ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО
РД ВНИИСТ 7.2-410-0.019-2004
РУКОВОДЯЩИЙ ДОКУМЕНТ Система менеджмента качества МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТОИМОСТИ
Предисловие 1 РАЗРАБОТАН - Управлением планирования ПИР 2 СОГЛАСОВАН - Заместителем Министра промышленности и энергетики Российской Федерации 03 декабря 2004 года 3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ - приказом Президента ОАО ВНИИСТ от 17 декабря 2004г. № 273 4 ВВЕДЕН ВЗАМЕН «Временные рекомендации определения стоимости объектов программы строительства, реконструкции, технического перевооружения и капитального ремонта объектов магистральных нефтепроводов системы ОАО «АК «Транснефть» 2005 года (РД ВНИИСТ 7.2-410-0.016-2004) 5 ДАТА ВВЕДЕНИЯ-17.12.2004 6 СРОК ДЕЙСТВИЯ - 3 года 7 СРОК ПЕРВОЙ ПРОВЕРКИ - через 1 год 8 МЕСТО НАХОЖДЕНИЯ ПОДЛИННИКА - Отдел разработки и пересмотра СМК 9 ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ, ОТВЕТСТВЕННОЕ ЗА ВЕДЕНИЕ - Управление планирования ПИР
Содержание
РУКОВОДЯЩИЙ ДОКУМЕНТ Система менеджмента качества МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТОИМОСТИ
1 Назначение и область применения1.1 Настоящие «Методические рекомендации определения стоимости строительства, реконструкции, технического перевооружения и капитального ремонта объектов трубопроводного транспорта ОАО «АК «Транснефть» (далее - Рекомендации) предназначены для определения и экспертизы стоимости объектов программы строительства новых, реконструкции, технического перевооружения действующих предприятий, зданий и сооружений и выполнения ремонтных работ магистральных нефтепроводов на основании разработанной проектно-сметной документации и формирования прогнозных цен на строительную продукцию. 1.2 Рекомендации разработаны в соответствии с: - действующим законодательством Российской Федерации; - правовыми и нормативно-методическими документами, предусмотренными сметно-нормативной базой ценообразования в области строительства по состоянию на 01.10.2004; - требованиями нормативных актов; - требованиями Земельного и Лесного кодексов РФ; - ведомственными строительными нормами; - техническими условиями, сводами правил, соответствующими рекомендациями и руководствами. 1.3 Рекомендации распространяются на следующие виды деятельности: - проектирование объектов магистрального трубопроводного транспорта нефти; - экспертиза проектов; - строительство, реконструкция, техническое перевооружение и капитальный ремонт объектов магистрального трубопроводного транспорта нефти; - вывод из эксплуатации и демонтаж объектов и сооружений магистральных нефтепроводов. 1.4 Рекомендации могут быть изменены и дополнены по причинам структурного совершенствования в ОАО «АК «Транснефть» или изменений требований в связи с вводом в действие новых законодательных и нормативных актов Российской Федерации, а также иных государственных документов. 2 Нормативные ссылкиВ настоящем руководящем документе сделаны ссылки на следующие нормативные документы:
3 Обозначения и сокращенияВ настоящем руководящем документе применяются следующие термины с соответствующими определениями:
4 Общие положения по определению стоимости строительства4.1 Сметная стоимость - сумма денежных средств, необходимых для осуществления строительства в соответствии с проектными материалами. Сметная стоимость является основой для определения размера капитальных вложений, финансирования строительства, формирования договорных цен на строительную продукцию, расчетов за выполненные подрядные (строительно-монтажные, ремонтно-строительные и др.) работы, оплаты расходов по приобретению оборудования и доставке его на стройки, а также возмещения других затрат за счет средств, предусмотренных сводным сметным расчетом. 4.2 При новом строительстве осуществляется возведение комплекса объектов основного, подсобного и обслуживающего назначения вновь создаваемых предприятий, зданий и сооружений, а также филиалов и отдельных производств, которые после ввода в эксплуатацию будут находиться на самостоятельном балансе. Новое строительство, как правило, осуществляется на свободных территориях в целях создания новых производственных мощностей. 4.3 При расширении действующих предприятий производится строительство дополнительных производств на ранее созданном предприятии, возведение новых и расширение существующих отдельных цехов и объектов основного, подсобного и обслуживающего назначения на территории действующих предприятий или примыкающих к ним площадках в целях создания дополнительных или новых производственных мощностей, а также строительство филиалов и производств, входящих в их состав, которые после ввода в эксплуатацию не будут находиться на самостоятельном балансе. 4.4 При реконструкции (переустройстве) существующих цехов предприятия и объектов основного, подсобного и обслуживающего назначения, как правило, без расширения имеющихся зданий и сооружений основного назначения, связанного с совершенствованием производства и повышением его технико-экономического уровня и осуществляемого по комплексному проекту на модернизацию предприятия в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции, в основном без увеличения численности работающих при одновременном улучшении условий их труда и охраны окружающей среды могут осуществляться следующие мероприятия: - расширение отдельных зданий и сооружений основного, подсобного и обслуживающего назначения в случаях, когда новое высокопроизводительное и более совершенное по техническим показателям оборудование не может быть размещено в существующих зданиях; - строительство новых и расширение существующих цехов и объектов подсобного и обслуживающего назначения; - строительство на территории действующего предприятия новых зданий и сооружений того же назначения взамен ликвидируемых, дальнейшая эксплуатация которых по техническим и экономическим условиям признана нецелесообразной. 4.5 Техническое перевооружение действующих предприятий рассматривается как комплекс мероприятий по повышению технико-экономического уровня отдельных производств, цехов и участков на основе внедрения передовой технологии и новой техники, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены устаревшего и физически изношенного оборудования новым, более производительным, а также по совершенствованию общезаводского хозяйства и вспомогательных служб. 4.6 При техническом перевооружении действующих предприятий могут осуществляться установка на существующих производственных площадях дополнительного оборудования и машин, внедрение автоматизированных систем управления и контроля, применение радио, телевидения и других современных средств в управлении производством, модернизация и техническое переустройство природоохранных объектов, отопительных и вентиляционных систем, присоединение предприятий, цехов и установок к централизованным источникам тепло- и электроснабжения. При этом допускаются частичная перестройка (усиление несущих конструкций, замена перекрытий, изменение планировки существующих зданий и сооружений, а также другие мероприятия) и расширение существующих производственных зданий и сооружений, обусловленные габаритами размещаемого нового оборудования и расширение существующих или строительство новых объектов подсобного и обслуживающего назначения (например, объектов складского хозяйства, компрессорных, котельных, кислородных станций и других объектов), если это связано с проводимыми мероприятиями по техническому перевооружению. 4.7 К капитальному ремонту зданий и сооружений относятся работы по восстановлению или замене отдельных частей зданий (сооружений) или целых конструкций, деталей и инженерно- технического оборудования в связи с их физическим износом и разрушением на более долговечные и экономичные, улучшающие их эксплуатационные показатели. К капитальному ремонту наружных инженерных коммуникаций и объектов благоустройства относятся работы по ремонту сетей водопровода, канализации, теплогазоснабжения и электроснабжения, озеленению дворовых территорий, ремонту дорожек, проездов и тротуаров и т. д. Предупредительный (текущий) ремонт заключается в систематически и своевременно проводимых работах по предупреждению износа конструкций, отделки, инженерного оборудования, а также работах по устранению мелких повреждений и неисправностей. 