МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЭКСПЛУАТАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ДОРОЖНЫЙ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ РЕКОМЕНДАЦИИ Утверждены Минавтодором РСФСР, протокол от 6.III.1973 г.
Москва 1976 ПРЕДИСЛОВИЕВ настоящих «Рекомендациях» изложены способы выбора конструкций и устройства укрепленных обочин на автомобильных дорогах РСФСР. Они составлены на основе обобщения и анализа многочисленных исследований различных автомобильно-дорожных и строительных институтов, а также исследований, выполненных в Гипродорнии Минавтодора РСФСР. «Рекомендации» разработаны кандидатом технических наук Ю.Р. Перковым при участии кандидата технических наук Г.В. Бялобжеского и инженера А.И. Войкина. В проведении исследований принимали участие младший научный сотрудник Л.Н. Борисова, Т.Е. Борон и старший инженер Д.Д. Тимофеева. Научная редакция Г.В. Бялобжеского. Заместитель директора по научной работе доцент, канд. техн. наук А.П. ВАСИЛЬЕВ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ§ 1. Настоящие рекомендации разработаны в дополнение соответствующих глав СНиП II-Д5-72 и СНиП III-Д5-73 и предназначены для проектирования и строительства обочин вновь строящихся, реконструируемых и эксплуатируемых автомобильных дорог РСФСР. § 2. Неукрепленная обочина часто является причиной аварий на дорогах и проникновения в грунт земляного полотна поверхностных вод, что приводит к снижению его несущей способности в результате переувлажнения в неблагоприятные периоды года и образования пучин. Отсутствие на обочинах укрепления создает весьма неблагоприятные условия для эксплуатации прикромочной полосы проезжей части, в результате чего на ней образуются трещины, приводящие к прогрессирующему разрушению дорожной одежды. Укрепление обочин способствует ликвидации указанных дефектов и повышению технико-эксплуатационных качеств автомобильных дорог и улучшению условий безопасности движения. § 3. Применяемое на обочинах укрепление должно отвечать следующим требованиям: а/ соответствовать действующим на обочину нагрузкам от проходящих и останавливающихся автомобилей и интенсивности их наезда; поэтому полоса обочины шириной 0,5 - 0,75, примыкающая к кромке проезжей части /I зона/, должна выполняться с учетом повторного характера нагружения; остальная часть обочины /II зона/, ширина которой принимается в соответствии со СНиП II-Д.5-72, рассчитывается на разовое статическое нагружение; б/ обладать влагозащитными свойствами, если это требуют дорожно-климатические условия и грунты, слагающие земляное полотно; в/ быть прочным и устойчивым к размоканию, размывам и истиранию; г/ обеспечивать постоянный и полный отвод воды с поверхности автомобильных дорог. § 4. Конструкции обочин должны быть экономичными. Поэтому для их укрепления должны широко использоваться различные местные материалы. § 5. Обочины автомобильных дорог, несмотря на наличие на них укрепления, не предназначены для систематического движения, а могут служить только местом вынужденной остановки или наезда автомобилей. Укрепленная обочина не предназначена и для движения по ней гусеничных машин. § 6. Ширина укрепления на обочинах строящихся или реконструируемых автомобильных дорог должна приниматься в соответствии со СНиП II-Д.5-72. При этом для упрощения производства работ I зона обочины может быть укреплена за счет увеличения ширины проезжей части. В этих случаях она принимается ей равнопрочной. Остальная часть обочины /II зона/ в таких случаях рассчитывается согласно «Инструкции по проектированию дорожных одежд нежесткого типа /ВСН 46-72/» на единичное воздействие колеса автомобиля без запаса на динамичность и повторяемость нагрузок. § 7. Покрытия обочин автомобильных дорог I и II категории должны выполняться только из связных материалов и допускать заезд автомобилей без существенного снижения скорости движения. Покрытия обочин дорог III категории могут выполняться из связных и несвязных материалов в зависимости от грунтово-климатических условий. § 8. Укрепление обочин автомобильных дорог IV категории должно выполняться грунтами оптимального состава и травосеянием. При неблагоприятных грунтово-климатических условиях и на особо опасных (в плане и профиле) участках этих дорог допускается, как исключение, укрепление обочин слоями из материалов с повышенными, по сравнению с грунтом, строительными характеристиками. § 9. Толщина и количество слоев укрепления обочин эксплуатируемых дорог, а также строящихся, если они принимаются неравнопрочными проезжей части дороги, назначаются по расчету согласно положениям настоящего документа. § 10. Ширина укрепления обочин эксплуатируемых дорог принимается согласно их фактическому состоянию и с учетом положений СНиП II-Д.5-72 по категориям дорог, но не более для дорог I и II категорий - 2,5 м; для дорог III категории - 2,0 м; для дорог IV категории - 1,5 м. При этом ширина I зоны для дорог I и II категории принимается 0,75 м, для дорог III и IV категории - 0,5 м. § 11. Для выбора конструкции укрепления в качестве расчетной принимается упруго-пластическая стадия деформирования, сочетающая в себе экономичность и достаточную эксплуатационную надежность. § 12. Независимо от категории дорог в качестве расчетного принимается усредненное удельное давление Р от колес автомобилей различных групп /при расчетном диаметре штампа Д, эквивалентного следу колеса, 34 см/, равное 5,5 кг/см2. § 14. Необходимым требованием обеспечения прочности укрепления является удовлетворение условия (1) где - требуемое значение модуля деформаций I или II зоны; - обобщенное значение модуля деформации I или II зоны, получаемое в результате расчета. 