МИНИСТЕРСТВО
ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ВСЕСОЮЗНЫЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЕ
РЕКОМЕНДАЦИИ Одобрены Минтрансстроем СССР Москва 1974 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ДОРОЖНОГО БЕТОНА. М., Союздорнии, 1974 г. Приведены значения коэффициента однородности дорожного бетона, с помощью которого рассчитывают цементобетонные покрытия по первому предельному состоянию. Впервые этот коэффициент дается раздельно в зависимости от примененного в бетоне вида крупного заполнителя. Кроме того, дается четырехбалльная система оценок качества дорожного бетона в зависимости от величины показателя изменчивости для следующих трех случаев: для оценки качества бетона на ЦБЗ, где прочность определяют по образцам, в готовом покрытии, где прочность находят с помощью ультразвука, и там же, когда прочность определяют с помощью кернов. Табл. 4. ПредисловиеПри проектировании цементобетонных покрытий и контроле качества дорожного бетона оценка его однородности до настоящего времени не получила должного применения. Указанное обстоятельство объясняется в основном отсутствием обоснованных критериев для оценки однородности дорожного бетона, правильно отражающих влияние различных факторов на изменение этого показателя. Настоящие «Методические рекомендации по оценке качества дорожного бетона» в определенной мере восполняют этот пробел. «Методические рекомендации» разработаны в Союздорнии канд. техн. наук В.В. Володиным. При их разработке были учтены результаты исследований и опыт по соответствующему вопросу в других областях строительства. Общие положения1. Настоящие «Методические рекомендации» распространяются на дорожный бетон, применяемый в однослойных и верхних слоях двухслойных покрытий автомобильных дорог следующих марок: по пределу прочности на растяжение при изгибе - «40», «45» и «50», по пределу прочности при сжатии - «300», «350» и «400». В бетоне этих марок в качестве крупного заполнителя используют гранитный щебень, классифицированный известняковый щебень, гравий и щебень из гравия (только после промывки или сухой очистки). Они применимы также и для песчаного бетона. На карбонатный бетон данные «Методические рекомендации» не распространяются. 2. Под однородностью бетона по прочности понимают одинаковость его прочностных значений в определенной совокупности образцов или в каком-то участке конструкции, изделия, сооружения. Для дорожного бетона однородность по прочности оценивают по одной наиболее важной характеристике: по пределу прочности бетона на растяжение при изгибе. Произведенная оценка качества бетона по однородности используется при контроле качества автомобильной дороги в целом во время приемки ее в эксплуатацию. 3. Нормирование показателя однородности дорожного бетона по прочности (как расчетного параметра) необходимо для введения количественного единообразия его величины, соответствующей современному уровню производства бетонных работ при строительстве дорожных покрытий. 4. Для оценки качества бетонной смеси, приготавливаемой на цементобетонных заводах (ЦБЗ), предлагается нормировать показатель однородности бетона по результатам механических испытаний контрольных образцов на растяжение при изгибе в 28-суточном (месячном) возрасте. В готовом покрытии оценка однородности бетона в 28-суточном (месячном) возрасте также должна производиться по одной характеристике - прочности при изгибе. При этом даются нормативы раздельно для двух методов испытаний: с использованием ультразвука и кернов. Коэффициент однородности бетона по прочности как расчетный параметр5. Для расчета цементобетонных покрытий автомобильных дорог по первому предельному состоянию (п. 1) показатель однородности бетона по прочности характеризуется коэффициентом однородности с надежностью (или обеспеченностью) 95 %. 6. Коэффициент однородности бетона определяют по следующей формуле: Кодн = 1 - tCv; (1) где t - коэффициент нормированного отклонения при надежности 95 %; Cv - показатель изменчивости (коэффициент вариации). Коэффициенты однородности по пределу прочности на растяжение при изгибе для бетона марок «40», «45» и «50» для расчета рекомендуется принимать по табл. 1. Таблица 1
Оценка качества бетона по его прочности7. На ЦБЗ качество бетона по его прочности оценивают на основании результатов испытаний контрольных образцов-балок ежемесячно, ежегодно и за весь период работы ЦБЗ. 8. В качестве показателя однородности бетона по прочности на ЦБЗ принимают коэффициент вариации (показатель изменчивости) Cv, определяемый по следующей формуле: где Rср - среднее арифметическое значение предела прочности бетона, определяемое по частным результатам испытаний контрольных образцов за какой-либо период работы ЦБЗ (месяц, год и т.д.); S - оценка среднего квадратического отклонения, Ri - частное значение предела прочности бетона; n - количество частных результатов испытаний за определенный период работы ЦБЗ (месяц, год и т.д.). При n < 30 в знаменателе ставится n - 1. 9. В зависимости от величины Cv оценка качества бетона, выпускаемого на ЦБЗ, по пределу прочности бетона на растяжение при изгибе в 28-суточчом (месячном) возрасте производится по табл. 2. Таблица 2
10. Оценка качества бетона по прочности в готовом покрытии автомобильной дороги в зависимости от величины Сv производится по результатам акустических испытаний покрытия по методике Союздорнии* либо по результатам механических испытаний кернов по методике Союздорнии** на каждом километре дороги и на всей ее протяженности. * «Рекомендации по определению прочности и однородности бетона дорожных покрытий ультразвуковым импульсным методом на базе прибора Бетон-3М-транзистор», М., Союздорнии, 1970. ** »Инструкция по устройству цементобетонных покрытий автомобильных дорог» (ВСН 139-68), М., «Транспорт», 1968, и «Технические указания по применению мелкозернистых (песчаных) цементных бетонов в дорожном строительстве» (ВСН 171-70), М., Оргтрансстрой, 1971. 11. В зависимости от величины Cv качество бетона в готовом покрытии дороги по результатам акустических испытаний для предела прочности бетона на растяжение при изгибе в 28-суточном (месячном) возрасте оценивают по табл. 3. Таблица 3
12. В зависимости от величины Сv качество бетона в готовом покрытии дороги по результатам механических испытаний кернов для предела прочности на растяжение при изгибе в 28-суточном (месячном) возрасте оценивают по табл. 4. При этом, если оценка делается на одном километре покрытия, то количество кернов должно быть не менее 20 штук. Если исследуется участок большей протяженности, то количество кернов отбирают из расчета 20 плюс 3 на каждый последующий километр при равномерном их расположении в плане покрытия на всем исследуемом участке. Таблица 4
СОДЕРЖАНИЕ
|