4.8 Основанием для определения сметной стоимости строительства могут являться: - исходные данные Заказчика для разработки сметной документации, предпроектная и проектная документация, включая чертежи, ведомости объемов строительных и монтажных работ, спецификации и ведомости потребности оборудования, решения по организации и очередности строительства, принятые в ПОС, пояснительные записки к проектным материалам, а на дополнительные работы - листы авторского надзора и акты на -дополнительные работы, выявленные в период выполнения строительных и ремонтных работ; - действующие сметные нормативы, а также отпускные цены и транспортные расходы на материалы, оборудование, мебель и инвентарь; - отдельные, относящиеся к соответствующей стройке, решения органов государственной власти. 4.9 Сметная документация составляется в определенной последовательности, переходя от мелких к более крупным элементам строительства, представляющим собой вид работ (затрат) - объект - пусковой комплекс - очередь строительства - строительство (стройка) в целом. 4.10 Применительно к составлению сметной документации под объектом строительства рассматривается отдельно стоящее здание (насосная подпорная станция, ремонтные мастерские или цех, склад и т.п.) или сооружение (магистральный нефтепровод, линии электроснабжения, связи и т.п.) со всеми относящимися к нему обустройствами (сетями, эстакадами и т.п.), оборудованием, мебелью, инвентарем, подсобными и вспомогательными устройствами, а также при необходимости с прилегающими к нему инженерными сетями и общеплощадочными работами (вертикальная планировка, вертолетные площадки, берегоукрепление и т.п.). 4.11 Пусковой комплекс включает в себя несколько объектов (или их частей) основного производственного и вспомогательного назначения, энергетического, транспортного линейного и складского хозяйства, связи, внутриплощадочных инженерных коммуникаций, благоустройств и других объектов, являющихся частью стройки или ее очереди, ввод которых в эксплуатацию обеспечивает выпуск продукции или оказание услуг, предусмотренных проектом, и нормальные условия труда для обслуживающего персонала согласно действующим нормам. 4.12 Под очередью строительства рассматривается часть строительства, состоящая из группы зданий, сооружений и устройств, ввод которых в эксплуатацию обеспечивает выпуск продукции или оказание услуг, предусмотренных проектом. Очередь строительства может состоять из одного или нескольких пусковых комплексов. 4.13 Сметная стоимость строительства (ремонта) в соответствии с технологической структурой капитальных вложений и порядком осуществления деятельности строительно-монтажных организаций может включать в себя: - стоимость строительных (ремонтно-строительных) работ; - стоимость работ по монтажу оборудования (монтажных работ); - затраты на приобретение (изготовление) оборудования, мебели и инвентаря; - прочие затраты. 4.14 Для определения сметной стоимости строительства проектируемых предприятий, зданий, сооружений или их очередей составляется сметная документация, состоящая из локальных смет, локальных сметных расчетов, объектных смет, объектных сметных расчетов, сметных расчетов на отдельные виды затрат, сводных сметных расчетов стоимости строительства (ремонта), сводок затрат и др. 4.15 При составлении смет (расчетов) могут применяться следующие методы определения стоимости: - ресурсный, - ресурсно-индексный, - базисно-индексный, - на основе укрупненных сметных нормативов в т.ч. банка данных о стоимости ранее построенных или запроектированных объектов-аналогов. 4.16 Для достоверной оценки полных капитальных вложений и стоимости подрядных работ в случаях, когда текущие (прогнозные) цены в ПСД определены на срок, значительно отличающийся от фактических сроков строительства объектов, при значительных изменениях ситуации на рынке труда, при резком росте цен на материалы, оборудование и энергоносители и в ряде других случаев рекомендуется определение текущих цен строительной продукции на основании ресурсно-индексной расчетной схемы, основанной на калькулировании в прогнозных (на момент реализации проекта) ценах и тарифах ресурсов (элементов затрат), необходимых для реализации проектных решений создаваемого объекта. 4.16.1 Прогнозные цены на ресурсы определяются на основании текущих действующих цен с применением соответствующих индексов-дефляторов. 4.16.2 В качестве исходных данных для определения прямых затрат выделяются следующие ресурсные показатели: - материальные ресурсы (материалы, оборудование, энергоносители, конструкции) - в принятых единицах физических измерений; - трудовые ресурсы - данные о трудоемкости работ (чел.-ч.) рабочих, выполняющих соответствующие работы и обслуживающих строительные машины; - время использования строительных машин и автотранспортных средств (маш.-ч.). 4.16.3 Указанные ресурсы выделяются из проектно-сметной документации и нормативных источников, позволяющих определить потребности в затратах труда, времени эксплуатации строительных машин и их номенклатуру, нормируемый расход и перечни основных и вспомогательных материалов, энергоносителей, потребляемых на технологические цели. 4.16.4 Макет расчета стоимости строительства с применением ресурсно-индексной расчетной схемы, выполненной на основании локальных смет в базисных ценах, приведен в Приложении 1. Данный макет применяется для экспертной оценки и определения стоимости проектов и определения прогнозных объемов капитальных вложений при формировании программы СТПР и КР ОАО «АК «Транснефть». 4.16.5 В расчетах используются показатели среднего размера оплаты труда по видам и комплексам выполняемых работ, стоимости эксплуатации строительных машин и автотранспортных средств, приведенные в приложениях 2 и 3 настоящих Рекомендаций. 4.16.6 При расчете сметной стоимости строительства объектов линейной части (замена трубы, ремонт с заменой изоляции, замена подводных переходов, реконструкция МН, камеры приема пуска очистных устройств и т.п.) допускается применение полученных расчетным путем индексов удорожания на эксплуатацию машин и механизмов по объектам-аналогам рассматриваемого раздела плана. 4.16.7 Стоимость основных ценообразующих материальных ресурсов и оборудования принимается в прогнозном уровне цен, с учетом инфляционного коэффициента, в соответствии со сборниками «Прогнозные цены на оборудование и материалы» ООО «Торговый дом «Транснефть» и ОАО «ЦУП «Стройнефть». Стоимость материалов и оборудования, указанная в сборнике, не включает заготовительно-складские и транспортные расходы, которые должны учитываться дополнительно. Стоимость прочих материальных ресурсов и оборудования, не включенных в сборник, определяется в сметных расчетах по текущей стоимости, сложившейся в регионе (с учетом транспортных, заготовительно-складских расходов и расходов в сфере обращения) с применением прогнозного индекса дефлятора по данным Минэкономразвития. 4.16.8 Стоимость прочих материалов допускается рассчитывать путем применения к ценам 1984 (91 г.), 2001 г. индексов удорожания по данным Региональных Центров Ценообразования и/или с применением индекса, полученного при расчете стоимости основной группы ресурсов. 4.17 При составлении сметной документации допускается применение сборников ТЕР, при строительстве объектов в зоне их действия или сборников ФБР, привязанных к условиям строительствам и поставки материальных ресурсов с учетом особенностей, присущих отрасли трубопроводного транспорта нефти, на основании «Указаний по применению федеральных единичных расценок на строительные и специальные строительные работы (ФЕР-2001)», принятым в действие 9 октября 2003 года постановлением Госстроя России от 09.10.2003 № 180 (МДС 81-36.2004). Для пересчета локальных смет из базисных цен в уровень цен, учитывающий отраслевые условия строительства и пересчитанный на основании ресурсно-индексной расчетной схемы, рассчитываются коэффициенты пересчета оплаты труда рабочих-строителей и эксплуатации машин. При расчете коэффициентов используются показатели, приведенные в приложениях Б и В. Расчет коэффициентов пересчета может производиться к сметной стоимости строительных работ или по элементам прямых затрат согласно разделу 5 МДС 81-36.2004. Выполнение расчета коэффициентов пересчета для перехода от базовых цен (ФБР или ТЕР) в отраслевые цены производится в базовых ценах по состоянию на 01.01.2000 или в текущих ценах. При отсутствии данных о стоимости тех или иных ресурсов по состоянию на 01.01.2000 допускается их определение путем деления текущих сметных цен на индексы данного периода к ценам по состоянию на 01.01.2000. 