2. РАСЧЕТ И ВЫБОР КОНСТРУКЦИЙ УКРЕПЛЕНИЯ ОБОЧИН1. Порядок расчета, укрепления I зоны§ 15. Требуемое значение модуля деформации для I зоны укрепленных обочин определяется по формуле (2) где Р - расчетное значение нагрузки, принимаемое равным 5,5 кг/см2; λ - значение относительной осадки, принимаемое по таблице 1; К - коэффициент, учитывающий повторность нагружения, принимаемый равным К = 0,5 + 0,65 lg γ NH γ - коэффициент, учитывающий равномерность наезда автомобилей на обочины, принимаемый согласно табл. 2; NH - приведенное количество автомобилей, наезжающих на обочины, принимаемое по графикам рис. 1 и 2; при укреплении обочин многополосных дорог /больше 3-х полос/ количество наездов определяется по интенсивности движения по крайней полосе проезжей части дороги и с использованием кривых тех же графиков для ширины проезжей части 10 - 10,5 м. Таблица 1
Примечание. Расчет конструкции, верхний слой которых выполнен из материалов, имеющих в предельном состоянии хрупкое разрушение /цементобетон, тощий бетон, обработанный цементом щебень, а также при большом числе наездов и материалах п. 1 настоящей таблицы/, рекомендуется проводить в соответствии с «Методическими рекомендациями по конструированию и расчету цементобетонных покрытий на основаниях различных типов» (Москва, 1972). Таблица 2
Примечание. При интенсивности движения по дороге выше 11000 авт./сут. значение γ принимается равным 0,8. § 16. Порядок расчета укрепленных обочин. а/ Определение Етр. 1. Устанавливается интенсивность движения автомобилем по дороге, на которой предусматривается укрепление обочин. Учёт увеличения интенсивности движения на пятилетнюю перспективу в соответствии с условиями этой дороги производится путем умножения действительной интенсивности движения на коэффициент 1,1 - 1,2. 2. Выбирается вид вяжущего материала для верхнего слоя укрепления. Этим определяется будущее внешнее сходство укрепленных обочин с покрытиями усовершенствованного типа. 3. По графикам рис. 1 и 2 в зависимости от ширины проезжей части и согласно пп. 1 и 2 настоящего параграфа, устанавливается приведенное количество наездов автомобилей на обочину. Рис. 1. График расчетных значений количества наездов автомобилей на обочину в зависимости от интенсивности движения при цвете верхнего слоя укрепленных обочин аналогичным покрытиям усовершенствованного типа 4. По табл. 2 устанавливается значение коэффициента γ. 5. По табл. 1 /в зависимости от применяемого в верхнем слое укрепления материала/ устанавливается расчетное значение относительной осадки. 6. По формуле 2 производится расчет требуемого модуля деформации укрепляемой обочины Етр. б/ Определение параметров укрепляемых обочин. 7. Согласно прилож. 2 или путем лабораторных испытаний устанавливается модуль деформации ЕI материалов, применяемых в укреплении обочин. Рис. 2. График расчетных значений количества наездов автомобилей на обочину в зависимости от интенсивности движения при цвете верхнего слоя обочин, не аналогичном покрытиям усовершенствованного типа 8. В зависимости от вида грунтов, слагающих земляное полотно, дорожно-климатической зоны и микроклиматических условий района, где производятся работы по укреплению, по таблицам 3, 4, 5 устанавливается модуль деформации грунтов Ео земляного полотна. 9. Составляется отношение . 10. Задается отношение с учетом положений § 13. 11. По номограмме рис. 3 (отысканием точки пересечения значений и на кривых) определяется значение a и соответственно Еобщ. откуда Еобщ = ЕIa 12. Полученное значение Еобщ. для удовлетворения условия /1/ сравнивается с Етр. /согласно § 14/. При его удовлетворении принятая толщина обеспечивает работу укрепленной обочины в заданном режиме. При неудовлетворительных результатах расчета или если толщина укрепления получается больше толщины дорожной одежды, требуется применить одно из следующих мероприятий: а/ увеличить верхнего слоя, если это целесообразно; б/ применить для верхнего слоя материалы с более высокими значениями модуля деформации ЕI; в/ ввести промежуточный слой. 13. После введения одного из указанных мероприятий расчет следует повторить. § 17. При невозможности выполнения любой из зон обочины в виде двухслойной системы, она принимается трехслойной. Рис. 3. Номограмма для расчета параметров слоев укрепления обочин. В этом случае расчет укрепления необходимо вести последовательно, определяя сначала Еобщ, для подстилающего грунта и нижнего слоя укрепления, а затем, принимая полученное значение за Ео, повторить расчет заново, уже для новой, образованной при расчете, двухслойной системы. 