На главную | База 1 | База 2 | База 3

МИНИСТЕРСТВО АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ КАЗАХСКОЙ ССР

ЕДИНЫЙ ЦЕНТР НАУЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА
И УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВОМ

КАРТА
ТРУДОВЫХ ПРОЦЕССОВ

УСТРОЙСТВО
ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ ТРУБ

УСТРОЙСТВО СБОРНОЙ ЖЕЛЕЗОБЕТОННОЙ ТРУБЫ Д = 1 м
ПОД АВТОМОБИЛЬНУЮ ДОРОГУ

ГИДРОИЗОЛЯЦИОННЫЕ РАБОТЫ

КТ-4.4-99.101-75

Алма-Ата, 1976

КТ-4.4-99.101-75

УСТРОЙСТВО СБОРНОЙ ЖЕЛЕЗОБЕТОННОЙ ТРУБЫ Д = 1 м ПОД АВТОМОБИЛЬНУЮ ДОРОГУ

Разработана ЕЦНОТ и УП Министерства автодорог КазССР

 

Карта трудового процесса дорожно-строительного производства

ГИДРОИЗОЛЯЦИОННЫЕ РАБОТЫ

Утверждена технико-экономическим советом МАД КазССР

 

Входит в комплект карт ККТ-4.4; -2.1

Взамен КТ

 

I. НАЗНАЧЕНИЕ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ КАРТЫ

1.1. Карта трудового процесса на устройство гидроизоляции железобетонной сборной трубы д = 1 м предназначена для рациональной организации рабочих при гидроизоляционных работах.

1.2. Применение карты трудового процесса позволит увеличить производительность труда при устройстве гидроизоляции до 15 % по сравнению с действующими нормативами.

II. ИСПОЛНИТЕЛИ, ПРЕДМЕТЫ И ОРУДИЯ ТРУДА

2.1. Исполнители:

гидроизолировщик IV разряда (Г1) - 1

гидроизолировщик III разряда (Г2) - 1

гидроизолировщик II разряда (Г3, Г4) - 2

машинист передвижного распылительного агрегата IV разряда (Р1) - 1

2.2. Инструменты, приспособления, инвентарь.

Наименование, назначение и основные параметры

ГОСТ, № чертежа

Кол-во, шт.

1

2

3

Жгуты из пакли, пропитанной битумом для конопатки швов

-

-

Временная опалубка - кружала

-

2

Битуминизированная ткань (мешковина, изол)

-

45 м2

Нож для резки пакли и битуминизированной ткани

-

1

Кисти для размазывания мастики

-

3

Плоские воронки

ЦНИИС Минтрансстроя

2

Емкость для битумного лака

-

1

Стальные конопатки

ГОСТ 11618-65

2

Конический бачок для мастики

-

1

Мастерки (кельмы)

-

2

Резиновый валик

-

1

Пила поперечная (ножовка)

-

1

Черпак со сливным приспособлением для розлива битумной мастики

-

1

Ведра

-

2

Рулетка

-

1

Совковая стальная лопата

-

1

Битумоварочный котел

-

1

Передвижной распылительный агрегат

-

1

Тент

-

1

Растворный ящик

-

1

III. УСЛОВИЯ И ПОДГОТОВКА ПРОЦЕССА

3.1. Гидроизоляционные работы производят в соответствии с указаниями ВСН 32-60 только в сухую погоду при температуре воздуха не ниже +5 °С. При температуре воздуха свыше 25 °С или в случае дождя место работ должно быть защищено от воздействия солнечных лучей и дождя тентом.

3.2. Перед устройством гидроизоляции сухие, подлежащие изолированию поверхности необходимо тщательно очистить от пыли или другого загрязнения при помощи щеток, продувки воздухом и т.п.

3.3. Поверхность битуминизированной ткани должна быть ровной, без складок, без дырок и бугров. На поверхности полотна допускаются отдельные блестящие пятна. В разрезе полотно должно быть черным без светлых прослоек основы.

3.4. При отсутствии готового битумного лака его приготовляют на месте работ в металлической емкости. Для этого предварительно разогретый до 100 °С битум смешивают небольшими порциями с растворителем (бензин, лигроин, керосин, сольвент-нафт). В качестве грунтовки вместо битумного лака можно применять жидкий битум.

