ЦЕНТРАЛЬНЫЙ
ИНСТИТУТ НОРМАТИВНЫХ
УСТРОЙСТВО ЩЕБЕНОЧНЫХ И ГРАВИЙНЫХ ОСНОВАНИЙ (ПОКРЫТИЙ) АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯТехнологическая карта разработана на основе применения научной организации труда и предназначена для использования при составлении проекта производства работ и организации работ и труда на автодорогах. Технологическая карта составлена на устройство двухслойных щебеночного и гравийного оснований шириной 7 м, толщиной 18 см в плотном теле. При применении технологической карты необходима привязка к местным условиям производства работ с учетом типа и конструкции основания. До распределения щебня или гравия должны быть полностью закончены работы по возведению земляного полотна, которое должно отвечать требованиям СНиП III-Д.5-62, п. 3. Водоотводные сооружения должны быть в исправном состоянии. II. УКАЗАНИЯ ПО ТЕХНОЛОГИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССАУстройство щебеночных оснований (покрытий) При устройстве щебеночных оснований выполняют следующие работы (рис. 1): вывозка и распределение щебня для нижнего слоя; укатка нижнего слоя тяжелыми катками с поливкой водой; вывозка и распределение щебня для верхнего слоя; укатка верхнего слоя тяжелыми катками с поливкой водой; вывозка и распределение щебня-клинца, разметание его автощеткой и уплотнение с поливкой водой; вывозка, распределение и уплотнение каменной мелочи (при устройстве покрытий). Рис. 1. Технологическая схема устройства двухслойного щебеночного основания (покрытия): 1; 5 - автосамосвалы ЗИЛ-555; 2; 6 - самоходные распределители щебня Д-337; 3; 4; 8; 9; 10 - тяжелые катки Д-400; 7 - поливо-моечная машина ПМ-10, оборудованная щеткой; 11 - навесной распределитель щебня Д-336 Кружками обозначена расстановка рабочих и их разряды При устройстве основания на земляном полотне с присыпными обочинами, до распределения щебня обочины должны быть отсыпаны и полностью уплотнены. В любом случае борта образованного корыта должны быть выправлены по шнуру. Если основание подстилают глинистые и суглинистые грунты, устраивают песчаный подстилающий слой. Для устройства оснований (покрытий) применяют щебень, отвечающий требованиям ГОСТ 8267-64. Количество щебня назначают с учетом проектной толщины слоя и коэффициента уплотнения 1,25 - 1,3. В зависимости от проектной толщины основания щебень укладывают в один или два слоя. Толщина каждого слоя должна быть не менее 8 см и не более 18 см в плотном теле. Для устройства нижнего слоя применяют щебень фракции 40 - 70, 70 - 120 мм, для верхнего слоя - 40 - 70, 20 - 40, 10 - 20 мм. Устройство нижнего слоя основания Щебень вывозят автомобилями-самосвалами ЗИЛ-555 или МАЗ-205 и распределяют самоходным распределителем Д-337. Распределитель Д-337 обеспечивает необходимую ровность укладываемого слоя, а также предварительное уплотнение щебня с помощью виброплит. Перед началом работ распределитель Д-337 устанавливают так, чтобы заслонки бункера находились над местом начала укладки щебня. Разравнивающий брус распределителя устанавливают на толщину укладываемого слоя плюс 25 - 30 % толщины на уплотнение. Разравнивающий брус поднимают вместе с его рамой с помощью тросовой подвески и двух червячных редукторов. Для обеспечения поперечного уклона основания положение бруса регулируют вручную винтами, соединяющими раму разравнивающего бруса с балками гусениц. Ширину полосы распределения щебня регулируют боковыми ограничителями. При укладке щебня на ширину 3,5 м с двух сторон распределителя устанавливают уширители. После настройки рабочих органов машины на толщину и ширину укладываемого слоя загружают бункер щебнем и передвигают машину вперед так, чтобы вибраторы оказались на распределенном слое щебня, после чего их включают. Щебень загружают со стороны уложенного слоя при неподвижном распределителе или с основания (впереди, по ходу укладчика). При загрузке щебня с уложенного слоя для заезда автосамосвалов устанавливают дополнительные въездные трапы, которые присоединяют к крюкам распределителя. Щебень распределяют ровным слоем при движении щебнеукладчика вперед полосами шириной 3,5 м на первой передаче (0,15 км/ч) с предварительным уплотнением уложенного слоя вибрационными плитами распределителя. После распределения щебня на всей проезжей части (две полосы) его подготавливают к укатке. Для этого нужно исправить края уложенного слоя, заполнить щебнем пространство между обочиной и кромкой основания, тщательно выровнять граблями сопряжение двух полос по оси основания, убрать лишний щебень, заполнить пустоты. После этого необходимо проверить поперечный профиль по шаблону, а ровность поверхности в продольном