2. ПОРЯДОК РАСЧЁТА УКРЕПЛЕНИЯ II ЗОНЫ§ 18. Расчет II зоны проводится на разовое статистическое нагружение. Значение требуемого модуля деформации определяется по формуле: (3) где Р - расчетное давление автомобиля на покрытие, принимаемое равным 5,5 кг/см2; λ - допускаемая относительная деформация укрепленной обочины, принимаемая по табл. 1. § 19. Порядок расчета II зоны аналогичен расчету I зоны согласно § 16 (за исключением пп. 1, 3, 4, 6 и § 17). § 20. Независимо от результатов расчета, /в том числе и для I зоны/ значение Етр, следует принимать не ниже 250 кг/см2. § 21. Вне зависимости от результатов расчета толщину верхних слоев укреплений I и II зон следует принимать не ниже значений, приведенных в табл. 26 СНиП II-Д.5-72. § 22. Конструкции укрепленных обочин, расчетные значения модуля деформации Еобщ I и II зон которых отличаются не более, чем на 20 %, принимаются согласно рис. 4а. При этом для технологичности выполнения работ толщина укрепления и материалы II зоны принимаются в соответствии с толщиной укрепления и материалами, полученными по расчету для I зоны. § 23. Конструкции укрепленных обочин, расчетные значения модуля деформации Еобщ I и II зон которых отличаются более, чем на 20 %, принимаются согласно рис. 4б. При этом толщина укрепления обеих зон принимается по расчету. § 24. При выборе конструкций укрепления обочин следует учитывать, что: а) укрепление обочин необходимо выполнять по отношению к бровке земляного полотна не ближе чем на 0,5 м; эта часть обочин должна быть, как правило, присыпана, одернована или укреплена посевом специальных трав; б) уклон поверхности укрепленных обочин необходимо принимать в соответствии со СНиП Д.5-72. § 25. При укреплении обочин могут быть использованы типовые конструкции, представленные на рис. 5. Толщины их слоев рассчитываются согласно настоящему документу. § 26. Укрепленные обочины должны быть отделены от проезжей части цветными полосами согласно ГОСТ 13508-74. Рис. 4. Конструктивное исполнение укреплений обочин: а/ в случае, если модули деформации I и II зон отличаются не более, чем на 20 %; б/ то же, но при отличии модулей более, чем 20 %. Рис. 5. Конструкция укрепления обочин Рис. 5. Конструкция укрепления обочин Рис. 5. Конструкция укрепления обочин 1 - асфальтобетон, цементобетон 2 - щебень 3 - грунтощебень 4 - грунт, укрепленный различными вяжущими материалами 5 - шлак и золошлаковая смесь 6 - черный щебень 7 - поверхностная обработка 8 - щебень, пропитанный битумом, дегтем и другими органическими вяжущими материалами 9 - грунт в смеси с органическими вяжущими материалами 10 - грунт в смеси с неорганическими вяжущими материалами и смолами 11 - грунт, укрепленный травосеянием 3. УЧЕТ В КОНСТРУКЦИЯХ УКРЕПЛЕННЫХ ОБОЧИН ГРУНТОВЫХ И КЛИМАТИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ§ 27. Количество и толщина слоев укрепления на обочинах в значительной степени определяется деформативными характеристиками земляного полотна и его влажностью. Поэтому при назначении модулей деформации грунтов Ео следует учитывать их вид и дорожно-климатическую зону. В таблицах 3, 4 и 5 приводятся расчетные значения Ео грунтов в зависимости от условий их увлажнения. Таблица 3
Таблица 4
Таблица 5
Примечание. Грунтовые воды не оказывают существенного влияния на увлажнение верхней толщи грунтов в случаях, если уровень грунтовых вод в предморозный период ниже расчетной глубины промерзания: на 2 м и более - в глинах, суглинках, тяжелых и тяжелых пылеватых; на 1,5 м и более - в суглинках легких пылеватых и легких, в супесях тяжелых пылеватых и пылеватых; на 1 м и более - в супесях легких, легких крупных и песках пылеватых. § 28. При укреплении обочин автомобильных дорог I категории вне зависимости от грунтово-климатических условий покрытия должны выполняться из асфальтобетона всех типов и цементобетона. § 29. Укрепление обочин автомобильных дорог II категории, особенно во II и III дорожно-климатической зоне, если земляное полотно сложено грунтами группы Г /см. табл. 4/ и условия увлажнения соответствуют 2 и 3-му типу местности /см. табл. 5/, должно проводиться слоями из асфальтобетона всех видов или из других связных материалов, содержащих в своей основе органические вяжущие. § 30. При укреплении обочин дорог III категории во II и III дорожно-климатических зонах при земляном полотне, сложенном грунтами группы Г в условиях увлажнения 2 и 3-го типа местности (если в верхних слоях не применяются органические вяжущие материалы), дно корыта на обочине перед укладкой слоев укрепления гидроизолируется путем устройства тонкого сплошного слоя из битума, дегтя или других органических вяжущих материалов. § 31. Во II и III дорожно-климатической зоне при грунтах группы Г в условиях увлажнения 2 и 3-го типа местности, а также в IV дорожно-климатической зоне при грунтах группы Г 3-го типа местности в верхних слоях укрепления обочин не рекомендуется применение любых несвязных материалов /щебень, гравий, галька, песок и т.