3.5. Битумную мастику для обмазочной гидроизоляции готовят в битумоварочном котле. Битум марок БНД 60/90 и БНД 40/60 загружают кусками в битумоварочный котел на 1/3 объема котла и при постоянном перемешивании разогревают. После исчезновения пены в котел небольшими порциями добавляют подогретое машинное масло, а затем сухой подогретый асбест седьмого сорта. Мастику нагревают до температуры 175 - 180 °С (время нагрева примерно 1,5 часа после введения асбеста), затем огонь в топке уменьшают и поддерживают температуру битума не выше 175 °С.

3.6. Цементный раствор должен быть не ниже марки М-150.

3.7. Для труб из звеньев заводского изготовления обмазочная гидроизоляция применяется при условии:

а) применения плотного бетона водонепроницаемостью не ниже В-2 по ГОСТ 4795-68;

б) удовлетворительных результатов испытания звеньев труб на водонепроницаемость на заводе-изготовителе;

в) наличия технического паспорта изготовленных звеньев, с указанием результатов испытаний бетона и звеньев на водонепроницаемость.

IV. ТЕХНОЛОГИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА

4.1. В комплекс гидроизоляционных работ входят заделка швов между звеньями трубы, оклеечная изоляция швов и обмазочная изоляция трубы.

Рис. 1

4.2. Швы снаружи конопатят двумя слоями жгутов из пакли, пропитанной битумом. Первый (нижний) слой втапливают так, чтобы он не доходил на 3 см до внутренней поверхности звеньев. Второй слой втапливают в шов на 0,5 - 1 см от наружной поверхности звена.

4.3. С внутренней стороны швы на глубину 3 см заделывают цементным раствором, а с внешней стороны шов на глубину 0,5 - 1 см заливают битумной мастикой через плоскую воронку.

Рис. 2

Воронка для заливки швов растворов

4.4. При заделке швов с внутренней стороны пескоцементным раствором и с внешней стороны битумной мастикой для предупреждения оплывов применяют временную опалубку-кружала из досок. После отвердения битумной мастики и схватывания пескоцементного раствора опалубку-кружала снимают и переставляют на очередной шов.

4.5. Оклеечную гидроизоляцию швов устраивают из двух слоев битуминизированной ткани. Ленты ткани шириной 25 см накладывают на шов, предварительно прогрунтованный на ширину ленты горячей битумной мастикой, и разглаживают резиновым валиком. Затем уложенную ленту смазывают горячей битумной мастикой и накладывают вторую такую же ленту с тщательной прикаткой. Ленты битуминизированной ткани должны плотно прилегать к поверхности трубы и друг к другу без пропусков и пузырей. Поверх второй ленты наносится отделочный слой горячей битумной мастики.

4.6. Поверхности звеньев трубы и оголовков, засыпаемые грунтом, сначала покрываются битумным лаком, который наносится передвижным распылительным агрегатом. Затем бак агрегата заполняется горячей битумной мастикой, распылитель заменяют распределительным соплом, наносят первый слой битумной мастики и размазывают ее кистями тонким слоем (1 - 3 мм). Второй слой битумной мастики наносят после остывания первого слоя в таком же порядке.

Рис. 3

4.7. В случае перерыва в устройстве гидроизоляции края незаконченного слоя вновь обмазывают на ширину не менее 3 см для получения связи слоев изоляции.

4.8. При производстве работ по гидроизоляции трубы необходимо соблюдать технику безопасности:

а) при варке битумной мастики в котле заполнение котлов допускается не более чем на 3/4 их геометрической емкости. Запрещается загружать в котел влажные материалы;

б) при возгорании битума в котле следует плотно закрыть горловину крышкой и заглушить топку. Запрещается заливать горячий битум водой, его следует тушить только сухим песком;

в) при ожоге битумом нужно его смыть с кожи соляровым маслом, а затем сделать примочку из 96-процентного этилового спирта;

г) чистку битумных котлов можно начинать только после их полного остывания при обязательном использовании предохранительных очков и брезентовых костюмов.

4.9. График трудового процесса.

Примечание. В графике предусмотрены затраты труда на 1 стык (шов) звеньев в п.п. 1, 3, 4, 5 и на 1 звено трубы - п.п. 2, 6.

