МЕТОДИЧЕСКИЕ
РЕКОМЕНДАЦИИ
Утверждены
заместителем директора
Одобрены Главным
техническим управлением Москва 1985 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ НОВОЙ ПЛАСТИФИЦИРОВАННОЙ БИТУМНО-БУТИЛКАУЧУКОВОЙ МАСТИКИ ДЛЯ ГЕРМЕТИЗАЦИИ ШВОВ ЦЕМЕНТОБЕТОННЫХ ПОКРЫТИЙ. Союздорнии. М., 1985. Даны рекомендации по применению пластифицированных битумно-бутилкаучуковых мастик МББП-65 (Лило-1) и МББП-80 (Лило-2) для герметизации деформационных швов бетонных покрытий автомобильных дорог и аэродромов, технические требования, предъявляемые к мастике, ее состав и требования к компонентам. Приведены технология подготовки и заполнения деформационных швов мастиками с помощью комплекта оборудования ДС-67А, контроль качества производства работ и основные требования техники безопасности. ПредисловиеВ настоящее время для заполнения деформационных швов бетонных покрытий используют мастики на основе битума. Чтобы повысить эластичность, теплостойкость, сцепление с бетоном, атмосферостойкость и другие свойства мастики, в СССР и за рубежом практикуется добавление в нее резиновой крошки, натуральных и синтетических каучуков. Наиболее эффективным способом повышения механической прочности мастики является введение полимеров в виде порошков, латексов или растворов. С этой целью в результате совместного поиска, ВНИИкровля и Союздорнии разработали для заполнения деформационных швов бетонных покрытий пластифицированные битумно-бутилкаучуковые мастики МББП-65 (Лило-1) и МББП-80 (Лило-2). По результатам исследований разработаны настоящие «Методические рекомендации по применению новой пластифицированной битумно-бутилкаучуковой мастики для герметизации швов цементобетонных покрытий». Использование разработанных «Методических рекомендаций» будет способствовать повышению качества и долговечности герметизации деформационных швов бетонных покрытий автомобильных дорог и аэродромов (авт. свид. № 834049). «Методические рекомендации» разработаны кандидатами технических наук А.Г. Гулимовым, А.М. Шейниным, В.И. Коршуновым (Союздорнии) при участии канд. техн. наук А.Р. Нуралова и инж. В.И. Мизоновой (ВНИИкровля). 1. Общие положения1.1. Настоящими «Методическими рекомендациями» можно руководствоваться при заполнении деформационных швов цементобетонных покрытий автомобильных дорог и аэродромов мастиками битумно-бутилкаучуковыми пластифицированными марок МББП-65 (Лило-1) и МББП-80 (Лило-2). 1.2. Подготовка деформационных швов, их заполнение, соблюдение режима разогрева мастик предопределяют качество и срок службы мастики в швах. 1.3. Заполнять деформационные швы пластифированными битумно-бутилкаучуковыми мастиками Лило-1 и Лило-2 рекомендуется с помощью заливщика ДС-67А. При температуре окружающего воздуха не ниже 10 °С допускается использовать для этой цели конусные лейки. 1.4. До заполнения деформационных швов мастиками Лило-1 и Лило-2 необходимо предварительно промыть, просушить, обеспылить, подгрунтовать пазы швов. 1.5. Работы по заполнению пазов швов должно выполнять специализированное звено дорожных рабочих под руководством мастера с соблюдением правил техники безопасности. 1.6. При проведении работ следует руководствоваться, кроме настоящих «Методических рекомендаций», СНиП III-40-78 «Автомобильные дороги», СНиП III-46-79 «Аэродромы» и «Руководством по организации и технологии строительства аэродромных цементобетонных покрытий» (М., 1981). 1.7. Каждая партия мастики, выпускаемая заводом-изготовителем, должна сопровождаться паспортом, в котором указывается номер партии, результаты испытаний и номер ТУ. 2. Технические требования к мастике2.1. Физико-механические свойства мастик должны соответствовать требованиям ТУ 21-27-40-83 (прил. 1). 