д./. § 32. Укрепление обочин с использованием укрепленных грунтов можно проводить в основном при 1-м типе местности II - IV дорожно-климатических зон, а при устройстве поверхностной обработки - при 2 и 3-м типах. § 33. Применение травосеяния для укрепления обочин допускается для дорог III и ниже категорий во II - IV дорожно-климатических зонах при 1-м типе местности по увлажнению и при всех грунтах кроме группы Г, если к земляному полотну не предъявляются требования по его гидроизоляции. § 34. При любом типе укрепленных обочин, если требуется дополнительная защита земляного полотна от поверхностных вод, рекомендуется использовать одно из следующих мероприятий: - устройство дополнительного слоя из асфальтобетона минимальной толщины согласно табл. 26 СНиП II-Д.5-72; - устройство поверхностной обработки, а если укрепление обочин выполнено укрепленными грунтами, то с дополнительной укладкой промежуточного щебеночного слоя наименьшей толщины; - устройство тонких защитных слоев из эмульсионно-песчаной смеси согласно «Методическим рекомендациям по устройству тонких защитных слоев из эмульсионно-песочной смеси по черным дорожным покрытиям» (Москва, 1971); - применение пленочных или пленкообразующих материалов из органических вяжущих, укладываемых или наносимых тонким слоем путем набрызга на основание слоя укрепления; - смазка торцов дорожной одежды одним из видов органических вяжущих перед укладкой слоев укрепления. § 35. При отсутствии данных о состоянии земляного полотна, что исключает возможность расчета укрепления обочин, необходимо определить модуль деформации грунтов для наиболее неблагоприятного периода года и их относительную влажность /по отношению к пределу текучести/. Для этого целесообразно воспользоваться методикой, изложенной в ВСН 46-72. 3. МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УКРЕПЛЕНИЯ ОБОЧИН§ 36. Укрепление обочин автомобильных дорог согласно СНиП II-Д.5-72 может выполняться следующими способами: - устройством на обочинах специального покрытия; - укреплением грунта обочин органическими, неорганическими и другими вяжущими материалами; - улучшением гранулометрического состава грунта введением добавок; - травосеянием. § 37. Для укрепления обочин способом устройства специальных покрытий могут применяться следующие материалы: 1. монолитный и сборный цементобетон, 2. горячий и холодный асфальтобетон, 3. горячие и холодные битумоминеральные смеси, 4. горячий и холодный черный щебень, 5. горячие и холодные черные щебеночные материалы, 6. щебеночные /гравийные/ материалы, 7. грунтощебеночные /грунтогравийные/ материалы. § 38. На обочинах дорог I - IV категории, если они укреплены битумоминеральными смесями, обработанными и необработанным щебнем, грунтом, укрепленным различными вяжущими материалами, а также в случаях, указанных в § 34, рекомендуется устройство поверхностной обработки. Поверхностная обработка должна выполняться в соответствии с «Инструкцией по устройству покрытий и оснований из щебня /гравия/, обработанного органическими вяжущими» /ВСН 123-65/, Минтрансстрой, 1965, и «Инструкцией по строительству дорожных асфальтобетонных покрытий» /ВСН 93-73/, Минтрансстрой, 1973. В качестве поверхностной обработки могут использоваться и битумные шламы. При их применении следует руководствоваться «Временными техническими указаниями по применению дорожных эмульсионно-минеральных смесей /битумных шламов/, для устройства защитных слоев при строительстве и ремонте автомобильных дорог» /ВСН 14-73/, Минавтодор РСФСР, 1973. § 39. Расчетные значения модулей деформации материалов, рекомендуемых для укрепления обочин, приняты в соответствии с документами, указанными в тексте настоящего раздела, и помещены в приложении 2. § 40. Монолитный и сборный цементобетон рекомендуется применять при устройстве покрытий I зоны обочин строящихся или реконструируемых дорог I категории с учетом требований ГОСТ 8424-73 «Бетон дорожный», с учетом следующих дополнений: - при устройстве монолитных полос в скользящей опалубке целесообразно применять смесь с показателем жесткости на месте укладки /по техническому вискозиметру/ не менее 25 секунд; - контроль качества приготовления бетонной смеси и правила производства работ по устройству укрепления I зоны из монолитного цементобетона следует принимать согласно ВСН 139-68 для устройства цементобетонных покрытий. § 41. При выполнении укрепления I зоны из сборных цементобетонных элементов технология изготовления плит должна соответствовать ГОСТ 17608-72 «Плиты бетонные тротуарные». При этом отклонение размеров готовых плит от прокатных должно быть не более: - по ширине ± 2 мм, - по толщине ± 3 мм. Искривление лицевой поверхности плит /выпуклость или прогнутость/ не должно превышать 2 мм. § 42. Материалы типов 2, 3 и 4, указанные в § 37, рекомендуются для укрепления обочин автомобильных дорог I категории. Для дорог II категории эти материалы могут применяться для устройства покрытий при очень высоких интенсивностях движения, а также при грунтово-климатических условиях, указанных в § 29. Выбор вида материала и способа устройства покрытий в этих случаях следует проводить в соответствии с ГОСТ 15147-69; ГОСТ 9128-67; ГОСТ 17060-71, а также ВСН 93-73, ВСН 123-65 и «Техническими указаниями по проектированию и устройству дорожных асфальтобетонных покрытий на основаниях из битумоминеральных смесей» /ВСН 5-68/Главмосстрой, 1968 г. § 43. Необработанные щебеночные и гравийные материалы рекомендуется применять для устройства: - оснований под покрытия на обочинах дорог I и II, а также III категории, если в покрытиях применяются материалы 2 - 4-го типов, указанные в § 37; - оснований под слой, выполненные из грунтов, укрепленных различными вяжущими материалами; - обочин дорог III и IV категории с учетом положений § 7, 8 и 31. § 44. Для укрепления согласно § 43 рекомендуются