На главную | База 1 | База 2 | База 3

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВСЕСОЮЗНЫЙ ДОРОЖНЫЙ
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ
(СОЮЗДОРНИИ)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРИМЕНЕНИЮ
ВОЗДУХОВОВЛЕКАЮЩЕЙ ДОБАВКИ ОСМ-2
В ДОРОЖНЫХ БЕТОНАХ

Одобрены Минтрансстроем

Москва 1976

Изложены сведения о технологии и области применения, технических требованиях, характеристике новой добавки и очищенного сульфатного мыла (ОСМ-2) и комплексной добавки на ее основе.

Применение новых, разработанных Союздорнии (авторские свидетельства № 423766 и № 500197), добавок по сравнению с известными добавками позволит снизить трудовые и денежные затраты на приготовление дорожных бетонных смесей.

Предисловие

В современной практике строительства бетонных покрытий дорог и аэродромов особое значение придается гидрофобизующим воздухововлекающим (микропенообразующим) добавкам поверхностно-активных веществ (ПАВ), введение которых в бетонную смесь существенно повышает долговечность бетона.

Вместе с тем их номенклатура в нашей стране ограничена практически одной добавкой СНВ, представляющей собой нейтрализованную абиетиновую смолу.

В связи с этим Союздорнии предложил и исследовал в лабораторных и производственных условиях как одиночную добавку ОСМ-2, так и комплексную, представляющую собой сочетание ОСМ-2 с известной пластифицирующей добавкой СДБ (авторские свидетельства № 423766 и № 500197).

Применение новых добавок в соответствии с «Методическими рекомендациями по применению воздухововлекающей добавки ОСМ-2 в дорожных бетонах», разработанными канд. техн. наук Э.Р. Пинусом и инж. В.И. Коршуновым, позволит снизить стоимость приготовления бетонных смесей и расширит номенклатуру ПАВ, используемых в технологии дорожного и других видов бетона.

Общие положения

1. «Методическими рекомендациями» следует руководствоваться при строительстве бетонных покрытий автомобильных дорог и аэродромов, а также гидротехнических и других сооружений.

2. «Методические рекомендации» предназначены для внедрения новых ПАВ в технологию приготовления дорожных бетонов: добавки очищенного сульфатного мыла (ОСМ-2) и комплексной добавки, представляющей сочетание ОСМ-2 с сульфитно-дрожжевой бражкой (СДБ).

3. Добавка ОСМ-2 и комплексная добавка на ее основе вводятся в бетонную смесь главным образом для повышения долговечности и морозостойкости дорожного бетона в присутствии хлористых солей, применяемых для борьбы с гололедом.

Применение комплексной добавки СДБ + ОСМ-2 обеспечивает оптимальный эффект в получении экономичных по расходу цемента составов дорожного бетона высокой прочности и долговечности.

4. Настоящие «Методические рекомендации» являются дополнением к ГОСТ 8424-72 «Бетон дорожный» и «Инструкции по устройству цементобетонных покрытий автомобильных дорог» ВСН 139-68.

Характеристика ОСМ-2

5. Добавка ОСМ-2 является поверхностно-активным веществом гидрофобизующего типа и по основному действию на бетонные смеси и бетоны классифицируется как воздухововлекающая (микропенообразующая). Вместе с тем она оказывает пластифицирующее действие на бетонные смеси, повышает их устойчивость против расслоения.

6. Добавка ОСМ-2 по воздухововлекающему и пластифицирующему действию на бетонные смеси и физико-механические свойства бетона является аналогом известной добавки абиетата натрия (СНВ).

7. Преимуществами ОСМ-2 перед СНВ являются широкая сырьевая база для ее производства, значительно более низкая стоимость и меньшая трудоемкость применения.

8. Добавка ОСМ-2 представляет собой пастообразный продукт от светло-коричневого до желтого цвета, легко растворимый в воде и нетоксичный. По своим свойствам ОСМ-2 должна удовлетворять требованиям ТУ-81-28-1-75 объединения «Эстонбумпром» Минбумпрома СССР «Мыло сульфатное очищенное».

9. По составу ОСМ-2 представляет собой смесь натриевых солей смоляных и жирных кислот с включением небольшого количества нейтральных и других веществ.

10. Добавку ОСМ-2 получают путем очистки сырого сульфатного мыла, являющегося побочным продуктом производства целлюлозы по сульфатному способу.

Технические требования к добавке ОСМ-2
(по ТУ-81-28-1-75)

11. Содержание влаги в добавке ОСМ-2 не должно превышать 40 % массы.

12. Сумма жирных и смоляных кислот и неомыляемых веществ должна составлять не менее 75 % массы абсолютно сухого вещества.

13. Содержание общей щелочи не должно превышать 11 % массы абсолютно сухого вещества.

14. Добавка ОСМ-2 не должна иметь резкого запаха.

Перевозка и хранение

15. Добавку ОСМ-2 перевозят в металлических или деревянных бочках емкостью 100 - 250 л железнодорожным или автомобильным транспортом. Сбрасывание бочек с добавкой на складах и при перевозке не допускается.

16. На днище каждой бочки несмываемой краской указывают название продукта, номер партии, дату изготовления, массу брутто и нетто.

17. Каждая партия продукции должна сопровождаться документом, удостоверяющим соответствие ее качества требованиям технических условий.

18. Бочки с добавкой ОСМ-2 хранят на складах или под навесом. Допускается хранение их на открытой площадке.

19. Готовый продукт должен быть принят отделом технического контроля предприятия - поставщика. Срок гарантии качества - 12 месяцев.

Применение добавки ОСМ-2

20. ОСМ-2 может применяться в виде одиночной добавки или, согласно рекомендациям ВСН 139-68, в сочетании с пластифицирующей добавкой СДБ.

21. Дозировки добавки ОСМ-2 (обычно в пределах 0,01 - 0,03 % массы цемента), а также методика подбора состава дорожного бетона с применением рекомендуемых воздухововлекающих добавок ОСМ-2 и СДБ + ОСМ-2 , являются такими же, как и для добавок СНВ и СДБ + СНВ, и должны соответствовать ВСН 139-68 и «Методическим рекомендациям по подбору состава дорожного бетона» (Союздорнии. М., 1973).

22. Добавка ОСМ-2 вводится в бетонную смесь в виде полного раствора 10 или 20 %-ной концентрации.

23. Для приготовления 10 %-ного раствора берут 100 г ОСМ-2 (в расчете на сухое вещество добавки) на 900 г теплой воды. Содержание сухого вещества в добавке определяется высушиванием ее до постоянной массы в термостате при температуре 105 - 110 °С.

24. При применении добавки ОСМ-2 вместо добавки СНВ технология приготовления бетонной смеси и устройства бетонного покрытия, контроль качества бетона и бетонной смеси, включая определение объема воздухововлечения, не изменяются и должны соответствовать требованиям ВСН 139-68.

СОДЕРЖАНИЕ