направлении - трехметровой рейкой. Обнаруженные дефекты должны быть исправлены. В местах просадок предварительно уплотненный слой взрыхляют киркой, добавляют щебень той же фракции и уплотняют легким катком. Как исключение (при отсутствии Д-337) распределение щебня можно производить автогрейдером. При этом щебень разравнивают автогрейдером на второй передаче (3,9 км/ч) за 5 - 6 круговых проходов, после чего щебеночное основание профилируют за 8 - 10 проходов по профилю. Во избежание загрязнения рассыпанный щебень должен быть уплотнен в течение суток. Уплотнение щебня производят моторными катками с гладкими вальцами массой (весом) 10 - 12 т типа Д-400, для щебня слабых пород - катками меньшего веса (6 - 10 т). Укатку щебня начинают от обочины к оси дороги с перекрытием предыдущей прикатанной полосы на 1/3 ширины вальца. Первые проходы каток делает со скоростью 1,5 - 2 км/ч, в конце укатки скорость катка может быть повышена до максимальной, при которой не наблюдается перегрузки мотора. При уплотнении щебня двумя катками они работают параллельно: каждый каток укатывает одну полосу, начиная от обочины и одинаково приближаясь к оси дороги. Количество проходов по одному следу по каждой полосе должно быть 3 - 4 и по мере приближения к оси дороги уменьшается до одного. Достигнув оси дороги, каток возвращают к обочине и повторяют уплотнение в том же порядке. В случае укатки одним катком важно, чтобы в первую очередь были уплотнены края слоя. Для уплотнения щебня необходимо 10 - 35 проходов катка по одному следу (меньшее количество проходов для щебня слабых пород). Окончательное число проходов устанавливают пробной укаткой. Поливку щебня поливо-моечной машиной ПМ-10 начинают после трех проходов катка и производят ее равномерно, периодически непосредственно перед катком. Норма розлива воды 15 - 25 л/м2 (бóльшие величины для жаркого времени и щебня слабых пород). Нельзя допускать переувлажнения слоя щебня и земляного полотна. Признаком достаточного увлажнения служит влажное состояние нижних граней щебня, лежащих на поверхности основания. В случае переувлажнения или продолжительных дождей укатку щебня следует временно прекратить. Признаками законченной укатки является отсутствие волны перед катком и следа от катка, раздавливание щебенки, положенной на щебеночный слой (при недостаточном уплотнении такая щебенка вдавливается в слой). Если щебень укатывается плохо, то производят расклинцовку мелким щебнем или песком, обработанным битумом в установке. Устройство верхнего слоя При устройстве верхнего слоя щебеночного основания по уложенному нижнему слою распределяют щебень, укатывают его, а затем расклинцовывают. Распределение и уплотнение щебня производят в том же порядке, что и при устройстве нижнего слоя. Однако при первых 3 - 4 проходах задний валец катка должен наполовину своей ширины покрывать обочину. Если по окончании укатки не достигнута требуемая плотность основания и щебень остается подвижным, то перед распределением щебня-клинца поверхность щебеночного основания обрабатывают битумом при норме розлива 2 - 3 кг/м2 или распределяют влажную смесь цемента с песком в соотношении 1:4 из расчета 10 кг цемента на 1 м2. Щебень-клинец распределяют на всю ширину проезжей части навесным распределителем Д-336, оборудованным на автомобиле ЗИЛ-555, в количестве 1,16 м3 на 100 м2 поверхности. До начала россыпи клинца распределитель должен быть настроен на распределение заданной нормы россыпи посредством регулирования величины щели (между барабаном питателя и заслонкой) винтовым механизмом и подбором рабочей скорости движения автомобиля. Рассыпанный клинец разметают автощетками, заполняя пустоты между щебенками верхнего слоя; отдельные дефектные места исправляют вручную. Клинец уплотняют от краев к середине тяжелым катком типа Д-400 за 10 - 15 проходов по одному следу при скорости движения катка 5,5 км/ч. При уплотнении клинец увлажняют непосредственно перед катком (10 - 12 л/м2). В случае образования на поверхности отдельных окатанных щебенок их необходимо удалить. При устройстве щебеночного покрытия после распределения и уплотнения первой россыпи клинца распределяют каменную мелочь фракции 5 - 10 мм навесным распределителем Д-336. Каменную мелочь уплотняют так же, как клинец, катками Д-400 за 4 - 5 проходов по одному следу с поливкой водой. После окончания укатки клинца и каменной мелочи на поверхности слоя должна образоваться плотная кора. Устройство гравийного основания Устройство двухслойного гравийного основания включает следующие работы (рис. 2): вывозка и распределение гравийного материала для нижнего слоя; укатка нижнего слоя с поливкой водой; вывозка