4.18 Нормы накладных расходов и сметной прибыли принимаются в соответствии с нормами МДС 81-33.2004, МДС 81-34.2004 и МДС 81-25.2001 с изменениями и дополнениями. 4.19 Размеры средств на временные здания и сооружения и затраты при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время определяются по сборникам ГСН 81-05-01-2001, ГСНр 81-05-01-2001, ГСН 81-05-02-2001, ГСНр 81-05-02-2001. 4.20 Затраты на пусконаладочные и непредвиденные работы должны учитываться в стоимости объекта в соответствии со Статьями 8 и 13 настоящих рекомендаций. 4.21 Затраты по основным статьям глав 1, 9, 11, 12 сводного сметного расчета учитываются согласно Приложению 4. 4.22 Индексы - дефляторы к расчетам принимаются согласно данным Минэкономразвития РФ. 5 Определение сметных затрат по оплате труда рабочих5.1 Общие положения5.1.1 Данные о затратах труда рабочих, занятых на строительно-монтажных работах, являются наиболее важными и должны быть определены с наибольшей достоверностью. Заказчик и подрядчик вправе самостоятельно, по согласованным расчетам определять в составе договорных цен на строительную продукцию (работы, услуги) размер средств на оплату труда работников, занятых в основной деятельности, в том числе надбавок, доплат, стимулирующих и компенсирующих выплат, с отнесением их на себестоимость продукции (работ, услуг). 5.1.2 В составе затрат на оплату труда рабочих отражаются все расходы по оплате труда производственных рабочих, включая рабочих, не состоящих в штате, и линейного персонала при включении его в состав работников бригад (участков), занятых непосредственно на строительных работах, а также рабочих, осуществляющих перемещение материалов и оборудования в пределах рабочей зоны и от приобъектного склада до места укладки или монтажа. Затраты на оплату труда рабочих, занятых управлением и обслуживанием строительных машин и механизмов, включаются в состав затрат на эксплуатацию строительных машин. В указанных статьях не отражается оплата труда рабочих вспомогательных производств, обслуживающих и прочих хозяйств строительной организации; рабочих, занятых на некапитальных работах (включая работы по возведению временных зданий и сооружений) и других работах, осуществляемых за счет накладных расходов (благоустройство строительных площадок, подготовка объектов к сдаче в эксплуатацию и т.п.), а также оплата труда рабочих, занятых погрузкой, разгрузкой и доставкой материалов до приобъектного склада, включая их разгрузку с транспортных средств на приобъектном складе. 5.1.3 Основой всех форм и систем оплаты труда, применяемых в строительных организациях, является тарифная система, обеспечивающая соответствие квалификации и оплаты труда работников сложности выполняемых ими работ. Тарификация работ и присвоение квалификации разрядов рабочим производятся по Единому тарифно-квалификационному справочнику работ и профессий и в соответствии с пунктом 4.11 МДС 83-1.99 с учетом особенностей строительства трубопроводного транспорта нефти. 5.1.4 Тарифной системой устанавливаются тарифные ставки по квалификационным разрядам и тарифные коэффициенты, представляющие собой отношение тарифных ставок соответствующих разрядов к тарифной ставке первого разряда. 5.1.5 Размер средств на оплату труда может индексироваться в соответствии с действующими законодательными и нормативными правовыми актами. Премирование работников из фонда оплаты труда за текущие результаты работы, носящее систематический характер, осуществляется по действующим в организации положениям. Средства на эти цели предусматриваются в договорных ценах и сметах на строительство по соглашению сторон договора подряда в размерах, сложившихся за предшествующий год (в процентах к тарифным ставкам и должностным окладам или по удельному весу этих премий в среднем заработке работников). 5.2 Порядок определения размеров средств на оплату труда рабочих5.2.1 При применении ресурсного метода размер средств на оплату труда в текущем (прогнозном) уровне цен определяется на основе показателей трудоемкости работ, выраженных в человеко-часах, и используется следующая формула (МДС 83-1.99): (1) где З - расчетная величина средств на оплату труда рабочих в текущем (прогнозном) уровне цен по объекту (части его), учитываемая в составе прямых затрат локального ресурсного сметного расчета (сметы), руб. или тыс. руб.; Т - трудоемкость работ (затраты труда рабочих-строителей и механизаторов), которая определяется по сметным нормативам или по нормам, применяемым в подрядной организации, по объекту (его части), чел.-час; - фактическая (на момент расчета), по данным статистической отчетности подрядных организаций, или прогнозируемая (договорная) на будущий период среднемесячная оплата труда одного рабочего (строителя и механизатора) в подрядной организации, по составу соответствующая «Методическим рекомендациям по планированию и учету себестоимости строительных работ»; t - среднемесячное количество часов, фактически отработанное одним рабочим в конкретной организации, не превышающее установленной нормативной величины, час/мес. Указанную формулу можно использовать также при определении стоимости строительства ресурсно-индексным методом. 5.2.2 Для определения средств на оплату труда по видам и комплексам работ и объекту в целом на основе тарифных ставок применяется следующая формула (МДС 83-1.99): (2) где Т - затраты труда рабочих на выполнение конкретных объемов работ по их видам, комплексам или по объекту в целом, чел. - час.; tp - расчетное число часов работы одного рабочего в месяц (не менее фактического и не более нормативного), ч.; С1 - месячная тарифная ставка рабочего 1-го разряда при работе в нормальных условиях труда, руб.; Кm - тарифный коэффициент соответствующего разряда работ, принимаемый по действующей тарифной сетке в системе ОАО «АК «Транснефть»; Ki - коэффициенты, учитывающие доплаты и надбавки к тарифным ставкам и окладам за работу с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда (0,12 и 0,24 соответственно), на работах по реконструкции, техническому перевооружению, капитальному ремонту, ликвидации последствий аварий и стихийных бедствий (от 0,10 до 0,25), за разъездной и подвижной характер работ (0,15 - 0,20 и 0,30 - 0,40 соответственно), надбавки за профмастерство, расширение зон обслуживания, выполнение особо важных заданий (0,16 - 0,24) и другие; Кр - районный коэффициент к заработной плате, устанавливаемый директивными органами; Кп - коэффициент, учитывающий премиальные выплаты, производимые по действующим в организации системам и формам премирования, определяемый по сложившемуся уровню и принимаемый в договоре подряда по соглашению сторон; ПВ - прочие выплаты, производимые за счет средств на оплату труда, включаемых в прямые затраты, руб./мес. 5.2.3 На основании рекомендаций пункта 4.2.2 выполнен расчет средств на оплату труда по видам и комплексам работ по состоянию на 2004 год. (Приложение Б). 5.2.4 Для проведения экспертизы ПСД, определения стоимости объектов и контрактных цен под программу СТПР и КР 2005 г. рекомендуется применять среднюю часовую ставку по видам работ по данным приложения Б с применением индексов-дефляторов согласно данным Минэкономразвития РФ. 5.2.5 При экспертизе и определении стоимости объектов на последующие годы применяется аналогичная методика с последующей корректировкой текущего уровня оплаты труда на основании данных статистической отчетности подрядных организаций, осуществляющих строительно-монтажные работы на объектах ОАО «АК «Транснефть». 6 Определение сметных затрат на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств6.1 Общие положения6.1.1 В составе локальных сметных расчетов (смет) затраты на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств определяются исходя из данных о времени использования (нормативная потребность) необходимых машин (маш.-ч) и соответствующей цены 1 маш.-ч эксплуатации машин. 