щебеночные и гравийные материалы, соответствующие СНиП II-Д.5-72 к ГОСТ 8267-64, ГОСТ 10200-62, ГОСТ 6268-62, ГОСТ 8269-64, щебень и гравий, рекомендуемые для балластного слоя железнодорожного пути согласно ГОСТ 7393-71, ГОСТ 7392-70, ГОСТ 7394-70, а также щебень из металлургического шлака по ГОСТ 9760-61 и щебень шлаковый доменный по ГОСТ 3344-63. При устройстве на обочинах гравийных покрытий можно также воспользоваться «Указаниями по строительству дорожных гравийных покрытий» /ВСН 7-72/ Минавтодор РСФСР, 1972. § 45. Для повышения характеристик щебеночных и гравийных материалов, особенно применяемых при укреплении обочин дорог III категории, рекомендуется их обработка вяжущими материалами - цементом или битумом. § 46. Устройство обочин с использованием крупнообломочных и песчаных материалов, укрепленных цементом, рекомендуется проводить во II - IV дорожно-климатических зонах. Для этого пригодны крупнообломочные материалы горных пород различной прочности и петрографического состава, имеющие не более 10 % фракций размером 50 - 70 мм и не менее 15 % фракций до 5 мм. В крупнообломочных материалах оптимального состава содержание пылевато-глинистых примесей не должно превышать 20 %. Пригодными являются также пески гравелистые, крупные, средней крупности, мелкие, пылеватые, а также искусственные пески, полученные от дробления горных пород. § 47. Для укрепления крупнообломочных и песчаных материалов во II - III климатических зонах пригодны цементы марки 300 и 400. § 48. Требования к цементогрунту, выполненному на основе крупнообломочных и песчаных материалов и дозировка вяжущих в зависимости от грунтово-климатических условий могут быть приняты в соответствии с «Техническими указаниями по устройству дорожных оснований из обломочных материалов, укрепленных цементом» /ВСН 164-69 Минтрансстрой СССР/. Расчетные значения модуля деформации и основные характеристики этих смесей приведены в табл. 6. Таблица 6
§ 49. Для снижения степени водонасыщения обочин из песчаных, песко-гравийных грунтов и содержащих крупнообломочные материалы в небольшом количестве укрепленных цементом, а также повышения их прочностных и деформативных свойств, целесообразно использовать различные отходы промышленности, рекомендуемые «Техническими указаниями по строительству дорог с применением отходов промышленности при укреплении цементом песчаных грунтов и песчано-гравийных смесей» /Гушосдор при Совете Министров БССР, 1971/. В табл. 7 приводятся ориентировочные дозировки этих отходов в процентах от укрепляемого материала. Таблица 7
§ 50. Грунтощебеночные и грунтогравийные смеси следует применять в соответствии с положениями § 43 настоящих рекомендаций за исключением их использования в верхних слоях укрепления обочин автомобильных дорог III категории. Материалы этого типа являются местными и поэтому их характеристики должны устанавливаться на месте в дорожных лабораториях. Ориентировочные значения модулей деформации известных местных материалов приведены в приложении 2. § 51. Грунты, укрепленные различными вяжущими материалами, рекомендуется применять для обочин дорог II, III и IV категорий с учетом климатических условий, указанных в §§ 7, 8, 30, 32 и 33. § 52. При укреплении обочин автомобильных дорог грунтами, укрепленными различными органическими и неорганическими вяжущими материалами необходимо руководствоваться «Указаниями по применению в дорожном и аэродромном строительстве грунтов, укрепленных вяжущими материалами» /СН 25-74/, Госстрой СССР, Москва, 1974. Уточнение рецептур и правил применения различных вяжущих материалов может быть сделано в соответствии с положениями документов, ссылка на которые приводится в настоящих «Рекомендациях». § 53. Укрепление обочин с использованием жидких битумов или дегтем допускается во II - IV дорожно-климатических зонах, если земляное полотно представлено грунтами карбонатных разновидностей, не содержащих легкорастворимых солей и имеющих нейтральную среду: - супесями, близкими к оптимальному составу, пылеватыми и легкими суглинками с числом пластичности 3 - 12; - суглинками тяжелыми и суглинками тяжелыми пылеватыми с числом пластичности в пределах 12 - 17. Во II дорожно-климатической зона наиболее подходящими являются супесчаные грунты с числом пластичности 3 - 7 и легкие суглинки с числом пластичности не более 12. Суглинистые грунты с числом пластичности более 12 перед укреплением необходимо улучшать добавками. § 54. Выбор марки битума или дегтя и их дозировка для проведения укрепительных работ могут быть произведены в соответствии с ГОСТ 11955-66, ГОСТ 11954-66, ГОСТ 4641-49 и «Указаниями по устройству дорожных покрытий и оснований из грунта, обработанного жидким битумом или дегтем способом смешения на дороге» (М., Автотрансиздат, 1960). § 55. Для повышения характеристик грунтов, укрепленных битумом или дегтем, особенно во II дорожно-климатической зоне целесообразно использовать активные добавки типа цемента, извести и т.