На главную | База 1 | База 2 | База 3

Постановление Правительства Москвы от 17 августа 1999 г. № 757
"О проекте закона города Москвы "Об основах градостроительства в городе Москве"

 

Рассмотрев проект закона города Москвы "Об основах градостроительства в городе Москве", представленный Москомархитектурой и разработанный государственным унитарным предприятием "НИиПИ Генплана г.Москвы" в соответствии с планом первоочередных законопроектных работ Московской городской администрации с участием Комиссии Московской городской Думы и администрации города Москвы по законодательной базе перспективного развития и градостроительства Москвы, Правительство Москвы отмечает, что указанный проект закона города Москвы обеспечивает реализацию Генерального плана развития Москвы на период до 2020 года, создает основы законодательной базы для осуществления градостроительной деятельности в Москве, соответствует Градостроительному кодексу Российской Федерации, Уставу города Москвы и другим нормативным правовым актам города Москвы.

Правительство Москвы постановляет:

1. Одобрить представленный проект закона города Москвы "Об основах градостроительства в городе Москве" (приложение).

2. Внести указанный проект закона в установленном порядке на рассмотрение Московской городской Думы.

3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Премьера Правительства Москвы Ресина В.И.

 

Премьер Правительства Москвы     Ю.М. Лужков

Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 17 августа 1999 г. № 757

 

Проект закона города Москвы "Об основах градостроительства в городе Москве"

Настоящий Закон является частью законодательства города Москвы о градостроительстве и устанавливает основные нормы осуществления градостроительной деятельности в городе Москве и ответственность за их нарушение.

Глава I. Общие положения

Статья 1. Основные понятия

В настоящем Законе используются понятие "градостроительная деятельность (градостроительство)", иные понятия, определенные в Градостроительном кодексе Российской Федерации и законах города Москвы о градостроительстве, а также следующие основные понятия:

а) градостроительное планирование развития территории города Москвы (далее также градостроительное планирование) - деятельность органов власти города Москвы и органов власти районов Москвы по разработке и актуализации градостроительной документации о градостроительном планировании;

б) исходно-разрешительная документация - документация, устанавливающая градостроительные требования и условия, обязательные при проектировании, строительстве, реконструкции градостроительного объекта, а также при использовании предназначенного для этого земельного участка;

в) комплексное благоустройство территории - деятельность по утилитарному и декоративно-художественному обустройству территории;

г) градостроительное разрешение - документ, устанавливающий право на градостроительную деятельность по размещению, строительству, реконструкции, благоустройству градостроительного объекта, а также на использование в этих целях земельного участка;

д) некапитальный объект - здание, сооружение, не имеющее заглубленных фундаментов и подземных помещений, перемещение которого возможно без несоразмерного ущерба его назначению;

е) нестационарный объект - некапитальный объект, перемещение которого возможно без демонтажа конструкций;

ж) разрешение на производство строительных работ - документ, дающий право осуществить строительные работы, работы по инженерной подготовке участка территории для строительства;

з) территория градостроительного развития - часть территории города Москвы, выделенная правовым актом органа власти города в качестве территории, предназначенной для осуществления городской государственной программы в области градостроительной деятельности;

и) территориальные регламенты регулирования градостроительной деятельности (далее также - территориальные регламенты) - градостроительная документация, определяющая обязательные требования к использованию участка, иной части территории города при осуществлении градостроительной деятельности.

Статья 2. Правовая основа градостроительной деятельности в городе Москве

Правовой основой градостроительной деятельности в городе Москве являются Конституция Российской Федерации, Градостроительный кодекс Российской Федерации, иное законодательство Российской Федерации, Устав города Москвы и иное законодательство города Москвы, нормативные правовые акты органов исполнительной власти Российской Федерации, нормативные правовые акты Московской городской администрации, договоры и соглашения между субъектом Российской Федерации - городом Москвой и Российской Федерацией, договоры и соглашения между городом Москвой и Московской областью, другими субъектами Российской Федерации, международные договоры и соглашения города Москвы, а также настоящий Закон.

Статья 3. Объекты градостроительной деятельности

Объектами градостроительной деятельности в городе Москве являются: территория города Москвы, территории административных округов, районов, территориальных единиц с особым статусом (далее также ТЕОС), иные части территории города, а также градостроительные объекты, к которым относятся - участки территории, объекты недвижимости в градостроительстве, определенные в абзаце пятом статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, некапитальные, нестационарные объекты, элементы благоустройства территории и их комплексы.

Статья 4. Субъекты градостроительной деятельности

Субъектами градостроительной деятельности в городе Москве являются:

а) граждане - жители Москвы, их объединения (далее граждане);

б) физические и юридические лица - обладатели вещных прав и прав аренды на объекты недвижимости и иные градостроительные объекты;

в) физические и юридические лица - инвесторы, заказчики, подрядчики работ в области градостроительной деятельности;

г) органы власти города Москвы, органы власти районов Москвы;

д) органы государственной власти Российской Федерации;

е) органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Статья 5. Права и обязанности граждан в области градостроительной деятельности

1. Граждане имеют право на благоприятную среду жизнедеятельности, на информацию о состоянии среды жизнедеятельности и о ее предполагаемых изменениях, на участие в обсуждении и подготовке решений в области градостроительной деятельности. Указанные права граждан обеспечиваются законодательством Российской Федерации, настоящим Законом и иными законами города Москвы о градостроительстве.

2. Граждане обязаны использовать территорию города и расположенные в ее границах градостроительные объекты в соответствии с территориальными регламентами, разрешенным использованием градостроительных объектов, а также выполнять решения в области градостроительной деятельности, принятые органами власти, органом архитектуры и градостроительства Москвы и должностными лицами указанных органов в пределах их компетенции.

Статья 6. Права и обязанности физических и юридических лиц - обладателей вещных прав и прав аренды на объекты недвижимости и иные градостроительные объекты в области градостроительной деятельности

1. Физические и юридические лица - обладатели вещных прав и прав аренды на объекты недвижимости и иные градостроительные объекты имеют право осуществлять градостроительную деятельность в отношении указанных объектов в порядке, установленном настоящим Законом и иным законодательством.

2. Указанные физические и юридические лица обязаны использовать и содержать принадлежащие им объекты недвижимости и иные градостроительные объекты в соответствии с установленным разрешенным использованием указанных объектов, а также исполнять обязанности, указанные пункте 2 статьи 5 настоящего Закона.

Статья 7. Права и обязанности физических и юридических лиц - инвесторов, заказчиков, подрядчиков работ в области градостроительной деятельности

1. Физические и юридические лица - инвесторы, заказчики, подрядчики работ в области градостроительной деятельности имеют право осуществлять градостроительную деятельность в порядке, установленным настоящим Законом и иным законодательством.

2. Указанные физические и юридические лица обязаны иметь лицензии на осуществление работ в области градостроительной деятельности, требующих лицензирования, осуществлять строительство, благоустройство, реконструкцию градостроительных объектов в соответствии с градостроительной, исходно-разрешительной и проектной документацией, градостроительным разрешением и разрешением на производство строительных работ.