6.1.2 Нормативная потребность в строительных машинах определяется на основе выделения и суммирования из локальной ресурсной ведомости или из локального ресурсного сметного расчета (сметы) ресурсных показателей на машины, применяемые на объекте (при выполнении работы), с сопоставлением полученных результатов с данными ПОС (ПОКР) или ППР с выбором наиболее приемлемого для пользователя варианта. 6.1.3 Определение стоимости эксплуатации строительных машин рекомендуется осуществлять в прогнозном уровне цен - на основе информации о текущих (прогнозных) ценах на эксплуатацию строительных машин. 6.1.4 Информация о текущих ценах на эксплуатацию строительных машин может быть получена в региональных органах по ценообразованию в строительстве, от подрядных строительно-монтажных организаций, трестов (управлений) механизации или других организаций, в распоряжении которых находится строительная техника. 6.1.5 Текущий уровень цен на эксплуатацию машин и автотранспортных средств, сложившийся в подрядных строительно-монтажных организациях в 2004 году, выполняющих работы на объектах ОАО «АК «Транснефть» и откорректированный в соответствии с методами определения стоимости 1 маш.-ч, приведенными в разделе 5.2, представлен в Приложении В. 6.1.6 Данные Приложения В рекомендуется использовать при расчетах затрат по эксплуатации машин и механизмов в составе прямых затрат при формировании стоимости объектов программы ТПР и КР 2005 года и на последующие годы - с применением соответствующих индексов-дефляторов с привязкой к сложившимся ценам текущего года. 6.1.7 Текущий уровень сметных цен на эксплуатацию соответствующего вида строительных машин и автотранспортных средств может быть определен на основе базисного уровня цен, приведенных в сборнике сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств, и индексов изменения стоимости машин, рассчитанных исходя из имеющейся информации о текущих ценах на эксплуатацию машин. При этом может быть использован как прямой счет (путем калькулирования), так и метод унифицированных ресурсно-технологических моделей (РТМ) по соответствующим группам машин, в которых приводятся данные о потребности в ресурсах и базисная стоимостная оценка этих ресурсов, сопоставляемая с текущим уровнем цен. 6.2 Определение стоимости 1-го машино-часа эксплуатации строительных машин.6.2.1 Стоимость 1 машино-часа эксплуатации строительных машин определяется по следующей формуле: , (3) где Смаш - размер стоимости 1 маш.-часа эксплуатации строительной машины, руб.; А - размер постоянных эксплуатационных затрат - нормативные амортизационные отчисления на полное восстановление машин, руб./маш.-ч; 3 - размер оплаты труда рабочих, управляющих строительными машинами, руб./маш.-ч; Б - размер затрат на замену быстроизнашивающихся частей, руб./маш.-ч; Э - размер затрат энергоносителей, руб./маш.-ч; С - размер затрат смазочных материалов, руб./маш.-ч; Г - размер затрат гидравлической жидкости, руб./маш.-ч; Р - размер затрат на все виды ремонтов машин, их техническое обслуживание и диагностирование, руб /маш.-ч; П - размер затрат на перебазирование машин с одной стройплощадки (базы механизации) на другую строительную площадку, руб./маш.-ч. 6.2.2 Размер постоянных эксплуатационных затрат, амортизационные отчисления на полное восстановление машин определяются по формуле: , (4) где Ц - балансовая (восстановительная) стоимость машины, руб.; На - годовая норма амортизационных отчислений на полное восстановление по данному виду строительных машин, %/год; Т - нормативный или фактический годовой режим эксплуатации машин, маш.-ч/ год. 6.2.3 Размер оплаты труда звена (команды) рабочих, управляющих машинами, определяется по ее фактическому (прогнозируемому) уровню или по применяемым в организации тарифным ставкам соответствующих разрядов с учетом доплат, надбавок, премий и других выплат. Состав звена и тарифные разряды рабочих определяются согласно руководствам по эксплуатации машин с учетом Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС). 6.2.4 Размер затрат на замену быстроизнашивающихся частей определяется по формуле , (5) где Цч - средневзвешенная свободная (рыночная) цена быстроизнашивающихся частей или их комплекта на машину, руб.; Тч - средневзвешенный нормативный ресурс быстроизнашивающихся частей или их комплекта на машину, маш.-ч. 6.2.5 Размеры затрат на энергоносители, смазочные материалы и гидравлическую жидкость определяются путем умножения действующих текущих сметных цен на нормы их расхода. Нормы расхода указанных ресурсов принимаются по соответствующим документам, паспортным данным завода-изготовителя или фактическим данным подрядных организаций. 6.2.6 Размеры затрат на ремонт и техническое обслуживание машин данного вида, типа или типоразмерной группы определяются по формуле , (6) где Ц, Т - показатели, определяемые в порядке, изложенном выше; Нр - норма годовых затрат на ремонт и техническое обслуживание машин, %/год. Этот нормативный показатель определяется по формуле (7) где Зр - величина среднегодовых затрат на все виды ремонтов и техническое обслуживание машин данного вида, типа или типоразмерной группы, руб.; Бс - среднегодовая балансовая стоимость машин данного вида, типа или типоразмерной группы, руб. 6.2.7 При разработке нормативов на перебазирование машин, на которые эти нормативы отсутствуют в Сборнике сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств, а также при разработке индивидуальных сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин учитываются дополнительные условия выполнения работ по перебазированию: - способ перебазирования - своим ходом, на буксире, на трейлере (с демонтажем и без демонтажа машины); - расстояние (время) перебазирования, включая затраты на монтаж, демонтаж, погрузку, разгрузку и перевозку машины; - состав автотранспортных средств - количество и марка тягачей, прицепов, машин сопровождения; - вид и типоразмерная группа крана, применяемого на монтаже, демонтаже, погрузке и разгрузке машины; - количественный и квалификационный состав звена рабочих, занятых на работах по перебазированию машин, подлежащих перебазированию. В случаях, когда фактические затраты на перебазировку строительных машин отличаются от нормативных показателей, приводимых в указанном Сборнике, более чем на 10 процентов, нормативные показатели корректируются в локальных сметах отдельной строкой. 7 Определение сметной стоимости материальных ресурсов7.1 При определении стоимости объектов стоимость материальных ресурсов определяется исходя из данных о нормативной потребности материалов, изделий и конструкций (в физических единицах измерения: м3, м2, т и пр.) и соответствующей цены на вид материального ресурса. Стоимость материальных ресурсов включается в состав сметной документации, независимо от того, кто их приобретал. 7.2 Нормативная потребность в материальных ресурсах определяется на основе выделения и суммирования из локальных ресурсных ведомостей или локальных ресурсных сметных расчетов (сметах) ресурсных показателей на материалы, изделия (детали) и конструкции, используемые при сооружении объекта, с сопоставлением полученных результатов с данными из проектных материалов (ведомости потребности материалов - ВМ, сводные ведомости материалов - СВМ) и выбором наиболее приемлемого для пользователей варианта, а также спецификации в составе рабочей документации. 7.3 Стоимость материальных ресурсов может определяться: в базисном уровне цен по сборникам (каталогам) сметных цен на материалы, изделия и конструкции федеральным, территориальным (региональным) и отраслевым; в текущем уровне цен - по фактической стоимости материалов, изделий и конструкций с учетом транспортных и заготовительно-складских расходов, наценок (надбавок), комиссионных вознаграждений, уплаченных снабженческими организациями, оплаты услуг товарных бирж, включая брокерские услуги, таможенных пошлин; в прогнозном уровне цен на планируемый год, с учетом инфляционного коэффициента, в соответствии со сборниками «Прогнозные цены на оборудование и материалы» ООО «Торговый дом «Транснефть» и ОАО «ЦУП «Стройнефть». Стоимость материалов, указанная в сборнике, не включает заготовительно-складские и транспортные расходы, которые должны учитываться дополнительно. Стоимость материальных ресурсов, не включенная сборник, определяется в сметных расчетах по текущей стоимости, сложившейся в регионе, с применением прогнозного индекса дефлятора на планируемый год, по данным Минэкономразвития или с применением индекса, полученного при расчете стоимости основной ценообразующей группы ресурсов. 