2.2. Вязкость мастик Лило-1 и Лило-2, разогретых соответственно до 150 и 180 °С, при истечении через отверстие диаметром 20 мм при объеме мастики 2,5 л должна быть не более 50 с. 2.3. Относительное удлинение мастик Лило-1 и Лило-2 при температуре 20 °С должно составлять не менее 20 %, а прочность образца-шва, определяемая факультативно, - не менее 0,05 МПа (прил. 2). 2.4. Время выдержки мастики при температуре 150 - 180 °С - не более 5 ч. 2.5. Температура хрупкости мастик Лило-1 и Лило-2 по Фраасу должна составлять минус 50 °С (определяется факультативно по ГОСТ 11507-78). 3. Составы и область применения мастики3.1. Мастики битумно-бутилкаучуковые пластифицированные рекомендуются для заполнения деформационных швов бетонных покрытий автомобильных дорог I - III категорий (Лило-1) и аэродромов классов А, Б, В, Г, Д; ВПП, МРД, ГД и МС (Лило-2). Состав мастики, % массы Лило-1 Лило-2 Смесь битумов БН-IV и БНД-40/60...................................... 77 72 Бутилкаучук............................................................................ 5 10 Пластификатор........................................................................ 8 8 Тальк......................................................................................... 10 10
3.2. При приготовлении пластифицированных битумно-бутилкаучуковых мастик используются материалы, которые должны отвечать требованиям, изложенным в таблице. 4. Технология подготовки и заполнения деформационных швов4.1. На строительные объекты мастики поставляют кусками или брикетами массой 15 - 20 кг, посыпанными тальком или другими аналогичными материалами. 4.2. Для обеспечения требуемого сцепления мастик с бетоном стенки пазов швов необходимо грунтовать мастикой, растворенной в керосине в соотношении 1 : 1. Куски мастики расплавляют при постоянном перемешивании до исчезновения комков. В емкость с требуемым количеством растворителя вводят тонкой струйкой, непрерывно перемешивая, расплавленную мастику при температуре не выше 120 °С. Полученный грунтовочный материал без видимых комков битума следует наносить на боковые грани швов (ориентировочный расход грунтовочного материала 0,2 кг на 1 м2 при температуре 20 °С). 4.3. До заполнения мастикой деформационные швы необходимо подготовить: промыть паз шва сразу же после нарезки; просушить, в зависимости от температуры окружающего воздуха, в течение 1,5 - 2,5 ч с момента их промывки; обеспылить пазы швов (если это требуется) сжатым воздухом под давлением не менее 0,5 МПа; для улучшения условий работы мастики в шве и снижения ее расхода в нижнюю часть паза вложить прокладку (хлопчатобумажный шнур, резиновые трубки, пороизол, гернит и т.п.) на глубину, равную 2 - 3 величинам ширины шва; подгрунтовать пазы швов. Заполнять деформационные швы мастикой необходимо не ранее чем через 30 мин после нанесения грунтовочного слоя на стенки пазов швов. 4.4. Перед заполнением емкости заливщика ДС-67А мастику необходимо разогреть в котлах с принудительным перемешиванием, оборудованных термометром (прил. 3). 5. Контроль качества производства работ5.1. Гарантийный срок хранения мастик Лило-1 и Лило-2 - 6 мес со дня отгрузки потребителю. По истечении гарантийного срока мастика может применяться после проверки ее на соответствие требованиям ТУ 21-27-40-83 (см. прил. 1). 5.2. При контроле пазов швов проверяют: ширину и глубину их нарезки; тщательность промывки, сушки и обеспыливания; глубину заполнения мастикой; качество подгрунтовки. 5.3. При разогреве мастики в котлах следует контролировать: присутствие посторонних примесей в мастике (бумаги, грунта и пр.); температуру разогрева мастики и время выдержки ее в нагретом состоянии. 