На главную | База 1 | База 2 | База 3

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ НОРМАТИВНЫХ
ИССЛЕДОВАНИЙ И НАУЧНО
-ТЕХНИЧЕСКОЙ
ИН
ФОРМАЦИИ «ОРГТРАНССТРОЙ»
МИНИСТЕРСТВА
ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

НАРЕЗКА КОНТРОЛЬНЫХ ШВОВ В СВЕЖЕУЛОЖЕННОМ
БЕТОНЕ МОДЕРНИЗИРОВАННЫМ НАРЕЗЧИКОМ ШВОВ
ДНШС-60-3М

 

I. Область применения

Технологическая карта предназначена для использования при разработке проекта производства работ и организации работ и труда на объекте строительства.

Настоящая технологическая карта разработана для нарезки продольных швов в свежеуложенном цементно-бетонном покрытии, устраиваемом комплектом бетоноукладочных машин «Автогрейд», в состав которого дополнительно включен модернизированный нарезчик швов ДНШС-60-3М, поставленный на колесный ход.

В технологической карте предусмотрена сменная производительность комплекта бетоноукладочных машин «Автогрейд» 800 м покрытия (6000 м2) в смену.

Однослойное цементобетонное покрытие имеет толщину 22 см и ширину 7,5 м; контрольные швы сжатия нарезают в свежеуложенном бетоне через 15 - 18 м; глубина шва 5 - 6 см.

Состав звена рабочих - 2 чел.

При изменении условий, принятых в настоящей технологической карте, требуется ее корректировка и привязка к новым условиям работы.

II. Указания по технологии производственного процесса

Контрольные швы в свежеуложенном бетонном покрытии нарезают в тех случаях, когда ожидаются значительные перепады температуры в течение суток.

При устройстве цементобетонного покрытия комплектом бетоноукладочных машин «Автогрейд» модернизированный нарезчик швов ДНШС-60-3М располагают следом за бетоноукладочной машиной.

До нарезки контрольных швов производят разбивку расположения их на покрытии.

Швы устраивают до начала схватывания бетона, не позднее 10 - 30 мин (в зависимости от температуры воздуха) после обработки покрытия бетоноукладочной машиной.

Для нарезки шва рабочий орган нарезчика подводят к кромке покрытия и поворотом колонки устанавливают его так, чтобы режущая часть вибропластины была обращена к кромке покрытия. Бухту ленты одевают на стержень держателя так, чтобы она разматывалась по часовой стрелке.

Для установки ленты в шов ее заправляют в прорезь вибропластины и немного протягивают. Конец ленты на длине 2 - 3 см складывают вдвое - втрое и сложенный конец снизу-вверх заводят в прорезь фиксатора (рис. 1).

Фиксатор с заправленной лентой устанавливают вплотную к кромке покрытия так, чтобы головка фиксатора легла на поверхность бетона. Вибропластину подводят к фиксатору, выправляют ленту, наматывая ее на бухту. Включают вибратор рабочего органа, погружают вибропластину с лентой в бетон и включают механизм передвижения каретки. Фиксатор придерживают рукой, пока не прорежут 1,5 - 2 м шва, затем ленту у фиксатора обрезают ножницами или ножом, конец ленты выпрямляют и поверхность бетона отделывают гладилкой.

В конце нарезаемого шва вплотную к кромке бетона устанавливают металлический щиток с прорезью (переносную опалубку) таким образом, чтобы вибропластина с лентой прошла через прорезь (рис. 2).

Рис. 1. Фиксатор ленты

Рис. 2. Переносная опалубка

Механизм передвижения каретки останавливают, включают привод лебедок, а затем вибратор.

Ленту обрезают и вытягивают из прорези вибропластины крючком; вибропластину поднимают, очищают от бетона и холостым ходом возвращают к началу шва для нарезки следующего контрольного шва. Поверхность бетона у шва заглаживают гладилками.

В качестве прокладки для швов применяют полиэтиленовую ленту, смотанную в бухты (ГОСТ 10354-63). Ширина ленты должна быть на 10 мм больше глубины шва (т.е. 65 мм), На месте работы бухты хранят в специальных ящиках, установленных на раме нарезчиков швов.

Если в бетоне начался процесс схватывания, нарезчик перемещают на свежеуложенный бетон, а на пропущенном участке контрольные швы нарезают в затвердевшем бетоне.

При нарезке швов в свежеуложенном бетоне необходимо выполнять следующие требования:

а) вибропластина должна периодически (обязательно при перерывах в работе и в конце смены) очищаться от бетона и промывают водой. По мере износа вибропластина должна заменяться новой (Рис. 3);

б) резиновая гладилка должна быть эластичной. В процессе работы ее необходимо периодически очищать и промывать водой, а изношенную заменить новой, изготовленной из диэлектрического коврика толщиной 6 - 10 мм;

в) электровибратор рабочего органа должен работать на расчетном напряжении. Работа на пониженном напряжении не допускается.

К качеству швов предъявляются следующие требования:

а) шов должен быть ровным, отклонение от прямой линии не должно быть более 5 мм на длине 3 м;

Рис. 3. Вибропластина

б) лента должна быть заделана в бетон вертикально, хорошо омоноличена с бетоном на всю глубину;

в) глубина заложения полиэтиленовой ленты должна быть не менее 1/4 толщины покрытия. Лента должна выступать из шва над поверхностью бетона на 0,5 - 1 см.

