ЦЕНТРАЛЬНЫЙ
ИНСТИТУТ НОРМАТИВНЫХ
МОНТАЖ ПРОМЕЖУТОЧНЫХ ОПОР I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯТехнологическая карта разработана на основе методов научной организации труда и предназначена для использования при составлении проектов производства работ и организации труда на объекте. Карта составлена на сооружение промежуточных опор из сборного железобетона и бетона высотой 13 м от обреза фундамента до подферменной площадки. В карте предусмотрено сооружение опор под унифицированные пролетные строения длиной 33 - 42 м с габаритными размерами Г-9 + 1´2 по типовому проекту № 3503-2 Союздорпроекта (инв. № 443/1). Опоры имеют нижнюю массивную часть, состоящую из железобетонных коробчатых (контурных) блоков Т-3, внутреннюю полость которых заполняют массивными бетонными блоками З-2 или бутобетонной смесью (рис. 1). На контурные блоки массивной части опоры устанавливают прокладник, состоящий из двух блоков ПС-2 сплошного сечения. В верхней части (выше уровня ледохода) опоры имеют два столба С-3 из железобетонных оболочек диаметром 1 м. На столбы устанавливают блоки капителей К-2. Капители со столбами соединяют путем сварки накладок и закладных частей. Для омоноличивания в гнезда капителей и в верхнюю часть столбов устанавливают арматурный каркас и укладывают бетонную смесь. Рис. 1. Общий вид опоры: 1 - контурные блоки Т-3; 2 - то же Т-4; 3 - блоки прокладного ряда ПС-2; 4 - блоки столбов С-3; 5 - блоки капителей; 6 - блоки заполнения З-2; 7 - блоки насадки Блоки насадки, изготовленные из предварительно напряженного железобетона марки 400, устанавливают на капители поочередно с последующим их омоноличиванием бетонной смесью. Подферменники бетонируют при изготовлении насадок на заводе или полигоне. Монтажные элементы, из которых сооружается опора, их размеры и вес приведены в таблице. Таблица Характеристика блоков опоры
Привязка карты к местным условиям строительства состоит в уточнении объема работ, затрат труда и материально-технических ресурсов. II. УКАЗАНИЯ ПО ТЕХНОЛОГИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССАВ карте предусматривается сооружение железобетонных промежуточных опор с двухстолбчатой надстройкой в следующих вариантах: - при блочном заполнении ядра опоры, сооружаемой на суше и на воде; - при монолитном заполнении ядра опоры, сооружаемой на суше и на воде. До начала основных работ по возведению опоры должны быть выполнены следующие работы: - спланирована и освещена стройплощадка; - возведен фундамент опоры; - разбиты и закреплены оси опоры; - построены необходимые инвентарные временные сооружения; - доставлены на площадку оборудование, инструмент и приспособления. Сооружение опор на суше а) При блочном заполнении ядра Все сборные элементы опоры устанавливают краном К-252 с двух стоянок (рис. 2). Предварительно завезенные элементы должны быть уложены на заранее размеченных местах с таким расчетом, чтобы уменьшить количество стоянок крана. Рис. 2. Схема размещения сборных конструкций: Ст. № 1 и Ст. № 2 - места стоянки крана К-252 До монтажа опоры создают полный или сменный запас элементов, а остальные подвозят во время работ и монтируют «с колес». Бетонную смесь для омоноличивания опор доставляют в автосамосвалах с бетонного завода, а раствор приготовляют из готовой сухой смеси на стройплощадке. Для этого растворомешалку С-80 емкостью 40 л устанавливают непосредственно около сооружаемой опоры. Перед укладкой первого контурного блока проверяют высотные отметки фундамента по нивелиру. Первый контурный блок должен быть плотно установлен по всей постели на раствор в соответствии с разбивочными осями опоры. Последующие ряды укладывают насухо по уровню и отвесу с выравниванием по наружным видимым граням опоры. Толщину шва, равную 10 - 20 мм, фиксируют клиньями. После установки первого контурного блока Т-3 на плиту фундамента устанавливают четыре бетонных кубика высотой 25 см, до уровня верхней грани которых затем укладывают бетонную смесь для заполнения ядра с последующей установкой первого блока заполнения З-2. Это позволяет избежать технологического перерыва при монтаже опоры во время набора прочности бетоном. Порядок установки блоков и последовательность их омоноличивания указаны на рис. 3. В дальнейшем для сооружения массивной части опоры устанавливают леса-подмости с наращиванием их по мере возведения тела опоры. Рис. 3. Технологическая схема последовательности монтажа опоры при блочном заполнении ядра Швы по