Отчет по теме: ИП-86/87-05.03
«Методы технико-экономическогообоснования проектных решений автомобильных дорог», составлен в соответствии с техническим заданием, согласованным Союздорнии
15.10.87.
Целью работы является разработка нормативов и показателей для технико-экономического
проектирования автомобильныхдорог.
При разработке нормативов и показателей использовались
данные из статистическогоежегодника «Народное хозяйство
СССР», нормативно-методической и технической литературы повопросам проектирования автомобильных дорог и эксплуатации автотранспорта.
Настоящими нормативами и показателями рекомендуется
пользоваться при разработке схем развития сети, ТЭО и ТЭР строительства (реконструкции) автомобильных дорог.
Сборник составлен сотрудниками отдела ТЭО: главным инженером проекта Корнюховым В.Т., руководителем бригады Лучшевым А.А. и главным специалистом Беляковым С.А.
Протяженность автомобильных дорог народного хозяйства
тыс. км
1365,6
1364
1363,9
1275,5
1341,3
1549,3
Протяженность автомобильных дорог общего пользования
- ²-
1052,3
1069,9
1106,1
1022,0
1001,3
971,5
в том числе:
твердым покрытием
- ² -
258,4
359,9
489,0
617,9
723,5
822,3
из них с усовершенствованным
тыс. км
73,4
131
205
290
369
459
Грузооборот
млрд. ткм
98,5
143,1
220,8
337,9
432,1
476,4
Пассажирооборот
млрд. пасс. км
61
120,5
202,5
303,6
389,8
446,6
Примечание. Пассажирооборот относится к автобусам общего пользования.
Статистические показатели следует использовать для анализа соответствия выпуска автомобилей
и грузооборота протяжению сети и прогнозных расчетов при разработке схем развития сети автомобильных дорог региона.
В таблице приводятся показатели, характеризующие перевозки грузов
автомобильным транспортом народного хозяйства за 1985 год в расчете на тыс. руб. валового общественногопродукта и на 1 человека в год.
В таблице приводятся показатели, характеризующие перевозки пассажиров автобусами общего пользования за
1985 год в расчете на 1 человека в год.
При расчете объемов грузовых и пассажирских перевозок может использоваться показатель, выражающий их взаимосвязь, т.е. отношение числа
пассажиров, перевезенных автобусами общего пользования, к объему грузов, перевезенных автомобильнымтранспортом народного хозяйства (пасс/т). Этот
показатель равен: в целом по СССР - 1,6, для городов областного подчинения - 2,1, городов районного подчинения - 1,6, поселков городского типа - 1,7 и сельских населенных пунктов -
0,3.
В таблице приводятся стоимости строительства автомобильных дорог различных категорий в первой категории рельефа. Значение показателей не включают затраты на строительство титульных мостов и сложных пересечений в разных уровнях.
Для определения стоимости строительства в пересеченном
рельефе показатели таблицы следует увеличить в 1,25 - 1,3 раза, в горном рельефе - в 1,8 - 2,4 раза.
Средние стоимости строительства участков
дорог, расположенныхв пределах пригородных зон городов с населением до 600 тыс. человек следует увеличивать в 1,2
раза, 0,5 - 1 млн. человек - в 1,4 раза, 1 - 2 млн. человек - в 1,8 раза.
Показатели таблицы 16 нельзя использовать для определения стоимости строительства автомобильных дорог в районах
вечной мерзлоты, сплошной заболоченностии пустынь.
Стоимость строительства развязок типа «неполный клеверный лист» и «труба» составляют соответственно 0,6
- 0,7 и 0,4 - 0,5 от стоимости пересечений по типу «полный клеверный лист».
В таблице приводятся стоимости реконструкции автомобильных дорог различных категорий в равнинной местности. Для
определения стоимости реконструкциив пересеченной и горной
местностях показатели таблицы следует увеличивать соответственнов
1,15 и 1,8 раза.
Капитальные вложения в подвижной состав автомобильного
транспорта определяются по формуле:
, где
a - коэффициент ежегодного прироста интенсивности движения автомобилей,
Ко - капитальные вложения в подвижной состав и производственную базу автомобильного транспорта в отчетном году,
t - срок суммирования затрат - 35 лет,
tсл - срок службы автомобиля, лет,
Енп - норматив приведения разновременных затрат.
Обозначив:
получим, что Еа зависит от эффективности ежегодного прироста
интенсивности движения автомобилей и срока службы автомобилей. Формулу для расчета капитальных вложений в автомобильныйтранспорт можно представить в виде Кавт.
= Ко× Еа. Значениепоказателя Еа
для различных a и tсл. приводится в таблице 21:
a - коэффициент ежегодного прироста интенсивности движения
0
0,01
0,02
0,03
0,04
0,05
0,06
0,07
0,08
0,09
0,10
0,11
0,12
3
4,5
5
5,8
6,8
7,7
9
10,4
12,2
13,6
16,2
19,5
22,6
26,2
5
2,9
3,2
3,8
4,4
5,0
5,8
6,7
7,9
8,8
10,5
12,6
14,6
16,9
7
2,2
2,5
2,9
3,3
3,8
4,5
5,1
6,0
6,7
8,1
9,6
11,2
13,0
9
1,9
2,0
2,4
2,8
3,2
3,7
4,3
5,0
5,6
6,7
8,0
9,3
10,8
11
1,6
1,8
2,1
2,5
2,8
3,3
3,8
4,4
4,9
5,9
7,0
8,2
9,5
Расчеты следует вести отдельно для грузовых автомобилей, легковых автомобилей и автобусов, имеющих различные величины ежегодного прироста интенсивности движения и срока службы подвижного состава.
