Государственное
санитарно-эпидемиологическое нормирование Временные
методические рекомендации Методические
рекомендации Москва Временные методические рекомендации по применению требований СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» в части размещения гаражей и автостоянок различных типов и вместимости на территории города Москвы: Методические рекомендации. - М.: Федеральный центр Госсанэпиднадзора Минздрава России, 2004. 1. Разработаны: Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (А.Ч. Юань); Российской академией последипломного образования Министерства здравоохранения РФ (к.м.н. Л.Е. Беспалько, к.м.н. Т.Е. Бобкова, к.м.н. А.Л. Прядко); Центром Госсанэпиднадзора в г. Москве (к.м.н. С.Г. Фокин). 2. Утверждены Руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации Г.Г. Онищенко 9 декабря 2004 г. МР 2.2.1/2.1.1.1936-04, срок действия: 3 года. СОДЕРЖАНИЕ
УТВЕРЖДАЮ Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главный государственный санитарный врач Российской Федерации Г.Г. Онищенко 09 декабря 2004 г. Срок действия: 3 года Временные методические рекомендации Методические рекомендации 1. Область применения1.1. Настоящие методические рекомендации направлены на предотвращение вредного воздействия факторов среды обитания человека при размещении и эксплуатации гаражей и автостоянок на здоровье населения. 1.2. Методические рекомендации могут быть использованы юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством и эксплуатацией гаражей и автостоянок различных типов и вместимости, постоянного и временного хранения в различных функциональных зонах. 2. Общие положения2.1. Удаленность автостоянок, гаражей-стоянок от границ жилой застройки, ландшафтно-рекреационной зоны, зоны отдыха, курорта определяется санитарным разрывом в соответствии с табл. 4.4.1 санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов». Санитарный разрыв имеет режим санитарно-защитной зоны, но не требует разработки проекта его организации. Санитарные разрывы могут уменьшаться при внедрении наиболее совершенных мер по защите атмосферного воздуха на основании расчетов загрязнения атмосферного воздуха и физических факторов для проектируемых объектов, а также подтверждаются натурными наблюдениями для действующих объектов в соответствии с п. 2.18 санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов». 2.2. Вместимость гаражей и стоянок индивидуального легкового автотранспорта рекомендуется рассчитывать с учетом перспективной численности населения и ожидаемого увеличения числа автомобилей. 2.3. Для зданий административного назначения, торговых центров, культурно-развлекательных и других объектов сферы обслуживания населения (массовой посещаемости) целесообразно предусматривать места кратковременного хранения автотранспорта. 2.4. Места хранения автотранспорта могут быть открытыми, закрытыми, подземными и др. 2.5. Объекты хранения индивидуального легкового автотранспорта могут размещаться в подвальных, цокольных или первых надземных этажах, кроме случаев, предусмотренных санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», СанПиН 2.1.1375-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров», СанПиН 2.4.1.1778-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях». 2.6. При размещении гаражей-стоянок в зданиях различного типа следует предусматривать преимущественное расположение въезда-выезда автомобилей со стороны глухих торцов. При невозможности организации въезда-выезда автомобилей со стороны глухих торцов следует предусматривать пандусы, навесы и другие противошумные конструкции. Вентиляцию следует предусматривать механическую вытяжную выше конька крыши здания, на высоту, обоснованную расчетами рассеивания загрязнений атмосферного воздуха. 2.7. Расстояние от въездов (выездов) гаражей-стоянок до окон отдельно стоящих индивидуальных коттеджей, в которые они встраиваются, не нормируется. 2.8. В случае надземного размещения гаражей-стоянок в зданиях, их следует отделять техническим этажом либо применять шумозащитные мероприятия. 3. Гигиенические рекомендации к размещению гаражей и автостоянок3.1. Гаражи-стоянки различных типов в зависимости от вместимости целесообразно размещать в различных функциональных зонах. 3.2. В границах жилой территории возможно размещение гаражей-стоянок вместимостью до 500 машино-мест. Предпочтение следует отдавать территориям в местах пересечения транспортных магистралей, под эстакадным пространством, техническим зонам полосы отвода железных дорог, линий метрополитена (с использованием рельефа местности). Гаражи-стоянки вместимостью до 500 машино-мест могут размещаться на территории жилых групп и микрорайонов при соблюдении нормативных требований обеспеченности территорий элементами благоустройства по площади и наименованиям (детские площадки, площадки отдыха, игр и спорта, хозяйственные площадки, зеленые насаждения, гостевые парковки и др.). Подземные гаражи-стоянки могут располагаться под проездами, дорогами, площадями, скверами, газонами, под функционально-планировочными элементами придомовых территорий. 