Глава II. Регулирование градостроительной деятельности в городе Москве

Статья 8. Законодательство города Москвы о градостроительстве

Законодательство города Москвы о градостроительстве устанавливает порядок осуществления градостроительной деятельности, регулирует отношения в области градостроительной деятельности в городе Москве в пределах предметов ведения города Москвы.

Статья 9. Градостроительные нормативы и правила города Москвы

1. Градостроительные нормативы и правила города Москвы в соответствии с законодательством Российской Федерации и города Москвы устанавливают нормативы и правила планировочной организации, использования, застройки и комплексного благоустройства территории, организации систем транспортной и инженерной инфраструктур и систем обслуживания.

2. Объектами градостроительного нормирования являются функционально-планировочные зоны жилого, общественного, производственного, рекреационного назначения, участки территории, в том числе участки жилых домов объекты транспортной и инженерной инфраструктур, объекты обслуживания, здания и сооружения, объекты благоустройства и их комплексы.

3. Градостроительные нормативы и правила города Москвы обязательны для выполнения всеми субъектами градостроительной деятельности на территории города Москвы.

4. Состав, порядок разработки, утверждения, изменения градостроительных нормативов и правил города Москвы устанавливается Законом города Москвы.

Статья 10. Система регулирования градостроительной деятельности в городе Москве

1. Система регулирования градостроительной деятельности в городе Москве представляет собой единый комплекс действий, осуществляемый органами власти города Москвы, органами власти районов Москвы, специально уполномоченными органами в области градостроительства в целях создания благоприятной среды жизнедеятельности в городе, обеспечения соответствия градостроительной деятельности требованиям законодательства, обеспечения прав граждан и юридических лиц при осуществлении градостроительной деятельности.

2. Система регулирования градостроительной деятельности включает:

а) градостроительное планирование развития территории Москвы, территорий административных округов, районов, ТЕОС Москвы, осуществляемое путем разработки и актуализации документации о градостроительном планировании;

б) территориальную регламентацию градостроительной деятельности, осуществляемую путем установления обязательных требований к использованию и застройке участков и иных частей территории города;

в) особое регулирование градостроительной деятельности на территориях природного комплекса, территориях историко-культурного назначения, территориях, подверженных опасным воздействиям техногенного и природного характера;

г) обеспечение условий для реализации городских государственных нужд в области градостроительства;

д) выдачу градостроительных разрешений и разрешений на производство строительных работ, обеспечивающих выполнение градостроительных требований при проектировании и строительстве градостроительных объектов;

е) обеспечение требований комплексного благоустройства территории при осуществлении градостроительной деятельности;

ж) установление требований разрешенного использования градостроительных объектов;

з) ведение государственного градостроительного кадастра Москвы и мониторинга градостроительной деятельности, обеспечивающих сбор, учет и анализ сведений, необходимых для осуществления градостроительной деятельности;

и) установление порядка согласования интересов субъектов градостроительной деятельности и разрешения споров, возникающих при ее осуществлении;

к) контроль за осуществлением градостроительной деятельности;

л) установление ответственности за нарушение законодательства о градостроительстве.

Статья 11. Органы, осуществляющие регулирование градостроительной деятельности в городе Москве

Регулирование градостроительной деятельности в городе Москве осуществляют органы власти города Москвы, территориальные органы исполнительной власти города Москвы - префекты, органы власти районов Москвы, орган архитектуры и градостроительства города Москвы, специально уполномоченные органы в области охраны окружающей природной среды, охраны памятников истории и культуры, органы государственного контроля и надзора, органы государственной экспертизы в пределах их компетенции.

Статья 12. Орган архитектуры и градостроительства города Москвы

Орган архитектуры и градостроительства Москвы входит в структуру органов Московской городской администрации. В структуру органа архитектуры и градостроительства города Москвы входят территориальные отделения, создаваемые в административных округах и районах Москвы. Полномочия органа архитектуры и градостроительства города Москвы и его территориальных отделений устанавливаются Мэром Москвы в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и законодательством города Москвы. Руководитель органа архитектуры и градостроительства города Москвы является главным архитектором города Москвы, назначается на должность Мэром Москвы на конкурсной основе. Руководитель органа архитектуры и градостроительства города Москвы является председателем Архитектурного совета Москвы. Архитектурный Совет Москвы - коллегиальный орган, осуществляющий рассмотрение всех видов градостроительной и проектной документации по объектам градостроительной деятельности в городе Москве. Градостроительная и проектная документация не может быть утверждена без положительного решения Архитектурного совета Москвы. Положение об Архитектурном совете Москвы утверждается Мэром Москвы.

Статья 13. Территориальная проектная и научно-исследовательская организация города Москвы в области градостроительства

Территориальная проектная и научно-исследовательская организация города Москвы в области градостроительства осуществляет по заказу Московской городской администрации проектное, нормативное, научно-методическое обеспечение разработки, мониторинга и актуализации Генерального плана развития города Москвы, градостроительных планов развития территорий административных округов и районов Москвы, является государственным предприятием, подчиненным органу архитектуры и градостроительства города Москвы, рассматривает и согласовывает в установленном порядке градостроительную и исходно-разрешительную документацию по объектам градостроительной деятельности в городе Москве.

Статья 14. Источники финансирования работ по регулированию градостроительной деятельности

1. Финансирование работ по регулированию развития и использования территории города Москвы, территорий административных округов, районов, ТЕОС осуществляется из средств бюджета города Москвы, иных финансовых ресурсов города Москвы и районов Москвы, а также финансовых средств ТЕОС, образуемых в соответствии с законодательством Москвы о ТЕОС.

2. Финансирование работ по регулированию строительства, реконструкции, использования градостроительных объектов и их комплексов осуществляется за счет средств инвесторов на проектирование, строительство, реконструкцию, а также за счет обладателей имущественных прав на градостроительные объекты.

Статья 15. Особенности регулирования градостроительной деятельности в городе Москве - столице Российской Федерации

1. Регулирование градостроительной деятельности в городе Москве обеспечивает осуществление городом Москвой функций столицы Российской Федерации в соответствии с Законом Российской Федерации "О статусе столицы Российской Федерации".

2. Правительство Москвы согласовывает проект Генерального плана города Москвы с Правительством Российской Федерации в части осуществления городом Москвой функций столицы Российской Федерации.

3. Порядок осуществления градостроительной деятельности на территориях объектов федерального значения устанавливается совместно органами власти Российской Федерации и органами власти города Москвы в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством города Москвы.

4. Развитие объектов градостроительной деятельности, необходимых для осуществления городом Москвой функций столицы Российской Федерации, обеспечивается в соответствии с принятыми федеральными целевыми программами развития города Москвы - столицы Российской Федерации за счет средств, выделенных на реализацию таких программ, а также за счет субвенций из федерального бюджета Российской Федерации и за счет платежей за предоставляемые городом услуги.