7.4 Определение текущих цен на материальные ресурсы по конкретной стройке осуществляется на основе данных, получаемых от подрядной организации, а также поставщиков и организаций-производителей продукции. В целях анализа представляемых исходных данных и выбора оптимальных и обоснованных показателей стоимости рекомендуется осуществлять мониторинг цен на материальные ресурсы. 7.5 Стоимость импортной продукции (оборудования, материалов, изделий и конструкций) определяется, как правило, по закупкам, осуществляемым организациями в установленном порядке. Свободная (рыночная) цена, как правило, складывается из: - внешнеторговой (контрактной) цены (таможенной стоимости), включая расходы в иностранной валюте по доставке продукции до границы России, пересчитанной на рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации, действующему на дату принятия грузовой таможенной декларации к таможенному оформлению; - таможенных платежей, состоящих из таможенной пошлины, сборов за таможенное оформление, других таможенных платежей, установленных законодательством Российской Федерации; - прочих расходов по закупке, транспортировке и реализации, относимых на издержки, включая транспортные расходы, страховые платежи, расходы по хранению, стоимость погрузочно-разгрузочных работ, комиссионные вознаграждения посредникам, расходы по реализации; - НДС. Учитывая, что НДС предусматривается в сводном сметном расчете за итогом глав 1 - 12, НДС в стоимости материальных ресурсов в составе локальных смет не учитывается. 7.6 Калькуляция стоимости (ведомость) текущих сметных цен на материалы, изделия и конструкции составляется по элементам затрат. 7.7 Средства на оплату за провоз тяжеловесных грузов включаются в стоимость материалов, изделий и конструкций (в состав стоимости транспортных услуг). 7.8 Для составления инвесторских смет рекомендуется, на основе данных подрядных строительно-монтажных организаций и результатов статистических наблюдений о ценах на строительные материалы, детали и конструкции в каждом регионе, не реже двух раз в год разрабатывать отраслевые прейскуранты цен на материалы, изделия и конструкции. Также могут составляться ведомости для специализированного строительства и для построечных цен, формируемых для отдельных крупных строек. 7.9 Отпускные цены на изделия, материалы и полуфабрикаты (бетон, раствор, битум, асфальтобетонные и черные щебеночные смеси, дорожные битумные эмульсии, дерн и земля растительная и др.), изготовляемые в построечных условиях, определяются по калькуляциям. В калькуляциях, коме затрат на приготовление материалов и полуфабрикатов, учитываются прочие расходы, связанные с их приготовлением (накладные расходы), необходимая прибыль, налоги и сборы, начисляемые в соответствии с действующим законодательством. В калькуляциях прочие (накладные) расходы и прибыль исчисляются от средств оплаты труда рабочих. 8 Определение стоимости оборудования, мебели и инвентаря в составе сметных расчетов и смет.8.1 Общие положения8.1.1 При составлении сметных расчетов и смет в них рекомендуется раздельно определять стоимость: - оборудования, предназначенного для производственных нужд; - инструмента и инвентаря производственных зданий; - оборудования и инвентаря, предназначенных для общественных и административных зданий. 8.1.2 В сметных расчетах и сметах на строительство предприятий, зданий и сооружений учитывается стоимость предусмотренного проектом оборудования (монтируемого и не требующего монтажа), предназначенного для обеспечения функционирования предприятия, здания и сооружения и подразделяемого по своему назначению на: - технологическое, энергетическое, подъемно-транспортное, насосно-компрессорное и другое; - приборы, средства контроля, автоматики, связи; - инженерное оборудование зданий и сооружений; - транспортные средства, включая принимаемый на баланс застройщика подвижной состав для перевозки грузов по железнодорожным путям, предусмотренным проектом, а также специальный железнодорожный подвижной состав и другие виды транспортных средств для перевозки массовых и немассовых грузов; - машины по уборке территорий цехов; - оборудование средств пожаротушения; - оборудование вычислительных центров, лабораторий, мастерских различного назначения, медицинских кабинетов; - оборудование для первоначального оснащения вновь вводимых в действие общежитий, объектов коммунального хозяйства, просвещения, культуры, здравоохранения, торговли. В процессе составления сметной документации рекомендуется использовать классификацию оборудования по его видам, функциональному назначению, условиям изготовления и поставки. 8.1.3 Сметную стоимость оборудования рекомендуется определять по ценам франко-приобъектный склад строительства или франко-место, определенное договором подряда, для передачи оборудования в монтаж. Не реже 2-х раз в год необходимо разрабатывать отраслевые прейскуранты стоимости основного оборудования. Указанные цены складываются из цены приобретения оборудования у поставщика (организации-посредника), транспортных расходов, посреднических и заготовительно-складских расходов, принимаемых при составлении сметной документации на строительство. 8.1.4 Составляющими сметной стоимости оборудования могут являться: - свободная (рыночная) цена приобретения оборудования; - стоимость запасных частей; - стоимость тары, упаковки и реквизита; - транспортные расходы и услуги посредников или снабженческо-сбытовых организаций; - расходы на комплектацию; - заготовительно-складские расходы; - другие затраты, относимые к стоимости оборудования. При поставке оборудования не в сборке, а «россыпью», стоимость его может быть снижена, а стоимость монтажа соответственно - увеличена. 8.1.5 При составлении сметных расчетов (смет) в них раздельно показывается стоимость: - оборудования, предназначенного для производственных нужд; - инструмента и инвентаря производственных зданий; - оборудования и инвентаря, предназначенного для общественных и административных зданий. 8.1.6 Стоимость оборудования, мебели и инвентаря включается в локальные сметные расчеты (сметы). При использовании оборудования, числящегося в основных фондах, пригодного для дальнейшей эксплуатации и намечаемого к демонтажу и переносу в строящееся (реконструируемое) здание, в локальных сметных расчетах (сметах) предусматриваются только средства на демонтаж и повторный монтаж этого оборудования, а за итогом сметы (справочно) показывается его балансовая стоимость, учитываемая в общем лимите стоимости для определения технико-экономических показателей проекта. 8.2 Свободные (рыночные) цены приобретения оборудования8 2.1 Подосновой для определения стоимости оборудования в сметной документации на строительство рассматриваются цены, по которым оно приобретено у поставщиков. Цена приобретения оборудования может определяться на основании информации, предоставляемой отечественными и зарубежными поставщиками оборудования. Допускается определение стоимости оборудования в базисном уровне цен с использованием прейскурантов оптовых цен соответствующего периода, а при отсутствии прейскурантов оптовых цен - путем подбора показателя стоимости оборудования-аналога с последующим пересчетом базовой стоимости в текущий (прогнозный) уровень цен по соответствующим индексам изменения цен на техническое оборудование Стоимость оборудования рекомендуется учитывать в прогнозном уровне цен на планируемый год с применением соответствующих индексов статистического наблюдения, в соответствии со сборниками «Прогнозные цены на оборудование и материалы ООО «Торговый дом «Транснефть» и ОАО «ЦУП «Стройнефть». 8.2.2 При проведении реконструкции и технического перевооружения действующих предприятий (цехов) потребность в оборудовании может удовлетворяться за счет пригодного для эксплуатации демонтированного оборудования. 8.2.3 В сметных расчетах (сметах) на строительство предприятий, зданий и сооружений учитывается сметная стоимость предусмотренного проектом или рабочей документацией инструмента, производственного и хозяйственного инвентаря, необходимых для первоначального оснащения зданий и сооружений вновь строящихся, реконструируемых или расширяемых предприятий. 