Б.2.6 Метеорологические условия при проведении испытаний приведены в таблице Б.1. Таблица Б.1 - Параметры и значения метеорологических условий
Б.3 Режимы испытаний Испытание проводят в двух режимах работы АТС: I - установившийся режим движения со скоростью (50 ± 5) км/ч. Для АТС с механической коробкой передач выбирают высшую передачу, обеспечивающую устойчивое движение; II - холостой ход. Для неподвижного АТС - режим при работе двигателя с минимально устойчивой частотой вращения коленчатого вала двигателя, предписанной изготовителем. Б.4 Проведение испытаний Б.4.1 Подготовка к испытаниям Б.4.1.1 Проводят идентификацию представленного для испытания АТС, проверяют его соответствие техническому описанию согласно приложению А. Б.4.1.2 Проводят визуальную оценку состояния внутренних и внешних поверхностей кузова (кабины), уплотнений стекол, люков, дверей и выпускного тракта АТС. Б.4.1.2.1 К испытаниям допускают АТС без выявленных отклонений от характеристик, заявленных в техническом описании. Б.4.1.3 Заправляют топливный(е) бак(и) до 90 % вместимости. Б.4.1.4 Закрывают окна, двери, вентиляционные люки АТС. Выдерживают АТС не менее 6 ч в закрытом помещении при температуре воздуха, отличающейся от температуры воздуха во время испытаний не более чем на 5 °С. Б.4.2 Испытание в режиме I Испытание АТС проводят в дорожных условиях в соответствии с Б.2 в следующей последовательности. Б.4.2.1 Включают двигатель. АТС из закрытого помещения перемещают на дорогу. Останавливают АТС на стоянке, в стороне от проезжей части, выключают двигатель, открывают окна, двери, вентиляционные люки, проветривают пассажирское помещение и кабину. Через (5 ± 1) мин закрывают окна, двери и вентиляционные люки. Б.4.2.2 Включают двигатель, начинают движение по маршруту. Устанавливают скорость движения (50 ± 5) км/ч согласно Б.3, а режим работы систем вентиляции и отопления - в соответствии с Б.2.2. Б.4.2.3 Через (20 ± 5) мин от начала цикла, не прерывая движения, проводят экспресс-анализ и (или) отбор проб воздуха в пассажирском помещении и (или) кабине АТС в точках, указанных на рисунке 1. Б.4.2.3.1 Пробы отбирают согласно 3.2 дополнения 1, экспресс-анализ воздуха проводят согласно 3.3 дополнения 1 к приложению Б. Б.4.3 Испытание в режиме II Испытание АТС проводят на открытой стоянке непосредственно после испытания в режиме I. Б.4.3.1 Перед началом испытаний проводят экспресс-анализ ЗВ в атмосферном воздухе в зоне испытаний в радиусе 5 - 10 м от испытуемого АТС. Б.4.3.1.1 Экспресс-анализ ЗВ проводят в соответствии с 3.3 дополнения 1 к приложению Б. Б.4.3.1.2 Испытания начинают, если концентрации ЗВ, измеренные в зоне проведения испытаний, не превышают 0,5 ПДКмр для атмосферного воздуха населенных мест. Б.4.3.2 Устанавливают АТС таким образом, чтобы направление потока отработавших газов было ориентировано против ветра. Б.4.3.3 Включают двигатель АТС, устанавливают режим его работы согласно Б.3, обеспечивают условия испытаний и режимы работы систем вентиляции и отопления в соответствии с Б.2. Б.4.3.4 Через (20 ± 5) мин после выхода на режим, не выключая двигатель, проводят экспресс-анализ ЗВ и (или) отбор проб воздуха в пассажирском помещении и кабине АТС в точках, указанных на рисунке 1. Б.4.3.4.1 Пробы отбирают согласно 3.2 дополнения 1, экспресс-анализ воздуха проводят согласно 3.3 дополнения 1 к приложению Б. Б.4.3.5 Заканчивают экспресс-анализ ЗВ и отбор проб воздуха, отключают электропитание ЭПУ и газоанализаторов. Б.4.3.6 Передают в аналитическую лабораторию пробы воздуха, отобранные при испытаниях в режимах I и II, для их последующей обработки и количественного анализа ЗВ. Б.5 Оформление результатов испытаний Б.5.1 По результатам проведенных испытаний оформляют протокол в соответствии с дополнением 2 к приложению Б. Б.5.2 Результаты испытаний признают положительными, если зарегистрированные значения измерений каждого из нормируемых ЗВ не превышают установленных значений ПДКмр согласно 4.1 во всех точках измерений. (к приложению Б) Процедура отбора проб и проведения измерений ЗВ 1 Отбор проб воздуха 1.1 Устройства для отбора проб воздуха Пробы воздуха отбирают аспирационным способом. Система отбора проб включает в себя электрические пробоотборные устройства (ЭПУ), пипетки или поглотительные емкости, концентраторы, гибкие трубки (шланги). 1.2 В качестве ЭПУ используют переносные одно- и многоканальные приборы (электроаспираторы) по ГОСТ 17.2.6.02 со скоростями отбора проб воздуха от 0,1 до 2,0 дм3/мин. 1.3 Пробы воздуха отбирают в поглотительные емкости (далее - емкости) вместимостью от 0,2 до 0,6 дм3, изготовленные из инертных материалов (стекло, фторопласт, полиамид), или концентраторы - металлические или стеклянные патроны, наполненные адсорбирующими материалами (активированный уголь, силикагель, оксид алюминия и др.). 