Текущие затраты расчетного года определяются по формуле:
, где
b - коэффициент ежегодного прироста текущих затрат,
То
- текущие затраты отчетного года,
t - срок суммирования затрат - 35 лет,
Енп
- норматив приведения разновременныхзатрат.
Обозначим:
Отметим, что этот показатель зависит только от коэффициента ежегодного прироста текущих затрат b. Таким образом, формулу текущих затрат расчетного года можно представить в виде:
При определении текущих затрат расчетного года по предложенной формуле Тр
= То× Етотпадаетнеобходимость
в определении расчетного года эксплуатации. В случае, если необходимо установить расчетный год, то используется зависимость:
Расчетная интенсивность движения представляет собой интенсивность движения автомобилей, которая соответствует экономически целесообразному уровню загрузки дороги движением
и используется для назначения категории дороги и числа полос движения.
Расчетная интенсивность движения для назначения категорий
дорог совпадает со среднегодовойсуточной интенсивностью движения при условиях:
- число дней работы дороги -
365;
- состав движения: грузовые автомобили -
45 %, автобусы - 5 % и легковые - 50 %;
- коэффициент сезонной неравномерности -
1,0;
- количество автомобилей, проходящих в максимальный
час - 10 %;
- местность проложения трассы - равнинная;
- расстояние между пересечениями - не менее 5 км.
В этом случае в качестве расчетной можно принимать
среднегодовую суточную интенсивностьдвижения последнего года
перспективного периода. Отклонение от этих показателей вызывает необходимостьопределения расчетной интенсивности движения по формуле:
Np = Ncc× K1× K2× K3.
Коэффициенты К1,
К2, К3учитываютвлияние состава
потока и средней грузоподъемностиавтомобилей, сезонной и
часовой неравномерностидвижения, рельефа местности и расстояния между пересечениями.
Значение коэффициентов приводится в таблицах 25, 26, 27.
Коэффициент увеличения интенсивности движения через t лет
5 лет
10 лет
15 лет
20 лет
1
1,05
1,10
1,16
1,22
2
1,10
1,22
1,35
1,49
3
1,16
1,34
1,56
1,80
4
1,22
1,48
1,80
2,19
5
1,28
1,63
2,08
2,65
6
1,34
1,79
2,40
3,21
7
1,40
1,97
2,76
3,87
8
1,47
2,16
3,17
4,66
9
1,53
2,37
3,64
5,60
10
1,61
2,59
4,18
6,73
11
1,69
2,84
4,79
8,06
12
1,76
3,11
5,47
9,65
В таблице приводится коэффициенты увеличения интенсивности движения в зависимости от процента ежегодного прироста
при возрастании интенсивностидвижения по формуле:
Установление среднегодовой суточной интенсивности
движения автомобилей по данным выборочного контрольного учета движения
При проведении экономических изысканий на стадии разработки технико-экономического обоснования возникает необходимость проведения контрольного учета движения для установления фактической среднегодовой суточной интенсивности движения автомобилей. Проведение круглосуточного учета движения
связано со значительнымитрудовыми и материальными затратами. С достаточной степенью точности можно ограничиться проведением выборочного учета движения в течение нескольких часов. Интенсивность движения автомобилей по дороге подвержена колебаниям по часам суток, дням недели и месяцам года. Для
перехода от интенсивностидвижения, выявленной при проведении
учета, к среднегодовойсуточной, следует использовать закономерности изменения интенсивности движения во времени. Расчет
среднегодовой суточной интенсивностидвижения производится
по формуле:
Ncc = Nt,T×Kt,T×Kн×Kг, где
Ncc - среднегодовая суточная интенсивность движения, авт./сут.;
Nt,T - количество автомобилей, зафиксированных при проведении контрольного учета в течение Tчасов начиная с tчаса суток;
Kt,T - коэффициент перехода к суточной интенсивности движения;
Kн - коэффициент перехода к средненедельнойсуточной интенсивности движения;
Kг - коэффициент перехода к среднегодовойсуточной интенсивности движения.
Значения коэффициентов Kt,T; Kн; Kг приведены в таблицах 35, 36, 37, 38.
Скорости потока автомобилей указаны для экономически целесообразного уровня загрузки дорог движением применительно
к составу потока, приведенному в таблице 29.
Стоимости перевозок указаны для легковых автомобилей.
Зависимость себестоимости от числа полос движения и
уровней загрузки дороги движением построена для легкового автомобиля при расчетной скорости дороги 150
км/час. При переходе к смешанному потоку себестоимостьпробега автомобиля
корректируется с учетом коэффициента перехода по таблице 46.
Для расчета геометрических параметров дорог (пропускной
способности)
Для расчета себестоимости пробега
автомобилей
1
2
3
Легковые
1,0
1,0
Грузовые, в том числе:
до 2-х тонн
1,5
1,6
2,1 - 5 тонн
2,0
2,4
5,1 - 8 тонн
2,5
3,1
8,1 - 12 тонн
3,0
3,6
свыше 12 тонн
3,5
4,0
Автобусы
3,5
4,0
Значение коэффициентов перехода приводится для равнинной
местности, для пересеченной и горной местности значение коэффициентовследует увеличивать в 1,2
раза.