8.2.4 Сметная стоимость определяется отдельно на инструмент, производственный инвентарь и хозяйственный инвентарь исходя из типовых наборов инструмента, приспособлений и оснастки для технологических процессов, производственного и хозяйственного инвентаря и свободных (отпускных) цен с учетом транспортных и заготовительно-складских расходов. 8.2.5 Средства на покрытие затрат на инструмент, приспособления и механизмы для оснастки технологических процессов и производственный инвентарь в сметной документации приводятся в графе сметной стоимости "оборудования, мебели и инвентаря", а затрат на хозяйственный инвентарь - в графе "прочих затрат". 8.2.6 В сметных расчетах и сметах на строительство учитываются суммы средств на оборудование и инвентарь, необходимых для первоначального оснащения вновь строящихся, а также расширяемых зданий общественного и административного назначения. К оборудованию общественных и административных зданий относятся предусмотренные рабочей документацией типовые комплекты технологического и лабораторного оборудования, приборов и аппаратуры. К инвентарю указанных зданий относятся: - производственный инвентарь, т.е. предметы производственного назначения, которые создают условия для осуществления и облегчения технологических операций (рабочие столы, верстаки, оборудование, способствующее осуществлению мер по охране труда, шкафы, стеллажи и т.п.); - хозяйственный инвентарь, т.е. конторская и другая мебель и обстановка (столы, стулья, шкафы, вешалки, гардеробы и т.п.), а также предметы хозяйственного и служебного назначения и убранства помещений; - противопожарный инвентарь; - средства оргтехники и др. Количество и состав производственного и хозяйственного инвентаря определяются проектными данными. 8.3 Стоимость запасных частей8.3.1 Если спецификации на запасные части отсутствуют, то стоимость запчастей в сметах может определяться в процентах от отпускных цен на оборудование по нормативам соответствующих федеральных органов исполнительной власти. При отсутствии конкретных нормативов, стоимость запасных частей может приниматься в размере до 2 % от отпускных цен на оборудование. 8.4 Стоимость тары и упаковки8.4.1 Стоимость тары и упаковки, если она не входит в цену приобретения оборудования, учитывается в сметной документации дополнительно. 8.4.2 При отсутствии конкретных данных о характеристике тары и виде упаковки, их стоимость может определяться в процентах от стоимости оборудования по нормативам соответствующих федеральных органов исполнительной власти. При отсутствии указанных нормативов, они принимаются в следующих размерах: - для крупного технологического оборудования - от 0,1 - до 0,5 %; - для станочного оборудования - до 1 %; - для электрооборудования, КИП и А, инструмента- до 1,5 %. 8.5 Стоимость транспортных расходов и услуг посреднических и сбытовых организаций8.5.1 В сметной стоимости оборудования учитываются все затраты по его доставке на приобъектный склад строящегося предприятия, здания, сооружения или до зоны монтажа. Затраты на перевозку оборудования рекомендуется определять на 1 т массы брутто на основании калькуляций транспортных расходов по группам оборудования, при этом учитываются особенности определения затрат на провоз тяжеловесных грузов. При калькулировании стоимости транспортных расходов учитываются действующие тарифы на грузовые перевозки различными видами транспорта При отсутствии ведомственных нормативов транспортные расходы могут приниматься в размере до 10 % от отпускной цены на оборудование. 8.5.2 При поступлении оборудования от посреднических организаций - учитывается снабженческо-сбытовая наценка, устанавливаемая в процентах от отпускной цены предприятия-изготовителя в размере до 5 %. 8.5.3 Расходы на комплектацию оборудования могут учитываться в сметной стоимости, если комплектация производится подрядчиком или другой организацией по поручению заказчика-застройщика. 9 Порядок учета средств на пусконаладочные работы9.1 Расчеты за пусконаладочные работы осуществляются на основании локальной сметы, которая по поручению заказчика может быть составлена как проектной, так и пусконаладочной организацией. Затраты на составление сметной документации финансируются за счет основной деятельности эксплуатирующей организации и учитываются в главе 4 «Сводной сметы на ввод в эксплуатацию предприятий, зданий и сооружений». При отнесении затрат на выполнение пусконаладочных работ «вхолостую», на капитальные вложения рекомендуется руководствоваться данными таблицы 1: Таблица 1 - Структура полного комплекса пусконаладочных работ
Примечание: Работы по отделу 02 сборника № 3 и по отделу 08 сборника № 7 не относятся к пусконаладочным и выполняются на действующих предприятиях по отдельному договору с заказчиком. Пусконаладочные работы «под нагрузкой», как расходы накапитального характера, могут относиться на сметную стоимость, которая будет производиться (оказываться) при эксплуатации построенных объектов, и в сметной документации на строительство, как правило, не предусматривается. Сметная стоимость пусконаладочных работ в текущем уровне цен может быть рассчитана: - ресурсным методом - на основе ГЭСНп-2001. - базисно-индексным методом - на основе единичных расценок (ФЕРп-2001, ТЕРп-2001) с использованием текущих и прогнозных индексов по отношению к затратам, исчисленным в базисном уровне цен по состоянию на 1 января 2000 года. 9.2. Сметная стоимость пусконаладочных работ по объектам основного и вспомогательного производств, определяется на основании локальных сметных расчетов (локальных смет). 10 Порядок определения накладных расходов10.1 Накладные расходы, как часть сметной себестоимости строительно-монтажных работ, представляют собой совокупность затрат, связанных с созданием общих условий строительного производства, его организацией, управлением и обслуживанием. Накладные расходы нормируются косвенным способом в процентах от сметных затрат средств на оплату труда рабочих (строителей и механизаторов) в составе прямых затрат. Накладные расходы учитывают затраты строительно-монтажных организаций, связанные с созданием общих условий производства, его обслуживанием, организацией и управлением. Начисление накладных расходов и сметной прибыли при составлении локальных сметных расчетов (смет) без деления на разделы производится в конце сметного расчета (сметы), за итогом прямых затрат, а при формировании по разделам - в конце каждого раздела и в целом по сметному расчету (смете). 10.2 Нормативы накладных расходов по видам строительных и монтажных работ определяются на основе анализа данных федерального государственного статистического наблюдения о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг) по специализированным организациям-представителям с учетом структуры сметных прямых затрат в сметной стоимости строительных, монтажных, ремонтно-строительных и специальных строительных работ, определяемой на основе сметно-нормативной базы 2001 года. Система указанных нормативов приведена в приложении 4 МДС 81-33.2004. Нормативы накладных расходов по видам строительных и монтажных работ следует применять на стадии разработки рабочей проектно-сметной документации, а также при расчётах за выполненные работы. 10.3 Нормативы накладных расходов по видам строительства, строительных и монтажных работ разработаны без учёта районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к ним. Порядок расчёта величины накладных расходов в указанных районах приведен в Методических указаниях по определению величины накладных расходов и сметной прибыли в строительстве, осуществляемом в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним (МДС 81-34.2004), утвержденных постановлением Госстроя России от 12.01.2004 № 5. 10.4 Индивидуальные нормы накладных расходов подрядных организаций определяются на основе расчётных затрат, необходимых для управления, организации и обслуживания процесса производства строительных работ, и должны учитывать реальные условия конкретного строительства, отличающиеся от усреднённых, предусмотренных в укрупненных нормативах накладных расходов. 