Постановление Правительства Российской Федерации
от
27 августа 1999 г. № 973 г.
Москва
Об утверждении Временных правил
организации эксплуатации
на
платной основе федеральных
автомобильных дорог
и дорожных
объектов и Временных правил
определения стоимости
проезда
по
платным автомобильным дорогам
и
дорожным объектам и использования
взимаемых за проезд средств
(с
изменениями от 19 января 2010 г., 6 октября 2011 г.)
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 27 июня 1998 г. № 728 «О дополнительных мерах по развитию сети автомобильных дорог общего пользования
в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации,
1998, № 26, ст. 3066) Правительство Российской Федерации постановляет:
Согласно
Постановлению Правительства РФ от 19 января 2010 г. № 18 пункт 1 признан
утратившим силу в части утверждения Временных правил организации эксплуатации
на платной основе федеральных автомобильных дорог и дорожных объектов.
1. Утвердить прилагаемые:
Временные правила организации эксплуатации на платной основе федеральных автомобильных дорог и дорожных объектов;
Временные правила определения стоимости проезда по платным автомобильным
дорогам и дорожным объектам и использования взимаемых за проезд средств.
2. Правила организации эксплуатации на платной основе автомобильных дорог и дорожных объектов, относящихся к собственности субъектов Российской Федерации, и правила определения стоимости проезда по таким автомобильным дорогам и дорожным объектам и использования взимаемых за проезд средств устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Председатель Правительства
Российской Федерации
В.
ПУТИН
Согласно Постановлению
Правительства РФ от 19 января 2010 г. № 18 часть пункта 1 Постановления № 973,
утвердившего Временные правила эксплуатации на платной основе федеральных
автомобильных дорог и дорожных объектов, признана утратившей силу.
ВРЕМЕННЫЕ ПРАВИЛА
организации эксплуатации на платной основе федеральных
автомобильных дорог и дорожных объектов
I. Общие
положения
1. Настоящие Временные правила, разработанные во исполнение Указа Президента
Российской Федерации от 27 июня 1998 г. № 728 «О дополнительных мерах по развитию
сети автомобильных дорог общего пользования в Российской Федерации», устанавливают порядок передачи и организации эксплуатации на платной основе федеральных автомобильных дорог и дорожных объектов.
2. Настоящие Временные правила распространяются на вновь создаваемые, находящиеся в стадии незавершенного строительства (реконструкции), а также действующие федеральные автомобильные дороги общего пользования и расположенные на них
мосты, путепроводы, тоннели, относящиеся к федеральной собственности, переданные в оперативное управление Российскому дорожному агентству (далее именуются -
автомобильные дороги и дорожные объекты).
3. Эксплуатация на платной основе автомобильных дорог и дорожных объектов осуществляется при наличии бесплатного проезда в том же направлении по другим автомобильным дорогам и дорожным объектам.
4. Решение об эксплуатации на платной основе автомобильных дорог и дорожных
объектов принимается Правительством Российской Федерации.
5. Автомобильные дороги и дорожные объекты передаются для эксплуатации на
платной основе юридическим лицам, в том числе организациям, подведомственным Российскому дорожному агентству, которые могут обеспечить финансирование, строительство (реконструкцию), ремонт и содержание автомобильных дорог и дорожных
объектов в соответствии с установленными требованиями.
6. Передача в эксплуатацию на платной основе автомобильных дорог и дорожных
объектов юридическим лицам, за исключением организаций, подведомственных Российскому дорожному агентству, осуществляется по конкурсу на срок до 49 лет при сохранении их в федеральной собственности и оформляется гражданско-правовым договором с учетом требований раздела IV настоящих Временных правил.
II. Порядок
внесения в Правительство Российской Федерации предложений о передаче и
организации эксплуатации на платной основе автомобильных дорог и дорожных
объектов
7. Подготовка и внесение в Правительство Российской Федерации предложений о
передаче и организации эксплуатации на платной основе автомобильных дорог и дорожных объектов осуществляется Российским дорожным агентством.