п. Процентное их отношение и вид в зависимости от грунтово-климатических условий должны приниматься согласно СН-25-74. § 56. Укрепления обочин автомобильных дорог с помощью битумных эмульсий допускается во II - IV дорожно-климатических зонах, если земляное полотно представлено: - крупнообломочными нецементированными грунтами, грунто-гравийными и грунтощебеночными смесями, близкими к оптимальному составу; - песками крупными, гравелистыми; - песками средней крупности, мелкими пылеватыми; - супесями, близкими к оптимальному составу; - супесями легкими, пылеватыми; - супесями тяжелыми; - суглинками легкими и пылеватыми с числом пластичности менее 12; - тяжелыми суглинками с числом пластичности не более 15. § 57. Для укрепления грунтов рекомендуется использовать битумные эмульсии в соответствии с ГОСТ 18659-73. § 58. Для ускорения сроков формирования смесей, повышения прочностных характеристик и морозоустойчивости грунтов, укрепленных битумными эмульсиями, а также в случаях использования суглинистых грунтов с числом пластичности более 10 и рН менее 6 рекомендуется применять добавки цемента и извести в пропорциях, принимаемых в соответствии с «Техническими указаниями по устройству покрытий и оснований из грунтов, укрепленных битумными эмульсиями», ВСН 140-68 (М., Минтрансстрой СССР, 1968) и представленных в табл. 8. § 59. Обочины могут быть укреплены и сырой маловязкой нефтью, если земляное полотно представлено супесчаными и легкосуглинистыми грунтами с числом пластичности 3 - 12 и тяжелосуглинистыми грунтами с числом пластичности 12 - 16 /требующим введения активных добавок/. § 60. Для укрепления грунтов может применяться нефть с содержанием смолисто-асфальтовых веществ не менее 6 %. Ориентировочный расход нефти и активных добавок должны приниматься согласно «Временным указаниям по применению грунтов, укрепленных сырой маловязкой нефтью при строительстве нефтепромысловых дорог в условиях Западной Сибири» (Тюмень, 1971), данные из которых представлены в табл. 9. Таблица 8
Таблица 9
Примечание. Расход нефти в % от веса грунта указан в числителе, в знаменателе - в кг/м3. § 61. Для укрепления обочин автомобильных дорог во II - V дорожно-климатических зонах могут применяться грунты и местные материалы, укрепленные золами сухого уноса тепловых электростанций как самостоятельно, так и в сочетании с цементом. Для укрепления этим типом вяжущего пригодны несцементированные грунты, грунтогравийные и грунтощебеночные смеси, гравелистые пески, пески разной крупности, в том числе и пылеватые одномерные, а также все разновидности супесчаных грунтов с числом пластичности до 7. Значение рН для всех видов грунтов должно быть не менее 4,5. § 62. Правила выбора золы, ее дозировка и технология образования смесей должны приниматься в соответствии с проектом «Технических указаний по использованию зол уноса от сжигания различных видов твердого топлива для сооружения земляного полотна и устройства дорожных оснований автомобильных дорог» (М., Союздорнии, 1972), а также «Технических указаний по комплексным методам укрепления грунтов цементом с применением добавок химических веществ при устройстве дорожных и аэродромных оснований и покрытий», ВСН 158-69, (М., Минтрансстрой, 1969). § 63. Обочины дорог могут быть укреплены также и комплексным методом, включающим одновременное использование нескольких вяжущих материалов /цемента и битума, битума и извести и т.д./. Технологию образования таких смесей, правила их смешения, дозировка вяжущего и уход за слоями укрепления рекомендуется принимать в соответствии с СН 25-74 и ВСН 158-69. § 64. Для укрепления обочин могут быть использованы грунты, укрепленные различными полимерными смолами /карбомидными, сланцевыми, фурфурол-анилиновыми и т.д./. Правила их применения, дозировка и технология работ должны приниматься в соответствии с СН 25-74. § 65. При укреплении обочин грунтами в смеси с различными вяжущими материалами в случае отсутствия данных о пригодности грунтов, дозировке вяжущего материала, а также деформативных характеристиках получаемой смеси, необходимо в лабораторных условиях определить: а) физико-химические свойства грунта /гранулометрический состав, число пластичности, содержание гумусовых частиц, легкорастворимых солей и рН/; б) оптимальный процент вяжущего; в) механические свойства смесей /модуль деформации и упругости, оптимальную влажность и оптимальную плотность/; г) сроки схватывания смесей и набора расчетной прочности. Испытание образцов следует вести по методике, изложенной в СН 25-74. § 66. Укрепление обочин травосеянием рекомендуется для дорог III - V категорий с учетом положений §§ 8 и 33, а также прибровочной полосы шириной до 0,5 м во всех случаях. § 67. Способ травосеяния разрешается применять при грунтах, имеющих рН более 5. В случае повышенной кислотности грунтов необходима ее нейтрализация гашеной известью или доломитовой мукой в количестве 10 - 30 кг на 100 м2. § 68. Для посева трав растительная земля должна содержать необходимые компоненты питательных веществ. Наилучшей считается темно-каштановый /гумусный/ слой, который берется с лугового или с пахотного слоя. При использовании бедных растительных почв их необходимо обогащать органическими и минеральными удобрениями. § 69. При укреплении обочин травосеянием в состав смеси рекомендуется вводить следующее количество трав: - стержнекустовых 5 - 10 %; - корневищных 35 - 60 %; - рыхлокустовых 30 - 50 %. К стержнекустовым относится клевер белый, корневищным - костёр безостый, пырей ползучий, мятлик луговой, полевица белая, овсяница красная, к рыхлокустовым - тимофеевка луговая, житняк, овсяница луговая, типчак, пырей бескорневищевый, волоснец сибирский. Примерный состав травосмесей приведен в табл. 10. § 70. Правила ухода за посевом и контроль качества работ следует производить в соответствии с «Временными техническими указаниями по укреплению откосов земляного полотна автомобильных дорог посевом многолетних трав» (М., ЦНИИС, 1960). Таблица 10