Статья 16. Взаимодействие органов власти Москвы с органами власти Московской области в сфере градостроительной деятельности

1. Органы власти Москвы взаимодействуют с органами власти Московской области в следующих направлениях градостроительной деятельности, представляющих взаимный интерес:

а) разработка и реализация генеральных планов Москвы и Московской области;

б) координация разработки и реализации градостроительных планов развития территорий Зеленоградского административного округа, поселков Внуково, Восточный, Некрасовка;

в) участие в разработке и осуществлении федеральных целевых программ развития Москвы - столицы Российской Федерации, действие которых распространяется на территорию Московской области;

г) разработка и осуществление программ, планов развития общих систем транспортной и инженерной инфраструктуры Москвы и Московской области;

д) обеспечение экологической безопасности территорий сохранение и развитие природного комплекса Москвы и Московской области;

е) разработка и осуществление программ охраны памятников истории и культуры на территориях, прилегающих к границе Москвы и Московской области;

ж) развитие на территории Москвы объектов градостроительной деятельности, необходимых для функционирования органов власти Московской области, предприятий, организаций областного значения;

з) жилищное, культурно-бытовое, рекреационное строительство для жителей Москвы на территории Московской области;

и) согласованное использование территорий, прилегающих к границе Москвы и Московской области, в том числе путем совместной разработки документации о градостроительном планировании развития таких территорий, взаимного информирования о планируемой градостроительной деятельности, участия представителей сторон в согласовании разрешительной документации на строительство, реконструкцию градостроительных объектов;

к) иные вопросы градостроительной деятельности, представляющие взаимный интерес.

2. Указанное взаимодействие осуществляется путем принятия согласованных законодательных актов Москвы и Московской области, согласованных решений органов исполнительной власти Москвы и Московской области, заключения договоров и соглашений.

Глава III. Градостроительное планирование развития территории Москвы

Статья 17. Система градостроительной документации о градостроительном планировании развития территории Москвы

1. Систему градостроительной документации о градостроительном планировании развития территории Москвы образуют:

а) Генеральный план развития города Москвы (далее также Генеральный план);

б) градостроительные планы развития территорий административных округов, районов, территориальных единиц с особым статусом города Москвы (далее также - градостроительные планы);

в) проекты планировки;

г) территориальные схемы.

2. Генеральный план, градостроительные планы, проекты планировки определяют:

а) основные направления перспективного развития соответствующей территории, содержащие условия использования территории и осуществления градостроительной деятельности, отвечающие требованиям регламентов особого регулирования градостроительной деятельности, охраны окружающей природной среды и защиты территорий от опасных воздействий, санитарно-гигиеническим требованиям и требованиям охраны памятников истории и культуры; основные направления развития планировочной, архитектурно-пространственной и ландшафтной структуры территории, в том числе сохранения и развития территорий природного комплекса и иных озелененных территорий, развития и застройки жилых, общественных и производственных территорий; основные направления развития транспортной, инженерной, социальной инфраструктур и комплексного благоустройства территории; основные показатели развития территории;

б) градостроительное зонирование территории, устанавливающее функциональное, строительное и ландшафтное назначение частей или участков территории в соответствии с Главой IV настоящего Закона;

в) первоочередные мероприятия по развитию территории.

3. Генеральный план является основным видом документации о градостроительном планировании развития территории Москвы. Градостроительные планы развития территориальных единиц Москвы должны соответствовать Генеральному плану. Градостроительные планы районов и ТЕОС Москвы, проекты планировки должны соответствовать градостроительным планам административных округов.

4. Разработка проектов планировки обязательна для территорий, которые в соответствии с Генеральным планом, градостроительными планами определены в качестве территорий градостроительного развития.

5. Разработка территориальных схем может осуществляться по решению Правительства Москвы в целях детализации положений Генерального плана в области охраны окружающей природной среды, защиты и оздоровления городских территорий, сохранения и развития природного комплекса, охраны и восстановления исторических территорий, развития и реорганизации жилых, общественных, производственных территорий, развития транспортной и инженерной инфраструктур, развития комплексов городского хозяйства, промышленности, социальной и иных сфер деятельности, комплексного благоустройства. Территориальные схемы могут разрабатываться для всей территории Москвы или для ее отдельных частей. Границы таких частей территории города могут не совпадать с границами территориальных единиц Москвы. Утвержденные территориальные схемы учитываются при разработке градостроительных планов, проектов планировки.

6. Утвержденная документация о градостроительном планировании является основанием для разработки и финансирования из городских источников городских, окружных, районных планов (программ) строительства, развития инженерной и транспортной инфраструктуры, сохранения и развития природного комплекса, охраны окружающей среды, для принятия органами власти решений о размещении, проектировании и строительстве градостроительных объектов и их комплексов, а также используются для оценки земель города и определения земельных платежей.

7. Организацию и координацию разработки документации о градостроительном планировании осуществляет орган архитектуры и градостроительства Москвы.

Статья 18. Состав, порядок разработки и принятия (утверждения) документации о градостроительном планировании

1. Состав, порядок разработки и принятия Генерального плана устанавливается Законом города Москвы "О составе, порядке разработки и принятия Генерального плана развития города Москвы". Основные положения Генерального плана принимаются Законом города Москвы "О Генеральном плане развития города Москвы".

2. Состав, порядок разработки и утверждения градостроительных планов, проектов планировки устанавливаются законами города Москвы. Разработку и представление в Правительство Москвы градостроительных планов административных округов обеспечивают префекты по согласованию с главами районных Управ. Разработку и представление в Правительство Москвы градостроительных планов районов, ТЕОС обеспечивают соответственно главы районных Управ, органы управления ТЕОС по согласованию с префектом. Разработку и представление в Правительство Москвы проектов планировки обеспечивает орган по архитектуре и градостроительству города Москвы по согласованию с префектами, главами районных Управ.

3. Состав, порядок разработки и утверждения территориальных схем устанавливается нормативными правовыми актами Московской городской администрации. Разработку и представление в Правительство Москвы территориальных схем обеспечивает орган по архитектуре и градостроительству города Москвы по согласованию с префектами и главами районных Управ.

4. При разработке документации о градостроительном планировании должны учитываться демографические, социально-экономические, экологические, историко-культурные, инженерно-строительные, социологические, правовые и иные предпосылки и условия развития соответствующей территории, использоваться сведения государственного градостроительного кадастра, других информационных систем города Москвы и данные мониторинга объектов градостроительной деятельности. Задание на разработку документации о градостроительном планировании должно включать работы по сбору и анализу необходимых исходных данных, а при необходимости предусматривать выполнение предпроектных методических, аналитических, концептуальных и прогнозных разработок.

5. При разработке документации о градостроительном планировании должны обеспечиваться права, учитываться интересы субъектов градостроительной деятельности, определенных в статье 4 настоящего Закона. Органы исполнительной власти города, органы власти районов, заказчики обязаны до утверждения документации о градостроительном планировании информировать граждан о ее основных положениях, обеспечить участие граждан и иных заинтересованных лиц в ее подготовке, обсуждении и проведение при необходимости согласительных процедур в порядке, установленном законами Москвы и нормативными правовыми актами Московской городской администрации.

6. Документация о градостроительном планировании подлежит государственной экологической экспертизе, согласованию с государственными органами контроля и надзора, префектами административных округов, районными Управами районов, территории которых входят в границы планируемой территории. Государственную градостроительную экспертизу документации о градостроительном планировании проводит орган архитектуры и градостроительства города Москвы.