5.4. Деформационные швы следует заливать мастикой до уровня покрытия или ниже на 1 - 3 мм. 6. Основные требования техники безопасности6.1. К работам по герметизации пазов швов допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие специальный инструктаж и аттестацию, а также инструктаж по технике безопасности. 6.2. Лица, занятые разогревом и транспортированием горячих мастик Лило-1 и Лило-2, должны быть предварительно проинструктированы о безопасных способах загрузки и разгрузки котла, разогрева готовых мастик, транспортирования горячих мастик. 6.3. Все работающие с мастиками должны быть обеспечены спецодеждой (хлопчатобумажным комбинезоном, резиновыми сапогами, брезентовыми рукавицами или пастами типа ПМ-1 или «Хлот БТ»). 6.4. Так как мастики битумно-бутилкаучуковые являются пожароопасными (по ГОСТ 12.1.021-80 температура вспышки 315 °С, температура воспламенения 340 °С), запрещаются работы с открытым огнем, курение, а также работы, вызывающие искрение. 6.5. Необходимо довести до сведения всех работающих с битумно-бутилкаучуковыми мастиками, что мастики токсичны, так как при их изготовлении и применении при температуре 150 - 180 °С из компонентов мастики выделяются незначительное количество непредельных углеводородов и мономеры, и их систематическое попадание на кожу может привести к дерматитам и экземам (см.: Лазарев Н.В. Вредные вещества в промышленности. - М.: Химия, 1977). 6.6. Содержание в воздухе рабочей зоны выделяющихся при разогреве и применении мастик вредных веществ не должно превышать норм, указанных в ГОСТ 12.1.005-76. 6.7. Определение концентрации вредных веществ в воздухе рабочей зоны разогрева и применения мастик должно осуществляться по «Техническим условиям на методы определения вредных веществ в воздухе» вып. I - ХII (М.: Медицина, 1968). 6.8. При работе с мастиками должны быть обеспечены безопасные для работающих условия в соответствии с требованиями СНиП III-4-80 «Техника безопасности в строительстве» и ГОСТ 12.3.002-75. 6.9. Режим слива и налива мастик должен соответствовать приведенному в «Правилах защиты от статического электричества в производствах химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности», утвержденных Госстроем СССР, ЦК профсоюзов рабочих нефтяной и химической промышленности и Госгортехнадзором СССР. Помещения, в которых ведется работа с мастиками, должны быть снабжены приточно-вытяжной вентиляцией. 6.10. В помещениях, предназначенных для хранения и применения мастик, запрещается пользоваться открытым огнем. В случае загорания мастик следует применять пенный огнетушитель, асбестовое полотно или песок. 6.11. Все противопожарные мероприятия, осуществляемые на строительном объекте, подлежат согласованию в местном отделении Госпожнадзора. ПРИЛОЖЕНИЕ 1Показатели
физико-механических свойств мастик
|
Норма для мастики марки |
Метод испытания |
||
МББП-65 (Лило-1) |
МББП-80 (Лило-2) |
||
Температура размягчения по методу КиШ, °С |
70 ± 5 |
80 ± 5 |
|
Глубина проникания иглы при 25 °С, не менее |
35 |
30 |
|
Гибкость образца мастики толщиной 1 мм на стержне диаметром 10 мм после выдерживания при минус 20 °С |
- |
- |
По прил. 4 к настоящим «Методическим рекомендациям» |
Водопоглощение за 24 ч, %, не более |
1 |
1 |
По ГОСТ 2678-81 |
Растяжимость при 25 °С, см, не менее |
3 |
3 |
Предел прочности и относительное удлинение мастики определяют на разрывной машине типа ЦД-4 следующим образом.
Для испытания изготавливают образцы-швы, представляющие собой две бетонные балочки размером 40´40´160 мм, соединенные мастикой на длину 100, высоту 40, ширину 10 мм. Образцы-швы выдерживают 5 сут при температуре 20 ± 2 °С. Число испытуемых образцов-швов должно быть не менее трех.