10.5 Расчёт индивидуальных норм накладных расходов целесообразно осуществлять методом постатейного калькулирования, предусматривающим расчёт массы накладных расходов для конкретных подрядных организаций расчётно-аналитическим методом по статьям затрат с отнесением её к фонду оплаты труда рабочих-строителей и механизаторов. 10.6 Постатейное калькулирование затрат при расчёте индивидуальной нормы накладных расходов следует осуществлять: - по нормируемым статьям затрат - на основе действующих законодательных и нормативных документов, регламентирующих их величину; - по ненормируемым статьям затрат - в соответствии с данными бухгалтерского учёта подрядных организаций. Порядок определения величины накладных расходов по статьям затрат подрядной организации приведен в прил. 5 МДС 81-33.2004. 10.7 При расчёте индивидуальной нормы накладных расходов необходимо проводить анализ годовых данных федерального государственного статистического наблюдения о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг) по форме 5-з, утверждённой постановлением Госкомстата России от 09.09.2003 № 82. 10.8 Для экспертной оценки расходов по статьям накладных расходов рекомендуется использовать данные о постатейной структуре накладных расходов по элементам, а также о среднеотраслевой - структуре накладных расходов, приведенные в МДС 81-33.2004. Указанные данные носят справочный характер и не могут использоваться для расчёта индивидуальной нормы накладных расходов. 10.9 При расчёте индивидуальной нормы накладных расходов не должны учитываться накладные (цеховые) расходы подсобных, вспомогательных производств, обслуживающих и прочих хозяйств, находящихся на самостоятельном (отдельном) балансе или в составе подразделений подрядных организаций. Указанные расходы относятся на себестоимость продукции или услуги этих хозяйств. 10.10 При разработке индивидуальных норм накладных расходов необходимо учитывать, что в соответствии с положениями о взаимоотношениях организаций генерального подрядчика с субподрядчиком, предусмотренных заключенным между ними договором на строительство, субподрядчик перечисляет за счёт накладных расходов плату генподрядчику на покрытие следующих расходов: административно-хозяйственных, связанных с обеспечением технической документацией и координацией работ, приёмкой и сдачей работ, материально-техническим снабжением, обеспечением пожарно-сторожевой охраной, техники безопасности, временными (не титульными) зданиями и сооружениями и др. При этом сумму отчислений субподрядчик относит на указанные статьи накладных расходов, а генподрядчик соответственно уменьшает расходы по аналогичным статьям. Таблица 2 - Нормативы накладных расходов по видам строительных и монтажных работ (Приложение 4 МДС 81-33.2004)
Примечание 1 При капитальном ремонте жилых и общественных зданий накладные расходы следует применять с коэффициентом 0,9. Указанный коэффициент не применяется при определении стоимости работ по капитальному ремонту наружных инженерных сетей, улиц и дорог общегородского, районного и местного значения, мостов и путепроводов. 2 При выполнении работ по капитальному ремонту оборудования в жилых и общественных зданиях норматив накладных расходов принимается с коэффициентом 0,9. 3 При выполнении пусконаладочных работ по отраслевому технологическому оборудованию норма накладных расходов принимается в размере 65 % от фонда оплаты труда пусконаладочного персонала. 11 Порядок определения сметной прибыли11.1 Сметная прибыль в составе сметной стоимости строительной продукции - это средства, предназначенные для покрытия расходов подрядных организаций на развитие производства и материальное стимулирование работников. Сметная прибыль является нормативной частью стоимости строительной продукции и не относится на себестоимость работ. 11.2 В составе норматива сметной прибыли учтены затраты на: - отдельные федеральные, региональные и местные налоги и сборы, в т.ч., налог на прибыль организаций, налог на имущество, налог на прибыль предприятий и организаций по ставкам, устанавливаемым органами местного самоуправления в размере не выше 5 процентов; - расширенное воспроизводство подрядных организаций (модернизация оборудования, реконструкция объектов основных фондов); - материальное стимулирование работников (материальная помощь, проведение мероприятий по охране здоровья и отдыха, не связанных непосредственно с участием работников в производственном процессе); - организацию помощи и бесплатных услуг учебным заведениям. 11.3 В качестве базы для исчисления сметной прибыли принимается - величина средств на оплату труда рабочих (строителей и механизаторов) в текущих ценах в составе сметных прямых затрат. При определении сметной стоимости строительно-монтажных работ общеотраслевой норматив сметной прибыли составляет 65 % к величине средств на оплату труда рабочих (строителей и механизаторов) и используется для выполнения общеэкономических расчетов в инвестиционной сфере. 11.4 Общеотраслевой норматив сметной прибыли в составе сметной стоимости ремонтно-строительных работ составляет 50 % к величине средств на оплату труда рабочих (строителей и механизаторов). Таблица 3 - Нормативы сметной прибыли по видам строительных и монтажных работ (Приложение 3 МДС 81-25.2001)
12 Определение средств на временные здания и сооружения12.1 К временным зданиям и сооружениям относятся специально возводимые или приспосабливаемые на период строительства производственные, складские, вспомогательные, жилые и общественные здания и сооружения, необходимые для производства строительно-монтажных работ и обслуживания работников строительства. Временные здания и сооружения подразделяются на титульные и нетитульные. 12.2 Сметные нормы затрат на строительство титульных временных зданий и сооружений определяются в процентах от сметной стоимости строительных и монтажных работ по итогам глав 1 - 7 (графы 4 и 5) сводного сметного расчета стоимости строительства (Приложение 1 ГСН 81-05-01-2001). 12.3 Сметные нормы учитывают затраты на строительство и последующую разборку временных зданий и сооружений, необходимых для производства строительно-монтажных работ, а также для обслуживания работников строительства в пределах строительной площадки или трассы, отведенных в натуре под строительство, с учетом приспособления и использования для нужд строительства существующих и вновь возводимых зданий и сооружений постоянного типа. В сметных нормах учтены затраты на пусконаладочные работы, выполняемые при вводе в эксплуатацию отдельных видов временных зданий и сооружений - электростанций, трансформаторных подстанций, котельных, насосных, компрессорных станций и т.п. Размер средств на строительство титульных временных зданий и сооружений может определяться: - по нормам ГСН 81-05-01-2001; - по расчету, основанному на данных ПОС. Одновременное использование указанных способов не допускается. 12.4 Расчеты между заказчиками и подрядчиками за временные здания и сооружения производятся за фактически построенные временные здания и сооружения. 12.5 Порядок расчетов за временные здания и сооружения, установленный между заказчиком и подрядчиком, должен применяться от начала и до окончания строительства. 12.6 Построенные титульные временные здания и сооружения принимаются в эксплуатацию, зачисляются в основные средства заказчика (кроме временных автомобильных дорог, подъездных путей и архитектурно оформленных заборов) и передаются в пользование подрядчику в порядке, установленном договором подряда. 12.7 Затраты по разборке временных зданий и сооружений оплачиваются при их ликвидации. Возвратные суммы от реализации материалов, деталей, оборудования и производственно-хозяйственного инвентаря, получаемые от разборки находящихся на балансе заказчика временных зданий и сооружений, определяются расчетами, учитывающими реализацию этих материалов и деталей в текущем уровне цен (за вычетом расходов по приведению их в пригодное состояние и доставке в места складирования) 12.8 Материалы и конструкции, получаемые от разборки временных зданий и сооружений, приходуются бухгалтерией заказчика и реализуются подрядчику при его согласии. 12.9 При использовании для строительства временных автомобильных дорог из сборных железобетонных плит возвратная стоимость полученных от разборки плит определяется на основании акта, подписанного заказчиком и подрядчиком. 