Дефекты в работе рабочего органа нарезчика и способы их устранения

 

Возможные причины

Способы устранения

Лента рвется при ее закладке в бетон

1. Прорезь вибропластины имеет заусеницы или забита засохшим бетоном

Очистить прорезь, устранить заусеницы

2. Ширина ленты больше прорези

Заправить пластину лентой требуемой ширины

3. Лента неправильно заправлена в прорезь вибропластины

Ленту заправить с правой стороны; разматывание ленты с катушки должно происходить по часовой стрелке

Лента плохо омоноличивается с бетоном

Недостаточная вибрация вибропластины вследствие неисправности электромотора вибратора, обрыва гибкого шланга, недостаточного напряжения тока, неправильной установки резиновых амортизаторов на валу колонки

Устранить неисправности в моторе или гибком шланге; отрегулировать напряжение, исправить установку резиновых, амортизаторов

Чрезмерно высокая скорость перемещения рабочего органа

Снизить рабочую скорость перемещения рабочего органа

Бетон разрыхляется рабочим органом, происходит скалывание и разрушение бетона, лента не омоноличивается

Упущено время нарезки шва, началось схватывание бетона

На участке, на котором началось схватывание бетона, нарезку шва ДНШС-60 прекратить, а нарезчик переместить на участок со свежеуложенным бетоном

Вибропластина перекошена или загрязнена затвердевшим бетоном

Пластину установить так, чтобы ее плоскость совпадала с вертикальной плоскостью шва, очистить ее от затвердевшего бетона

При включении электродвигатель не работает

Загрязнились или истерлись щетки кольца

Зачистить щетки и притереть их к плоскости кольца, при необходимости поставить новые щетки

При включении электродвигатель гудит, а вал ротора не вращается или вращается медленно

Нет напряжения в одной из фаз. Ослаб контакт в выключателе

Проверить сеть и контактные соединения

Сильно греется рубильник электромотора вибратора

Изношены шарикоподшипники, отсутствует или загрязнена смазка вибратора

Сменить подшипники, проварить состояние смазки, добавить или заменить ее

Корпус вибратора под напряжением

Замыкание токоведущих частей на корпус

Найти и устранить замыкание

Гибкий вал скручивается

Нарушена центровка между электродвигателем и вибратором

Поправить центровку электродвигателя с вибратором

Техника безопасности

Запрещается заправлять ленту в прорезь вибропластины при включенном электродвигателе вибратора, а также производить смазку, регулировку или какие-либо другие исправления на ходу машины.

Машинисту нарезчика запрещается резко погружать рабочий орган в обрабатываемый бетон, оставлять без надзора машину при включенном вибраторе.

Необходимо постоянно следить за тщательным и надежным заземлением понижающего трансформатора машины.

При производстве работ по нарезке швов в свежеуложенном бетоне модернизированным нарезчиком швов ДНШС-60-3М следует руководствоваться «Техническими указаниями по устройству деформационных швов в цементобетонных дорожных покрытиях» , Оргтрансстрой, М., 1969.

III. Указания по организации труда

Модернизированный нарезчик швов ДНШС-60-3М обслуживают машинист нарезчика 4 разр. и бетонщик 4 разряда.

Машинист нарезчика отвечает за качество устраиваемых швов. В процессе нарезки шва он управляет машиной, следит за работой рабочего органа и за хорошим сцеплением ленты с бетоном, а также заправляет ленту в прорезь вибропластины. В начале смены машинист готовит машину к работе, а в конце смены очищает ее от бетона.

Бетонщик размечает швы (совместно с машинистом), заправляет конец ленты в фиксатор, устанавливает его и придерживает рукой при нарезке в начале шва, переходит по мостику машины и придерживает металлический щиток у кромки покрытия в конце шва в месте выхода вибропластины. Затем он обрезает ленту, очищает и убирает фиксатор и металлический щиток и заделывает бетон в начале и конце шва. Бетонщик периодически очищает и промывает водой вибропластину и резиновую гладилку. В начале и конце смены помогает машинисту в подготовке машины к работе, уборке рабочего места.

Полиэтиленовую пленку разрезают на ленты заранее на специальном станке, сматывают в бухты и доставляют к месту работ.

IV. Циклограмма нарезки контрольных швов модернизированным нарезчиком швов ДНШС-60-3М

Производительность нарезчика в час (60 ∙ 7,5)/7 = 64,3 м швов.

Возможная производительность нарезчика за 8-часовую смену при Kв = 0,8 составляет 411,5 м. швов (825 - 990 п.м. покрытия дороги).

V. Основные технико-экономические показатели

Трудоемкость работ на 1000 м шва, чел.-дн.                                                            4,96

Средний разряд рабочего                                                                                              4

Выработка на одного рабочего в смену, м шва                                                        206

Коэффициент использования нарезчика по времени в течение смены, Kв           0,8

VI. Материально-технические ресурсы

А. Основные материалы

Полиэтиленовая лента шириной 65 мм

на 100 м шва                - 104 м

на смену                       - 428 м

Б. Машины, инструменты, приспособления

Модернизированный нарезчик швов ДНШС-60-

(на колесном ходу)                                                                            1

Фиксатор                                                                                            1

Металлический щиток с прорезью (переносная опалубка)          1

Металлическая фигурная гладилка                                                 1

Крючок для извлечения ленты                                                        1

Нож или ножницы для резки полиэтиленовой ленты                 1

Металлическая лопаточка                                                                1

Ведро для воды                                                                                 1

Станок для резки полиэтиленовой пленки на ленты                   1

Технологическая карта разработана отделом внедрения передового опыта и технического нормирования в строительстве автодорог и аэродромов института «Оргтрансстрой» (исполнитель Королева Л.С.)

СОДЕРЖАНИЕ