Образец-шов устанавливают в зажимы разрывной машины, проверяют установку приборов на нуль, замеряют ширину образца-шва, включают разрывную машину и растягивают образец-шов до разрушения. Скорость приложения нагрузки - 1 мм/мин.; контролируется с помощью индикатора часового типа и секундомера. По шкале прибора фиксируют разрушающую нагрузку, по индикатору - приращение ширины паза шва в момент разрушения образца-шва.
Предел прочности образца-шва при растяжении (Rp, МПа) вычисляют по формуле
где Р - нагрузка, при которой происходит разрыв образца-шва, Н;
S - площадь сечения мастики, м2.
При разрушении образца-шва по мастике следует вычислять предел прочности мастики (s), а при разрушении по контактному слою «мастика-бетон» необходимо вычислять сцепление мастики с бетоном (t).
Относительное удлинение при растяжении (eр, %) определяют по формуле
где lp - ширина паза шва в момент разрыва, мм;
l0 - начальная ширина паза шва, мм.
Комплект оборудования ДС-67А обеспечивает выполнение следующих операций: очистку пазов сжатым воздухом, их подгрунтовку, а также заполнение деформационных швов. Базовой машиной является автомобиль УАЗ-452Д. На шасси автомобиля также установлены бак для расходного запаса мастики, компрессор, оборудование для обогрева мастики.
Оборудование для подгрунтовки стенок пазов швов жидким битумом или раствором мастики в керосине (соотношение 1 : 1) состоит из красконагнетателя (С-764) и удочки со шлангом и распылителем от агрегата С-562А. На платформе автомобиля транспортируется также заливщик швов. Бак для мастики вместимостью 300 л имеет термоизоляционную оболочку, внутренние обогревательные каналы. Встроенный в бак битумный насос обеспечивает циркуляцию мастики и закачку ее в емкость заливщика швов. Уровень мастики в емкости заливщика контролируется поплавковым указателем, температура - термодатчиками, которые выведены на панель приборов в кабине водителя. Бак имеет вспомогательную емкость для промывки его и заливщика швов керосином под давлением до 0,05 МПа. Привод битумного насоса и компрессора осуществляется от двигателя автомобиля (ЗМЗ-451) через дополнительную раздаточную коробку передач.
Техническая характеристика комплекта оборудования ДС-67А
Базовая машина................................................................................ УАЗ-452Д
Двигатель, модель............................................................................ ЗМЗ-451
Вместимость бака для мастики, л.................................................. 300
Вместимость промывочного бака, л.............................................. 50
Давление воздуха при промывке, МПа......................................... 0,05
Подача битумного насоса, л/мин................................................... 100
Термодатчики................................................................................... С логомерами ЛМ-06
Компрессорная установка, модель................................................. СО-7А
Бак для подгрунтовки пазов швов, модель................................... С-764 (СО-42)
Вместимость бака, л........................................................................ 40
Удочка (длина 1,2 м, масса 1,5 кг)................................................. От агрегата С-562
Давление воздуха, МПа
при подгрунтовке..................................................................... 0,6
при очистке швов..................................................................... 0,6
Применяемые приборы и материалы:
холодильная камера;
термометр с ценой деления 1 °С;
металлический стержень диаметром 10 мм;
образцы пленки мастики размером 20´50 мм.
Проведение испытания.
Образцы пленки мастики вместе со стержнем выдерживают 30 мин в холодильнике при температуре минус 20 °С, после чего образцы вынимают и медленно огибают по полуокружности стержня. Огибание производится равномерно в течение 2 с.
Время с момента изъятия образцов из холодильной камеры и изгибания его по полуокружности стержня не должно превышать 10 с.
Мастику считают выдержавшей испытание, если на образцах не будет обнаружено трещин.
СОДЕРЖАНИЕ