При подготовке указанных предложений Российское дорожное агентство руководствуется президентской программой «Дороги России» на 1995 - 2000 годы, Государственной концепцией создания и развития сети автомобильных дорог в Российской Федерации и принимаемыми в установленном порядке в их развитие нормативными правовыми актами, а также учитывает предложения органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации по эксплуатации на платной основе автомобильных дорог и дорожных объектов, находящихся на их территории.
8. Предложения Российского дорожного агентства о передаче и организации эксплуатации на платной основе автомобильных дорог и дорожных объектов могут быть
внесены как по отдельным объектам, так и по группе объектов.
9. Предложение, вносимое в Правительство Российской Федерации, должно включать следующие документы:
а) письмо Российского дорожного агентства, излагающее суть предложения;
б) документы о согласовании, предусмотренном пунктом 11 настоящих Временных
правил;
в) технико-экономическая оценка целесообразности передачи и организации эксплуатации на платной основе автомобильной дороги и дорожного объекта;
г) проект соответствующего постановления Правительства Российской Федерации.
10. Технико-экономическая оценка целесообразности передачи и организации эксплуатации на платной основе автомобильной дороги и дорожного объекта включает в
себя:
а) основные сведения и технико-эксплуатационные характеристики автомобильной дороги и дорожного объекта;
б) сведения о наличии и состоянии автомобильных дорог и дорожных объектов для
бесплатного альтернативного проезда, о мероприятиях по обеспечению такого проезда;
в) сведения об источниках финансирования строительства (реконструкции) и эксплуатации автомобильной дороги и дорожного объекта, размере и эффективности привлекаемых инвестиций, в том числе долевого финансирования из Федерального дорожного фонда Российской Федерации;
г) предложения о размере и порядке взимания платы за проезд, а также об использовании получаемых средств;
д) сведения об экологической безопасности автомобильной дороги и дорожного
объекта;
е) перечень мер по обеспечению безопасности дорожного движения;
ж) прогноз социально-экономических результатов строительства и эксплуатации на
платной основе автомобильной дороги и дорожного объекта.
11. Предложения, вносимые Российским дорожным агентством в Правительство
Российской Федерации, должны быть согласованы в установленном порядке с Министерством государственного имущества Российской Федерации, Государственным
комитетом Российской Федерации по земельной политике, Министерством внутренних
дел Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, на территории которых находятся автомобильная дорога и дорожный объект, передаваемые в эксплуатацию на платной основе.
В случае, когда передача и организация эксплуатации на платной основе автомобильной дороги и дорожного объекта связаны с использованием средств федерального бюджета или средств инвесторов, получаемых под гарантии Правительства Российской Федерации, указанные предложения согласовываются также с Министерством финансов Российской Федерации и Министерством экономики Российской Федерации.
III.
Порядок передачи в эксплуатацию на платной основе автомобильных дорог и
дорожных объектов
12. Конкурсы на передачу и организацию эксплуатации на платной основе автомобильных дорог и дорожных объектов проводит Российское дорожное агентство или уполномоченная им организация в соответствии с положением о проведении конкурсов, утверждаемым Российским дорожным агентством.
В состав конкурсной комиссии наряду с представителями Российского дорожного
агентства включаются также представители заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых находятся автомобильная дорога и дорожный объект.
13. Победитель конкурса должен не позднее двадцати дней с даты завершения конкурса, если иное не определено условиями конкурса, заключить с Российским дорожным агентством или с уполномоченной им организацией договор о создании и эксплуатации на платной основе автомобильной дороги и дорожного объекта.
Передача автомобильной дороги и дорожного объекта производится на основании заключенного договора и оформляется актом, форма которого устанавливается Российским дорожным агентством.
14. Платные автомобильные дороги и дорожные объекты, строительство (реконструкция) которых закончено, в установленном порядке принимаются в эксплуатацию комиссией, состав которой утверждается Российским дорожным агентством.
15. Перевод в эксплуатацию на платной основе действующих автомобильных дорог и дорожных объектов может осуществляться только после проведения комплекса мероприятий по улучшению их транспортно-эксплуатационного состояния, условий проезда, повышению безопасности дорожного движения.
IV.