IV. РЕКОМЕНДУЕМЫЕ МАШИНЫ И МЕХАНИЗМЫ§ 71. Технологию производства работ по укладке материалов, приготовлению грунтовяжущих смесей и их уплотнению следует принимать согласно соответствующим ВСН, ссылка на которые приводится в настоящем документе (§§ 38, 40, 42, 44, 48). § 72. Порядок производства работ по укреплению обочин строящихся дорог рекомендуется принимать аналогичным порядку производства работ на эксплуатируемых дорогах - укрепление обочин производится при готовой проезжей части. § 73. При укреплении обочин эксплуатируемых дорог выполнение работ необходимо вести с учетом: - интенсивности движения по дороге; - ширины проезжей части; - ширины обочин; - применяемой конструкции укрепления; - мест расположения материалов; - наличия стационарных или передвижных установок для приготовления грунтовяжущих смесей и возможности размещения этих установок; - состава и количества машин, имеющихся в распоряжении дорожных организаций, выполняющих работы по укреплению обочин. § 74. В связи с разнообразием условий эксплуатируемых дорог типовые технологические карты производства работ по укреплению обочин должны составляться на месте дорожными организациями, исходя из требований наиболее выгодного размещения машин в конкретных условиях каждого участка дороги. Рис. 6. Схема расположения дорожных знаков для обеспечения безопасности производства работ Рекомендуемые машины и механизмы для выполнения работ по укреплению обочин представлены в табл. 11. § 75. Работы по укреплению обочин должны выполняться с соблюдением правил обеспечения безопасности. Примерная схема расположения дорожных знаков и ограждений для случая укрепления обочин на эксплуатируемых дорогах приведена на рис. 6. Таблица 11
Примечание к табл. 11: 1. При уплотнении корыта на обочинах и слоев укрепления режим работы катков должен назначаться в соответствии с приложениями 1 СНиП III-Д.5-73. 2. Для проведения укрепительных работ на обочине может быть использована грунтосмесительная машина Д-391Б. Порядок работ в этом случае должен назначаться в зависимости от местных условий. 3. Для приготовления смесей грунтов с вяжущими или других связных материалов /тощий бетон, щебеночно-гравийные смеси, обработанные вяжущим и т.д./ могут быть использованы установки, не указанные в настоящем документе, если они обеспечивают необходимое качество приготовления материалов. 4. Для внесения вяжущих в грунт при приготовлении смесей грунтов с вяжущими непосредственно на обочине могут быть использованы машины, отличающиеся от указанных в настоящем документе, если они обеспечивают необходимую производительность, удобство и точность дозировки вяжущих материалов при производстве работ по укреплению обочин. ПРИЛОЖЕНИЕ 1ПРИМЕР РАСЧЕТА СЛОЕВ УКРЕПЛЕНИЯ ОБОЧИНУсловия. Требуется укрепить обочины эксплуатируемой автомобильной дороги II категории с асфальтобетонным покрытием в III дорожно-климатической зоне, имеющей ширину проезжей части 7,5 м, ширину обочин 3,0 м. По данным наблюдений на участке, где необходимо укрепить обочины, интенсивность движения составляет 3000 авт./суток. Грунты земляного полотна представлены легкой супесей. По условиям увлажнения участок относится ко второму типу местности. Пучин на участке не бывает. В распоряжении ДЭУ имеется: а) местный грунтощебень, модуль деформации которого по данным лабораторных испытаний составляет 500 кг/см2. б) битум. Решение. В соответствии с имеющимися материалами укрепление обочин может быть выполнено в виде двух- или трехслойной системы в I зоне обочины /грунт земляного полотна, грунтощебень и смесь грунта с битумом/ и двухслойной во второй зоне /грунт земляного полотна и смесь грунта с битумом/. Принимаем верхний слой укрепления из битумогрунта. Для обеспечения износостойкости предусматривается устройство поверхностной обработки. I. Расчет требуемого модуля деформации для обочины а/ для II зоны 1. Согласно § 18 выбираем в табл. 1 расчетное значение λ, которое равно 0,04. 2. По формуле 3 рассчитываем требуемый модуль деформации Етр. для II зоны:
3. Согласно § 20 принимаем Етр. равным 250 кг/см2. б/ для I зоны 1. Согласно § 15 выбираем в табл. 1 расчетное значение λ, равное 0,04. 2. Учитывая, что укрепление на обочине должно быть рассчитано не только на интенсивность движения на дороге, но и на перспективную интенсивность (согласно § 16 п. 1) принимаем коэффициент увеличения интенсивности движения равным 1,2. Отсюда перспективная интенсивность движения будет равна 3000 ´ 1,2 = 3600 авт./сут. 3. Для перспективной интенсивности движения 3600 авт./сут. материала верхнего слоя /битумогрунт/, который по цвету имеет внешнее сходство с покрытиями усовершенствованного типа, и заданной ширины проезжей части 7,5 м по табл. 2 устанавливаем значение γ, равное 0,4. 4. Для тех же условий, что и в п. 3 по графику рис. 1 находим приведенное число наездов, которое равно 250 авт./сут. 5. Рассчитываем коэффициент К: К = 0,5 + 0,65 lg γ NH = 0,5 + 0,65 lg 0,4 ´ 250 = 0,5 + 0,65 lg 100 = 0,5 + 0,65 ´ 2 = 1,8. 6. По формуле 2 рассчитываем требуемое значение модуля деформации для I зоны :