7. Градостроительные планы, проекты планировки, территориальные схемы утверждаются Правительством Москвы. Основные положения утвержденной документации о градостроительном планировании подлежат опубликованию.

8. Изменения в утвержденные положения документации о градостроительном планировании вносятся только правовым актом органа власти, утвердившего их.

9. В случаях, устанавливаемых Законом города Москвы, разработка документации о градостроительном планировании осуществляется на конкурсной основе.

Статья 19. Актуализация документации о градостроительном планировании

1. Актуализация документации о градостроительном планировании представляет собой регулярную корректировку ее положений, осуществляемую по мере их реализации, фактических изменений градостроительной ситуации и в связи с появлением новых задач развития города или его отдельных территорий.

2. Порядок и сроки актуализации Генерального плана устанавливаются законом города Москвы "О составе, порядке разработки и принятия Генерального плана развития города Москвы".

3. Актуализация градостроительных планов развития территорий административных округов и районов города Москвы обязательна после очередной актуализации Генерального плана.

4. Актуализация градостроительных планов развития территорий административных округов, районов, ТЕОС Москвы, проектов планировки может осуществляться по решению Правительства Москвы, по инициативе префектов, районной Управы, органа управления ТЕОС в порядке, установленном Законом города Москвы.

5. Актуализация территориальных схем осуществляется по решению Правительства Москвы.

Глава IV. Территориальные регламенты регулирования градостроительной деятельности

Статья 20. Виды территориальных регламентов регулирования градостроительной деятельности

1. Для регулирования градостроительной деятельности применяются следующие виды территориальных регламентов:

а) территориальные регламенты общего вида;

б) территориальные регламенты особого вида.

2. Территориальные регламенты общего вида применяются на всей территории города Москвы. Территориальными регламентами общего вида являются:

а) документация о градостроительном зонировании территории;

б) планы границ территорий объектов градостроительной деятельности;

в) регламенты участков территории.

3. Территориальные регламенты особого вида (также особые территориальные регламенты) применяются в соответствии с Главой V настоящего Закона для регулирования градостроительной деятельности на территориях особого регулирования - территориях природного комплекса, территориях историко-культурного назначения, территориях, подверженных опасным воздействиям техногенного и природного характера.

4. Территориальные регламенты общего вида не могут противоречить особым территориальным регламентам.

Статья 21. Документация о градостроительном зонировании территории

1. Документация о градостроительном зонировании территории устанавливает обязательные требования к функциональному использованию (функциональному назначению), застройке (строительное назначение), ландшафтной организации (ландшафтное назначение) частей и участков территории города.

2. Видами документации о градостроительном зонировании территории являются:

а) генеральная схема градостроительного зонирования территории города Москвы, утверждаемая в составе Генерального плана;

б) схемы градостроительного зонирования территорий административных округов Москвы, утверждаемые в составе градостроительных планов административных округов;

в) планы градостроительного зонирования территорий районов, ТЕОС Москвы или их частей, утверждаемые в составе градостроительных планов районов, ТЕОС Москвы, проектов планировки, проектов застройки.

3. Содержание, порядок разработки, утверждения документации о градостроительном зонировании территории, а также порядок ее применения при регулировании градостроительной деятельности устанавливается Законом города Москвы "О градостроительном зонировании территории города Москвы"

Статья 22. Планы границ территорий объектов градостроительной деятельности

1. Планы границ территорий объектов градостроительной деятельности устанавливают:

а) границы территорий транспортных и инженерных коммуникаций;

б) границы территорий функционально-планировочных зон;

в) границы участков территории.

2. Планы границ территорий объектов градостроительной деятельности разрабатываются в составе или на основании градостроительных планов районов, ТЕОС Москвы, проектов планировки, проектов застройки в соответствии с Генеральным планом, градостроительными планами административных округов.

3. Границами территорий транспортных и инженерных коммуникаций выделяются:

а) территории улично-дорожной сети;

б) территории полос отвода железных дорог;

в) территории технических зон наземных и мелкого заложения линий метрополитена;

г) территории технических зон инженерных коммуникаций. Требования к использованию территорий в установленных границах объектов транспортных и инженерных коммуникаций определяются градостроительными нормативами и правилами, иной нормативно-технической документацией, утвержденной органами исполнительной власти Российской Федерации, Правительством Москвы.

4. Границами территорий функционально-планировочных зон выделяются:

а) жилые комплексы - группы, микрорайоны, районы;

б) общественные зоны и центры городского и местного значения;

в) производственные, в том числе промышленные, коммунально-складские, специального назначения, иного типа зоны;

г) рекреационные зоны - парки, сады, бульвары, скверы. Требования к использованию территорий в установленных границах функционально-планировочных зон определяются указанной в части 2 настоящей статьи градостроительной документацией в соответствии с градостроительными нормативами и правилами Москвы.

д) иные категории функционально-планировочных зон, установленные градостроительными нормативами и правилами города Москвы.

5. В границах территорий транспортных и инженерных коммуникаций, функционально-планировочных зон запрещается градостроительная деятельность, противоречащая требованиям, установленным для этих категорий территорий.

6. Границами участков территории выделяются:

а) застроенные, подлежащие застройке участки территории, в том числе участки жилых домов;

б) незастраиваемые участки территорий общего пользования.

Указанные участки территории выделяются в соответствии с документацией о градостроительном зонировании, градостроительными нормативами и правилами, с учетом существующей застройки и исторических границ участков застройки. Для определения границ указанных участков территории в составе или на основании градостроительной документации, указанной в части 2 настоящей статьи, разрабатываются проекты межевания территорий.

7. Порядок разработки, утверждения планов границ территорий объектов градостроительной деятельности, а также порядок их применения при регулировании градостроительной деятельности устанавливается Законом города Москвы.

Статья 23. Регламенты участков территории

1. Регламенты участков территории разрабатываются для участков территории, на которых планируется размещение, строительство, реконструкция градостроительных объектов и устанавливают размещение, назначение, границы и требуемые характеристики планируемых градостроительных объектов, требования к их инженерному обеспечению, благоустройству, иные требования.

2. Регламенты участков территории разрабатываются в составе проектов застройки, исходно-разрешительной документации.

Глава V. Особое регулирование градостроительной деятельности

Статья 24. Особое регулирование градостроительной деятельности

Особое регулирование градостроительной деятельности осуществляется:

а) в целях сохранения территорий природного комплекса;

б) в целях охраны памятников истории и культуры;

в) в целях защиты территорий от неблагоприятных воздействий техногенного и природного характера.

Статья 25. Градостроительная деятельность на территориях природного комплекса

1. Градостроительная деятельность на территориях природного комплекса осуществляется в соответствии с Законом города Москвы "О регулировании градостроительной деятельности на территориях природного комплекса города Москвы". Градостроительная деятельность на особо охраняемых природных территориях и на территориях их охранных зон осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Законом города Москвы об особо охраняемых природных территориях, а также указанным выше Законом Москвы. Градостроительная деятельность на акваториях водоемов и на территориях водоохранных зон осуществляется в соответствии с водным законодательством и законодательством об охране окружающей природной среды.