Договор о создании и эксплуатации на платной основе автомобильной дороги и
дорожного объекта
16. Договор о создании и эксплуатации на платной основе автомобильной дороги и
дорожного объекта (далее именуется - договор) является смешанным договором, содержащим элементы различных видов договоров, необходимые для согласования условий, устанавливаемых настоящими Временными правилами.
Договор предусматривает инвестиционные обязательства сторон, полномочия по управлению и использованию федерального имущества, условия и порядок эксплуатации на платной основе автомобильной дороги и дорожного объекта, порядок использования доходов от эксплуатации, контроль за выполнением обязательств, иные права и
обязанности.
17. В договоре устанавливаются следующие обязательные требования:
а) к организации, передающей автомобильную дорогу и дорожный объект:
передача принимающей стороне имущественных и иных прав, необходимых для
строительства (реконструкции) и эксплуатации на платной основе автомобильной дороги и дорожного объекта;
осуществление долевого финансирования, обеспечение государственных гарантий, если таковые предусмотрены условиями конкурса;
б) к организации, принимающей автомобильную дорогу и дорожный объект:
выполнение инвестиционных обязательств, если таковые предусмотрены условиями конкурса;
использование имущественных и иных прав, необходимых для строительства (реконструкции) и эксплуатации на платной основе автомобильной дороги и дорожного
объекта;
несение рисков, включая материальную ответственность, в том числе рисков, связанных с обеспечением безопасности движения на автомобильной дороге и дорожном
объекте;
передача по окончании срока действия договора платных автомобильной дороги и
дорожного объекта в сеть дорог общего пользования в состоянии, соответствующем
стандартам и нормам эксплуатации автомобильных дорог и дорожных объектов;
целевое использование принимаемого федерального имущества.
18. В договоре указываются:
а) состав имущества, передаваемого для организации эксплуатации на платной основе автомобильной дороги и дорожного объекта, а также условия его передачи и использования;
б) условия создания и функционирования объектов инфраструктуры и придорожного сервиса, в том числе принадлежащих третьим лицам или создаваемых ими;
в) срок действия договора;
г) согласованные размеры и условия инвестирования в строительство (реконструкцию) и эксплуатацию на платной основе автомобильной дороги и дорожного объекта;
д) условия и порядок страхования рисков, предоставления банковских гарантий;
е) размер и условия взимания платы за проезд;
ж) согласованные в соответствии с условиями конкурса порядок и направления использования прибыли, полученной от эксплуатации на платной основе автомобильной
дороги и дорожного объекта;
з) согласованные в соответствии с условиями конкурса предельный размер прибыли, которая остается в распоряжении организации, принимающей автомобильную дорогу и дорожный объект, и порядок использования прибыли, получаемой сверх предельного размера;
и) порядок и условия предоставления средств Федерального дорожного фонда Российской Федерации;
к) требования к транспортно-эксплуатационному состоянию автомобильной дороги
и дорожного объекта, которые должны выполняться при их эксплуатации на платной основе;
л) график работ по строительству (реконструкции) и обустройству автомобильной
дороги и дорожного объекта для эксплуатации на платной основе;
м) порядок осуществления контроля за деятельностью организации, принимающей
автомобильную дорогу и дорожный объект, по строительству (реконструкции) и эксплуатации на платной основе этой дороги и дорожного объекта;
н) гарантии беспрепятственного доступа на платные автомобильную дорогу и дорожный объект представителей дорожных органов, Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, других органов, осуществляющих надзор и контроль за деятельностью на автомобильных дорогах и дорожных объектах;
о) условия и порядок передачи автомобильной дороги и дорожного объекта после
окончания или прекращения действия договора;
п) условия привлечения подрядных организаций для строительства (реконструкции) и содержания автомобильной дороги и дорожного объекта, эксплуатируемых на платной основе;
р) обязательства организации, принимающей автомобильную дорогу и дорожный
объект, по предоставлению соответствующей отчетности;
с) ответственность сторон за невыполнение условий договора;
т) иные требования, учитывающие условия конкурса и особенности автомобильной
дороги и дорожного объекта.