II. Выбор конструкции укрепления 1. Принимается, что верхний слой I и II зоны выполняется из битумогрунта. 2. Согласно положениям § 23 определяем разницу в модулях I и II зоны, которая равна
Таким образом, (согласно этому же параграфу) II зона выполняется двухслойной, а I зона трехслойной. Этому решению отвечает рис. 4б. Следовательно, в I зоне вводится промежуточный слой из грунтощебня, который по условиям настоящего примера имеется в наличии. III. Расчет конструкции укрепления а) расчет II зоны 1. Согласно условиям настоящего примера по табл. 3 находим соответствующую графу; по тем же условиям примера /легкая супесь/ находим по табл. 4 группу грунтов, которая соответствует заданному примером грунту /группа А/. По заданной дорожно-климатической зоне, типу местности и группе грунтов в табл. 3 находим модуль деформации грунта земляного полотна Еo, который равен 150 кг/см2 /среднее между 130 - 165 кг/см2/. 2. Из приложения 2 при принятой дозировке битума 8 % принимаем для битумогрунта модуль деформации ЕI равным 700 кг/см2. 3. Составляем отношение Ео/ЕI:
4. Составляем отношение , где Кобщ принимаем равным Етр, т.е. 250 кг/см2:
5. По номограмме рис. 4 /см. нанесенный ключ 1/ определяем /значения приведено на кривых, оси ординат, а на оси абсцисс/. отсюда h = 34 ´ 0,47 = 15,98 = 16 см. 6. Проверяем требование § 14, чтобы Еобщ. было меньше или равно Етр. По решению это условие удовлетворено, т.е. Еобщ = Етр. Таким образом, для укрепления II зоны необходимо устройство слоя битумогрунта толщиной 16 см. б/ Расчет I зоны 1. По условию примера модуль деформации грунтощебня, используемого в промежуточном слое равен = 500 кг/см2, модуль деформации грунта Ео /из ранее проведенных вычислений/ равен 150 кг/см2, модуль деформации битумогрунта принят равным 700 кг/см2. При этом толщина верхнего слоя из битумогрунта I зоны для технологичности выполнения работ принимается равной толщине верхнего слоя II зоны, т.е. 16 см. В этих условиях необходимо найти только толщину промежуточного слоя из грунтощебня. 2. Определяем отношение :
3. Принимаем толщину слоя из грунтощебня равной 30 см, отсюда = 0,88. 4. По номограмме рис. 4 /см. ключ 2/ находим значение находится на кривой/, которое равно
Следовательно, обобщенный модуль только слоев грунта и грунтощебня равен Еобщ = 0,57 ´ 500 = 285 кг/см2. 5. В соответствии с п. 1 принимаем для верхнего слоя
6. Составляем отношение , где Еобщ. соответствует уже вновь образованному Ео, а ЕI - модуль деформации битумогрунта.
7. Отыскиваем значение по = 0,47 и = 0,4, где Еобщ. будет полученный по расчету модуль деформации укрепленной обочины. Операция аналогична п. 4 /см. ключ 3/, откуда , Eобщ. = 0,65 ´ 700 = 385 кг/см2. 8. Согласно § 16 проверяем условие Етр £ Еобщ. Условие не соблюдено, так как Етр = 390 кг/см2, а Еобщ. = 385 кг/см2. 9. Проверяем величину несоответствия модулей деформации:
Такое несоответствие может быть допущено, так как оно в пределах общетехнических допусков. Таким образом, в результате расчета I зона может быть выполнена из слоев грунтощебня толщиной 30 см и слоя битумогрунта толщиной 16 см. ПРИЛОЖЕНИЕ 2Таблица 1 Расчетные значения модулей деформации асфальтобетона и битумоминеральных смесей
Таблица 2 Расчетные значения модулей деформации щебеночных материалов (не зависящие от условий увлажнения)
Таблица 3 Расчетные значения модулей деформации гравийных материалов и несортированного щебня (зависящие от условий увлажнения)
Примечание к табл. 3 1. Меньшие значения относятся к гравийному, большие - к щебеночному материалу. 2. Две нижние смеси рекомендуется применять только в IV - V климатических зонах. 3. В сырых местах значение Е снижается на 30 % для изверженных пород и на 50 % для известняковых. 4. В случаях, когда число пластичности части смеси мельче 0,5 мм достигает 8, значение Е снижается на 20 %. Таблица 4 Расчетные значения материалов, укрепленных битумом и дегтем
Примечание. 1. Меньшие значения Е относятся к гравийному, большие - к щебеночному материалу. 2. При обработке вяжущим щебня из каменных пород и гравийных материалов 3 - 4 марок значения Е снижается соответственно из 25 - 30 %, а при каменных материалах 5-й марки - на 40 %. Таблица 5 Расчетные значения модулей деформации некоторых местных материалов
Таблица 6 Расчетные значения модулей деформации грунтов, укрепленных битумом
Примечание. Значения модулей деформации даны для II и IV дорожно-климатических зон. Для II зоны их значения должны быть понижены на 15 %. Таблица 7 Расчетные значения модулей деформации грунтов, укрепленных битумными эмульсиями
Таблица 8 Расчетные значения модулей деформации грунтов, укрепленных нефтью
Таблица 9 Расчетные значения модуля деформации грунтов, укрепленных цементом
Примечание к табл. 9. 1. Значения даны для грунтов, укрепленных цементом марки не ниже 400. При применении марки 300 значения Е должны быть снижены на 25 %. 2. При применении грунтосмесительных машин значения Е могут быть повышены: при дозировке цемента 8 % - до 30 %, при дозировке 10 и 12 % - до 50 %.
СОДЕРЖАНИЕ
|