2. Особые территориальные регламенты регулирования градостроительной деятельности на территориях природного комплекса определяют границы территорий природного комплекса, режимы регулирования градостроительной деятельности в указанных границах, устанавливающие совокупность разрешенных изменений ландшафта, природных объектов, парков, садов, бульваров, скверов, разрешенных видов озеленения, благоустройства, реставрации, реконструкции и строительства, в соответствии с Законом города Москвы "О регулировании градостроительной деятельности на территориях природного комплекса".

Статья 26. Градостроительная деятельность на территориях историко-культурного назначения

1. Градостроительная деятельность на территориях историко-культурного назначения, в том числе на территориях недвижимых памятников истории и культуры, их охранных зон осуществляется в соответствии с законодательством об охране и использовании памятников истории и культуры.

2. Особые территориальные регламенты территорий историко-культурного назначения устанавливает Правительство Москвы. Особый территориальный регламент территории исторического центра Москвы в границах Камер-Коллежского вала устанавливается Законом города Москвы.

Статья 27. Градостроительная деятельность на территориях, подверженных опасным воздействиям техногенного и природного характера

1. Градостроительная деятельность на территориях, подверженных опасным воздействиям, в том числе воздействиям чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, а также на территориях санитарно-защитных зон осуществляется в соответствии с требованиями безопасности территорий и их защиты от указанных воздействий, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативно-техническими документами федеральных органов исполнительной власти, нормативными правовыми актами Москвы.

2. Границы, особые территориальные регламенты указанных выше территорий, меры по их защите устанавливаются Правительством Москвы на основании специальных разделов градостроительной документации, а также специальных территориальных схем, проектов защиты территорий от опасных воздействий, в том числе воздействий чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера.

Глава VI. Обеспечение градостроительной деятельности для городских государственных нужд

Статья 28. Градостроительная деятельность для городских государственных нужд

Градостроительной деятельностью для городских государственных нужд является деятельность по развитию городской инфраструктуры, оздоровлению, реконструкции, развитию территорий города, осуществляемая в интересах населения Москвы для решения задач градостроительного развития города, определенных Генеральным планом развития города Москвы, градостроительными планами административных округов, районов, ТЕОС Москвы, проектами планировки, в том числе для обеспечения использования территорий города в соответствии с требованиями, установленными территориальными регламентами.

Статья 29. Градостроительная деятельность на территориях градостроительного развития

1. Часть территории Москвы может быть утверждена Правительством Москвы в соответствии с Генеральным планом в качестве территории градостроительного развития, предназначенной для осуществления городской государственной градостроительной программы, обеспечивающей городские государственные нужды в строительстве, реконструкции, благоустройстве, развитии инфраструктуры, сохранении и создании территорий природного комплекса, обеспечении безопасности территорий, а также в иных целях.

2. На территории градостроительного развития решением органов власти города Москвы в соответствии с законами города Москвы может быть образована ТЕОС.

3. Решение органа государственной власти города Москвы об утверждении территории в качестве территории градостроительного развития является основанием для предоставления в соответствии с законодательством льгот и гарантий инвесторам и иным лицам, участвующим в осуществлении комплексной градостроительной программы.

4. На территориях градостроительного развития могут вводиться специальные градостроительные и строительные нормативы и правила, особые виды градостроительной и проектной документации, территориальных регламентов и особый порядок их разработки и утверждения, особый порядок оформления градостроительных разрешений, иные особые правила и требования к осуществлению градостроительной деятельности. Порядок градостроительной деятельности на территориях градостроительного развития устанавливается Законом города Москвы.

Статья 30. Меры, обеспечивающие изменение использования участков территории в соответствии с требованиями территориальных регламентов

В случае, когда для выполнения требований, установленных территориальными регламентами, необходимо изменить использование участка территории, Московская городская администрация может принять следующие меры:

а) установить повышающие коэффициенты к ставкам арендной платы за земельные участки, использование которых требует изменения в соответствии с установленными территориальными регламентами;

б) обязать лицо, являющееся собственником, арендатором земельного участка и (или) расположенного на нем градостроительного объекта, осуществить меры по приведению такого участка, объекта недвижимости в соответствие с требованиями территориальных регламентов либо компенсировать в денежной форме проведение таких мер Московской городской администрацией;

в) применить штрафные санкции, потребовать в судебном порядке возмещение вреда, причиненного при использовании территории, противоречащем требованиям территориальных регламентов, в случае отказа лиц, указанных в пункте б) настоящей статьи осуществить предусмотренные в нем меры;

г) осуществить изъятие земельного участка, использование которого противоречит требованиям территориальных регламентов.

Статья 31. Изъятие земельных участков в целях осуществления градостроительной деятельности для городских государственных нужд

Изъятие земельных участков в целях осуществления градостроительной деятельности для городских государственных нужд осуществляется в соответствии с Федеральным земельным законодательством в случае, когда необходимость такого изъятия определена условиями реализации документации о градостроительном планировании, требованиями территориальных регламентов.

Глава VII. Обеспечение градостроительных требований
при проектировании и строительстве градостроительных объектов

Статья 32. Градостроительные требования к проектированию и строительству градостроительных объектов

Проектирование и строительство, реконструкция градостроительных объектов обеспечивается в соответствии с градостроительными требованиями, установленными документацией о градостроительном планировании, территориальными регламентами, градостроительными нормативами и правилами, а также требованиями разрешенного использования градостроительных объектов.

Статья 33. Обеспечение градостроительных требований при размещении и проектировании комплексов градостроительных объектов

1. При размещении и проектировании на участке территории градостроительного комплекса, включающего группу зданий, сооружений и иных градостроительных объектов, требующих единого градостроительного, архитектурно-пространственного решения, разрабатывается проект застройки такого участка.

2. Проект застройки является градостроительной документацией, определяющей:

а) архитектурно-пространственное решение территории и застройки;

б) границы участков отдельных зданий, сооружений, территорий общего пользования;

в) регламенты указанных участков, в том числе расположение на них существующих, подлежащих сносу, реконструкции, а также новых зданий, сооружений, иных градостроительных объектов, их характеристики;

г) размещение и параметры объектов инженерной инфраструктуры, условия их присоединения к внешним инженерным системам;

д) организацию движения транспорта, пешеходов, хранения и паркирования автомобилей;

е) мероприятия по комплексному благоустройству и озеленению;

ж) мероприятия по инженерной защите и подготовке территории, по охране окружающей среды, по сохранению природных объектов, зеленых насаждений, по охране, восстановлению объектов культурного наследия;

з) иные решения, предусмотренные заданием на разработку проекта застройки.

3. Необходимость разработки проекта застройки определяется градостроительным планом административного округа, района, ТЕОС или проектом планировки. Границы и обязательные для проектирования градостроительные требования к проекту застройки определяются градостроительным планом района, ТЕОС или проектом планировки.

4. Проект застройки согласовывается органом архитектуры и градостроительства Москвы, территориальным органом государственной экспертизы градостроительной и проектной документации, иными уполномоченными органами контроля и надзора в области градостроительства и согласующими организациями. Согласованию в проекте застройки подлежат соответствие проектных решений указанным в пункте 3 настоящей статьи градостроительным требованиям и ограничениям, градостроительным нормативам и правилам города Москвы, техническим условиям инженерного обеспечения проектируемого объекта. Согласующие организации не вправе предъявлять к заказчику, разработчику проекта застройки иные градостроительные требования и ограничения, кроме указанных выше.