19. Примерный договор утверждается Российским дорожным агентством. Имущественные вопросы этого договора согласовываются с Министерством государственного имущества Российской Федерации.
V.
Организация эксплуатации на платной основе автомобильных дорог и дорожных
объектов
20. Эксплуатация на платной основе автомобильных дорог и дорожных объектов осуществляется организацией, заключившей договор (далее именуется - эксплуатирующая организация), в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и условиями договора.
Ответственность этой организации за содержание и эксплуатацию автомобильной
дороги и дорожного объекта, в том числе за безопасность дорожного движения, наступает с момента подписания акта о передаче ей автомобильной дороги и дорожного объекта или акта приемки построенной (реконструированной) автомобильной дороги и дорожного объекта в эксплуатацию.
Эксплуатирующая организация может выполнять соответствующие работы собственными силами и силами организаций, привлекаемых на договорной основе.
VI. Установление
платы за проезд, ее сбор и использование
21. Установление платы за проезд, сбор и использование полученных средств осуществляются в соответствии с Временными правилами определения стоимости проезда по платным автомобильным дорогам и дорожным объектам и использования взимаемых за проезд средств.
22. Права и обязанности эксплуатирующей организации по установлению и изменению платы за проезд, сбору и использованию полученных средств определяются в договоре.
VII. Контроль
за строительством и содержанием платных автомобильных дорог и дорожных объектов
23. Дорожные органы и органы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации в процессе строительства (реконструкции) и эксплуатации платной автомобильной дороги и дорожного
объекта в пределах своей компетенции обеспечивают контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации, правил, стандартов и технических норм безопасности дорожного движения.
24. Эксплуатирующая организация обязана:
выполнять требования законодательства Российской Федерации, стандартов и
норм строительства и содержания автомобильных дорог и дорожных объектов, безопасности дорожного движения, правил охраны окружающей среды, а также условия
договора и предписания надзорных органов, выданные ими в пределах своей компетенции;
обеспечивать на платных автомобильных дорогах и дорожных объектах бесплатный
проезд транспортных средств, предусмотренных Временными правилами определения
стоимости проезда по платным автомобильным дорогам и дорожным объектам и использования взимаемых за проезд средств.
25. Органы, уполномоченные осуществлять контроль за строительством (реконструкцией) и содержанием автомобильных дорог и дорожных объектов, вправе в пределах своей компетенции давать предписания, обязательные для эксплуатирующей организации.
26. Эксплуатирующие организации несут в соответствии с законодательством Российской Федерации ответственность за исполнение договоров, соблюдение стандартов и норм строительства и эксплуатации автомобильных дорог и дорожных объектов, требований безопасности дорожного движения и экологической безопасности, а также
прав пользователей автомобильных дорог и дорожных объектов.
VIII. Государственный
учет платных автомобильных дорог и дорожных объектов
27. Российское дорожное агентство ведет перечень платных федеральных автомобильных дорог и дорожных объектов в целях их государственного учета.
28. Эксплуатирующие организации представляют в Российское дорожное агентство
информацию для ведения перечня платных федеральных автомобильных дорог и дорожных объектов, а также утвержденную в установленном порядке отчетность.
ВРЕМЕННЫЕ ПРАВИЛА
определения стоимости проезда по платным автомобильным дорогам и дорожным
объектам и использования взимаемых за проезд средств
I. Общие
положения
1. Настоящие Временные правила, разработанные во исполнение Указа Президента
Российской Федерации от 27 июня 1998 г. № 728
«О дополнительных мерах по развитию
сети автомобильных дорог общего пользования в Российской Федерации», устанавливают порядок определения стоимости проезда по платным автомобильным дорогам
и дорожным объектам, а также использования средств, взимаемых за проезд.
2. Настоящие Временные правила распространяются на платные федеральные автомобильные дороги общего пользования и расположенные на них мосты, путепроводы, тоннели, относящиеся к федеральной собственности, переданные в оперативное
управление Российскому дорожному агентству (далее именуются - автомобильные дороги и дорожные объекты).
II.
Основания для введения платы за проезд
3. Проезд по автомобильной дороге и дорожному объекту может быть платным только при наличии бесплатного альтернативного проезда в том же направлении по другим
автомобильным дорогам и дорожным объектам.