и распределение гравийного материала для верхнего слоя; укатка верхнего слоя с поливкой водой. Для устройства гравийных оснований применяют гравийные материалы, удовлетворяющие требованиям к оптимальной смеси. Оптимальную гравийную смесь приготовляют в карьере, вывозят автомобилями-самосвалами к месту производства работ, распределяют слоем заданной толщины и уплотняют. Необходимое количество гравийного материала определяют расчетом с учетом коэффициента уплотнения (ориентировочно 1,25 - 1,3). До распределения гравийного материала должны быть созданы надежные упоры. Для этого необходимо отсыпать и уплотнить обочины или отсыпать валики из грунта шириной не менее 1 м. Укладку гравийного материала в нижний слой производят так же, как и при устройстве щебеночных оснований (самоходным распределителем Д-337 или автогрейдером за 9 - 11 проходов). В последнем случае гравийный материал должен быть завезен и уложен на полотне дороги двумя валиками по краям проезжей части либо одним валиком по середине так, чтобы был обеспечен проезд для автомобилей. После исправления краев уложенного слоя, проверки поперечного профиля и ровности приступают к уплотнению уложенного слоя. Укатку производят тяжелыми катками на пневматических шинах типа Д-365 от краев уложенного слоя к середине с перекрытием предыдущих полос на 30 - 40 см за 10 - 25 проходов катка по одному следу. Необходимое количество проходов устанавливают пробной укаткой. Скорость движения катка в начале укатки не должна превышать 1,5 - 2 км/ч, а затем может достигать 6 км/ч. В процессе уплотнения гравийный материал увлажняют поливо-моечной машиной ПМ-10 (6-12 л/м2). Рис. 2. Технологическая схема устройства двухслойного гравийного основания (покрытия): 1; 7 - самоходные распределители Д-337; 2; 8 - автомобили-самосвалы ЗИЛ-555; 5; 9 - тяжелые катки на пневматических шипах Д-365; 3; 4 - автогрейдеры Д-144; 6 - поливо-моечная машина ПМ-10 Кружками обозначены расстановка рабочих и их разряды При уплотнении гравийного материала возможно образование «гребенки» (поперечных волн), причинами возникновения которой могут быть: избыточное количество мелких и глинистых фракций в гравийной смеси, переувлажнение материала. В этих случаях укатку необходимо приостановить и устранить причины, вызвавшие образование «гребенки». Участок с «гребенкой» следует исправить автогрейдером и снова прикатать катком, при этом в гравийную оптимальную смесь нужно добавить дробленый материал или обработать ее органическими вяжущими материалами. При устройстве верхнего слоя гравийный материал распределяют также машиной Д-337. Перед укаткой нужно заполнить пустоты между обочиной и кромкой основания, а в месте сопряжения полос по оси дороги разровнять валики гравия и заполнить пустоты, проверить поперечный профиль, ровность слоя и исправить обнаруженные дефекты. Дефектные места исправляют либо автогрейдером Д-144, либо вручную. Укатку производят катками на пневматических шинах типа Д-365 так же, как и при устройстве нижнего слоя. При устройстве покрытия из гравийной оптимальной смеси необходимо по верхнему слою распределить мелкие фракции гравийного материала (5 - 10 мм) при норме россыпи: 1,5 - 2 м3/100 м2 и укатать катком за 3 - 4 прохода по одному следу. При производстве работ по устройству щебеночных и гравийных оснований следует руководствоваться следующей технической литературой: 1. Правила организации строительства и производства работ. Приемка в эксплуатацию. СНиП III-Д.5-62 (часть III, раздел Д, п. 6). М., Госстройиздат, 1963. 2. Правила техники безопасности при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог. «Транспорт», М., 1969. 3. Правила приемки работ при строительстве автомобильных дорог и мостов М., Автотрансиздат, 1957. III. УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДАа) При устройстве щебеночного основания (покрытия) Для выполнения работ по устройству двухслойного щебеночного основания (покрытия) намечают следующие сменные захватки: 1 - вывоз и распределение щебня для нижнего слоя; 2 - укатка тяжелыми катками щебня нижнего слоя; 3 - вывоз и распределение щебня для верхнего слоя; 4 - укатка щебня верхнего слоя с россыпью и укаткой клинца. Длина сменной захватки определяется производительностью ведущей машины-распределителя Д-337 и для условий, принятых в настоящей карте, составляет 230 м. До начала работ должна быть проверена исправность и готовность машин, рабочие должны быть обеспечены необходимыми инструментами. Работа организуется в две смены и выполняется комплексной бригадой, включающей звено по устройству нижнего слоя и звено по устройству верхнего. Машинист каждой машины обязан: в начале смены проверить готовность машины к работе, устранить мелкие неисправности, заправить машину горючим и водой, а в конце смены очистить машину и, в случае необходимости, сообщить механику о неисправности машины. Звено по устройству нижнего слоя Машинист распределителя Д-337...................................................................... 