5. В случае, когда на территории планируемой разработки проекта застройки отсутствует утвержденный градостроительный план развития территории района, ТЕОС или проект планировки, до начала разработки проекта застройки должны быть выполнены специальные градостроительные обоснования, определяющие обязательные для проектирования градостроительные требования и ограничения. Указанные обоснования подлежат экологической экспертизе и обсуждению с гражданами в установленном порядке.

6. Разработка и согласование проекта застройки, а также выполнение в необходимых случаях специальных градостроительных обоснований, экологической экспертизы, обсуждений с гражданами осуществляются за счет заказчика. Согласованный в установленном порядке проект застройки утверждается заказчиком. Состав, порядок разработки и утверждения проектов застройки утверждается Правительством Москвы.

7. В случаях, устанавливаемых Законом города Москвы, разработка проектов застройки осуществляется на конкурсной основе.

Статья 34. Установление градостроительных требований к проектируемому градостроительному объекту

1. Размещение и проектирование новых и реконструируемых градостроительных объектов осуществляется в соответствии с исходно-разрешительной документацией. Исходно-разрешительная документация устанавливает градостроительный регламент участка территории проектируемого объекта, содержащий обязательные градостроительные требования к проектируемому объекту, к благоустройству и озеленению соответствующего участка территории, а также требования инженерного обеспечения и охраны окружающей природной среды. Указанные требования определяются в установленном порядке в соответствии с документацией о градостроительном планировании, территориальными регламентами, проектами застройки, градостроительными нормативами и правилами города Москвы.

2. В случае, когда участок планируемого к строительству, реконструкции градостроительного объекта не входит в границы утвержденного градостроительного плана района, ТЕОС, проекта планировки, проекта застройки, когда указанной документацией не определено функциональное, строительное, ландшафтное назначение такого участка в соответствии с Законом города Москвы "О градостроительном зонировании территории города Москвы", необходимо до оформления исходно-разрешительной документации разработать для такого участка градостроительные обоснования градостроительных и иных требований, указанных в пункте 1 настоящей статьи. Документация указанных градостроительных обоснований подлежит экологической экспертизе и обсуждению с гражданами в установленном порядке.

3. Исходно-разрешительная документация, а также градостроительные обоснования к ней оформляются органом архитектуры и градостроительства города Москвы в установленном порядке.

4. Градостроительное разрешение выдается инвестору Правительством Москвы, префектом, главой районной Управы, органом архитектуры и градостроительства города Москвы только при наличии исходно-разрешительной документации, оформленной в установленном порядке. Исходно-разрешительная документация является неотъемлемой частью градостроительного разрешения. Срок действия градостроительного разрешения устанавливается не более, чем на три года и может быть продлен органом, выдавшим такое разрешение на основании заявления инвестора. Решение органа, выдавшего градостроительное разрешение, решение об отказе в выдаче или об отказе в продлении срока действия градостроительного разрешения может быть обжаловано в суде.

5. Состав, порядок оформления исходно-разрешительной документации, порядок выдачи градостроительных разрешений Правительством Москвы, префектом, главой районной Управы, органом архитектуры и градостроительства города Москвы, устанавливаются Законом города Москвы. Порядок оформления исходно-разрешительной документации и выдача разрешений на размещение некапитальных, нестационарных объектов устанавливается Правительством Москвы.

Статья 35. Обеспечение градостроительных требований при проектировании и строительстве градостроительного объекта

1. Строительство, реконструкция отдельных зданий, сооружений, иных градостроительных объектов осуществляется на основе проектной документации, выполняемой за счет заказчика в соответствии с исходно-разрешительной документацией и строительными нормативами и правилами, а также в соответствии с законодательством об архитектурной деятельности за счет заказчика. В случаях, устанавливаемых Законом города Москвы, разработка проектной документации осуществляется на конкурсной основе.

2. Проектная документация подлежит согласованию уполномоченными органами государственного контроля и надзора, территориальным органом государственной экспертизы проектной документации, органом архитектуры и градостроительства Москвы в части ее соответствия требованиям исходно-разрешительной документации, строительным нормам и правилам, а также рассмотрению Архитектурным советом Москвы. Не подлежит согласованию проектная документация, несоответствующая требованиям, установленным исходно-разрешительной документацией. Такая проектная документация не является основанием для выдачи разрешения на производство строительных работ. Согласующие органы и организации не вправе требовать изменений проектной документации, противоречащих исходно-разрешительной документации. Согласованная проектная документация утверждается заказчиком.

3. Основные положения утвержденной проектной документации, отражающие архитектурно-градостроительное решение проектируемого объекта, не подлежат изменению в процессе строительства, реконструкции объекта. Орган архитектуры и градостроительства города Москвы оформляет указанные не подлежащие изменению положения проектной документации свидетельством об архитектурно-градостроительном решении объекта. Указанное свидетельство используется является при разрешении споров о соответствии созданного градостроительного объекта утвержденной проектной документации.

4. Заказчик, подрядчик имеет право на выполнение работ по строительству, реконструкции градостроительного объекта и благоустройству участка территории при наличии разрешения на производство строительных работ, которое выдается органом архитектурно-строительного надзора на основании:

а) заявления физического или юридического лица, намеренного осуществить строительство;

б) градостроительного разрешения, в том числе исходно-разрешительной документации, а также документов, удостоверяющих право указанного лица на земельный участок;

в) утвержденной проектной документации и свидетельства об архитектурно-градостроительном решении объекта. Виды работ, не требующие получения разрешения на производство строительных работ, устанавливаются Московской городской администрацией.

5. Информирование граждан об утверждении проектной документации и выдаче разрешения на производство строительных работ осуществляется в порядке, установленном Законом города Москвы. Строительство, реконструкция градостроительных объектов осуществляются в соответствии с требованиями нормативов и правил производства указанных работ, требованиями безопасности, требованиями соблюдения прав граждан и юридических лиц. Контроль за строительством осуществляет орган архитектуры и градостроительства Москвы, иные государственные органы контроля и надзора в пределах их компетенции.

6. Орган архитектуры и градостроительства Москвы оформляет архитектурно-градостроительный паспорт созданного градостроительного объекта в соответствии с положениями Главы IX настоящего Закона.

Глава VIII. Обеспечение требований комплексного благоустройства
территории при осуществлении градостроительной деятельности

Статья 36. Обеспечение требований комплексного благоустройства территории при осуществлении градостроительной деятельности

1. Комплексность благоустройства территории города и ее частей обеспечивается взаимоувязанным применением средств ландшафтной и садово-парковой архитектуры, пластической организации и покрытия поверхности земли, оборудования территории устройствами для безопасности и удобства использования градостроительных объектов, средствами освещения и цветового решения градостроительных объектов и их комплексов, средствами декоративного озеленения, декоративной пластики и графики, визуальной информации и рекламы, иных средств.