Плата за проезд по платным автомобильным дорогам и дорожным объектам является платой за обеспечиваемые на таких дорогах и объектах повышенные безопасность и
комфорт движения.
4. Введение платы за проезд осуществляется Российским дорожным агентством на
основании решения Правительства Российской Федерации об эксплуатации на платной
основе автомобильной дороги и дорожного объекта, а также договора о создании и эксплуатации на платной основе автомобильной дороги и дорожного объекта, заключенного согласно Временным правилам организации эксплуатации на платной основе федеральных автомобильных дорог и дорожных объектов.
5. Пользователь платных автомобильных дорог и дорожных объектов оплачивает
проезд по прейскуранту, действующему для данной автомобильной дороги и дорожного объекта.
III.
Организации, уполномоченные осуществлять сбор платы за проезд
6. Плату за проезд по платным автомобильным дорогам и дорожным объектам взимает организация, эксплуатирующая соответствующие автомобильную дорогу и дорожный объект, согласно договору о создании и эксплуатации на платной основе автомобильной дороги и дорожного объекта, заключенному с Российским дорожным агентством или с уполномоченной им организацией.
IV. Освобождение
от платы за проезд
7. От платы за проезд по платным автомобильным дорогам и дорожным объектам
освобождаются маршрутные автобусы (кроме выполняющих международные и междугородные перевозки) и оборудованные специальными сигналами специализированные транспортные средства, принадлежащие:
скорой медицинской помощи;
пожарной охране;
эксплуатационным организациям дорожной службы;
аварийно-спасательным службам;
полиции;
органам, осуществляющим в установленном порядке контроль за эксплуатацией автомобильной дороги и дорожного объекта.
От указанной платы освобождаются также оборудованные специальными сигналами
и (или) с особыми государственными регистрационными знаками транспортные средства оперативных служб органов государственной власти и организаций, перечень которых утверждается Российским дорожным агентством.
V.
Использование средств, получаемых в виде платы за проезд
8. Средства, взимаемые с пользователей платных автомобильных дорог и дорожных
объектов, направляются на следующие цели:
а) содержание и ремонт платных автомобильных дорог и дорожных объектов, совершенствование организации и безопасности дорожного движения;
б) управление платными автомобильными дорогами и дорожными объектами;
в) выполнение связанных с созданием и эксплуатацией платных автомобильных дорог и дорожных объектов обязательств перед кредиторами;
г) возмещение затрат, связанных со строительством (реконструкцией) и обустройством платных автомобильных дорог и дорожных объектов;
д) формирование прибыли организации, эксплуатирующей платные автомобильную
дорогу и дорожный объект.
9. На строительство, ремонт и содержание федеральных автомобильных дорог
общего пользования направляется прибыль, получаемая сверх предельного размера прибыли, остающейся в распоряжении организации, эксплуатирующей платные автомобильную дорогу и дорожный объект.
Уплата налогов осуществляется в соответствии с законодательством Российской
Федерации.
В случае если эксплуатация платных автомобильной дороги и дорожного объекта
осуществляется организацией, подведомственной Российскому дорожному агентству, средства, взимаемые с их пользователей, подлежат зачислению в Федеральный дорожный фонд Российской Федерации.
VI.
Стоимость проезда
10. Стоимость проезда должна соответствовать объему и качеству услуг, предоставляемых пользователю платных автомобильной дороги и дорожного объекта, и учитывать необходимость полного, а когда это невозможно - частичного покрытия затрат
на строительство (реконструкцию) автомобильной дороги и дорожного объекта и затрат на их эксплуатацию, а также получения прибыли организацией, эксплуатирующей
платные автомобильную дорогу и дорожный объект.
Размер платы за проезд определяется по методике, утверждаемой Российским дорожным агентством.
11. Методика расчета размера платы должна исходя из преимуществ платных автомобильных дорог и дорожных объектов обеспечивать учет плановых затрат и получение
прибыли организацией, эксплуатирующей указанные дороги и объекты.