1.4 Гибкие шланги должны быть изготовлены из эластичных инертных материалов (силиконовая резина и др.), не имеющих трещин и разрывов. 2 Измерение ЗВ в пробах воздуха 2.1 Измерение ЗВ в воздухе пассажирского помещения и кабины АТС проводят с помощью переносных или стационарных газоанализаторов, работающих на основе методов, указанных в 4.2, прошедших метрологическую аттестацию и внесенных в Государственный Реестр РФ в качестве типа средств измерений. 2.1.1 Количественное измерение ЗВ проводят согласно методикам выполнения измерений (МВИ), утвержденных Госстандартом РФ в установленном порядке. 2.1.2 Средства измерений и МВИ должны обеспечивать избирательное измерение ЗВ в присутствии сопутствующих компонентов на уровне не менее 0,5ПДКмр. 3 Процедура отбора проб воздуха и (или) экспресс-анализа ЗВ 3.1 Места отбора проб воздуха и (или) экспресс-анализа ЗВ 3.1.1 Пробы воздуха и (или) экспресс-анализ ЗВ на месте водителя, в пассажирском помещении и кабине АТС категорий М1 и N отбирают на высоте (1,0 ± 0,1) м от пола (точка 1, рисунок 1). 1 - точка отбора проб для АТС категорий М, N; 1, 2, 4 - точки отбора проб для АТС категорий М2, М3; 3 - точка отбора проб для АТС категории М3 (сочлененный) Рисунок 1 - Точки отбора проб воздуха и экспресс-анализа ЗВ на месте водителя и пассажирских местах АТС 3.1.2 Пробы воздуха и (или) экспресс-анализ ЗВ в пассажирском помещении и кабине АТС категорий М2, М3 отбирают в кабине на месте водителя и пассажирском помещении во втором и последнем рядах сидений с левой стороны по ходу их движения, на высоте (1,0 ± 0,1) м от пола (точки 1, 2, 4 на рисунке 1). 3.1.3 При испытании двухэтажных АТС категорий М2, М3 пробы воздуха и (или) экспресс-анализ ЗВ на первом этаже отбирают на втором этаже - во втором и последнем рядах сидений с левой стороны по ходу его движения. 3.1.4 Пробы воздуха и (или) экспресс-анализ ЗВ в пассажирском помещении и кабине сочлененных АТС категории М3 отбирают в местах, указанных в 3.1.2, и дополнительно - в месте сочленения в вертикальной плоскости симметрии, на высоте (1,5 ± 0,1) м от уровня пола (точка 3 на рисунке 1). 3.1.5 Пробы воздуха и (или) экспресс-анализ ЗВ в пассажирском помещении АТС категории М1 типа «кабриолет» отбирают в соответствии с 3.1.1 при установленном (и) мягком(й) верхе(крыше). 3.2 Последовательность отбора проб 3.2.1 Включают ЭПУ. 3.2.2 Пропускают через поглотительную емкость или концентратор воздуха объемом, равным их 10 - 15-кратной вместимости. 3.2.2.1 В каждой точке измерения последовательно отбирают не менее трех проб воздуха. 3.2.3 По завершении отбора проб воздуха выключают ЭПУ, герметично закрывают зажимными устройствами вход и выход емкостей или концентраторов и маркируют отобранные пробы. 3.3 Последовательность выполнения экспресс-анализа ЗВ 3.3.1 Включают газоанализаторы перед началом испытания. 3.3.2 Прогревают газоанализаторы и выводят их на рабочий режим в течение 15 - 20 мин. Режим прогрева газоанализаторов может совпадать с началом выполнения режимов испытаний. 3.3.3 Переводят газоанализаторы в режим измерения и регистрируют результаты содержания ЗВ во время выполнения режимов испытаний согласно Б.4.2.3 и Б.4.3.4. 3.3.4 В течение 5 - 7 мин регистрируют не менее пяти показаний газоанализаторов по каждому из определяемых ЗВ. 3.3.5 За окончательный результат измерения по каждому из определяемых ЗВ принимают наибольшее, по абсолютной величине, значение. (к приложению Б) Форма протокола испытаний АТС
Таблица 1
3.2 Массовые концентрации ЗВ в воздухе пассажирского помещения (кабины), АТС приведены в таблице 2. Таблица 2
Библиография[1] Федеральный закон РФ «Об охране атмосферного воздуха» от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ [2] ГН 2.1.6.1338-03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест. Гигиенические нормативы» [3] ГН 2.1.6.1339-03 «Ориентировочные безопасные уровни воздействия (ОБУВ) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест. Гигиенические нормативы» [4] Правила дорожного движения Российской Федерации, введенные в действие с 01.07.1994 г., с изменениями и дополнениями, утвержденными в 1998 - 2002 гг.
Ключевые слова: автотранспортные средства, воздух пассажирских помещений и кабин, метод и режимы испытаний, тип транспортного средства, загрязняющие вещества, предельного допустимые максимальные разовые концентрации, массовые концентрации, отбор проб воздуха, методы анализа
|