2. Требования и порядок обеспечения комплексного благоустройства определяются законами города Москвы, нормативными правовыми актами Московской городской администрации, нормативами и правилами комплексного благоустройства территории Москвы.

3. Меры, обеспечивающие комплексность благоустройства территории, определяются градостроительной, исходно-разрешительной и проектной документацией, а также специальными видами документации о комплексном благоустройстве территории.

4. Сдача в эксплуатацию созданных градостроительных объектов, не соответствующих требованиям комплексного благоустройства территории, не допускается.

5. Комплексное благоустройство территории должно обеспечивать условия для беспрепятственного доступа инвалидов, пожилых граждан и граждан с малолетними детьми к объектам обслуживания и транспорта, иным градостроительным объектам.

Глава IX. Обеспечение требований разрешенного использования градостроительных объектов

Статья 37. Обеспечение требований разрешенного использования градостроительных объектов

1. Использование участка территории, иного градостроительного объекта должно соответствовать требованиям разрешенного использования такого объекта, включающим:

а) требования, установленные архитектурно-градостроительным паспортом объекта, а в случае отсутствия паспорта - требованиям территориальных регламентов, в границах действия которых расположен данный объект;

б) требования охраны окружающей среды, охраны памятников истории и культуры, безопасности, санитарно-гигиенические требования, требования комплексного благоустройства, использования и эксплуатации градостроительных объектов, иные требования, установленные законодательством, градостроительными нормативами и правилами, иной нормативно-технической документацией для градостроительных объектов;

в) сервитуты в области градостроительной деятельности, а также иные обременения градостроительных объектов, устанавливаемые для отдельного градостроительного объекта или для определенного вида градостроительных объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации и города Москвы.

2. Архитектурно-градостроительный паспорт градостроительного объекта - документ, устанавливающий функциональные, архитектурные и градостроительные характеристики созданного, измененного в результате реконструкции или существующего градостроительного объекта, которые не могут изменяться без получения на то градостроительного разрешения и разрешения на производство строительных работ. Оформление архитектурно-градостроительного паспорта градостроительного объекта, контроль за использованием градостроительного объекта в соответствии с архитектурно-градостроительным паспортом осуществляет орган архитектуры и градостроительства Москвы в порядке, установленном Правительством Москвы.

3. Обязанности по соблюдению требований разрешенного использования градостроительных объектов несут физические и юридические лица, являющиеся обладателями вещных прав, прав аренды градостроительных объектов, а также городские организации, осуществляющие техническую эксплуатацию градостроительных объектов. Законами города Москвы и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Московской городской администрации на указанных выше физических и юридических лиц могут быть возложены обязательства по проведению за свой счет работ по комплексному благоустройству участков территории, а также по поддержанию в надлежащем состоянии принадлежащих им градостроительных объектов.

4. Требования разрешенного использования градостроительного объекта сохраняются при перемене обладателя вещных прав, прав аренды указанного объекта.

Глава X. Государственный градостроительный кадастр города
Москвы, мониторинг объектов градостроительной деятельности

Статья 38. Государственный градостроительный кадастр города Москвы

1. Государственный градостроительный кадастр города Москвы (далее - градостроительный кадастр) является городской информационной системой, содержащей сведения, необходимые для осуществления градостроительной деятельности. Основой государственного градостроительного кадастра города Москвы является государственный земельный кадастр. Обязательному учету в градостроительном кадастре подлежит градостроительная документация, территориальные регламенты, градостроительные разрешения, свидетельства об архитектурно-градостроительном решении градостроительных объектов, архитектурно-градостроительные паспорта градостроительных объектов.

2. Информация, содержащаяся в градостроительном кадастре, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, является общедоступной и предоставляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

3. Ведение градостроительного кадастра осуществляет орган архитектуры и градостроительства Москвы в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации и Законом города Москвы. Ведение градостроительного кадастра финансируется из городских источников.

4. Лица, обязанные предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для ведения градостроительного кадастра, несут ответственность за полноту и достоверность предоставляемой ими информации.

Статья 39. Мониторинг объектов градостроительной деятельности

1. Мониторинг объектов градостроительной деятельности (далее градостроительный мониторинг) является системой наблюдений и изучения состояния и изменения объектов градостроительной деятельности и влияния градостроительной деятельности на состояние окружающей природной среды, социальные и экономические процессы. Градостроительный мониторинг осуществляется в целях выявления, оценки и прогнозирования градостроительных тенденций, обоснования необходимых градостроительных мероприятий, планируемых при разработке и актуализации документации о градостроительном планировании, а также в целях развития правовой, нормативной, научно-методической, технологической базы градостроительства.

2. Ведение градостроительного мониторинга осуществляет орган архитектуры и градостроительства города Москвы в порядке, установленном Правительством Российской Федерации и Законом города Москвы. Ведение градостроительного мониторинга финансируется из городских источников.

Глава XI. Разрешение споров, возникающих при осуществлении
градостроительной деятельности

Статья 40. Разрешение споров, возникающих при осуществлении градостроительной деятельности, между Правительством Москвы и Правительством Российской Федерации

Споры, возникающие при осуществлении градостроительной деятельности, между Правительством Москвы и Правительством Российской Федерации, разрешаются в порядке, установленном Законом города Москвы "О Правительстве Москвы" и в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 41. Разрешение споров, возникающих при осуществлении градостроительной деятельности, между субъектами градостроительной деятельности города Москвы и Московской области

Споры, возникающие при осуществлении градостроительной деятельности, между субъектами градостроительной деятельности города Москвы и Московской области разрешаются органами власти города Москвы и органами власти Московской области в соответствии с законодательством Российской Федерации, города Москвы и Московской области или судом

Статья 42. Разрешение споров, возникающих при осуществлении градостроительной деятельности, между органами Московской городской администрации и районными Управами

Споры, возникающие при осуществлении градостроительной деятельности, между органами Московской городской администрации и районными Управами, разрешаются согласительными комиссиями, создаваемыми из представителей заинтересованных сторон, или Правительством Москвы в порядке установленном законами города Москвы.

Статья 43. Разрешение споров, возникающих при осуществлении градостроительной деятельности, между органами Московской городской администрации или районными Управами и гражданами, их объединениями, юридическими лицами

Споры, возникающие при осуществлении градостроительной деятельности, между органами Московской городской администрации или районными Управами с одной стороны, и гражданами, их объединениями, юридическими лицами, с другой стороны разрешаются согласительными комиссиями в порядке, устанавливаемом Законом города Москвы, а также в суде.

Глава XII. Контроль за осуществлением градостроительной деятельности

Статья 44. Органы контроля за осуществлением градостроительной деятельности

1. Контроль за осуществлением градостроительной деятельности в городе Москве проводится органом архитектуры и градостроительства города Москвы.

2. Орган архитектуры и градостроительства Москвы проводит контроль за соблюдением требований документации о градостроительном планировании, территориальных регламентов, градостроительных разрешений, разрешений на строительство, разрешенного использования градостроительных объектов, градостроительных нормативов и правил при использовании земельных участков, строительстве, реконструкции и эксплуатации градостроительных объектов, благоустройстве территории, а также за соблюдением установленного порядка разработки, согласования и утверждения градостроительной и проектной документации.