В технологический перерыв производятся вспомогательные работы.

4.10. Схема организации рабочего места.

Г1 ÷ Г4 - положение гидроизолировщиков при устройстве изоляции; А - передвижной распылительный агрегат; К - битумоварочный котел; Я - растворный ящик

V. ПРИЕМЫ ТРУДА

№ по графику

Наименование и продолжительность операций, исполнители и орудия труда

Характеристика приемов труда

1

2

3

1.

Конопатка швов паклей;

Г2, Г3 - 21,3 мин.,

ведро, стальные конопатки.

Гидроизолировщики Г2 и Г3 делают из пакли жгуты, окунают их в ведро с предварительно разогретым битумом и законопачивают снаружи швы при помощи стальных конопаток.

2.

Очистка наружной поверхности трубы;

Г4 - 3,7 мин.,

щетка, мастерок.

В это же время гидроизолировщик Г4 очищает наружную поверхность трубы от мусора, наплывов бетона и раствора.

3.

Заливка мастики в шов;

Г1 - 6,4 мин.,

ведро, черпак со сливным приспособлением, плоская воронка.

Гидроизолировщик Г1 устанавливает с наружной стороны трубы переносную опалубку-кружала, затем набирает из котла в ведро битумную мастику, подносит к телу трубы, черпаком со сливным приспособлением зачерпывает мастику и через плоскую воронку заливает в предварительно проконопаченный шов. После этого переставляет опалубку на другой шов.

4.

Заделка швов цементным раствором;

Г2 - 9,8 мин., Г3 - 1,7 мин.,

временная опалубка-кружала, мастерок (кельма), стальная шуровка, ведро, растворный ящик, совковая стальная лопата.

Гидроизолировщик Г2 устанавливает переносную опалубку-кружала внутри трубы. В это время гидроизолировщик Г3 набирает из растворного ящика в ведро совковой лопатой цементный раствор и подносит его гидродзолировщику Г2. Гидроизолировщик Г2 набирает мастерком раствор из ведра и заполняет шов, уплотняя раствор стальной шуровкой, после чего заглаживает поверхность раствора мастерком. После заделки шва гидроизолировщики Г2 и Г3 переходят на следующий шов.

5.

Оклеечная изоляция швов;

Г1 - 15,9 мин., Г4 - 7,3 мин.,

резиновый валик, кисть, нож, рулетка.

Гидроизолировщик Г4 раскраивает ножом битуминизированную ткань на полосы шириной 25 см и длиной 3,7 м. Гидроизолировщик Г1 кистью прогрунтовывает горячей битумной мастикой шов на ширину ленты ткани, затем вдвоем накладывают битуминизированную ткань на шов и разглаживают ее резиновым валиком. Гидроизолировщик Г1 обмазывает уложенную ленту горячей битумной мастикой и с гидроизолировщиком Г4 накладывают второй слой битуминизированной ткани, проглаживая ее резиновым валиком. Затем гидроизолировщик Г1 наносит отделочный слой горячей битумной мастики. После этого гидроизолировщики Г1 и Г4 переходят к следующему шву.

6.

Обмазочная гидроизоляция;

Г2 - 4,2 мин., Г3 - 11,3 мин.,

передвижной распылительный агрегат, кисти.

При помощи передвижного распылительного агрегата гидроизолировщик Г2 покрывает наружную поверхность трубы битумным лаком. Затем гидроизолировщик Г3 заполняет бак агрегата горячей битумной мастикой и заменяет распылитель на распределительное сопло. Гидроизолировщик Г2 наносит первый слой битумной мастики; вслед за ним гидроизолировщик Г3 размазывает кистью мастику тонким слоем. После остывания первого слоя мастики аналогично наносится второй слой.

Примечание. Распылительный агрегат представляет собой четырехколесное шасси, на котором смонтированы двигатель, компрессор, бак для изоляционного материала и распределительное устройство (форсунка для распыления, шланг и распределительное устройство в виде трубы с отверстиями или щелью).

Карта трудового процесса составлена отделом НОТ в дорожном производстве Единого центра НОТ и УП Министерства автомобильных дорог на основании изучения опыта строительства труб под автомобильные дороги в Казахской ССР

Исполнитель - старший инженер С. ТАРАСОВА

 

СОДЕРЖАНИЕ