контуру видимой поверхности опоры заполняют конопаткой. Омоноличивание контурного блока и блока заполнения выполняют бетоном марки 150 до уровня верхней грани блока заполнения. Перед укладкой блоки тщательно очищают от грязи и обильно смачивают водой. Бетонная смесь для заполнения внутренних полостей должна быть приготовлена на пластифицированном цементе с умеренной экзотермией и водоцементным отношением не выше 0,5. В бетонную смесь следует вводить воздухововлекающие добавки в количестве 0,02 - 0,05 % веса цемента. Цементный раствор в зависимости от зоны расположения конструкции опоры и агрессивности среды надлежит приготовлять на цементах, отвечающих требованиям п. 26 ВСН 114-65. Осадка конуса раствора для горизонтальных швов применяется в пределах от 6 до 8 см. При омоноличивании последнего контурного блока бетон укладывают на 1 см выше верхней грани его, одновременно устанавливают арматурные сетки по оси опоры и два арматурных каркаса для последующего соединения опоры с прокладником и столбом. Прокладник устанавливают на раствор, уложенный по верхней плоскости коробчатого блока. Блоки прокладника между собой соединяют арматурными выпусками с установкой дополнительной арматуры и омоноличиванием бетоном марки 400. Выше горизонта высоких вод на массивную часть опоры устанавливают двухстолбчатую надстройку из труб-оболочек диаметром 1 м. Концы оболочки заканчиваются металлическими обечайками, заделываемыми в теле прокладника и капителей. Столбы до подъема обстраивают необходимыми для размещения монтажников инвентарными круглыми люльками. Для обеспечения необходимой точности установки столбы стропят за верхний торец с помощью траверсы. Столбы закрепляют на прокладнике приваркой арматурных стержней к обечайкам. Закладные части для предохранения от коррозии покрывают цементобетонной смесью. Нижнюю часть столбов в пределах высоты 30 см заполняют бетоном. Внутреннюю поверхность центрифугированных труб-оболочек перед укладкой бетона тщательно очищают от шлама. На столбы устанавливают капители К-2. Для омоноличивания столбов и капителей в гнезда капителей и в верхнюю часть столбов устанавливают арматурный каркас и укладывают бетонную смесь. Перед установкой капителей в полость столба опускают щит из досок, который служит опалубкой. С наружной стороны к верху столба и закладным деталям капителей приваривают арматурные стержни и омоноличивают стык бетоном. Блоки насадки на капители устанавливают поочередно и соединяют между собой арматурными выпусками в верхней части блоков, дополнительной арматурой и двумя диафрагмами, устраиваемыми в местах ранее установленных арматурных сеток, с омоноличиванием бетоном. Сливы устраивают из цементного раствора марки 200 одновременно с омоноличиванием насадок. Все работы выполняются с инвентарных металлических подмостей. После твердения бетона омоноличивания производится расшивка швов раствором марки 200. Расшитые швы должны быть ровными, плотными, без трещин, с хорошим сцеплением с блоками. Затирка и штукатурка наружных поверхностей блоков и швов запрещается. б) При монолитном заполнении ядра Сооружение массивно-столбчатой опоры производят ярусами на высоту 3 - 4 блоков, которые укладывают насухо на деревянные клинья (рис. 4). Перед укладкой блоки тщательно очищают от грязи и обильно смачивают водой. Первый контурный блок укладывают по нивелиру, а последующие блоки - по уровню и отвесу. После укладки трех-четырех рядов блоки выверяют по высоте нивелированием; обнаруженные отклонения от проекта исправляют увеличением или уменьшением толщины последующих швов. Нижний контурный блок устанавливают на цементно-песчаный раствор марки 200, а последующие - на клиньях. Швы по контуру видимой поверхности опоры конопатят. Ядро опоры заполняют бутобетоном марки 150. Бетонную смесь укладывают слоями толщиной 30 см на всю высоту с добавлением бутового камня (изюма). Бутовый камень применяется крупностью более 150 мм в количестве, не превышающем 20 % объема бетона. Бутовый камень предварительно очищают и промывают водой под напором. Прочность укладываемого камня должна быть не ниже прочности крупного заполнителя бетонной смеси. Для «изюма» должны отбираться камни, не имеющие трещин и прослоек (сильноокатанные камни не допускаются). Должно быть обеспечено обволакивание каждого камня слоем бетона, для чего камни должны отстоять от внутренних стенок оболочек на расстоянии 300 мм и не должны соприкасаться с арматурой и закладными частями. Расстояние