12. Преимущества пользователей платных автомобильных дорог и дорожных объектов определяются:
экономией эксплуатационных затрат (транспортных расходов) при проезде по платным автомобильной дороге и дорожному объекту за счет снижения расхода горючесмазочных материалов, износа шин, расходов на ремонт и расходов по другим статьям
эксплуатационных затрат;
экономией времени доставки грузов и пассажиров, повышением комфорта движения и снижением ущерба от дорожно-транспортных происшествий.
13. Плановые затраты организации, эксплуатирующей платные автомобильную дорогу и дорожный объект, включают в себя эксплуатационные расходы, расходы на выплату предусмотренных законодательством Российской Федерации налогов, на возмещение затрат, связанных со строительством (реконструкцией) и обустройством автомобильной дороги и дорожного объекта для их эксплуатации на платной основе, затрат
по обслуживанию и погашению долговых обязательств, возникших в связи с финансированием строительства (реконструкции) и эксплуатации автомобильной дороги и дорожного объекта.
Расчет плановых эксплуатационных затрат производится по действующим для дорожных организаций методикам с учетом дополнительных затрат на эксплуатацию
платных автомобильных дорог и дорожных объектов.
14. Плата за проезд дифференцируется в зависимости от типа и грузоподъемности
транспортных средств.
15. Максимальный размер платы за проезд по платным автомобильной дороге и
дорожному объекту не должен превышать предельного (максимального) уровня, соответствующего расчетной величине получаемой пользователями этих автомобильной
дороги и дорожного объекта экономии, в том числе указанной в пункте 12 настоящих
Временных правил.
Максимальный размер платы за проезд по платным автомобильной дороге и дорожному объекту и порядок его пересмотра устанавливаются договором о создании и эксплуатации на платной основе автомобильной дороги и дорожного объекта.
16. Конкретный размер платы за проезд устанавливается Российским дорожным
агентством по представлению организации, эксплуатирующей платные автомобильную
дорогу и дорожный объект, с учетом потребительского спроса, определяемого в соответствии с методикой, утверждаемой Российским дорожным агентством.
17. В случае если установленный размер платы за проезд по платным автомобильным дорогам и дорожным объектам обеспечивает покрытие плановых затрат и получение организацией, эксплуатирующей платные автомобильную дорогу и дорожный объект, предельного размера прибыли, образующаяся дополнительная прибыль направляется на строительство, ремонт и содержание федеральных автомобильных дорог общего пользования в соответствии с условиями договора о создании и эксплуатации на
платной основе автомобильной дороги и дорожного объекта.
В случае если максимальный размер платы за проезд по платным автомобильным
дорогам и дорожным объектам, определенный в соответствии с пунктом 15 настоящих Временных
правил, не обеспечивает покрытия плановых затрат и получения
прибыли организацией, эксплуатирующей платные автомобильную дорогу и дорожный объект, соответствующая часть эксплуатационных расходов и затрат на строительство автомобильной дороги и дорожного объекта может финансироваться Российским дорожным агентством в установленном порядке на условиях, определяемых в договоре о создании и эксплуатации на платной основе автомобильной дороги и дорожного объекта.
18. Прейскурант, утвержденный руководителем организации, эксплуатирующей
платные автомобильную дорогу и дорожный объект, доводится до сведения пользователей с тем, чтобы они могли заблаговременно принять решение о маршруте. В
прейскуранте должна быть ссылка на нормативные правовые акты, регламентирующие установление платы за проезд.
Пересмотр размера платы за проезд осуществляется в порядке, устанавливаемом Российским дорожным агентством.
VII.
Взимание платы за проезд
19. Плата за проезд взимается при въезде или выезде с платных автомобильных
дорог и дорожных объектов на специально оборудованных для этого пунктах.
20. Водитель транспортного средства уплачивает в пункте взимания платы за
проезд кассиру-контролеру или через автоматическое устройство сумму в соответствии с прейскурантом и после получения чека продолжает движение.
21. Плата за проезд производится наличными, с помощью кредитных или абонементных карточек.
(«Российская
газета», ведомственное приложение
«Бизнес в России», 25 сентября 1999 года)
СОДЕРЖАНИЕ