12.10 Затраты по возведению, сборке, разборке, амортизации, текущему ремонту и перемещению нетитульных зданий и сооружений (для обеспечения нужд отдельных объектов) нормами ГСН 81-05-01-2001 не учтены и предусмотрены в составе норм накладных расходов на строительные и монтажные работы. 12.11 Сверх нормативные затраты по возведению, сборке, разборке, ремонту и перемещению временных зданий и сооружений предусматриваются в сметной документации по расчету, основанному на данных ПОС. 13 Определение затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время13.1 Дополнительные затраты при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время определяются в процентах от сметной стоимости строительно-монтажных работ по сборнику ГСН 81-05-02-2001. Сборник состоит из двух разделов: раздел I «сметные нормы по видам строительства»; раздел II - «сметные нормы дополнительных затрат по конструкциям и видам работ». Нормы раздела I используются при составлении сметной документации и определения сметного лимита на дополнительные затраты, связанные с производством работ в зимнее время, а также для расчетов за выполненные работы между заказчиком и исполнителем. Нормы раздела II применяются при осуществлении расчетов за выполненные строительные и монтажные работы между генподрядными и субподрядными организациями независимо от ведомственной принадлежности. 13.2 Сметными нормами, за исключением оговоренных случаев, учтены все дополнительные затраты, связанные с усложнением производства работ в зимнее время. К ним относятся доплаты рабочим при работе на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях, а также затраты, связанные с изменением технологии производства отдельных строительных работ, с повышенным расходом строительных материалов, дополнительные затраты на эксплуатацию строительных машин (повышенный расход горюче-смазочных материалов, снижение производительности труда машинистов и т.п.), на рыхление мерзлых грунтов и др. 13.3 Нормы дополнительных затрат дифференцированы по температурным зонам в зависимости от температурных условий зимнего периода. 13.4 Температурная зона и продолжительность расчетного зимнего периода для каждой конкретной стройки определяются в соответствии с территориальным делением, приведенным в приложении к сборнику ГСН 81-05-02-2001, независимо от фактической температуры наружного воздуха при производстве работ. 14 Определение затрат и средств на непредвиденные работы14.1 В сметный расчет стоимости строительства (МДС 81-35.2004) включается резерв средств на непредвиденные работы и затраты, предназначенный для возмещения стоимости работ и затрат, потребность в которых возникает в процессе разработки рабочей документации или в ходе строительства в результате уточнения проектных решений или условий строительства по объектам (видам работ), предусмотренным в утвержденном проекте. Резерв средств на непредвиденные работы и затраты определяется от итога глав 1 - 12 (1 - 9 по объектам капитального ремонта) и показывается отдельной строкой с распределением по графам 4 - 8 в зависимости от стадии проектирования. Резерв средств может определяться в размере не более 2 % для объектов социальной сферы и не более 3 % - для объектов производственного назначения. По уникальным и особо сложным объектам строительства размер средств на непредвиденные работы и затраты может быть установлен в размере до 10 % по согласованию с соответствующим уполномоченным органом ОАО «АК «Транснефть». При составлении сметных расчетов по объектам-аналогам и другим укрупненным нормативам на предпроектной стадии резерв средств на непредвиденные работы и затраты возможно принимать в размере до 10 %. Резерв средств на непредвиденные работы и затраты предназначен для компенсации дополнительных затрат, связанных с: уточнением объемов работ по рабочим чертежам, разработанным после утверждения проекта (рабочего проекта); ошибками в сметах, включая арифметические, выявленные после утверждения проектной документации; изменениями проектных решений в рабочей документации и т. д. При расчетах за выполненные работы по договорам с установленной твердой договорной ценой, резерв средств на непредвиденные работы и затраты в актах приемки выполненных работ не расшифровывается и оплачиваются заказчиком по норме согласованной при формировании договорной цены.
Руководитель разработки,
начальник ЗАО «ВНИИСТ-Нефтегазпроект» И.И. Дмитренко
Разработчик, главный специалист
Нормоконтролер, специалист I
категории
СОГЛАСОВАНО: Вице-президент по управлению Л.И. Левченко
Начальник Управлении по контролю Т.П. Космарская
Начальник Юридического управления С.В. Стасюк Зам ген. директора по производству К.Э. Хуснетдинов
Приложение А(рекомендуемое) Таблица А.1 - Макет расчета стоимости строительства на основании ресурсно-индексной расчетной схемы
Примечание 1 Вместо затрат по перевозке рабочих и командировочных расходов при целесообразности и обоснованности в расчете могут учитываться затраты, связанные с осуществлением работ вахтовым методом и устанавливаться вахтовая надбавка к тарифной ставке строительных рабочих и механизаторов, в размерах установленных в Приложении 3 к настоящим Рекомендациям. 2 Прогнозный индекс инфляции применяется 1 раз и может быть включен поэлементно в состав прямых затрат или по итогу расчета. Приложение Б(рекомендуемое) Таблица Б.1 - Расчет размера средств на оплату труда по видам и комплексам работ объектов ОАО "АК "Транснефть" по состоянию на 01.07.2004
Примечания: 1. Расчет размера средств на оплату труда по видам и комплексам работ выполнен в соответствии с МДС 83-1.99 и на основании фактически сложившегося уровня оплаты труда работников в подрядных, организациях принимающих участие в строительстве объектов магистральных трубопроводов (транспорта нефти). 2 Показатели оплаты труда по видам работ даны для базисного района (Московская область), без учета районных коэффициентов к заработной плате. 3. Месячная тарифная ставка одного рабочего 1-го разряда (графа 2) принята на основании Постановления Правительства РФ от 03.09.2004 г. № 456 и отраслевого тарифного соглашения по строительству и промышленности строительных материалов РФ на 2002-2004 г.г. от 15.03.2002 г. с изменением от 01.03.2004 г. 4. Средний разряд оплаты труда (графа 3) определен на основании норм ГЭСН-2001. 5. Средние тарифные коэффициенты (графа 4) определены на основании ETC, действующей в отрасли по трубопроводному транспорту нефти и рассчитаны в соответствии с п. 4.11 МДС 83-1.99. 6. Графа 6 - доплата за руководство бригадой рассчитана на основании пункта 3.10 МДС 83-1.99 в размере 1,1 %. 7. Графа 7 - доплата за тяжелые и вредные условия труда предусмотрены п. 3.5. МДС 83-1.99, в размере 20 %. 8. Графа 8, 9 - надбавка за проф. мастерство рабочих учитывается в расчете в соответствии с п. 3.11 МДС 83-1.99, и применяется в целях стимулирования повышения профессионального мастерства рабочих и усиления их материальной заинтересованности и ответственности за качество работ и выполнение производственных заданий:
9. Графа 10 - коэффициент премиальных выплат рассчитан в соответствии с п. 4.13 МДС 83-1.99, исходя из удельного веса премий, носящих регулярный, систематический характер и выплачиваемых из средств на оплату труда. 10. Графа 12 - вознаграждение за выслугу лет определено из расчета 1,15 месячной тарифной ставки (графа 5). Данная статья включена в соответствии с МДС 83-1.99 п. 3.16. 11. Графа 13 - прочие доплаты за неотработанное время (оплата учебных отпусков, выполнение гос. обязанностей, оплата времени связанная с прохождением мед. осмотров и др.) в размере 3 % от графы 11. 12. Графа 14 - оплата при предоставлении ежегодных, дополнительных отпусков рассчитана на основании пункта 3.13 МДС 83-1.99 в соответствии с трудовым законодательством, (графа 11/11 мес.).
Приложение В(рекомендуемое) Таблица В.1 - Сметные расценки на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств, применяемые при строительстве объектов магистральных нефтепроводов, по состоянию на 01.07.2004
Приложение Г(рекомендуемое) Таблица Г.1 - Рекомендуемый состав затрат по основным статьям глав 1, 9, 10, 11 и 12 сводного сметного расчета (ССР), учитываемых сметной документацией при реализации Программы строительства, реконструкции, технического перевооружения и капитального ремонта объектов магистральных нефтепроводов системы ОАО «АК «Транснефть»
|