между укладываемыми камнями должно допускать применение внутренних вибраторов и быть не менее 200 мм в горизонтальных рабочих швах законченных ярусов. Рис. 4. Технологическая схема последовательности монтажа опоры при монолитном заполнении ядра Камни должны выступать над поверхностью бетона примерно на 1/3 своего объема для лучшей связи ярусов между собой. После заполнения полости первого яруса приступают к монтажу контурных блоков второго яруса и его заполнению бутобетоном. Для обеспечения монолитности опоры продолжительность перерывов между укладкой бетонной смеси в ярусах должна устанавливаться строительной лабораторией в зависимости от температуры наружного воздуха, марки цемента и других факторов. Монтаж блоков прокладника, столбов, капителей, насадок и их омоноличивание, а также расшивка швов производятся аналогично работам, выполняемым при сооружении опоры с блочным заполнением ядра. Сооружение опор на воде Технология монтажа опоры, сооружаемой на воде как при блочном заполнении ядра, так и при монолитном заполнении ядра бутобетоном аналогична технологии монтажа опоры на суше. Монтаж опоры на воде выполняют деррик-краном ГМК-12/20, установленным на плашкоут из 10 понтонов КС. Сборные элементы под монтаж подают на плавсредствах. Погрузку сборных элементов и необходимых материалов на плашкоуты из двух понтонов КС выполняют пневмоколесным краном К-252 (рис. 5). Для погрузки на плавсредства блоков и материалов, а также для доставки их на плаву к месту монтажа выделяется дополнительное звено № 3 из двух человек. Требования к качеству работ Допускаемые отклонения и смещения при монтаже бетонных и железобетонных конструкций не должны превышать в мм: Смещение осей в плане относительно разбивочных осей: опоры в уровне обреза фундамента..................................................... 10 опоры в уровне подферменников 0,0004 высоты опоры, но не более 50 стоек и колонн в нижнем сечении....................................................... 5 Отклонение отметок поверхностей: верха стоек и ригелей........................................................................ +25, -10 верха подферменной площадки............................................................ ± 15 разность отметок подферменных площадок на ригеле в пределах одной опоры...................................................... ± 5 Относительное смещение элементов сборных конструкций: наружных граней смежных блоков опор............................................ 5 сборных элементов в месте устройства стыков омоноличивания.................................................................................. По указанию проекта Отклонение от вертикали боковых поверхностей опоры: массивной части опоры выше обреза фундамента................ 0,002 высоты опоры, но не более 25 стоек и колонн........................................................................... 0,002 высоты опоры, но не более 20 Отклонение от средней толщины швов 15 мм................................... +5 Отклонение осей стоек и колонн.............................................. 0,002 высоты опоры, но не более 25. Разность в отметках верха смежных стоек и колонн......................... ± 10 Рис. 5. Схема организации работ по сооружению опоры на воде: 1 - плашкоут из двух понтонов; 2 - плашкоут из 10 понтонов; 3 - кран К-252; 4 - кран ГМК-12/20; 5 - путь для перегрузки элементов «с колес» Основные правила техники безопасности при сооружении сборных опор Железобетонные столбы опоры должны быть оборудованы инвентарными подвесными люльками для монтажных работ и освобождения стропов, а также для закрепления или сварки узлов при установке капителей и насадок. Запрещается снятие стропов при установке столбов до их закрепления (приварки закладных частей или стержней длиной шва по 150 мм, в четырех местах равномерно распределенным швом по периметру основания оболочки). При монтаже блоков-насадок необходимо их временно закреплять проволочными скрутками и деревянными подкосами. Электросварочные работы должны ограждаться легкими переносными ширмами. Разрешается производить точную центровку элемента при зазоре между нижней поверхностью элемента и местом установки не более 10 см. Рабочие, прибывшие для монтажа опоры, перед началом работы должны пройти инструктаж по технике безопасности. Для подвода электрической энергии к передвижным электрифицированным машинам, механизмам и установкам должны применяться специальные гибкие