5 разр. - 1 Машинисты катка Д-400.................................................................................... 5 » - 2 Дорожные рабочие.............................................................................................. 3 » - 1 » »...................................................................................................... 2 » - 3 Звено работает на захватках 1 и 2. Дорожный рабочий 2 разр. до начала работ помогает машинисту при настройке рабочих органов машины, устанавливает въездные трапы для автомобилей со щебнем. При работе распределителя дорожный рабочий 2 разр., находясь у приемного бункера, подает сигнал на подход автосамосвалов со щебнем, очищает кузов, ведет учет поступившего щебня, следит за тем, чтобы в бункер не попадали крупные камни и другие предметы, могущие вызвать поломку машины. При укладке щебня машинист наблюдает за тем, чтобы щебень поступал равномерно. Во избежание пропусков при распределении щебня в бункере должно находиться некоторое, количество щебня к моменту очередной загрузки. Двое дорожных рабочих 2 разр. и один 3 разр. после прохода щебнеукладчика исправляют края уложенного слоя, добавляют щебень между кромкой покрытия и обочиной, исправляют место сопряжения двух полос, проверяют поперечный профиль и ровность поверхности уложенного слоя, устраняют обнаруженные дефекты. На захватке 2 машинисты катков уплотняют нижний слой. Звено по устройству верхнего слоя Машинист распределителя Д-337...................................................................... 5 разр. - 1 Машинисты катка Д-400.................................................................................... 5 » - 3 Дорожные рабочие.............................................................................................. 3 » - 1 » »...................................................................................................... 2 » - 4 Звено работает на захватках 3 и 4. В звено добавляется один дорожный рабочий 2 разр. В начале смены он работает на захватке 3 по проверке профиля и устранению неровностей после распределения щебня, а затем переходит на захватку 4, где он при распределении клинца прижимает приводной ролик прижимного устройства к колесу автомобиля-самосвала, подает сигнал водителю на движение, после россыпи клинца метлой поправляет отдельные места. В обязанности дорожного рабочего 3 разр. дополнительно входит настройка машины Д-336 на распределение заданной нормы россыпи клинца. Распределение обязанностей между остальными членами звена то же, что и при устройстве нижнего слоя. Поливо-моечная машина используется в течение смены на устройстве нижнего и верхнего слоев на захватках 2 и 4. Распределитель Д-336 используется при необходимости. б) При устройстве гравийного основания При устройстве гравийного основания состав звеньев тот же, что и при щебеночном, за исключением катка Д-400, который заменяют катком Д-365. В состав звеньев не входит и оплачивается особо машинист автогрейдера, занятый на окончательной планировке основания. Машинист катка Д-365 на уплотнении гравийного основания занят 5,6 ч, остальные 2,4 ч он работает на подкатке земляного полотна и уплотнении обочин. Обязанности остальных членов звена те же, что и при устройстве щебеночного основания. IV. ГРАФИК ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ ПО УСТРОЙСТВУ ДВУХСЛОЙНОГО ЩЕБЕНОЧНОГО ОСНОВАНИЯ (ПОКРЫТИЯ) ТОЛЩИНОЙ 18 см НА ЗАХВАТКЕ ДЛИНОЙ 230 м (1610 м2)V. КАЛЬКУЛЯЦИЯ ЗАТРАТ ТРУДА НА УСТРОЙСТВО ДВУХСЛОЙНОГО ЩЕБЕНОЧНОГО ОСНОВАНИЯ ТОЛЩИНОЙ 18 см НА ЗАХВАТКУ ДЛИНОЙ 230 м (1610 м2)
VI. ОСНОВНЫЕ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ
VII. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫа) Основные материалы на захватку 230 м (1610 м2) Для щебеночных оснований: щебень, м3............................................................................... 385,25 клинец, м3............................................................................... 18,6 каменная мелочь, м3............................................................... 12,9 (только для покрытий) Для гравийных оснований: гравий, м3................................................................................ 385,25 б) Машины, оборудование, механизированный инструмент и инвентарь
СОДЕРЖАНИЕ
|