3.3. Не следует размещать стоянки индивидуального грузового автотранспорта на придомовой и территориях жилых групп. 3.4. Объекты хранения ведомственного и коммунального транспорта предлагается размещать в коммунально-складских, промышленных и транспортных зонах города. В общественно-деловых зонах города возможно размещение ведомственных гаражей малой и средней вместимости с организацией санитарного разрыва. 3.5. Не следует размещать гаражи и автостоянки в санитарно-защитных зонах промышленных предприятий и других объектов за счёт площади, предусмотренной под санитарно-защитное озеленение. 4. Гигиенические рекомендации к инженерному оборудованию4.1. В случае наличия мойки для автомашин в составе гаража-стоянки, расположенного на жилой территории, ее эксплуатация возможна только для обслуживания автомобилей этого гаража. 4.2. В случае необходимости размещения помещений технического обслуживания автомобилей в гараже-стоянке на территории жилой застройки должны быть соблюдены нормативы качества атмосферного воздуха и нормативные уровни шума. 4.3. В пристроенных гаражах-стоянках, оснащенных подъемниками, системами механической вентиляции, следует предусматривать мероприятия, позволяющие обеспечить достижение нормативных уровней шума и вибрации в помещениях жилых и общественных зданий. Одним из наиболее эффективных мероприятий по предупреждению передачи структурного шума (вибрации) является наличие зазора между стенами здания и пристроенного гаража-стоянки, достаточность разрыва подтверждается расчетами. 4.4. На территории с высокоплотной застройкой с повышенным уровнем загрязнения атмосферного воздуха для гаражей закрытого типа следует предусматривать систему очистки вентиляционных выбросов на объектах хранения автотранспорта. 4.5. При использовании механической вентиляции помещений встроенных и пристроенных гаражей-стоянок проектные решения по шумозащите от вентиляционного оборудования рекомендуется обосновывать акустическим расчетом и с учетом работы вентиляции в ночное время. 4.6. Гаражи-стоянки, размещаемые под жилыми и общественными зданиями, рекомендуется обеспечивать автономными вводами систем водопровода, канализации. 4.7. На территории объектов хранения индивидуального легкового автотранспорта следует предусматривать твердые покрытия проездов и площадок в зонах движения и стоянки автомашин. 4.8. Поверхностные воды с указанных территорий целесообразно собирать и очищать на локальных сооружениях до степени, позволяющей принять их в системы канализации либо допустимой для отведения в водный объект. 4.9. При наличии на территории гаражей и стоянок зон ремонта или эстакад для ремонта автомашин под ними рекомендуется оборудовать поддон или установить ёмкость для сбора замазученных отходов с целью предотвращения загрязнения почв с последующим вывозом и утилизацией в установленном порядке. 4.10. В гаражах, не оборудованных системами водоснабжения и канализации, и на охраняемых автостоянках рекомендуется устройство туалета для персонала и водителей, а также площадки для сбора мусора. 5. Рекомендации по подготовке документов по размещению гаражей и автостоянок, представляемых в органы, уполномоченные осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзорВ предпроектные и проектные документы на строительство объектов хранения автотранспорта, представляемые в органы, уполномоченные осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, включают следующие материалы: · пояснительную записку (градостроительную ситуацию, существующее положение, функциональное назначение территории, технико-экономические показатели и т.д.); · архитектурно-строительную часть; · раздел «Охрана окружающей среды» (качественные и количественные характеристики выбросов вредных веществ в атмосферу; расчёты рассеивания вредных выбросов в атмосферном воздухе; расчет по возможным объёмам образующихся отходов производства и потребления и условиям их размещения; условия отведения сточных вод; оценка состояния почв); · раздел «Защита от шума»; · мероприятия по охране окружающей среды с гарантией их финансирования; · графические материалы (генплан М 1:500, ситуационный план М 1:2000, планы и разрезы здания гаража-стоянки с указанием высотных отметок, схема транспортных проездов, благоустройства прилегающей территории и окружающих существующих и перспективных объектов). |