кабели (марки ГРШС, КРПТ и др.) со специальной жилой для заземления. Корпус электроинструмента должен быть заземлен. Работа с ручными электроинструментами без заземления корпусов специальным проводом не допускается. Нельзя работать указанным инструментом во время дождя, грозы и при ее приближении. При работах на воде и над водой непосредственно у места работ должны находиться спасательные шлюпки. Указания о количестве и назначении спасательных шлюпок даются руководством строительства. Спасательные шлюпки должны использоваться только по прямому назначению. Стоянку шлюпок назначают в непосредственной близости от места работ, в удобном для отчаливания месте; закрепляют шлюпку так, чтобы можно было быстро ее освободить. Все ответственные работы - монтаж контурных блоков, монтаж насадок - должны производиться при непосредственном участии производителя работ или мастера. При сооружении опор мостов следует руководствоваться следующими документами: СНиП III-Д.2-62 «Мосты и трубы. Правила организации и производства работ. Приемка в эксплуатацию». СНиП III-В.1-62. «Бетонные и железобетонные конструкции монолитные, общие правила производства и приемки работ». СНиП III-А.11-70. «Техника безопасности в строительстве. Правила техники безопасности и производственной санитарии при сооружении мостов и труб». Типовой проект № 3-503-2 «Опоры из сборного железобетона и бетона под унифицированные пролетные строения длиной до 42 м для мостов и путепроводов на автомобильных дорогах». Союздорпроект, инв. № 443/1, 1964 г. III. УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДАРаботы по сооружению опоры на суше выполняются в две смены двумя комплексными бригадами по семь человек, работающими по одному аккордно-премиальному наряду. Состав каждой бригады: монтажник конструкций 5 разр. - 1 (М1); монтажники конструкций 4 разр. - 3 (М2, М3, М5); монтажники конструкций 3 разр. - 3 (М4, М6, М7). Сварочные работы при монтаже опоры должен выполнять электросварщик 5 разр. или монтажник конструкций 5 разр. с дипломом электросварщика. Для обслуживания механизмов при монтаже опор привлекаются: машинист крана 6 разр. - 1; дежурный слесарь 4 разр. - 1 и дежурный электромонтер 4 разр. - 1. Рабочие комплексной бригады распределяются на два звена:
Звено № 1 выполняет монтаж контурных блоков и блоков заполнения, монтаж столбчатой надстройки, укладку бетона в тело опоры и разборку опалубки стыков омоноличивания. Монтажники конструкций звена № 1 должны владеть вторыми профессиями: бетонщика 4 разр. - двое; бетонщика 3 разр. - двое; электросварщика 6 разр. - один. Звено № 2 выполняет монтаж металлических подмостей, конопатку и расшивку швов, приготовление раствора, установку арматуры и разборку металлических подмостей. Монтажники конструкций звена № 2 должны владеть вторыми профессиями: бетонщика 4 разр. - один; бетонщика 3 разр. - один; бетонщика 2 разр. - один; арматурщика 4 разр. - один; арматурщика 3 разр. - один. Распределение операций между рабочими звена № 1 Для монтажа сборных железобетонных и бетонных блоков монтажники конструкций 4 и 3 разр. выполняют зачистку стыков, строповку и подачу элементов и раствора к месту монтажа. Монтажники 5 и 4 разр. устанавливают блоки в проектное положение и расстилают раствор при укладке блоков заполнения. Перед монтажом столбов звено № 1 в полном составе внизу у опоры устанавливает на них инвентарные круглые подмости, необходимые для дальнейшего омоноличивания стыков столбов с капителями и монтажа насадок. После установки столбов монтажники 5 и 3 разр. сваривают стыки, а монтажники 4 разр. устанавливают арматуру в стыках омоноличивания. Омоноличивание стыков производит все звено № 1. При укладке бетонной смеси (при блочком и монолитном заполнении ядра опоры) монтажник 3 разр. выгружает бетон из самосвала с подачей его в кублах краном к месту укладки, а монтажники 5, 4 и 3 разр. принимают бетон и укладывают в тело опоры с уплотнением вибраторами. Распределение операции между рабочими звена № 2 Все рабочие звена № 2 ведут укрупнительную сборку элементов инвентарных металлических подмостей и установку их на место. Элементы собирают вручную, а устанавливают краном во время технологических перерывов при бетонировании ядра опоры. При конопатке горизонтальных швов монтажник 3 разр. заготовляет и подает материал для конопатки, а монтажники 4 и 3 разр. конопатят швы. При расшивке швов монтажник 3 разр. удаляет конопатку, выбивает клинья, производит