3. Порядок контроля за осуществлением градостроительной деятельности устанавливается Законом города Москвы.

Статья 45. Основания для приостановления, прекращения градостроительной деятельности

1. Градостроительная деятельность приостанавливается, прекращается в случае возникновения обстоятельств, в силу которых результаты осуществления такой деятельности несут угрозу жизни и здоровью граждан, безопасности территорий и возникновению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также обстоятельств, в силу которых при дальнейшем осуществлении такой деятельности не могут быть соблюдены требования охраны окружающей природной среды, памятников истории и культуры, иные требования законодательства о градостроительстве. Градостроительная деятельность приостанавливается до устранения указанных выше обстоятельств, а при невозможности их устранения - прекращается.

2. В случае нарушения законодательства о градостроительстве при осуществлении градостроительной деятельности такая градостроительная деятельность приостанавливается до устранения нарушения, либо прекращается при невозможности устранить указанное нарушение.

3. Приостановление, прекращение градостроительной деятельности осуществляется в соответствии с требованиями безопасности территории и производства строительных работ.

4. Градостроительная деятельность приостанавливается, прекращается при наличии указанных выше оснований Правительством Москвы, органом архитектуры и градостроительства города Москвы в пределах его компетенции или по решению суда на основании заключения уполномоченного государственного органа контроля в области градостроительства. Решение о приостановлении, прекращении градостроительной деятельности может быть обжаловано в суде. Вред, причиненный лицу, осуществляющему градостроительную деятельность, вследствие необоснованного приостановления, прекращения такой деятельности, подлежит возмещению по решению суда в соответствии с законодательством. Порядок приостановления, прекращения градостроительной деятельности устанавливается законами города Москвы.

Глава XIII. Ответственность за нарушение законодательства о градостроительстве

Статья 46. Ответственность за нарушение законодательства о градостроительстве

Ответственность за нарушение законодательства о градостроительстве при осуществлении градостроительной деятельности в городе Москве устанавливается в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, иным законодательством Российской Федерации, законами города Москвы.

Статья 47. Нарушения законодательства о градостроительстве, являющиеся основаниями для признания объекта недвижимости самовольной постройкой

Объект недвижимости признается в соответствии со статьей 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой, если его строительство, реконструкция осуществлены со следующими нарушениями:

а) объект создан, реконструирован без получения градостроительного разрешения и (или) разрешения на производство строительных работ;

б) объект создан, реконструирован с нарушением градостроительных и строительных нормативов и правил;

в) объект создан, реконструирован с нарушением требований исходно-разрешительной документации, с нарушением положений свидетельства об архитектурно-градостроительном решении;

г) объект создан, реконструирован с нарушением требований территориальных регламентов регулирования градостроительной деятельности.

2. Наличие указанных выше нарушений, являющихся основаниями для признания объекта недвижимости самовольной постройкой, устанавливается государственными органами контроля и надзора в области градостроительства, органами прокуратуры. Объект недвижимости может быть признан самовольной постройкой решением Правительства Москвы или судом.

Статья 48. Меры по устранению последствий создания самовольной постройки

1. Объект, созданный с нарушениями, указанными в пункте а) статьи 47 настоящего Закона, может быть сохранен в случае, если при его создании отсутствуют нарушения, указанные в пунктах б) - г) статьи 47 настоящего Закона и при условии, что его сохранение не нарушает прав и охраняемых законом интересов других лиц, не создает угрозу жизни и здоровью граждан. Сохранение такого объекта не освобождает лицо, создавшее его, от ответственности за создание самовольной постройки.

2. Объект, созданный с нарушениями, указанными в пунктах б) - г) статьи 47, не может быть сохранен в созданном таким образом виде. В отношении такого объекта должны быть осуществлены меры, устраняющие указанные выше нарушения:

а) ликвидация самовольной постройки и приведение участка территории в первоначальное состояние;

б) приведение объекта недвижимости и участка территории в первоначальное состояние;

в) приведение объекта недвижимости и участка территории в состояние, не содержащее нарушений, указанных в пунктах б)- г) статьи 47 настоящего Закона.

3. Меры, указанные выше, осуществляются за счет лица, виновного в осуществлении самовольной постройки. Осуществление таких мер не освобождает указанное лицо от возмещения вреда, причиненного самовольной постройкой.

Статья 49. Ответственность за самовольную постройку

За осуществление самовольной постройки устанавливается дисциплинарная, административная, уголовная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 50. Ответственность за нарушение законодательства о градостроительстве при размещении некапитальных, нестационарных объектов.

Лицо, разместившее некапитальный, нестационарный объект с нарушением порядка размещения такого объекта, установленного законодательством о градостроительстве, обязано ликвидировать указанный объект за свой счет.

Статья 51. Отмена решений в области градостроительной деятельности, принятых с нарушениями законодательства о градостроительстве

1. Правовые акты органов и должностных лиц Московской городской администрации, противоречащие законодательству о градостроительстве, отменяются в установленном порядке либо признаются судом недействительными.

2. Распоряжение главы районной Управы, противоречащее законодательству о градостроительстве, может быть опротестовано соответствующим прокурором, признано судом недействительным, отменено Мэром Москвы самостоятельно либо по ходатайству префекта. Префект вправе приостановить самостоятельно распоряжения глав Управ, противоречащие законодательству о градостроительстве, на срок не более трех дней до вынесения по данному вопросу решения Мэра Москвы.

3. Решение районного Собрания, противоречащее законодательству о градостроительстве, может быть опротестовано соответствующим прокурором, Мэром Москвы, признано судом недействительным, отменено Московской городской Думой.

Статья 52. Приостановление, прекращение действия лицензий на выполнение работ в области градостроительной деятельности при нарушении законодательства о градостроительстве

Действие лицензий, выданных физическим и юридическим лицам на выполнение работ в области градостроительной деятельности, приостанавливается, прекращается в установленном порядке в случае нарушения указанными лицами при выполнении лицензированных работ в области градостроительной деятельности законодательства о градостроительстве.

Статья 53. Возмещение вреда, причиненного в результате нарушения законодательства о градостроительстве

Вред, причиненный гражданам и иным лицам, а также вред, причиненный среде жизнедеятельности, в результате нарушения законодательства о градостроительстве, подлежит возмещению в полном объеме в соответствии с Градостроительным кодексом и Гражданским кодексом Российской Федерации.

Глава XIV. Заключительные положения

Статья 54. Введение настоящего Закона в действие

Настоящий Закон вводится в действие в соответствии с Законом города Москвы "О законодательных актах города Москвы".

Статья 55. Переходные положения

1. Положения градостроительной документации, утвержденной до вступления в действие настоящего Закона, остаются в силе до истечения расчетных сроков такой документации, либо до утверждения новой градостроительной документации, отменяющей ранее действовавшую градостроительную документацию.

2. Документация о градостроительном планировании развития территории административных округов, районов, ТЕОС, разработанная до вступления в действие настоящего Закона, может быть утверждена Правительством Москвы при условии разработки в ее составе требуемых территориальных регламентов, проведения государственной экологической экспертизы, информирования граждан и обеспечения их участия в обсуждении указанной документации.