расчистку швов на глубину 4 - 6 см и промывает швы водой. Все звено готовит цементный раствор. Монтажники 4 и 3 разр. заполняют швы раствором с последующей их расшивкой при помощи металлических расшивок вогнутого типа. При разборке металлических подмостей монтажники 4 и 3 разр. разбирают подмости по элементам и опускают их вниз, а монтажник 3 разр. производит их раскладку по маркам на прокладки. Сооружение опоры на воде выполняют в две смены двумя комплексными бригадами в составе 9 человек, которые распределяются на три звена. Звенья № 1 и 2 работают в прежнем составе, как и при сооружении опоры на суше. Дополнительное звено № 3 состоит из двух монтажников конструкций 4 и 3 разр. Кроме комплексной бригады при сооружении опоры работают: машинист крана ГМК-12/20 6 разр. - 1; машинист крана К-252 6 разр. - 1; моторист катера 5 разр. - 1; дежурный слесарь 4 разр. - 1; дежурный электромонтер 4 разр. - 1. Звенья № 1 и 2 ведут монтаж опоры плавучим краном ГМК-12/20 по технологии, предусмотренной для опор, сооружаемых на суше. Звено № 3 выполняет погрузку на плашкоуты элементов металлических подмостей, сборных элементов опор, бетона в кублах, бутового камня и раствора при помощи крана К-252. Кроме погрузочных работ звено № 3 разгружает бетон из самосвалов в кубла и приготовляет раствор. При сооружении опор рекомендуется применять следующие рациональные приспособления и прогрессивные приемы труда. 1. Четырехветвевой полуавтоматический строп или траверсу с полуавтоматическими зацепами для строповки сборных элементов, подаваемых к месту установки. 2. Кубла-бункера с сегментными затворами емкостью 1,5 м3 и вибратор, закрепленный с наружной стороны бункера для быстрой выгрузки бетона. Система рычагов для открывания и закрывания сегментного затвора бункера оборудуется винтовым приспособлением для выдачи из бункера небольшого количества бетона и равномерного распределения его по поверхности опоры. 3. Транспортировку бутового камня и его подачу следует производить в металлических контейнерах с открывающимся днищем, что сокращает время погрузочно-разгрузочных работ. 4. Монтаж сборных конструкций рекомендуется производить «с колес». Во избежание простоев в работе, из-за несвоевременной доставки блоков, необходимо на строительной площадке до начала монтажных работ иметь сменный запас конструкций. IV. ГРАФИКИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССАГрафик № 1. Монтаж опоры при блочном заполнении ядра Примечание: 1. В графе «трудоемкость» в числителе приведены затраты труда звена без учета работы механизмов, в знаменателе - затраты труда машинистов кранов. 2. При сооружении опоры на суше для монтажа блоков применяется кран К-252, при сооружении опоры на воде - кран ГМК-12/20, установленный на плашкоут. Условные обозначения: Монтажники конструкций ____________________ Звено № 1 ================= Звено № 2 ================= Звено № 3 ------------------------------ Машинист крана График № 2. Сооружение опоры при монолитном заполнении ядра Примечание: 1. В графе «трудоемкость» в числителе приведены затраты труда звена без учета работы механизмов, в знаменателе - затраты труда машинистов кранов. 2. При сооружении опоры на суше для монтажа блоков применяется кран К-252, при сооружении опоры на воде - кран ГМК-12/20, установленный на плашкоут. Условные обозначения: Монтажники конструкций Звено № 1 _______ Звено № 2 ====== Звено № 3 ====== Машинист крана ----- V. КАЛЬКУЛЯЦИИ ЗАТРАТ ТРУДАКалькуляция № 1. Монтаж опоры (при блочном заполнении), сооружаемой на суше
Калькуляция № 2. Монтаж опоры (при монолитном заполнении), сооружаемой на суше
Калькуляция № 3. Монтаж опоры (при блочном заполнении), сооружаемой на воде
Калькуляция № 4. Монтаж опоры (при монолитном заполнении), сооружаемой на воде
VI. ОСНОВНЫЕ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИОбщий объем бетонной и железобетонной кладки опоры, м3: Всего................................................................................. 97,88 В том числе: сборной кладки при блочном заполнении................... 71,01 то же при монолитном заполнении.............................. 47,13 монолитной кладки при блочном заполнении............ 26,87 то же при монолитном заполнении «с изюмом»......... 40,75
VII. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫА. Потребность в конструкциях, изделиях, полуфабрикатах и основных материалах
Б. Потребность в машинах, оборудовании, инструменте и приспособлениях
|